`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

RCS против iMessage?

Американские мобильные операторы активно переключаются на RCS – формат Rich Communication Services, который призван заменить SMS и активно продвигается Google в Android. Сейчас эту систему разворачивают AT&T и T-Mobile, а со следующего года к ним присоединится Verizon.

И это очень интересный вопрос – как этот формат поддержит Apple. Строго говоря, RCS является полным аналогом iMessage, но на данный момент доступен только для Android. Google при этом подчеркивает, что формат открытый, претендует на роль стандарта и управляется GSMA. Сейчас SMS служит таким уровнем совместимости – если ваш корреспондент не пользуется iMessage, вы можете отправить ему SMS. Но если SMS не будет поддерживаться операторами, проиграют именно iMessage – ведь тогда для общения будут использоваться другие мессенджеры, которые обеспечивают кросс-платформенность.

RCS против iMessage?

Гуртом і батька легше бити

Растущее давление китайских властей может привести к неожиданному эффекту – как сообщает WSJ, Alibaba и Tencent рассматривают варианты по открытию своих экосистем друг для друга. К примеру, Alibaba может начать использовать платежную систему Wechat Pay в своих ecommerce проектах Taobao и Tmall, а Tencent может допустить к размещению внутри WeChat прайс-листов Alibaba и даже дать доступ конкуренту к размещению своих миниприложений внутри мессенджера. Если помните презентацию Google о состоянии рынка приложений в Китае, то там отдельно указывался WeChat с этими миниприложениями, как очень большой игрок и фактически еще один магазин приложений.

Собственно, давление властей выглядит двойственно – с одной стороны, было несколько решений, признавших политику гигантов нарушающей законы – так, Alibaba получила рекордный штраф в 18 млрд юаней за необоснованные запреты продавцам размещать свои товары где-то еще, кроме собственной платформы, – а с другой, может быть, вместе гигантам будет легче переносить прессинг регуляторов?

Гуртом і батька легше бити

Момент истины

Внутренний опрос персонала Apple свидетельствует, что, несмотря на смягчение позиции компании относительно удалённой работы – предполагается, что с сентября им можно будет работать три дня в неделю в офисе, а два дня – дома, – сотрудникам этого мало. 90% опрошенных согласились, что им важны возможности удалённой работы, а 58% признали, что беспокоятся, что из-за недостаточно гибкой политики в этом плане часть сотрудников уволится.

Правда, оцените новояз – в опросе удалённая работа обозначена как «location-flexible work options» и может таким образом подразумевать, что работа не из дома, а просто из другого офиса компании тоже подпадает под такую опцию.

Впрочем, по данным опросов сервиса Indeed, доля работающих удалённо снизилась вдвое по сравнению с пиком в мае прошлого года. А Goldman Sachs и JPMorgan, к примеру, уже вернули своих сотрудников на полную рабочую неделю в офисе, хотя их конкуренты из Citigroup разрешают гибкий график – три дня в офисе, два удалённо.

Момент истины

Конечно, суровые нью-йоркские банкиры – это вам не хипстерские калифорнийцы. Пока Facebook и другие компании осторожно намекают, что работа не из Долины может привести к изменениям в оплате труда, CEO Morgan Stanley месяц назад прямо заявил: «Если вы хотите зарплату как в Нью-Йорке, вы должны работать в Нью-Йорке. Никаких "Я в Колорадо и получаю зарплату, как будто сижу в Нью-Йорке"».

На самом деле именно сейчас и разворачивается настоящий эксперимент. Когда год назад все вынуждены были работать из дома, деваться было некуда. А вот теперь есть выбор и можно будет понаблюдать – кто какой режим введет и какой результат получится. Только, пожалуйста, не путайте – «Ну сейчас все свалят работать к тем, кто не заставляет ходить в офис» не является результатом. Успешность бизнеса определяется не наймом сотрудников, а итоговыми показателями и положением на рынке. Так что, если и через пять, и через десять лет JPMorgan и Goldman Sachs останутся в таком же положении в сравнении с Citigroup, тезис о моментальности победы удалёнки будет выглядеть курьёзно.

***

В тоже время в Google небольшой скандал – рядовые сотрудники недовольны тем, что компания не может определиться с правилами удалённой работы, то планирует релокацию команд в более дешевые регионы с урезанием зарплат, то отменяет эти планы и откладывает окончательное решение на август. При этом один из топ-менеджеров, старший вице-президент по инфраструктуре Урс Хёлцле, объявил, что переезжает с семьей на год в Новую Зеландию и будет работать оттуда, регулярно прилетая в Сан-Франциско.

Всё это, конечно, выглядит как политика двойных стандартов и таковой и является – компания изначально настраивалась на возвращение в офисы и какую-то гибкость начала проявлять только под давлением сотрудников, пообещав к августу наладить процессы согласования гибких графиков. Тот факт, что Хёлцле объявил о своём решении 29 июня, то есть и тут обойдя публичный процесс, только подчеркивает неравноправие сотрудников.

Впрочем, честно говоря, большая гибкость графика для топ-менеджеров не является каким-то исключением. Тем более что она редко подразумевает возможность жить не рядом с головным офисом, а гораздо чаще – ненормированный рабочий день и регулярные (читай – очень частые) перелеты по всему миру. Но вот соблюсти внешнюю корректность в мелочах было бы неплохо.

Момент истины

Didi тоже попала под пресс

Didi тоже попала под пресс

Didi пала следующей (после Ant Group) жертвой политики регулирования в Китае – не успела компания выйти (и неплохо выйти) на биржу в США, как «Управление по кибербезопасности» в Китае начало расследование в ее отношении и сначала запретило регистрировать новых пользователей, а затем и вовсе потребовало от магазинов приложений удалить клиент Didi.

Поневоле напрашивается вывод, что Didi успела выйти на биржу только потому, что контролирующие органы Китая были заняты празднованием 100-летия коммунистической партии. А как отпраздновали, так и вернулись к работе, в смысле, к регулированию компаний.

***

Страдания Didi продолжаются и даже накрывают другие компании – выяснилось, что управление по кибербезопасности Китая предлагало Didi отложить выход на IPO из-за соображений сохранности персональных данных пользователей, но, не получив прямого запрета, руководство компании решило все же выходить.

Однако теперь аналогичные требования предъявлены еще трем сервисам – платформе онлайн-найма Boss Zhipin и двум приложениям, в которых можно заказать грузовые перевозки, – Yunmanman и Huochebang. Всем им запрещено регистрировать новых пользователей, пока идет расследование их действий. Компании, управляющие этими сервисами, вышли на IPO на американских биржах в июне 2020 г., как и Didi, правда, с гораздо меньшей оценкой. Все они в той или иной форме поддерживаются Tencent и SoftBank.

Если первые сообщения про Didi были несколько туманны, то сейчас претензии китайского правительства предельно ясны – любая интернационализация китайских компаний может привести к утечке данных китайских пользователей на Запад и этого допускать нельзя. Тем более что с 1 июня вступили в силу новые правила кибербезопасности в Китае, которые как раз и обязывают компании в первую очередь заботиться о том, чтобы китайские данные оставались в Китае.

Didi тоже попала под пресс

Попытка номер 2

Попытка номер 2

Команда Дональда Трампа запускает тот самый обещанный социальный сервис, который должен стать альтернативой Twitter и Facebook для поклонников экс-президента. Официальный запуск планируется на 4 июля (ну, понятно, что символично, в День независимости). Сервис будет предоставлять возможность импорта из Twitter и, как утверждается, ставит своей целью защищать здравый смысл, свободу слова и бороться против технологических монополий.

Руководит сервисом бывший пресс-секретарь Трампа Джейсон Миллер. Но пока неизвестно, будет ли пользоваться сервисом сам Трамп. Команда уверяет, что для этого все готово, но решение должен принять сам экс-президент.

Попытка номер 2

Судебные баталии

Федеральный суд округа Колумбия в понедельник отклонил жалобу Федеральной торговой комиссии США вместе с параллельным иском от 48 прокуроров штатов, которые содержали обвинение в антиконкурентном поведении Facebook при покупке Instagram и WhatsApp. Суд признал, что в своей жалобе правительство не смогло доказать, что Facebook является монополистом на рынке социальных сервисов – хотя суд не согласен со всеми утверждениями Facebook, он все же был вынужден согласиться, что позиция комиссии недостаточно обоснована, жалоба даже не содержит никаких фактических данных о размере рынка и доле Facebook на нём, как будто «агентство ожидает, что суд просто кивнет на общепринятое мнение о том, что Facebook является монополистом».

В результате акции Facebook выросли более чем на 4% и капитализация компании впервые достигла одного триллиона долларов.

FTC заявила, что изучает решение суда. В принципе, жалоба может быть подана снова, в доработанном виде. Тем более, что суд не согласился с аргументами Facebook, что FTC не имеет права пересмотра сделок в далеком прошлом, тем более, что они были согласованы комиссией. А вот прокурорам суд ответил, что пересматривать сделки 2012 и 2014 гг. в 2020-м (когда был подан иск) беспрецедентно и те не смогли доказать, что политика Facebook в отношении собственных мессенджеров и конкурирующих платформ является нарушением антимонопольного законодательства.

Короче, на улице Facebook праздник.

***

Ещё одна судебная новость, но другого характера. В Южной Корее суд признал, что Netflix должен платить южнокорейскому провайдеру SK Broadband за использование сети для передачи контента. Собственно, именно так делают местные порталы. Правда, при этом корейское законодательство предусматривает принцип сетевой нейтральности, по которому провайдеры доступа обязаны совершенно одинаково относиться ко всем видам трафика.

Это выглядит довольно запутанным, поскольку, если в США Netflix заключает пиринговые соглашения с провайдерами и платит за это, то в Корее, получается, он должен будет платить (и немало, сумму оценивают в неполные 200 млн долл., что составит примерно половину от выручки Netflix на корейском рынке) за сохранение статус кво, который провайдеры все равно не могут нарушать. Это одновременно и прецедент для остальных стриминговых сервисов, планирующих выход на южнокорейский рынок.

Судебные баталии

Австралия закручивает гайки

Австралия продолжает задавать тон в части государственного регулирования – там принят Online Safety Bill, который предоставляет специальному чиновнику – министру по eSafety, – права широкого регулирования интернета с целью предотвращения насилия и притеснения в онлайне. В частности, он даёт министру право требовать от веб-сайтов и приложений удаления определенного контента, блокировать веб-сайты с экстремистским контентом, требовать удаления взрослого контента с платформ и даже запустить системы ограничения доступа, которые бы требовали загрузки ID или распознавания лица для подтверждения своего возраста.

Практически это полноценная цензура, причём осуществлять её будет не избранный политик, а назначенный чиновник. Правозащитники уже указывают, что такая деятельность может скорее привести к ущемлению прав меньшинств и женщин, которые и так являются очевидными жертвами онлайн-насилия – ведь нежелание разбираться со спорными случаями, очевидно, приведёт к более жесткой модерации на сайтах всех пограничных проявлений.

***

Кроме того, Австралии предстоит проверить работу недавно принятого закона о новостях и онлайн-платформах. Дело в том, что одно из СМИ в соответствии с законом обратилось в Facebook с предложением заключить лицензионное соглашение об использовании их контента в соцсети, на что Facebook ответил однозначным отказом.

Теперь в процесс должен вмешаться государственный регулятор, который изучит ситуацию и определит условия соглашения между компаниями, которые Facebook должен принять в соответствии с законом – иначе для него наступят всякие нехорошие последствия в виде возможной блокировки и штрафов.

При этом Google с этим СМИ (The Conversation) контракт давно подписал, что делает позицию Facebook еще менее объяснимой.

Австралия закручивает гайки

Законодатели США рвутся порегулировать интернет-бизнес

В пятницу в Конгрессе США были представлены сразу пять законопроектов по регулированию онлайн-компаний – они довольно разные, у них, соответственно, разные шансы на принятие, но все они отражают желание как-то порегулировать сферу интернет-компаний.

Самый простой проект предусматривает повышение сборов за обращение в антимонопольные органы за получением разрешения на покупку компаний. Он, соответственно, имеет очень высокие шансы пройти.

Правда, еще один законопроект фактически запрещает платформам с 500 тыс. месячной аудитории или, в случае с бизнес-сервисами, 100 тыс. активных подписчиков, покупать другие компании – точнее, он требует перед покупкой доказать, что эта компания не представляет собой конкурентную угрозу сервисам компаний. Надо отметить, что 500 тыс. месячных пользователей – это не очень большой сервис.

Законопроект с красивой аббревиатурой ACCESS (Augmenting Compatibility and Competition by Enabling Service Switching) собирается обязать сервисы гарантировать переносимость данных пользователей с платформы на платформу – хотя сложно себе представить, куда можно перенести данные профиля Facebook. Предполагается, что следить за этим будет FTC.

И еще два проекта касаются поведения компаний в части продвижения собственных сервисов, конкурирующих с аналогичными сервисами других компаний – то есть один собирается обязать Amazon разделиться так, чтобы одна компания не контролировала маркетплейс, на котором она же конкурирует своими товарами с другими компаниями, а другой планирует запретить Google отдавать предпочтение своим сервисам при ранжировании над сервисами Yelp, Booking и т.д. Впрочем, как раз второй может быть использован и за пределами Google.

В общем, как я уже неоднократно писал, всё это будет отрегулировано, причем вполне вероятно, что часть компаний будет разделена в угоду антимонопольным соображениям. И это они еще за Chrome не взялись.

Законодатели США рвутся порегулировать интернет-бизнес

Краткое послесловие к прошедшей Apple WWDC

Я не делал обзора по результатам презентации Apple на WWDC — вроде все и так видели, а перечислять новые функции особой охоты нет. Но с одной стороны хочется традиционно отметить, что опять наблюдается разброд и шатание — как же, мол, так, на очередной ежегодной презентации показали 15 версию одной операционной системы, 8 версию другой, 17-ю (считая с macos 10.0) — третьей — и ничего революционного?

Я немного разочарован отсутствием развития iPadOS в сторону фич, которые бы оправдали покупку iPad с M1 внутри, но, с другой стороны, эти самые мощные планшеты только вышли, вряд ли до конца года составят больше нескольких процентов от общего парка устройств с iPadOS — и вот под них так сильно менять продукт? Или делать iPadOS Pro и окончательно запутаться с фрагментацией?

Но самое сильное впечатление пока оставили все нововведения в части Privacy. Private Relay, скорее всего, сделает невозможной блокировку отдельных ресурсов, хотя и вряд ли справится с великим китайским файрволлом и подобными решениями (я в курсе, что эта функция будет недоступна в ряде стран). Кстати, на аналитику сайтов это особого влияния, скорее всего, не окажет — все же IP посетителя давно перестал быть неким витальным источником информации, особенно, если за ним сидит несколько тысяч пользователей.

А вот нововведения в части почтовой приватности грозят серьезно пошатнуть рынок email-маркетинга. Маркетологи и раньше понимали, что немалое количество почтовых клиентов блокировали загрузку пикселей и open rate для писем получался обычно заниженным. Но Apple делает хитрее — теперь, при включении Mail privacy protection почтовый клиент будет загружать всё содержание письма полностью, включая трекинговые пиксели, причем загружать через несколько прокси серверов. В результате маркетологи, использующие известные сервисы, скорее всего, не увидят открытий писем, а решившие обмануть систему с помощью собственных пикселей получат 100% open rate.

Краткое послесловие к прошедшей Apple WWDC

Принудительный Amazon Sidewalk

Довольно странная история – c 8 июня многие устройства Amazon, включая Echo, камеры Ring и другие, будут автоматически участвовать в качестве моста в создании mesh-сети Amazon Sidewalk, через которую доступ к интернет-соединению бриджа станет возможен для других устройств Amazon, авторизованных для участия в такой сети. Amazon уверяет, что это повысит стабильность соединения многочисленных устройств IoT, да и самих бриджей. Для создания сети будут использоваться Bluetooth, частоты 900 МГц и другие, а максимальная ширина полосы, которую сможет использовать устройство через эту сеть, составит 80 кБит/с.

Народ насторожился и неспроста – несмотря на уверения в полной безопасности такой сети, практически это означает, что в домашней сети пользователей смогут участвовать находящиеся неподалеку устройства, например, соседей (в лучшем случае). Причем в роли бриджа, то есть приемника таких соединений, будут выступать устройства, достаточно чувствительные в смысле приватности – домашние камеры, колонки с постоянно включенными микрофонами. Эта категория устройств и так не имеет пока репутации сверхнадежных и безопасных, а тут они еще будут всегда готовы принять\пустить в домашнюю сеть практически любого.

Так что, если вы используете устройства Amazon и живете не в отдельном доме, желательно в центре хорошего участка, стоит сходить в настройки Alexa и отказаться от участия в Amazon Sidewalk.

Принудительный Amazon Sidewalk

 
 

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT