`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Константин Головин

На собеседовании. Некоторые наблюдения

+33
голоса

За годы общения с руководителями компаний и подразделений, сотни проведенных интервью с кандидатами, а также просто в результате общения с коллегами и знакомыми из самых разных сфер и отраслей экономики, я составил некоторые наблюдения, характерные для ИТ-специалистов.

Почти каждый из нас когда-то был кандидатом или проводил в качестве руководителя собеседование с кандидатом. Интервью в данном контексте – это общение как минимум 2 человек, где каждый имеет свое видение и способ вести диалог. Успешность проведения интервью для обеих сторон в крайней степени зависит от того насколько всем участникам было комфортно общаться. Профессиональный интервьюер сможет подстроиться под собеседника, но что делать если у другой стороны нет необходимого опыта участия в общении такого рода, причем не важно в какой именно роли?
Общаясь с ИТ- профессионалами, я часто замечаю, что для них типичны следующие поведенческие паттерны и способы коммуникаций.

Наблюдение первое. Модель: вопрос – ответ. В данном случае интервью скорее напоминает допрос. Когда дается лишь ответ на прозвучавший вопрос, причем в довольно односложной форме. В такой ситуации участники диалога испытывают определенное напряжение в раскрытии темы и получении дополнительной информации, которая будет полезна обеим сторонам. Такое общение лишает возможности и кандидата, и интервьюера раскрыть себя и показать в истинном свете (насколько это возможно в таком формате). Как правило, интервью – это определенный стресс для обеих сторон и в этой ситуации стороны выдают максимально ожидаемые и положительные ответы, которые не всегда точно отображают реальность. Все же - «God is in the detail».

Наблюдение второе. Хронология ответов. Я обратил внимание, что люди из сферы ИТ предпочитают рассказывать свой профессиональный опыт двигаясь от прошлого к настоящему. Можно сказать, что «обратная разработка» не всем нравится. По моему личному мнению, такой подход достаточно хороший и он помогает выстроить логическую цепочку профессионального развития и мотивов перехода человека из одной компании в другую. Но с другой стороны, всегда стоит уточнить у собеседника как ей/ему удобнее общаться. Я исхожу из того, что заинтересованная сторона должна проявить гибкость и сделать общение максимально комфортным и располагающим к обмену информацией.

Наблюдение третье. Фокус на технических деталях. Данный пункт больше релевантный для ИТ-специалистов, которые часто в качестве первого фильтра при поиске работы сталкиваются с менеджерами по персоналу или консультантами внешних провайдеров. Как правило, при первом разговоре интервьюер не обладает достаточными техническими компетенциями, чтобы оценить кандидата и поэтому не стоит углубляться в детали при ответах. В этом случае модель «вопрос - ответ» поможет быстрее и легче пройти дальше, где можно будет поговорить про различные технические аспекты работы.

Наблюдение четвертое. Мотивационные вопросы. Общаясь с ИТ-руководителями, я обратил внимание, что бывают сложности с тем, как описать собственную мотивацию смены работы. Особенно, если кандидат в настоящее время занимает аналогичную позицию в сравнимой по размеру компании. Будем честны, типичные ответы «мне стало скучно» или «я хочу дальше развиваться», могут быть правдивыми только в одном случае. Это можно исправить, если у вас есть детальное описание того, что именно скучно, в чем именно вы хотите развиваться и какие новые навыки и знания вы хотите приобрести. Кроме этого, стоит понимать, каким образом компания, где вы проходите интервью может быть вам полезна. Я всегда рекомендую уделить этому вопросу больше внимания и еще до прихода на интервью подготовиться к такому типу вопросов. В первую очередь вы сами должны четко понимать, что вы говорите и верить в свои ответы.

Наблюдение пятое. Встречные вопросы. ИТ-руководители и ИТ-специалисты не любят задавать много вопросов, особенно по темам, не связанным напрямую с техническими аспектами или структурой компании (кому подчиняется ИТ, например). Вопросы культуры компании, стиля управления, способ коммуникации, уровня интегрированности, как правило, обходят стороной, по причине меньшей важности для кандидата. Я же настоятельно рекомендую уделять этому, по-меньшей мере, столько же внимания, как и вопросам, связанным с размерами бюджета на ИТ, необходимой мощности серверов или тому, насколько компания активно использует современные методологии управления проектами.

Наблюдение шестое. Вопросы о деньгах. Это самая простая часть интервью. Хочу честно сказать, что очень редко был в ситуации, когда ИТ-руководитель не знал цифру, которую он готов рассматривать как отправную точку в переговорах с потенциальным работодателем. Исключение составляет, только группа людей, которая уже рассматривает свою роль в компании или в профессии как предпринимательство, а не работу по найму.

Подводя некий итог, можно сказать, что любая коммуникация в рамках найма людей или поиска работы это дорога с двухсторонним движением, где важно создать условия для обеих сторон. Тот, кто сможет проявить больше внимания, эмпатии, гибкости к противоположенной стороне сможет быстрее найти работу или нанять нужного человека. Мы живем в открытом и интегрированном мире, поэтому эффективная коммуникация между людьми, при текущей динамике развития цифровой экономики, темпе появления новых профессий или способов получения дохода, да и просто для создания качественной рабочей атмосферы, является одной из базовых.


Вы можете подписаться на наш Telegram-канал для получения наиболее интересной информации

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

ИМХО: Начиная с определённого уровня должностей, "случайные" и абсолютно неизвестные вам до этого дня специалисты - не существуют. Поэтому, вся эта ересь: про мотивацию перехода, про становление технического "скелета" специалиста - это для глобальных компаний, которым подыскивает нужных людей оутсорсинговий эйчар. Для ухода классного специалиста из любой компании - всегда есть какая-то основная причина о которой он на навряд ли захочет рассказывать.

Многовато слов. Больше похоже на набивку массива текста для самопродвижения. По сути можно было сказать примерно втрое короче. Остальное вода.

 

Slack подает жалобу на Microsoft и требует антимонопольного расследования от ЕС

 
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT