`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Что для вас является метрикой простоя серверной инфраструктуры?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Растут на глазах

Интерес к носимым гаджетам неизменно высок, свидетельством чему ударные темпы увеличения глобальных поставок. И если сегодня главным двигателем являются умные часы, то уже в скором времени ускорение рынку будут придавать продукты новых форм-факторов.

Третий квартал 2018 г. закончился отгрузкой на мировой рынок не менее 32 млн различных wearable-устройств, что, по версии IDC, позволило на 21,4% улучшить результат годичной давности.

Особых сюрпризов не произошло, если не считать спад в размере 0,4% «YoY» во втором крупнейшем регионе сбыта — в США. Сложившуюся ситуацию аналитики объясняют приближением к фазе зрелости, в результате чего позитивная динамика все меньше зависит от новых пользователей, а больше — от владельцев гаджетов со стажем, пожелавших заменить имеющиеся устройства на более совершенные. Эта цифра резко контрастирует с результатами наиболее емкого рынка — APeJ. С июля по сентябрь на потребителей стран во главе с Китаем пришлось свыше половины общемировых поставок носимых гаджетов при улучшении результата годичной давности на 21,4%.

Другим интересным моментом можно считать выход из тени казалось бы списанных со счетов часов с базовой функциональностью. Новые продукты от Fitbit, Garmin и Huawei его буквально оживили, причем некоторые функции в подобных устройствах, в том числе уведомления и интеграция приложений, даже посягают на вотчину smart-собратьев. Впрочем, это палка о двух концах — ведь исторически на basic-моделях останавливали выбор именно благодаря низким ценам и упрощенному набору функций, по мере же добавления новых возможностей стоимость устройств также приближается к стоимости продуктов из более высокого класса.

Умные часы тоже не стояли на месте, открывая для себя новые направления. К одному из таких можно причислить попытки двух крупнейших брендов — Apple и Fitbit — углубиться в рынок здравоохранения. Именно качественный мониторинг ряда ключевых параметров здоровья способен кардинально расширить армию потенциальных приверженцев умных часов и тот, кто добьется в этом успеха, сумеет ощутимо оторваться от преследователей. Кроме того, сохраняется рост спроса на часы с поддержкой сотовых стандартов. Ожидается, что по итогам года последние возьмут пятую часть глобальных поставок. Еще один быстрорастущий сегмент формируют детские умные часы. Их популярность высока особенно в Азии, а на первых ролях здесь находятся бренды Imoo, Kido, Kurio, TCL и Vtech.

Растут на глазах

За счет успешного продвижения недорогих Mi Band 3 и экспансии за пределы Китая, в личном зачете Xiaomi вновь оказалась ведущим поставщиком носимых гаджетов. Выход Series 4 Watch состоялся ближе к концу рассматриваемого периода и существенно не повлиял на результат Apple в третьем квартале. Основные поставки пришлись на существенно подешевевшие Series 3. Благодаря отменным продажам Versa, Charge 3 и Ace, спад Fitbit относительно предыдущих кварталов существенно замедлился. Вендор продолжает уходить от треккеров в сторону умных часов, и высокие продажи Versa говорят об успешности выбранной стратегии — за Fitbit вторая строка в рейтинге вендоров умных часов. Huawei сумела удержаться на четвертой позиции, помог чему новый фитнес-браслет TalkBand B5 с Bluetooth-гарнитурой. Тем не менее, продукты компании все еще расходятся преимущественно в Китае, что заметно сдерживает дальнейший рост. Этим может воспользоваться уверенно сокращающая отрыв Samsung. Корейцы недавно представили новое поколение умных часов Galaxy Watch, однако основные объемы идут от Gear S3 браслетов Gear Fit.

Уже в наступающем году носимым гаджетам под силу преодолеть порог в 225 млн отгруженных устройств, тем самым более чем на четверть улучшить показатель предыдущего года. Конечные пользователи потратят на гаджеты свыше 42 млрд долл., причем основной вклад, а именно 16,2 млрд долл., внесут умные часы.

Если в настоящее время относительная стабильность и сравнительно высокие средние отпускные цены smartwatch-направления сохраняются преимущественно усилиями Apple, то регулярное расширение ассортимента и прессинг со стороны более дешевых конкурентов приведут к снижению ASP с 221,99 долл. в 2018 г., до 210 долл. через пять лет.

В 2019 г. 74 млн поставленных на мировой рынок умных часов сделают эту категорию наиболее емкой среди прочих носимых форм-факторов. Укрепление позиций и борьба за пользователя ведется игроками одновременно с четырех направлений, в частности: со стороны ведущих брендов потребительской электроники, детских часов, моделей для специализированного использования, модных и традиционных часовых брендов. Причем, в последнем случае налицо бурное развитие и контроль пятой части общих продаж умных часов не позднее 2022 г.

Растут на глазах

Так или иначе, но уже через пять лет безоговорочное лидерство перейдет от умных часов к надеваемым на уши гаджетам — свыше 30% общих wearable-продаж придется на Apple AirPods, Samsung IconX, Plantronics BackBeat FIT и прочие им подобные устройства. Причем, в будущем их удел не только фитнес, коммуникации и развлечения, но также функции виртуального персонального помощника. Продвинутые модели могут значительно сократить время использования так привычных нам смартфонов.

Достижимые цели

Среди многочисленных аналитических работ, покрывающих различные сегменты рынка ИТ, особое место занимают исследования, подготовленные непосредственными участниками индустрии. Ну а если к анализу и прогнозам приложили руку лидеры отрасли, то доверие к приведенным цифрам и выводам — безусловное. Специалисты Cisco поделились выдержками из свежего отчета, подготовленного в рамках инициативы Visual Networking Index (VNI).

Через пять лет интернет-пользователями будет 60% населения Земли, или же 4,8 млрд чел., а активными окажутся свыше 28 млрд устройств и подключений. В странах Центральной и Восточной Европы численность пользователей Интернета увеличится с 332 до 364 млн человек, что составит 73% общего населения.

Достижимые цели

Активно прирастающая армия пользователей не преминет отразиться на общемировом IP-трафике, ежемесячный объем которого за период с 2017 по 2022 г. вырастет с 122 до 396 ЭБ при показателе CAGR 26%. Для сравнения, больше двадцати лет назад, в 1992 г., мировой Интернет хвастался трафиком около 100 ГБ в день. В перерасчете на одного человека месячный IP-трафик должен вырасти с 16 ГБ в 2017 г., до 50 ГБ в 2022 г. Что интересно, в уже далеком 2000 г. средний трафик на одного человека не превышал 10 МБ. Как итог, в 2022 г. IP-трафик через глобальные сети будет выше, нежели за всю «интернет-эпоху» до 2016 г. включительно. Другими словами, в 2022 г. сгенерированный объем окажется больше, нежели за все 32 года с момента появления Интернета и достигнет 4,8 ЗБ.

Достижимые цели

Из упомянутых 28,5 млрд фиксированных и мобильных персональных устройств, а также подключений, свыше половины через пять лет будут относиться к категории M2M, в частности связанным с организацией видеонаблюдения, внедрением систем Smart Metering, использованием решений по удаленному мониторингу здоровья, транспортными услугами. Более того, категория М2М окажется наиболее динамично растущей, увеличившись в 2,4 раза по итогам прогнозного периода и достигнув отметки в 14,6 млрд подключений в 2022 г. Второй по темпам роста категорией станут смартфоны (CAGR 9%), а компанию им составят подключаемые ТВ, медиа-адаптеры, игровые консоли, проигрыватели Blu-ray (CAGR 7%). Таким образом, по итогам 2022 г. в общем объеме используемых устройств 72% (CAGR 8,8%) будут потребительскими и 28% (CAGR 12,0%) — для бизнес-использования. Среднее количество устройств и подключений на человека вырастет с 2,4 до 3,6, а в лидерах окажутся жители США (13,6) и Южной Кореи (11,8). В Центральной и Восточной Европе этот показатель увеличится с 2,5 до 3,9. Таким образом, на каждого жителя Земли в 2022 г. будет приходиться 1,8 М2М-подключений. Связанный с М2М IР-трафик при CAGR 47% вырастет более чем в 7 раз — с 3,7 ЭБ/мес. в 2017 г. (3% мирового IP-трафика), до 25 ЭБ/мес. (6%).

Достижимые цели

К концу прошлого года 59% IP-трафика и 51% интернет-трафика было сгенерировано не связанными с ПК устройствами, тогда как в 2022 г. на их долю придется 81%. Вклад ПК за этот период снизится с 49 до 19%, а интернет-трафик от смартфонов увеличится с 23 до 40%. Различные формы IP-видео (IP VoD, обмен видеофайлами, интернет-видео, стриминговые видеоигры, видеоконференции и т.д.) возьмут на себя 80-90% общего IP-трафика.

Ключевым в части роста трафика фактором остается скорость широкополосного доступа. Ожидается, что ее средний показатель с 2017 по 2022 г. увеличится в два раза — с 39,0 до 75,4 Мбит/с. Этому поспособствуют масштабное внедрение FTTH, высокоскоростного DSL, кабельных подключений. Скорость фиксированного broadband-доступа в странах ЦВЕ будет расти средними темпами в размере 7%, что приведет к увеличению с 35,0 Мбит/с в 2018 г., до 46,7 Мбит/с в 2022 г. В частности, количество подключений со скоростью свыше 10 Мбит/с вырастет с 67 до 72%, свыше 25 Мбит/с — с 41 до 54%, свыше 50 Мбит/с — с 25 до 28%.

Общемировая средняя скорость мобильного подключения в 2017 г. составляла 8,7 Мбит/с, а в 2022 г. должна вырасти до 28,5 Мбит/с. В нашем регионе среднегодовой рост составит 21%, что приведет к увеличению скорости сетевого мобильного подключения с 10,1 до 26,2 Мбит/с.

Скорость Wi-Fi в мире также удвоится. Если в 2017 г. средний общемировой показатель не превышал 24,4 Мбит/с, то через пять лет он достигнет 54,2 Мбит/с. В конце прогнозного периода наиболее высокая скорость (83,8 Мбит/с) будет в Северной Америке, а страны ЦВЕ добьются увеличения с 19,5 до 32,8 Мбит/с.

Что касается Wi-Fi, то обороты его популярности также вряд ли замедлятся. Если в 2017 г. в мире насчитывалось 124 млн публичных точек доступа, то через пять лет их количество достигнет отметки в 549 млн. Это же не замедлит отразиться на пропорциях IP-трафика, почти половина которого в 2017 г. приходилась на проводные сети, 43% на Wi-Fi и 9% на сотовые сети. В 2022 г. на Wi-Fi и сотовые сети придется уже 71% общего IP-трафика.

В 2022 г. свыше 3% мировых мобильных устройств и подключений будут сгенерированы благодаря 5G. Не менее 422 млн из 12,3 млрд работающих в 2022 г. мобильных устройств будут поддерживать этот стандарт. Причем, через пять лет почти 12% глобального мобильного трафика будет сгенерировано за счет сотовых 5G-подключений, а среднемесячный трафик превысит 21 ГБ.

Высокие гонки

Высокие технологии незаметно примерили новый для себя образ. Теперь это не только очередной устойчивый источник доходов для многочисленных участников индустрии, но также залог прочной и уверенной позиции развивающих их государств на мировой арене.

Противостояние между США и Китаем набирает обороты, затрагивая все больше сфер, а наиболее важные сражения, как ожидается, развернутся на торговом и высокотехнологическом полях. В виду отсутствия взаимопонимания по ряду важных для двух стран вопросов, в экспертных кругах анализируют шансы на победу каждой из сторон. И у Китая, похоже, не все так радужно в части технологического превосходства. Недавно представленный план «Made in China 2025», конченой целью которого является получение Поднебесной доминирующего положения в робототехнике и аэрокосмическом бизнесе, полупроводниковой и прочих высокотехнологичных отраслях, вызывал шквал критики в США из-за предоставления несправедливого преимущества местным компаниям перед иностранными конкурентами.

Тем не менее, выдержки из свежей редакции регулярного отчета PricewaterhouseCoopers, подготовленного по результатам опроса представителей тысячи крупнейших публичных компаний, указывает на существенное опережение американскими компаниями китайских конкурентов в таком критически важном направлении, как расходы на разработки и исследования. В частности, сегодня американские колоссы в авангарде с Amazon.com и Alphabet инвестируют более 5 долларов на каждый доллар, потраченный в целях R&D китайскими компаниями. Причем, такие китайские технологические гиганты, как Baidu, Tencent Holdings и Alibaba Group тратят меньше, нежели, по крайней мере, 44 другие компании рейтинга, включая японского индустриального монстра Panasonic Corp. Предполагается, что основная причина столь резкого перекоса кроется в исторически сложившемся подходе китайских фирм, связанном с доработкой уже существующих технологий, нежели оригинальной разработки чего-то нового. В качестве последних особо ярких примеров просятся те же мобильные платежи, либо мессенджеры. Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов сравнительную молодость и малоопытность китайских игроков относительно представителей Силиконовой Долины, а также отличающуюся покупательскую способность доллара, потраченного на R&D в разных странах. Особенно заметно это когда речь заходит о найме ученых и инженеров. К примеру, если верить World Economic Forum, в Китае по итогам 2016 г. насчитывалось почти 5 млн выпускников по связанным с математикой, инженерией и технологиями специальностям, тогда как в США — лишь 568 тыс. чел.

Так или иначе, но в финансовом году, черту под которым PwC подвела 30 июня, из рекордной суммы в 782 млрд долл., направленной на R&D (+11% «YoY»), компаниям из США принадлежало 329 млрд долл. Инвестиции из Поднебесной не превысили 61 млрд долл., хотя, справедливости ради, еще в 2010 г. едва достигали отметки в 7 млрд долл. В PwC подсчитали, что Тор-1000 крупнейших инвесторов в R&D «Global Innovation 1000», включает в себя лишь 145 китайских компаний. Десятку наиболее инновационных в нынешнем году сформировали Apple, Amazon, Alphabet, Microsoft, Tesla, Samsung, Facebook, General Electric, Intel и Netflix (впервые вошла в Тор-10). Тем не менее, лучшей динамикой расходов отчитался именно Китай (+34%), а двузначные темпы роста (+14%) также были отмечены в Европе. Северная Америка и Япония выросли на 7,8% и 9,3% соответственно. Что интересно, соотношение общемировых расходов на R&D к продажам остается рекордно высоким — 4,5%.

Разрыв между двумя мировыми центрами продолжит сокращаться, в том числе за счет всплеска китайских инвестиций в собственные инновации, особенно связанные с сетями 5G, искусственным интеллектом, беспилотными автомобилями. Исходя из объема расходов, крупнейшими публичными китайскими компаниями оказались Alibaba (3,6 млрд долл.) и интернет-гигант Tencent (2,7 млрд долл.). Для сравнения, американская Amazon потратила 11,6 млрд долл., что на 40% больше к предыдущему году. Расходы Alphabet превысили 16,2 млрд долл.

Таким образом, индустрия высоких технологий остается главным драйвером R&D — в ее активе почти каждые два доллара из потраченных на разработки и исследвоания пяти долларов. Свыше 60% мировых корпоративных расходов R&D в 2018 г. совместно сформируют индустрии компьютеров и электроники, здравоохранение и автомобильная отрасль.

Облака наступают

Уже через пять лет вклад облачных вычислений в общемировые расходы на ИТ превысит 1,3 трлн долл. и это далеко не предел.

Вопреки социально-экономической напряженности в ряде ключевых мировых регионов глобальные расходы на ИТ непрерывно растут. Как полагают в Gartner, их объем по итогам нынешнего года достигнет 3,7 трлн долл., тем самым на 4,5% будет улучшено достижение года предыдущего. В 2019 г. позитивная динамика сохранится, однако замедлится до 3,2%, что приведет к общим расходам в размере 3,8 трлн долл.

Хотя курсовые колебания и разгорающиеся торговые войны между столпами мировой экономики безусловно окажут влияние на общий объем трат, более весомым негативным фактором считается постепенный уход потребителей от владения инфраструктурой к использованию сторонних, к примеру, облачных, услуг. Во многом именно поэтому специализированные сервисы окажутся главным двигателем роста расходов на ИТ в будущем году — при увеличении на 4,7% относительно 2018 г. им под силу преодоление эпохального рубежа в 1 трлн долл.

Облачные вычисления вносят радикальные изменения в ландшафт ИТ-индустрии. Именно облака в нынешнем году сгенерируют ключевым корпоративным ИТ-рынкам почти пятую часть выручки, связанную с системной инфраструктурой, прикладными приложениями, аутсорсингом бизнес-процессов, инфраструктурным ПО. Более того, уже в 2022 г. эта доля возрастет до 28%. Корпоративные ИТ-расходы на облачные решения будут расти гораздо быстрее, нежели на традиционные необлачные предложения. Тем не менее, через пять лет 72% получаемой с корпоративных ИТ-рынков выручки по-прежнему будут генерировать традиционные предложения программной и аппаратной начинок «on-premises».

Перевес ИТ-расходов предприятий в строну освоения облачных сервисов неизбежен, хотя инертность, свойственная традиционным корпоративным ИТ, способна растянуть этот процесс на годы. Ощутимо повлиять на ситуацию способна гибкость и быстрота адаптации облачных решений, а также неоспоримые преимущества в виде схема оплаты за потребление облачных ресурсов по схеме «плати только за то, что использовал» или же использования необходимого объема дискового пространства по требованию.

Как возможный итог, уже в 2022 г. свыше 1,3 трлн долл. из общей суммы ИТ-расходов будет напрямую либо опосредовано связаны с облаками, а наиболее активные игроки из числа сервис-провайдеров смогут сорвать действительно большой куш.

В настоящее время наиболее резкий прыжок в облака демонстрирует прикладное ПО, которое своим крайне динамичным развитием обязано направлению CRM-разработок. Последние сумели преодолеть переломную точку и большая часть выручки уже поступает от облачного, а не традиционного ПО. Ближе к концу 2022 г. эта тенденция найдет свое отражение в других крупных software-сегментах, в частности связанных с офисными пакетами, программами для организации совместной работы, управления контентом и т.д.

Облака наступают

В конце прогнозного периода почти половину общей выручки принесут системная инфраструктура и инфраструктурное ПО. Что характерно, сегодня системная инфраструктура показывает наиболее низкие темпы в части облачной трансформации. Это объясняется предыдущими высокими инвестициями в аппаратное обеспечение ЦОД, технологии виртуализации, и ПО для управления ЦОД, которые зачастую являются крайне затратными и негибкими. Однако ближе к 2022 г. ситуация должна в корне измениться и сегмент окажется среди наиболее быстрорастущих.

Вне всяких сомнений, использование облачных вычислений приобретает массовый характер, и принятие решений корпоративными заказчиками в той же системной инфраструктуре увеличивает конкурентное напряжение между моделями «off-premise» и «on-premise».

Распогодилось

Вопреки некоторым различиям в промежуточных результатах развития мировой компьютерной индустрии, эксперты склонны признать, что ситуация на оказавшейся в затяжном пике отрасли, стабилизировалась.

Справедливости ради стоит отметить, что первые признаки нормализации отмечались еще в 2017 г. Хотя спрос со стороны зрелых регионов оставался ключевым, многие развивающиеся рынки небезуспешно боролись с неблагоприятными валютными колебаниями и прочими политико-экономическими факторами, ограничивающими потребительскую активность. Наряду с этим, в последние месяцы спрос усиливался вследствие опасений относительно дефицита 14-нм процессоров Intel. Чипмейкер подтвердил имеющиеся проблемы с нехваткой производственных мощностей по выпуску процессоров преимущественно нижнего ценового диапазона, однако уверил, что хотя дефицит CPU и сможет оказаться новым вызовом для рынка ПК, однако вряд ли существенно изменит картину спроса. Ключевым позитивным фактором называется устойчивый спрос бизнеса на ПК, подкрепленный освоением Windows 10. Причем, как ожидается, цикл перехода на новую ОС сохранится, по меньшей мере, до 2020 г. С другой стороны, хотя третий квартал и считается сезоном высоких потребительских продаж за счет действия эффекта back-to-school, в нынешнем году интерес потенциальных покупателей оказался крайне слабым и свел на нет превосходные результаты в корпоративной среде.

Таким образом, предварительные подсчеты IDC говорят о глобальной отгрузке за период с июля по сентябрь не менее 67,4 млн традиционных ПК. В годовом сравнении поставки настольных и портативных устройств, а также рабочих станций сократились на 0,9%. Справедливости ради, ранее эксперты предсказывали снижение не менее чем на 3%. Gartner, в свою очередь, говорит об отгрузке на 0,1% больше компьютеров (67,2 млн), нежели в 3Q2017.

Распогодилось

Невзирая на действие обозначенных факторов, большинство ведущих вендоров отчитались показателями, выше средних по индустрии. Исключением лишь Apple, упавшая в поставках на 11%. За счет учета результатов Fujitsu и улучшения бизнеса в Северной Америке, Lenovo вернула себе верхнюю строку рейтинга. HP закрыла десятый кряду квартал позитивной динамики в годовом сравнении, однако общую картину подпортили трудности в Штатах и Латинской Америке. В IDC считают, что Acer Group добилась лучшего, среди Тор-5, роста. Этому во многом способствовали успешные продажи игровых портативных систем и хромбуков. Впрочем, по методологии Gartner последние в расчет не принимаются, поэтому у вендора оказался закономерный минус. Сравнительно высокую динамику показала Dell, существенно нарастившая поставки настольных систем, отлично поработавшая в странах EMEA и, как закономерный итог, занесшая в актив десятый кряду квартал роста в натуральном выражении.

Распогодилось

К слову о нашем регионе — в Gartner говорят об отгрузке в страны EMEA не менее 18,9 млн компьютеров, что на 1,1% выше прошлогоднего результата. Локальные тенденции демонстрировали сходство с общими по рынку — при провале потребительского сектора плечо подставили корпоративные заказчики, преимущественно Западной Европы.

Финальная четверть дает традиционный старт прогнозам на год наступающий. Одними из первых обнародовали свои ожидания исследователи из Canalys, по мнению которых, после семи лет непрерывного спада в 2019 г. ожидается долгожданное возвращение рынка в плюс — поставки настольных, портативных и гибридных систем отчитаются сравнительно невысокой, но все же позитивной динамикой в размере 0,3% «YoY». На фоне сокращения спроса в Китае и Западной Европе двигателем роста выступят оставшиеся страны региона APAC. Причем, уже в 2021 г. поставки в Азиатско-тихоокеанский регион опередят аналогичный показатель Западной Европы. В коммерческом сегменте основной рост по-прежнему будет обеспечен процессом перехода заказчиков на системы с Windows 10. Эта тенденция будет подкрепляться здоровым экономическим развитием и соответствующим этому процессу повышенными бизнес-расходами крупнейшего потребителя ПК — США. Кроме того, в целом по регионам укрепляется тенденция к обновлению имеющихся систем с учетом нарастающих опасений в части ИТ-безопасности. Наконец, в будущем году обещает нормализоваться ситуация, связанная с нехваткой отдельных комплектующих, в частности памяти DRAM и процессоров Intel с детализацией 14 нм.

Распогодилось

Опять в минус?

Оценки экспертной среды относительно развития мировой индустрии смартфонов на старте традиционно урожайной второй половины года разделились и уже не блещут былым оптимизмом — сказываются сравнительная зрелость рынка, высокий уровень проникновения аппаратов и их стабильно растущая средняя стоимость.

По методологии Gartner, принимающей во внимание количество заказанных у вендоров устройств, за период с апреля по июнь глобальные поставки превысили 374 млн смартфонов, что на 2% больше относительно второго квартала 2017 г. Коллеги из IDC, учитывающие исключительно направленные в каналы аппараты, настаивают на третьем квартале кряду и лишь четвертом квартале в истории, завершившемся спадом в натуральном выражении. По их версии, при отгрузке 342 млн устройств, негативная динамика достигла 1,8%.

Опять в минус?

Лидерство по-прежнему принадлежит Samsung, однако вендор столкнулся с замедлением спроса на собственные аппараты, в том числе из-за нарастающего конкурентного прессинга со стороны китайских брендов. За год поставки сократились более чем на 10 млн, до 72,3 млн смартфонов. Спад интереса к флагманским корейским моделям снизил прибыльность, а в части ее восстановления главные надежды сейчас возлагаются на Note 9.

Квартальные продажи Huawei, напротив, подскочили на 40,9% «YoY», до 54,2 млн смартфонов (IDC), позволив впервые подняться на вторую строку рейтинга. Модели с инновационными функциями покрыли практически все ценовые потребительские сегменты, а инвестиции в каналы, работа над брендом и удачное позиционирование линейки Honor приносят свои плоды. К слову, последние успешно осваивают уже 70 региональных рынков. На ключевом для вендора китайском направлении общие поставки позволили закрепиться на первом месте и получить рекордную долю в размере 27%. Линейка P20/P20 Pro пользуется высоким спросом в высококонкурентном сегменте аппаратов стоимостью 600-800 долл.

Как результат, Apple впервые за последние восемь лет оказалась на нижней ступеньке Тор-3. Более того, если компания останется на нынешней траектории роста, то уже в будущем году покинет первую тройку, уступив место Xiaomi. В этой ситуации немаловажно как встретят потребители недавно представленные модели. Отталкиваясь от данных из цепочки поставок компонентов, аналитики Digitimes Research ожидают не менее 85 млн iPhone XS, XS Max и XR, глобально отгруженных в текущем году. Предполагается, что из трех новинок, более половины общих поставок придется на iPhone XR — модель, оснащенную ЖК-экраном с диагональю 6,1«. Высокая доля будет достигнута даже несмотря на старт продаж 26 октября, тогда как iPhone XS и XS Max появятся в магазинах на месяц раньше — 21 сентября. Хотя ценник iPhone XR стартует с 749 долл., что выше прогнозированных 700 долл., и выше средней цены (699 долл.) топ-моделей китайских брендов, благодаря поддержке двух SIM-карт XR будет хорошо востребован в Китае. Премиум-модель iPhone XS Max способна взять не менее 25-30% общих поставок новинок, а за iPhone XS окажется 10-15%. С учетом смартфонов Apple более ранних поколений общие поставки iPhone во втором полугодии выйдут на 127 млн устройств, что будет говорить о небольшой, но, все же, позитивной динамике в годовом сопоставлении.

В целом за год рост производства iPhone вряд ли превысит 3%, что будет связано, во многом, с высоким напряжением в отношениях между США и Китаем. В то же время, выручка от поставок iPhone увеличится на 10% «YoY» и будет колебаться около отметки в 100 млрд долл. Это не мудрено, ведь вендор по-прежнему господствует в высокодоходном премиум-сегменте. Согласно выкладкам Counterpoint, за Apple остается почти половина наиболее динамично развивающегося направления мирового рынка, включающего продукты стоимостью 400 долл. и выше. Мировые поставки последних по итогам второго квартала выросли на 7% «YoY», а позитивная динамика была достигнута, преимущественно, за счет наращивания поставок китайскими брендами OPPO, Vivo, Huawei, OnePlus и Xiaomi. Как итог, на сегодняшний день в премиум-класс входит каждый пятый глобально отгруженный смартфон. В этом направлении конкурируют не менее 40 OEM, однако почти все сливки снимает первая пятерка, за которыми около 88% общих продаж. С большим отрывом первую позицию (43%) удерживает Apple. Следом расположились Samsung (24%), OPPO (10%), Huawei (9%), Xiaomi (3%) и OnePlus (2%). Не менее 45% в общем премиум-объеме занимают модели стоимостью 400-600 долл. Здесь лидером является OPPO (22%), а компанию ей составили Apple (22%), Samsung (16%), Huawei (14%), Xiaomi (6%) и OnePlus (5%). Лучшую динамику роста показала OnePlus, продукты которой отлично продаются в Индии, Китае и Британии. В ценовом диапазоне 600-800 долл. Apple и Samsung контролируют 85% общих поставок.

Что же касается 2018 г. в целом, то картина вырисовывается отнюдь не радужная — в IDC прогнозируют 1,455 млрд глобально поставленных устройств. Если ожидания подтвердятся, то относительно 2017 г., по итогам которого в каналы ушло 1,465 млрд аппаратов, спад достигнет 0,7%. В более отдаленной перспективе возможно возвращение рынка в плюс. Так, в 2022 г. глобальные поставки способны превысить 1,646 млрд устройств.

Наиболее востребованными остаются смартфоны с диагональю 5,5″ и выше — в 2018 г. они разойдутся тиражом порядка 941,6 млн аппаратов, что соответствует 64,7% от общего числа. Для сравнения, годом ранее за ними было 42,5% рынка. Через пять лет на модели с подобной размерностью экрана придется не менее 84,5% общих поставок.

Опять в минус?

Доля ОС Android на протяжении прогнозного периода будет колебаться в районе 85%. При среднегодовом росте в пределах 2,4%, в 2022 г. поставки последних выйдут на объем в размере 1,41 млрд устройств. Средняя стоимость Android-смартфона вырастет в 2018 г. на 11,4%, до 262 долл. Годом ранее ASP составляла 235 долл. Поставки смартфонов по iOS увеличатся в 2018 г. на 2,1%, до 220,4 млн iPhone.

Несмотря на ожидаемый спад в размере 6,3% «YoY», в 2018 г. Китай останется крупнейшим рынком сбыта смартфонов.

Гегемония умных

Носимые гаджеты продолжают осваиваться на мировом технологическом рынке попутно принимая кардинальные трансформации в угоду высоким пользовательским предпочтениям.

Главная тенденция последних месяцев — набирающая обороты миграция потребителей с моделей базовой функциональности к умным устройствам. При глобальных поставках в начальной четверти года 25,1 млн носимых гаджетов (версия IDC), рост в годовом сопоставлении достиг скромных 1,2%. Для сравнения, годом ранее позитивная динамика молодого рынка достигла впечатляющих 18,1%. И главным виновником, потянувшим рынок вниз, называются basic-модели, отгрузки которых к прошлому году просели более чем на 9%. Хотя общие поставки умных продуктов от Apple, Fitbit и многочисленных фэшн-брендов выросли на 28,4%, в корне переломить ситуацию им все еще не удалось. В этом сегменте ощутимый толчок развитию рынка придавали продукты с поддержкой связи — работой с сотовыми стандартами могла похвастаться почти треть отгруженных в течение квартала wearable-устройств.

Фитнес и здоровый образ жизни при выборе носимых гаджетов по-прежнему ставятся во главу угла, но сегодня появляется множество прочих преимуществ, подталкивающих к их приобретению. Среди наиболее привлекательных функций значатся коучинг, работа с аудио, выполнение переводов с иностранных языков, обеспечение личной безопасности, контроль за детьми через сотовые подключения в часах и т.д.

На часы и браслеты традиционно пришлись основные (около 95%) общемировые поставки носимых гаджетов, однако прочие продуктовые категории развивались весьма бурно. К примеру, сегмент одежды со встроенными сенсорами, включающий обувь, футболки, шорты, отчитался увеличением поставок на 58,6% «YoY».

Лидер в умном сегменте — Apple — вырос «год к году» в натуральном выражении на 13,5%, что гораздо выше, нежели wearable-рынок в целом. Во многом к успеху причастны Watch с сотовым подключением, отлично стартовавшие на новых рынках сбыта. Кроме того, подобные модели всерьез привлекли к себе внимание телеком-операторов, увидевших в них еще один потенциально высокий источник дохода.

Средняя стоимость устройств расположившейся на второй строке рейтинга Xiaomi оказалась самой низкой среди Тор-5. Благодаря приоритетному китайскому рынку компания сохранила вторую строку рейтинга по объему поставок, однако в денежном выражении за ней лишь 1,8% рынка.

Несмотря на спад в пределах 28%, Fitbit сохраняет место в тройке и, похоже, дела вендора идут на поправку — умные часы Versa были встречены потребителями весьма тепло, чему во многом поспособствовал оригинальный дизайн и привлекательный ценник.

Garmin замкнул когорту лучших, нарастив долю с 4,6 до 5%. Ранее вендор был сравнительно вял в адаптации новых функций, к примеру воспроизведения музыки. Впрочем, дальнейшее расширение Garmin Pay и развитие платформы Connect IQ помогли компании не сорваться в пике. Как итог, Garmin продолжила свою экспансию — в прошлом году две трети продуктов расходилось за пределами США, а теперь — три четвертых.

Гегемония умных

В целом за текущий год объем мирового wearable-рынка оценивается почти в 125 млн устройств. Если прогноз подтвердится, результат 2017 г. будет улучшен на 8,2%. Несмотря на то, что годом ранее рост достиг 10,3% и налицо снижение темпов развития, уже в период с 2019 по 2022 г. ожидается возврат к описываемой двузначными числами позитивной динамике.

Смещение потребительских предпочтений в сторону умных часов останется ключевым фактором развития wearable-рынка. Помимо востребованных сегодня функций, связанных с мониторингом физической активности и диагностики здоровья, вскоре свою весомую лепту в части популяризации внесут широкая поддержка сотовых стандартов, а также интеграция с различными IoT-продуктами и системами. В части аппаратной поддержки мощный импульс придаст выход начинки от Qualcomm. Apple останется в авангарде, однако ситуация может изменится в зависимости от действий на этом фронте Google и партнеров. Решения под WearOS (ранее известной как Android Wear) несмотря на последние новшества будут испытывать прессинг со стороны часов на базе Android. Последним на руку играют широкий перечень вендоров выпускающих продукты под эту платформу, а также отсутствие доступа к ряду сервисов Google у пользователей в Китае. Не стоит сбрасывать со счетов и другие конкурирующие платформы, такие как Fitbit OS, Garmin Connected IQ и Samsung Tizen. Так, Fitbit Versa и продукты Garmin довольно тепло встречаются рынком, тогда как Samsung отлично продвигается в корпоративном направлении.

Гегемония умных

Так или иначе, но через пять лет на долю умных часов придется почти половина (44,6%) носимых гаджетов. Часы с базовой функциональностью, включающие преимущественно спортивные и детские аппараты, а также гибридные модели будут расти с показателем CAGR 7,4%, привлекая к себе внимание более высоким жизненным циклом батареи, сравнительно простым интерфейсом и широким выбором в части внешнего исполнения. Тем не менее, присутствие последних в общих поставках снизится с 23,7% в 2018 г., до 19,7% по итогам 2022 г. Вклад обычных браслетов сократится до 6,6% в 2018 г. на фоне постепенного ухода крупных игроков сегмента Fitbit и Garmin в класс smart-часов. И хотя их средняя стоимость в 2022 г. опустится ниже 50 долл., рыночное присутствие последних окажется менее 1%. Помимо часов большие надежды также возлагаются на одежду со встроенными сенсорами. Эта продуктовая категория уже в 2022 г. увеличится в два раза.

Галопирующим темпом

Беспрерывное подорожание конечных систем не мешает мировому серверному рынку отчитываться стабильным увеличением показателей в натуральном выражении, попутно занося в актив преодоление новых статистических вершин.

Начальную календарную четверть нынешнего года в экспертных кругах признали третьим кряду кварталом с описываемым двузначным числом увеличением выручки. Причем, в денежном выражении период с января по март 2018 г. оказался рекордным первым кварталом за всю историю развития отрасли. Так, в IDC посчитали, что при росте на 38,6% «YoY» преодолен рубеж в 18,8 млрд долл., а по версии Gartner, динамика в размере 33,4%, позволила получить свыше 16,7 млрд долл. выручки. В каналах IDC и Gartner насчитали 2,7 млн (+20,7% «YoY) и 3,0 млн (+17,3% «YoY») отгруженных серверов соответственно.

Галопирующим темпом

Высокие цифры стали следствием, прежде всего, набравшего внушительные обороты цикла обновления систем корпоративными заказчиками. Кроме того, довольно высоким остается спрос со стороны облачных сервис-провайдеров. Расходы на гипермасштабируемые системы, а также средние дата-центры и ЦОД масштаба предприятия продолжали увеличиваться. Крупные предприятия и средний бизнес активно инвестировали в колокейшн-инфраструктуру с целью поддержать процесс обновления серверов и дальнейшее усиление их ключевых характеристик даже несмотря на сохраняющиеся потоки инвестиций в публичные облачные решения. Все чаще серверы используются в качестве ключевого элемента программно-ориентированных инфраструктур. Наконец, не сбрасывается со счетов общий интерес к аппаратным новшествам, в частности платформе Intel Purely.

Галопирующим темпом

Несмотря на сравнительно высокие объемы поставок устройств, средняя стоимость серверов беспрерывно увеличивается. Помимо традиционного подорожания, связанного с выходом новых платформ, а также спроса на более богатые конфигурации, ключевое влияние продолжает оказывать память DRAM. Участники рынка по-прежнему испытывают дефицит последней. Это, в свою очередь, играет на руку трем ведущим чипмейкерам направления, по версии DRAMeXchange, увеличившим в первом квартале выручку на 10,3%, до 6,975 млрд долл. Что характерно, средняя доля памяти, выполненной по передовым процессам, остается сравнительно низкой. Samsung оказался единственным производителем, успешно расширившем долю выпуска чипов с детализацией 18 нм и ожидающим ее увеличения в общем объеме производства до 70% по итогам года. Темпы миграции SK Hynix и Micron на передовые производственные процессы все еще довольно слабые.

IDC посчитала, что сегмент х86 вырос в выручке на 41%, до 17,4 млрд долл., тогда как направление «non-x86» увеличилось на 15,5%, до 1,4 млрд долл. Исходя из этого, вполне закономерен рост в сегменте серверов начального уровня на 40,9%, до 15,9 млрд долл., тогда как средний ценовой сегмент увеличился на 34%, до 1,7 млрд долл., а направление High-End отчиталось увеличением выручки на 20,1%, до 1,2 млрд долл.

На общем фоне регион EMEA смотрелся достаточно уверенно — по подсчетам IDC в денежном выражении объем локального рынка увеличился на 35,0% «YoY», до 3,9 млрд долл. В евро динамика составила 17%, что отвечает объему в размере 3,1 млрд. В каналы ушло на 2% больше серверов (542 тыс. устройств), нежели годом ранее. Субрегион CEMA, включающий страны Центральной и Восточной Европы, увеличил выручку на 28,5%, до 688,36 млн долл., однако поставки незначительно просели. Тем не менее, восстановление экономики в ряде стран и текущий цикл аппаратных обновлений привели к лучшему росту выручки за последние десять лет. Вклад Центральной и Восточной Европы оказался довольно ощутимым (выручка 302,28 млн долл., +24,3% «YoY»), а в лидерах были Чехия и Венгрия.

Ускорение роста

Твердотельные накопители привлекают к себе повышенное внимание как со стороны рядовых потребителей, так и крупных корпоративных заказчиков. Стабильное удешевление продуктов, наблюдаемое в последнее время, играет в этом весомую роль.

Сезонное падение спроса на оснащенные NAND продукты вызвало снижение цен на флэш-память этого стандарта. По наблюдениям экспертов из DRAMeXchange, за период с января по март общая выручка участников индустрии в квартальном сравнении сократилась на 3%, до 15,74 млрд долл. В текущей календарной четверти контрактные цены на eMMC/UFS и SSD сохранили тенденцию к снижению вследствие незначительного перепроизводства, а поставщики прибегли удешевлению стандартных и высокоплотных продуктов 256GB SSD и 128/256GB UFS с целью стимулирования продаж. Безусловно, традиционная для второго полугодия активизация спроса позволит стабилизировать цены на память, а нынешнее снижение цен уже подогрело интерес у конечных потребителей к тем же клиентским SSD.

Производители ноутбуков набирают вес среди заказчиков твердотельных накопителей — ими будут оснащены свыше половины выпущенных в нынешнем году портативных ПК. Причем интерфейс PCIe успешно отвоевывает территорию SATA III, продукты с которым сегодня являются наиболее массовыми. На компьютерном рынке потребность в SSD с более высокими скоростями чтения/записи данных уже в течение ближайших месяцев позволит заметно сократить ценовой разрыв между продуктами конкурирующих стандартов, а проникновение интерфейса PCIe в сегмент клиентских твердотельных накопителей также имеет все шансы для преодоления по итогам 2018 г. рубежа в 50%. В настоящее время разница в стоимости между SATA III и PCIe превышает 10%.

Ускорение роста

Перепроизводство памяти NAND поставило большинство производителей конечных устройств перед необходимостью выпуска более емких устройств. Вместе с тем, новые 64- и 72-слойные 3D SSD уже предлагаются с весьма привлекательными ценниками, а контрактные цены на наиболее востребованные клиентские SSD сокращаются второй квартал кряду. Так, средняя контрактная цена на клиентские SATA-накопители снизилась на 6-11% «QoQ», а аналогичные по объему PCIe-модели подешевели на 3-10%.

По оценкам Trendfocus, глобальные поставки твердотельных накопителей в первом квартале года выросли на 7% «QoQ», до 45,556 млн устройств. Общий объем отгруженной в составе SSD памяти увеличился на 14%, превысив 19 экзабайт. Сегмент клиентских модулей показал позитивную динамику в размере 12% «QoQ», что соответствует 24,577 млн отгруженных в каналы устройств.

Ускорение роста

Хотя SATA-продукты показали наименьший рост в сегменте корпоративных SSD, этот интерфейс по-прежнему остается наиболее популярным — в его активе 4,154 млн отгруженных накопителей (+9,9% «QoQ»). Лучшим ростом поставок — 25,8% — отчиталось направление продуктов с интерфейсом PCIe. Так, отгружено 1,802 млн подобных SSD общей емкостью 3,265 экзабайт. Сегмент SAS SSD восстановил ранее сданные позиции — при росте на 18% «QoQ» отгружено 0,838 млн устройств, а их общая емкость за квартал увеличилась на 20%, до 1,860 экзабайт.

Рынок корпоративных твердотельных накопителей имеет крайне высокий потенциал для роста и способствуют этому стремительное расширений ЦОД, активное внедрение AI, Большие данные и 5G. В нынешнем году глобальные поставки корпоративных SSD преодолеют рубеж в 30 млн, тогда как еще в 2016 г. было отгружено менее 20 млн устройств. Ожидается, что на фоне нарастающего интереса к последним со стороны производителей серверов и ЦОД, в текущем квартале спрос на корпоративные SSD значительно взрастет по измерителю «QoQ». В то же время, избыточное предложение на рынке может привести к падению средних контрактных цен на корпоративных PCIe и SATA SSD во втором квартале на 10% и более. Так, поставщики в последнее время придерживаются агрессивной стратегии в борьбе за OEM и завоевании большей части рынка с последующим удержанием ее в будущем. Адаптация наиболее новаторских решений, в частности применение более конкурентных по цене чипов 64/72-слойной 3D-NAND, является одной из главных причин для ценовых войн. Intel, Samsung, Micron, Toshiba и SK Hynix уже направили своим клиентам для тестов подобные продукты. Не стоит забывать, что платформа Purely от Intel ускорит свое проникновение на рынок в нынешнем году. Это, в свою очередь, вынуждает производителей активно инвестировать в продукты с поддержкой PCIe. Некоторые из них планируют наладить выпуск 3D-QLC SSD уже в текущем году.

В Китае оступились

От начальной календарной четверти на рынке смартфонов особых сюрпризов не ждали, однако зафиксированная в экспертных кругах глубина провала все же оказалась довольно неожиданной.

В течение первого квартала года IDC насчитала 334,3 млн глобально отгруженных смартфонов. Годом ранее в каналы ушло не менее 344,4 млн аппаратов. Как результат, снижение «год к году» составило 2,9%. Подсчеты Strategy Analytics говорят о поставках 345,4 млн устройств, что меньше на 2,4% «YoY».

Основным виновником спада называется Китай, где квартальные поставки упали более чем на 20%, опустившись ниже знакового рубежа в 100 млн смартфонов. Локальный рынок вышел на цифры, в последний раз фиксируемые в уже далеком третьем квартале 2013 г. Это не замедлило сказаться на результатах ведущих локальных поставщиков OPPO и vivo — их общие поставки существенно провалились. Более того, спадом продаж по измерителю «YoY» отчитались восемь из десяти ведущих вендоров. Причем, относительно предыдущего года цифры у Gionee, Meizu и Samsung оказались меньшими чуть ли не в два раза. Столь высокий провал в Поднебесной не удалось сгладить даже Индии и африканским странам, где спрос на смартфоны шел стабильно вверх. Не менее важное влияние на показатели рынка в мировом масштабе продолжали оказывать удлинение жизненного цикла устройств, сокращение щедрых операторских субсидий и отсутствие значимых новаций в аппаратной составляющей. Наконец, несмотря на появление новых флагманов от Samsung и Huawei, а также первый полный квартал присутствия iPhone X, потребители не изъявляли особого желания тратить большие деньги на новейшие и самые лучшие устройства на рынке.

По результатам квартала проникновение смартфонов на мобильный рынок снизилось до 76%, что связывается с успешным продвижением менее дорогих feature-телефонов, на первых ролях среди которых были бренды Nokia HMD и Reliance Jio. Непосредственно в сегменте смартфонов те же 76% мирового рынка принадлежат десяти ведущим вендорам, тогда как свыше шести сотен оставшихся брендов делят между собой 24% рынка, сообщает Counterpoint.

В Китае оступились

Несмотря на спад в размере 2,4%, Samsung вернул себе верхнюю строку рейтинга, захваченную Apple в конце 2017 г. Лидер сохраняет стабильность на стержневых для себя рынках Северной Америки, Западной Европы и Южной Кореи, однако испытывает нарастающий конкурентный прессинг в Китае и Индии. Эффект от старта продаж новинок — S9+ и S9 — ожидается не ранее второго квартала, а пока что основные поставки приходились на устройства серий А и J.

Количество отгруженных iPhone за год выросло с 50,8 до 52,2 млн аппаратов, причем iPhone X оставался наиболее продаваемым смартфоном Apple каждую неделю квартала. В связке с iPhone 8 и 8 Plus ему удалось за год поднять ASP на 11,1%, с 655 до 728 долл. Поставки вендора увеличиваются на протяжении трех из последних четырех кварталов. Причем, ультра-премимум iPhone Х по-прежнему довольно популярен на емких рынка Китая и США, а пространство для последующего роста с менее дорогими моделями сохраняется на рынках Индии и Африки.

Замкнувшая Тор-3 Huawei за год нарастила присутствие с 10 до 11%. Не без помощи новых популярных моделей в авангарде с Honor 7X поставки вендора увеличились к прошлому году на 14%. Вендор сохранил сильные позиции на домашнем, китайском рынке. Причем, высокой популярностью пользовались модели компании из высшего ценового диапазона. Стабильный рост отмечен также в Западной Европе. Особенно хорошо Huawei показал себя на рынках Испании, Германии и Италии.

Однако лидером роста с динамикой в размере 125% «YoY» оказалась Xiaomi. Вендор отлично сработал в странах Азии, особенно в Индии, где поставки выросли на 134%. Что интересно, почти две пятых объема поставок в Индию пришлось на недорогой Redmi 5A, позволив модели войти в узкий круг бестселлеров сезона. Ожидается, что локализация производства аппаратов Xiaomi в рамках кампании «Make in India» позволит вендору продолжить экспансию на перспективном для многих рынке сбыта.

Каждый седьмой, отгруженный с января по март смартфон, вошел в число одной из шести наиболее продаваемых моделей. С результатом более 16 млн устройств, iPhone X стал наиболее продаваемым аппаратом. За ним оказалось не менее 5% глобального рынка. Всего же, начиная с момента официального старта продаж в ноябре 2017 г., премиум-модель Apple разошлась тиражом в размере 50 млн аппаратов. В тройку лучших также вошли Apple iPhone 8 и iPhone 8 Plus, продажи которых достигли 12,5 млн и 8,3 млн устройств соответственно. Четвертая позиция у предыдущего, седьмого поколения iPhone. За счет высокой популярности в Индии и Китае, смартфон Redmi 5A от Xiaomi сумел попасть в Тор-5. Причем, значительный объем этих устройств разошелся через онлайновые каналы. Несмотря на неполный квартал присутствия на рынке, Galaxy S9 Plus взял шестую позицию рейтинга и 2% мировых продаж. Как ожидается, именно эта модель Samsung окажется наиболее продаваемым Android-смартфоном второго квартала года.

В Китае оступились

 
 
IDC
Реклама
http://playfortuna.biz
playfortuna.biz

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT