`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Управление предприятием-2006: стремление к простоте

Статья опубликована в №1-2 (570) от 16 января

0 
 

Вдохновившись примером капитана технической службы ВВС США Эда Мерфи, многие специалисты уже более полувека выискивают эмпирики, являющиеся результатом наблюдений и накопленного опыта. Они могут быть шутливыми ("Из любого устройства можно удалить по крайней мере одну деталь без ущерба для его работы" или "Все можно наладить, если вертеть в руках достаточно долго") и совершенно серьезными ("Достижение высокой надежности устройства бессмысленно, если она не ведет к повышению эффективности его работы"). Похоже, что 2006-й стал годом, в течение которого IT-разработчики прекратили свои эксперименты и, следуя универсальным эмпирикам, начали воплощать давно обещанные новинки в жизнь.

Для того чтобы читатель мог сопоставить прогнозы и реалии 2006 г., приведем несколько цитат из прошлогодней обзорной статьи.

"Главная тенденция в области ПО - конвергенция технологий и сервисов, разрабатываемых и внедряемых Google с поистине удивительной скоростью. Вероятнее всего, этот феномен заставит и разработчиков, и их клиентов применять иной способ построения своих программных систем".

"Очень много коммерческого ПО будет заменено продуктами Open Source или будет вынуждено стать таковым".

"SaaS уже получила небольшую долю на рынке, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса. Основу здесь заложила своими приложениями Salesforce.com, и теперь поставщики сервисов как грибы после дождя растут повсюду".

"Самый ошибочный из прогнозов трехлетней давности: "Волна блоггинга неизбежно спадет, поскольку миллионы ведущих свои публичные дневники людей поймут, что их практически не читают"..."

Почти все сказанное сбылось, но зачастую вовсе не так, как можно было ожидать. Приложения нового поколения все еще проектируются. Волна Open Source как-то схлынула, оставив после себя не так много востребованных продуктов. Компании все еще определяются с тем, для чего им нужно SaaS. И, наконец, многие блоггеры наигрались досыта и бросили это занятие.

Даже ведущие аналитические компании не смогли предугадать многие тенденции и события. Нет особой уверенности и в том, что они смогут это сделать в 2007 г., но по крайней мере с обобщением итогов прошедшего года они справились вполне удовлетворительно.

Gartner Group и IDC

Как одно из важнейших для отрасли IT направлений Gartner Group назвала в прошлом году аутсорсинг. Согласно ее прогнозу, доля первой десятки мировых аутсорсеров (которая сейчас составляет свыше 40% с объемом заказов 5,4 млрд долл.) сократится. Число крупных контрактов уменьшится, зато на рынке станет больше относительно мелких, но очень проворных исполнителей, способных быстро и качественно делать заказное ПО.

Еще одно важное наблюдение: число блоггеров стабилизируется: во всем мире их будет насчитываться примерно 100 млн. Согласно наблюдениям, их ряды уже поредели почти на 200 млн. человек, а пополнение происходит за счет подрастающего поколения. Это означает также, что блоги рассматриваются скорее как развлечение, а попытки использовать их в целях бизнеса оказались не слишком удачными. Соответственно блоги станут все более мультимедийными, в первую очередь за счет аудио- и видеофайлов.

Снова, как и в предыдущие три года, Gartner Group выражает надежду, что повсеместно будут выполняться правила регулирующего законодательства, направленного на усиление корпоративной социальной ответственности (Corporate Social Responsibility, CSR). Нет сомнения, что рано или поздно (а точнее, к установленному на 2009 г. сроку) предприятия начнут выполнять международные требования под страхом штрафных санкций. Частный вывод - отечественные компании избежать этого также не смогут и вынуждены будут обновлять свои корпоративные информационные системы с учетом документов SOX, Basel II и им подобных. Подготовку к этому наиболее предусмотрительные уже начали.

А вот - один из "ужасов нашего городка": к концу 2007 г. три четверти корпоративных систем будут инфицированы необнаруженным вредоносным кодом. Правда, комментаторы отнеслись к такому предсказанию спокойно, отметив, что, возможно, это число превышает 75% уже сегодня.

К 2010 г. до 60% владельцев устройств с доступом в Глобальную Сеть будут персонифицированы и отслеживаемы. Что бы ни говорили сторонники анонимности и невмешательства в частную жизнь, доставка определенного контента и другие преимущества окажутся достаточно привлекательными, и подавляющее большинство предпочтет пренебречь тем, что каждый их поступок может быть "вычислен" как коммерческими фирмами, так и соответствующими службами.

В следующие пять лет, до конца 2011 г., предприятия потратят 100 млрд долл. на неверно выбранные сетевые технологии и сервисы. Основная причина - использование устаревших представлений лицами, принимающими решение (или, как говорят в подобных случаях в Америке, stuck in the muck).

Центры данных по мере укрупнения все острее будут нуждаться в мощных источниках питания и системах охлаждения высокоплотных устройств, и эта проблема начнет смягчаться только где-то к 2010 г., когда ожидается появление чего-то принципиально нового.

Главное предсказание IDC на 2007 г. - hyperdisruption, полное разрушение. Речь о том, что поставщики информационных технологий пересекут свои традиционные границы и быстро перейдут на новые бизнес-модели на фоне медленного роста IT-рынка.

Пока можно только предположить, что произойдет: ПО станет услугой и наоборот, ранее незначительные рынки станут определяющими, появятся новые стратегии работы в каналах, а различия в обслуживании с розничных и корпоративных покупателей будут стираться.

Клиенты все чаще желают получить "быстрый доступ к уместной информации" - настолько, что это становится их основным требованием при выборе IT. Для реализации данного принципа крупнейшие мировые разработчики будут жестко конкурировать между собой и одновременно все вместе - с Web 2.0, средства которой уже сегодня называются "достаточно хорошими".

Приложения будущего

Наиболее неопределенными пока остаются толки вокруг новых парадигм корпоративных приложений - построенных по принципу "ПО как услуга" (Software-as-a-Service, SaaS) и композитных (Composite Apps). Последние составлены из многочисленных независимых легко подключаемых сервисов и представляют собой комбинацию наследуемых систем, Web-сервисов и т. д.

Оба подхода имеют определенный потенциал для того, чтобы существенно, если не радикально, преобразовать разработку приложений и принципы обеспечения ими пользователей. Они получат развитие в 2007 г., но пока массовых переходов на новое ПО в корпоративном мире не ожидается.

Тем не менее в Gartner Group считают, что Vista станет последней ОС Microsoft подобного типа. Следующее поколение операционных окружающих сред будет более модульным с обновлением по блокам. Другими словами, эра монолитного развертывания релизов программного обеспечения приближается к концу, и Microsoft будет заметным игроком в этом движении.

Правда, ряд специалистов возражает: Microsoft нуждается в больших операционных системах, чтобы получать большие доходы, а подписная модель должна еще доказать свою жизнеспособность и экономическую эффективность.

Нужно принять во внимание еще один фактор - бизнес-аналитику (Business Intelligence, BI). В этой области уже реализовано все, что может понадобиться корпоративным пользователям, а в целом - гораздо больше. Разработчикам BI, которые за долгие годы создали весьма совершенные приложения, инвестировав в них миллиарды, это, конечно, понравиться не может, поскольку привлекать клиентов теперь практически нечем.

Мощные средства BI включены в состав всех ведущих СУБД, а на рынке постепенно появляются Open Source инструменты данного класса. Как следствие, в 2006 г. многие крупнейшие разработчики BI уверовали в SaaS и присоединились к относительно небольшим компаниям, которые с самого начала ориентировались на BI этого класса.

Кроме того, и потенциальные клиенты, и разработчики средств BI стали серьезно исследовать возможности аутсорсинга процессов получения знаний (Knowledge Process Outsourcing, KPO). Необходимость этого диктуется прежде всего тем, что не все конечные пользователи способны верно интерпретировать результаты обработки данных средствами BI, и этим лучше заниматься профессионалам.

Например, большая роль отводится методам Location Intelligence, призванным выполнять сложный пространственный анализ и прогноз. Однако часто такие инструменты используются только как картографические, для наглядного визуального представления обычных региональных показателей, в то время как разработчики видят будущее аналитики такого рода в объединении систем ERP, CRM и SCM с GIS.

Компаниям, традиционно ориентирующимся на корпоративные приложения ведущих разработчиков, 2007 г. вряд ли принесет какие-то неожиданности.

Однако обозреватели отмечают и малоизвестную у нас американскую компанию Infor, которая в 2006 г. купила 19 софтверных фирм и не собирается на этом останавливаться. В результате ее клиентская база сегодня составляет 70 тыс. организаций, а доход в течение следующих двух лет планируется увеличить с 2 до 4 млрд долл. Такая модель ведения бизнеса может быть охарактеризована как "вездесущность", и Infor, безусловно, оказывает давление на отмеченных выше разработчиков как поставщик многих лучших в своем классе продуктов.

Бороться есть за что. В последнем отчете "The State of Enterprise Software Adoption" указано, что на корпоративное ПО в 2007 г. будет истрачено до 30% IT-бюджета.

Основные горячие темы, как и в 2006 г., - интеграция приложений, безопасность и переход на SOA. Главное направление модернизации ERP-систем - включение в них средств BI.

Остается добавить, что в области корпоративного ПО Vista не будет единственным продуктом Microsoft, который завладеет существенной "долей умов" пользователей. Очень интересно будет наблюдать за развитием продукта Microsoft Duet, призванного обеспечить работу приложений SAP с интерфейсом Microsoft Outlook.

SOA и SaaS

Все чаще и громче в 2006 г. слышались голоса о том, что не нужно особо обольщаться по поводу архитектуры, ориентированной на сервисы (Service-Oriented Architecture, SOA), которая разрекламирована как средство чуть ли не от всех IT-проблем.

Как и 2005, прошедший год не раз и не два объявлялся годом SOA, и опять действительность оказалась куда прозаичнее, чем прогнозы, что вызвало подозрения в очередном грандиозном обмане клиентов.

Один из аналитиков копнул глубже, сформулировав свою мысль так: "Создание меганабора SOA, включающего все и на все случаи жизни, фактически противоречит самой философской концепции SOA".

Безусловно, CIO всегда хотели иметь недорогое интеграционное ПО, и само понятие SOA далеко не ново. Все дело в ее практической реализации и масштабе применения. Теоретически вопрос ясен, но образцово воплотить принципы SOA на практике пока не удалось никому, поскольку задача действительно очень трудная.

Как сегодня разработчиками продвигается эта концепция, показывает следующий пример из области CRM. Заказчикам совершенно понятны такие вопросы, как увеличение объема продаж и эффективности обслуживания клиентов, степень их удовлетворенности и т. д. Они очень хотели бы получить "золотые данные" - т. е. актуальные, наиболее полные и правдивые, и не откажутся за это заплатить.

В результате появляется локальная концепция интеграции всей информации о клиентах (Customer Data Integration, CDI) из самых различных источников - как внутренних, так и внешних. Насколько хорошо все это будет работать, еще неизвестно, но продать такое прикладное ПО уже значительно легче, чем какую-то абстрактную SOA-систему.

Постепенно выявляются и конкретизуются и другие практические применения принципов SOA. Например, серьезная угроза для разработчиков монолитных систем - избыточность функциональных возможностей, которая еще больше возрастет при слиянии компаний. Естественно, очень хотелось бы выбросить из системы ненужные части, удешевляя ее и делая проще в эксплуатации. Обеспечение подобной возможности - задача, с которой может справиться SOA.

Все же общая картина начинает складываться достаточно благоприятно. В апреле 2006 г. группа WS-Policy вступила в W3C, что привело к выработке официальной спецификации и стандартизации используемых методов. Созданы средства быстрой разработки.

SAP, Oracle и в некоторой степени Microsoft продолжат инвестировать в SOA и SaaS. Все три компании будут дальше работать над ERP-системами следующего поколения соответственно на платформах mySAP ERP, Oracle Fusion и Microsoft Dynamics.

SAP выпустит свой первый, полностью основанный на SOA, программный пакет для средних предприятий, а Microsoft предложит клиентам данного сегмента уже четвертую версию CRM-продукта, обладающего развитыми средствами для работы в каналах дистрибуции.

SaaS сегодня в основном интересуются фирмы среднего размера со штатом 100-499 человек (замечено, что чем крупнее компания, тем больше она полагается на собственную IT-инфраструктуру).

Это вполне предсказуемо. Удивительнее то, что с помощью SaaS предприятия хотят решать проблемы, связанные с управлением персоналом (54% опрошенных) и с ERP (40%), хотя еще год назад считалось, что CRM - едва ли не единственная область, где SaaS может принести существенную пользу.

В итоге количество CRM-клиентов, например, Salesforce.com (которую вполне можно считать "лицом" SaaS) уже не будет расти прежними темпами. Кроме того, в 2007 г. у нее закончатся многие стандартные двухлетние контракты на обслуживание и их постараются заполучить другие игроки рынка. Однако такая ситуация свидетельствует о том, что SaaS, что называется, "пошла", и перспективы у данной технологии также вполне благоприятные.

Linux и Open Source

Здесь прежде всего следует отметить, что в 2006 г. Oracle стала первой топ-компанией, которая не просто благосклонно относится к Linux, использует ее и поощряет ее продажи, но даже навесила ярлык "небьющейся" (unbreakable) на Red Hat Enterprise Linux.

Microsoft и Novell согласились стать партнерами для обеспечения большей совместимости Linux и Windows. Фактически это можно рассматривать как признание Microsoft наличия не просто определенной проблемы для ее бизнеса, но серьезной ОС, с которой так или иначе придется считаться.

Тем временем Linspire выпустила Freespire 1.0, основанную на Debian ОС для ПК. В ней сочетаются Open Source ПО и требующие лицензирования драйверы, кодеки и приложения. Для Ubuntu 2006 г. стал годом роста популярности и частичного смещения в корпоративную область.

Раскол между идеалистами и прагматиками Linux, первые признаки которого появились около двух лет назад, все углубляется. Сколько бы романтики ни говорили о предании принципов распространения открытого ПО, все серьезные Linux-проекты так или иначе коммерциализуются, и, в частности, благодаря этому популярность Linux и для настольных ПК, и для корпоративных применений в 2007 г. будет продолжать расти. Но все же самым перспективным пока выглядит использование Linux в центрах данных, где существует масса реализованных проектов.

Достаточно зрелым в 2007 г. должен стать Open Source-проект Xen, связанный с виртуализацией, и удачным ходом является включение ряда средств управления Xen в новейшую Red Hat Enterprise Linux 5.

Вероятно, наиболее интересные события в мире Linux развернутся вокруг десктопов, хотя практически будет сделано не слишком много. В этом отношении показательны результаты исследований Info-Tech Research Group, в ходе которых было опрошено около 1,4 тыс. IT-профессионалов. Оказалось, что пока Microsoft доминирует на рынке предприятий среднего размера с 75%-ным проникновением для Windows и 65%-ным - для Windows Server 2003. При этом многим из них Linux попросту неинтересна, и только 10% респондентов осторожно отметили, что они планируют "пристальнее рассмотреть возможности применения Linux в течение следующих трех лет".

CRM

Нельзя обойти вниманием и CRM как основную идеологию и методологию работы с клиентами. В 2006 г. не отмечено шумных приобретений и скандалов, но рынок был активным и, пожалуй, даже шумным.

Много говорилось о том, что нужно шире использовать средства оптимизации поисковых машин (Search Engine Optimization, SEO) на торговых и маркетинговых сайтах, давая потенциальным клиентам наиболее релевантную информацию.

Толковали в очередной раз об управлении бизнес-процессами продаж и маркетинга (Business Process Management, BPM), оговариваясь при этом, что в первую очередь следует руководствоваться не слепым копированием тех или иных образцов, а здравым смыслом и четким пониманием конечной цели. Все сошлись во мнении, что нужно развивать и активно использовать средства самообслуживания - как сотрудниками компаний, так и пользователями.

Вновь возросла популярность старого доброго direct email marketing - прямых почтовых рассылок. Перепробовав разные способы, торговцы пришли к выводу, что самым эффективным каналом привлечения клиентов является все же целевая рассылка электронных писем (красиво и профессионально сделанных, с включением мультимедиа), но меньшей группе получателей, которые сами интересуются такими сообщениями.

Основной головной болью для CRM становится безопасность. Согласно одному из недавних исследований, в 2006 г. было утеряно столько данных о клиентах, что компании недополучили в среднем по 140 долл. с каждого из них.

Мобильный CRM уже начинает работать реально, хотя с конца прошлого века каждый год объявлялся годом этой технологии. Теперь, похоже, время пришло, особенно на рынке средних предприятий. Кстати, и Salesforce.com, скорее всего, не зря приобрела компанию, специализирующуюся на мобильном CRM.

Да и вроде бы почивший большой CRM возвращается. К 2010 г. объем рынка ПО CRM, по разным оценкам, составит от 8,4 до 10,9 млрд долл. Вряд ли уже кто-то будет искать причины мнимой смерти CRM - недостатки методологии, технологии или терпения. Достаточно того, что он сегодня скорее жив, чем мертв.

Наконец, всеобщее осуждение заслужил astroturfing как способ нечестной конкуренции. Этим термином, как известно, определяется большая игра, в которой с помощью блогов, досок объявлений, подкастов, wikis, чатов и социальных сетей создается искусственная среда обсуждения, где вымышленные персонажи нахваливают одни товары и плохо отзываются о других.

Теория и практика CIO

Сначала немного теории. Если попытаться обобщить трибунные призывы различных гуру, то получится примерно следующее:

  • IT давно дистанцировались от "единиц и нулей", и департамент программистов становится не затратным подразделением, обслуживающим основной бизнес, а движущей силой компании;
  • более, чем когда-либо, компании оценивают своих ключевых служащих по их способности стратегически мыслить, коммуникабельности и деловой хватке;
  • в результате востребованы прежде всего те IT-специалисты, которые понимают, как максимально использовать технологии для достижения основных бизнес-целей, и могут это четко сформулировать.

На практике CIO не особенно прислушиваются к таким пламенным речам, решая более прозаические вопросы. Согласно опросам, 54% из них считают, что наличие фундаментальных бизнес-знаний IT-персонала в течение ближайших пяти лет не станет важнее, чем сегодня. Несмотря на давние разговоры о подчиненности CIO только первому руководителю, сейчас фактически так работают, самостоятельно решая бизнес-проблемы, только 45% из них, четверть подчинена финансовому, а 16% - коммерческому директорам.

А вот хорошего технического специалиста найти сложно. Наиболее желанными навыками IT-персонала CIO назвали администрирование Windows Server 2000/2003 (79%), сетей Cisco, Nortel и Novell (76%), баз данных Oracle, SQL Server, DB2 (69%) и беспроводных сетей (57%).

Большинство CIO выражает озабоченность по поводу поиска профессионалов, поскольку нагрузка на IT-специалистов возрастает, а решаемые ими задачи становятся все сложнее. Удержать сотрудников пытаются традиционными методами - за счет оплаты дополнительного обучения, гибких графиков работы и, конечно, повышения окладов.

Свыше половины CIO ожидают увеличения IT-бюджетов, а еще 33% считают, что они не уменьшатся. При этом львиная доля средств уйдет скорее на дополнительную оплату ключевого персонала, чем на наем новых сотрудников.

Всем подряд зарплаты повышать также не будут - разве что на уровне компенсации инфляции. А вот Web-разработчики и администраторы хранилищ данных могут рассчитывать на 20-30%-ную прибавку и выход приблизительно на уровень 100 тыс. долл. в год.

Проза жизни

Если вернуться от головокружительных глобальных предсказаний на землю, то окажется, что в практическом плане 2006 г. принес ряд не слишком громких изменений, которые заметно помогли пользователям IT.

Так, дисплеи стали больше, лучше и одновременно дешевле. Глаза людей, сидящих за компьютерами, не молодеют, и доказано, что со временем это отражается на производительности их труда.

Весьма эффективными при развертывании и обновлении приложений зарекомендовали себя новые средства автоматизации (automated server provisioning tools), существенно облегчив жизнь системных администраторов.

Продукты Open Source стали достаточно совершенными для того, чтобы их начали использовать для критических корпоративных применений, причем нередко это - лучший в своем классе вариант.

Несмотря на то что крупномасштабные проекты, связанные с виртуализацией серверов, только-только выходят из экспериментальной стадии, их перспективность для повышения степени загрузки мощностей не вызывает сомнений. Многообещающе выглядят и новые возможности автоматического восстановления после сбоев.

Хотя записные программисты и морщатся при упоминании комбинации XML и JavaScript, для тех, кому нужно не более чем средство интеграции данных из различных приложений, Ajax может стать чем-то вроде универсального швейцарского ножа.

Следует с должным почтением отнестись к усилиям AMD: без нее не было бы такого ценового давления на Intel, двухъядерные процессоры все еще были бы хоть и близкой, но перспективой, и, соответственно, недорогие мощные серверы на их основе все еще находились бы в "дорожных картах" сборщиков. Практически то же можно сказать о Google: ее присутствие заставило Microsoft гораздо внимательнее относиться к своим потенциальным клиентам.

Безусловно, "плохие парни", создающие вредоносные программы и сующие свой нос куда не следует, становятся все изощреннее. Но несомненно и то, что качество инструментов безопасности в 2006 г. значительно улучшилось, относительно простые нападения успешно отбиваются, и правильно организованная корпоративная структура уже не дырява, как кусок сыра.

Ну а в целом характерной особенностью 2006 г. стало стремление к простоте. Множество новинок меньшей стоимости появилось и в ПО, и в области аппаратных средств. Их задача - быть несложными в эксплуатации и надежно делать свое дело.

Эту мысль очень лаконично выразил один из руководителей компании Netezza, которая выпускает дешевые и производительные серверы данных: если вы хотите поджарить тост - вам нужен тостер и ничего больше.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT