`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Многоэкранность станет трендом массовых ноутбуков?

Интересные разработки портативных компьютеров Compal с использованием двух экранов появились на сайте IF Design Awards.

Стоит отметить, что Compal занимается исключительно контрактным производством лэптопов и прежде никогда не продвигала свою продукцию конечным потребителям самостоятельно. Поэтому предложенные компанией на конкурс промышленного дизайна iF Design разработки стоит рассматривать, как отражение тренда, который вскоре реализуется на массовом рынке.
Многоэкранность станет трендом массовых ноутбуков?
Из нескольких заявок  Compal мое внимание, в первую очередь, привлекли устройства серии Envision, оснащенные дополнительными дисплеями. На самом деле, это далеко не первый опыт подобного типа внедрения, достаточно вспомнить ноутбуки ASUS ZenBook Duo, которые обрели второй экран еще пару лет назад. А в представленном на днях в Украине портативном компьютере Lenovo Fold используется даже гибкая ЖК-матрица. Но все это топовые решения. А появление подобного дизайна у Compal, которая нацеливается в первую очередь на массового потребителя, говорит, что можно ожидать, что ценник такого устройства будет достаточно привлекательным.
Многоэкранность станет трендом массовых ноутбуков?
Итак, в чем же отличие подхода Compal. Конструкторы решили совместить наличие двух полноценных экранов с… традиционной кнопочной клавиатурой. Последняя находится на корпусе, который выполняет также функцию раздвижной подставки. Когда сдвоенные  экраны поднимаются над ноутбуком, тот дисплей, что рассматривается как основной, оказывается как раз на уровне глаз пользователя. А это улучшает эргономику, так как при работе с ним не приходится опускать голову.

Второй же экран, располагаемый ниже основного, наклонен под углом примерно в 45 градусов. На него можно выводить как часть окон приложений, как это происходит в многомониторных конфигурациях, так и специальные виджеты, скажем, для управления графическими пакетами.
Многоэкранность станет трендом массовых ноутбуков?
Compal показала варианты своего концепта Envision в конфигурации с двумя экранами одинакового размера по 15,6 дюйма (Envision Duo) или 13.5” (в Envision Lite) и со вторым, высота которого примерно вдвое меньше основного. В последнем случае клавиатура может быть отсоединена от корпуса ноутбука, поддерживая связь по беспроводному каналу. Эта конфигурация получила название Envision Pro.
Многоэкранность станет трендом массовых ноутбуков?
Еще один концепт Compal под названием Voyager нацелен на тех поклонников ультрамобильных компьютеров, кому приходится много работать в дороге с использованием клавиатуры. Конструкторы смогли упаковать в 11-дюймовый форм-фактор дисплей с диагональю 12 дюймов и раскладную полноразмерную клавиатуру, размер которой соответствует 13-дюймовому ноутбуку.
Многоэкранность станет трендом массовых ноутбуков?
Поделитесь своим мнением, а насколько вам важна эргономика работы с дисплеем и клавиатурой.

3D-углеродное волокно – новый этап ультрапортативности

На состоявшейся на днях презентации нового флагманского ноутбука VAIO Z было заявлено про использование в нем корпуса, полностью выполненного из углеродного волокна.

Коротко напомню, что бизнес ноутбуков VAIO, некогда входивший в состав корпорации Sony, в настоящее время является независимым. Но он унаследовал весь богатый опыт этого подразделения. С 2014 года, в процессе выделения в виде независимой, компания VAIO свернула свои международные операции и сконцентрировалась прежде всего на японском рынке. Но в последние годы она расширяет круг партнеров во всем мире и уже присутствует на всех континентах.

3D-углеродное волокно – новый этап ультрапортативности

При знакомстве с недавно представленным ноутбуком VAIO Z внимание в первую очередь привлек тот факт, что в его конструкции впервые в мире использован корпус, полностью склеенный из углеродного волокна. Презентуя новинку, представитель компании вкратце привел историю создания ультра-портативных ноутбуков. Думаю, стоит вспомнить, что впервые корпус лэптопа был полностью выполнен из магниевого сплава в модели Sony PCG-505, которая вышла на рынок еще в 1997 году. А впервые конструкция корпуса ультрапортативного компьютера включала углеродное волокно в модели PCG-X505/SP.

3D-углеродное волокно – новый этап ультрапортативности

Эту модель мне впервые довелось увидеть на выставке IFA Berlin 2003. На тот момент ноутбук был рекордно тонким и легким. При размере экрана 10,2 дюйма его масса не превышала 900 грамм, а толщина была сопоставима с папкой для бумаг. Поразительно, но я тогда впервые столкнулся с тем, что корпус ноутбука немного сгибался. Даже возникли опасения за целостность его электронных компонентов и дисплея. Но они оказались излишними: по итогам 2004 года модель X505 была номинирована на звание «Продукт года» в категории ноутбуков.

Стоит иметь в виду, что в X505 из углеродного волокна были выполнены плоские части корпуса – верхняя и нижняя крышки. На языке конструкторов углеродное волокно было использовано в режиме uni direction. И вот в VAIO Z уже весь корпус целиком склеен из углеволокна. По замыслу разработчиков, это должно не только еще более облегчить ношу владельцу этого лэптопа, но и значительно усилить защиту электронных компонентов. В результате, для VAIO Z заявлена способность выдерживать падение с высоты до 127 см, что соответствует положению, когда ноутбук находится в полусогнутых руках, как это бывает при работе на ходу. Поэтому можно не бояться случайно упустить его рук в дороге.

3D-углеродное волокно – новый этап ультрапортативности

Во время презентации было приведено сравнение прочности  3D-углеволокна с другими современными материалами, используемыми в ультрапортативных ноутбуках. И оказалось, что показатель 3D-углеволокна вдвое выше, чем у магниевых и алюминиевых сплавов.

3D-углеродное волокно – новый этап ультрапортативности

Интересно, что при представлении этой разработки эксперт компании сравнил надежность корпуса из 3D-углеволокна с таким же уровнем защиты, как в ячейке выживания гоночных автомобилей Honda, которая выполнена из того же материала.

3D-углеродное волокно – новый этап ультрапортативности

По словам главы VAIO, в разработку технологии 3D-углеволокна были вложены усилия экспертов компании на протяжении нескольких лет. Поэтому она не может появиться в решениях конкурентов в ближайшее время.

А насколько важна для вас реализация в ультрапортативном ноутбуке высокой степени защиты от случайных повреждений? Напомню, что в США VAIO Z предлагается от $3579.

Сгибали, раскатывали, пора растягивать?

Если вы еще не догадались, речь о гибких экранах. Вы готовы к тому, чтобы они научились еще и растягиваться?

Сразу несколько команд исследователей уже работают над созданием гибких дисплеев, способных растягиваться. Так Samsung Display представила на SID2019 свой вариант растягивающего дисплея на эластичной подложке, на которую был нанесен низкотемпературный поликристаллический кремниевый TFT и OLED. Этот дисплей можно было растянуть на 5% около 10 тыс. раз.

Проект BOE под названием Kirigami был показан на SID 2020. Дисплей имел разрешение 100 ppi и имел зеленые оттенки, как было показано в опубликованных компанией материалах BOE.

В свою очередь, LG Display в июне 2020 года была объявлена ведущей в общенациональной программе по разработке растягивающего дисплея. Согласно ее плану, к 2024 году должен быть готов гибкий дисплей, способный растягиваться на 20%.
Сгибали, раскатывали, пора растягивать?
Профессор Сунчунхянского университета Мун Дэ-гю (Moon Dae-gyu), ведущий эксперт в сфере растягивающихся дисплеев, поделился своим видением этого направления. Создание таких решений сталкивается с решением весьма сложных вызовов. Если сгибающиеся или раскатывающиеся экраны испытывают нагрузку лишь в одном направлении, то к растягивающимся прикладываются усилия по всем трем осям.

Напряжение на дисплее будет пропорционально тому, как долго он растягивается или деформируется. Такое напряжение будет обратно пропорционально радиусу кривизны. Чем меньше радиус кривизны, тем выше напряжение. Изогнутые дисплеи имеют радиус кривизны от 200 до 300R. Большие раскладные дисплеи имеют 50R. А в меньших раскладывающихся дисплеях этот показатель составляет от 1,4 до 5R.

Для обеспечения гибкости, надежности, долговечности и удобства использования растягиваемой технологии проблемы с подложкой и драйверами, а также с пикселями должны решаться комплексно.

В тонкопленочных транзисторах и органических светодиодах (OLED), которые необходимы для растягиваемого дисплея, используются керамические материалы. Керамика — весьма твердый материал. TFT и OLED будут разрушены даже при деформации от 1 до 2%. Потенциальными кандидатами могут быть MicroLED и светодиоды с наностержнями на квантовых точках. В настоящее время для складных и сворачиваемых дисплеев используется гибкая подложка с нанесенным на нее OLED.

Проблема в том, что керамические материалы растянуть невозможно. Поэтому потребуется новый материал, который обеспечит растяжимую основу. И уже поверх этого слоя будут наложены TFT и OLED. Еще одним вызовом является создание растягиваемых электронных схем.

Как видим, требующих решения сложных задач для создания растяжимых дисплеев более чем достаточно. Признаюсь, пока сложно представить в каких сферах они окажутся незаменимыми. Впрочем, зачастую так происходит, что именно революционные достижения в материалах и компонентах приводят к тектоническим сдвигам в жизни даже обычных людей. Давайте пофантазируем, куда можно будет внедрить подобные растяжимые дисплеи хотя бы через пять лет!

Симуляция галактик выполнится на экзафлопсном суперкомпьютере

В нынешнем году планируется введение в строй самого производительного в мире суперкомпьютера Frontier. И среди первых запланированных для него задач – астрофизические исследования.

 

Симуляция галактик выполнится на экзафлопсном суперкомпьютере

Проект Frontier реализуется в Окриджской национальной лаборатории (ORNL) в США. Ожидается, что производительность этой платформы превысит 1 exaFLOPS. При знакомстве с релизом, посвященному этой событию, меня впечатлил тот факт, что ученые взялись за такой масштабный проект, как симуляция галактик. Для этого используется программное обеспечение CHOLLA, которое анализирует изменения газа, гравитации, темной материи и т.д., чтобы определить, как формируются галактики. Аббревиатура CHOLLA происходит от названия "Computational Hydrodynamics on Parallel Architecture" (Вычислительная гидродинамика на параллельной архитектуре), что подразумевает ее использование в системах с вычислительными GPU-ускорителями. Цель проекта — смоделировать изменения в галактике, похожей на Млечный Путь, с достаточно высоким разрешением, чтобы отображать образование, эволюцию и гибель отдельных звезд.

«Графические процессоры хороши для решения локальных задач с массовым параллелизмом», –  объясняет Эван Шнайдер (Evan Schneider), доцент кафедры физики и астрономии Питтсбургского университета и один из главных архитекторов CHOLLA. «Основная проблема вычислительной астрофизики –   проблема масштаба. Общая картина эволюции галактики, подобной Млечному Пути, зависит от процессов, происходящих в очень мелком масштабе. Чтобы понять, как это развивается с течением времени, нам нужно учитывать образование звезд и взрыв сверхновой в галактике, и эти взрывы происходят в гораздо меньших масштабах, чем вся галактика. Одна из вещей, которые мы хотели бы сделать, - это моделировать с более высоким разрешением».

«Если у вас недостаточно разрешения, вам просто нужно скрыть звездообразование», - говорит Рубен Будиарджа (Reuben Budiardja), ученый-вычислитель из ORNL. «Если мы хотим смоделировать Млечный Путь, его диаметр составляет около 50 000 парсек. Тогда обычно звездные скопления имеют диаметр в несколько парсеков. Если разделить эти два числа, то получится около 10 000 ячеек. Тогда у вас есть три измерения, поэтому 10000 кубов - это общее количество ячеек в вычислительной области. Итак, теперь мы пытаемся развить 10000 кубических ячеек за 500 миллионов лет эволюции, чтобы сформировалась вся галактика. Наш временной шаг равен одному килогоду, что дает вам миллион общих временных шагов. Тогда возникает вопрос, как быстро вы можете сделать один временной шаг, чтобы обновить около 10 000 кубических ячеек? Это дает вам представление о том, сколько времени потребуется для симуляции».

Сообщается, что ПО  CHOLLA было портировано с CUDA на HIP для выполнения на GPU от AMD. Причем это оказалось достаточно простой задачей. «Большую часть переноса на HIP для работы на оборудовании AMD мы сделали за несколько часов», - говорит Рубен Будиарджа. «С AMD Radeon Instinct MI50 мы имеем относительно аналогичную производительность с NVIDIA Tesla V100. С AMD Instinct MI100 мы реализовали примерно 1,4-кратное ускорение без каких-либо действий. Мы просто перешли на компиляцию в ROCm, чтобы запустить код. В HIP есть много преимуществ при использовании аналогичных вызовов функций. Если вы уже знакомы с CUDA, вы можете взглянуть на функцию HIP и понять, что она делает».

Рубен Будиарджа ожидает, что благодаря приросту производительности, которая будет обеспечена в графических процессорах AMD следующего поколения в Frontier, необходимый масштаб для CHOLLA будет вполне достижимым. «Возвращаясь к исходной задаче с 10 000 кубических ячеек галактики Млечный Путь, мы очень оптимистичны, что сможем сделать это, когда Frontier будет готов», - говорит он. «Сейчас мы даже изучаем возможности для запуска чего-то большего. Это будет первая симуляция подобного масштаба галактики, подобной Млечному Пути. Будет беспрецедентно иметь возможность запускать моделирование такого размера с таким разрешением и со всей физикой, требующейся для необходимой нам точности».

Семь! Кто больше?

Уже никому не нужно доказывать, что одним из наиболее эффективных средств повышения производительности являются многомониторные конфигурации. Но можно ли наращивать число используемых экранов до бесконечности?

Этот вопрос возник у меня при знакомстве с сообщением о выпуске прототипа ноутбука Aurora 7, который оснащен... семью экранами. Выпустила такое удивительное решение компания Expanscape. В состав этого лэптопа входит четыре 17,3-дюймовых 4K-дисплея, а в числе вспомогательных по бокам – 7-дюймовые, и также 7-дюймовый сенсорный встроен в зону для ладоней.
Семь! Кто больше?
Общий вес решения немалый – 12 кг, поэтому нельзя сказать, что речь идет о действительно портативном компьютере. При этом все мониторы складываются в более-менее компактную конструкцию для перевозки или переноски.

Производитель нацеливает решение в том числе и как мини-стуационный центр. Впрочем, множество экранов может пригодиться и в сфере DevSecOps, и для специалистов по данным. Вобщем, всем кому требуется множество экранов.

Аппаратная начинка Aurora 7 включает восьмиядерный чип Intel Core i9 9900K, дискретную графику NVIDIA GTX 1060, 64 ГБ оперативной памяти DDR4 2666 МГц.  А встроенная система хранения данных включает два 2,5-дюймовых отсека для SATA-накопителей и два слота M.2 для PCIe SSD.

Пожалуй, самый интригующий вопрос в данном случае останется без ответа – цену своего прототипа Expanscape сообщает потенциальному покупателю только после подписания договора о неразглашении.

Вы уже готовы сделать заказ? Я пока не спешу. Впрочем, меня в данном случае впечатлила конструкция с возможностью разворачивания аж семи экранов. Для сравнения, в настоящее время коммерчески доступны ноутбуки ASUS с двумя дисплеями. А несколько лет назад демонстрировался прототип Razer Valerie, с возможностью разворачивания двух дополнительных дисплеев. При этом он так и не вышел на рынок. 

Семь! Кто больше?

Семь! Кто больше?

Семь! Кто больше?

Семь! Кто больше?

Семь! Кто больше?

  

«Водопадный» – закругленный со всех сторон

Xiaomi анонсировала свой прототип смартфона, в котором используется закругленный со всех четырех сторон дисплей, получивший условное название «водопадный»

В размещенном в блоге Xiaomi сообщении рассказывается о достигнутом компанией прорыве по созданию не имеющего портов смартфона. Они просто не могут размещаться на гранях корпуса, охватываемого по всему периметру закругленным стеклом. В публикации его описывают как «88° hyper quad-curved screen». Для его изготовления использован специальный техпроцесс с горячим склеиванием под температурой около 800°C. Кроме того было задействовано четыре типа инструментов для полирования стекла и с десяток процедур полировки. А про сложность создания такого решения говорит тот факт, что результат был получен после нескольких тысяч попыток. Сообщается, что эта разработка защищена 46 патентами.


«Водопадный» – закругленный со всех сторон

Пока нет никакой информации о планах выпуска коммерческих продуктов на базе этой разработки. Главное, что в подобном смартфоне будут использованы исключительно беспроводные интерфейсы, включая зарядку, eSIM и третье поколение камер, расположенных под экраном. Да и странно было бы бороться за практически 100-процентную площадь экрана на корпусе и сделать в нем вырез под фронтальную камеру.


А насколько принципиально для вас наличие большого не имеющего вырезов экрана? Я уже не говорю про разъем для наушников... 

Станут ли внешние видеокарты массовыми?

Признаюсь, многие годы работы с различными ультрапортативными ноутбуками мечтал о возможности подключения к такой системе внешней видеокарты игрового класса, чтобы, не меняя платформу, можно было запускать на ней не только офисные приложения, но и что-то для души. И вот конструкторы ASUS предложили решение, казалось бы, не разрешимого противоречия, объединив компактный 13-дюймовый ноутбук-трансформер Flow X13 с внешним блоком XG Mobile, в состав которого входит графика игрового класса.

Стоит признать, что и прежде на рынок выходили похожие по функциональности решения, но ни одно из них так и не смогло закрепиться на массовом рынке, оставаясь нишевыми. Давайте попробуем разобраться, сможет ли  анонсированный на CES 2021 13-дюймовый ноутбук-трансформер, позволяющий работать с внешней графикой занять прочные позиции, тем более что новинка уже представлена в нашей стране. Во время онлайновой презентации украинского представительства можно было познакомиться с этим необычным решением, сочетающим компактность и игровую производительность.
Станут ли внешние видеокарты массовыми?
Сначала коротко о лэптопе. Он оснащен экраном с диагональю 13,4 дюйма с соотношением сторон 16:10, поэтому по высоте равен 14-дюймовым дисплеям 16:9. Экран окружают тонкие рамки не более 4,9 мм. В этой модели доступно два варианта дисплея: с разрешением WQUXGA (3840x2400, 60 Гц) или WUXGA (1920x1200, 120 Гц). В первом случае обеспечивается цветовой охват 85% DCI-P3, а во втором – 100% sRGB. Дисплеи проходят заводскую калибровку, поэтому получают сертификацию PANTONE Validated. Сенсорный экран ноутбука закрывается стеклом Gorilla Glass.
Станут ли внешние видеокарты массовыми?
Система охлаждения ноутбука позволяет отвести 55 Вт

При толщине 15,8 мм масса лэптопа – 1,3 кг, как видим, это действительно ультрапортативный ноутбук. Конструкция корпуса позволяет разворачивать экран на 360 градусов. А сам корпус выполнен из магниевого сплава. Отметим также наличие клавиатуры с подсветкой и сканера отпечатков, совмещенного с кнопкой включения.

Интересно, что такой компактный ноутбук позволяет использовать достаточно производительные процессоры и графику: его система охлаждения справляется с отводом тепловыделения до 55 Вт. Использованная в СО перекрестная схема компоновки тепловых трубок позволяет установку CPU с термопакетом до 45 Вт и GPU – до 35 Вт. Горячий воздух выводится с двух сторон корпуса. А для более надежной работы СО поддерживает функцию самоочищения от пыли.
Станут ли внешние видеокарты массовыми?
Система охлаждения XG Mobile

Аппаратная платформа включает мобильные процессоры нового поколения AMD Ryzen 9 5980HS/5900HS или Ryzen 7 5800HS, а также графику Nvidia GeForce 1650. В конфигурацию входит до 32 ГБ оперативной памяти LPDDR4X (4266 Мгц), работающей в двухканальном режиме. А SSD M.2 NVMe PCIe 3.0 вмещает до 1 ТБ. О том, почему используется шина PCIe 3.0, а не PCIe 4.0 чуть позже. Встроенный аккумулятор обеспечивает мощность 62 Вт*час. Заявлено, что в режиме воспроизведения видео такая платформа работает на одном заряде до 10 часов.
Станут ли внешние видеокарты массовыми?

Специализированный кабель для подключения XG Mobile

Теперь о блоке  XG Mobile, в состав которого входит дискретная графика игрового класса. Конструкторы ASUS решили использовать для его подключения проприетарное кабельное соединение на базе шины PCI 3.0. Заявлено, что оно позволяет обеспечить пропускную способность до 63 Гбит/с, для сравнения Thunderbolt 3 предлагает лишь 40 Гбит/с, чего было бы недостаточно для полной загрузки внешней графики. На кабеле прикреплена инструкция по подключению, так как интерфейс  PCIe 3.0 работает напрямую с процессором, поэтому требуется осторожность. Процесс подключения предусматривает не только физическое подсоединение коннектора с фиксатором, но и программной активации.

Сам блок XG Mobile располагает блоком питания на 280 Вт, от которого питается и ноутбук. Система охлаждения  XG Mobile позволяет отводить до 150 Вт от карты  GeForce RTX 3080. В состав конструкции СО входит радиатор из алюминиевой решетки с ребрами по 0,2 мм. А для лучшего забора воздуха рекомендуется устанавливать блок вертикально, чему поможет откидывающаяся упорная планка. Принудительная вентиляция выполняется 15-миллиметровой крыльчаткой, в состав которой входит 72 лопатки каждая толщиной 0,4 мм.
Станут ли внешние видеокарты массовыми?
Иван Омельченко, PR-менеджер ASUS в Украине, продемонстрировал XG Mobile

Стоит также отметить, что  XG Mobile представляет собой своеобразную док-станцию, так как содержит дополнительные порты, в их числе HDMI и DisplayPort. Если учесть, что с помощью имеющихся на самом ноутбуке выходов USB-C и HDMI можно подключить два внешних монитора, общее число задействованных экранов может составлять пять. В оснащении XG Mobile также четыре порт USB 3.2 Gen 1 (Type-A), устройство чтения SD-карт и порт Gigabit Ethernet.

После такого короткого знакомства возникает вопрос: «Станет ли такое решение массовым?». При этом стоит учесть, что стоимость самого ноутбука ROG Flow X13 заявлена от 49999 грн, а для модуля  XG Mobile она еще не объявлена. Ожидается, что цена XG Mobile для украинского рынка будет определена к началу продаж решения в нашей стране в феврале. Для справки, на американском рынке стоимость комплекса стартует от отметки $2999. Согласитесь, это впечатляет. Впрочем, иначе и не может быть, так как речь идет о высокоуровневом  ультратонком ноутбуке с производительной начинкой, да еще и укомплектованном игровой картой.

Понятно, что массовым такое решение не будет, но есть все основания полагать, что оно привлечет внимание поклонников современных игр, которые по роду своей деятельности много времени проводят в дороге. А как вы считаете?

К слову о популярности платформ AMD, коль речь зашла о них в данном решении. На презентации ASUS были объявлены данные по украинскому рынку. По данным украинского офиса ASUS, доля AMD на рынке ноутбуков в целом уже достигла 25%, а в некоторые недели, такие как например Black Friday, достигала 30%. А для игровых систем периодически приближается к 50%. 

      

Перспективы 5G IoT

Аналитики Kearney опубликовали интересную инфографику с наглядным представлением состояния сегмента IoT-решений с поддержкой технологии 5G.

Мобильная связь пятого поколения уже становится реальностью. Процесс разворачивания 5G-сетей уже в самом разгаре. В отчете GSA, опубликованном в августе 2020 г., сообщается о коммерческой эксплуатации 92 сетей с поддержкой 5G в 38 станах мира. А о планах развернуть такие сети заявило 392 оператора в 126 странах. Поэтому не удивительно, что прогнозируется взрывной рост числа 5G-устройств: с 11 млн шт в 2020 г. до 1,2 млрд в 2025 г.

Перспективы 5G IoT

(для увеличения изображения нужно на него кликнуть)

Прогноз развития сферы IoT также охватывается указанной выше оценкой. Понятно, что ныне существующие IoT-решения создавались с учетом возможностей имеющихся сетей передачи данных. Но следует иметь ввиду, что применяемые сейчас для работы IoT-платформ протоколы NB-IoT и CAT M1 LTE станут неотъемлемой составляющей ядра 5G. Что позволит продолжить эксплуатацию уже существующих IoT-комплесов. Но главным фактором наращивания числа IoT-устройств в сетях 5G станет значительно возросшая пропускная способность каналов передачи данных и коренным образом уменьшившаяся их латентность. В результате становится возможным использование критически-важных приложений, где это жизненно важно: теле-хирургии или авиа-такси.

На приведенной иллюстрации, подготовленной аналитиками Kearney, приведены оценки сроков внедрения разнообразных IoT-решений в различных сферах. Так уже стали реальностью базирующиеся на 5G фиксированные широкополосные беспроводные подключения. Именно с них в США началась коммерческая эксплуатация технологии 5G оператором Verizon, который стал одним из пионеров ее внедрения.

На этапе прототипирования сегодня находятся такие IoT-решения с использованием 5G, как просмотр на ходу UHD-медиаконтента и высоко-автоматизированное вождение. А на горизонте – потребительские видеозвонки с использованием голографии.

Смартфон станет ключом к авто

На презентации Samsung Unpack кроме представления новых флагманских смартфонов были сделаны и объявления, связанные с расширением экосистемы SmartThings производителя.

В последнее время ведущие производители электроники прикладывают большие усилия по развитию своих экосистем, в рамках которых устройства взаимодействуют друг с другом, упрощая решение широкого спектра повседневных задач. Не является исключением и Samsung Electronics, создающая свою экосистему SmartThings. На сегодняшний день в нее входит довольно много решений, включая и такие бытовые устройства, как стиральные машины, кондиционеры и роботы-пылесосы. Вполне логичным ходом было бы подключить в нее и те сопровождающие их владельца вещи, которые не выпускаются Samsung. И на нынешней презентации этот шаг был сделан – приложение SmartThings вскоре должно войти в платформу Google Auto. Таким образом, автомобили научатся взаимодействовать с умным домом от Samsung и смартфонами производителя.
Смартфон станет ключом к авто
Во время выступления были продемонстрированы возможности, которые дает встраивание приложения SmartThings в панель управления  Google Auto. Так направляясь домой, водитель сможет удаленно управлять различными бытовыми приборами. А при непосредственном приближении к дому, автоматически включится освещение прилегающей территории и откроются ворота гаража. А сам автомобиль по команде со смартфона сможет, например, заранее включить обогрев салона. Ожидать выхода на рынок такого решения можно не ранее III квартала текущего года.

Поделились эксперты и планами встраивания в смартфоны функции бесконтактного ключа как для помещений, так и для автомобилей. Причем для последних станет доступным передача ключа в удаленном режиме. Замечу, что в качестве интерфейса такого взаимодействия будет задействован UlraWideBand. О сроках реализации такой функциональности пока не сообщается.
Смартфон станет ключом к авто
Вошло в программу  Unpack 2021 и представление умных бирок SmartTag, которые также поддерживают взаимодействие с экосистемой SmartThings. Подобные бирки – далеко не новость, в данном случае ключевым является именно интеграция. Производитель предложил два варианта бирок: обычные SmartTag с поддержкой Bluetooth и продвинутые SmartTag+, работающие еще и с UWB.

Чем важна их интеграция с экосистемой? Объяснение было дано на примере сбежавшего во время прогулки песика. Понятно, что диапазон действия Bluetooth не превышает пределов прямой видимости, поэтому не позволяет обнаружить пропажу с помощью одного только смартфона владельца. Но оказывается, если активировать в приложении SmartThings функцию поиска заданной бирки, оно умеет объявлять ее в розыск через все зарегистрированные в этой программе смартфоны Samsung Galaxy. И в случае появления такой бирки в пределах радиуса действия Bluetooth одного из них, подается сигнал с географическими координатами пропажи.

Стоимость обычного SmartTag составляет $30, и они должны появиться в продаже уже в ближайшее время. А продвинутые  SmartTag+ ожидаются позже в течение этого года.

Тренды 2021 – искусственный интеллект и беспроводные интерфейсы

Аппаратный ИИ консолидируется
Тема ИИ в последнее время является одной из самых популярных, так как эта технология  продемонстрировала огромный потенциал в различных приложениях во всех отраслях. Не удивительно, что в данном направлении идет активная работа венчурного капитала. Достаточно упомянуть сделки Nvidia-ARM и AMD-Xilinx. По мнению аналитиков ABI Reserch, такой тренд только усилится в 2021 году, так как в ближайшее время еще более активизируется переход к полноценным гетерогенным вычислениям. Они позволят эффективно обрабатывать стремительно увеличивающиеся нагрузки сетей ИИ-поколения. Причем особое внимание привлекает сектор TinyML, где признанные поставщики ИИ-чипов стремятся расширить свои возможности в направлении сверхмалого энергопотребления.

Распределенные вычисления и 5G
При всех преимуществах распределенной архитектуры, где вычислительные нагрузки можно вынести с центральной системы на большое число конечных узлов, реализовать их на практике не позволяли ограничения пропускной способности каналов связи и ощутимые задержки. Но с широким внедрением 5G, благодаря высокой пропускной способности и малой латентности, подключаемые к облаку граничные ИИ-устройства позволят успешно внедрять комплексные распределенные решения. Это устранит проблемы конфиденциальности, безопасности и защиты данных, позволяя при этом обновлять и оптимизировать всю систему. Аналитики ABI Reserch считают, что уже в 2021 году на рынок выйдут предложения, объединяющие 5G-каналами ресурсы гиперскейлеров и аппаратные ИИ-платформы, причем как на потребительском, так и на корпоративном рынках.     

Черный ящик ИИ
Основанный на глубоком обучении ИИ остается черным ящиком. Хотя такие игроки этого направления, как Google, H2O и Element AI и предложили инструменты разработки и фреймворки на основе объяснимого ИИ, созданные с их помощью решения все еще недостаточно зрелы для массовой коммерциализации.
На данный момент большинство моделей ИИ не предназначены для обеспечения прозрачности, не говоря уже об объяснимости. Следовательно, не ожидайте, что объяснимый ИИ станет массовым в 2021 году. А непрозрачные модели глубокого обучения остаются неприемлемыми для многих компаний.

AR vs VR
В условиях пандемии COVID-19 технология дополненной реальности (AR) получила новый импульс развития благодаря предоставляемой ею возможности удаленного взаимодействия для обучения и привлечения экспертов.

При этом предложение аппаратных средств для корпоративного AR не претерпит кардинальных изменений, поскольку текущие решения вполне подходят для имеющихся вариантов использования. Однако рынок потребительского AR-оборудования в 2021 году будет более динамичным. Так ожидается, что Facebook выпустит свои умные AR-очки в рамках инициативы Reality Labs. И не исключено, что такие действия заставят активизоваться в этой сфере Google. Среди позитивно влияющих на развитие AR факторов стоит упомянуть и удаленную поддержку из-за правил социального дистанцирования.

Виртуальная реальность (VR) также будет активно развиваться в 2021 году, но по мнению аналитиков  ABI Reserch, число обладателей таких решений будет не настолько велико, чтобы технология VR стала действительно массовой и могла составить конкуренцию традиционным ТВ, дисплеям или смартфонам. Причиной тому являются все еще достаточно высокая цена самих устройств и ограниченность контента. Так лишь немногие издатели AAA-игр предлагают свои продукты в VR-формате. Стоит отметить и такой фактор, как ограниченность свободного домашнего пространства для разворачивания VR.

В то же время весьма успешно оцениваются перспективы VR в корпоративной среде, где эта технология используется в первую очередь для обучения и симуляций. Во время пандемии и после нее удаленное обучение и поддержка сотрудников с помощью виртуальной реальности позволяет им оставаться вовлеченными с ограниченным нарушением рабочего процесса в большинстве случаев. Но тем не менее, потребитель по-прежнему представляет собой самую большую потенциальную пользовательскую базу VR. Поэтому на эту технологию больше всего ориентируется контент в сфере СМИ и развлечений. Тем не менее, создатели контента в основном ждут более доступной базы пользователей, а эта база пользователей ждет контента. И хотя этого не произойдет к 2021 году, но VR-импульс растет как в потребительских, так и в корпоративных сферах.

UWB достигнет порога 300 млн устройств
Аналитики  ABI Reserch прочат технологии UWB большое будущее в 2021 году, который должен стать критическим этапом в ее развертывании. Залогом тому стало объявление об официальном взаимодействии UWB Alliance и FiRa Consortium, сделанное еще в июне 2020 г. А в сентябре 2020 года Консорциум FiRa добавил в свою быстро растущую сеть еще 21 участника, в числе которых Thales, Cisco Systems и STMicroelectronics. Но самой заметной новостью стало решение Apple разработать и использовать собственную технологию UWB в  iPhone 11, iPhone 12 и iPhone SE.  Кроме того, Samsung поддерживает эту технологию в своем Galaxy Note 20, а Xiaomi добавила ее в смартфон Mi 10. Apple также интегрировала эту технологию в свои последние часы Apple Watch Series 6 вместе с динамиком HomePod Mini

После внедрения в значительную установленную базу смартфонов становится ясно, что новые возможности появятся в пространстве мобильных аксессуаров, наряду с более широкими приложениями бытовой электроники. Хотя трудно предсказать, какие именно будут крупнейшие рынки, ясно, что появляется сильная экосистема UWB-устройств. В 2021 году этот рост ускорится и вырастет до поставки почти 300 миллионов.

60 ГГц: из Wi-Fi в фиксированный доступ
Сфера потребительской электроники показала не слишком высокий интерес к технологии 60 ГГц Wi-Fi. Среди ведущих производителей лишь ASUS сначала реализовала ее поддержку в смартфонах, но вскоре отказалась. Поэтому такие активно работающие в этом сегменте игроки, как Peraso, Qualcomm, Cambium Networks, Blu Wireless, Radwin и Facebook решили переключить этот не требующий лицензирования беспроводной интерфейс на использование для фиксированного беспроводного доступа, а также в транзитных и ячеистых сетях. Здесь эта технология предлагает оптоволоконную скорость до 7 Гбит/с, возможность создания соединений прямой видимости с малой задержкой в незагруженном спектре, что подходит и в домашних, и в корпоративных условиях. При этом не требуется нести высоких затрат на лицензирование и связываться со свойственном оптоволокну медленным развертыванием.

 
 

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT