`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Что для вас является метрикой простоя серверной инфраструктуры?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Спокойное начало

Первая календарная четверть на мировом рынке традиционных компьютеров ознаменовалась очередным снижением показателей в натуральном выражении. Впрочем, провал оказался не таким глубоким, как ожидали в экспертной среде.

Еще в середине прошлого года отмечалось восстановление темпов поставок на мировой рынок настольных систем, ноутбуков и рабочих станций. Однако возникшая в конце лета проблема нехватки потребительских процессоров Intel свела все позитивные изменения на нет и дала толчок для очередного изменения ставшего привычным рыночного ландшафта. В частности, отдельные крупные вендоры вынужденно переходили к производству менее массовых, но более доходных ПК высокого ценового диапазона, некоторые — делали ставку на выпуск хромбуков. Многие крупные OEM находили весьма достойную альтернативу дефицитной продукции Intel в чипах AMD. В первом квартале проблема перебоев с процессорами осталась, однако потеряла былую остроту и давала о себе знать лишь в сегменте недорогих моделей. С другой стороны, продолжающийся более трех лет переход на системы под Windows 10 все еще приносит свои плоды, хотя в истории действия этого фактора нынешний год станет точно последним.

Таким образом, движение в сторону удовлетворения потребностей бизнес-заказчиков и ставка на более премиальные продукты оказали должное влияние на квартальные результаты и позволили превзойти ранние ожидания экспертов. Как IDC, так и Gartner насчитали 58,5 млн отгруженных с января по март компьютеров, но если по методологии первых спад в физическом объеме соответствует 3,0%, то у вторых негативная динамика достигла 4,6%. Если учесть не принимаемые во внимание обеими аналитическими центрами хромбуки, то картина рынка могла заметно измениться — у той же Gartner с их учетом спад компьютерного рынка снизился бы до 3,5%.

Спокойное начало

После пяти кряду кварталов роста, страны EMEA отчитались вторым подряд календарным периодом снижения поставок. При спаде на 2,2% «YoY», насчитано не более 18 млн освоенных локальным рынком устройств. На фоне роста в коммерческом сегменте, статистику вниз потянуло потребительское направление. Кроме того, свою роль сыграли ноутбуки, ощутимые перебои с компонентами для которых воспрепятствовали полноценному удовлетворению имеющегося спроса.

Спокойное начало

Три ключевых вендора — Lenovo, HP Inc. и Dell — за год увеличили общую подконтрольную долю с 56,9 до 61,5%, а нехватка CPU Intel лишь усилила этот тренд. В IDC полагают, что вопреки спаду, HP сохранила первую строку рейтинга, однако отрыв Lenovo (с учетом показателей Fujitsu) уже крайне мал. Хотя Apple недавно обновила некоторые из продвигаемых ноутбуков, последние были встречены сравнительно прохладно, в том числе из-за выявленных отдельных проблем аппаратного характера. Как итог — снижение в физическом объеме на 0,5%. По версии Gartner, в лидерах находится Lenovo, ощутимо приросшая за счет высоких продаж на приоритетных для поглощенной Fujitsu рынках EMEA и Японии. HP сумела выйти в умеренный плюс — несмотря на успехи в настольном сегменте портативное направление показало сравнительно слабый результат. Более года беспрерывно наращивающая поставки Dell добилась плюса в странах EMEA, Латинской Америке и Японии, но ушла ниже нуля на территории Северной Америки и APAC.

Спокойное начало

В обозримой перспективе мировой рынок персональных компьютерных устройств, помимо ПК включающий в себя и планшеты, продолжит сужаться. Ожидаемый IDC в 2019 г. спад составит 3,3%. Негативная динамика сохранится и в последующие годы, вследствие чего, при среднегодовом спаде в размере 1,2%, по итогам 2023 г. на мировой рынок будет поставлено 372,6 млн устройств. В сегменте традиционных компьютеров снижение интереса к настольным системам будет частично сглажено портативным направлением. Как возможный итог, CAGR с 2019 по 2023 г. составит −0,4%, а в последний год прогнозного периода объем рынка едва превысит 250 млн устройств. Что интересно, свыше половины (53%) отгруженных через пять лет персональных компьютерных устройств будут относиться к ноутбукам, мобильным рабочим станциям и разъемным планшетам.

Одним из действенных двигателей индустрии останется игровое направление, активному развитию которого поспособствуют неизменно высокий потребительский интерес, популярность электронных спортивных соревнований и выход аппаратных новинок, в особенности более мощных GPU. В IDC прогнозируют не менее 15,5 млн глобально отгруженных игровых настольных ПК. При CAGR 5,3% по итогам 2023 г. поставки вырастут до 19 млн устройств. Игровое портативное направление будет развиваться более динамично — при CAGR 11,8% поставки игровых ноутбуков за рассматриваемый период вырастут с 20,1 до 31,5 млн шт.

Виртуальной реальности предсказан рост

Решения, опирающиеся на виртуальную и дополненную реальность, уверенно пробивают дорогу к коммерческим заказчикам и рядовым потребителям. В экспертной среде настаивают на довольно светлом будущем сравнительно молодого технологического направления.

Пережив в середине прошлого года неожиданно резкий спад, во многом связанный со снижением интереса к безэкранным системам в авангарде с Samsung Gear VR, рассматриваемая индустрия незамедлительно восстановила здоровые темпы роста. В стане Trendforce ожидают свыше 6 млн VR-гарнитур, глобально поставленных на протяжении 2019 г. Цифры схожего порядка присутствуют в отчетах IDC — вместе со средствами дополненной реальности на мировой рынок будет отгружено 8,9 млн устройств, что на 54,1% больше в годовом сопоставлении. Среднегодовой рост поставок в размере 66,7% приведет по итогам 2023 г. к увеличению показателей в натуральном выражении до 68,6 млн. устройств.

Безусловно, в AR/VR-дуэте шлемы и очки виртуальной реальности продолжат играть первую скрипку. Как ожидается, при CAGR 46,7% через пять лет им под силу разойтись тиражом свыше 36,7 млн экземпляров. Среди разнообразия продуктов и форм-факторов автономные модели сохранят стрежневое для сегмента положение — на их долю в 2023 г. придется свыше половины (59%) от всех поставленных VR-гарнитур. За работающими в связке с компьютерами и игровыми консолями продуктами окажется почти 38% рынка. Очередной квартал кряду это направление отчитывается поставкой свыше 1 млн устройств, а на ведущих ролях находятся изделия от Sony, Oculus и HTC. Оставшуюся нишу поделят между собой безэкранные системы, сокращающие свое присутствие, в том числе после сворачивания практики продаж последних в качестве бесплатного дополнения к отдельным флагманским смартфонам.

Направление средств дополненной реальности в последний год прогноза выйдет на объем поставок в размере 32 млн шт., что будет говорить о среднегодовом росте в размере 140,9%. По аналогии с VR-собратьями львиная доля поставок окажется за автономными решениями (17,6 млн, 55,3% от общих), а подключаемые и screenless-продукты оставят за собой 44,3 и менее 1% соответственно.

Что интересно, примерно две трети AR/VR-гарнитур, поставленных на мировой рынок в 2023 г., пойдет на нужды коммерческого сегмента — спрос на них со стороны профессиональных пользователей медленно возрастает синхронно с падением потребительских продаж. Движущими силами этого процесса окажутся корпоративные приложения для обучения и симуляции, медицинской терапии, розничной торговли, архитектурного и промышленного дизайна.

Виртуальной реальности предсказан рост

Общемировые расходы на AR/VR, включающие в себя траты на аппаратное, программное обеспечение и специализированные услуги, в нынешнем году преодолеют порог в 20,4 млрд долл. Если прогноз IDC окажется верным, то прошлогодний результат удастся улучшить почти на 69%. Более того, за период с 2017 по 2022 г. средний рост расходов превысит 69%.

Безусловно, вклад коммерческого сегмента будет основным и возрастет с 64,5% в 2019 г., до 80% по итогам 2022 г. В 2019 г. среди ключевых инвесторов окажутся индустрия персональных и потребительских услуг (1,6 млрд долл.), розница (1,56 млрд долл.), дискретное производство (1,54 млрд долл.). В числе направлений, способных показать CAGR более 100% называются центральные и местные органы власти (123,7%), сырьевая отрасль (120,9%) и оптовая торговля (120,9%).

Потребительские расходы на AR/VR будут выше (7,2 млрд долл. в 2019г.), нежели в любой другой вертикальной индустрии, однако темпы их среднегодового роста окажутся гораздо скромнее — лишь 36,6%. Основные доходы поступят от игр виртуальной реальности (4,0 млрд долл.), просмотра видео-контента (2,0 млрд долл.), игр дополненной реальности (616 млн долл.). Четвертым крупнейшим вариантом применения AR/VR будет коммерческий. В частности, организация различного рода тренингов с задействованием средств виртуальной и дополненной реальности принесут в нынешнем году порядка 1,8 млрд долл. Показатели других коммерческих вариантов использования средств AR|VR, в том числе демонстрация товаров в рознице и техническое обслуживание различного рода оборудования пока что принесут не более 558 млн долл. и 413 млн долл. соответственно.

Расходы на аппаратную часть сформируют свыше половины всех затрат на AR/VR в прогнозный период, причем лидером роста (CAGR 128,3%) окажутся AR-гарнитуры. Не менее высокими темпами (+121,8%) будет расти сегмент программных разработок для AR, который уже в 2021 г. опередит направление ПО для VR.

Виртуальной реальности предсказан рост

Потратив свыше 6,6 млрд долл., по итогам 2019 г. США окажутся крупнейшим региональным рынком сбыта средств и услуг виртуальной и дополненной реальности. Позади обнаружатся Китай (6,0 млрд долл.), Япония (1,76 млрд долл.) и Западная Европа (1,74 млрд долл.). В то же время, лучшую среднегодовую динамику (CAGR +83,7%) продемонстрирует Канада, а компанию ей составят США (+77,1%) и Китай (+76,2%).

На траектории роста

Концовка года для индустрии носимых гаджетов выдалась крайне продуктивной — неизменно высокие темпы роста спроса привели к очередному рекорду поставок.

С октября по декабрь 2018 г. аналитики IDC насчитали без малого 60 млн отгруженных на мировой рынок wearable-устройств, что стало лучшим квартальным результатом сравнительно молодого направления. Отменные цифры подкреплялись стартом продаж новых моделей в предновогодний сезон, а также нередким продвижением последних в качестве бесплатного дополнения к смартфонами ведущих брендов.

В целом за прошлый год динамика увеличения спроса оказалась не менее достойной — при росте на 27,5% глобально отгружено свыше 172,2 млн носимых гаджетов. Что интересно, особая заслуга в этом принадлежит надеваемым на уши продуктам в авангарде с Apple AirPods, Google Pixel Buds, Bose QC35II, сумевшим оставить за собой почти четверть общегодовых продаж. Среди многообразия продвигаемых форм-факторов именно наушные устройства показали лучший рост поставок — за год объем отгрузок вырос на 66,4% и позволил взять под контроль 21,9% рассматриваемого рынка. Свыше трети квартальных поставок (34,3%) пришлось на умные часы, сумевшие вырасти в натуральном выражении к аналогичному периоду предыдущего года на 55,2%. Недавние анонсы новых продуктов от Xiaomi, Huawei и Fitbit не дают списать со счетов родоначальников носимого направления — функциональные браслеты — за которыми оказалось около 30% общих поставок.

Конец года Apple встретила на первой позиции. За квартал лидер поставил 16,2 млн устройств, 10,4 млн из которых были Apple Watch, а остальные — AirPods и Beats. Благодаря высокому интересу к продуктам на родном китайском рынке, вторая строка осталась за Xiaomi. Что интересно, на Xiaomi Mi Band 3 пришлось свыше 30% квартальных продаж браслетов. С помощью смартфонов Huawei и Honor, многие из которых шли в комплекте с wearbale-продуктами компании, Huawei показала рост поставок в размере 248,5% и вышла на третье место по итогам квартала. Усилить позиции также помогли новые продукты — Watch GT и FreeBuds 2 Pro. Похоже, что Fitbit преодолела полосу неудач — в финальной четверти поставки вендора незначительно выросли, хотя в целом за год зафиксирован спад. Восстанавливать былые темпы роста сегодня помогают новый Charge 3 и уже набравшие популярность умные часы Versa. Замкнула Тор-5 Samsung, рост поставок которой также связывается с активным продвижением носимых гаджетов в связке с отдельными моделями смартфонов.

На траектории роста

Так или иначе, но стабильный интерес к умным часам и растущие темпы адаптации носимых гаджетов в развивающихся регионах внушают рыночным наблюдателям сдержанный оптимизм. IDC прогнозирует, что за период с 2018 по 2022 г. мировой рынок носимых гаджетов будет увеличиваться в среднем на 11% в год.

WatchOS останется ключевой платформой для носимых гаджетов, однако ее позиции ослабнут с 44,4% в 2018 г., до 35,8% в 2022 г. Второй крупнейшей ОС окажется Android, которая через пять лет оставит за собой 22,4% рынка. За WearOS будет около пятой части рынка.

В сегменте часов по итогам нынешнего года более двух третей поставок придется на smart-модели. В целом сегмент выйдет на поставку 72,8 млн устройств, а в конце прогнозного периода при CAGR 13,3% будет взят рубеж в 120,2 млн гаджетов. Кроме этого, значительные объемы продаж покажут гибридные и детские часы. Среднегодовой рост недорогих браслетов составит 0,3%, однако за этой категорией по-прежнему останется четвертая часть рынка (24,7%) и общие поставки в размере 47,0 млн по итогам 2022 г. Надеваемые на уши гаджеты за пять лет расширят присутствие на рынке с 2 до 5,8%.

На траектории роста

Уже в 2023 г. четверку крупнейших игроков рынка умных часов сформируют Apple, Fossil, Fitbit и Samsung, делятся своими прогнозами в Juniper Research. Однако если в прошлом году совместная доля Тор-4 в глобальных поставках составляла 58%, то через пять лет подконтрольная территория сократится до 47%. На позиции крупных вендоров ощутимое влияние будут оказывать более мелкие, но достаточно амбициозные игроки, на первых ролях среди которых Garmin, Huami и Huawei. В натуральном выражении на протяжении ближайших четырех лет Apple будет сохранять лидерство. В то же время, лучший среднегодовой рост поставок (CAGR 20%) покажет Huawei. Освоив свыше 24 млн умных часов, Китай в прошлом году впервые опередил ранее ключевой, североамериканский рынок сбыта. На последний ушло около 19,5 млн аппаратов. К слову, процесс адаптации гибридных умных часов идет гораздо медленнее, нежели ожидалось — на их долю в 2018 г. пришлось мене четверти (22%) общих поставок.

Умных больше

Голосовые помощники активно проникают в повседневную жизнь. Впервые появившись на смартфонах, сегодня они не только распространили сферу своего влияния на другие популярные устройства, к примеру, телевизоры, но даже инициировали зарождение абсолютно нового класса умной техники, включающей в себя умные колонки и дисплеи.

Как полагают аналитики Juniper Research, по итогам 2018 г. в мире насчитывалось уже не менее 2,5 млрд оснащенных цифровыми голосовыми ассистентами устройств. На фоне высокой позитивной динамики, уже в 2023 г. инсталлированная база способна преодолеть восьмимиллиардный порог. Хотя помощники в смартфонах, благодаря Google Assistant и Siri, останутся крупнейшей по объему платформой, наиболее быстрорастущими категориями в течение ближайших пяти лет окажутся умные телевизоры (121,3% среднего роста за год) и носимые гаджеты (40,2%). Не менее высоким спросом будут пользоваться умные колонки, показатель CAGR у которых способен достичь 41,3%.

В финальной четверти 2018 г. мировой рынок смарт-спикеров увеличился на 95% «YoY», сообщает Strategy Analytics. Квартальный объем поставок преодолел отметку в 38,5 млн устройств, а по измерителю «QoQ» позитивная динамика составила 70%. Таким образом, за период с октября по декабрь участники рынка сумели отгрузить умных колонок больше, нежели за весь предыдущий год. Этот рывок позволил смарт-спикерам сформировать наиболее востребованную категорию потребительской электроники. Amazon и Google закрыли весьма успешный календарный период, что произошло во многом благодаря популярности моделей из нижнего ценового сегмента Echo Dot и Home Mini. Продажи Apple HomePod выросли на 45%, однако подконтрольная доля, по версии Strategy Analytics, вернулась к 4,1%.

Умных больше

Умные колонки и умные дисплеи были весьма востребованы в предпраздничный сезон высоких продаж. Как результат, в настоящее время свыше 60 млн домохозяйств используют хотя бы одно подобное устройство. В целом за 2018 г. Strategy Analytics насчитала отгруженных 86,2 млн колонок. Менее высокие цифры получились у экспертов Canalys, согласно методологии которых в 2018 г. на мировой рынок отгружено свыше 78 млн умных колонок. Относительно результата предыдущего года (34,7 млн устройств), позитивная динамика достигла 125%.

Ожесточенные баталии между ключевыми игроками — Amazon и Google — привели к тому, что по итогам года разрыв между лидерами оказался в размере 1%. Amazon отгрузила 24,2 млн колонок Echo, а Google поставила 23,4 млн колонок Home. Первую пятерку вендоров замкнули Alibaba, Xiaomi и Baidu, продукты которых расходилась преимущественно в Китае.

Умных больше

Отдельного упоминания заслуживает оценка развития не менее перспективного направления, объединяющего умные дисплеи. В 2018 г. было отгружено 6,4 млн подобных устройств, что соответствует 8,3% рынка смарт-спикеров. На первых ролях сегодня находятся Google Home Hub, Amazon Echo Show и Baidu Xiaodu Zaijia. Что интересно, в финальной четверти прошлого года Home Hub от Google при цене в 149 долл. произвел на рынке настоящий фурор. Благодаря этому вендор в одночасье превратился во второго крупнейшего вендора с объемом квартальных поставок в размере 2,2 млн дисплеев.

По мере увеличения спроса на мультиплатформенные помощники количество автономных приложений, выпускаемых независимыми поставщиками для смартфонов и планшетов, будет снижаться. Juniper ожидает, что доходы от этих приложений начнут падать на ключевых рынках с 2022 г. Большим исключением здесь является Китай, где такие компании, как WeChat и Alibaba, предлагают голосовые помощники в виде приложений вместе с умными колонками, которые не являются частью операционной системы. В результате, в ближайшие пять лет в Китае будет установлено 78% приложений голосовых помощников.

Отчет Juniper также говорит, что рынок голосовых помощников для сферы коммерции значительно вырастет, достигнув более 80 млрд долл. в год к 2023 г. Сюда входят денежные переводы и покупки цифровых товаров, а также их использование для более традиционных покупок.

Облачный импульс

Рынок облачных услуг продолжает свое активное развитие и уже в нынешнем году способен оказаться одним из локомотивов увеличения мировых расходов на ИТ.

Эксперты приступили к публикации первых прогнозов развития мировой индустрии ИТ в наступившем году. Аналитики из Gartner в 2019 г. ожидают увеличение связанных с ИТ глобальных расходов до 3,76 трлн долл. Несмотря на опасения в части рецессии мировой экономики, негативного влияния Брекзита, американо-китайской торговой напряженности, ожидаемая позитивная динамика в годовом сопоставлении достигнет сравнительно высоких 3,2%. Что характерно, заслуга в этом будет принадлежать новым героям — былые флагманы, а именно мобильные телефоны, компьютеры, инфраструктура центров обработки данных «on-premise» постепенно отходит на второй план. Их место сегодня все активнее занимают облачные сервисы и решения Интернета вещей. Именно переход в облака окажется главным двигателем роста в нынешнем году. Различные модели «as-a-service» будут толкать вперед множество сегментов. К примеру, направление корпоративного ПО отчитается увеличением расходов на 8,5%. В 2020 г. возможен рост еще на 8,2%, что приведет к увеличению общих трат до 466 млрд долл. Аналогичный импульс развитию получит сегмент инфраструктуры ЦОД.

Не менее важной тенденций является интерес заказчиков к развитию облачной инфраструктуры, опирающейся на инструментарий различных провайдеров и платформ. Аналитики компании Kentik сообщают, что потребители публичных облачных услуг все чаще делают ставку на мультиоблачность, причем не только ради более высокого уровня масштабируемости, но также из-за нежелания попадать в зависимость от одного из провайдеров. Наиболее часто используемая связка включает Amazon Web Services и Microsoft Azure. Реже в обойму попадает Google Cloud Platform. В том числе благодаря этому сохраняется пространство для вхождения на рынок новых игроков. Как ожидается, ведущие облачные провайдеры в 2019 г. сохранят свои позиции. На поле битвы «infrastructure-as-a-service» превосходство будет за AWS, Microsoft Azure и GCP, однако благодаря активному внедрению последних технологических преимуществ опирающихся на искусственный интеллект и машинное обучение рынок открыт для появления и развития новых игроков.

Финальный квартал прошлого года оказался для индустрии связанных с облачной инфраструктурой услуг очередным успешным периодом. По данным исследователей из Canalys, с октября по декабрь общая выручка ее участников увеличилась на 46% «YoY», до 23 млрд долл. В целом за 2018 г. взята планка в 80 млрд долл., тогда как годом ранее результат не превышал 55 млрд долл.

Облачный импульс

Контролируя почти треть рынка, Amazon Web Services (AWS) оставался доминирующим облачным сервис-провайдером. Впрочем, за год подконтрольная лидеру доля практически не изменилась. С другой стороны, Microsoft Azure за год нарастила присутствие с 14 до 16%. Google впервые поднялась к отметке в 9%, а за Alibaba Cloud — уже 4% рынка. В первую десятку также вошли: IBM, Salesforce, Oracle, NTT Communications, Tencent Cloud и OHV.

Облачный импульс

Спрос на услуги, связанные с развитием облачной инфраструктуры продолжает показывать уверенный рост. На лидирующих позициях остаются Amazon Web Services (AWS) и Microsoft Azure. В финальном квартале 2018 г. выручка AWS выросла на 46%, до 7 млрд долл., а Microsoft Azure при лучшей позитивной динамике (+76%) осталась вторым крупнейшим провайдером с выручкой, превысившей 4 млрд долл.

Облачный импульс

Необходимость в меньших задержках при передаче данных, более высокой производительности, не говоря уже о конкуренции, заставляет поставщиков облачных услуг увеличивать инвестиции в инфраструктуру и приближать центры обработки данных к клиентам. Динамику бизнеса AWS поддерживает корпоративные клиенты, тогда как прогресс Microsoft — заслуга давних гибридных ИТ-инициатив, подкрепленных широкой базой потенциальных клиентов, все еще относящихся к категории «on-premise». Экспансия лидеров продолжается — компании наращивают инвестиции в инфраструктуру ЦОД. Ежегодно объем капиталовложений растет и происходит это не только за счет облаков, а также за счет приобретения основных средств и активов. AWS в настоящее время располагает шестью десятками локаций облачной инфраструктуры в различных точках мира. На стадии строительства находятся еще 12 точек в Бахрейне, Гонконге, Италии и Южной Африке. Рост CAPEX Amazon в 2018 г. замедлился до 7% и достиг 26 млрд долл. Для сравнения капитальные расходы Microsoft в рассматриваемом направлении увеличились на 64%, до 14 млрд долл. В активе компании 54 облачных локации, еще 10 находятся в стадии развития в Западной Европе и Африке.

Все-таки минус

Если в середине прошлого года два кряду квартала роста глобальных поставок традиционных компьютеров внушали в рыночных наблюдателей сдержанный оптимизм, то события последних месяцев сделали ожидания напрасными и вновь не позволили мировому рынку впервые за долгие годы выйти в долгожданный плюс.

На результаты финальной четверти года оказали заметное влияние два сравнительно новых для индустрии, но, все же, действенных фактора. Прежде всего, продолжали расти опасения относительно возможных перебоев с поставками 14-нм процессоров Intel. C целью минимизации возможных рисков вендоры активно пополняли складские запасы в третьем квартале, что стало причиной сокращения поставок в некоторые регионы на протяжении последних месяцев года. Остроты добавили растущие экономические противоречия между США и Китаем, плавно перетекающие в полноценную торговую войну. В конечном итоге, если в предыдущие годы четвертый квартал за счет благоприятных предновогодних настроений потребителей традиционно оставался календарным периодом наиболее крупных продаж, то в 2018 г. отмечен худший рост в квартальном сопоставлении начиная с конца 2012 г.

Так или иначе, но рынок, все же, сработал лучше, нежели ожидалось – на выручку в очередной раз пришел корпоративный сектор. Повышенный спрос, подогреваемый завершением официальной поддержки Windows 7 в январе 2020 г., помог частично сгладить потребительский провал. Причем, дефицит CPU отразился на возможностях вендоров в части удовлетворения спроса при обновлении ПК бизнесом. Ожидается, что в случае улучшения ситуации с процессорами, сформировавшийся отложенный спрос будет удовлетворен в первых кварталах года наступившего.

Предварительные подсчеты IDC говорят о глобальной отгрузке в каналы с октября по декабрь 68,1 млн настольных ПК, ноутбуков и рабочих станций, что соответствует спаду на уровне 4,7% в годовом сопоставлении. Полученная цифра оказалась худшей, начиная с третьего квартала 2016 г., непосредственно отразившись на результате индустрии в целом за год. По версии Gartner квартальный объем рынка превысил 68,6 млн устройств, снизившись к предыдущему году на 4,3%.

Все-таки минус

В странах EMEA рынок ушел в минус впервые за последние шесть кварталов, причем спадом отчиталось как настольное, так и портативное направления. За квартал Gartner насчитала 20,9 млн компьютеров, что на 3,8% меньше в годовом сопоставлении. Отдельные позитивные сигналы, а именно восстановление спроса на desktop-системы в Западной Европе, более активное освоение ультрамобильных моделей малым и средним бизнесом, а также переход на Windows 10 государственными структурами дополнился всплеском спроса в некоторых странах Восточной Европы, в частности Чехии и Венгрии. Однако этого оказалось недостаточно для сглаживания потребительского провала, в том числе вызванного неопределенностью геополитического и экономического характера.

В целом за 2018 г. в натуральном выражении глобальный рынок просел на 0,4% (IDC), отчитавшись отгрузкой в каналы 258,4 млн компьютеров. Gartner зафиксировала 259,3 млн поставленных ПК, что на 1,3% меньше в годовом сопоставлении. Индустрия оставила за собой седьмой кряду год снижения глобальных поставок, однако негативная динамика оказалась не такая высокая, как в предыдущие три года. Безусловно, на итоговых цифрах отразился вялый спрос в потребительском сегменте, однако он уже давно не является двигателем рынка. Так, если в 2014 г. на долю потребительских систем приходилось 49% общих поставок, то в 2018 г. – лишь 40%.

Все-таки минус

Процесс консолидации рынка продолжается – за год подконтрольная трем ведущим вендорам доля увеличилась с 59 до 63%. Во многом благодаря майскому объединению бизнеса с Fujitsu, в IV квартале Lenovo опередила HP и вышла на первую строку рейтинга. Как результат, несмотря на стагнацию рынка, за вендором три кряду квартала описываемого двузначным числом роста поставок. По итогам 2018 г. у HP по-прежнему вершина рейтинга, хотя отрыв от преследователя крайне мал. Dell вновь отметилась лучшим ростом поставок среди Тор-5 как по итогам квартала, так и в целом за год. Apple, напротив, в период с октября по декабрь ухудшила результат в настольном и портативном сегментах, сократив поставки за 2018 г. более чем на 5%.

Все-таки минус

Растут на глазах

Интерес к носимым гаджетам неизменно высок, свидетельством чему ударные темпы увеличения глобальных поставок. И если сегодня главным двигателем являются умные часы, то уже в скором времени ускорение рынку будут придавать продукты новых форм-факторов.

Третий квартал 2018 г. закончился отгрузкой на мировой рынок не менее 32 млн различных wearable-устройств, что, по версии IDC, позволило на 21,4% улучшить результат годичной давности.

Особых сюрпризов не произошло, если не считать спад в размере 0,4% «YoY» во втором крупнейшем регионе сбыта — в США. Сложившуюся ситуацию аналитики объясняют приближением к фазе зрелости, в результате чего позитивная динамика все меньше зависит от новых пользователей, а больше — от владельцев гаджетов со стажем, пожелавших заменить имеющиеся устройства на более совершенные. Эта цифра резко контрастирует с результатами наиболее емкого рынка — APeJ. С июля по сентябрь на потребителей стран во главе с Китаем пришлось свыше половины общемировых поставок носимых гаджетов при улучшении результата годичной давности на 21,4%.

Другим интересным моментом можно считать выход из тени казалось бы списанных со счетов часов с базовой функциональностью. Новые продукты от Fitbit, Garmin и Huawei его буквально оживили, причем некоторые функции в подобных устройствах, в том числе уведомления и интеграция приложений, даже посягают на вотчину smart-собратьев. Впрочем, это палка о двух концах — ведь исторически на basic-моделях останавливали выбор именно благодаря низким ценам и упрощенному набору функций, по мере же добавления новых возможностей стоимость устройств также приближается к стоимости продуктов из более высокого класса.

Умные часы тоже не стояли на месте, открывая для себя новые направления. К одному из таких можно причислить попытки двух крупнейших брендов — Apple и Fitbit — углубиться в рынок здравоохранения. Именно качественный мониторинг ряда ключевых параметров здоровья способен кардинально расширить армию потенциальных приверженцев умных часов и тот, кто добьется в этом успеха, сумеет ощутимо оторваться от преследователей. Кроме того, сохраняется рост спроса на часы с поддержкой сотовых стандартов. Ожидается, что по итогам года последние возьмут пятую часть глобальных поставок. Еще один быстрорастущий сегмент формируют детские умные часы. Их популярность высока особенно в Азии, а на первых ролях здесь находятся бренды Imoo, Kido, Kurio, TCL и Vtech.

Растут на глазах

За счет успешного продвижения недорогих Mi Band 3 и экспансии за пределы Китая, в личном зачете Xiaomi вновь оказалась ведущим поставщиком носимых гаджетов. Выход Series 4 Watch состоялся ближе к концу рассматриваемого периода и существенно не повлиял на результат Apple в третьем квартале. Основные поставки пришлись на существенно подешевевшие Series 3. Благодаря отменным продажам Versa, Charge 3 и Ace, спад Fitbit относительно предыдущих кварталов существенно замедлился. Вендор продолжает уходить от треккеров в сторону умных часов, и высокие продажи Versa говорят об успешности выбранной стратегии — за Fitbit вторая строка в рейтинге вендоров умных часов. Huawei сумела удержаться на четвертой позиции, помог чему новый фитнес-браслет TalkBand B5 с Bluetooth-гарнитурой. Тем не менее, продукты компании все еще расходятся преимущественно в Китае, что заметно сдерживает дальнейший рост. Этим может воспользоваться уверенно сокращающая отрыв Samsung. Корейцы недавно представили новое поколение умных часов Galaxy Watch, однако основные объемы идут от Gear S3 браслетов Gear Fit.

Уже в наступающем году носимым гаджетам под силу преодолеть порог в 225 млн отгруженных устройств, тем самым более чем на четверть улучшить показатель предыдущего года. Конечные пользователи потратят на гаджеты свыше 42 млрд долл., причем основной вклад, а именно 16,2 млрд долл., внесут умные часы.

Если в настоящее время относительная стабильность и сравнительно высокие средние отпускные цены smartwatch-направления сохраняются преимущественно усилиями Apple, то регулярное расширение ассортимента и прессинг со стороны более дешевых конкурентов приведут к снижению ASP с 221,99 долл. в 2018 г., до 210 долл. через пять лет.

В 2019 г. 74 млн поставленных на мировой рынок умных часов сделают эту категорию наиболее емкой среди прочих носимых форм-факторов. Укрепление позиций и борьба за пользователя ведется игроками одновременно с четырех направлений, в частности: со стороны ведущих брендов потребительской электроники, детских часов, моделей для специализированного использования, модных и традиционных часовых брендов. Причем, в последнем случае налицо бурное развитие и контроль пятой части общих продаж умных часов не позднее 2022 г.

Растут на глазах

Так или иначе, но уже через пять лет безоговорочное лидерство перейдет от умных часов к надеваемым на уши гаджетам — свыше 30% общих wearable-продаж придется на Apple AirPods, Samsung IconX, Plantronics BackBeat FIT и прочие им подобные устройства. Причем, в будущем их удел не только фитнес, коммуникации и развлечения, но также функции виртуального персонального помощника. Продвинутые модели могут значительно сократить время использования так привычных нам смартфонов.

Достижимые цели

Среди многочисленных аналитических работ, покрывающих различные сегменты рынка ИТ, особое место занимают исследования, подготовленные непосредственными участниками индустрии. Ну а если к анализу и прогнозам приложили руку лидеры отрасли, то доверие к приведенным цифрам и выводам — безусловное. Специалисты Cisco поделились выдержками из свежего отчета, подготовленного в рамках инициативы Visual Networking Index (VNI).

Через пять лет интернет-пользователями будет 60% населения Земли, или же 4,8 млрд чел., а активными окажутся свыше 28 млрд устройств и подключений. В странах Центральной и Восточной Европы численность пользователей Интернета увеличится с 332 до 364 млн человек, что составит 73% общего населения.

Достижимые цели

Активно прирастающая армия пользователей не преминет отразиться на общемировом IP-трафике, ежемесячный объем которого за период с 2017 по 2022 г. вырастет с 122 до 396 ЭБ при показателе CAGR 26%. Для сравнения, больше двадцати лет назад, в 1992 г., мировой Интернет хвастался трафиком около 100 ГБ в день. В перерасчете на одного человека месячный IP-трафик должен вырасти с 16 ГБ в 2017 г., до 50 ГБ в 2022 г. Что интересно, в уже далеком 2000 г. средний трафик на одного человека не превышал 10 МБ. Как итог, в 2022 г. IP-трафик через глобальные сети будет выше, нежели за всю «интернет-эпоху» до 2016 г. включительно. Другими словами, в 2022 г. сгенерированный объем окажется больше, нежели за все 32 года с момента появления Интернета и достигнет 4,8 ЗБ.

Достижимые цели

Из упомянутых 28,5 млрд фиксированных и мобильных персональных устройств, а также подключений, свыше половины через пять лет будут относиться к категории M2M, в частности связанным с организацией видеонаблюдения, внедрением систем Smart Metering, использованием решений по удаленному мониторингу здоровья, транспортными услугами. Более того, категория М2М окажется наиболее динамично растущей, увеличившись в 2,4 раза по итогам прогнозного периода и достигнув отметки в 14,6 млрд подключений в 2022 г. Второй по темпам роста категорией станут смартфоны (CAGR 9%), а компанию им составят подключаемые ТВ, медиа-адаптеры, игровые консоли, проигрыватели Blu-ray (CAGR 7%). Таким образом, по итогам 2022 г. в общем объеме используемых устройств 72% (CAGR 8,8%) будут потребительскими и 28% (CAGR 12,0%) — для бизнес-использования. Среднее количество устройств и подключений на человека вырастет с 2,4 до 3,6, а в лидерах окажутся жители США (13,6) и Южной Кореи (11,8). В Центральной и Восточной Европе этот показатель увеличится с 2,5 до 3,9. Таким образом, на каждого жителя Земли в 2022 г. будет приходиться 1,8 М2М-подключений. Связанный с М2М IР-трафик при CAGR 47% вырастет более чем в 7 раз — с 3,7 ЭБ/мес. в 2017 г. (3% мирового IP-трафика), до 25 ЭБ/мес. (6%).

Достижимые цели

К концу прошлого года 59% IP-трафика и 51% интернет-трафика было сгенерировано не связанными с ПК устройствами, тогда как в 2022 г. на их долю придется 81%. Вклад ПК за этот период снизится с 49 до 19%, а интернет-трафик от смартфонов увеличится с 23 до 40%. Различные формы IP-видео (IP VoD, обмен видеофайлами, интернет-видео, стриминговые видеоигры, видеоконференции и т.д.) возьмут на себя 80-90% общего IP-трафика.

Ключевым в части роста трафика фактором остается скорость широкополосного доступа. Ожидается, что ее средний показатель с 2017 по 2022 г. увеличится в два раза — с 39,0 до 75,4 Мбит/с. Этому поспособствуют масштабное внедрение FTTH, высокоскоростного DSL, кабельных подключений. Скорость фиксированного broadband-доступа в странах ЦВЕ будет расти средними темпами в размере 7%, что приведет к увеличению с 35,0 Мбит/с в 2018 г., до 46,7 Мбит/с в 2022 г. В частности, количество подключений со скоростью свыше 10 Мбит/с вырастет с 67 до 72%, свыше 25 Мбит/с — с 41 до 54%, свыше 50 Мбит/с — с 25 до 28%.

Общемировая средняя скорость мобильного подключения в 2017 г. составляла 8,7 Мбит/с, а в 2022 г. должна вырасти до 28,5 Мбит/с. В нашем регионе среднегодовой рост составит 21%, что приведет к увеличению скорости сетевого мобильного подключения с 10,1 до 26,2 Мбит/с.

Скорость Wi-Fi в мире также удвоится. Если в 2017 г. средний общемировой показатель не превышал 24,4 Мбит/с, то через пять лет он достигнет 54,2 Мбит/с. В конце прогнозного периода наиболее высокая скорость (83,8 Мбит/с) будет в Северной Америке, а страны ЦВЕ добьются увеличения с 19,5 до 32,8 Мбит/с.

Что касается Wi-Fi, то обороты его популярности также вряд ли замедлятся. Если в 2017 г. в мире насчитывалось 124 млн публичных точек доступа, то через пять лет их количество достигнет отметки в 549 млн. Это же не замедлит отразиться на пропорциях IP-трафика, почти половина которого в 2017 г. приходилась на проводные сети, 43% на Wi-Fi и 9% на сотовые сети. В 2022 г. на Wi-Fi и сотовые сети придется уже 71% общего IP-трафика.

В 2022 г. свыше 3% мировых мобильных устройств и подключений будут сгенерированы благодаря 5G. Не менее 422 млн из 12,3 млрд работающих в 2022 г. мобильных устройств будут поддерживать этот стандарт. Причем, через пять лет почти 12% глобального мобильного трафика будет сгенерировано за счет сотовых 5G-подключений, а среднемесячный трафик превысит 21 ГБ.

Высокие гонки

Высокие технологии незаметно примерили новый для себя образ. Теперь это не только очередной устойчивый источник доходов для многочисленных участников индустрии, но также залог прочной и уверенной позиции развивающих их государств на мировой арене.

Противостояние между США и Китаем набирает обороты, затрагивая все больше сфер, а наиболее важные сражения, как ожидается, развернутся на торговом и высокотехнологическом полях. В виду отсутствия взаимопонимания по ряду важных для двух стран вопросов, в экспертных кругах анализируют шансы на победу каждой из сторон. И у Китая, похоже, не все так радужно в части технологического превосходства. Недавно представленный план «Made in China 2025», конченой целью которого является получение Поднебесной доминирующего положения в робототехнике и аэрокосмическом бизнесе, полупроводниковой и прочих высокотехнологичных отраслях, вызывал шквал критики в США из-за предоставления несправедливого преимущества местным компаниям перед иностранными конкурентами.

Тем не менее, выдержки из свежей редакции регулярного отчета PricewaterhouseCoopers, подготовленного по результатам опроса представителей тысячи крупнейших публичных компаний, указывает на существенное опережение американскими компаниями китайских конкурентов в таком критически важном направлении, как расходы на разработки и исследования. В частности, сегодня американские колоссы в авангарде с Amazon.com и Alphabet инвестируют более 5 долларов на каждый доллар, потраченный в целях R&D китайскими компаниями. Причем, такие китайские технологические гиганты, как Baidu, Tencent Holdings и Alibaba Group тратят меньше, нежели, по крайней мере, 44 другие компании рейтинга, включая японского индустриального монстра Panasonic Corp. Предполагается, что основная причина столь резкого перекоса кроется в исторически сложившемся подходе китайских фирм, связанном с доработкой уже существующих технологий, нежели оригинальной разработки чего-то нового. В качестве последних особо ярких примеров просятся те же мобильные платежи, либо мессенджеры. Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов сравнительную молодость и малоопытность китайских игроков относительно представителей Силиконовой Долины, а также отличающуюся покупательскую способность доллара, потраченного на R&D в разных странах. Особенно заметно это когда речь заходит о найме ученых и инженеров. К примеру, если верить World Economic Forum, в Китае по итогам 2016 г. насчитывалось почти 5 млн выпускников по связанным с математикой, инженерией и технологиями специальностям, тогда как в США — лишь 568 тыс. чел.

Так или иначе, но в финансовом году, черту под которым PwC подвела 30 июня, из рекордной суммы в 782 млрд долл., направленной на R&D (+11% «YoY»), компаниям из США принадлежало 329 млрд долл. Инвестиции из Поднебесной не превысили 61 млрд долл., хотя, справедливости ради, еще в 2010 г. едва достигали отметки в 7 млрд долл. В PwC подсчитали, что Тор-1000 крупнейших инвесторов в R&D «Global Innovation 1000», включает в себя лишь 145 китайских компаний. Десятку наиболее инновационных в нынешнем году сформировали Apple, Amazon, Alphabet, Microsoft, Tesla, Samsung, Facebook, General Electric, Intel и Netflix (впервые вошла в Тор-10). Тем не менее, лучшей динамикой расходов отчитался именно Китай (+34%), а двузначные темпы роста (+14%) также были отмечены в Европе. Северная Америка и Япония выросли на 7,8% и 9,3% соответственно. Что интересно, соотношение общемировых расходов на R&D к продажам остается рекордно высоким — 4,5%.

Разрыв между двумя мировыми центрами продолжит сокращаться, в том числе за счет всплеска китайских инвестиций в собственные инновации, особенно связанные с сетями 5G, искусственным интеллектом, беспилотными автомобилями. Исходя из объема расходов, крупнейшими публичными китайскими компаниями оказались Alibaba (3,6 млрд долл.) и интернет-гигант Tencent (2,7 млрд долл.). Для сравнения, американская Amazon потратила 11,6 млрд долл., что на 40% больше к предыдущему году. Расходы Alphabet превысили 16,2 млрд долл.

Таким образом, индустрия высоких технологий остается главным драйвером R&D — в ее активе почти каждые два доллара из потраченных на разработки и исследвоания пяти долларов. Свыше 60% мировых корпоративных расходов R&D в 2018 г. совместно сформируют индустрии компьютеров и электроники, здравоохранение и автомобильная отрасль.

Облака наступают

Уже через пять лет вклад облачных вычислений в общемировые расходы на ИТ превысит 1,3 трлн долл. и это далеко не предел.

Вопреки социально-экономической напряженности в ряде ключевых мировых регионов глобальные расходы на ИТ непрерывно растут. Как полагают в Gartner, их объем по итогам нынешнего года достигнет 3,7 трлн долл., тем самым на 4,5% будет улучшено достижение года предыдущего. В 2019 г. позитивная динамика сохранится, однако замедлится до 3,2%, что приведет к общим расходам в размере 3,8 трлн долл.

Хотя курсовые колебания и разгорающиеся торговые войны между столпами мировой экономики безусловно окажут влияние на общий объем трат, более весомым негативным фактором считается постепенный уход потребителей от владения инфраструктурой к использованию сторонних, к примеру, облачных, услуг. Во многом именно поэтому специализированные сервисы окажутся главным двигателем роста расходов на ИТ в будущем году — при увеличении на 4,7% относительно 2018 г. им под силу преодоление эпохального рубежа в 1 трлн долл.

Облачные вычисления вносят радикальные изменения в ландшафт ИТ-индустрии. Именно облака в нынешнем году сгенерируют ключевым корпоративным ИТ-рынкам почти пятую часть выручки, связанную с системной инфраструктурой, прикладными приложениями, аутсорсингом бизнес-процессов, инфраструктурным ПО. Более того, уже в 2022 г. эта доля возрастет до 28%. Корпоративные ИТ-расходы на облачные решения будут расти гораздо быстрее, нежели на традиционные необлачные предложения. Тем не менее, через пять лет 72% получаемой с корпоративных ИТ-рынков выручки по-прежнему будут генерировать традиционные предложения программной и аппаратной начинок «on-premises».

Перевес ИТ-расходов предприятий в строну освоения облачных сервисов неизбежен, хотя инертность, свойственная традиционным корпоративным ИТ, способна растянуть этот процесс на годы. Ощутимо повлиять на ситуацию способна гибкость и быстрота адаптации облачных решений, а также неоспоримые преимущества в виде схема оплаты за потребление облачных ресурсов по схеме «плати только за то, что использовал» или же использования необходимого объема дискового пространства по требованию.

Как возможный итог, уже в 2022 г. свыше 1,3 трлн долл. из общей суммы ИТ-расходов будет напрямую либо опосредовано связаны с облаками, а наиболее активные игроки из числа сервис-провайдеров смогут сорвать действительно большой куш.

В настоящее время наиболее резкий прыжок в облака демонстрирует прикладное ПО, которое своим крайне динамичным развитием обязано направлению CRM-разработок. Последние сумели преодолеть переломную точку и большая часть выручки уже поступает от облачного, а не традиционного ПО. Ближе к концу 2022 г. эта тенденция найдет свое отражение в других крупных software-сегментах, в частности связанных с офисными пакетами, программами для организации совместной работы, управления контентом и т.д.

Облака наступают

В конце прогнозного периода почти половину общей выручки принесут системная инфраструктура и инфраструктурное ПО. Что характерно, сегодня системная инфраструктура показывает наиболее низкие темпы в части облачной трансформации. Это объясняется предыдущими высокими инвестициями в аппаратное обеспечение ЦОД, технологии виртуализации, и ПО для управления ЦОД, которые зачастую являются крайне затратными и негибкими. Однако ближе к 2022 г. ситуация должна в корне измениться и сегмент окажется среди наиболее быстрорастущих.

Вне всяких сомнений, использование облачных вычислений приобретает массовый характер, и принятие решений корпоративными заказчиками в той же системной инфраструктуре увеличивает конкурентное напряжение между моделями «off-premise» и «on-premise».

 
 
IDC
Реклама
http://playfortuna.biz
playfortuna.biz

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT