`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Что для вас является метрикой простоя серверной инфраструктуры?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Новое приложение Apple TV

На прошлой неделе у меня была возможность послушать рассказ “от первоисточников”, так сказать, о новом приложении Apple TV для iOS и tvOS. (Написать эти заголовок и строку было не так просто, как может показаться — нужно было не запутаться в упоминаниях Apple TV как приложения, которое выпущено в том числе и для Apple TV как приставки). It just works!™

Новое приложение Apple TV

Так вот, вместе со вчерашним выходом обновлений iOS 12.3 и tvOS 12.3 пользователи получили обновленное приложение Apple TV. Оно было анонсировано в марте на мероприятии Apple по запуску новых сервисов компании. Кстати, это приложение вышло не только для устройств Apple, но и для смарт-телевизоров Samsung (это показали еще в январе на CES, хотя и под именем iTunes Store). Осенью также выйдет и приложение для macOS. Именно в этом приложении тоже осенью появится собственный контент Apple TV+ со своими собственными сериалами и фильмами, но вчерашний апдейт приложения не о нем. Некоторые изменения в новом приложении не очень актуальны для пользователей Apple TV в России, но не все так безнадежно, судя по ответам представителей компании.
Из рассказа о новом приложении я для себя вынес несколько основных идей в переделке приложения Apple TV:
1. Сфокусировать внимание пользователя на контенте. Для этого упрощена навигация между категориями и внутри каждой из категорий. Все — от просмотра до триала до покупки — в пределах одного-двух кликов, и именно контент становится главным визуальным объектом на экране, даже во время листания. Просмотр вариантов теперь проходит в полноэкранном режиме, с автоматически воспроизводящимися трейлерами, и жестами вправо-влево на пульте для листания.
2. Сделать приложение центральным хабом для видео-контента, который смотрит пользователь, будь то фильмы и сериалы из iTunes Store, или из сторонних премиальных сервисов вроде HBO или Showtime, или из других приложений. Возможность подписаться и смотреть содержимое этих сервисов прямо из одного приложения, не переключаясь между разными приложениями для поиска и просмотра.
3. Симбиоз алгоритмов и людей – больше применять машинное обучение в работе механизмов рекомендаций контента пользователям.

Новое приложение Apple TV

Вообще я отметил один важный момент, который долгое время у меня вызывал некое недопонимание касаемо термина “Каналы”, о которых говорит Apple, рассказывая о новом приложении Apple TV. Я в первую очередь под терминами “телевидение”, “каналы” воспринимал традиционный телеэфир. Все премиальные сервисы — HBO, Showtime, Starz, Epix, и другие, которые будут доступны в Apple TV — это тоже называется “телевидение”, но премиальное, без рекламы, и с большим фокусом на video on demand (VoD). У тех же HBO или Epix есть и “прямая трансляция”, но в случае с Apple TV фокус фиксируется именно на VoD части и доступности этого контента на разных устройствах в любое время. С каналами и их географической доступностью, конечно, ситуация сложнее. В США в новом приложении не доступен даже Netflix, который не захотел участвовать в этой программе. Что касается доступности премиальных каналов и подписки на них в России или Украине, то там они поначалу доступны не будут. Правда, говорят, что во многих странах, где есть свои крупные игроки с VoD-сервисами, Apple будет стараться построить отношения таким образом, чтобы сделать эти сервисы доступными в виде каналов в приложении Apple TV. Например, та же Амедиатека, представляющая в России контент HBO, Starz, и проч., вполне может стать в будущем одним из каналов в Apple TV, доступным пользователям в России. Apple обещает и в США добавлять новые каналы со временем.

Конечно, у всех этих премиум-каналов есть и свои приложения для Apple TV и iOS-устройств, но Apple обещает, что в их приложении все будет гораздо лучше (было бы странно, если бы они обещали, что станет хуже). В частности, для этого Apple берет на себя не только возможность купить подписку на эти премиальные каналы, но и кодировку и трансляцию их контента в интернете. Помните недавнюю историю о серии “Игры престолов”, где много жалоб было на то, что битву, происходящую ночью, было плохо видно? Так вот, плохо было видно не всем, количество видимой информации зависело именно от настроек кодирования самого потока: у более экономных провайдеров, зажимавших поток сильнее других, все артефакты сжатия вылезали на темных сценах. Apple, хотя и не говорит о конкретных деталях битрейта, обещает, что качество трансляции будет на высоком уровне. Кроме этого, в отличие от приложений HBO, в приложении Apple TV будет возможность скачать контент для оффлайнового просмотра. В рамках реализации концепции “хаба” для всего контента в этом приложении будут доступны и фильмы-сериалы из iTunes Store, а со временем отдельное приложение для iTunes Store, я подозреваю, просто исчезнет за ненадобностью.

Весь этот центральный хаб будет предлагать контент в манере, похожей на то, как это делает сервис Apple Music с музыкой. Там будет секция для популярного и актуального контента, которая будет модерироваться живыми людьми, то есть некая просто рекомендованная секция. А также будет и секция, которая будет наполняться алгоритмами машинного обучения, основываясь на предыдущих просмотрах и предпочтениях пользователя. Правда, в случае с ТВ-сервисом есть важное отличие от музыкального сервиса: если пользователь подписан на Apple Music, то там ему доступна для воспроизведения вся музыка, которая есть в сервисе, и её из рекомендованных можно прослушать, не платя за это дополнительно. В случае же с рекомендациями для просмотра в сервисе Apple TV алгоритм будет советовать фильмы и сериалы даже из тех сервисов-каналов, на которые пользователь не подписан, стимулируя таким образом дополнительные подписки. При этом цена на подписку каналов в США варьируется (например, Showtime стоит 11 долларов в месяц, а HBO — 15 долларов, столько же, сколько и напрямую от этих сервисов), и за комбинацию из нескольких каналов скидок пока что не дают.

Но, кроме премиум-сервисов, есть еще целый набор различных приложений для iOS/tvOS, бесплатных и с подпиской, которые поддерживаются в приложении Apple TV. Контент из этих приложений будет всплывать и рекомендоваться пользователям, а при клике пользователь будет попадать уже в само приложение и там просматривать этот контент. При этом возврат из стороннего приложения обеспечивается в приложение Apple TV, что делает экспириенс в целом почти таким же бесшовным, как с премиальными каналами, доступными прямо в приложении Apple TV. Получается, что даже если приходится смотреть контент в другом приложении, то приложение Apple TV все равно остается лучшим способом ответить на вопрос “что же сегодня посмотреть?”.

Новое приложение Apple TV

Но есть и глюки, которые, я надеюсь, будут исправлены в будущем. Я еще в заметке про анонсы сервисов Apple TV и прочего писал, что состояние отрасли кабельного телевидения и доставки контента в США у меня, мягко говоря, восторга не вызывает. Чтобы получить тот же HBO, есть несколько способов подписаться на него:
– Купить подписку через пакет кабельного оператора и смотреть через приставку оператора
– Купить подписку через пакет кабельного оператора, и, авторизовавшись через оператора, смотреть через приложение HBO GO
– Подписаться на сервис интернет-ТВ DirecTV Now, получить HBO в комплекте и, авторизовавшись через этот сервис, тоже смотреть через приложение HBO GO.
– И, наконец-то, можно купить подписку прямо в приложении HBO NOW (которое является самостоятельным сервисом HBO) и смотреть там же.
Контент HBO в приложениях HBO GO и HBO NOW идентичный, но приложение Apple TV раскладывает его по разным категориям, как будто это два разных сервиса. И клики на контент требуют установить приложение HBO Now, хотя я пользуюсь как раз HBO GO (все сложно и запутано, типичная проблема первого мира, я все понимаю, но именно эти проблемы вроде бы как раз пытается решить Apple, и пока что не преуспевает).

Новое приложение Apple TV

Кроме всех этих интеграций с другими приложениями и премиальными каналами, в приложении Apple TV есть отдельная вкладка спортивных трансляций (тоже, как правило, завязанных на подписки — ESPN, MLB, и тд), а также вкладка детского видео. В приложении Apple TV все, что попадает в эту вкладку, строго отобрано живыми людьми, без каких-либо алгоритмов. Детский контент тоже открывается в сторонних приложениях, но, по крайней мере, в само приложение Apple TV ничего такого, что могло бы травмировать психику ребенка, не просочится.

Новое приложение Apple TV

Поскольку у меня нет телевизора Samsung, то я не могу рассказать, как это работает там, но на брифинге рассказывали, что контент там будет ограничен фильмами и сериалами из iTunes Store и премиальных каналов. Никакой интеграции со сторонними приложениями, как это сделано на приставке Apple TV, не будет.

Придумала ли Apple что-то совершенно новое и оригинальное, выпустив это обновленное приложение? Amazon Prime Video Channels или Roku Channel Premium Subscriptions в США предоставляют похожий сервис с возможностью подписки на премиальные каналы. Но в случае с приложением Apple TV пользователь получает гораздо больше, чем каналы, и с гораздо более удобной интеграцией. После того, как я поигрался вчера с новым приложением Apple TV, мне кажется, это самый удобный и приятный вариант из доступных (и легальных, разумеется). Отсутствие поддержки Netflix немного расстраивает, но, я надеюсь, что компании смогут договориться. Очень хотелось бы получить возможность подписываться на индивидуальные телеканалы, избегая покупок пакетов «с бонусами», как это традиционно происходит сейчас у разных компаний. Ну и, разумеется, пожелаем скорей международной экспансии, потому что международные копирайты — это ох какое нелегкое дело. И ждём Спилберга!

Новое приложение Apple TV

ZombieLoad

Обнаружен новый набор уязвимостей в процессорах Intel (вплоть до 2011 года), похожих на Meltdown/Spectre, эксплуатирующих “слабость” предположительных вычислений в современных процессорах. Новая атака называется ZombieLoad и состоит из 4 отдельных багов. Суть, как я понял, заключается в том, что специально подготовленный код позволяет заставить процессор выдать данные из других приложений. Проблема затрагивает как персональные компьютеры, так и виртуальные машины в облаке, где в результате атаки можно получить доступ к данным из других виртуальных машин. На данный момент следов реальных атак не было зафиксировано, но это не значит, что их не было. Для обычных пользователей это означает, что какое-то вредоносное ПО, установленное на компьютер, может запустить такую атаку и перехватить из процессора конфиденциальную информацию. Intel выпустила апдейт микрокода процессора, который, по словам представителя компании, может привести к снижению производительности персональных компьютеров до 3%, а компьютеров в облачных датацентрах — до 9%.

Ссылки по теме:
Информация об атаке

Производители компьютеров выпускают апдейты:
Apple выпустила 10.14.5, что предотвращает атаку через Safari. Для желающих защититься полностью от подобных угроз, в этом апдейте добавили также возможность полного отключения Hyper-Threading в процессоре, но это приведет к снижению производительности компьютеров на 40%

Google выпустила обновление для устройств Android на процессорах Intel

Обновление для датацентров Google

Обновление для компьютеров с Windows
https://portal.msrc.microsoft.com/en-us/security-guidance/advisory/adv190013
https://support.microsoft.com/en-us/help/4093836/summary-of-intel-microcode-updates
https://support.microsoft.com/en-us/help/4073119/protect-against-speculative-execution-side-channel-vulnerabilities-in

Amazon обновила AWS

Обновляйтесь, кто может!

ZombieLoad

Псевдоблэкдор в оборудовании Huawei, злоумышленники на GitHub и пр.

Сразу две хорошие новости, я отлучился на небольшой отпуск, и за это время ничего катастрофического не произошло! Если, например, не считать того, что из-за проблем с сертификатом у Firefox, что привело к тому, что уже установленные расширения не запускались, а новые не устанавливались. Те 2,5 пользователя Firefox, которые пострадали, уже знают, что проблема была исправлена:
 
А вот в китайском аналоге AWS — на облачной платформе Alibaba Cloud — обнаружилась база данных жителей из нескольких районов Пекина, которую собрали власти города с помощью системы распознавания лиц. “Умный город”, говорили они, “общественный транспорт вовремя”, говорили они, устанавливая камеры наблюдения. Только базу забыли закрыть паролем, и она лежала доступной для кого угодно в интернете. Elasticsearch, гигабайты данных, включая данные о распознавании сотен лиц за несколько месяцев. Базу обнаружил эксперт по кибербезопасности Джон Ветингтон, рассказавший об этом изданию TechCrunch.
 
Я на прошлой неделе публиковал новость от Bloomberg о том, что в сети Vodafone Italy был обнаружен бэкдор в оборудовании Huawei, и как чувствовал, дополнив ту заметку комментарием, что Bloomberg уже облажался с новостью про китайские чипы в серверах Apple и Amazon. В этот раз все оказалось примерно так же: “не миллион, а тысячу, и не выиграл, а проиграл”. Бэкдором, о котором писали в Vodafone, оказался диагностический telnet, торчащий в локальную сеть, пусть и захардкоженный, и незадокументированный. У The Register хороший материал по этому поводу:
Поводов верить Bloomberg с IT-материалами все меньше и меньше. Они еще за чип в серверах Apple/Amazon не извинились.
 
Популярные устройства (видеокамеры, дверные звонки, радионяни) различных производителей из Китая (откуда ж еще) предоставляют доступ без авторизации, если злоумышленник будет перебирать серийные номера. Все устройства работают под управлением одного приложения для удаленного управления — iLnkP2P. При первом подключении владельцу нужно просканировать штрихкод на корпусе устройства или ввести серийный номер вручную. Это позволяет злоумышленникам просканировать набор серийных номеров, обнаружить активные устройства и подключиться к ним, используя логин и пароль по умолчанию.
И прекрасный домен для этой истории: https://hacked.camera
 
Злодей захватывает репозитории с кодом в заложники и требует выкуп, угрожая удалением данных. Атаки происходят на сервисы GitHub, Bitbucket и GitLab, и механизм атак пока что не до конца понятен. Злоумышленник скачивает код, удаляет его на сервере и требует заплатить 0,1 биткойна за возврат кода.
 
На Хабре заметка о том, что делают бесплатные VPN-провайдеры с пользовательскими данными. Я неоднократно говорил о том, что подписываясь на сервис VPN, вы должны хорошо понимать, какие именно услуги предоставляет провайдер и что происходит с данными, которые проходят через этого провайдера. Для ультра-гиков есть варианты разворачивания своих VPN-серверов, что ОК, если вам не нужны разные локации (можно поискать тут же в канале, или просто в интернете).
 
Уязвимость в утилите компьютеров Dell (DellSupportAssist), которая позволяла исполнять на компьютере код с админскими правами, и получить контроль над компьютером. Апдейт вышел еще 23 апреля, но не факт, что все пользователи установили апдейт. Утилита по умолчанию встроена во все компьютеры Dell с Windows, и пользовательского взаимодействия не требуется, но дополнительный уровень защиты обеспечивает тот факт, что злоумышленник должен быть уже в сети жертвы.
 
 

Квартальные результаты Apple, второй квартал 2019 года

И снова с вами, несмотря на праздники, регулярная ежеквартальная рубрика “Хроники краха Apple” (или, как я еще её называю, комментарии к озвученным результатам деятельности компании за прошедший квартал).

Сначала главные финансовые показатели квартала (как известно, Apple прекратила раскрывать количество проданных единиц своих устройств). Общая выручка составила 58 млрд долларов, что на 5% ниже по сравнению с годом ранее, когда была зафиксирована выручка в объеме 61,1 млрд долл.
Из этих 58 млрд:
– $31,05 млрд: iPhone
– $11.45 млрд: Сервисы (новый рекорд)
– $5,51 млрд: Мак
– $5,13 млрд: Носимая электроника, электроника для дома и аксессуары
– $4.87 млрд: iPad

На следующий квартал Apple прогнозирует выручку в объеме между 52,5 и 53,5 млрд долл (годом ранее выручка составила 53,3 млрд). Похоже, что маховик сервисов набирает обороты и дальнейшее снижение выручки прекращается. Уже все не так ужасно, как в предыдущем квартале, после которого в этом периоде действительно ожидалась некая стабилизация. Интересно, что обычно июньский квартал показывал снижение против мартовского на 15%, а в этом году Apple прогнозирует снижение всего лишь на 8%

Вот как на эти новости отреагировал рынок — акции компании выросли на 5% на торгах после закрытия рынка:
Квартальные результаты Apple, второй квартал 2019 года

Конечно, без конкретных продаж в штуках анализировать отчетность компании не так интересно, но кое-что из этих данных можно наковырять.
– Например, по выручке продажи iPhone просели на 17%, по сравнению с годом назад. В своем отчете IDC проанализировали, что в штуках продажи iPhone упали на 30%, а весь рынок смартфонов сократился на 6%.

Квартальные результаты Apple, второй квартал 2019 года

С одной стороны, казалось бы, повод для паники, но есть нюансы. Во время звонка Тим Кук отметил, что текущее снижение продаж iPhone произошло только на развивающихся рынках (и в первую очередь в Китае, где компания предпринимает стабилизационные меры). Во-вторых, снижение выручки по iPhone было хорошо компенсировано ростом продаж по другим категориям продуктов (iPad, носимая электроника, сервисы), поэтому в среднем квартал оказался сравнительно неплохим. При этом доля iPhone в выручке Apple снизилась до 54%, что в целом должно порадовать аналитиков, которые давно отмечали излишнюю зависимость финансовых показателей Apple именно от выручки одного устройства. На iPhone с 5G в ближайшее время рассчитывать не стоит, судя по сдержанным комментариям Кука, который, впрочем, высказал удовлетворение тем фактом, что Apple окончательно договорилась с Qualcomm и стала прямым лицензиатом компании.

Выручка по iPad выросла на 22% — самый большой рост продаж iPad за последние 6 лет, что связано с хорошими и регулярными апдейтами устройств, плюс дорогими iPad Pro. Выручка по категории “Носимая электроника, электроника для дома и аксессуары” выросла с 3,8 млрд долл до 5,1 млрд долл, причем именно носимая электроника выросла на 50% по сравнению с предыдущим годом. Так что основными драйверами в этой категории, видимо, являются Apple Watch и AirPods, которые еще пару лет назад декларировались полным провалом Apple. При этом три четверти продаж Apple Watch — это новые пользователи, которые до этого не использовали часы Apple. По категории компьютеров Мак выручка снизилась на 5%, и, по словам Кука, это было связано с нехваткой каких-то комплектующих к компьютерам. Может, это клавиатур не хватает, которые все уходят на замену тем, в которых залипли клавиши? Непонятно.

Звездой же отчетности стали “СЕРВИСЫ, СЕРВИСЫ, СЕРВИСЫ”:
Квартальные результаты Apple, второй квартал 2019 года

Ой, простите, не та картинка…

Но все равно. Тим Кук давно уже это повторяет как мантру, и рост сервисов до уровня почти 11,5 млрд долл в квартал подтверждает, что компания движется в этом направлении миллиардными шагами (год назад сервисы составляли менее 9 млрд долл в квартал). И это еще не все свежеанонсированные сервисы News+, Arcade, Card и прочие Сервисы стартовали. Apple Pay с его 10 миллиардами транзакций, 390 млн подписок (+30 млн за квартал), и утверждения Кука, что сервисы — это не хобби, а всерьез и надолго, означают, что соотношение выручки высокомаржинальных сервисов и (относительно) низкомаржинальных устройств будет меняться. Правда, как правильно отмечает Нилай Пател, важно, чтобы Apple не принялась слишком агрессивно форсить переход на подписки, как иногда тут и там происходит по мелочи в iOS.

Вот такой сдержанный квартал, без особых прорывов и драмы. А если рынок завтра еще заразится оптимизмом Кука по поводу сервисов, и цена акций из after hours trading перейдет в активные дневные торги, то Apple опять может попасть в клуб триллионной оценки, вместе с Microsoft. Удивительные времена, скажу я вам.

PS Отдельная тема — это попытки Apple избавиться от денег путём выкупа акций и выплаты дивидендов. В прошедшем квартале Apple потратила 24 млрд долларов на выкуп своих акций, а дополнительно компания выделила ещё 75 млрд долл на возврат капитала акционерам. Ну что ты будешь делать с этими деньгами, тратишь их, тратишь, а они все равно к тебе возвращаются.

Квартальные результаты Apple, второй квартал 2019 года

И снова Facebook

Я уже писал о том, как Facebook при создании новой учетной записи в социальной сети требовал для проверки пользователей адрес электронной почты и заодно пароль от этого адреса, чтобы провести некую автоматическую проверку. У меня было тогда подозрение, что этим все не ограничится, и действительно, оказалось, что пароль это было только начало. Потому что дальше Facebook без запроса разрешения пользователя загружал адресную книгу пользователей себе на сервер. Business Insider запросили подтверждение у Facebook, и компания признала, что действительно «случайно» загрузила данные адресных книг 1,5 млн пользователей, и теперь собирается удалить эти данные.

https://www.businessinsider.in/Facebook-says-it-unintentionally-uploaded-1-5-million-peoples-email-contacts-without-their-consent/articleshow/68930320.cms

Еще один follow-up к истории про Facebook из марта, когда компания обнаружила в служебных файлах данные 600 млн паролей пользователей. Тогда шла речь о том, что среди этих паролей также «завалялись» пароли десятков тысяч пользователей Instagram. У поста появилось обновление:

Update on April 18, 2019 at 7AM PT: Since this post was published, we discovered additional logs of Instagram passwords being stored in a readable format. We now estimate that this issue impacted millions of Instagram users. We will be notifying these users as we did the others. Our investigation has determined that these stored passwords were not internally abused or improperly accessed).

«Ой, кстати, мы тут еще обнаружили дополнительные файлы, и там оказались логи с паролями миллионов пользователей Instagram, которым теперь придет письмо счастья от Facebook об этом». Компания утверждает, что эти файлы те, кому не нужно, не видели, и ими никто не злоупотреблял. Я в конце прошлого года для одного подкаста давал комментарий с прогнозом, что там нам светит в 2019 г., и я сказал, что мы будем наблюдать еще больше новостей про Facebook. Кажется, я не ошибся. Отдельный бонус за публикацию этой новости апдейтом к посту месячной давности, в день, когда вся Америка обсуждает совсем другую тему. Эксперты по заметанию мусора под ковер.

https://newsroom.fb.com/news/2019/03/keeping-passwords-secure/

Мегастатья в Wired о периоде в полтора года в Facebook. 12 тыс. слов, и я рекомендую её почитать, если позволяет английский (я бегло погуглил и не нашел перевода на русский, но если кто-то найдет – пришлите ссылку, я добавлю). Статья написана на основе интервью с десятками текущих и бывших сотрудников компании, и рассказывает о внутренней кухне компании, о конфликтах между топ-менеджерами, о решениях, касающихся конфиденциальности данных пользователей, о том, почему ушли основатели Instagram, и еще много чего интересного о жизни в Facebook. Запаситесь попкорном, пивом и не пожалейте пару часов на то, чтобы почитать эту статью.

https://www.wired.com/story/facebook-mark-zuckerberg-15-months-of-fresh-hell/

И снова Facebook

Взлом почты Microsoft

История этих выходных – это несанкционированный доступ злоумышленников к почте Microsoft, а более конкретно – к почте сервисов Hotmail, MSN и Outlook. Об этом мне утром в субботу написал читатель, получивший уведомление от Microsoft, а позже об этом сообщили TechCrunch.

Взлом почты Microsoft

Из письма следует, что, похоже, кого-то из службы поддержки почтовых служб взломали, и использовали его (её? Их?) аккаунт для доступа к почте других пользователей. Изначально речь шла о том, что доступ позволял злоумышленникам увидеть содержимое тем письма, и контактную информацию тех, с кем пользователи переписывались. Несанкционированный доступ происходил в период с 1 января по 28 марта этого года. Почта корпоративных пользователей затронута не была. Сколько именно пользователей из сотен миллионов, пользующихся почтовыми сервисами Microsoft, были затронуты этим взломом, тоже не сообщается.

Однако, у Motherboard вышел дополнительный материал, в котором журналисты рассказывают, что Microsoft немного не договаривает. Автор статьи говорит о том, что пообщался с тем, кто видел действия злоумышленника, и также предоставил скриншоты происходящего. По словам этого человека, злоумышленники также имели доступ и к содержимому почты. После того, как журналисты предоставили эту информацию Microsoft, компания подтвердила, что «у небольшого количества пользователей (около 6%) злоумышленники получили доступ и к содержимому почты». Microsoft по-прежнему не признается, сколько же всего пользователей было затронуто этим взломом, но говорит, что тем, чью почту могли видеть злоумышленники, компания сообщила отдельно. Кстати, тот же источник Motherboard утверждает, что доступ у злоумышленников к почте был на протяжении как минимум 6 месяцев, и часто использовался для ситуаций, когда нужно было с помощью сброса пароля отключить iPhone от блокировки iCloud.

Что-то как-то с раскрытием информации об этом взломе у Microsoft пока что идёт очень туго. Возможно, такая выдача информации по частям делается с целью минимизировать негативный эффект, который мог бы случиться при полном раскрытии в один момент.

Взлом почты Microsoft

Про новость об утекших аккаунтах Facebook

Когда я написал про очередную утечку учетных записей пользователей Facebook, у меня не было возможности внимательно изучить детали утечки. Там, напомню, шла речь о том, что на сервере AWS обнаружили базу на 540 млн. записей с данными пользователей Facebook, но в реальности все оказалось не так плохо и не так трагично.

а) Это не очередной прокол Facebook, в данном случае данные, лежащие на открытом бакете S3, принадлежали сторонней компании, приложения которой интегрировались с Facebook.

б) Компания – Cultura Colectiva, медиа-компания из Мексики.

в) Данные, которые входили в набор, содержали в себе имена пользователей Facebook, их комментарии, лайки и информацию об отношениях. Эти данные о пользователях формально являются публичными, и доступны всем пользователям, у которых есть доступ к Facebook.

г) Проблема не столько в самом Facebook в данном случае, сколько в экосистеме приложений, которую Facebook плохо контролирует. Таких приложений масса, которые выкачивали и выкачивают из Facebook информацию о пользователях (раньше больше, сейчас Facebook немного прикрутил краник). Но ни пользователи, ни Facebook не знают, как эти компании собирают и хранят пользовательские данные, и как они обеспечивают их безопасность.

д) Ну а UpGuard больше погналась за медиа-скандалом, раздувая это как огромную утечку.

Фарш, как известно, невозможно провернуть. Пользователям можно только посоветовать меньше связываться со сторонними приложениями и отдавать им свои данные, если закрыть аккаунт Facebook не вариант.

Про новость об утекших аккаунтах Facebook

О сервисах, которые анонсировала Apple

Это было очень необычное мероприятие Apple, и когда я говорю “необычное”, я скорее имею в виду “странное”, чем “волнующее”. С одной стороны, совершенно очевидно, что в эпоху закончившегося безумного роста продаж iPhone “сервисы всякие нужны, сервисы разные нужны”. С другой стороны, вчерашний анонс был в основном именно анонсом (а не релизом), и большинство анонсированных сервисов не будут доступны в ближайшее время. На многие вопросы, возникшие еще до мероприятия (машина Apple по раскрутке хайпа и наличие сторонних партнеров позволило утечь большей части информации о том, что анонсировали), остались без ответа. Да и вообще как-то все то действо, происходившее на сцене, сильно выбивалось из духа обычных презентаций Apple.

О сервисах, которые анонсировала Apple

Интересно еще и то, что часть сервисов, анонсированных вчера, либо актуальны только для пользователей в США, либо какое-то еще время будут доступны только в США и паре других стран. Что объясняет разочарование некоторых: “Вроде бы ничего не показали”. Зато это дает возможность другим компаниям попробовать скопировать и запустить что-то подобное на локальных рынках, куда Apple пока не дотянулась. В любом случае, пройдемся по тому, что же вчера показала Apple, и как это вписывается в то, что уже есть на рынке США. В данном случае моя перспектива с взглядом отсюда может оказаться полезной.

Apple News+
Сервис, который стартует для начала в США и Канаде, и у которого есть хорошие шансы со временем стать доступным в других странах. Кстати, единственный из сервисов, который был анонсирован вчера и уже доступен пользователям. Сервис представляет собой доступ к 300 журналам и газетам, и стоит 10 долларов в месяц. Apple утверждает, что если подписаться на все эти издания сразу, то стоимость годовой подписки составит более 8 тыс долларов, хотя я не могу себе представить обычного человека, который будет подписываться сразу на всё. Некоторые популярные журналы, кстати, сверстаны в каком-то кастомном формате, мелкие издания, похоже, заливают просто PDF-файлы, и ощущения от их чтения очень не очень, особенно на телефоне. Издания содержат в себе рекламу — прекрасные пикселированные растровые картинки (по крайней мере, так это выглядело на iPad у меня).

О сервисах, которые анонсировала Apple

С газетами там все еще сложнее; большинство крупных изданий решили пропустить пока что поддержку Apple News+, из известных в релиз попали The Wall Street Journal и LA Times, а The New York Times, The Washington Post и другие популярные массовые издания отсутствуют. С WSJ до сих пор (на момент написания этих строк) непонятно, доступен ли весь контент издания в сервисе. Если доступен весь, тогда какой смысл платить 37 долларов в месяц за подписку у WSJ? А если в сервисе не весь WSJ, то это существенно снижает привлекательность сервиса. Удастся ли в этот заход Apple раскрутить этот подписочный сервис лучше, чем Newsstand после выхода iPad, остается только гадать. Но неужели кто-то еще читает журналы?

(Позже стали известны детали партнерства с WSJ — по иронии судьбы, статья за пейволом. Читателям будут доступны три дня архивов WSJ, а остальной контент можно будет найти поиском в приложении)

О сервисах, которые анонсировала Apple

Apple Card
Про карту я написал отдельный пост

Apple Arcade
Подписка на игры с достаточно простым месседжем: “вместо того чтобы платить за каждую игру отдельно, можно подписаться на Apple Arcade и играть в любые игры в рамках сервиса”. В рамках Arcade будут доступны игры, которые эксклюзивны для iOS, и пользователям будет доступно около 100 игр одновременно (если я правильно понимаю, то эти игры будут периодически ротироваться). В коллекцию войдут игры от таких разработчиков, как Konami, LEGO, SEGA и др. Играть в игры можно будет на всех устройствах, включая Маки(!), в том числе и в оффлайне. В играх не будет встроенных покупок и рекламы. Честно говоря, этот анонс мне показался самым осмысленным из всех на вчерашнем мероприятии, хотя все равно остались вопросы. Например, без ответа остался вопрос про стоимость такого сервиса, или о том, что будет, когда игра “уйдет” из ротации? А если вы разработчик игр и хотите, чтобы ваши игры тоже оказались в Arcade, то вам сюда.

О сервисах, которые анонсировала Apple

Apple TV Channels
Еще один сервис, актуальность которого понимаешь гораздо больше, живя в США и пользуясь телевидением и видеосервисами здесь. Без труда можно написать еще такой же отдельный пост об этом, как про Apple Card и банковскую систему в США. Кабельные операторы интернета и телевидения тоже жадные, неповоротливые, и все их услуги стоят кучу денег. Даже тренд cord-cutting — отказ от услуг телевидения у операторов и подписка на каналы через интернет — вернулся туда же, откуда начинал, потому что там оказались те же наборы из десятков каналов, за которые тебя заставляют платить кучу денег, даже если тебе нужно всего пару каналов. В итоге ты платишь и за кабельное ТВ, и за всякие Netflix, HBO, Prime и Hulu, потому что интересный контент разбросан везде, и приходится прыгать между приложениями и сервисами, чтобы найти то, что ты хочешь посмотреть.

Так что Apple обещает в рамках своего приложения Apple TV дать возможность подписываться на некоторые сервисы и каналы, обещая один удобный интерфейс для поиска и просмотра контента. Деталей пока маловато, да и запуск сервиса обещают пока только в мае. Тогда можно будет более детально сказать, что это такое и насколько стало удобней. Однако, уже сейчас известно, что самый популярный из стриминговых сервисов — Netflix — решил эту тему пропустить, что, впрочем, не стало ни для кого сюрпризом. Зато интересно то, что приложение появится на телевизорах сторонних производителей (Sony, LG, Samsung), а также на популярных в США приставках Roku и Amazon Fire TV. Apple обещает запуск в 100 странах, хотя очевидно, что доступность тех или иных каналов будет сильно варьироваться, в зависимости от страны.

Apple TV+
Самая загадочная и странная часть презентации Apple, после которой остались только вопросы. ЧТО ЭТО ВООБЩЕ БЫЛО? Хотя нет, на самом деле как раз ответ на вопрос “что это?” есть: это сервис Apple, в котором компания будет публиковать свой собственный контент от голливудских знаменитостей вроде Стивена Спилберга, Дж.Дж. Абрамса, Кумэйла Нанджиани и Опры. Контент будет запущен сразу в большом количестве стран когда-то осенью, стоимость его также неизвестна. Интересен сам месседж Apple об этом сервисе: “эксклюзивные фильмы, сериалы и документальные программы от самых талантливых авторов современности”. Подозреваю, что это может быть отсылка на Netflix, который генерит огромное количество в целом неплохого, но нельзя сказать, что прямо уж выдающегося контента. (Это противопоставление количества и качества неоднократно всплывало в сравнениях Netflix и HBO, например).

О сервисах, которые анонсировала Apple

Но вот сама подача этого анонса, с бесконечной чередой знаменитостей на сцене, рассказывающих о своем контенте, без трейлеров этих фильмов и сериалов выглядела достаточно странно. Выступления Спилберга и Опры — это замечательно, безусловно, но хотелось бы деталей, а не только их разговоров. Анонсируя сервис с контентом, было бы здорово больше сделать ударения на самом контенте, а не только на его создателях. Более того, из этого анонса совершенно непонятно, в чем же заключается стратегия Apple и почему я буду должен платить подписку (а это обязательно будет подписка) за этот сервис. Планирует ли Apple производить фильмы и сериалы на регулярной основе? Будет ли в таком случае Apple конкурировать с помощью своих денег за голливудские таланты с Netflix, Disney, Amazon и другими компаниями, создающими свой собственный контент для своих стриминговых сервисов? Будет ли этот контент действительно настолько хорош, чтобы оправдать его относительно небольшое количество? С учетом того, что зрителям придется платить подписку за доступ к контенту Apple, вся надежда на то, что осенью, когда все сервисные компоненты Apple наконец-то созреют, компания запустит одну мега-подписку, в которую войдут и новости, и музыка, и ТВ, и игры. И тогда с оптовой скидкой сумма подписки за все сразу может оказаться достаточно привлекательной для массового потребителя (Особенно, если она будет включать в себя доступ к фильмам в iTunes Store).

А вообще основное разочарование, которое я испытал от этого мероприятия, заключается в том, что Apple нас почти всю презентацию кормила “завтраками”. Кроме Apple News+, все остальные сервисы будут доступны позже (май-лето-осень), и поэтому анонсы настолько заранее больше расстраивают, чем радуют. Это iPhone в 2007 году можно было ждать полгода до начала продаж, а тут сразу вспоминаешь AirPower. Поэтому вопрос дня больше о том, для кого же был этот анонс сервисов, которые пока что недоступны? Для конкурентов? Потенциальных партнеров? Возможно, этот анонс был больше для Уолл-Стрит, что, мол, чуваки, не парьтесь, продажи iPhone не ставят рекордов, зато со стратегией сервисов все у нас норм. Надеюсь, они этот месседж распознали и услышали.

О сервисах, которые анонсировала Apple

Apple Card

На прошедшем вчера анонсе Apple рассказала о неком повороте компании в банковскую сферу, в частности анонсировав кредитную карту, выпускаемую совместно с MasterCard и Goldman Sachs. Карта представляет собой, по сути, виртуальную карту в приложении Wallet и работающую через Apple Pay. Система позволяет видеть на телефоне все транзакции в читаемом виде, получать ежедневно начисляемый возврат по всем покупкам в размере 2% (3% от покупок в Apple), а также в удобном и понятном виде будет обеспечивать возможность оплаты долга по карте, показывая переплату по процентам в разных кейсах. Поддержка по карте будет предоставляться по чату Messages. Доступна карта будет только в США летом этого года.

Apple Card

Такая карта и гордость Apple за её выпуск стали отличным поводом поглумиться над американской финансовой системой, которая существенно отстает от европейских систем по своей продвинутости в плане современных технологий. Правда, остряки в основном фокусировались на шутках про Apple, хотя в данном случае неплохо бы понимать, насколько архаично устроена сама система банков в США, чтобы осознать, что Apple на этом рынке действительно продвигает существенные инновации. Нет, конечно, интернет-банкинг и SMS-уведомления тут тоже есть, но крупные банки — совершенно неповоротливые бегемоты с весьма убогими порталами и простыми приложениями для смартфонов. Зачастую важная фича телефона — возможность сфотографировать бумажный чек и отправить его в банк!

Apple Card

Стать федеральным банком в США — это тот еще головняк, но им к тому же приходится бороться с крупными ритейлерами, у которых есть свои идеи по поводу того, как должны быть устроены платежи. Это в России, где в финансовой отрасли нет исторического наследия в сотни лет, сегодня с помощью бесконтактных платежей можно заплатить за что угодно. А в США многие крупные ретейлеры до сих пор им сопротивляются и пытаются изобретать свое колесо. Вот полезно будет почитать, как еще 5 лет назад, когда Apple уже начала продвигать Apple Pay, консорциум ритейлеров считал, что гораздо лучше будет завести свою систему платежей с множественным сканированием QR-кодов. Некоторые из участников этого консорциума только в конце прошлого года сдались и стали принимать Apple Pay и Google Pay (сеть аптек CVS). Walmart и некоторые другие ритейлеры все еще пытаются сдержать эту волну. Да что там говорить, я за год исписываю книжку с платежными чеками, которую тебе присылает банк для оплат с текущего счета, а места, где принимают Apple Pay, все еще надо искать. Если бы не Apple, тут и бесконтактных платежей бы не было еще долго, потому что всем остальным игрокам рынка это просто неинтересно. Сейчас, правда, мытьем и катанием довели до 70% ритейла с принятием бесконтактных платежей, но в реальности еще огромный рынок не покрыт. На фоне этого всего Apple прям молодцы, хотя из Европы и других стран это выглядит несколько забавно.

Apple Card

К виртуальной карте, кстати, прилагается еще и физическая — из титана! (а говорили, что вчерашнее мероприятие только о программных продуктах). Правда, работает она только при наличии iPhone, так как у карты нет номера, и для каждой карты номер и CVV коды будут генериться свои на устройстве (поэтому, кстати, у карты нет своей возможности работать с бесконтактными платежами, так как все равно нужен смартфон). Кэшбэк по покупкам физической картой только 1%, но не для стимулирования использования виртуальной, а потому, что в случае оплаты физической картой свои проценты там соберут и владелец POS, и платежная система. Карта будет выпускаться бесплатно, и по ней не будет никаких комиссий (у многих банков кредитные карты в США стоят от 100 до 400 долл в год, а уж проценты и штрафы там огого). Хотя мне все же интересно было бы посмотреть на детальное описание всех условий и штрафов Apple Card — все то, что пишут мелким текстом, потому что эти детали обычно очень важны. Кроме этого, обычно к кредиткам в США прилагается обычно весьма много всяких дополнительных бонусов — баллы для авиакомпаний и отелей, страховка аренды автомобилей и отмены поездки, и тд. Ничего этого в карте Apple пока нет, поэтому традиционным банкам пока что можно не напрягаться.

Apple Card

Apple, в свою очередь, обещает пользователям полную конфиденциальность покупок — информация о покупках, что было куплено и сколько заплатил за приобретенный товар или услугу пользователь, Apple будут недоступны. Хотя, конечно, если есть транзакция в 4 доллара из заведения “Starbucks”, то вполне можно предположить, что же именно я там купил. Goldman Sachs, который выходит на рынок потребительского банкинга и является партнером Apple, в этом случае тоже обещает не делиться информацией о покупках с рекламодателями. В Штатах это тоже популярная практика, и тот же Facebook активно закупается информацией по транзакциям банковских карт. Зато Apple получит какие-то доли процентов от транзакций по карте, а также наверняка для держателей карты Apple будут доступны скидки при покупке подписок на анонсированные сервисы новостей, телевидения и игр. Судя по той реакции, которую я видел в западной прессе, карта вызвала самый большой интерес из всех вчерашних анонсов, хотя я еще подумаю, хочу ли я себе её открывать (да кого я обманываю, просто ради этого куска титана, видимо, открою).

Apple Card

ЛК как Spotify – тоже против Apple

«Лаборатория Касперского» опубликовала блог, рассказав о том, что компания подала против Apple жалобу в «Федеральную антимонопольную службу» (ФАС) России. Детали можно почитать по ссылке, но суть там примерно такова:

 

  • У ЛК есть приложение Safe Kids для iOS, которое позволяет родителям следить за местоположением детей, тем, сколько времени они проводят за экранами устройств, какими приложениями пользуются, контролировать доступные детям сайты и многое другое, то есть, по сути, продвинутый родительский контроль;
  • С какого-то времени Apple перестала пропускать обновления приложения в App Store, аргументируя это нарушениями правил App Store для разработчиков и требуя внести необходимые изменения в работу приложения (которые бы, в свою очередь, сократили возможности решения ЛК);
  • В ЛК считают, что таким решением Apple ограничивает возможности разработчиков и пользователей, и вообще ведет себя как монополист;
  • ФАС, по мнению ЛК, видимо, должна этот вопрос как-то решить, заставив Apple в данном случае я даже не знаю что – я так и не уловил четко это из статьи в блоге.

 

В пример работы антимонопольных органов приводится ситуация с нефтяной компаний Standard Oil, которую разделили около 100 лет назад. Видимо, российский ФАС должен разделить Apple или, как минимум, заставит изменить свои правила, чтобы приложение ЛК прошло проверку.

Поскольку у меня несколько лет назад был опыт работы с приложением, подобным Safe Kids, да и вообще я известный яблофил, я подумал, что будет полезно прокомментировать «вырванные из текста и контекста» утверждения в блоге ЛК. За кадром этого обсуждения оставим сам факт нарушения приватности ребенка, каждый родитель для себя пусть решает, насколько глубоко он хочет вторгаться в личную жизнь ребенка и контролировать её. Лично я считаю, что подобные вопросы должны решаться в первую очередь путем общения и пояснения, а жесткие ограничения и слежка за ребенком только усилят его желание прикоснуться посильнее к запретным плодам. Тем более, что если огромные корпорации типа Google/Twitter/Facebook фейлят в плане фильтрации запретного контента, не подходящего для детей, то решения типа SafeKids тем более их не остановят.

В прошлом году мы получили от Apple уведомление о том, что наше приложение Kaspersky Safe Kids для iOS не удовлетворяет требованиям пункта 2.5.1 правил для приложений, размещаемых в App Store. Раньше никаких вопросов к Kaspersky Safe Kids в этом плане у Apple не было – оно около трех лет размещалось в App Store и удовлетворяло всем условиям.

Выяснилось, что, по мнению Apple, использование конфигурационных профилей противоречит политике магазина App Store, и Apple потребовала их убрать, чтобы приложение прошло ревизию и могло быть размещено в магазине. Для нас это значило исключить из Kaspersky Safe Kids две основные функции: контроль приложений и блокировку браузера Safari.

Здесь, мне кажется, наблюдается некая подмена понятий. То, что приложение попадало ранее в App Store, необязательно гарантирует, что оно «удовлетворяло всем условиям». Людей, которые проверяют приложения, не так много, за день они должны проверить около 40 приложений, поэтому зачастую до тщательной проверки того, как работает приложение, у ревьюверов могут не доходить руки.

Пункт 2.5.1, кстати – это требование использовать только публичные API, а также использовать API и фреймворки только с той целью, для которой они предназначались изначально. Я подозреваю, что установка конфигурационных профилей, которые необходимы для работы приложения SafeKids, подпадает под пункт о некорректном использовании API и фреймворков. Конфигурационные профили используются в первую очередь для решений корпоративных систем управления устройствами (mobile device management – MDM). Поэтому использование SafeKids и подобными им приложениями профилей от MDM и VPN, а также доступ в фоне к информации о местоположении для реализации функциональности практически наверняка является реальным нарушением требований Apple. К тому же, если мне не изменяет память, для корректной работы этих конфигурационных профилей они должны генерироваться с использованием сертификата из аккаунта корпоративного разработчика. Напомню, что недавно Facebook и Google попали в неприятную историю с использованием корпоративных сертификатов разработчиков, и это чувствительная тема для Apple).

Стоит отметить, что такое изменение в политике Apple по отношению к нашему приложению и, по сути, ко всем разработчикам ПО для родительского контроля, произошло сразу после того, как компания из Купертино представила в iOS 12 собственную функцию Screen Time. Эта функция позволяет пользователям контролировать, сколько они проводят в тех или иных приложениях или на тех или иных сайтах и задавать ограничения по времени. В сущности, это собственное приложение для родительского контроля от Apple.

Безусловно, можно предположить, что Apple решила выпилить из App Store всех конкурентов новой функциональности Screen Time, как она это сделала со всеми сторонними почтовыми клиентами, браузерами, калькуляторами, приложениями для погоды… ой, нет, подождите, кажется, я что-то путаю. Как известно, корреляция – это одна из разновидностей связи, но ей совершенно необязательно быть причинно-следственной. Вполне можно допустить, что внедрив свою функциональность, Apple поняла, что сторонние приложения, которые тоже её реализуют, не могут этого делать без нарушения каких-то правил разработки, и начала уделять им больше внимания при проверке.

Управление возможностями iOS-устройств приложениями сторонних разработчиков – это весьма нетривиальная и совсем неочевидная часть функциональности SafeKids, для реализации которой нужны существенные приседания со стороны разработчиков. Более того, там весь этот workflow по «втягиванию» детских устройств под родительские, с установкой конфигурационных профилей – достаточно сложный, многошаговый и неочевидный, в котором создать нормальный пользовательский опыт практически невозможно (одна из причин, по которой мы в свое время забросили разработку похожего проекта). Еще одна из причин, кстати – это то, что даже тогда, несколько лет назад, уже было очевидно, что для потребительских приложений Apple будет все больше и больше отбирать возможности по управлению другими устройствами, фокусируясь на образовании и корпорациях. Честно говоря, я удивлен, что у ЛК хватило сил и терпения поддерживать это приложение три года.

Тем не менее, я считаю, что вот так однозначно приписывать решение Apple по блокировке решения ЛК только выпуском Screen Time – это скорее повод придраться к Apple, нежели действительно увидеть проблему. Которая заключается в том, что сама iOS и её закрытость не очень-то предназначена для того, чтобы сторонние разработчики туда лезли своими конфигурационными профайлами и начинали менять настройки и возможности системы.

Дальше, конечно, начинается классика про «владельца платформы, а также контролера единственного канала доставки приложений пользователям этой платформы, чтобы диктовать условия, не позволяя другим разработчикам выступать на равных». Я считал и считаю, что Apple, создавая платформу, имеет право контролировать, кто, что и как делает на этой платформе. Тем более в таких весьма вторгающихся в личную жизнь других людей сценариях, как слежение за детьми и их активностью (да и кто там разбирается, за детьми кто-то следит или, например, за перемещением и активностью супруга(и)). Железная рука рынка все отрегулирует: если пользователей, желающих контролировать своих детей таким образом, достаточно много, они уйдут на Android, в котором подобных ограничений меньше, и Apple со своим iPhone станет никому не нужна.

Устанавливая свои правила в отношении этого канала, компания транслирует свою рыночную власть и на другие смежные рынки – например, на рынок программного обеспечения для родительского контроля, на котором она только недавно вообще начала играть. И именно в этом распространении своего влияния за счет обладания так называемой ключевой мощностью на другие сегменты, которое приводит к ограничению и устранению конкуренции, мы видим признаки нарушения антимонопольного законодательства, заключающегося в создании барьеров и дискриминации нашего ПО.

Определенные опции родительского контроля в iOS присутствуют много лет, а новые возможности Screen Time добавили недавно, так как стало раздаваться все больше призывов о чрезмерной зависимости пользователей от смартфонов, о фокусе на «цифровом здоровье» и призывов к Apple сделать что-нибудь по этому поводу.

Как по мне, в целом это «влияние на рынок» – очень притянутый за уши аргумент. Называть Apple монополистом на рынке устройств iOS это как называть BMW монополистом на рынке автомобилей BMW. Если Apple считает, что подобные решения на её платформе не нужны, мне кажется, она вполне имеет право принимать те решения, которые считает нужным. Я бы тоже хотел, чтобы Apple была более открыта к разработчикам и их пожеланиям, но почему-то они меня не слушаются.

Проблема с запретом на использование конфигурационных профилей в той или иной мере коснулась не только нас, а вообще всех разработчиков приложений для родительского контроля. Впрочем, это и не единственная тема, по которой у разработчиков софта есть вопросы к Apple. Например, недавно жалобу в Еврокомиссию на Apple подала компания Spotify, которая также считает, что в Купертино используют положение монополиста для продвижения своих сервисов, не давая остальным шансов соревноваться на равных.

ЛК очень хочется, чтобы жалобу компании воспринимали на том же уровне, что и Spotify, у которой тоже созрела жалоба на Apple. Она, правда, касается совсем другой темы – оплат подписки и процентных сборов за платежи, проходящие через App Store. Напомню, что Apple собирает 30% с подписочных платежей в первый год и 15% в последующие периоды. Spotify считает, что предоставляя на своей платформе Apple Music, которой не нужно отдавать 15% отчислений в Apple, Apple находится в нечестном положении по отношению к Spotify. Определенное разумное зерно в этом есть, хотя ничего не останавливает пользователей от того, чтобы купить подписку на сайте Spotify и пользоваться ею в мобильном приложении на iOS. В этом месте, скорее, проблема в том, что разработчики не могут в своей программе сказать «вы также можете купить подписку на сайте по ссылке тут» – и сделать цену в самом приложении выше, например, чтобы компенсировать 15% сборов. Эту претензию Spotify я могу понять, хотя, опять же, Apple на своей платформе с 15% мировых пользователей смартфонов может устанавливать свои правила и сложно её называть монополистом при этом.

А, скажем, приложение для родительского контроля Kidslox все еще можно скачать из App Store, но обновления к нему не проходят ревизию Apple и поэтому не попадают в магазин приложений.

Может, мне кажется, но тут у Лаборатории Касперского почему-то получается такой смысл, что их приложение SafeKids убрали из App Store, хотя это не так, приложение все еще доступно (последний апдейт – 4 октября 2018 года).

Мы очень рассчитываем на то, что мы также сможем и дальше взаимовыгодно сотрудничать с Apple, и для этого нам необходимо создать условия, в которых «Лаборатория Касперского» и другие компании на равных конкурируют друг с другом. Сейчас условия явно отличаются – и поэтому мы обращаемся в ФАС.

Возможно, что в тексте жалобы к ФАС и перечислены требования ЛК к Apple, но из этой статьи я так и не понял, что же именно должна сделать Apple. Поскольку дальше идет текст о том, почему монополии – это плохо, и о том, что монополии нужно разделять и запрещать им размешать свои приложения на своих платформах, я делаю вывод, что жалоба в ФАС призывает, скорей всего, прямо к дроблению Apple на производителя iPhone, на разработчика iOS, на разработчика App Store, и на разработчика функции Screen Time. Так должно все получиться и заработать.

Развитие и прогресс возможны только в условиях здоровой конкуренции – когда компаниям, создающим похожие продукты, необходимо придумывать что-то, что привлекло бы пользователя именно к их решению. Как только на рынке появляется доминирующий субъект, то он начинает устанавливать свои правила, которым все вынуждены следовать. Зачастую эти правила ставят многих в невыгодное положение, но выбора у них нет. В результате прогресс практически останавливается, потому как монополисту нет смысла развивать свои решения – альтернатив ведь не предлагают.

В этом месте я полностью согласен с утверждением ЛК. Только, мне кажется, притянуть его к Apple можно только при очень-очень сильном желании, да и то плохо получится. Если бы Apple была единственным производителем смартфонов в мире, то это утверждение имело бы смысл. А иначе – у нас есть рынок, который все отрегулирует как надо: если пользователям настолько нужно решение по управлению доступом к информации и слежением за перемещением пользователей, они уйдут на смартфоны другой (гораздо более открытой, как любят повторять фанаты Android) платформы и к другому производителю смартфонов. В результате продажи Apple упадут и либо прогресс пойдет сам собой, либо же Apple умрет, как неспособная к конкуренции с другими субъектами.

Например, недавно сенатор США Элизабет Уоррен (Elisabeth Warren) предложила запретить крупным компаниям, ставшим монополистами, таким как Facebook (напомним, ей принадлежат Instagram и WhatsApp), Google, Apple и Amazon, размещать приложения на собственных платформах. Уоррен предлагает разделить крупные цифровые гиганты и запретить им продвигать свои продукты на платформах, которыми они владеют, так как при существующем раскладе, они по умолчанию будут создавать преференции своим решениям. Действительно, а кто бы так не делал?

К предложениям сенатора Уоррен в США есть очень много вопросов, как и проблемы поддержки этих предложений. Можно для начала представить себе iPhone без каких-либо приложений, а дальше пользователи должны будут сами находить какие-то магазины приложений и устанавливать их себе. С остальными компаниями еще сложней в плане их разделения, и эти предложения совсем не учитывают историческую практику ритейлеров по продаже продуктов под своей маркой. Магазин App Store у Apple – это важная составляющая общих пользовательских впечатлений от экосистемы устройств iOS, которая обеспечивает достаточный контроль за приложениями, их качеством и безопасностью. Когда у отдельного магазина будут свои финансовые приоритеты и цели, подозреваю, он не сможет дальше обеспечивать реализацию общего подхода Apple, и это ухудшит состояние платформы. У той же Уоррен нет ответов на эти вопросы, только общее blah-blah.

Так что мы уверены в своей правоте и в том, что наша инициатива полезна для рынка в целом. Мы очень рассчитываем, что Apple предоставит сторонним разработчикам конкурентоспособные условия, чтобы они могли продолжать взаимовыгодно сотрудничать с компанией и двигать прогресс дальше.

Apple предоставила разработчикам платформу и правила, по которым разработчики на этой платформе должны играть. Лаборатория Касперского вправе считать, что она заслуживает более конкурентноспособных условий, и российский ФАС вполне может поддержать позицию отечественной компании. Но мне кажется, что здесь все же больше желания выбить себе больше привилегий, чем обоснованных претензий к Apple. Компания все годы существования экосистемы iOS демонстрировала, что на её платформе могут присутствовать приложения, дублирующие функциональность системы и встроенных приложений, разработчики которых играют по правилам Apple. А если какое-то приложение нарушает эти правила, то это имеет последствия.

ЛК как Spotify – тоже против Apple

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT