`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Что для вас является метрикой простоя серверной инфраструктуры?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Гегемония умных

Носимые гаджеты продолжают осваиваться на мировом технологическом рынке попутно принимая кардинальные трансформации в угоду высоким пользовательским предпочтениям.

Главная тенденция последних месяцев — набирающая обороты миграция потребителей с моделей базовой функциональности к умным устройствам. При глобальных поставках в начальной четверти года 25,1 млн носимых гаджетов (версия IDC), рост в годовом сопоставлении достиг скромных 1,2%. Для сравнения, годом ранее позитивная динамика молодого рынка достигла впечатляющих 18,1%. И главным виновником, потянувшим рынок вниз, называются basic-модели, отгрузки которых к прошлому году просели более чем на 9%. Хотя общие поставки умных продуктов от Apple, Fitbit и многочисленных фэшн-брендов выросли на 28,4%, в корне переломить ситуацию им все еще не удалось. В этом сегменте ощутимый толчок развитию рынка придавали продукты с поддержкой связи — работой с сотовыми стандартами могла похвастаться почти треть отгруженных в течение квартала wearable-устройств.

Фитнес и здоровый образ жизни при выборе носимых гаджетов по-прежнему ставятся во главу угла, но сегодня появляется множество прочих преимуществ, подталкивающих к их приобретению. Среди наиболее привлекательных функций значатся коучинг, работа с аудио, выполнение переводов с иностранных языков, обеспечение личной безопасности, контроль за детьми через сотовые подключения в часах и т.д.

На часы и браслеты традиционно пришлись основные (около 95%) общемировые поставки носимых гаджетов, однако прочие продуктовые категории развивались весьма бурно. К примеру, сегмент одежды со встроенными сенсорами, включающий обувь, футболки, шорты, отчитался увеличением поставок на 58,6% «YoY».

Лидер в умном сегменте — Apple — вырос «год к году» в натуральном выражении на 13,5%, что гораздо выше, нежели wearable-рынок в целом. Во многом к успеху причастны Watch с сотовым подключением, отлично стартовавшие на новых рынках сбыта. Кроме того, подобные модели всерьез привлекли к себе внимание телеком-операторов, увидевших в них еще один потенциально высокий источник дохода.

Средняя стоимость устройств расположившейся на второй строке рейтинга Xiaomi оказалась самой низкой среди Тор-5. Благодаря приоритетному китайскому рынку компания сохранила вторую строку рейтинга по объему поставок, однако в денежном выражении за ней лишь 1,8% рынка.

Несмотря на спад в пределах 28%, Fitbit сохраняет место в тройке и, похоже, дела вендора идут на поправку — умные часы Versa были встречены потребителями весьма тепло, чему во многом поспособствовал оригинальный дизайн и привлекательный ценник.

Garmin замкнул когорту лучших, нарастив долю с 4,6 до 5%. Ранее вендор был сравнительно вял в адаптации новых функций, к примеру воспроизведения музыки. Впрочем, дальнейшее расширение Garmin Pay и развитие платформы Connect IQ помогли компании не сорваться в пике. Как итог, Garmin продолжила свою экспансию — в прошлом году две трети продуктов расходилось за пределами США, а теперь — три четвертых.

Гегемония умных

В целом за текущий год объем мирового wearable-рынка оценивается почти в 125 млн устройств. Если прогноз подтвердится, результат 2017 г. будет улучшен на 8,2%. Несмотря на то, что годом ранее рост достиг 10,3% и налицо снижение темпов развития, уже в период с 2019 по 2022 г. ожидается возврат к описываемой двузначными числами позитивной динамике.

Смещение потребительских предпочтений в сторону умных часов останется ключевым фактором развития wearable-рынка. Помимо востребованных сегодня функций, связанных с мониторингом физической активности и диагностики здоровья, вскоре свою весомую лепту в части популяризации внесут широкая поддержка сотовых стандартов, а также интеграция с различными IoT-продуктами и системами. В части аппаратной поддержки мощный импульс придаст выход начинки от Qualcomm. Apple останется в авангарде, однако ситуация может изменится в зависимости от действий на этом фронте Google и партнеров. Решения под WearOS (ранее известной как Android Wear) несмотря на последние новшества будут испытывать прессинг со стороны часов на базе Android. Последним на руку играют широкий перечень вендоров выпускающих продукты под эту платформу, а также отсутствие доступа к ряду сервисов Google у пользователей в Китае. Не стоит сбрасывать со счетов и другие конкурирующие платформы, такие как Fitbit OS, Garmin Connected IQ и Samsung Tizen. Так, Fitbit Versa и продукты Garmin довольно тепло встречаются рынком, тогда как Samsung отлично продвигается в корпоративном направлении.

Гегемония умных

Так или иначе, но через пять лет на долю умных часов придется почти половина (44,6%) носимых гаджетов. Часы с базовой функциональностью, включающие преимущественно спортивные и детские аппараты, а также гибридные модели будут расти с показателем CAGR 7,4%, привлекая к себе внимание более высоким жизненным циклом батареи, сравнительно простым интерфейсом и широким выбором в части внешнего исполнения. Тем не менее, присутствие последних в общих поставках снизится с 23,7% в 2018 г., до 19,7% по итогам 2022 г. Вклад обычных браслетов сократится до 6,6% в 2018 г. на фоне постепенного ухода крупных игроков сегмента Fitbit и Garmin в класс smart-часов. И хотя их средняя стоимость в 2022 г. опустится ниже 50 долл., рыночное присутствие последних окажется менее 1%. Помимо часов большие надежды также возлагаются на одежду со встроенными сенсорами. Эта продуктовая категория уже в 2022 г. увеличится в два раза.

Галопирующим темпом

Беспрерывное подорожание конечных систем не мешает мировому серверному рынку отчитываться стабильным увеличением показателей в натуральном выражении, попутно занося в актив преодоление новых статистических вершин.

Начальную календарную четверть нынешнего года в экспертных кругах признали третьим кряду кварталом с описываемым двузначным числом увеличением выручки. Причем, в денежном выражении период с января по март 2018 г. оказался рекордным первым кварталом за всю историю развития отрасли. Так, в IDC посчитали, что при росте на 38,6% «YoY» преодолен рубеж в 18,8 млрд долл., а по версии Gartner, динамика в размере 33,4%, позволила получить свыше 16,7 млрд долл. выручки. В каналах IDC и Gartner насчитали 2,7 млн (+20,7% «YoY) и 3,0 млн (+17,3% «YoY») отгруженных серверов соответственно.

Галопирующим темпом

Высокие цифры стали следствием, прежде всего, набравшего внушительные обороты цикла обновления систем корпоративными заказчиками. Кроме того, довольно высоким остается спрос со стороны облачных сервис-провайдеров. Расходы на гипермасштабируемые системы, а также средние дата-центры и ЦОД масштаба предприятия продолжали увеличиваться. Крупные предприятия и средний бизнес активно инвестировали в колокейшн-инфраструктуру с целью поддержать процесс обновления серверов и дальнейшее усиление их ключевых характеристик даже несмотря на сохраняющиеся потоки инвестиций в публичные облачные решения. Все чаще серверы используются в качестве ключевого элемента программно-ориентированных инфраструктур. Наконец, не сбрасывается со счетов общий интерес к аппаратным новшествам, в частности платформе Intel Purely.

Галопирующим темпом

Несмотря на сравнительно высокие объемы поставок устройств, средняя стоимость серверов беспрерывно увеличивается. Помимо традиционного подорожания, связанного с выходом новых платформ, а также спроса на более богатые конфигурации, ключевое влияние продолжает оказывать память DRAM. Участники рынка по-прежнему испытывают дефицит последней. Это, в свою очередь, играет на руку трем ведущим чипмейкерам направления, по версии DRAMeXchange, увеличившим в первом квартале выручку на 10,3%, до 6,975 млрд долл. Что характерно, средняя доля памяти, выполненной по передовым процессам, остается сравнительно низкой. Samsung оказался единственным производителем, успешно расширившем долю выпуска чипов с детализацией 18 нм и ожидающим ее увеличения в общем объеме производства до 70% по итогам года. Темпы миграции SK Hynix и Micron на передовые производственные процессы все еще довольно слабые.

IDC посчитала, что сегмент х86 вырос в выручке на 41%, до 17,4 млрд долл., тогда как направление «non-x86» увеличилось на 15,5%, до 1,4 млрд долл. Исходя из этого, вполне закономерен рост в сегменте серверов начального уровня на 40,9%, до 15,9 млрд долл., тогда как средний ценовой сегмент увеличился на 34%, до 1,7 млрд долл., а направление High-End отчиталось увеличением выручки на 20,1%, до 1,2 млрд долл.

На общем фоне регион EMEA смотрелся достаточно уверенно — по подсчетам IDC в денежном выражении объем локального рынка увеличился на 35,0% «YoY», до 3,9 млрд долл. В евро динамика составила 17%, что отвечает объему в размере 3,1 млрд. В каналы ушло на 2% больше серверов (542 тыс. устройств), нежели годом ранее. Субрегион CEMA, включающий страны Центральной и Восточной Европы, увеличил выручку на 28,5%, до 688,36 млн долл., однако поставки незначительно просели. Тем не менее, восстановление экономики в ряде стран и текущий цикл аппаратных обновлений привели к лучшему росту выручки за последние десять лет. Вклад Центральной и Восточной Европы оказался довольно ощутимым (выручка 302,28 млн долл., +24,3% «YoY»), а в лидерах были Чехия и Венгрия.

Ускорение роста

Твердотельные накопители привлекают к себе повышенное внимание как со стороны рядовых потребителей, так и крупных корпоративных заказчиков. Стабильное удешевление продуктов, наблюдаемое в последнее время, играет в этом весомую роль.

Сезонное падение спроса на оснащенные NAND продукты вызвало снижение цен на флэш-память этого стандарта. По наблюдениям экспертов из DRAMeXchange, за период с января по март общая выручка участников индустрии в квартальном сравнении сократилась на 3%, до 15,74 млрд долл. В текущей календарной четверти контрактные цены на eMMC/UFS и SSD сохранили тенденцию к снижению вследствие незначительного перепроизводства, а поставщики прибегли удешевлению стандартных и высокоплотных продуктов 256GB SSD и 128/256GB UFS с целью стимулирования продаж. Безусловно, традиционная для второго полугодия активизация спроса позволит стабилизировать цены на память, а нынешнее снижение цен уже подогрело интерес у конечных потребителей к тем же клиентским SSD.

Производители ноутбуков набирают вес среди заказчиков твердотельных накопителей — ими будут оснащены свыше половины выпущенных в нынешнем году портативных ПК. Причем интерфейс PCIe успешно отвоевывает территорию SATA III, продукты с которым сегодня являются наиболее массовыми. На компьютерном рынке потребность в SSD с более высокими скоростями чтения/записи данных уже в течение ближайших месяцев позволит заметно сократить ценовой разрыв между продуктами конкурирующих стандартов, а проникновение интерфейса PCIe в сегмент клиентских твердотельных накопителей также имеет все шансы для преодоления по итогам 2018 г. рубежа в 50%. В настоящее время разница в стоимости между SATA III и PCIe превышает 10%.

Ускорение роста

Перепроизводство памяти NAND поставило большинство производителей конечных устройств перед необходимостью выпуска более емких устройств. Вместе с тем, новые 64- и 72-слойные 3D SSD уже предлагаются с весьма привлекательными ценниками, а контрактные цены на наиболее востребованные клиентские SSD сокращаются второй квартал кряду. Так, средняя контрактная цена на клиентские SATA-накопители снизилась на 6-11% «QoQ», а аналогичные по объему PCIe-модели подешевели на 3-10%.

По оценкам Trendfocus, глобальные поставки твердотельных накопителей в первом квартале года выросли на 7% «QoQ», до 45,556 млн устройств. Общий объем отгруженной в составе SSD памяти увеличился на 14%, превысив 19 экзабайт. Сегмент клиентских модулей показал позитивную динамику в размере 12% «QoQ», что соответствует 24,577 млн отгруженных в каналы устройств.

Ускорение роста

Хотя SATA-продукты показали наименьший рост в сегменте корпоративных SSD, этот интерфейс по-прежнему остается наиболее популярным — в его активе 4,154 млн отгруженных накопителей (+9,9% «QoQ»). Лучшим ростом поставок — 25,8% — отчиталось направление продуктов с интерфейсом PCIe. Так, отгружено 1,802 млн подобных SSD общей емкостью 3,265 экзабайт. Сегмент SAS SSD восстановил ранее сданные позиции — при росте на 18% «QoQ» отгружено 0,838 млн устройств, а их общая емкость за квартал увеличилась на 20%, до 1,860 экзабайт.

Рынок корпоративных твердотельных накопителей имеет крайне высокий потенциал для роста и способствуют этому стремительное расширений ЦОД, активное внедрение AI, Большие данные и 5G. В нынешнем году глобальные поставки корпоративных SSD преодолеют рубеж в 30 млн, тогда как еще в 2016 г. было отгружено менее 20 млн устройств. Ожидается, что на фоне нарастающего интереса к последним со стороны производителей серверов и ЦОД, в текущем квартале спрос на корпоративные SSD значительно взрастет по измерителю «QoQ». В то же время, избыточное предложение на рынке может привести к падению средних контрактных цен на корпоративных PCIe и SATA SSD во втором квартале на 10% и более. Так, поставщики в последнее время придерживаются агрессивной стратегии в борьбе за OEM и завоевании большей части рынка с последующим удержанием ее в будущем. Адаптация наиболее новаторских решений, в частности применение более конкурентных по цене чипов 64/72-слойной 3D-NAND, является одной из главных причин для ценовых войн. Intel, Samsung, Micron, Toshiba и SK Hynix уже направили своим клиентам для тестов подобные продукты. Не стоит забывать, что платформа Purely от Intel ускорит свое проникновение на рынок в нынешнем году. Это, в свою очередь, вынуждает производителей активно инвестировать в продукты с поддержкой PCIe. Некоторые из них планируют наладить выпуск 3D-QLC SSD уже в текущем году.

В Китае оступились

От начальной календарной четверти на рынке смартфонов особых сюрпризов не ждали, однако зафиксированная в экспертных кругах глубина провала все же оказалась довольно неожиданной.

В течение первого квартала года IDC насчитала 334,3 млн глобально отгруженных смартфонов. Годом ранее в каналы ушло не менее 344,4 млн аппаратов. Как результат, снижение «год к году» составило 2,9%. Подсчеты Strategy Analytics говорят о поставках 345,4 млн устройств, что меньше на 2,4% «YoY».

Основным виновником спада называется Китай, где квартальные поставки упали более чем на 20%, опустившись ниже знакового рубежа в 100 млн смартфонов. Локальный рынок вышел на цифры, в последний раз фиксируемые в уже далеком третьем квартале 2013 г. Это не замедлило сказаться на результатах ведущих локальных поставщиков OPPO и vivo — их общие поставки существенно провалились. Более того, спадом продаж по измерителю «YoY» отчитались восемь из десяти ведущих вендоров. Причем, относительно предыдущего года цифры у Gionee, Meizu и Samsung оказались меньшими чуть ли не в два раза. Столь высокий провал в Поднебесной не удалось сгладить даже Индии и африканским странам, где спрос на смартфоны шел стабильно вверх. Не менее важное влияние на показатели рынка в мировом масштабе продолжали оказывать удлинение жизненного цикла устройств, сокращение щедрых операторских субсидий и отсутствие значимых новаций в аппаратной составляющей. Наконец, несмотря на появление новых флагманов от Samsung и Huawei, а также первый полный квартал присутствия iPhone X, потребители не изъявляли особого желания тратить большие деньги на новейшие и самые лучшие устройства на рынке.

По результатам квартала проникновение смартфонов на мобильный рынок снизилось до 76%, что связывается с успешным продвижением менее дорогих feature-телефонов, на первых ролях среди которых были бренды Nokia HMD и Reliance Jio. Непосредственно в сегменте смартфонов те же 76% мирового рынка принадлежат десяти ведущим вендорам, тогда как свыше шести сотен оставшихся брендов делят между собой 24% рынка, сообщает Counterpoint.

В Китае оступились

Несмотря на спад в размере 2,4%, Samsung вернул себе верхнюю строку рейтинга, захваченную Apple в конце 2017 г. Лидер сохраняет стабильность на стержневых для себя рынках Северной Америки, Западной Европы и Южной Кореи, однако испытывает нарастающий конкурентный прессинг в Китае и Индии. Эффект от старта продаж новинок — S9+ и S9 — ожидается не ранее второго квартала, а пока что основные поставки приходились на устройства серий А и J.

Количество отгруженных iPhone за год выросло с 50,8 до 52,2 млн аппаратов, причем iPhone X оставался наиболее продаваемым смартфоном Apple каждую неделю квартала. В связке с iPhone 8 и 8 Plus ему удалось за год поднять ASP на 11,1%, с 655 до 728 долл. Поставки вендора увеличиваются на протяжении трех из последних четырех кварталов. Причем, ультра-премимум iPhone Х по-прежнему довольно популярен на емких рынка Китая и США, а пространство для последующего роста с менее дорогими моделями сохраняется на рынках Индии и Африки.

Замкнувшая Тор-3 Huawei за год нарастила присутствие с 10 до 11%. Не без помощи новых популярных моделей в авангарде с Honor 7X поставки вендора увеличились к прошлому году на 14%. Вендор сохранил сильные позиции на домашнем, китайском рынке. Причем, высокой популярностью пользовались модели компании из высшего ценового диапазона. Стабильный рост отмечен также в Западной Европе. Особенно хорошо Huawei показал себя на рынках Испании, Германии и Италии.

Однако лидером роста с динамикой в размере 125% «YoY» оказалась Xiaomi. Вендор отлично сработал в странах Азии, особенно в Индии, где поставки выросли на 134%. Что интересно, почти две пятых объема поставок в Индию пришлось на недорогой Redmi 5A, позволив модели войти в узкий круг бестселлеров сезона. Ожидается, что локализация производства аппаратов Xiaomi в рамках кампании «Make in India» позволит вендору продолжить экспансию на перспективном для многих рынке сбыта.

Каждый седьмой, отгруженный с января по март смартфон, вошел в число одной из шести наиболее продаваемых моделей. С результатом более 16 млн устройств, iPhone X стал наиболее продаваемым аппаратом. За ним оказалось не менее 5% глобального рынка. Всего же, начиная с момента официального старта продаж в ноябре 2017 г., премиум-модель Apple разошлась тиражом в размере 50 млн аппаратов. В тройку лучших также вошли Apple iPhone 8 и iPhone 8 Plus, продажи которых достигли 12,5 млн и 8,3 млн устройств соответственно. Четвертая позиция у предыдущего, седьмого поколения iPhone. За счет высокой популярности в Индии и Китае, смартфон Redmi 5A от Xiaomi сумел попасть в Тор-5. Причем, значительный объем этих устройств разошелся через онлайновые каналы. Несмотря на неполный квартал присутствия на рынке, Galaxy S9 Plus взял шестую позицию рейтинга и 2% мировых продаж. Как ожидается, именно эта модель Samsung окажется наиболее продаваемым Android-смартфоном второго квартала года.

В Китае оступились

Около нуля

Вопреки преимущественно негативным прогнозам, на старте года мировой компьютерный рынок сработал сравнительно стабильно – свойственных сезону провалов не наблюдалось, хотя, справедливости ради, здоровая позитивная динамика также отсутствовала.

Третий квартал кряду, как полагают в IDC, глобальные поставки традиционных ПК (настольные и портативные системы, рабочие станции) колеблются около нулевой отметки, что, относительно затяжного спада прошлых лет, сигнал весьма оптимистичный. Причем, в своих более ранних ожиданиях аналитики настаивали на спаде в размере 1,5%, однако негативный прогноз не подтвердился. В целом за квартал в каналы ушло 60,4 млн устройств. Более удручающими оказались оценки Gartner, по мнению экспертов которой рынок закрыл четырнадцатый квартал непрерывного снижения – поставки достигли 61,7 млн устройств (настольные и портативные ПК без учета хромбуков, а также Microsoft Surface и другой ультрамобильный премиум), сократившись на 1,4% в годовом сравнении.

Около нуля

Восстановление активности коммерческих заказчиков называется одним из главных драйверов рынка. Бизнес все еще мигрирует на системы под Windows 10 играя на руку HP, Dell и другим бизнес-ориентированным вендорам. Устойчивый спрос на ноутбуки премиум-класса в потребительском и коммерческом направлениях также помог многим игрокам индустрии не только привлечь дополнительный интерес покупателей к ПК, но и нарастить прибыль за счет более высокой маржинальности подобных систем. В этом ключе также необходимо упомянуть довольно прибыльные, хотя и нишевые, игровые модели. Если годом ранее довольно актуальной была ситуация с дефицитом памяти, SSD и других компонентов для ноутбуков, то сегодня эта проблема сошла на нет, позволив частично восстановить утраченные позиции вендорам второго эшелона. В дополнение к этому, среди ключевых негативных факторов в Gartner упоминают ощутимый провал на китайском рынке, где поставки сократились на 5,7%. Корпоративный сектор Поднебесной откладывал новые покупки и обновления имеющихся компьютеров в ожидании возможных изменений в политике страны по итогам прошедшей в начале марта сессии Всекитайского собрания народных представителей. Наконец, в течение рассматриваемого периода глобальные вендоры занимались активным снижением накопившихся в конце прошлого года запасов, а вот наполнять склады новыми системами не спешили вследствие скорого появления моделей с процессорами Intel Core восьмого поколения.

Около нуля

Особо интересуемый нас рынок EMEA закончил квартал на оптимистичной ноте – поставки превысили 17,5 млн компьютеров (IDC), увеличившись на 1,2% в годовом сопоставлении. По методологии Gartner в натуральном выражении локальный рынок вырос на 1,7%, до 18,6 млн ПК, причем Украина вошла в узкий круг стран со сравнительно высокой позитивной динамикой. За счет массового обновления систем корпоративными заказчиками коммерческий сегмент отчитался позитивной динамикой в размере 6,2% "YoY". Причем, рост в Западной Европе составил 6,3%. C другой стороны, потребительское направление просело на 5,2%, чему во многом поспособствовало насыщение рынка в той же Западной Европе.

Настольные системы оказались в EMEA действенным двигателем квартала – отгрузки в каналы относящихся к его числу устройств выросли на 2,9%, тогда как ноутбуки в натуральном выражении просели на 0,5%. Отлично показали себя страны Центральной и Восточной Европы, где общий рост поставок компьютеров составил 14,3% "YoY".

Около нуля

Доля трех ведущих вендоров EMEA в поставках за год выросла с 58,3 до 63,3%. Первую строку Тор-5 удерживает HP, улучившая прошлогодний показатель на 3,1% и взявшая под контроль почти треть (28,8%) рынка. Расположившиеся следом Lenovo и Dell также вышли в плюс.

В мировом масштабе HP также сохранила вершину за собой. В активе лидера восьмой кряду квартал роста и наращивание поставок во всех регионах за исключением Латинской Америки. Показатели Lenovo в натуральном выражении стабилизировались и эта тенденция сохраняется уже почти год. Более того, замедлились темпы спада во все еще приоритетном североамериканском регионе. Лучшей динамикой роста вновь отчиталась Dell, поставки корпоративных систем которой позволили выйти в ощутимый плюс практически на всех крупных рынках сбыта. Таким образом, три ведущих вендора продолжают консолидировать рынок – с 54,5 до 56,9% увеличилась их общая доля за последний год.

Почва для роста

Мировой рынок персональных устройств оказался на пороге очередной волны снижения потребительского спроса. Вслед за традиционными компьютерами и планшетами интерес потенциальных покупателей теряет главных двигатель последних лет — мобильные телефоны.

Виной всему жизненный цикл, который в последнее время у мобильных телефонов непрерывно удлиняется, не добавляя оптимизма участникам индустрии. В сложившихся условиях производители находятся в постоянном поиске новых функций, способных убедительно продемонстрировать конечным потребителям надобность не откладывать в долгий ящик обновление служивших им верой и правдой аппаратов. Однако оснований для модернизации многим пока что недостаточно.

Как прогнозирует Gartner, в нынешнем году глобальные поставки мобильных телефонов вырастут лишь на 1,6%, подобравшись к отметке в 1,9 млрд устройств. В аналогичном ключе высказываются и специалисты TrendForce, по мнению которых слабый спрос и низкие темпы обновления пользователями уже имеющихся гаджетов, а также продолжающееся подорожание отдельных комплектующих станут основными причинами для замедления развития мировой индустрии смартфонов. В настоящее время рост производства ожидается на уровне 2,8% «YoY», что будет соответствовать около 1,5 млрд выпущенных устройств. Более ранний прогноз предполагал позитивную динамику в районе 5%.

Опуская периодически возникающий вопрос дефицита и вытекающее из этого подорожание компонентов, а также коллапс некоторых емких рынков (к примеру, падение китайского после ликвидации щедрых операторских субсидий на аппараты) в экспертных кругах обращают внимание на главную проблему — отсутствие желания у потребителей менять уже имеющиеся смартфоны. Так, за период с 2017 по 2020 г. жизненный цикл устройств будет увеличиваться, причем наиболее четко этот процесс будет прослеживаться в высокомаржинальном сегменте моделей премиум-класса. Вследствие отсутствия каких-либо прорывных технологических новшеств пользователи продолжат опираться на уже имеющиеся в распоряжении модели.

С целью привлечения потребителей в настоящее время основная ставка делается на экраны с соотношением сторон 18:9, широкоугольные фронтальные камеры, а также богатые AI-возможности. Ожидается, что именно последние, в частности богатый инструментарий, связанный с искусственным интеллектом, уже после 2020 г. послужит толчком для сокращения срока использования устройств. Благодаря им, с задействованием развитого машинного обучения, биометрики и анализа поведения пользователя откроется возможность сформировать полноценного цифрового ассистента. Смартфоны получат возможность обучаться, планировать и успешно решать поставленные пользователями задачи. Все идет к тому, что будущий уровень внедрения и развития AI-технологий способен трансформировать смартфон в устройство, уровень безопасности и доверия к которому окажется гораздо выше, нежели у кредитных карт, паспортов или же традиционных ключей.

С другой стороны, несмотря на слабую динамику в штучном выражении, общие расходы конечных пользователей на устройства, к которым помимо телефонов также относят компьютеры и планшеты, продолжают увеличиваться. Главная тому причина — более высокие спецификации аппаратов, влекущие за собой рост средних отпускных цен. Если в 2017 г. показатель ASP вырос на 9,1%, то по итогам нынешнего года рост средних цен ожидается на уровне 5,6% «YoY». Это, в свою очередь, повлечет за собой рост общих расходов на устройства не менее чем на 7%.

Почва для роста

После зафиксированного в 2017 г. падения на 3% «YoY» в натуральном выражении мировой рынок устройств вернется к росту. Как ожидается, по итогам нынешнего года общий объем поставок последних превысит 2,3 млрд, тем самым на 1,3% будет улучшен результат годичной давности. Что характерно, позитивная динамика будет достигнута исключительно благодаря мобильным телефонам.

В ключе роста

Твердотельные накопители шаг за шагом завоевывают рыночные позиции, находя приверженцев как в потребительском, так и в более труднодоступном корпоративном сегментах.

Эксперты из Statista прогнозируют, что объем мирового рынка флэш-памяти по итогам нынешнего года превысит 56,76 млрд долл., тогда как годом ранее выручка от продаж составила около 51,67 млрд долл. Не менее четверти общего объема выпущенной флэш-памяти NAND в 2018 г. пойдет на производство клиентских и корпоративных SSD, оставшуюся часть разделят между собой смартфоны (37%), карты памяти (16%) и планшеты (13%).

Если в 2017 г. было выпущено 395 млн жестких дисков и 190 млн твердотельных накопителей, то в текущем году разрыв между конкурирующими продуктами сократится — при отгрузке 370 млн HDD будет поставлено 235 млн SSD. Как ожидается, в результате поставок 360 млн устройств, уже в 2021 г. твердотельные накопители опередят в натуральном исчислении (330 млн устройств) HDD.

Цифры схожего порядка можно обнаружить в отчетах Trendfocus, согласно которым в 2017 г. глобальные поставки твердотельных накопителей превысили 164 млн устройств. Результат предыдущего года был улучшен на 11,3%, а общая отгруженная в составе SSD физическая емкость увеличилась в экзабайтах на 20,8%.

Доминирующее положение сохраняют клиентские модули — в последнем квартале прошлого года на их долю пришлось 22 млн устройств общей емкостью 5,641 ЕВ. Несмотря на то, что продукты SATA SSD отчитались крупнейшим провалом среди прочих сегментов, за ними по-прежнему лучший объем поставок (около 4 млн устройств) и наибольшая суммарная емкость (3,274 ЕВ). Направление SAS SSD сократилось на 1,6% «QoQ», до 0,710 млн устройств, однако общая емкость незначительно выросла до 1,546 ЕВ. Поставки корпоративных SSD с интерфейсом PCIe увеличились до 1,433 млн при общей емкости 2,361 ЕВ. Переход от SATA к PCIe в некоторых сегментах все еще продолжается.

Как подсчитали в DRAMeXchange, по итогам первой календарной четверти текущего года поставщики твердотельных накопителей продолжили снижение средних отпускных цен на собственную продукцию. Одна из главных причин, помимо традиционно низкого сезона в начале года, является желание привлечь PC OEM к освоению продуктов, выполненных с использованием 64/72-слойной памяти 3D-NAND. Во второй четверти года игроки рынка продолжат увеличивать емкость собственных 64/72-слойных моделей, однако спрос останется сравнительно слабым вследствие имеющего место перепроизводства SSD. Как итог, контрактные цены на наиболее востребованные модели продолжат снижение.

Ноутбуки уверенно вошли в число наиболее крупных потребителей рассматриваемых устройств, однако в 2017 г. их проникновение в ноутбуки составило 45%, оказавшись ниже ожиданий экспертов. На фоне прогнозируемого снижения цен в нынешнем году рубеж в 50% все-таки будет взят. Удешевление накопителей приведет к тому, что на рынке продуктов для PC OEM наиболее массовыми станут модели емкостью 256 ГБ, тогда как модели объемом 512 ГБ займут их место не ранее 2019-2020 г.

Несмотря на преимущества в быстродействии относительно SATA III, уровень проникновения продуктов с интерфейсом PCIe в прошлом году составил около 30%, а уже по итогам нынешнего года в общем объеме поставок на их долю придется не менее половины. Поспособствует этому, в том числе, более широкая поддержка PCIe SSD платформами Intel.

SK Hynix, WD/Toshiba, Micron и Intel перешли к массовому производству 64/72-слойной памяти, вследствие чего проникновение архитектуры 3D-TLC в клиентских моделях достигнет 70% в 2018 г. Кроме того, уже во второй половине года производители приступят к массовому производству памяти по технологии 3D-QLC, что позволит увеличить емкость на одном чипе оставив цену на довольно конкурентном уровне.

Сложившаяся рыночная конъюнктура приведет, по мнению аналитиков IDC, к среднегодовому росту мировых поставок твердотельных накопителей в период с 2016 по 2021 г. в размере 15,1%. При CAGR на уровне 14,8% в 2021 г. выручка рынка достигнет объема в размере 33,6 млрд долл.

Ключевыми факторами, лежащими в основе достойных темпов развития рынка SSD называются широкий продуктовый спектр и удовлетворительная ценовая динамика при переходе к использованию производителями памяти 3D NAND. Ожидается, что дефицит поставок чипов памяти в нынешнем году начнет сходить на нет, провоцируя дальнейшую ценовую эрозию.

Среднегодовой рост поставок SSD для ПК и потребительской электроники за рассматриваемый период составит 15,8%, тогда как корпоративный сегмент будет увеличиваться гораздо быстрее за счет активного перехода заказчиков к флэш-оптимизированным системам. В частности, существенно возрастет уровень проникновения подобных устройств в серверы, сетевые хранилища данных (за счет роста популярности гибридных и полноценных флэш-массивов), ЦОД для крупных облачных провайдеров.

Носимые умнеют и уходят в отрыв

Для динамично растущей индустрии носимых гаджетов прошедший год характеризовался сдачей подконтрольных позиций моделями с базовой функциональностью, постепенно уступающим место более универсальным устройствам, поддерживающим стандарты сотовой связи и установку сторонних приложений. Подобное развитие событий существенно изменило расстановку сил на рынке и отразилось на перспективах дальнейшего развития многих ключевых игроков.

Как подсчитали в IDC, за период с октября по декабрь 2017 г. отгружено 37,9 млн wearable-устройств, вследствие чего на 7,7% был улучшен результат годичной давности. В целом за год зафиксировано увеличение рынка в натуральном выражении на 10,3%, что соответствует 115,4 млн направленных в каналы гаджетов. К слову, в 2016 г. темпы роста превысили 27% «YoY», однако имеющее место замедление не связано с ослаблением потребительского интереса — некоторые компании, опиравшиеся на сравнительно старые модели, покинули рынок, а оставшиеся вендоры, включая многочисленные стартапы, еще не успели полноценно их заменить. C другой стороны, хотя цены на индивидуальные продукты опускаются довольно медленно, потребители усиливают интерес к более совершенным продуктам известных брендов. Во многом из-за этого рынок носимых гаджетов с 2016 г. продемонстрировал описываемый двузначным числом рост средних отпускных цен на устройства.

Рассматриваемый квартал стал первым календарным периодом, по итогам которого Apple наконец-то заняла вершину рейтинга ведущих вендоров. Оценив достоинства носимых гаджетов с базовой функциональностью владельцы последних массово мигрировали на более совершенные модели, в том числе с поддержкой сотовых стандартов. Не удивительно, что при окончательном выборе именно предложения Apple зачастую оказывались оптимальными. Превзойдя ожидания экспертов, по итогам 2017 г. Apple улучшила поставки собственных умных часов более чем на 55% «YoY», достигнув вершины в 18 млн отгруженных устройств. Ведущую роль играли продукты семейства Series 3, на долю которых пришлось около 9 млн отгруженных гаджетов, или же почти половина от общего объема. По итогам финального квартала 2017 г. Watch разошлись тиражом в размере 8 млн, что более чем на 57,5% больше в годовом сравнении. Взятая высота квартальных поставок оказалась рекордной не только для Apple, но также для любого другого конкурирующего вендора. Вариации Apple Watch с поддержкой сотовых стандартов добились крайне высокого спроса на рынках США, Японии и Австралии, вследствие чего Apple Watch Series 3 завоевали титул наиболее продаваемого носимого гаджета с поддержкой LTE в мире. От квартала к кварталу поставки последних удваивались и по итогам финальной четверти остановились на отметке в 1,6 млн устройств.

Носимые умнеют и уходят в отрыв

Один из пионеров отрасли и бессменный лидер последних лет — Fitbit — остается в стадии глубокой трансформации бизнеса, в том числе связанной с расширением дистрибьюторской сети, продвижением ранее несвойственных бренду умных часов (Ionic) и наполнением приложениями собственной платформы Fitbit OS. Параллельно компания активно расширяет функциональность гаджетов в сторону здравоохранения, в том числе за счет сотрудничества с Dexcom и United Healthcare, а также участия в программах профильных государственных ведомств США.

Xiaomi ожидаемо ушла минус как по итогам квартала, так и за год в целом. Сложившаяся ситуация стала следствием опоры на сравнительно зрелое поколение гаджетов MiBand 2, которое по-прежнему превалирует в общих поставках вендора. Представленный последователь MiBand HRX пока что находится в тени бестселлера, а умная обувь Mijia Smart Shoes и второе поколение детских часов Mitu Kids Watch 2 все еще остаются нишевыми. Вопреки сформированной репутации крупного международного игрока на рынке смартфонов, основные продажи носимых гаджетов Xiaomi по-прежнему приходятся на Китай, тогда как прочие рынки осваивают менее 15% общих поставок.

В плюс относительно предыдущего года удалось выбраться Garmin. Как и Fitbit, большую ставку вендор сделал на линейку недорогих фитнес-трекеров, в том числе выпускаемых под брендом vivo. Это помогло базовым продуктам взять квартальный рубеж в 1 млн устройств. В то же время, благодаря двум vivo-моделям и High-End часам Fenix в сегменте умных часов Garmin сумела впервые приблизиться к аналогичной отметке в 1 млн устройств, а рост поставок умного направления изменялся гораздо динамичнее базового.

Huawei удалось добиться лучшего роста продаж среди Тор-5 и поспособствовал этому все еще безграничный китайский рынок. Третье поколение фитнес-трекеров Honor Band, разжившееся более емкой батареей, пульсометром и прочими полезными функциями позволило вендору стать вторым по популярности wearable-поставщиком в стране. Впрочем, на международном рынке позиции Huawei под натиском агрессивных конкурентов ослабли на 2% в натуральном выражении.

Носимые умнеют и уходят в отрыв

Если верить последним прогнозам IDC, при среднегодовом росте в размере 18,4% по итогам 2021 г. глобальный объем отгруженных носимых гаджетов превысит 222,3 млн шт. Часы останутся главным двигателем рынка — их общие поставки в basic- и smart-иcполнениях вырастут с 61,5 млн в 2017 г., до 149,5 млн по итогам 2021 г. Если обычные фитнес-браслеты в прошлом году взяли 39,8% общего рынка, то уже в 2021 г. их доля снизится до 21,5%. Поставки умных часов за аналогичный период вырастут с 31,6 до 71,5 млн шт. Лучшую среднегодовую динамику роста поставок продемонстрируют одеваемые на уши модели (без учета Bluetooth-гарнитур) — при CAGR 58,5% в 2021 г. их поставки превысят 10,6 млн устройств.

На рынке все теснее

Оставаясь локомотивом рынка потребительской электроники последних лет, индустрия смартфонов на всех парах входит в фазу зрелости. Рынок постепенно сбавляет темпы развития и, зачастую, уходит в минус на ранее ключевых направлениях.

Концовка года запомнилась одновременно двумя знаковыми для отрасли событиями. Во-первых, в последнем квартале многолетняя гегемония Samsung была наконец-то нарушена — Apple опередила корейского гиганта по количеству отгруженных устройств. Во-вторых, доселе крупнейший региональный рынок сбыта — китайский — впервые отчитался негативной динамикой роста.

C октября по декабрь IDC насчитала 403,5 млн направленных в каналы устройств, что меньше на 6,3% «YoY». В целом за год поставки снизился на 1% — с 1,473 до 1,472 млрд аппаратов. По методологии Strategy Analytics в последнем квартале зафиксирован спад поставок на 9% — с 438,7 млн до 400,2 млн смартфонов, однако по итогам года рынок вырос на 1% «YoY» и впервые взял высоту в 1,5 млрд отгруженных аппаратов.

На рынке все теснее

В числе главных причин спада оба аналитических центра называют отсутствие особой спешки потребителей крупных развитых рынков, таких как США или Китай, в переходе на новые поколения дорогих флагманских устройств. В контексте Поднебесной стоит отметить, что, похоже, подошла к концу долгая история роста крупнейшего рынка сбыта — в 2017 г. поставки устройств в страну впервые сократились. Согласно IDC спад достиг 4,9% «YoY», что соответствует 444,3 млн аппаратов. Крупные вендоры приложили недостаточно усилий в части запуска новинок, способных заинтересовать пользователя и вынудить отказаться от старых моделей, тогда как многочисленные малые игроки ощущали нешуточное давление со стороны членов Тор-5. Если верить ожиданиям Digitimes Research, то в текущей четверти Поднебесная оступится к предыдущему кварталу более чем на 30% — традиционно низкий сезон будет усилен слабым спросом сравнительно насыщенного рынка.

На рынке все теснее

Вопреки спаду к прошлому году в размере 1,3%, Apple смогла не только отгрузить высокие 77,3 млн смартфонов, но и выйти в лидеры рынка по итогам квартала. В целом за год общие поставки iPhone увеличились на 0,2% «YoY», до 215,8 млн аппаратов. Как подсчитали рыночные наблюдатели из Canalys, в IV квартале глобально поставлено по меньшей мере 29 млн iPhone X, что сделало флагманскую модель Apple наиболее продаваемым смартфоном предновогоднего сезона. Не менее интересен факт того, что около 7 млн из общей массы отгруженных устройств разошлись в Китае. Для устройства с ценником от 999 долл., которое еще на старте продаж, в начале ноября, испытывало проблемы с дефицитом отдельных комплектующих, в частности датчиков системы распознавания лиц Face ID, результат можно признать крайне достойным. Благодаря высокому уровню ASP выручка Apple от направления смартфонов в завершившемся 30 декабря квартале выросла на 13% «YoY» (+113% «QoQ»), до 61,6 млрд долл. Если в 2017 г. производство iPhone выросло лишь на 3%, то в нынешнем году рост ожидается на уровне 7,5%, что будет связываться с выходом очередного поколения недорогого iPhone SE и усовершенствованием ряда технологий, включая Face ID, в уже выпускаемых моделях.

Оставаясь под мощным прессом со стороны конкурентов на емких рынках Китая и Индии, Samsung сократила квартальные поставки на 4,4% «YoY», до 74,1 млн смартфонов. Тем не менее, по итогам 2017 г. налицо прирост в размере 1,9% и поставка 317,3 млн устройств. Глобальный успех корейского гиганта с недорогими моделями серии J (Junior) позволили сгладить провал на китайском рынке. Объем производства вендора в прошлом году вырос на 3%, до 320 млн устройств. Как ожидается, в 2018 г. лидерство корейцев сохранится, однако спад производства составит 3%.

Зацементировавшая за собой третью позицию Huawei испытывает нарастающий прессинг со стороны земляков OPPO и Vivo — количество отгруженных в IV квартале устройств упало почти на 10%, однако по итогам года у компании хороший плюс благодаря успешному продвижению семейства Honor на локальном китайском и международном рынках.

В первую пятерку также вошли Xiaomi и OPPO, причем первая оказалась единственным ведущим вендором, сработавшим в плюс по итогам квартала. Благодаря успешным продажам за пределами Китая, а именно в Индии и РФ, Xiaomi расширила подконтрольную долю более чем в два раза.

По подсчетам TrendForce, общемировой объем производства смартфонов в 2017 г. увеличился на 6,5% «YoY», превысив 1,46 млрд устройств. Достигнутая позитивная динамика стала возможной благодаря китайским брендам, рьяно осваивающим новые рыночные территории. Кроме того, позитивное влияние на рынок оказали телеком-операторы Поднебесной, активно субсидировавшие аппараты и предлагавшие недорогие, но щедрые по условиям тарифные планы.

На рынке все теснее

По итогам наступившего года темпы роста производства замедлятся и вряд ли превысят 5%. Ожидаемый объем выпуска смартфонов в 2018 г. — около 1,53 млрд аппаратов. Что интересно, на фоне появления новых крайне привлекательных моделей, таких как iPhone X, некитайские бренды впервые с 2015 г. отчитаются скромным ростом поставок, который вряд ли превысит 3%. Главным оружием в борьбе за искушенного потребителя в наступившем году должны стать экраны с соотношением сторон 18:9, широкоугольные фронтальные камеры, а также встроенные функции, опирающиеся на богатый технологический багаж искусственного интеллекта.

Новые высоты

Уже не вызывает сомнений, что прошедший год оказался одним из лучших для мирового полупроводникового сообщества. Помимо многочисленных технологических свершений в историю многомиллиардной отрасли вписаны очередные покоренные финансовые вершины и новые лидеры. Год наступивший обещает быть не менее знаковым.

Глобальная выручка мирового полупроводникового рынка в 2017 г., по версии Gartner, достигла 419,7 млрд долл., увеличившись на 22,2% в годовом сопоставлении. Обозначенный общий рост на две трети является заслугой одного из стержневых сегментов, объединяющих производителей памяти. Чипы NAND в прошлом году подорожали на 17% «YoY», а сегмент DRAM отчитался ростом контрактных цен на 44%. При этом, нередкий дефицит модулей позволил объединенному memory-направлению вырасти на рекордные 64% и обеспечить полупроводниковой индустрии почти треть (31%) глобальной выручки. В этом контексте неудивительно, что на первую позицию рейтинга впервые вышел крупнейший производитель чипов DRAM и NAND — Samsung Electronics. Intel, в свою очередь, освободила вершину, занимаемую с далекого 1992 г. Расположившись на непривычной второй строке корпорация нарастила выручку на 6,7%, чему поспособствовал высокий спрос на процессоры для ЦОД, используемых облачными и коммуникационными сервис-провайдерами. Направление Intel связанное с процессорами для ПК вышло в плюс на более скромные 1,9%.

Новые высоты

Продажи полупроводниковых fabless-компаний в прошлом году впервые преодолели рубеж в 100 млрд долл., причем общий результат десяти лучших из них оказался на 11% выше в годовом сопоставлении. По данным IC Insights, лидерство по-прежнему за Qualcomm, однако Broadcom методично сокращает отрыв. В первой десятке появились китайские HiSilicon, продукция которой активно поставлялась на нужды Huawei, а также Unigroup, чипы которой предназначались, в том числе для Spreadtrum и RDA.

Для контраста можно упомянуть тему слияний и поглощений, которая в прошлом году оказалась сравнительно незаметной — среди профильных компаний проведено около 20 сделок, в общем оцененных на 27,7 млрд долл. Для сравнения, 2015 и 2016 г., стали лучшими в истории — по их итогам сумма соглашений, связанных с M&A достигла 107,3 и 99,8 млрд долл. соответственно. Что интересно, 87% годового объема сделок пришлось на долю двух крупных соглашений о приобретении. Эти же две сделки оказались единственными, преодолевшими порог в 1 млрд долл. В частности, речь идет о поглощении за 18 млрд долл. бизнеса памяти Toshiba, а также приобретению силами Marvell за 6 млрд долл. компании Cavium. В том же 2015 г. было совершено десять сделок с порогом выше 1 млрд долл., а в 2016 г. — семь.

Прогнозы экспертных кругов относительно года наступившего не менее оптимистичны. IC Insights прогнозирует по итогам нынешнего года увеличение глобальных поставок полупроводников (интегральные схемы, оптоэлектроника, сенсоры, дискретные чипы и т.д.) на 9% в годовом сравнении. Ожидаемый рост позволит впервые преодолеть рубеж в 1 трлн шт., а именно достигнуть рекордной отметки в 1 075,1 млрд полупроводниковых изделий. Общий объем выручки индустрии в 2018 г. ожидается на уровне 451 млрд долл. С учетом прошлогоднего результата в размере 419 млрд долл. позитивная динамика должна составить не менее 7,5%. Как предполагается, начавшийся во второй половине 2016 г. и продолжавшийся весь прошлый год рост рынка памяти сохранится и в наступившем году. Увеличение контрактных цен на модули DRAM и NAND приведет к росту годовой выручки в сегменте памяти до 23,6 млрд долл. Без учета памяти мировой полупроводниковый рынок увеличится в 2018 г. на 4,6%, тогда как в прошлом году позитивная динамика составляла 9,4%. Ключевыми для индустрии будут сегменты программируемых логических микросхем (FPGA), интегральных микросхем специального назначения (ASIC), оптоэлектроники и неоптических сенсоров.

Среди основных потребителей полупроводниковой начинки особо выделяют автомобильную отрасль и Интернет вещей, которые за период с 2016 по 2021 г. будут расти на 70% быстрее, нежели полупроводниковая индустрия в целом. Так, глобальные продажи микросхем для автомобилей и прочих транспортных средств возрастут с 22,9 млрд долл. в 2016 г., до 42,9 млрд долл. по итогам 2021 г., а направление чипов для IoT за аналогичный период времени вырастет с 18,4 до 34,2 млрд долл. Если полупроводниковая индустрия будет расти среднегодовыми темпами в размере 7,9%, то направления автомобильных полупроводников и IoT будут расти с CAGR 13,4 и 13,2% соответственно.

Тем не менее, крупнейшим конечным рынком сбыта микросхем, который возьмет на себя около четверти общих продаж, останется индустрия мобильных телефонов. При среднегодовом росте на уровне 7,8% в конце прогнозного периода сегмент выйдет на объем в размере 105,6 млрд долл., В 2017 г. при росте на 24% продажи возросли до 89,7 млрд долл. Объем продаж микросхем для ПК в нынешнем году увеличится на 17,6% «YoY», до 69 млрд долл. Ощутимый спад ожидается в сегментах полупроводниковых продуктов для игровых консолей (CAGR −1,9%) и планшетов (CAGR −2,3%).

Samsung и Apple остаются крупнейшими потребителями полупроводников, совместными усилиями взяв почти пятую часть (19,5%) рынка. В денежном выражении общая сумма составила 81,8 млрд долл., что более чем на 20 млрд больше по индикатору «YoY». Как результат, за упомянутыми компаниями сохраняются две верхние строки рейтинга уже последние семь лет. Восемь компаний из Тор-10 позапрошлого года по итогам 2017 г. сохранили место в когорте лучших, причем первая пятерка не изменилась. В первую десятку возвратилась LG Electronics, а в роли новичка оказалась Western Digital. Нарастив связанные с чипами расходы на 5,7 млрд долл., на шестую позицию поднялась BBK Electronics. Что интересно, если еще десять лет назад Тор-10 потребителей обеспечивали рынку полупроводников не менее 31% общих продаж, то в 2017 г. это значение выросло до 40%. Более того, как прогнозируется, в 2021 г. компании из Тор-10 сделают свыше 45% глобальных затрат на полупроводники.

Новые высоты

 
 
IDC
Реклама
http://playfortuna.biz
playfortuna.biz

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT