`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Удушливые объятия

Старая поговорка про шаха и ишака обычно вспоминается тогда, когда разрешение какой-то ситуации откладывают «на потом», рассчитывая, что изменившиеся к тому времени условия сделают решение проблемы ненужным или приемлемым. Редко приходится видеть наступление этих самых условий.

Это я к тому, что, если помните, когда в начале года Франция ввела налог на доход транснациональных (в основном, американских) корпораций, то за них вступился Трамп, пригрозив ввести пошлины в размере 100% на французские вина и товары роскоши, и в итоге президенты договорились отложить введение налога до конца этого года. И вот наступил конец года и «шах умер», в смысле – Трамп проиграл выборы. И Франция в лице налоговой службы начинает предъявлять требования американским компаниям начинать платить налог. Тем более что ожидаемые переговоры с ОЭСР («Организацией экономического сотрудничества и развития») США остановили еще в июне и никуда не продвинулись. Новая администрация вряд ли будет склонна к торговым войнам, тем более что и физически вряд ли что-то сделает до будущего лета, так зачем же Франции, а потом и всей Европе, деньги терять?

В тоже время Великобритания запустит новое подразделение для контроля интернет-компаний – оно будет называться Digital Markets Unit и станет подразделением внутри нынешнего управления по конкуренции и рынкам (CMA). Начало его деятельности запланировано на апрель будущего года, а цель вполне конкретна – регулировать большие интернет-компании, такие как Google, Facebook и т.д.

Может быть, конечно, что в этом подразделении будут какие-то особые люди, не пытающиеся на интернет-рынок положить нормы какой-нибудь черной металлургии и сельского хозяйства, но я что-то сомневаюсь. Просто под предлогом «растущего влияния интернет-гигантов» и Брекзита увеличиваются бюрократические структуры.

Удушливые объятия

Privacy от Google

Privacy от Google

В начале года Google сильно всех удивил сообщением, что в течение двух лет откажется в Chrome от поддержки сторонних cookies, предложив взамен набор API Privacy Sandbox, при использовании которых рекламодатель будет получать от браузера обезличенные параметры, например, для показа рекламы. Не прошел и год, как рекламодатели поняли, в чем заключается идея и вот в Великобритании обратились с петицией к антимонопольным органам с призывом запретить Google такое делать.

Маркетологи за открытый Web (MOW) называют Privacy Sandbox полной противоположностью понятию privacy и попыткой Google поставить под контроль всю онлайн-рекламу. Организация предупреждает, что в результате инициативы Google как минимум доходы рекламных площадок сократятся на две трети, а мелкие издания просто не смогут выжить, не имея возможности продавать рекламу так, как это делается сейчас, через самые различные рекламные системы, выбирая наиболее эффективное решение.

Интересно, а аналогичное про Apple было?

А еще помнится Google занимался разработкой нового стандарта SMS – RCS, то есть Rich Communication Services, который был призван заменить устаревшие смски, причем на уровне оператора? Теперь эта функция запущена во всем мире и Google собирается добавить туда end-to-end шифрование.

Правда, речь, кажется, не идет о запуске поддержки этой возможности прямо всеми операторами. Глобально функция доступна от самого Google, то есть – дробь барабанов – встречаем Messages как еще один мессенджер.

Ну, и тот факт, что запуск произошел еще неделю назад, а его никто особо не заметил, что-то говорит о востребованности, правда?

Privacy от Google

Модерация Facebook

Facebook представил очередной Transparency Report, в котором впервые поделился статистикой относительно эффективности модерирования hate speech. Так, по утверждению компании, только 0,1-0,11% контента, который видят пользователи в ленте, нарушает правила сети относительно hate speech, а 95% такого контента удаляется проактивно.

Модерация Facebook

Большое количество таких проактивных действий обеспечивается автоматической модерацией, хотя сам Facebook указывает, что используемый AI в основном может распознавать уже известные тренды, но, скорее всего, окажется беспомощным перед каким-то новым новостным поводом. Остается открытым вопрос, какое количество контента банится в результате false positive срабатываний, хотя компания приводит некоторую статистику – так, именно со второго квартала, когда в результате пандемии изменился режим работы модерации, резко упало количество обжалований модераторских действий – с 1,2 млн. жалоб до 29,9-41 тыс. в квартал, при этом 141 тыс. постов в Q2 и 232 тыс. в Q3 компания восстановила сама, без апелляции и по 4 тыс. апелляций было удовлетворено. Как толковать эту статистику – решайте сами, но, скорее всего, падение количества апелляций связано с ограничением в их приеме, а не резким улучшением качества модерирования. Хотя количество постов, ставших жертвами модерации, тоже резко увеличилось со второго квартала – с 9 до 22 млн. в квартал.

В общем, как говорили модераторы на нашем старом форуме – если вы не забанены, это не ваша заслуга, а наша недоработка.

К слову, модераторы Facebook направили открытое письмо руководству компании, а также руководителям своих компаний – а все они контракторы, нанятые через такие компании, как Accenture и CPL, – с требованием пересмотреть условия работы для них. Дело в том, что, хотя Facebook продлил условия удалённой работы для своих сотрудников, это не касается контракторов, которых, наоборот, вызвали работать в офисы и нагружают еще большей работой – ведь ужесточение модераторской политики перед президентскими выборами США, да и вообще в результате всей критики последних месяцев, кто-то должен реализовывать.

Модераторы – а письмо подписало около 200 человек, – настаивают на разрешении работать из дома, поскольку риск заразиться коронавирусом тоже никто не отменял, и, собственно, случаев заболевания среди модераторов в разных странах выявлено достаточно.

Прогнозирую, что ничем существенным это не закончится. Facebook, конечно, крутая мишень для подобных обращений, но это не его сотрудники. А аутсорсеры типа Accenture вряд ли готовы вывести весь персонал обратно домой – это требует увеличения расходов, неизбежно замедляет процессы, а политическая обстановка никуда не делась и требования того же Facebook тоже.

Модерация Facebook

ЕС поставит онлайн-платформы на место?

Второго декабря европейский комиссар по внутренней торговле Тьерри Бретон (Thierry Breton) совместно с коллегой, которая курирует антимонопольную политику ЕС, – Маргрет Верстагер (Margrethe Vestager), – планируют представить проект двух новых регуляций – Digital Services Act и Digital Markets Act, которые должны будут регулировать работу онлайн-платформ – Google, Facebook, Amazon, Apple и т.п., определяя их как gatekeepers и указывая, что они не должны делать, а также принуждая их предоставлять более мелким сервисам необходимую информацию и не прибегать к продвижению своих сервисов нечестным образом.

Собственно, я уже не раз упоминал эти намерения, но сейчас это интересно по двум причинам – во-первых, после недавней утечки внутренней презентации Google, где было расписано, как компания будет противодействовать именно усилиям Бретона, Сундар Пичаи, CEO Google и Alphabet, лично извинился перед комиссаром, заявив, что он не знал о подобных усилиях и т.д.

А во-вторых – Тьерри Бретон подробно рассказал, какие меры предполагается предпринять против компаний, которые будут нарушать новое законодательство ЕС. Компании могут быть оштрафованы, им может быть запрещена работа в ЕС или же их могут заставить разделиться, чтобы соблюдать правила. Правда, он оговорился, что такие меры предусмотрены только для нарушителей – то есть прямо сразу компаниям вряд ли что-то угрожает. Но вы же понимаете – против Google уже идет ряд расследований, буквально на прошлой неделе я упоминал Amazon, да и Facebook есть за что привлечь. Так что 2020-й был для компаний непростым, и следующий год тоже простым не будет – и не только в математическом смысле.

ЕС поставит онлайн-платформы на место?

«Корпорация Добра»

«Корпорация Добра»

Google объявил, что Google Photos, сервис, который был запущен пять лет назад и предлагал пользователям практически неограниченное пространство для сохранения фотографий – объем ограничивался только в том случае, если вы хотели сохранять оригиналы фотографий, а при хранении оптимизированных изображений их размер или количество никак не учитывались, – теперь перестанет быть неограниченным. После июня 2021 г. все фотографии, загруженные на сервис, будут учитываться в пределах квоты аккаунта пользователя, которая в бесплатном варианте составляет 15 ГБ, а в платном – от 100 ГБ и выше.

Должен честно сказать, что отсутствие такого ограничения меня скорее удивляло – лимит аккаунта действовал во всех случаях, будь-то почта или документы на Google Drive, и отсутствие его для фотографий было с виду нелогичным. Правда, легко объяснимым – Google активно использовал фотографии, загружаемые на сервис, для обучения своих алгоритмов, и был заинтересован в том, чтобы фактически стать хранилищем по умолчанию для всех фотографий, тем более, что в Android синхронизация фотографий с сервисом включалась чуть ли не автоматически.

Таким образом, в очередной раз продемонстрирована истина – «если вы не платите за продукт, то вы и есть продукт».

Но вот часть экспертов начала обсуждать вопрос ответственности Google за такое поведение – дело в том, что за последние годы довольно много проектов в области фото пошли ко дну, в основном, не сумев справиться с расходами на пространство для хранения фотографий пользователей, и совершенно неограниченное и бесплатное хранилище от Google их судьбу, как понятно, не облегчало. Нынешнее объявление можно рассматривать не только в том смысле, что Google извлек достаточно информации из пользовательских фотографий и не видит смысла в дальнейшей благотворительности, но и как откровенный демпинг с целью выбить с рынка все небольшие проекты, а затем начать извлекать монопольную прибыль.

Учитывая, что параллельно 165 европейских компаний и организаций направили открытое письмо Верховному комиссару ЕС по вопросам конкуренции с призывом принять жесткие антимонопольные меры по отношению к Google – как раз примерно за их тактику в отношении конкурентных сервисов, – можно ожидать, что после всей выборной суеты, политики в США тоже озаботятся подобными соображениями.

«Корпорация Добра»

Подрезали крылья муравью

Интересно развиваются события вокруг Ant Group. Финансовая группа, детище Джека Ма, шла полным ходом к IPO сразу на двух площадках – Шанхае и Гонконге, – и собиралась привлечь рекордные 35 млрд. долл. при оценке в 280 млрд. Но буквально за несколько дней до размещения поступили сообщения о том, что китайские власти потребовали дополнительного отчета, а затем вышли новые требования для платежных систем в Китае. Теперь такие системы должны будут подчиняться нормам резервирования средств, аналогичные тем, что действуют для банков.

На данный момент IPO отложено на срок не менее 6 месяцев – ведь так просто деньги не зарезервируешь. И вот, как результат, аналитики прогнозируют, что оценка Ant Group, скорее всего, упадет на 25-50%. Поскольку, если платежная система соответствует нормам для банков и резервирует средства как банк, то и оценивать её надо как банк.

Из этого вытекает неприятное следствие – если Ant Group оценивается не в 280 млрд, а в 140, то это меньше, чем она стоила два года назад, когда привлекала последний раунд финансирования. Ну, и интерес инвесторов к такому бизнесу немного меньше. Или намного меньше. И история успеха становится немного странной.

Подрезали крылья муравью

Новая «нормальность»

В мае начала появляться первая статистика по удалённой работе и тогда выяснилось, что американцы стали тратить больше времени на работу – исчезли поездки в офис, вошла в норму постоянная доступность и в среднем высвободившееся время начало поглощаться работой. Я, правда, тогда думал, что по мере привыкания к новым условиям человечество как-то приспособится и перестанет так очевидно выгорать.

Но вот подоспели результаты исследований за полгода, с середины марта, когда начались ограничения, по середину сентября, и они более чем красноречивы. Всего за это время американцы сэкономили 66 млн часов на поездках в офис и более трети от этого количества потратили… на работу. Еще 5 млн часов ушло на подработки, 9 млн часов американцы провели в хлопотах по дому и ремонте, почти 7 млн часов присматривали за детьми. Меньше трети от общего количества времени – 18 млн часов было потрачено на развлечения или спортивные упражнения.

При этом субъективно люди считают, что работали на 4 часа в неделю меньше. Исследователи пробуют объяснить это тем, что дома люди часто отвлекаются и относят к рабочему только то время, когда они непосредственно заняты делом, в то время как в офисе не замечают разговоров с коллегами, непродуктивных перерывов в работе и т.д.

Короче, всем нам еще учиться и учиться организовывать работу из дома.

«Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее»

В продолжение темы – гостиничная сеть Marriott начала предлагать day pass – доступ на день в гостиничные номера, оформленные как рабочие кабинеты, с Wi-Fi, столами и креслами, кофе, чай, напитки и еда также предлагаются, причем в тариф может быть включен также доступ в спортзал и бассейн, если они имеются в конкретном отеле.

Клиент может воспользоваться услугой с 6 утра до 6 вечера и это выглядит прекрасной заменой работе дома для тех, у кого нет возможности обеспечить себе комфортные условия. Правда, если учесть, что большинство отелей Marriott – 4-5 звездные, – то можно предположить, что целевая аудитория этого предложения все же не максимально широкая – дневной тариф для отеля в американских городах за редким исключением составляет от $99.

Кроме Day Pass, сеть начала предлагать еще Stay Pass – выглядит как стандартный номер, но в тариф включены ранний заезд и поздний выезд, – и Play Pass, где кроме возможности комфортно поработать предлагаются еще и развлечения для детей, этот тариф предлагается в отелях в курортных местах.

Новая «нормальность»

Ключик от Intel

Группа исследователей в области безопасности смогла выделить ключ, которым шифруются обновления микрокода в ряде процессоров Intel. Это позволяет анализировать эти изменения или даже написать свои. Правда, непосредственной угрозы это пока не несет, поскольку модифицированный микрокод будет сброшен при перезагрузке. Так что исследователи видят в достижении исключительно возможность анализа кода и оценки того, насколько эффективно Intel закрывает проблемы с безопасностью и какие это могут быть проблемы.

Группа состоит из трех сотрудников российской компании Positive Technologies и среди них присутствует такой известный человек, как Дмитрий Скляров. Помните историю начала 2000-х, когда его, как сотрудника «Элкомсофта», задержали в США по заявлению Adobe, обидевшейся на разработанный им способ обхода шифрования PDF?

Ключик от Intel

Скачать видео с YouTube станет труднее

Скачать видео с YouTube станет труднее

GitHub удалил репозиторий с популярной Python-библиотекой youtube-dl, которая использовалась многими проектами для скачивания роликов с YouTube. У оригинального репозитория было 72 тыс. звезд. Удалены также 17 репозиториев с форками библиотеки.

Репозиторий удален по требованию адвокатов RIAA – Recording Industry Association of America, куда входят основные лейблы звукозаписи. При этом, хотя адвокаты ссылаются на DMCA, их аргументация заключается не в том, что репозиторий сам нарушает чьи-то права, а в том, что его содержимое – библиотека кода – может использоваться для обхода мер по защите авторского права и сам код содержит в качестве примеров объекты копирайта. То есть сам код считается нелегальным.

По факту, библиотека кода приравнивается таким образом к, например, химическому оружию или запрещенному контенту типа детской порнографии. Хотя, в отличие от них, является все же средством нарушения закона. И, как это часто бывает с техническими средствами, может использоваться и в благих целях – правда, все равно, скорее всего, нарушающих лицензию YouTube.

Скачать видео с YouTube станет труднее

Минюст США против Google

Минюст США против Google

Итак, иск против Google подан, и все желающие могут узнать подробности претензий. Основное внимание сейчас уделено взаимоотношениям между Google и Apple, поскольку поисковый гигант платит производителю iPhone за позицию поиска по умолчанию на всех устройствах довольно круглую сумму – от 8 до 12 млрд долл. в год. При этом Apple изначально и ставило поиск Google по дефолту в iPhone, а потом они слегка поссорились из-за конкуренции с Android, Apple начала развивать, например, свои «Карты» и переключила поиск на Bing. По мнению минюста США, в 2018 г. Сундар Пичаи и Тим Кук договорились о возобновлении сотрудничества, которое в изложении прокуроров имеет все признаки картельного сговора и вообще подавляет конкуренцию и так далее.

В иске также приводятся любопытные данные о том, что поиск на устройствах Apple составляет до половины всего поискового трафика Google – это выглядит несколько фантастичным, на мой взгляд.

Google уже назвал иск «глубоко ошибочным», который никак не улучшит возможности пользователей, а напротив – увеличит цены на мобильные устройства и навяжет людям использование менее качественных альтернатив. В тексте, опубликованном в блоге Google, подробно разбирается механизм определения дефолтов для браузеров – ведь пользователи могут изменить настройки, за то, чтобы быть представленными в списке вариантов, другие компании тоже платят Apple.

Здесь возникает интересный вопрос – а что сторонники антимонопольного подхода хотят? Функция поиска в браузере нужна пользователям и при этом там одновременно может использоваться только один поиск. Пользователи действительно, как указывает минюст, редко меняют настройки – а значит, какой бы поиск не поставить по умолчанию, он станет монополистом. Качество поиска – штука тоже не эфемерная и производитель устройства/ браузера справедливо желает выбрать лучший вариант из доступных – а это ведь действительно Google практически во всем мире.

Как так случилось, что Google стал таким лучшим поиском? Это история из разряда «богатые богатеют» – чем больше у вас поискового трафика, тем лучше работает поиск, поскольку он обучается на данных – запросах, кликах в поиске, поведении на сайтах. Причем важной частью этого является та самая дистрибуция поиска, которой все поисковые системы занимаются долгие годы – а Google ею занялся практически первый, в 1999 г., поставив свой поиск на Yahoo. Запретить дистрибуцию, то есть установку поиска на устройствах/ браузерах за деньги поисковой системы? Но это увеличит монополию – окончательно исчезнет, например, Firefox, живущий на доход от такого контракта с Google, пострадают производители устройств, которым эти деньги тоже не лишние.

Предположим, что по какому-то капризу или решению поиском по умолчанию станет какой-то другой – Bing или DuckDuckGo, например. Что это изменит? Да вообще ничего, поменяется лишь название монополиста.

На мой взгляд, действительно перспективным методом решения проблемы с монопольным поиском могло быть такое разделение всех поисковых компаний, при котором сбором пользовательских данных и индексацией занимались бы одни, а обработкой этих сырых данных и обучением поисковых алгоритмов – другие компании, причем со свободным (я тут не о деньгах) доступом всех желающих к исходным данным. Это, кстати, не моя идея – её высказывал еще Илья Сегалович лет 12 назад, когда стало понятно, что порог входа на рынок для новой поисковой системы становится недостижим из-за отсутствия этих самых данных. Вот в этом случае можно будет ожидать появления через сколько-то там лет качественных альтернативных поисковых систем и демонополизация рынка произойдет естественным образом.

В иске перечислены и другие претензии – например, использование поиска для продвижения других сервисов, в том числе конкурирующих с сайтами, бизнес-модель которых построена на поисковом трафике, но там как раз довольно понятно и справедливо.

Минюст США против Google

 

Slack подает жалобу на Microsoft и требует антимонопольного расследования от ЕС

 
Реклама
Положительная и отрицательная энергия мысли человека. Читать на
dr-vichkapov.ru
собак всех пород от клещей на 8 месяцев! Ветаптека
meatfordog.ru

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT