`

Schneider Electric - Узнайте все про энергоэффективность ЦОД


СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Что для вас является метрикой простоя серверной инфраструктуры?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Долгожданный плюс

Третий квартал для индустрии традиционных компьютеров ознаменовался первым за последние несколько лет общим увеличением глобальных поставок. Крупные рыночные наблюдатели проявили редкое единодушие и зафиксировали позитивную динамику, которая, в свете различных методологий, колебалась в пределах от 1 до 5%.

Напряженность в торговых отношениях между США и Китаем продолжала двигать рынок вперед. В ожидании дополнительного повышения пошлин вендоры и партнеры в каналах активно наращивали имеющиеся складские запасы. С другой стороны, торговая война добавляла в работу вендоров напряженности, вынуждая вносить изменения в имеющиеся цепочки поставок. В частности, многие производители уже готовы перенести производство ноутбуков из Китая в Тайвань, Вьетнам и другие страны Азии. Основным драйвером рынка также оставался процесс перехода на компьютеры с Windows 10, ведь до конца официальной поддержки предыдущей ОС, остается всего несколько месяцев. В частности, во многом благодаря миграции с работающих под Windows 7 устройств, рост поставок в Японии превысил 55% «YoY». Выводу итоговых показателей в плюс также поспособствовало начало традиционного пополнения запасов в преддверии высокого праздничного сезона. Благодаря действию этих факторов был заметно сглажен негативный эффект, связанный с общей макроэкономической неопределенностью. К тому же, былого отрицательного влияния на рынок уже не оказывал дефицит чипов Intel. Из положительных моментов в этой истории — открытие новых возможностей для альтернативных чипмейкеров, в частности AMD и Qualcomm. Компаниям удалось по новому заявить о себе на территории безраздельного господства Intel.

Практически все регионы развивались в соответствии с общими для рынка тенденциями. В Европе неясность относительно Брекзита существенно сдерживала рост и общие поставки в регион EMEA выросли, по версии Gartner, лишь на 3%. Квартальный объем достиг в размере 19,4 млн компьютеров. Мобильные системы пошли на подъем после двух кряду кварталов спада, а настольные решения все еще оставались весьма востребованными европейским бизнесом.

Долгожданный плюс

Как итог, в третьем квартале мировой рынок настольных ПК, ноутбуков и рабочих станций вырос в количественном выражении на 4,7% «YoY», до 70,9 млн устройств с учетом хромбуков, сообщает Canalys. Отмеченная позитивная динамика оказалась лучшей, начиная с первого квартала 2012 г. В IDC полагают, что с июля по сентябрь в каналы ушло 70,4 млн компьютеров, а это говорит о росте на 3,0% в годовом сопоставлении. Gartner насчитала свыше 68 млн глобально заказанных у вендоров устройств без учета хромбуков, тогда как результат годичной давности составлял 67 млн ПК. По измерителю «YoY» динамика достигла 1,1%.

Долгожданный плюс

За счет наблюдающегося на протяжении последних месяцев удешевления отдельных компонентов, включая память DRAM и твердотельные накопители, ведущие игроки рынка сумели заметно улучшить рентабельность собственного бизнеса. Почти каждый четвертый ПК был поставлен Lenovo либо ее подразделениями, что позволило вендору укрепиться на первой позиции. Успеху способствовали высокие продажи в Латинской Америке, странах EMEA и Японии. При этом в той же Стране восходящего солнца за вендором почти 45% локального рынка за счет совместного продвижения брендов Lenovo, Fujitsu и NEC. В активе у HP вторая кряду четверть роста поставок. Ключевой вклад в результат на этот раз внесли desktop-продукты для стран APeJ. Несмотря на отрыв от лидера, HP сумела показать лучшую динамику роста среди Тор-5. Причем, ноутбуки вендора выросли в поставках на 10%, тогда как этот сегмент в целом показал динамику в размере 4%. Dell который год сохраняет традиционную для себя третью строку рейтинга. По итогам рассматриваемого периода в зоне роста вендору помогли остаться ориентированные на корпоративного пользователя и геймеров продукты. Причем, увеличение поставок настольных систем характеризовалось двузначным числом. Обновив линейку MacBook Air и Pro, а также достойно отработав back-to-school, Apple улучшила показатели прошлого года на здоровые 21%. Замкнула пятерку сильнейших Acer Group. Дефицит процессоров Intel повлиял на ее бизнес, однако вендор продолжает оставаться одним из сильнейших игроков в сегменте игровых моделей и хромбуков.

Долгожданный плюс

Память преткновения

После многолетнего затяжного роста, нередко описываемого двузначным числом, в нынешнем году стержневая для мировых ИТ полупроводниковая отрасль вошла в затяжное пике.

Проанализировав развитие свыше тридцати категорий полупроводниковых продуктов, аналитики из IC Insight пришли к выводу, что почти 80% из них в 2019 г. продемонстрируют отрицательный рост либо крайне сдержанный плюс. Более того, по меньшей мере девять направлений закроют год спадом, превышающим 10% «YoY». Самые крупные провалы ожидаются в сегментах памяти DRAM (-38%) и NAND (-32%), тогда как уверенный рост будет сопутствовать промышленным микросхемам и чипам логики для специализированного применения.

Подтверждением столь пессимистичных наблюдений оказалась свежая статистика IHS Markit, согласно которой глобальные продажи чипов в первой половине года сократились в годовом сравнении на 13,9%, уменьшившись с 236,6 до 203,7 млрд долл. Отмеченный спад оказался крупнейшим за последние десять лет, когда провал достиг 26,5%.

Память преткновения

Наиболее скверно обстоят дела у производителей памяти. В частности, SK Hynix в денежном выражении просела на 34,7% «YoY», показатели Samsung ухудшились на 33,4%, а Micron — на 29,2%. Справедливости ради, компании из прочих продуктовых сегментов также ушли в минус. Так, Qualcomm сократила выручку на 10,5% из-за относительной зрелости рынка мобильных телефонов. Выручка nVidia упала на 20,6% в свете нарастающей конкуренции в сегменте GPU с поддержкой AI. Вопреки здоровому росту в промышленном и беспроводном сегментах, выручка лидера индустрии — Intel — сократилась на 1,7%.

Сложившаяся ситуация не преминула найти отражение в результатах работы ведущих полупроводниковых игроков, которые сработали хуже индустрии в целом. Согласно обновленному рейтингу компаний, производящих микросхемы, оптоэлектронику, сенсоры и дискретные полупроводники, общие продажи Тор-15 по итогам первой половины 2019 г. снизились на 18% в годовом сопоставлении. Полупроводниковая индустрия в целом показала менее глубокий провал — лишь 14%. Память — главный тому виновник. Каждый из крупнейших игроков этого сегмента отчитался снижением продаж по меньшей мере на 33%. Отныне чтобы попасть в актуальный Тор-15 нужно было добиться выручки в размере не менее 3,7 млрд долл., а в рейтинге появились два новичка — fabless-поставщик MediaTek и IDM-бизнес Sony. Причем, 90% продаж полупроводниковой продукции последней пришлось на датчики изображений и связанные с ними компоненты для смартфонов. Intel же сохранила первую позицию, отвоеванную у Samsung в конце прошлого года — продажи лидера в первом полугодии оказались на 20% выше, нежели у корейского оппонента.

Память преткновения

Снижение выручки моментально повлекло за собой пересмотр запланированных капитальных расходов. По итогам 2019 г. статья CAPEX сократится на 8% «YoY», до 97,8 млрд долл. Для сравнения, в рекордном 2018 г. ее общий объем достиг 105,9 млрд долл. До текущего года доля памяти в общих расходах на IC стабильно росла. Если в 2013 г. это было 27% (14,7 млрд долл.), то уже в 2018 г. — 49% (52,0 млрд долл.). Однако в нынешнем году этот показатель упадет до 43% (41,6 млрд долл.) т.к. капитальные расходы в сегментах DRAM и NAND сократятся на 19% и 21% соответственно. Общие уровень CAPEX в сегменте памяти составит 41,6 млрд долл., что на 10,4 млрд долл. меньше в годовом сравнении. Снижение расходов аналитики связывают с желанием чипмейкеров перестраховаться относительно дальнейшей ценовой эрозии чипов памяти в ближайшие полтора года.

Сложившаяся в индустрии ситуация заметно оживила процесс слияний и поглощений, что связывается с намерениями компаний за счет расширения собственного бизнеса закрепиться на новых динамично растущих рынках, к примеру, в сегменте продуктов для автомобильной промышленности. За первые восемь месяцев года анонсировано не менее 20 сделок M&A общей суммой в 28 млрд долл. Долларовый объем объявленных соглашений о приобретении в первые восемь месяцев года достиг 25,9 млрд долл., что соответствует сумме за весь прошлый год и почти опережает результат 2017 г. Особенно высокая активность фиксировалась в сегментах сетевого оборудования и чипов беспроводных коммуникаций. В числе крупнейших аналитики называют июльскую сделку (около 1 млрд долл.) Intel по продаже Apple бизнеса модемов для мобильных телефонов. В мае Marvell объявила о продаже NXP за 1,7 млрд долл. бизнеса по выпуску чипов беспроводной связи. Та же Marvell за 650 млн долл. намеревается выкупить бизнес микросхем ASIC у Globalfoundries и приобрести за 452 млн долл. поставщика сетевых контроллеров Aquantia.

Память преткновения

Hearables are the new Wearables

Носимые гаджеты продолжают добиваться новых высот, формируя одно из наиболее динамично развивающихся высокотехнологических направлений последнего времени. Что интересно, на роль главного двигателя этого рынка все больше претендует сравнительно новый продуктовый сегмент.

Второй квартал завершился отгрузкой на мировой рынок не менее 67,7 млн носимых гаджетов, что, согласно выводам IDC, говорит об улучшении показателя годичной давности на здоровые 85,2%.

Если раньше в авангарде находились носимые на запястьях устройства, то с недавних пор самую быстрорастущую продуктовую категорию представляют носимые на ушах (hearables) модели. За год подконтрольная им доля расширилась с 24,8 до 46,9%. Причем, наушные устройства потребители все чаще докупали в качестве второго носимого гаджета в пару к уже имеющимся часам или фитнес-трекерам. О высоком потенциале «ушного» сегмента говорит и появление подкатегорий, объединяющих решения заточенные под спорт (Jabra), под потребителей с проблемным слухом (Nuheara), или под ценителей продуктов премиум-класса (Bose).

Первую скрипку традиционно играет Apple, за продуктами которой свыше половины рынка наушных гаджетов. Превысившей 218% позитивной динамики удалось добиться благодаря новому поколению AirPods и обновленной линейке Beats. Заметно приросла в поставках и Samsung. Произошло это как за счет собственных устройств (Galaxy Buds), нередко продававшихся в комплекте со смартфонами, так и благодаря продуктам JBL в авангарде с Tune 500BT. Среди прочих моделей, существенный вклад в третью строку рейтинга для Xiaomi сделали AirDots. Хотя ранее бизнес вендора рос за счет «домашних», китайских потребителей, с недавних пор можно констатировать уверенное освоение рынков Европы и Ближнего Востока. Bose, как производитель с богатой историей в части выпуска традиционных наушников и аудио-продуктов, сумела оказаться среди лучших в новой для себя компании. Наушники QC35ii и SoundSport Free были хорошо встречены рынком, а закрепить успех наверняка сумеют Headphones 700 и называвшийся еще до официального появления AirPods-киллером Earbuds 500. Первую пятерку замкнула GN Group. Не без помощи входящей в ее состав Jabra удалось взять свыше 5% рассматриваемого рынка. Наиболее востребованными оказались наушники Jabra Elite Active 65t — еще одна достойная альтернатива AirPods, активно продвигаемая через Amazon.

Hearables are the new Wearables

Несмотря на беспрецедентно высокие результаты наушных wearable-устройств, носимые на запястье гаджеты пока что остаются крупнейшей продуктовой категорией — не менее 34,2 млн глобально отгруженных часов и браслетов насчитала IDC за период с апреля по июнь.

Пять ведущих вендоров — Xiaomi, Apple, Huawei, Fitbit и Samsung — продолжали активно выводить на рынок новые продукты, а также продвигать старожилов по весьма привлекательным ценам. Как итог, совместно за ними оставалось уже 65,7% мирового рынка, что на 12% больше в годовом сопоставлении.

Здоровый образ жизни остается одним из главных привлекающих потребителя к подобным устройствам фактором и наличие широкого спектра специализированных функций — главный довод в пользу той или иной модели. Впрочем, с недавних пор немаловажной при выборе носимого помощника становится поддержка мобильных платежей — примерно два из пяти поставленных за рассматриваемый период гаджета оснащены NFC, а многие другие для выполнения транзакций могут использовать QR-коды.

Hearables are the new Wearables

В рейтинге лучших на первой позиции находится Xiaomi, практически полностью сделавшая ставку на недорогие браслеты. Залогом нынешнего успеха можно считать недавно вышедшую в широкую серию Mi Band 4. Apple сохранила вторую позицию по поставкам, однако, исходя из объемов выручки, ей по-прежнему нет равных — средняя отпускная цена Apple Watch в текущем квартале составляла 448 долл. Безусловно, недавно анонсированные Series 5 укрепят рыночные позиции вендора и к концу 2019 г. за Apple будет почти 40% рынка умных часов. Huawei взяла третью строку, чему во многом способствовала удачная стратегия двойного бренда (Huawei — устройства для массового рынка, Honor — продукты для молодой аудитории). Многие из носимых гаджетов китайского вендора поставлялись в качестве бесплатного дополнения к смартфонам, что также повлияло на конечный результат. Четвертая строка за родоначальником рынка — Fitbit. Хотя позиции компании в сегменте умных часов ослабли из-за прохладного приема рынком Versa Lite, зафиксирован общий рост поставок за счет недавно выпущенных браслетов Inspire. Замкнула рейтинг лучших Samsung. Лучший рост вендора среди Тор-5 стал следствием запуска недорогих браслетов Galaxy Fit и Galaxy Fit e, а также популярности Galaxy Watch.

Hearables are the new Wearables

Прогнозируется, что в целом за 2019 г. мировой рынок освоит не менее 152,7 млн носимых на запястье гаджетов, тем самым на 21,7% будет улучшен результат 2018 г. При среднегодовом росте в пределах 6,2% по итогам 2023 г. рынок выйдет на объем в размере 194,1 млн устройств.

Настроились на позитив

Итоговая черта, проведенная под развитием мирового компьютерного рынка во втором квартале, выделила два немаловажных события — поставки в течение рассматриваемого периода наконец-то возвратились в плюс, а в личном зачете вендоров после длительной паузы вновь сменился лидер.

Аналитики IDC насчитали 64,8 млн отгруженных с апреля по июнь устройств, что на 4,7% лучше в годовом сравнении. По версии Gartner заказчикам направлено 63 млн традиционных компьютеров, или же на 1,5% больше по измерителю «YoY». Разбег в итоговых цифрах во многом объясняется тем, что первые учитывают настольные системы, рабочие станции и ноутбуки (включая хромбуки) без планшетов и серверов х86, тогда как вторые рассматривают desktop-модели, ноутбуки, ультрамобильный премиум (Microsoft Surface и ему подобные решения), однако не принимают во внимание хромбуки и iPad.

Настроились на позитив

Одним из ключевых вдохновителей роста остается набирающий обороты процесс перехода на системы с предустановленной Windows 10. Преимущественно корпоративные заказчики заметно активизировались в преддверии окончания официальной поддержки Windows 7 в январе 2020 г. Во многом благодаря этому обстоятельству поставки desktop-систем не только заметно увеличились, но даже позволили сгладить провал в направлении мобильных ПК. Позитивное влияние на рынок также оказала постепенная нормализация наблюдавшейся в последние 18 месяцев ситуации, вызванной нехваткой отдельных процессоров Intel. Дефицит CPU в настоящее время негативно сказывается в основном на средних и малых вендорах, тогда как крупные, имеющие приоритет в получении требуемых чипов, пользуясь выгодным стечением обстоятельств постепенно подминают под себя подконтрольные более мелким игрокам доли. Продолжающийся спор относительно торговых тарифов между США и Китаем добавляет неопределенности в прогнозы развития рынка на обозримую перспективу, однако за рассматриваемый период особого отрицательного влияния индустрию ПК оказано не было. А вот с учетом того, что большинство настольных и мобильных устройств все еще производится в Китае, следующая волна тарифного обострения уже может иметь для рынка весьма плачевные последствия.

Настроились на позитив

Оба исследовательских центра признали смену лидера — завоевав свыше четверти рынка, Lenovo, благодаря описываемому двузначными числами росту поставок, вернула себе верхнюю строк рейтинга, оставив позади HP. Последняя, к слову, также завершила квартал с плюсом и взяла под контроль пятую часть рынка. В целом, крупные игроки продолжают консолидировать рынок и уже упомянутая ситуация с чипами Intel лишь ускорила этот процесс. По состоянию на конец первого полугодия за Lenovo, HP и Dell было уже 64,1% мирового рынка в физическом объеме, тогда как годом ранее — менее 61%. Несмотря на наращивание поставок перед потенциальным вводом новых торговых пошлин, Acer Group оказалась единственным представителем Тор-5, сработавшим в минус. Тем не менее, в денежном выражении деятельность компании вполне успешна, а главными опорами бизнеса остаются Северная Америка и Япония. Замкнувшая первую пятерку Apple также удалось увеличить поставки. Произошло это за счет направления в каналы дополнительных объемов устройств в преддверии возможного изменения пошлин. Кроме того, недавний выпуск новых ноутбуков вынудил активно избавляться от имеющихся высоких складских запасов старых устройств.

После двух кряду кварталов спада поставки традиционных компьютеров в страны EMEA вернулись в позитивную зону — по версии Gartner локальный рынок вырос на 1,7%. Главный тому виновник — коммерческий сегмент, оживший вследствие набравшего обороты ухода пользователей от Windows 7. Несмотря на продолжающийся сдвиг потребительских предпочтений в сторону мобильных устройств, общий результаты были поддержаны настольным направлением. Кроме того, квартальную отчетность существенно улучшило выполнение ранее отложенных вследствие нехватки процессоров Intel заказов.

Дорога в облака

Все идет к тому, что системы управления базами данных пополнят число рынков, находящихся в стадии кардинальной трансформации вследствие активного развития облачных платформ.

В экспертных кругах уверены — схема работы с СУБД «on-premise», предполагающая локальное развертывание у конечных пользователей, доживает последние годы. Интерес к ней заметно снижается на фоне бурного развития облачных вычислений. Исследователи из Gartner пришли к выводу, что уже по итогам 2022 г. не менее 75% всех баз данных будут развернуты либо перенесены на облачные платформы и лишь немногие из них (в пределах 5%) впоследствии все же вернутся к традиционному варианту использования. Описанная тенденция в большей степени будет наблюдаться в среде баз данных для аналитики и модели SaaS. Рынок локальных баз данных, в свою очередь, будет постепенно угасать.

Наблюдаемый переход является важным элементом общей тенденции, направленной на перенос компаниями части рабочих нагрузок с собственной внутренней ИТ-инфраструктуры, на общедоступные облачные платформы, арендуемые у Amazon Web Services, Microsoft, Google и других, более мелких игроков. Наиболее активные изменения ожидаются среди решений, связанных с управлением данными и аналитикой (DMSA), в частности в хранилищах данных, так называемых «озерах данных» и прочих случаях, где данные используются для анализа, машинного обучения, развития искусственного интеллекта. Что интересно, в ряде случаев облачные услуги могут оказаться гораздо дороже традиционных, однако нельзя сбрасывать со счетов такие немаловажные преимущества, как отсутствие необходимости поддержания инфраструктуры и управления ею, а также возможность сравнительно легкого масштабирования рабочих нагрузок. Благоприятствуют миграции в облака и новые модели ценообразования, уход от капитальных затрат в сторону операционных расходов, а также гибкие формы оплаты, например использование подхода «pay-as-you-go», когда оплачиваются исключительно потребляемые мощности. Уместно добавить, что облако признается гораздо более безопасным вариантом функционирования СУБД. Наконец, ключевые инновации на рынке СУБД в последнее время происходят именно в облаке, в крайнем случае — сначала в облаке. При этом многие из них вряд ли когда-либо найдут свое отражение в локальных продуктах, даже если разработчик представлен в обоих сегментах рынка.

Для более полного понимания картины следует отметить, что в прошлом году общемировая выручка рынка СУБД достигла 46 млрд долл. Результат предыдущего года удалось улучшить более чем на 18%. Столь высокой позитивной динамикой рынок обязан, главным образом, именно облачному направлению, которое обеспечило не менее 68% общего роста. Причем, почти 76% этого показателя были добыты силами лишь Microsoft и AWS. Подобное развитие событий, в свою очередь, усиливает роль облачных сервис-провайдеров в части трансформации предоставляемых инфраструктур и услуг в новую платформу управления данными. Традиционные СУБД on-premise от Oracle, IBM, Microsoft и других, более мелких игроков, сегодня продолжают находиться на траектории роста выручки, однако показатели увеличения остаются весьма сдержанными. Двигателем их развития уже являются не новые развертывания, а критическая потребность в обновлении имеющихся систем с целью снизить возможные риски потери данных. Подавляющее же большинство новых развертываний происходит именно в облаке.

Обгоняя старожилов

Помимо носимых гаджетов к числу бурно развивающихся высокотехнологичных направлений с недавних пор относятся умные колонки. Что интересно, в ближайшем будущем последние, исходя из общей массы используемых устройств, способны опередить зрелый и довольно емкий рынок планшетов.

По состоянию на конец прошлого года в мире насчитывалось уже не менее 114 млн регулярно используемых смарт-спикеров. Оценки экспертов из Canalys говорят о том, что по итогам 2019 г. их общее количество возрастет почти на 83%, до 207,9 млн шт.

Ключевым рынком останутся США — на страну придется почти половина (42,4%) общемировой базы подобных устройств. Однако восточноазиатский регион, в особенности за счет Китая, имеет крайне высокий потенциал роста. Этому способствует стабильно увеличивающееся количество домохозяйств со средним достатком и сравнительно низкая цена большинства предлагаемых в настоящее время моделей. Что интересно, в силу специфики рынка нынешние глобальные лидеры — Amazon и Google — в Поднебесной практически не представлены, а это открывает широкие возможности для развития локальным брендам. К концу 2019 г. в Китае найдут себе применение почти 60 млн колонок, причем нередко в семье будет насчитываться больше одного устройства. Только лишь в начальной календарной четверти страна освоила около 10,6 млн смарт-спикеров, что почти на 500% больше в годовом сравнении и составляет 51% от общемировых. В квартальном сравнении рост гораздо скромнее (+23%), что объясняется всплеском продаж в канун Восточного нового года. Тем не менее, этого оказалось вполне достаточно, чтобы опередить рынок США, где колонки разошлись квартальным тиражом в размере 5 млн аппаратов (четверть общих поставок).

Обгоняя старожилов

В физическом объеме глобальный рынок по итогам периода с января по март Canalys оценила в 20,7 млн единиц, что говорит о позитивной динамике «YoY» в размере 131%. По методологии Strategy Analytics, продажи к предыдущему году выросли на 168%, до 25,9 млн устройств. В целом за 2019 г. мировые поставки способны увеличится на 10%, вплотную приблизившись к рубежу в 148 млн спикеров.

Обгоняя старожилов

В том числе за счет сравнительно низкой стоимости и высокого потенциала азиатских рынков умные колонки уже в 2021 г. легко опередят по объему инсталлированной базы планшеты, общее количество которых в настоящее время колеблется около отметки в 400 млн и имеет тенденцию к незначительному сокращению.

Обгоняя старожилов

Несмотря на китайскую активность, платформы Amazon Alexa и Google Assistant останутся для рынка ключевыми. По мнению экспертов из Strategy Analytics, позиции Amazon ослабнут с 37,7% в 2018 г., до 31,7 в 2019 г., тогда как Google за аналогичный временной отрезок расширит присутствие с 30,3 до 31,4%. Оставшийся кусок рыночного пирога поделят между собой Apple Siri, Alibaba Ali Genie, Baidu Duer OS и Xiaomi Xiao AI. Ощутимую поддержку умным колонкам уже сегодня оказывает новый подсегмент объединяющий умные дисплеи. Все идет к тому, что в нынешнем году их мировые поставки вырастут на 111%, до 17 млн устройств. Таким образом, к концу 2019 г. они найдут себе применение более чем в 12 млн домохозяйств, а уже в 2023 г. будет достигнут рубеж в 100 млн используемых устройств. Не менее 46% проданных в 2019 г. умных дисплеев получат встроенную поддержку Google Assistant, а 40% обопрутся на инструментарий Amazon Alexa. Основная часть из оставшихся 14% придется на китайскую платформу DuerOS от Baidu.

Спокойное начало

Первая календарная четверть на мировом рынке традиционных компьютеров ознаменовалась очередным снижением показателей в натуральном выражении. Впрочем, провал оказался не таким глубоким, как ожидали в экспертной среде.

Еще в середине прошлого года отмечалось восстановление темпов поставок на мировой рынок настольных систем, ноутбуков и рабочих станций. Однако возникшая в конце лета проблема нехватки потребительских процессоров Intel свела все позитивные изменения на нет и дала толчок для очередного изменения ставшего привычным рыночного ландшафта. В частности, отдельные крупные вендоры вынужденно переходили к производству менее массовых, но более доходных ПК высокого ценового диапазона, некоторые — делали ставку на выпуск хромбуков. Многие крупные OEM находили весьма достойную альтернативу дефицитной продукции Intel в чипах AMD. В первом квартале проблема перебоев с процессорами осталась, однако потеряла былую остроту и давала о себе знать лишь в сегменте недорогих моделей. С другой стороны, продолжающийся более трех лет переход на системы под Windows 10 все еще приносит свои плоды, хотя в истории действия этого фактора нынешний год станет точно последним.

Таким образом, движение в сторону удовлетворения потребностей бизнес-заказчиков и ставка на более премиальные продукты оказали должное влияние на квартальные результаты и позволили превзойти ранние ожидания экспертов. Как IDC, так и Gartner насчитали 58,5 млн отгруженных с января по март компьютеров, но если по методологии первых спад в физическом объеме соответствует 3,0%, то у вторых негативная динамика достигла 4,6%. Если учесть не принимаемые во внимание обеими аналитическими центрами хромбуки, то картина рынка могла заметно измениться — у той же Gartner с их учетом спад компьютерного рынка снизился бы до 3,5%.

Спокойное начало

После пяти кряду кварталов роста, страны EMEA отчитались вторым подряд календарным периодом снижения поставок. При спаде на 2,2% «YoY», насчитано не более 18 млн освоенных локальным рынком устройств. На фоне роста в коммерческом сегменте, статистику вниз потянуло потребительское направление. Кроме того, свою роль сыграли ноутбуки, ощутимые перебои с компонентами для которых воспрепятствовали полноценному удовлетворению имеющегося спроса.

Спокойное начало

Три ключевых вендора — Lenovo, HP Inc. и Dell — за год увеличили общую подконтрольную долю с 56,9 до 61,5%, а нехватка CPU Intel лишь усилила этот тренд. В IDC полагают, что вопреки спаду, HP сохранила первую строку рейтинга, однако отрыв Lenovo (с учетом показателей Fujitsu) уже крайне мал. Хотя Apple недавно обновила некоторые из продвигаемых ноутбуков, последние были встречены сравнительно прохладно, в том числе из-за выявленных отдельных проблем аппаратного характера. Как итог — снижение в физическом объеме на 0,5%. По версии Gartner, в лидерах находится Lenovo, ощутимо приросшая за счет высоких продаж на приоритетных для поглощенной Fujitsu рынках EMEA и Японии. HP сумела выйти в умеренный плюс — несмотря на успехи в настольном сегменте портативное направление показало сравнительно слабый результат. Более года беспрерывно наращивающая поставки Dell добилась плюса в странах EMEA, Латинской Америке и Японии, но ушла ниже нуля на территории Северной Америки и APAC.

Спокойное начало

В обозримой перспективе мировой рынок персональных компьютерных устройств, помимо ПК включающий в себя и планшеты, продолжит сужаться. Ожидаемый IDC в 2019 г. спад составит 3,3%. Негативная динамика сохранится и в последующие годы, вследствие чего, при среднегодовом спаде в размере 1,2%, по итогам 2023 г. на мировой рынок будет поставлено 372,6 млн устройств. В сегменте традиционных компьютеров снижение интереса к настольным системам будет частично сглажено портативным направлением. Как возможный итог, CAGR с 2019 по 2023 г. составит −0,4%, а в последний год прогнозного периода объем рынка едва превысит 250 млн устройств. Что интересно, свыше половины (53%) отгруженных через пять лет персональных компьютерных устройств будут относиться к ноутбукам, мобильным рабочим станциям и разъемным планшетам.

Одним из действенных двигателей индустрии останется игровое направление, активному развитию которого поспособствуют неизменно высокий потребительский интерес, популярность электронных спортивных соревнований и выход аппаратных новинок, в особенности более мощных GPU. В IDC прогнозируют не менее 15,5 млн глобально отгруженных игровых настольных ПК. При CAGR 5,3% по итогам 2023 г. поставки вырастут до 19 млн устройств. Игровое портативное направление будет развиваться более динамично — при CAGR 11,8% поставки игровых ноутбуков за рассматриваемый период вырастут с 20,1 до 31,5 млн шт.

Виртуальной реальности предсказан рост

Решения, опирающиеся на виртуальную и дополненную реальность, уверенно пробивают дорогу к коммерческим заказчикам и рядовым потребителям. В экспертной среде настаивают на довольно светлом будущем сравнительно молодого технологического направления.

Пережив в середине прошлого года неожиданно резкий спад, во многом связанный со снижением интереса к безэкранным системам в авангарде с Samsung Gear VR, рассматриваемая индустрия незамедлительно восстановила здоровые темпы роста. В стане Trendforce ожидают свыше 6 млн VR-гарнитур, глобально поставленных на протяжении 2019 г. Цифры схожего порядка присутствуют в отчетах IDC — вместе со средствами дополненной реальности на мировой рынок будет отгружено 8,9 млн устройств, что на 54,1% больше в годовом сопоставлении. Среднегодовой рост поставок в размере 66,7% приведет по итогам 2023 г. к увеличению показателей в натуральном выражении до 68,6 млн. устройств.

Безусловно, в AR/VR-дуэте шлемы и очки виртуальной реальности продолжат играть первую скрипку. Как ожидается, при CAGR 46,7% через пять лет им под силу разойтись тиражом свыше 36,7 млн экземпляров. Среди разнообразия продуктов и форм-факторов автономные модели сохранят стрежневое для сегмента положение — на их долю в 2023 г. придется свыше половины (59%) от всех поставленных VR-гарнитур. За работающими в связке с компьютерами и игровыми консолями продуктами окажется почти 38% рынка. Очередной квартал кряду это направление отчитывается поставкой свыше 1 млн устройств, а на ведущих ролях находятся изделия от Sony, Oculus и HTC. Оставшуюся нишу поделят между собой безэкранные системы, сокращающие свое присутствие, в том числе после сворачивания практики продаж последних в качестве бесплатного дополнения к отдельным флагманским смартфонам.

Направление средств дополненной реальности в последний год прогноза выйдет на объем поставок в размере 32 млн шт., что будет говорить о среднегодовом росте в размере 140,9%. По аналогии с VR-собратьями львиная доля поставок окажется за автономными решениями (17,6 млн, 55,3% от общих), а подключаемые и screenless-продукты оставят за собой 44,3 и менее 1% соответственно.

Что интересно, примерно две трети AR/VR-гарнитур, поставленных на мировой рынок в 2023 г., пойдет на нужды коммерческого сегмента — спрос на них со стороны профессиональных пользователей медленно возрастает синхронно с падением потребительских продаж. Движущими силами этого процесса окажутся корпоративные приложения для обучения и симуляции, медицинской терапии, розничной торговли, архитектурного и промышленного дизайна.

Виртуальной реальности предсказан рост

Общемировые расходы на AR/VR, включающие в себя траты на аппаратное, программное обеспечение и специализированные услуги, в нынешнем году преодолеют порог в 20,4 млрд долл. Если прогноз IDC окажется верным, то прошлогодний результат удастся улучшить почти на 69%. Более того, за период с 2017 по 2022 г. средний рост расходов превысит 69%.

Безусловно, вклад коммерческого сегмента будет основным и возрастет с 64,5% в 2019 г., до 80% по итогам 2022 г. В 2019 г. среди ключевых инвесторов окажутся индустрия персональных и потребительских услуг (1,6 млрд долл.), розница (1,56 млрд долл.), дискретное производство (1,54 млрд долл.). В числе направлений, способных показать CAGR более 100% называются центральные и местные органы власти (123,7%), сырьевая отрасль (120,9%) и оптовая торговля (120,9%).

Потребительские расходы на AR/VR будут выше (7,2 млрд долл. в 2019г.), нежели в любой другой вертикальной индустрии, однако темпы их среднегодового роста окажутся гораздо скромнее — лишь 36,6%. Основные доходы поступят от игр виртуальной реальности (4,0 млрд долл.), просмотра видео-контента (2,0 млрд долл.), игр дополненной реальности (616 млн долл.). Четвертым крупнейшим вариантом применения AR/VR будет коммерческий. В частности, организация различного рода тренингов с задействованием средств виртуальной и дополненной реальности принесут в нынешнем году порядка 1,8 млрд долл. Показатели других коммерческих вариантов использования средств AR|VR, в том числе демонстрация товаров в рознице и техническое обслуживание различного рода оборудования пока что принесут не более 558 млн долл. и 413 млн долл. соответственно.

Расходы на аппаратную часть сформируют свыше половины всех затрат на AR/VR в прогнозный период, причем лидером роста (CAGR 128,3%) окажутся AR-гарнитуры. Не менее высокими темпами (+121,8%) будет расти сегмент программных разработок для AR, который уже в 2021 г. опередит направление ПО для VR.

Виртуальной реальности предсказан рост

Потратив свыше 6,6 млрд долл., по итогам 2019 г. США окажутся крупнейшим региональным рынком сбыта средств и услуг виртуальной и дополненной реальности. Позади обнаружатся Китай (6,0 млрд долл.), Япония (1,76 млрд долл.) и Западная Европа (1,74 млрд долл.). В то же время, лучшую среднегодовую динамику (CAGR +83,7%) продемонстрирует Канада, а компанию ей составят США (+77,1%) и Китай (+76,2%).

На траектории роста

Концовка года для индустрии носимых гаджетов выдалась крайне продуктивной — неизменно высокие темпы роста спроса привели к очередному рекорду поставок.

С октября по декабрь 2018 г. аналитики IDC насчитали без малого 60 млн отгруженных на мировой рынок wearable-устройств, что стало лучшим квартальным результатом сравнительно молодого направления. Отменные цифры подкреплялись стартом продаж новых моделей в предновогодний сезон, а также нередким продвижением последних в качестве бесплатного дополнения к смартфонами ведущих брендов.

В целом за прошлый год динамика увеличения спроса оказалась не менее достойной — при росте на 27,5% глобально отгружено свыше 172,2 млн носимых гаджетов. Что интересно, особая заслуга в этом принадлежит надеваемым на уши продуктам в авангарде с Apple AirPods, Google Pixel Buds, Bose QC35II, сумевшим оставить за собой почти четверть общегодовых продаж. Среди многообразия продвигаемых форм-факторов именно наушные устройства показали лучший рост поставок — за год объем отгрузок вырос на 66,4% и позволил взять под контроль 21,9% рассматриваемого рынка. Свыше трети квартальных поставок (34,3%) пришлось на умные часы, сумевшие вырасти в натуральном выражении к аналогичному периоду предыдущего года на 55,2%. Недавние анонсы новых продуктов от Xiaomi, Huawei и Fitbit не дают списать со счетов родоначальников носимого направления — функциональные браслеты — за которыми оказалось около 30% общих поставок.

Конец года Apple встретила на первой позиции. За квартал лидер поставил 16,2 млн устройств, 10,4 млн из которых были Apple Watch, а остальные — AirPods и Beats. Благодаря высокому интересу к продуктам на родном китайском рынке, вторая строка осталась за Xiaomi. Что интересно, на Xiaomi Mi Band 3 пришлось свыше 30% квартальных продаж браслетов. С помощью смартфонов Huawei и Honor, многие из которых шли в комплекте с wearbale-продуктами компании, Huawei показала рост поставок в размере 248,5% и вышла на третье место по итогам квартала. Усилить позиции также помогли новые продукты — Watch GT и FreeBuds 2 Pro. Похоже, что Fitbit преодолела полосу неудач — в финальной четверти поставки вендора незначительно выросли, хотя в целом за год зафиксирован спад. Восстанавливать былые темпы роста сегодня помогают новый Charge 3 и уже набравшие популярность умные часы Versa. Замкнула Тор-5 Samsung, рост поставок которой также связывается с активным продвижением носимых гаджетов в связке с отдельными моделями смартфонов.

На траектории роста

Так или иначе, но стабильный интерес к умным часам и растущие темпы адаптации носимых гаджетов в развивающихся регионах внушают рыночным наблюдателям сдержанный оптимизм. IDC прогнозирует, что за период с 2018 по 2022 г. мировой рынок носимых гаджетов будет увеличиваться в среднем на 11% в год.

WatchOS останется ключевой платформой для носимых гаджетов, однако ее позиции ослабнут с 44,4% в 2018 г., до 35,8% в 2022 г. Второй крупнейшей ОС окажется Android, которая через пять лет оставит за собой 22,4% рынка. За WearOS будет около пятой части рынка.

В сегменте часов по итогам нынешнего года более двух третей поставок придется на smart-модели. В целом сегмент выйдет на поставку 72,8 млн устройств, а в конце прогнозного периода при CAGR 13,3% будет взят рубеж в 120,2 млн гаджетов. Кроме этого, значительные объемы продаж покажут гибридные и детские часы. Среднегодовой рост недорогих браслетов составит 0,3%, однако за этой категорией по-прежнему останется четвертая часть рынка (24,7%) и общие поставки в размере 47,0 млн по итогам 2022 г. Надеваемые на уши гаджеты за пять лет расширят присутствие на рынке с 2 до 5,8%.

На траектории роста

Уже в 2023 г. четверку крупнейших игроков рынка умных часов сформируют Apple, Fossil, Fitbit и Samsung, делятся своими прогнозами в Juniper Research. Однако если в прошлом году совместная доля Тор-4 в глобальных поставках составляла 58%, то через пять лет подконтрольная территория сократится до 47%. На позиции крупных вендоров ощутимое влияние будут оказывать более мелкие, но достаточно амбициозные игроки, на первых ролях среди которых Garmin, Huami и Huawei. В натуральном выражении на протяжении ближайших четырех лет Apple будет сохранять лидерство. В то же время, лучший среднегодовой рост поставок (CAGR 20%) покажет Huawei. Освоив свыше 24 млн умных часов, Китай в прошлом году впервые опередил ранее ключевой, североамериканский рынок сбыта. На последний ушло около 19,5 млн аппаратов. К слову, процесс адаптации гибридных умных часов идет гораздо медленнее, нежели ожидалось — на их долю в 2018 г. пришлось мене четверти (22%) общих поставок.

Умных больше

Голосовые помощники активно проникают в повседневную жизнь. Впервые появившись на смартфонах, сегодня они не только распространили сферу своего влияния на другие популярные устройства, к примеру, телевизоры, но даже инициировали зарождение абсолютно нового класса умной техники, включающей в себя умные колонки и дисплеи.

Как полагают аналитики Juniper Research, по итогам 2018 г. в мире насчитывалось уже не менее 2,5 млрд оснащенных цифровыми голосовыми ассистентами устройств. На фоне высокой позитивной динамики, уже в 2023 г. инсталлированная база способна преодолеть восьмимиллиардный порог. Хотя помощники в смартфонах, благодаря Google Assistant и Siri, останутся крупнейшей по объему платформой, наиболее быстрорастущими категориями в течение ближайших пяти лет окажутся умные телевизоры (121,3% среднего роста за год) и носимые гаджеты (40,2%). Не менее высоким спросом будут пользоваться умные колонки, показатель CAGR у которых способен достичь 41,3%.

В финальной четверти 2018 г. мировой рынок смарт-спикеров увеличился на 95% «YoY», сообщает Strategy Analytics. Квартальный объем поставок преодолел отметку в 38,5 млн устройств, а по измерителю «QoQ» позитивная динамика составила 70%. Таким образом, за период с октября по декабрь участники рынка сумели отгрузить умных колонок больше, нежели за весь предыдущий год. Этот рывок позволил смарт-спикерам сформировать наиболее востребованную категорию потребительской электроники. Amazon и Google закрыли весьма успешный календарный период, что произошло во многом благодаря популярности моделей из нижнего ценового сегмента Echo Dot и Home Mini. Продажи Apple HomePod выросли на 45%, однако подконтрольная доля, по версии Strategy Analytics, вернулась к 4,1%.

Умных больше

Умные колонки и умные дисплеи были весьма востребованы в предпраздничный сезон высоких продаж. Как результат, в настоящее время свыше 60 млн домохозяйств используют хотя бы одно подобное устройство. В целом за 2018 г. Strategy Analytics насчитала отгруженных 86,2 млн колонок. Менее высокие цифры получились у экспертов Canalys, согласно методологии которых в 2018 г. на мировой рынок отгружено свыше 78 млн умных колонок. Относительно результата предыдущего года (34,7 млн устройств), позитивная динамика достигла 125%.

Ожесточенные баталии между ключевыми игроками — Amazon и Google — привели к тому, что по итогам года разрыв между лидерами оказался в размере 1%. Amazon отгрузила 24,2 млн колонок Echo, а Google поставила 23,4 млн колонок Home. Первую пятерку вендоров замкнули Alibaba, Xiaomi и Baidu, продукты которых расходилась преимущественно в Китае.

Умных больше

Отдельного упоминания заслуживает оценка развития не менее перспективного направления, объединяющего умные дисплеи. В 2018 г. было отгружено 6,4 млн подобных устройств, что соответствует 8,3% рынка смарт-спикеров. На первых ролях сегодня находятся Google Home Hub, Amazon Echo Show и Baidu Xiaodu Zaijia. Что интересно, в финальной четверти прошлого года Home Hub от Google при цене в 149 долл. произвел на рынке настоящий фурор. Благодаря этому вендор в одночасье превратился во второго крупнейшего вендора с объемом квартальных поставок в размере 2,2 млн дисплеев.

По мере увеличения спроса на мультиплатформенные помощники количество автономных приложений, выпускаемых независимыми поставщиками для смартфонов и планшетов, будет снижаться. Juniper ожидает, что доходы от этих приложений начнут падать на ключевых рынках с 2022 г. Большим исключением здесь является Китай, где такие компании, как WeChat и Alibaba, предлагают голосовые помощники в виде приложений вместе с умными колонками, которые не являются частью операционной системы. В результате, в ближайшие пять лет в Китае будет установлено 78% приложений голосовых помощников.

Отчет Juniper также говорит, что рынок голосовых помощников для сферы коммерции значительно вырастет, достигнув более 80 млрд долл. в год к 2023 г. Сюда входят денежные переводы и покупки цифровых товаров, а также их использование для более традиционных покупок.

 
 
Реклама
http://playfortuna.biz
playfortuna.biz

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT