`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Внезапные перемены

Среди бенефициаров в ситуации, вызванной масштабной пандемией COVID-19, помимо индустрии традиционных компьютеров также оказалась менее крупное и переживающее далеко не лучшие времена направление планшетов. Неожиданный всплеск спроса привел к лучшим за последние семь лет показателям развития и подтолкнул к дальнейшему инновационному развитию.

Специфика прошлого года, в частности вызванная карантинными требованиями вынужденная организация мест дистанционной работы и обучения, внесли кардинальные изменения в стабильно сужавшийся рынок планшетов. Для удаленного решения рабочих и образовательных вопросов, потребители, часто стесненные в средствах, останавливали свой выбор именно на подобном форм-факторе. Вендоры, со своей стороны, оперативно подстраивались под настроения рынка и расширяли имеющиеся линейки довольно привлекательными в ценовом плане моделями.

Исходя из этого, в финальном квартале 2020 г. IDC насчитала не менее 52,2 млн поставленных на мировой рынок планшетов, что оказалось на 19,5% больше в годовом сравнении. Более оптимистичными оказались исследователи из Strategy Analytics, методология подсчетов которых указывает на отгрузку 62,5 млн (+28%"YoY«) устройств. Странами EMEA с октября по декабрь освоено около 14,6 млн планшетов (IDC), или же на 11,7% больше к предыдущему году. Причем, на образовательный сектор пришлись рекордные 1,1 млн устройств, тогда как поставки планшетов для персонального использования увеличились на 14,2% и превысили 11,3 млн шт. Вполне ожидаемо, лучшую позитивную динамику (+32,3% «YoY») продемонстрировали Центральная и Восточная Европа, а страны MEA и Западная Европа выросли на 10,3% и 7,7% соответственно.

Внезапные перемены

В целом за 2020 г. IDC насчитала свыше 164,1 млн глобально отгруженных планшетов, тем самым на 13,6% удалось улучшить результат 2019 г. Strategy Analytics сообщает об отгрузке 188,3 млн устройств, что на 18% больше по измерителю «год к году».

Внезапные перемены

Наиболее востребованными рынком оставались Android-модели — в прошлом году их поставки увеличились на 14%, до 108,1 млн шт. Тем не менее, подконтрольная доля снизилась с 59,4 до 57,4%. Более высокими темпами изменялся спрос на модели под iOS/iPadOS — их поставки увеличились на 30% «YoY», до 57,6 млн iPad. Как результат, Apple смогла расширить присутствие с 27,7 до 30,6%. Windows-планшеты выросли в поставках на 7%, до 21,6 млн устройств, однако доля рынка снизилась с 12,6 до 11,5%. В лидеры роста (+50% «YoY») вышли продукты на базе ОС Chrome, сумевшие впервые преодолеть знаковый порог в 1 млн отгруженных устройств (доля рынка 0,4%).

Внезапные перемены

Отдельное внимание эксперты обращают на постепенное изменение пользовательских предпочтений. За рассматриваемый период поставки моделей с экранами 11″ и выше превысили десятую часть от общих. Более того, по итогам текущей календарной четверти их доля должна преодолеть отметку в 15%.

Усилия Apple и Microsoft позволили сегменту моделей разъемной конструкции расширить свое присутствие до 27,9%. В то же время, модели классического форм-фактора отчитались ростом на 13,7%.

По состоянию на конец года в общей табели о рангах Apple упрочила лидерство за счет сравнительно недавно представленных iPad 10.2″ и iPadAir 10.9«. Подконтрольную долю удалось нарастить до 36,5%. Рост поставок Samsung на 44,9% главным образом был связан с интересом к GalaxyTab A и GalaxyTab S6 Lite. Несмотря на рекордный среди Тор-5 рост квартальных поставок Lenovo в размере 120,6% «YoY», по итогам года на третьей позиции все же осталась Huawei.

Тем не менее, повлиявшее на отменные годовые результаты второе полугодие вряд ли повторится — вследствие начала низкого сезона и сохраняющихся проблем с нехваткой отдельных комплектующих, в начальной четверти 2021 г. рынок ожидает спад поставок более чем на 30% «YoY». Из-за дефицита комплектующих в первом полугодии аналитики ожидают в нынешнем году возвращение рынка к отрицательным темпам роста поставок.

Второе дыхание индустрии

Пребывающий в фазе зрелости мировой рынок смартфонов не оказался в стороне от негативного влияния пандемии COVID-19. Вопреки отмеченному в финальной календарной четверти здоровому росту, провальное первое полугодие не позволило смартфонам по итогам 2020 г. выйти в плюс по поставкам.

Успешная концовка года связывается с частичным восстановлением спроса после весеннего локдауна, нарастающим интересом к 5G-моделям, действием агрессивных промоакций, а также высокой популярностью продуктов из нижнего и среднего ценовых диапазонов. Со своей стороны вендоры сумели извлечь ошибки из ситуации с карантинными ограничениями и основательно поработали над каналами беспроблемной доставки смартфонов конечным потребителям. Хотя вторая волна COVID-19 нанесла довольно ощутимый удар по индустрии, участники рынка встретили ее во всеоружии. В частности, повышена эффективность онлайновых каналов продаж, отработан механизм результативной организации виртуальных мероприятий по запуску новых моделей. Коррекция маркетинговой политики продвижения устройств привела к тому, что смартфоны все чаще стали рассматривать в качестве основного инструмента для организации удаленной работы и дистанционного обучения.

Как результат, финальный квартал 2020 г. завершился глобальной отгрузкой 385,9 млн смартфонов, что, согласно выкладкам IDC, на 4,3% больше по измерителю «YoY». Однако в целом за год рынок освоил почти 1,3 млрд устройств, что на 6% меньше, нежели в 2019 г.

За счет на месяц задержавшегося запуска в продажу нового поколения iPhone, Apple удалось не только обновить собственный рекорд квартальных поставок — в каналы ушло свыше 90 млн iPhone, что на 22% больше, нежели годом ранее — но также оказаться крупнейшим вендором квартала. Уступившая вершину рейтинга Samsung довольствовалась более скромным ростом в размере 6%. Впервые за последние шесть лет из первой тройки выпала Huawei (включая Honor). Весомую часть доли, подконтрольной споткнувшейся об американские санкции компании, оперативно разделили между собой Xiaomi, Oppo и Vivo. Впрочем, по итогам года Тор-3 лучших поставщиков все же сохранил привычный вид — в лидерах были Samsung, Apple и Huawei.

Второе дыхание индустрии

Отдельного упоминания заслуживает достаточно обширный сегмент официально восстановленных и бывших в употреблении смартфонов. В 2020 г. IDC насчитала 225,4 млн появившихся на рынке поддержанных аппаратов. Относительно 2019 г., на протяжении которого было отгружено 206,5 млн подобных смартфонов, рост достиг 9,2%. Исходя из приведенных прогнозов, при среднегодовом росте за период с 2019 по 2024 г. в размере 11,2%, к концу прогнозного периода объем поставок превысит 351,6 млн устройств. Весомый вклад в достигнутую на протяжении 2020 г. позитивную динамику внесли зрелые рынки, где крайне щедрые программы trade-in побуждали потребителей гораздо чаще менять имеющиеся устройства, в том числе премиум-класса. Причем, собственные программы субсидий активно действовали как у ведущих вендоров (Samsung, Apple, Huawei), так и у представляющих телекоммуникационные услуги компаний. Кроме того, выход семейства iPhone 12 поспособствовал появлению на вторичном рынке весьма востребованных более старых моделей.

Разработка первых эффективных вакцин против коронавируса внушает бизнесу осторожный оптимизм, позволяя более смело планировать и инвестировать. И хотя колебаний в экономике не избежать, в том числе из-за ослабления государственного стимулирования и боязни появления новых штаммов вируса, в 2021 г. общество продолжит успешно адаптироваться к жизни в условиях пандемии, что приведет, в том числе, к заметному восстановлению спроса на смартфоны. По оценкам TrendForce, увеличение глобального производства достигнет 9% «YoY», тем самым объем изготовленных смартфонов составит 1,36 млрд устройств. В Тор-6 ведущих производителей, за которыми окажется почти 80% рынка, войдут Samsung, Apple, Xiaomi, OPPO, Vivo и Transsion.

Второе дыхание индустрии

Аналогичного мнения придерживаются в Gartner, аналитики которого спрогнозировали объем глобальных продаж конечным потребителям. По их мнению, в 2021 г. продажи возрастут на 11,4% «YoY», превысив, тем самым 1,5 млрд устройств. В течение прошлого года отмечалось заметное сокращение потребительской активности — на фоне неопределенности в разгар пандемии COVID-19 многие откладывали обновление смартфонов до лучших времен, вследствие чего продажи упали на 10,5%. Однако высокий отложенный спрос позволит переломить негативную для рынка тенденцию. Весомую лепту в рост продаж также внесет предложение доступных в ценовом плане 5G-моделей. Несмотря на определенные производственные ограничения у выпускающих полупроводниковую начинку foundry-компаний, стабильно растущее покрытие сетями нового стандарта уже привело к доступности аппаратов стоимостью не более 200 долл. Таким образом, если в 2020 г. потребители освоили не более 213 млн 5G-смаротфонов, то в 2021 г. их количество возрастет до 538 млн шт. Ожидаемый объем будет соответствовать 35% мирового рынка смартфонов.

Второе дыхание индустрии

Хорошие цифры

Похоже, пандемия коронавируса сыграла на руку компьютерной индустрии — в 2020 г., впервые за последние десять лет, рынок вышел в ощутимый плюс по глобальным поставкам, а многие рыночные игроки сумели вернуть давно утраченные темпы развития.

Если еще в начале года застигнутые врасплох аналитики были настроены скептически, полагая, что растущее негативное влияние COVID-19 на мировую экономику приведет к коллапсу в индустрии, то уже во втором полугодии ожидания резко изменились. Традиционные компьютеры оказались крайне востребованными из-за своей незаменимости в части организации удаленной работы и дистанционного обучения. Провал начальной календарной четверти был оперативно устранен и уже по итогам третьего квартала результат годичной давности удалось улучшить более чем на 14%. Причем, дальнейшему росту воспрепятствовали отчасти субъективные факторы, такие, как нехватка отдельных компонентов, в особенности процессоров и ЖК-панелей. Финальную календарную четверть, по версии IDC, удалось завершить отгрузкой 91,6 млн настольных ПК, ноутбуков и рабочих станций, что оказалось на 21,6% больше, нежели годом ранее. В Gartner, учитывающей количество заказанных у вендоров ПК, четвертый квартал прошлого года был отмечен ростом глобальных поставок на 10,7%, до 79,4 млн устройств.

В IDC уверены, повышенный спрос на протяжении второго полугодия позволил в целом за 2020 г. выйти на объем поставок в размере не менее 302 млн компьютеров, что на 13% больше в годовом рассмотрении. Как сообщается, в последний раз подобная позитивная динамика (+13,7%) фиксировалась в уже далеком 2010 г. Если тогда рост был связан с восстановлением рынков после мирового финансового кризиса, то в настоящее время оживление произошло благодаря массовой организации рабочих и учебных мест в домашних условиях. По оценкам Gartner, благодаря трём кряду кварталам роста по итогам 2020 г. объем мирового рынка увеличился до 275 млн десктопов, ноутбуков и ультрамобильных премиум-продуктов, а позитивная динамика в размере 4,8% действительно оказалась лучшей за последние десять лет.

Хорошие цифры

В свете сложившихся обстоятельств отдельные сегменты рынка добились более высоких оборотов развития. К примеру, глобальные поставки игровых компьютеров и мониторов выросли на 16,2%, до 49,6 млн устройств. Вне всяких сомнений, позитивная динамика сохранится и в обозримой перспективе — среднегодовой рост игрового направления за период с 2020 по 2024 г. составит 5,7%, что позволит в последний год прогноза выйти на отгрузку 61,9 млн устройств. Отличные результаты показали и пока что не принимаемые во внимание аналитиками хромбуки — во многом благодаря рынку Северной Америки их глобальные общегодовые поставки увеличились более чем на 80%, до 30 млн устройств.

Тем не менее, в наступившем году ноутбуки останутся главной движущей силой рынка традиционных ПК. Необходимость оставаться дома приведет к тому, что, по подсчетам TrendForce, будет отгружено не менее 217 млн портативных компьютеров, а это приведет к росту более чем на 8% «YoY». Высокая динамика станет продолжением прошлого года, когда было впервые в истории рынка удалось отгрузить свыше 200 млн устройств при росте в размере 22,5%. Благодаря дистанционному обучению доля хромбуков в общих поставках выросла до 14,8% в 2020 г. и обещает увеличиться до 18,5% по итогам 2021 г. Если в прошлом году рынок освоил 30 млн хромбуков, то в 2021 г. будет взят рубеж в 40 млн отгруженных устройств. Доминирующей ОС для портативных ПК останется Windows, однако под влиянием хромбуков ее подконтрольная доля впервые опустится ниже 80%. За Chrome OS и MacOS окажется 15-20% и около 10% соответственно.

Хорошие цифры

Как полагают в Digitimes Research, среднегодовой рост мирового рынка ноутбуков в период с 2020 по 2025 г. составит 0,9%. После относительного насыщения, в 2021 г. ожидается довольно сдержанный плюс, вызванный продолжающимся ухудшением мировой экономики и сокращением стимулирующих субсидий. Несмотря на облегчение ситуации с вынужденной остановкой производств и закрытием бизнеса, в 2022 и 2023 г., рынок продолжит снижать темпы роста. При этом конкуренция между платформами заметно обострится — в игру вступят решения на базе чипов AMD с детализацией 5 нм, а также процессорами ARM. Как итог, вследствие конкуренции со стороны AMD, Apple, MediaTek и Qualcomm доля ноутбуков с процессорами Intel уже в 2021 г. упадет ниже 70%. Начало же нового цикла обновления ожидается не ранее 2024-2025 г.

За счет развивающихся рынков и повышенного спроса со стороны сферы образования, хромбуки, исходя из темпов роста, будут существенно опережать аналогичные показатели классических ноутбуков для корпоративных потребителей и домашних пользователей. Не менее знаковой тенденцией этого года будет активное расширение подконтрольной доли ноутбуками с сенсорными экранами. В 2021 г. на их долю придется пятая часть от общих поставок. На некоторых емких рынках, к примеру, в Японии, подобные модели уже являются обязательными в сфере образования.

Первые прогнозы IDC на 2021 г. говорят о заметном снижении темпов развития мирового рынка ПК — в натуральном выражении плюс сохранится, однако вряд ли превысит 1,4%. Основные показатели будут обеспечены мобильными системами, тогда как настольные ПК традиционно останутся в минусе. Среднегодовой рост рынка традиционных компьютеров за период с 2020 по 2024 г. также составит 1,4%.

AI на марше

Упоминание об искусственном интеллекте все чаще встречается среди прочих статей расходов в корпоративных бюджетах на ИТ. Основанные на его базе решения внедряются невиданными доселе темпами, требуя на свои нужды не только сравнительно крупных сумм, но также высококвалифицированных специалистов. Впрочем, довольно регулярно оказывается, что наличие в арсенале компаний отвечающих веяниям времени AI-инструментов — далеко не всегда залог повышения успешности бизнеса.

С внедрением основанных на искусственном интеллекте систем нередко связываются надежды корпоративного сектора на улучшение имеющихся рабочих процессов, более качественное удовлетворение потребностей клиентов, получение новых конкурентных преимуществ. Согласно выдержкам из недавнего исследования Boston Consulting Group, подготовленного путем опроса 3 тысяч руководителей компаний из 29 отраслей в 112 странах, свыше половины респондентов уже находятся в процессе активного развертывания решений на базе AI. Шесть директоров из десяти в 2020 г. обладают полноценной стратегией внедрения AI-элементов в развиваемый бизнес, тогда как в 2018 г. их было лишь четыре. Построенные на базе искусственного интеллекта решения стали более эффективными и простыми в освоении, что привлекает в их ряды все больше сторонников. С другой стороны, проблемы поиска квалифицированных специалистов по обработке данных, разработке действенных алгоритмов и оптимизации процессов приводят к тому, что многие не видят ощутимого результата от вложенных инвестиций. Лишь один из десяти принявших участие в исследовании представителей компаний заявил о полученых существенных финансовых выгодах от внедрения AI.

Насторожит ли это корпорации, продолжающие вкладывать весомые суммы в связанные с AI проекты и ожидающие на выходе получение инструментов для всего — от управления контрактами, до заправки беспилотных автомобилей? Вполне возможно, ведь красноречивым фоном нередко появляется информация о провале крупных, связанных с AI проектов, причем потребовавших на свое воплощение немалых финансовых вливаний. Среди наиболее громких примеров последнего времени система Watson от IBM, стоимостью не менее 62 млн долл. Нацеленный на медицинскую сферу проект потерял свою приоритетность для разработчика после того, как нейросеть, отталкиваясь от анализируемых данных, в ряде случаев назначала онкологическим больным некорректные варианты лечения, способные впоследствии привести к летальному исходу. Еще один характерный пример — созданный для Amazon AI-инструмент рекрутинга персонала. Проект с шумом закрыли после того, как были отмечены нередкие случаи результатов с ярко выраженным женоненавистническим подтекстом.

А тем временем глобальные инвестиции в связанные с искусственным интеллектом решения продолжают стабильно увеличиваться. В 2020 г. их объем, по версии IDC, достигнет 50,1 млрд долл. При среднегодовом росте в размере 20,1%, по итогам 2024 г. общий объем расходов превысит 110 млрд долл., а корпоративный сектор будет рассматривать AI как важный элемент конкурентной трансформации бизнеса в эпоху цифровой экономики. В процессе адаптации искусственного интеллекта во главу угла будет приниматься помощь в решении стоящих перед потребителями задач при выборе товаров и услуг, а также облегчение выполняемых работниками различных отраслей своих функциональных обязанностей. Наиболее востребованными вариантами использования AI остаются автоматизированные сервис-агенты для выбора товаров и услуг, интеллектуальные рекомендации по товарам, автоматический анализ и предотвращение угроз, ИТ-автоматизация. На эти цели в 2020 г. суммарно уйдет около трети общих расходов на AI. Среди наиболее динамично развивающихся вариантов использования AI окажутся ИТ-автоматизация, фармацевтические исследования, автоматизация человеческих ресурсов.

AI на марше

Чуть более трети расходов на искусственный интеллект сформируют ПО и услуги, а оставшаяся часть уйдет на аппаратное обеспечение. На AI-приложения будет потрачено 14,1 млрд долл., а на ИТ-услуги, связанные с AI — 14,5 млрд долл. В аппаратном сегменте наиболее крупные траты (11,2 млрд долл.) будут связаны с покупкой серверов. Расходы на программные разработки будут расти наиболее динамично — CAGR сегмента составит 22,5%.

В течение прогнозного периода на США придется свыше половины общемировых расходов на AI, а лидирующими в части освоения средств отраслями окажутся розница и банковская сфера. Следом разместятся Западная Европа (банки, розница, дискретное производство) и Китай (правительственные расходы, банковский сектор, профессиональные услуги).

AI на марше

В целом выручка мирового рынка средств искусственного интеллекта, включающего как ПО и аппаратную часть, так и услуги, по итогам 2020 г. достигнет 156,5 млрд долл., — полагают в IDC. Как весьма реалистичный итог, результат предыдущего года удастся улучшить на 12,3%.

Несмотря на замедление развития перспективного рынка вследствие пандемии COVID-19, прогноз на обозримую перспективу остается благоприятным — при среднегодовом росте на 17,1%, по итогам 2024 г. рынок преодолеет рубеж в 300 млрд долл.

Свыше 80% ожидаемой выручки принесут программные разработки. В частности, приложения и программные платформы обеспечат 120,4 млрд долл. и 4,3 млрд долл. выручки соответственно. Крупнейшими в сегменте AI-приложений будут направления, связанные с CRM (20%) и ERM (17%).

AI на марше

Вторую по размеру категорию сформируют услуги — в 2020 г. здесь ожидается рост на 13%, до 18,4 млрд долл. Более 80% общей выручки принесут связанные с искусственным интеллектом ИТ-услуги, а когорту ключевых игроков сформируют IBM, Accenture, Deloitte, Infosys и Cognizant.

AI на марше

Аппаратное обеспечение для AI (преимущественно серверы и системы хранения данных) выйдет на объем в размере 13,4 млрд долл. (+10,3% «YoY»). Налицо резкий спад после прошлогодней позитивной динамики в размере 33,4%. Storage-направление увеличит выручку на 11,4%, тогда как рост в сегменте серверов для AI составит 10,1%. Лидерами серверного направления окажутся Dell, HPE и Inspur, а в storage-сегменте — Dell, NetApp и HPE.

Таким образом, несмотря на ряд предостережений, в ожидании крупномасштабной экономии и улучшений в бизнесе компании вряд ли прекратят инвестировать в AI. Среди участников уже упоминавшегося исследования BCG не менее 57% сообщили, что запустили собственные AI-проекты. Еще в 2018 г. их было заметно менее половины.

Вынужденные рекорды

Вызовы, с которыми столкнулась глобальная компьютерная индустрия в нынешнем году, заметно изменили ее привычный ландшафт. Как результат, вступивший в фазу зрелости рынок продолжает отчитываться несвойственными для себя высокими показателями.

Вопреки различиям в методологиях, крупнейшие аналитические центры акцентируют внимание на схожих тенденциях. Вызванная коронавирусом пандемия продолжается, причем ко многим странам подбирается ее вторая волна. Это, в свою очередь, оставляет крайне актуальными вопросы организации удаленной работы и телемедицины, дистанционного образования и домашних развлечений. Многие емкие рынки растут как на дрожжах, а на некоторых из них фиксируется рекордный потребительский спрос. В этом контексте особенно выделились США, где наблюдалось лучшее за последние десять лет увеличение поставок.

В третьей четверти 2020 г. аналитики из IDC насчитали не менее 81,3 млн отгруженных на мировой рынок настольных ПК, портативных систем, рабочих станций, что позволило улучшить на 14,6% результат годичной давности. В Gartner говорят о 71,4 млн (+3,6% «YoY») глобально поставленных заказчикам компьютеров. Если же в расчет также принять хромбуки, выросшие за квартал в штучном выражении почти на 90% «YoY», то объединенный рынок смог бы занести в актив рост на уровне 9%, а за хромбуками было бы 11% от общих поставок. Эксперты из Canalys, насчитавшие почти 80 млн поставленных за квартал ПК (+12,7% «YoY») солидарны с коллегами и называют полученные рыночные показатели лучшими за последние семь лет.

Вынужденные рекорды

Общемировая позитивная динамика могла бы оказаться гораздо выше, однако дальнейшему росту воспрепятствовала продолжающая нехватка отдельных компонентов, в особенности процессоров и ЖК-панелей. Причем, в третий квартал индустрия вступила со значительным отставанием в части выполнения ранее размещенных заказов. По завершению отчетного периода ситуацию коренным образом исправить не удалось. С учетом того, что дефицит компонентов был больше связан с погрешностями в бизнес-планировании, нежели техническими сбоями, внезапного скачка производственных мощностей вряд ли стоит ожидать и в последние месяцы года.

Вынужденные рекорды

В странах EMEA рост поставок традиционных ПК описывался двузначными числами — при динамике в размере 11,7% IDC насчитала свыше 21 млн ушедших в каналы устройств. При этом высокий спрос в потребительском сегменте (+21,9% «YoY») с легкостью сгладил провал (-2,1%) коммерческого направления. Спрос подкреплялся преимущественно интересом к недорогим ноутбукам для детей и студентов, а также игровым машинам класса High-End для более разнообразного семейного досуга.

В Западной Европе рост имеет место второй квартал кряду — на фоне высокого интереса к ноутбукам (+24,8%), позитивная динамика к прошлому году достигла 10,2%. Выйти в плюс не помешало ощутимое (-52,2%) снижение спроса на настольные системы и сокращение на 4,5% коммерческого спроса. Страны Центральной и Восточной Европы отчитались увеличением поставок на 19,5%. Что интересно, корпоративный сегмент здесь вырос наряду с потребительским благодаря ряду крупных сделок в образовательной сфере и массовому созданию компаниями мест удаленной работы для своих сотрудников.

Подконтрольная пяти крупнейшим вендорам доля локального рынка оказалась заметно размытой вследствие высокого спроса на компьютеры. Если еще годом ранее за ними было 81,5%, а в предыдущем квартале — 84,0%, то по итогам рассматриваемого периода за Тор-5 EMEA осталось чуть более 78%. HP сохранила верхнюю строку рейтинга, хотя весомый спад в поставках решений для коммерческих заказчиков не позволил выйти в общий плюс. Также в минус сработала ориентированная на бизнес-сектор Dell. Лидером роста оказалась ASUS (+66,0% «YoY»), повышенным спросом у которой пользовались потребительские и коммерческие мобильные системы, а также специализированные игровые модели.

Вынужденные рекорды

Расположение лидеров общемирового рейтинга также не изменилось. Lenovo продолжает наращивать отрыв от HP. Подспорьем в рассматриваемой четверти года оказались высокие продажи в Азиатско-тихоокеанском регионе. Ориентированные на непрофессиональных потребителей Apple, Acer и ASUS показали динамику, превышающую среднерыночную. В то же время, традиционно нацеленная на корпоративных заказчиков Dell впервые за последние семнадцать кварталов показала спад.

В IDC полагают, что по итогам 2020 г. мировой рынок персональных компьютерных устройств, помимо традиционных ПК также включающий планшеты, увеличится на 3,3% и преодолеет, тем самым, рубеж в 425,7 млн шт. Действие упомянутых выше факторов, вызванных проблемой COVID-19, позволит улучшить результат весьма успешного 2019 г., на протяжении которого наблюдались высокие поставки благодаря массовой миграции корпоративных пользователей с лишившихся официальной поддержки Windows 7 систем. Тем не менее, уже в 2021 г. рынок способен упасть почти на 10% «YoY». Корпоративные заказчики и домашние потребители продолжат сталкиваться с вызванными затяжной пандемией экономическими проблемами, что не преминет остро отразиться на покупательской активности. При среднегодовом отрицательном росте в размере 2,2%, по итогам 2024 г. глобальные поставки вряд ли превысят 389,6 млн устройств.

Быстрее вниз

Вполне ожидаемо, мировая индустрия смартфонов завершила вторую календарную четверть с негативным для себя результатом. Более того, спад оказался гораздо глубже, нежели кварталом ранее — сказалось нахождение экономик многих стран в жестком локдауне из-за пандемии.

Ситуация на рынке полностью коррелировалась с потребительскими расходами, резко упавшими вследствие приостановки работы предприятий, массовых увольнений, глобального замедления привычных темпов бизнес-активности. Усугубило и без того сложное положение дел повсеместное закрытие розничных магазинов электроники. Особенно плачевные последствия этот факт возымел в регионах со слаборазвитыми онлайновыми каналами продаж. Наконец, стесненные в средствах потребители гораздо охотнее отдавали предпочтение покупке новых ноутбуков, мониторов, планшетов для организации комфортных удаленных мест работы и обучения, откладывая обновление имеющихся смартфонов на неопределенную перспективу.

Таким образом, по версии IDC, в период с апреля по июнь 2020 г. на мировой рынок ушло 278,4 млн смартфонов. Провал в размере 16% оказался гораздо глубже, нежели спад на уровне 11,7% в начальной четверти года. Аналитики из Canalys насчитали 284,7 млн отгруженных смартфонов, что на 14% меньше в годовом сопоставлении. Склонны согласится с коллегами и исследователи из Omdia (бывшая IHS Markit), отметившие уменьшение поставок за год на 15,7%, с 331,8 до 279,7 млн устройств.

Быстрее вниз

На результаты деятельности игроков заметное влияние оказывали отдельные политические факторы. К примеру, санкции правительства США, примененные к Huawei, вызвали всплеск патриотических чувств в Китае. Это обстоятельство не только резко подтолкнуло вверх спрос на продукты бренда но, даже, позволило впервые выйти в лидеры рейтинга ведущих вендоров. С другой стороны, третий по размерам региональный рынок — индийский — после недавней активизации военного конфликта с Поднебесной заметно охладел к брендам из этой страны, что моментально сказалось на деятельности многих крупных китайских поставщиков.

Итак, впервые в своей истории Huawei сумела взобраться на вершину рейтинга, чему даже не помешало снижение количества отгруженных смартфонов на 5,1% «YoY». Рост на приоритетном, китайском, рынке позволил с лихвой перекрыть провал на международных рынках, связанный с тем, что Huawei по-прежнему остается субъектом торговых ограничений со стороны правительства США. В частности, если за пределами Китая количество отгруженных в течение квартала смартфонов просело на 27%, то рынок Поднебесной освоил к прошлому году на 8% устройств больше. Как итог, на территории Китая разошлось свыше 70% смартфонов Huawei. Причем, после связанного с COVID-19 локдауна, на протяжении рассматриваемого периода в стране наблюдается резкое восстановление потребительского спроса, возобновляется производство.

Быстрее вниз

Смене обладателя первой позиции в немалой степени поспособствовало и масштабное сокращение отгруженных смартфонов Samsung. За корейцами осталось менее пятой части рынка, а сокращение поставок оказалось для вендора крупнейшим среди Тор-5. Если модели серии А продавались вполне успешно и сделали основной квартальный объем, то появившиеся в пик пандемии премиум-продукты Galaxy S20 и Galaxy Z Flip столкнулись с низким спросом даже несмотря на последующее удешевление. В отличие от нового лидера, Samsung особо не представлена в Китае — под контролем вендора менее 1% локального рынка. В то же время, традиционно сильные для корейцев рынки сбыта, а именно бразильский, индийский, европейский и американский, существенно сузились на фоне пандемии COVID-19.

Единственным, вышедшим в плюс, вендором оказалась Apple. Компания продолжила получать дивиденды от успешного продвижения одиннадцатого семейства и своевременно поступившего в продажу недорогого iPhone SE (2020).

Быстрее вниз

Более медленно, нежели ожидалось, набирает вес фактор 5G — ранее считавшийся основным спасательным кругом для рассматриваемой индустрии. С одной стороны развитие рынка сдерживает замедление темпов построения сетей нового поколения в разгар пандемии коронавируса. С другой стороны — имеет место фактор отложенного спроса. В частности, многие потребители находятся в ожидании более доступных по цене 5G-моделей. Так или иначе, но в экспертных кругах ожидают, что не менее 20% из общего объема глобально поставленных в 2020 г. смартфонов будут поддерживать новый стандарт связи. По оценкам Digitimes Research, из 1,15 млрд отгруженных в нынешнем году смартфонов (-15,2% «YoY»), свыше 250 млн будут работать с сетями 5G.

Нашли опору

Модели с поддержкой 5G становятся настоящим спасательным кругом для вступившей в зрелую фазу развития индустрии смартфонов. Впрочем, как и в привычной жизни, на плаву останутся только те, кто успеет схватиться за него в числе первых.

Глобальная пандемия коронавируса оказывает существенное влияние на планы мобильных операторов в части расширения услуг связи стандарта 5G. Эксперты из Strategy Analyticts прогнозируют снижение глобальных продаж смартфонов по итогам 2020 г. на 21% "YoY", а также заметное удлинение текущего жизненного цикла устройств. Безусловно, сложившаяся ситуация существенно отразится на объемах продаж 5G-смартфонов. Тем не менее, именно потенциал моделей с поддержкой нового стандарта позволит индустрии удержаться от глубокого провала.

С целью минимизировать негативные для себя последствия участники рынка продолжают активно продвигать 5G в массы. Необходимость в оперативной организации удаленной работы и обучения подхлестнула спрос на доступ к высокоскоростным беспроводным каналам связи и 5G здесь оказалась весьма кстати. На руку играет и стабильно растущий список поступающих в продажу аппаратов из доступного ценового диапазона 340-500 долл. Правительства ряда стран, в частности Китая, Венгрии и Южной Кореи, уже рассматривают 5G как один из важных элементов в части развития экономики в посткризисный период. Несмотря на попавшие в благодатную почву конспирологические версии в части вреда здоровью, стабильно запускаются в коммерческую эксплуатацию новые сети, наиболее крупные из которых в Гонконге, Японии и Таиланде. Существенный рост капиталовложений в 5G наблюдается в США и Китае. Причем, в Поднебесной высокие показатели уже стали следствием активности правительства в части покрытия территории государства сетями нового поколения и их активной коммерциализации. Как первый итог – исходя из объема производства 5G-смартфонов, на сегодняшний день четыре из шести первых позиций находятся под китайскими брендами, а в первой половине нынешнего года именно китайские компании покрыли не менее 75% общемирового объема подобных смартфонов.

Нашли опору

По версии экспертов из TrendForce, общемировой объем производства смартфонов в 2020 г. достигнет 1,24 млрд устройств. Доля моделей 5G в общем объеме превысит 235 млн шт., что будет соответствовать уровню проникновения в размере 18,9%.

Несмотря на санкции со стороны США, в нынешнем году Huawei под силу отгрузить около 74 млн 5G-смартфонов. Прогнозируется, что Apple сможет выйти на рубеж в 70 млн 5G-моделей iPhone. Третью позицию займет Samsung, ожидаемый объем производства которой составит 29 млн устройств. Силами Vivo, OPPO и Xiaomi будет произведено 21, 20 и 19 млн смартфонов нового стандарта соответственно.

Результаты начальной четверти года во многом подтверждают верность озвученных цифр. В Strategy Analytics насчитали свыше 24 млн смартфонов с поддержкой 5G, глобально поставленных с января по март. Для сравнения, на протяжении всего 2019 г. отгружено не более 18,7 млн подобных устройств. Samsung оказался ведущим вендором, а  наиболее востребованными моделями корейцев были S20 5G и S20 Ultra 5G. Следом разместилась Huawei, почти все 5G-аппараты которой разошлись в Китае, а самой популярной была Mate 30. Благодаря тому, что смартфоны IQOO и X30 5G выступили в качестве недорогой альтернативой на китайском рынке,  Тор-3 замкнула vivo.

Нашли опору

Сложившаяся ситуация внесла заметное оживление в развитие рынка процессоров (AP) для смартфонов. Вопреки негативному влиянию COVID-19 в начальной четверти 2020 г. здесь отмечен рост выручки на 6% "YoY". Общий объем рынка в денежном выражении достиг 4,7 млрд долл., а единоличное лидерство с долей рынка в 40% осталось за Qualcomm. На заметном удалении расположились HiSilicon (20%) и Apple (15%). У Qualcomm на 5G-продукты пришлось уже свыше пятой части общеквартальных поставок. Вопреки общему снижению поставок смартфонов, рынок AP показал рост за счет более высоких средних отпускных цен на чипы с поддержкой 5G. Тем не менее, хотя верхняя часть рынка активно переходит на новое поколение, процессоры стандарта 4G по-прежнему показывают хорошие результаты в среднем и нижнем ценовых сегментах. В аналогичном ключе развивается и направление baseband-чипов выросшее по итогам начальной четверти 2020 г. на 9% "YoY", до 5,2 млрд долл. За Qualcomm уверенное лидерство с подконтрольной долей в размере 42%. В Тор-3 также вошли HiSilicon (20%) и MediaTek (14%). Baseband-процессоры с поддержкой 5G сформировали почти 10% общих поставок, тогда как, исходя из полученной выручки, за этим сегментом 30% рынка.

Как ожидается, уже в будущем году глобально будет произведено свыше 500 млн 5G-смартфонов. Общемировое покрытие сетями 5G превысит 50% уже до 2025 г.

Кратковременное улучшение

В аккурат к концу первого полугодия мировая компьютерная индустрия вздохнула с облегчением, сумев наверстать провал начальной календарной четверти. Причем, итоги второго квартала оказался лучшими за последние несколько лет.

Вызванный всеобщим локдауном основных производственных площадок и масштабными нарушениями привычных логистических связей провал сменился резким ростом. По мере ужесточения ограничений, связанных с COVID-19, первые несколько недель рассматриваемого квартала спрос на компьютеры, преимущественно в портативном исполнении, продолжал идти вверх. Имевшие место, еще в начале рассматриваемого периода, перебои с комплектующими к концу квартала были практически устранены. Сочетание этого фактора с планомерным восстановлением темпов производства ПК позволило ритейлерам и дистрибьюторам нормализовать уровни складских запасов и удовлетворить всплеск спроса, вызванный необходимостью корпоративных заказчиков и домашних потребителей в оперативной организации мест удаленной работы и обучения. Однако аналитики единодушны в краткосрочности зафиксированной позитивной динамики.

Кратковременное улучшение

Цифры от IDC говорят о глобальных поставках в каналы не менее 72,3 млн традиционных ПК. Общее количество отгруженных ноутбуков, настольных систем и рабочих станций выросло в годовом сопоставлении на 11,2%. По предварительным подсчетам Gartner, заказчикам ушло 64,8 млн настольных систем, ноутбуков (без учета хромбуков) и ультрамобильных продуктов премиум-класса. Согласно методологии Canalys, глобально отгружено 72,9 млн десктопов, ноутбуков и рабочих станций. Рынок, таким образом, вырос на 9% «YoY» и закрыл лучший календарный период за десять последних лет.

Кратковременное улучшение

Наиболее ощутимый вклад в отмеченную позитивную динамику был сделан США и странами EMEA, где увеличение спроса описывалось двузначными числами. Что интересно, отгруженные на американский рынок более 21 млн компьютеров (IDC) оказались рекордными с конца 2009 г.

Именно отличные результаты в странах EMEA, по мнению Gartner, помогли HP сократить до статистической погрешности отставание от лидера рынка — Lenovo. Если же верить IDC, рост вендора в физическом объеме составил почти 18%, позволив опередить китайского соперника и взобраться на вершину рейтинга. Результаты Lenovo, а именно сравнительно скромный общий рост в размере 4,2%, стал следствием двузначного роста поставок в EMEA и уверенного спроса на портативные решения. За счет высокого увеличения продаж HP, сумевшей восстановиться после серьезных сбоев в цепочках поставок компонентов, оба вендора совместно оставили за собой половину мирового рынка. Для сравнения, годом ранее за ними было чуть менее 47%. Впервые с начала 2016 г. спадом в поставках отчиталась Dell. Результаты ориентированного преимущественно на бизнес-сектор вендора просели во всех регионах за исключением EMEA и Японии. Наиболее же глубокий провал (-20% «YoY») был отмечен в Латинской Америке.

Поставки традиционных компьютеров в страны EMEA оказались рекордными за последние десять лет — Gartner отметила улучшение результата предыдущего года на 20%. Тем не менее, по итогам года положительный тренд вряд ли сохранится. В 2020 г. IDC прогнозирует не более 68,3 млн отгруженных на локальный рынок компьютеров, вследствие чего спад в годовом сравнении достигнет 6,3%. В отличие от Западной Европы, где поставки во втором квартале выросли на 8,7%, страны CEMA просели на 8,2% «YoY». Впрочем, «заслуга» в этом полностью лежит на подрегионе MEA, тогда как Центральная и Восточная Европа отчитались увеличением показателей рынка в натуральном выражении на 3,0%.

Кратковременное улучшение

Так или иначе, но отмеченный во втором квартале рост уже во втором полугодии сменится резким провалом, который будет вызван рецессией экономики из-за продолжающейся в мире пандемии коронавируса. Последний актуальный прогноз IDC предсказывает ухудшение результата 2019 г. на 9%, что приведет к поставкам 374 млн персональных компьютерных устройств (настольных компьютеров, ноутбуков, рабочих станций и планшетов).

Жесткие не сдаются

Твердотельные накопители активно проникают на ранее закрытую для себя территорию — в корпоративную среду. Однако, похоже, традиционные жесткие диски все еще рано сбрасывать со счетов.

Рынок SSD не остался в стороне от проблем, вызванных масштабной пандемией COVID-19. По оценкам Trendfocus, в первом квартале их поставки снизились на 2% «год к году», едва преодолев рубеж в 81,6 млн устройств. В то же время, общая емкость отгруженных за квартал устройств стабильно идет вверх — зафиксировано увеличение на 5,5%, позволившее выйти на очередной рекордный объем в 47,13 ЕВ.

Если в потребительских сегментах рынка достоинства твердотельных накопителей уже оценены по достоинству, то в бизнес-среде процесс освоения идет не так гладко. В общей массе отгруженных SSD к числу корпоративных относились около 12,7 млн устройств суммарной емкостью более 20 ЕВ. Относительно аналогичного периода 2019 г. увеличение общей емкости отгруженных заказчикам накопителей превысило 134%.

Тем не менее, индустрия традиционных жестких дисков не сдается под напором сравнительно молодого направления. Весомая ставка делается на продукты категории «nearline». Несмотря на рыночные колебания, вызванные вспышкой коронавируса, сегмент корпоративных HDD с пластинами 3,5"/2,5″ достиг рекордного объема в размере 15,7 млн устройств, что во многом стало следствием высокого интереса именно к nearline-продуктам со стороны облачных провайдеров США и китайских операторов гипермасштабируемых систем. Общая емкость отгруженных за квартал nearline-дисков достигла 150 EB. По индикатору «$/TB», дисковое пространство, предоставляемое подобными дисками, на сегодняшний день в десять раз дешевле, нежели у корпоративных SSD, что для многих по-прежнему является довольно ощутимым аргументом в пользу именно этого storage-формата. Более того, емкость корпоративных HDD за последние восемь лет растет гораздо быстрее, нежели SSD аналогичной направленности, что также является немаловажным преимуществом при выборе storage-решений.

Жесткие не сдаются

С момента появления в 2013 г., разрыв в показателе «$/TB» между двумя вариантами хранения данных стремительно сокращался, однако в последнее время этот процесс существенно замедлился. К примеру, если в 2017 г. накопители на базе флэш-памяти были в 18 раз дороже, то в конце 2018 г. — уже в 13 раз дороже HDD. По результатам развития рынка в 2019 г. их стоимость была выше в девять раз, однако по итогам первого квартала 2020 г. дистанция вновь увеличилась — показатель стал в десять раз выше. Продолжающиеся усовершенствования в части увеличения емкости конченых продуктов, в частности растущее количество слоев для 3D NAND или же активное внедрение различных технологий записи данных с энергетической поддержкой для HDD, во многом объясняют сохранение ценовых различий между двумя конкурирующими типами памяти.

Жесткие не сдаются

На долю корпоративных SSD с интерфейсом PCIe/NVMe по итогам рассматриваемого квартала пришлось 11 ЕВ отгруженной емкости, что почти в три раза больше, нежели годом ранее и составляет 55% от общей поставленной емкости. Аналитики прогнозируют, что именно на долю накопителей с этим интерфейсом в ближайшие несколько лет придутся основные поставки корпоративных SSD.

Исходя из отгруженной емкости ведущим поставщиком корпоративных SSD с долей в 42% оставалась Samsung. Следом разместились Intel (23%), Micron (10%) и Western Digital (7%). Однако с учетом интерфейса PCIe/NVMe рейтинг имеет различия. После Samsung (42%) и Intel (28%) разместились Hynix (11%), Western Digital (9%), Micron (3%) и Kioxia (2%).

На подходе SSD с поддержкой PCIe 4.0, скорость которых в два раза превышает PCIe третьего поколения. Именно массовая доступность подобных продуктов за счет высокой скорости доступа может поставить крест на жестких дисках для критически важных бизнес-задач. Более быстрый интерфейс PCIe также сделает твердотельные накопители с четырехуровневыми ячейками, хранящими по 4 бита (QLC), более привлекательными для задач с быстрым доступом к архивным данным. Впрочем, для жестких дисков «nearline» будущее продолжает рисоваться в светлых тонах — емкость дисков на базе флэш-памяти вряд ли сможет опередить по этому показателю традиционные жесткие диски.

Недолгий плюс

В 2019 г., впервые за последние несколько лет, мировая индустрия традиционных компьютеров отчиталась долгожданным улучшением в части поставок. Однако в нынешнем году приятные цифры сохранить вряд ли удастся — все идет к тому, что рынок возвращается к уже привычной для себя негативной динамике.

Если еще в январе загрузка производственных мощностей находилась на уровне прошлых лет и полностью соответствовала традиционным сезонным тенденциям, то уже в феврале пандемия коронавируса вынудила приостановить работу ряда крупных китайских заводов, нарушила транспортные и логистические связи. Ощутимое влияние на предложение также оказывали нередкие сбои с поставками комплектующих. Спрос, в свою очередь, пошел вверх вследствие необходимости в организации потребителями удаленной работы, формировании инфраструктуры для онлайнового обучения, а также интереса к игровым системам для коротания длинных карантинных будней. И хотя ближе к концу квартала уже наблюдалось медленное возобновление производства, сгладить провал набранными темпами оказалось явно недостаточно. Как результат — в экспертной среде констатировали наиболее глубокий провал за последние семь лет.

Растущая экономическая неопределенность, в особенности среди малого и среднего бизнеса, нередко вынуждала пересматривать уже запланированные расходы на ПК. К тому же, многие предприятия завершили процесс миграции на системы под Windows 10 и направляли имеющиеся средства на более неотложные задачи. Таким образом, сложившаяся на сегодняшний день ситуация неминуемо ведет к очередному удлинению жизненного цикла ПК.

Аналитики из IDC насчитали 53,2 млн глобально отгруженных с января по март настольных и портативных систем, а также рабочих станций, что на 9,8% меньше в годовом сравнении. В Gartner сообщают, что на протяжении квартала заказчикам направлено 51,6 млн десктопов, ноутбуков, ультрамобильных премиум-устройств без учета хромбуков, тем самым на 12,3% ухудшен результат годичной давности.

Недолгий плюс

Несмотря на разрушительное воздействие COVID-19, общая доля трех крупнейших вендоров за последний квартал не изменилась. Более того, в годовом сравнении подконтрольная им доля увеличилась с 60 до 65,6%. Все вендоры Тор-5 за исключением Dell ушли в минус. Хотя Lenovo сохранила лидерство, ее поставки снизились на 3,2% «YoY», а в Азиатско-тихоокеанском регионе сокращение достигло 22,6%. После трех кряду кварталов роста HP отчиталась снижением поставок на 12,1%. Причем, спад двузначного порядка вендор показал на всех ключевых рынках сбыта, а наиболее ощутимо ослабли позиции в Японии и странах APeJ. Для Dell рассматриваемый период оказался девятым кряду кварталом хотя и сдержанного, но, все же, роста. Этому во многом поспособствовали высокие продажи устройств для корпоративного сектора Северной и Латинской Америки. Наиболее крупным в провалом в собственной истории отчиталась Apple. Виной тому во многом то, что почти все работающие на вендора китайские производственные мощности оказались закрытыми вследствие карантинных ограничений.

Недолгий плюс

После трех кварталов роста страны EMEA в фарватере общей тенденции отчитались однозначным спадом поставок, что также оказалось следствием глобальной пандемии. Несмотря на высокий спрос в корпоративном и потребительском сегментах, ограничения в цепочках поставок привели к снижению в физическом объеме. Gartner насчитала 16,8 млн направленных заказчикам систем, что на 7% хуже результата годичной давности. Сокращение в натуральном выражении на этом локальном рынке будет отмечаться в течение всего текущего года.

В текущем квартале имеет место заметное ослабление производственных ограничений в Китае, что находит свое отражение в частичном восстановлении предложения. Однако со спросом все не так радужно: если домохозяйства проблему с нехваткой компьютеров во многом решили, то корпоративные заказчики продолжают сокращение расходов на ИТ. Как результат, поставки ПК сохранят ниспадающую тенденцию, вызванную, в том числе, истощением существующих запасов компонентов и готовой продукции.

Недолгий плюс

В IDC ожидают, что растущее негативное влияние COVID-19 на мировую экономику приведет в 2020 г. к сокращению глобальных поставок персональных компьютерных устройств (настольных компьютеров, ноутбуков, рабочих станций и планшетов) на 9,0%. Объем рынка вряд ли превысит 374,2 млн устройств. Тем не менее, долгосрочный прогноз остается позитивным — при среднегодовом росте в размере 0,2% по итогам 2024 г. глобально будет отгружено 377,2 млн компьютерных устройств.

 
 

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT