`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Предпринимательство. Как это на самом деле выглядит

На днях наткнулся на замечательный текст в блоге Марка Сустера, предпринимателя и инвестора, и не смог удержаться – перевел его полностью. Очень сильный текст, который, возможно, поможет избавлению от иллюзий многочисленных «стартаперов», привлеченных модой и историями успеха. А, возможно, кого-то зажжёт таки попробовать себя в свободном плавании.

***

На часах 4:50 утра. На дворе утро воскресенья. Я не смог заснуть. Слишком много всего нужно было обдумать после недели в разъездах. 5 дней. 3 города.

Мексиканская еда поздно вечером. Пиво. Аэропорты. Задержки рейсов.

Я улетел в воскресенье. Пришлось пропустить поход в горы всей семьей на целый день. Я вернулся домой в пятницу, в 10 вечера – слишком поздно, чтобы увидеть детей.

Все это мне что-то напоминает. Это слишком хорошо мне знакомо. Это напоминает мне мою жизнь в те времена, когда я был предпринимателем. Тогда я мало спал. И много ездил. Я брал на себя слишком много, чтобы не перекладывать ответственность на чужие плечи.

И вот все начинается сначала. Я провел в разъездах почти весь 2012-й год и часть 2011-го. Комиссия по ценным бумагам и биржам США запрещает рекламировать тот факт, что вы занимаетесь привлечением финансовых средств, поэтому я не буду. Однако они зачем-то требуют от вас отчитываться в том, как идет сбор средств, и эти данные потом широко используют журналисты. Поди пойми.

Поэтому теперь общеизвестно, что наш 4-й Фонд собрал 50 млн. долл. Ну ладно, на самом деле, больше, но я не имею право раскрывать подробности. Я напишу об этом в начале следующего года, когда мы доведем дело до конца. Нам совсем немного осталось до финиша. Это был потрясающий опыт. Ну вот, теперь вы знаете, почему я столько времени не был дома и зачем колесил по стране.

И почему я проснулся в 4:50 утра. Но это не имеет ничего общего со стрессом в жизни предпринимателя. Как я уже писал, нужно быть идиотом, чтобы жаловаться на жизнь венчурного инвестора.

Что же это такое на самом деле – быть предпринимателем?

Это было темой моего доклада на конференции Seedcon, организованной Чикагским университетом, в котором я получил диплом в области делового администрирования.

Я люблю обсуждать этот вопрос с начинающими предпринимателями, потому что если верить газетным статьям о секторе высоких технологий, то можно решить, что это сказочная жизнь. Это далеко не так. Думаете, достаточно создать компанию, чтобы разбогатеть? На самом деле случаи успеха довольно редки. Возможно, вы следите за информацией о наиболее известных предпринимателях на Instagram и в Twitter и видите их на фотографиях с конференций в Давосе, Мексике, Монако или где-то еще. И сходите с ума, глядя на эти гламурные фотографии и пытаясь понять, что вы сделали неправильно и почему вы до сих пор сидите в своем тесном офисе без окон. Успокойтесь, вы все делаете правильно. Вы там, где и должны быть.

Существует разница между посетителем конференций и успешным предпринимателем. Но в газетах об этом не пишут. Этого не понять, просматривая Instagram и Twitter.

У создателей стартапов редко имеется много денег на банковских счетах. Как на личных, так и на корпоративных. Это тяжело.

Недавно мы встретились за чашкой кофе с одним моим молодым другом, который только что завершил свой первый проект стартапа. Дело закончилось не так, как он хотел. Но он многому научился. И он молод. Я уверен, он это переживет.

Он сказал мне:

«У меня 6000 долл. на банковском счету. За весь прошлый год у меня на счету ни разу не было больше, чем 8000 долл.

Я хочу попробовать еще раз. Но нужно быть осторожным. Наверное, в следующий раз я все сделаю по-другому».

Возможно, он этого и не знает, но у него на счету больше, чем у многих американцев, так что все не так уж плохо. Ему удалось получить от инвесторов около 500 тыс. долл. Многие из них достаточно известны. Он красиво ликвидировал свою компанию, и хотя, наверное, чувствовал он себя при этом премерзко, я уверен, что мнение инвесторов о нем не изменилось.

Задумайтесь об этом – у большинства предпринимателей, которым удается получить начальный капитал или венчурные инвестиции, они обычно заканчиваются максимум через 12-18 месяцев. А у многих еще быстрее. Получается, что в любой момент времени у вас, возможно, остается денег еще на 9 месяцев.

При этом вам нужно:

Нанять сотрудников, слепо верящих, что радужные перспективы, ради которых они уходят с предыдущей работы, рано или поздно себя оправдают;

Найти заказчиков, которые вам платят за услуги, выполнение которых в течение всего срока, на который они рассчитывают, вы не можете гарантировать на 100%;

Рассказать журналистам, как прекрасно у вас идут дела, и надеяться, что через 9 месяцев они не напечатают ваш некролог, в котором назовут вас идиотом.

Успокоить надежды наивных членов вашей семьи на скорый выпуск акций (Дорогая, дядя Изя спрашивает, когда мы сможем купить акции?) их «успешной дочерью» (Мы так ей гордимся! Она такая успешная! Мы всегда знали, что из нее выйдет толк. Она так хорошо училась в школе! Это моя дочь – вы видели, о ней писали в «Нью-Йорк Таймс»?) Черт, мам, перестань пожалуйста. Я не хочу, чтобы твои друзья над тобой посмеялись через год!

Деньги. Нужны деньги. Много денег. Пожалуйста, дайте мне денег. Нет, я не знаю, смогу ли я их вернуть. Но я знаю, что без них мне крышка. Они мне нужны. Поэтому я все равно спрошу на всякий случай, и надеюсь, что мне не придется избегать вас в будущем на светских приемах. А ну, кто скажет – почему предприниматели не празднуют, когда им удается получить деньги? Потому что они знают, что подписываются под намного более серьезными обязательствами.

Помню, когда я основал свою первую компанию, один из сотрудников спросил, как я считаю, не пора ли ему купить дом. Денег в банке у нас оставалось меньше, чем на 6 месяцев. Я был уверен, что нам удастся получить финансирование для следующего этапа. Уверен, но не совсем. Я хочу сказать, что никогда нельзя знать наперед, будут ли ваши инвесторы вас поддерживать НА САМОМ ДЕЛЕ. Но рассказать вашим сотрудникам обо всех ваших глубоких сомнениях вы не можете, иначе у вас скоро не будет сотрудников.

Ты мне веришь? Ну да, я тебе верю. Но может быть ты мне покажешь обещанный протокол о намерениях, тогда я буду верить тебе еще больше.

У вас есть тайные сомнения относительно вашего соучредителя. Она выглядит подавленной. И она больше не работает на выходных, как вы. Да ладно, я знаю. Все ерунда. Просто она не так полна энтузиазма, как раньше. Я боюсь, она больше не верит в наше дело. Если я скажу об этом нашим венчурным инвесторам, не потеряют ли они интерес к дальнейшему финансированию? Не обвинят ли они меня? Поддержат ли они меня или решат, что со мной нечего дальше возиться?

И вот, компания Facebook только что объявила, что будет с вами конкурировать. Компания Apple заявила, что прекращает работу с вашей категорией. Компания Salesforce.com только что купила вашего главного конкурента. Ваш главный конкурент только что получил 75 млн.долл. финансирования и оставил вас в безвоздушном пространстве.

Кажется притянутым за уши? Если вы не предприниматель. Если вы им когда-либо были, вы знаете, как вы боитесь каждой очередной Всемирной конференции разработчиков. Каждой конференции F8. Или DreamForce. Какие новости вас раздавят? [Здесь я писал о том, что делать, когда это произойдет.]

Чего я больше всего боялся, когда был предпринимателем? Я боялся, что женюсь и пойду к алтарю безработным. «Это мой сын. Он мог бы быть врачом, как его отец!» По правде сказать, это было для меня одним из стимулов продолжать. Я не хотел никого разочаровывать.

Я не хотел разочаровывать моих родителей. Мою жену. Моих сотрудников. Журналистов, которые поверили в наш успех.

Я не хотел разочаровывать моих заказчиков. Не все понимают, что когда заказчик выбирает ваше ПО, это не просто заказ на поставку. Это значит, что конкретный человек в компании заказчика поверил в вас. Он пошел к боссу и выбил бюджет. Он воевал с теми, кто предпочитал вашего конкурента. Он рискнул своей репутацией, решив использовать ПО никому не известной конторы, которой 2 года от роду, потому что он в вас поверил! В вас!

А вы спрашиваете, почему так тяжело быть учредителем!

Нет, конечно, это не так тяжело, как работать в шахте. Но это настоящие американские горки, и нагрузки здесь реальные. Некоторым американские горки нравятся. Другие предпочитают более ровную дорогу.

Один из наиболее часто задаваемых вопросов венчурному инвестору, который когда-то был предпринимателем – не скучаю ли я по предпринимательской жизни? Не хочу ли я к ней вернуться?

Конечно хочу! А как иначе? Это же как наркотик. Она дает возможность получать адреналин в больших дозах.

Я часто отвечаю следующим образом:

Это как спорт. Если у вас есть возможность участвовать в игре и забить пенальти за минуту до конца матча, РАЗУМЕЕТСЯ вы хотите быть в игре. На местах для зрителей таких ощущений не получишь.

Но если в один прекрасный день вы проснетесь и поймете, что больше не можете бегать наравне с молодыми, больше не можете забивать пенальти… Да, у вас есть опыт, который делает вас более мудрым игроком. Но вы понимаете, что от вас будет больше толку в качестве тренера.

Да, я лучше сплю ночами, став тренером. И я счастлив в роли венчурного инвестора.

Если вы собираетесь стать предпринимателем или хотя бы попытаться – помните, что это тяжело для всех. Ваши конкуренты испытывают не меньший стресс, чем вы. Вы читаете их пресс-релизы и думаете, что у них-то в офисе все радужно и прекрасно. Это не так. Вы просто читаете собачий бред, составленный для прессы. У них тоже есть тайные сомнения. И у себя в офисе они читают ваши пресс-релизы и удивляются, почему у вас все так легко и просто. Они тоже борются с соучредителями и пытаются вовремя поставлять код.

Как я иногда говорю, «в зеркале все мы голые». Мы видим все свои недостатки. А потом выходим на улицу, видим, какие все красивые, и удивляемся, почему у других жизнь такая легкая.

Быть предпринимателем – значит обрести внутреннюю уверенность.

Все время слышать «ничего не получится», но продолжать трудиться.

Получать пинки, но держать равновесие.

Держать в узде своих внутренних демонов, чтобы не распугать своих сотрудников.

Убеждать других присоединиться к вашему делу, хотя здравый смысл за то, что им лучше этого не делать.

И находить в себе мужество, чтобы все равно привлекать их на свою сторону. И нести за них ответственность. Ты их нанял, теперь они твои. И ты отвечаешь за то, что потом будет написано в их резюме. Не подведи их.

Проглатывать свой стресс и свои страхи и делать хорошую мину при плохой игре, когда ты в офисе. И когда ты дома. Может быть, даже самому пытаться верить в свою удачу.

Жаждать выступить на важной конференции и гоняться за организатором, пока тебе не дадут эту возможность.

Говорить кредиторам, что точно заплатишь, если получишь еще 60 дней отсрочки. Пожалуйста. Да, многие предприниматели сейчас, наверное, кивают головой. Не смешно, говорите? Но так оно и есть.

Увольнять? Придется привыкнуть. Это необходимо. Лучше сразу научиться. Развить в себе нечувствительность. Не откладывать увольнения. У вас нет лишних денег, чтобы платить идиотам. Увольняй быстро, увольняй быстрее.

Вечер пятницы. Вы в офисе. Все нормальные люди в это время в баре. Воскресенье. Вы в самолете. Центральное место. От соседа плохо пахнет.

Электронные письма от инвесторов. Они пересылают вам еще одну чертову ссылку на статью о ваших конкурентах. И интересуются, какого черта МЫ не можем сделать то же, что делают они. Хватит уже!?! Я вам говорил не беспокоиться по поводу их выхода на рынок в Латинской Америке. Я вам обещаю, что нашу долю рынка они не займут. Что? Нет, меня не волнует, что они обошли нас по продажам приложений в App Store. Они платят за трафик. Платят, я говорю! У них не может быть прибыли от этих скачиваний. Ты хочешь, чтобы я тоже бросался деньгами, как они, что ли?

Черт, я отправляю эти письма. Признаюсь.

Будни предпринимателя. Бесконечные. И не всегда гламурные. Даже совсем не гламурные. Просто все это приходится делать. Часто – потому, что вы не способны работать по найму. Вас с вашей неуживчивостью уволят откуда угодно через 2 дня, сразу после того, как вы скажете шефу, что он идиот. И по этой же причине вы скорее всего уйдете на 366-й день после покупки вашей компании.

Вас нельзя нанять. Вы – предприниматель.

Эта жизнь – не для каждого, и не нужно переживать, если вы не один из тех, кто ее для себя выбрал. Так вы будете и здоровее, и богаче. Несмотря на то, что в газетах пишут только о тех, кто выиграл в лото, играет в него намного больше народу.

Но если вы хотите попробовать – не откладывайте. С годами проще не станет. Станет только тяжелее. Возможно, вас ожидает неудача, или же скромный успех. Об этом говорит статистика. Поэтому лучше попробовать как можно раньше. Пока вы молоды, от неудачи легче оправиться. В этом возрасте к ней можно относиться, как к знаку почета.

У меня нет предубеждений относительно возраста. Я оказал поддержку нескольким предпринимателям, которым было за сорок. Никаких проблем. Я просто говорю, что если раньше вы этим не занимались, но ХОТИТЕ заняться, то чем раньше вы начнете, тем лучше. Вот и все.

Удачи. Желаю победы. Я буду на вас смотреть с удобного места на зрительской трибуне. Втайне сожалея, что я больше не участвую в игре.

Предпринимательство. Как это на самом деле выглядит

Как изменился Twitter

Один из первых инвесторов Twitter’а, Биджан Сабет (Bijan Sabet), публикует две фотографии сотрудников компании – в 2008 г. и на прошлой неделе. 4 года назад в компании работало 15 человек, сейчас – полторы тысячи.

Как изменился Twitter

Как изменился Twitter

Дэйв Винер (Dave Winer) высказывает оригинальное мнение – что подобным ростом могут объясняться те шаги в сторону закрытости платформы, которые Twitter сделал в последнее время. «Все эти 1500 человек должны что-то делать», – иронизирует Дэйв. Как результат – Twitter практически запретил сторонним разработчикам выпускать клиенты для сервиса. Из последнего – нашумевшая история с Tweetro, клиентом для Windows 8, который в течение суток после выхода Windows 8 исчерпал свой лимит в 100 тыс. пользователей, выделенный Twitter'ом и получил отказ на увеличение этого лимита с формулировкой «Ваше приложение не делает ничего, чего бы не делали наши нынешние или будущие продукты». То есть, несмотря на то, что собственный клиент Twitter’а для Windows 8 еще только разрабатывается, повторять его функциональность нельзя уже сейчас.

Мне кажется, мы уже видели несколько историй, развивавшихся похожим образом. Например, ICQ.

Как изменился Twitter

Взлом Скайпа

Вчерашнее утро началось непонятно — мне вдруг посваливались письма про регистрацию нового аккаунта в Скайпе, потом прилетело сообщение про смену пароля, потом письмо от невежливого мальчика, который сообщил новые пароли. Я-то на всякий случай решил, что пароли просто подобрали и, вспомнив, где я использовал простые и похожие пароли, на всякий случай их сменил, но потом крепко задумался — последовательность писем заставляла думать, что использовалась функция восстановления пароля в Скайпе, следовательно, либо незнакомый доброжелатель хакнул Скайп, либо имеет доступ к моей почте. В первое не верилось, но второе — взломать двухшаговую авторизацию в Google Apps и подчистить следы доступа в аккаунт, — точно невозможно. 

К счастью, пока я доехал до работы, уже даже в новостях написали, что это уязвимость на стороне Скайпа. Так что можно особо не переживать, хотя смена пароля там, где он был изначально легок для подбора, не повредит. 

А что особенно приятно, так это то, что прямолинейный script kiddie совершенно добросовестно менял пароли на аккаунтах Скайпа, которые мною либо не используются, либо используются очень специфически. Например, один из них заводился для телевизора. Основной же аккаунт изначально регистрировался на другой email, малоизвестный, а сейчас я сделал совсем новый адрес, который подбирать можно долго, но, боюсь, безуспешно.

UPD. Всего лишь через 13 часов товарищи из Скайпа прислали сообщение о том, что на моем аккаунте наблюдалась подозрительная активность, поэтому они заблокировали аккаунт и приглашают его восстановить, подтвердив свою личность. Подтвердить можно, сообщив примерную дату регистрации аккаунта и в какой стране вы находились, когда регистрировались.

Получил я такое, значит, письмо — а на самом деле мне пришло три письма, по каждому из аккаунтов, — и порадовался за тех, у кого аккаунт поломали из чистого любопытства. Вот, например, Антона Борисовича Носика давеча в пять утра разбудили, чтобы рассказать о наличии дыры, аккаунт его не пострадал, а теперь он утром проснется и узнает, что дело неизвестных хакеров довершил сам Скайп и пользоваться сервисом он не сможет без верификации.

Замечательный, все же, сервис. Пока работает — всё хорошо. А когда ломается — так ни разу еще не было такого, чтобы не смешил своим crisis management'ом.

О картах Apple и вообще навигации в мобильном

Я, возможно, выгляжу немного опоздавшим к разбору новых Карт в iOS6, но это к лучшему — эмоции уже улеглись, можно и высказаться.

Как сейчас уже все знают, в новой версии операционной системы iOS больше нет приложения Maps, которое использовало карты Гугла. Вместо этого есть приложение Maps, которое использует собственные карты Apple. Несмотря на одинаковое название, приложения совершенно разные. В старом было много POI (Points of Interest), функция построения маршрутов, аналогичная десктопным картам Google, в новом приложении данные по организациям в основном предоставлены Yelp, картографическая основа — TomTom, зато есть навигация. Покрытие данными России и Украины стало совсем плохим, что неудивительно. Но оно и до этого не было хорошим. 

Так случилось, что именно последний месяц я много времени провел в дороге, за рулем автомобиля на незнакомых мне дорогах США и Европы, пробуя разные навигационные решения. Отголоски этого процесса, собственно, долетали в блог в виде дискуссии про Андроид.

Так вот, извините за неожиданные выводы. Приложение Maps на базе карт Google в iOS 5, которым я пробовал некоторое время пользоваться, оказалось забыто в первую очередь. Оно просто не подходило для навигации в каком-либо виде. Во-первых, оно не умело препятствовать выключению дисплея. Это и в пешем режиме доставляло массу неудобств, а в автомобиле просто лишало смысла использование — как ехать по городу, если навигатор выключается каждые 2 минуты? 

Во-вторых, я не раз сталкивался, что однозначно сориентироваться с помощью приложения, где именно сейчас находишься, очень сложно. Точно помогало включить streetview и сопоставить картинку с действительностью, но это было возможно только с хорошим интернетом на борту. Без streetview ориентация карты на основе показаний компаса почему-то срабатывала с точностью рулетки.

Вторым пострадал навигатор в Galaxy Nexus — ну вы помните, из-за повышенного энергопотребления в первую очередь. Кроме того, POI в нем имеют большой потенциал для улучшения, да и в остальном корни онлайнового приложения дают о себе знать.

Я пробовал еще несколько навигаторов и в итоге остановился на Navigon. Он есть в нескольких версиях — для Европы, США, — к ним надо еще догружать карты и можно докупать функции, и в итоге мы очень много миль и массу километров проехали по США и Италии, руководствуясь указаниями только этого навигатора. 

Сразу скажу, что и он не идеален — в маленьких улочках итальянских городов, включая Рим, я регулярно промахивался мимо поворотов, руководствуясь устными подсказками и даже короткие взгляды на экран телефона помогали не всегда. Но общее сочетание свойств — маршрутизации, знания скорости по большинству участков дорог, масса точек (практически, ни один из пунктов назначения, будь то заправка, отель или парковка, не оказался забыт навигатором), — однозначно закрепили выбор.

А новыми картами Apple я пользовался несколько раз для пеших прогулок. И вы можете удивляться, но сочетание Карт и Yelp практически безошибочно доводило нас до любой выбранной точки в Италии (точнее, во Флоренции, Вероне и Риме), при этом экран телефона не гас, компас работал корректно, карты были точными, в общем, мы практически не задумывались о дороге. 

Итого я должен сказать, что шумиха в основном была шумихой и я не очень понимаю, что именно потеряли те, кто шумят, как их обделила Apple.

О картах Apple и вообще навигации в мобильном

Пользователи или клиенты?

Джек Дорси – основатель Твиттера и теперь также основатель и управляющий Square, пишет, что его компания перестает употреблять слово «user» для обозначения своих пользователей и начинает называть их «customer» – клиентами.

The entire technology industry uses the word «user» to describe its customers. While it might be convenient, «users» is a rather passive and abstract word. No one wants to be thought of as a «user» (or «consumer» for that matter). I certainly don’t. And I wouldn’t consider my mom a «user» either, she’s my mom. The word «user» abstracts the actual individual. This may seem like a small and insignificant detail that doesn’t matter, but the vernacular and words we use here at Square set a very strong and subtle tone for everything we do. So let’s now part ways with our industry and rethink this.

The word «customer» is a much more active and bolder word. It’s honest and direct. It immediately suggests a relationship we must deliver on. And our customers think of their customers in the same way.

We have two types of customers: sellers and buyers. So when we need to be more specific, we’ll use one of those two words.

Интересно будет посмотреть, как это отразится на компании. Хотя она, на мой взгляд, находится в пограничной зоне – с каждым из пользователей, будь-то покупатель, оплачивающий покупку с помощью платежной системы, или продавец, принимающий деньги, систему связывают вполне конкретные денежные отношения. Наверняка при этом различные стартапы подхватят эту фишку – ну, просто потому, что они копируют всё вообще в надежде, что именно так и достигнется успех. Насколько они понимают, какую ответственность они на себя берут, называя пользователя клиентом – вопрос.

Пользователи или клиенты?

Консьюмеризация IT или причем тут зарядка для Android

Сразу скажу, что я не удивлен. Когда я писал текст про батарейку и Android, я очень хорошо предполагал, какая будет реакция. И поэтому, если я и удивился, то только тому, насколько я точно угадал и насколько знакомыми были комментарии. 

Есть такой популярный тренд, который уже даже особо и обсуждать перестали, настолько он очевиден — консьюмеризация IT. Если буквально — на наших глазах за несколько лет сложные устройства типа компьютеров, сотовых телефонов, даже фотоаппаратов, хоть и в меньшей степени, превратились  из действительно сложных вещей, использование которых требовало специальной подготовки, в потребительские товары, которые доступны всем, которые выбираются не по зубодробительным техническим характеристикам, а, например, по цвету или форме. Отчасти это происходит потому, что сложные технические характеристики вроде типа процессора, разрешения экрана, количества памяти и прочего достаточно одинаковы у большинства конкурирующих товаров и поэтому из двух мощных смартфонов с экраном высокого разрешения, с качественной цветопередачей, особой формы линзами в камере и разному набору стандартов беспроводной передачи данный покупатель выбирает зелененький. 

Отчасти потому, что технические характеристики в виде последних моделей экрана, процессора и прочих элементов никак не означают, что устройством будет удобно пользоваться. Возьмем, например, RAZR HD, выпущенный в прошлом году Motorola. Большой экран, оригинальный дизайн, Android — здорово, конечно. Но оригинальный дизайн означает, что эта лопата не только не помещается в руке, но и просто в руку не ложится из-за маленькой толщины, а быстро садящаяся батарейка мешает сколь-нибудь долго оценивать остальные преимущества смартфона. 

Примерно три четверти комментаторов предыдущего текста настойчиво рассказывали мне про ток в пол-ампера и всячески пытались подчеркнуть свое презрение к человеку, который таких простых вещей не понимает. Спишем последнее на общую совковую невоспитанность и попробуем понять — что, правда, знание про пол-ампера является чем-то абсолютно необходимым для рядового потребителя? Чем-то настолько же естественным, как знание процесса оплаты кредитной картой или, например, умение набрать номер на телефоне? 

Очевидно, что нет. На рынке давно есть масса устройств, которые умеют сообщать потребителю, что им не хватает тока для зарядки. Та же самая Motorola достаточно часто пишет "Зарядка невозможна" при попытке воткнуть в нее что-то нефирменное. Так же поступает iPad, например. И никаких проблем — пользователь понимает, что надо взять другой кабель, другое зарядное устройство. Что мешает так же сигнализировать о нехватке питания тому самому Galaxy Nexus, с которого началось обсуждение? Строго говоря, ничего не мешает. А на практике — надо, чтобы конкретные инженеры про это подумали и доработали систему. Точнее — надо, чтобы они умели про это подумать. 

Повторю, я совершенно не удивлен реакцией комментаторов. Она мне знакома. Именно с такой патетикой и таким же пренебрежением мне возражали (причем в этом же блоге) на мои замечания о том, что Linux невозможен для использования в качестве десктопной системы. "Ну, если автор дебил и не может прописать пару десятков конфигов и пару раз перекомпилить ядро, то система-то в чем виновата?" — сообщали мне. Прошло несколько лет, Windows позиции теряет, но отнюдь не Linux их захватывает. Нет, короче, никакого Linux`а в качестве победоносно шествующей операционной системы на десктопах и даже нетбуки ей не помогли. 

Я вполне понимаю реакцию Леши Экслера. Я, вообще-то, не рассматривал его в качестве специалиста в этом вопросе. Он, скорее, специалист в обратном — достаточно много времени он провел в роли автора книг типа "Как нормальному человеку все же разобраться в современном сложнейшем техническом устройстве, которым, без сомнения, является обычный телефон". А это штука коварная — затягивает и мешает посмотреть на вещи непредвзято. 

И агрессивности комментаторов я не удивлен. Очевидно, что большинству только такой способ самоутверждения и поддержания самооценки и доступен. Вот только я теперь меньше склонен снисходительно к этому относиться — кажется, здесь я точно никому не обязан предоставлять равные права и обеспечивать демократию. You are warned.

Консьюмеризация IT или причем тут зарядка для Android

Вечная тема — iPhone и Android. Теперь про батарейку

На днях в твиттере я пожаловался, что смартфон с Android умудряется расходовать батарейку, даже включенным в сеть. Совершенно предсказуемо меня начали ретвитить, нашлись верные поклонники, которые начали рассказывать, что это зарядка неправильная. Особенно порадовала группа товарищей, которые в ответ сказали "А у меня iPhone/iPad тоже разряжается". Советского человека всегда можно отличить по главному аргументу "А у вас негров линчуют", к которому он прибегает, когда у него нет аргументов по существу, то есть всегда. 

Формат сообщения в твиттере не очень располагает к подробному объяснению, что да как, поэтому напишу здесь. Я сейчас в отпуске и отпуск провожу в США. Мы взяли машину напрокат и составили программу автомобильного путешествия на две недели. Но машину мы взяли без навигационной системы и, в принципе, никакой беды в этом нет. У меня с собой батарея смартфонов, в одном стоит симкарта AT&T с безлимитным пакетом интернета, еще есть Jetpack от Verizon — это такая мини-точка, которая цепляется к LTE/3G сотового оператора и раздает вокруг себя wi-fi. В-общем, никаких вроде бы сложностей, в качестве основного навигационного устройства я планировал использовать Galaxy Nexus, у которого на борту есть навигатор Google. Хорошее решение, навигация даже на русском, плюс Google Now подхватывает маршрут, спланированный заранее в десктопной версии Карт Google — ну, чего еще надо? 

Разумеется, использование GPS и мобильного интернета серьезно расходует батарею, поэтому я заблаговременно озаботился автомобильной зарядкой. Всё включил, настроил и тронулись. Первый серьезный отрезок был вчера — мы ехали из долины Напа к озеру Тахо. Маршрут занял у нас порядка пяти часов — мы собрали массу пробок между Напа и Сакраменто, и за это время полностью заряженный смартфон, включенный постоянно в автомобильную зарядку, разрядился до 40%. Кажется, лишне говорить, что это меня расстроило — во-первых, это далеко не самый длинный перегон, который у нас будет. Два участка планируются часов на шесть каждый, а еще один — на 9. Во-вторых, навигатор наиболее нужен в последние полчаса дороги — когда надо либо съезжать с больших трасс, либо найти конкретный дом на улице. Что делать — выключать навигатор в середине пути? 

Вчера, уже озадачив любителей задачей поиска ассимметричного ответа на мой выпад в сторону самой лучшей мобильной платформы, я подумал, что есть ведь масса навигаторов, в том числе доступных для iPhone. iPhone у меня есть, подключен к той самой wi-fi точке (а Verizon просто поражает своим покрытием, я только пару действительно глухих мест нашел, где его нет, но там вообще ничего нет, кроме плакатов с предупреждениями об отсутствии телефонного покрытия), навигаторов много, дай, думаю, попробую. Нашел даже два — Motion-X Drive и Garmin, которые возглавляют топ в соответствующей категории в App Store, купил оба ($0,99 каждое, копейки ведь!) и попробовал сегодня. 

Ничего не скажу про качество навигации — хоть мы и ездим немного нестандартным маршрутом, но задача выглядит довольно простой, ни трафика, ни сложных развязок у нас не встречается, так что, вероятно, все навигаторы вели бы нас одинаково. Правда, оба навигатора на iPhonе знают разрешенную скорость и показывают ее превышение, что приятно. А Motion-X умеет загружать заранее карту по маршруту и не зависеть после этого от наличия интернета. Но это довольно второстепенные плюшки, меня ведь интересовало, можно ли полагаться на такой навигатор в течение длительного времени. Оказалось, что включенный в ту же самую автомобильную зарядку iPhone 4s с запущенным и работающим постоянно навигатором зарядился до 100% и в таком состоянии приехал в конечную точку. Что, в принципе, меня удивило мало — я уже год заряжаю его в основном в машине, пока еду на работу с включенными Яндекс.Картами. 

Ну вот, таковы факты. Разумеется, сейчас последуют объяснения, почему разряжающийся Android — это полностью правильно и опенсорсно, а живущий нормально и сколько нужно долго iPhone — это результат зомбированности. Я вполне допускаю, что кто-то решит мне рассказать, что я теперь нищеброд, поскольку вышел iPhone 5 и нынешняя зарядка не подойдет к нему — впрочем, поскольку я катаюсь именно по Америке, можно не утруждать себя и просто сказать, что зато в Америке негров линчуют, я пойму, почему вы это. Но место навигатора в машине теперь занято понятно каким устройством.

Вечная тема — iPhone и Android. Теперь про батарейку

Вдогонку про электронную коммерцию

С момента прошлой дискуссии у меня было еще несколько опытов что-то купить в интернете. Поскольку все они, в общем-то, закончились благополучно, хотя и не без эксцессов, не буду подробно описывать каждый, а поделюсь сразу выводами, которые, к сожалению, справедливы для всей отрасли интернет-торговли в Украине.

Прежде всего, интернет-магазины не желают обслуживать покупателей, платящих много. В ходе прошлой дискуссии мне не раз повторили — таких, как вы, единицы, все остальные волнуются, когда им не перезваниваешь, не платит никто в онлайне и так далее. Но, ребята, мы же про интернет-магазины говорим, да? То есть мы говорим о фактически веб-сайте, работающем автоматически. Что же мешает магазину дать пользователю возможность оплаты в онлайне? Если пользователь не хочет — не заплатит. Захочет — заплатит. А по факту один магазин вообще страшно удивился, когда оттуда позвонили за подтверждением заказа и узнали от меня, что заказ уже оплачен, поскольку у них есть кнопка "Оплатить через webmoney", которой я и воспользовался. 

Что мешает такому же автоматическому магазину автоматически присылать мне вменяемые письма на email? Ну, или вообще хоть какие-то письма. Один из магазинов просто-таки ультимативно потребовал зарегистрироваться, прислал мне данные для входа (включая пароль в открытом виде), но больше ни одного письма (о составе заказа, его оплате, статусе, готовности к доставке) я от него не дождался. Это дорого и невозможно в условиях экономической политики нынешнего правительства? Налоговая не дает жить и присылать письма покупателям?

Ответ на этот вопрос простой — потому что большинство магазинов построены для торговли ходовым товаром самым широким слоям населения. Однако закономерность "Постройте систему, которой сможет пользоваться каждый дурак, и только дурак захочет ей пользоваться" здесь срабатывает абсолютно безошибочно — создайте бизнес, который будет продавать ширпотреб за пару копеек, и им только в крайнем случае захотят воспользоваться для покупки дорогого товара.

И я скажу, в каких случаях можно делать покупки в украинских интернет-магазинах. Если вам критично получить совершенно конкретный товар за именно ту цену, которую вы видите на сайте, вам критично оплатить именно так, как предлагает магазин, но вам совершенно не критичен срок покупки, вы готовы тратить свое время и нервы на общение, поездки в какие-то конкретные точки получения товара и так далее.

С другой стороны, а зачем мне для этого ходить по вебсайтам и нарываться на общение с безличными операторами? Ведь большинство товаров, которые я хотел бы купить в интернете (фототехнику, музыкальные инструменты, гаджеты, телефоны), я могу купить в симпатичном оффлайновом магазине соответствующего направления, где меня знают, здороваются, где можно приятно поговорить с продавцом и где охотно привезут любой товар этого самого направления по моему заказу, честно назвав срок доставки и цену. 

Собственно, желание подытожить свои попытки попользоваться интернет-торговлей в Украине у меня возникло спонтанно. Я только закончил общаться с одним из магазинов, зашел на "Корреспондент" и увидел колонку Александра Ольшанского под интригующим названием "Почему интернет неизбежно победит розницу". Да, собственно, нет, Саша, наш интернет никакую розницу в ближайшее время не победит, хотя наверняка много об этом поговорит на соответствующих мероприятиях.

Вдогонку про электронную коммерцию

Путешествовать с комфортом

Мне всегда не очень удобно пользоваться сервисами планирования авиапутешествий. Ну, вы знаете – приходите на Expedia, Ostrovok.ru, Agent.ru или даже наши "Яндекс.Авиабилеты", вводишь даты и маршрут и получаешь какой-то список рейсов, с пересадками или без. И в этот момент я начинаю ненавидеть все авиакомпании и людей, продающих авиабилеты, во всем мире, поскольку во всем мире этот процесс устроен практически одинаково и везде одинаково ужасно.

В лучшем случае, введя маршрут поездки, вы получите какой-то список рейсов, отсортированный по цене. Иногда вы получите список, в котором рейсы дублируются – потому что часть рейсов выполняются совместно несколькими авиакомпаниями, цены могут меняться в зависимости от той компании, которая продает билеты (хотя летит один и тот же самолет и места совершенно одинаковые). Часто вы получаете список, в котором самый дешевый вариант стоит первым, даже если он дешевле на несколько долларов и длиннее на несколько часов. И вы при этом должны понимать про код-шеринг, про разные тарифы, и еще массу совершенно нерелевантных соображений. У меня ситуация еще хуже, поскольку я чаще планирую поездки по работе и мне критично прилететь к определенному моменту и потратить поменьше времени на дорогу – а стоимость перелета может и не играть никакой роли.

Говоря коротко, современные сервисы для авиапутешествий мне очень сильно напоминают Linux – ими можно пользоваться, но надо потратить кучу времени на настройку. А очень хочется MacOS, хорошую и дружелюбную к пользователю систему, решающую задачу без дополнительных вопросов и лишней информации. Наверное, когда-нибудь такое будет.

А пока есть разные сервисы, которые пытаются как-то поспособствовать этому. Вот один из них – Routehappy, – который собирает массу информации о конкретных рейсах и аэропортах и позволяет подобрать рейс не просто по времени, но и по удобству для пассажира – будь-то модель кресел, качество еды или наличие Wi-Fi. Отзывов непосредственно пассажиров пока мало, но их количество растёт. Интересно будет посмотреть через некоторое время – они только что получили неплохое финансирование.

Путешествовать с комфортом

Закукливание Твиттера

Твиттер закрыл возможность видеть в веб-версии, через какой клиент был отправлен твит.

Все последние нововведения Твиттера – ограничения в новой версии API, блокирование запросов для Tumblr, – кажутся этакой проверкой на прочность – как быстро и как далеко может продвинуться хороший вебдванольный сервис, выросший на открытой архитектуре, API и открытости для сторонних разработчиков, в деле закрытия всего и вся и закукливания обратно. Ведь когда-то у Твиттера не было собственных программ-клиентов, не было собственных сервисов хранения картинок и видео, не было собственных сокращалок, а теперь они последовательно реализуют то, что, будучи реализованным на стороне, доказало свою востребованность, и закрывают возможность делать то же самое другим.

Ей-ей, я начинаю понимать мотивы, двигающие разработчиками App.net – такого гиковского альтернативного Твиттера, который решил, что он просто будет платный и максимально открытый. Между прочим, там только программ-клиентов уже несколько десятков, хоть для мобильных, хоть для десктопа. Это не считая веб-сервисов и плагинов к браузеров.

Закукливание Твиттера

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT