`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Если конкурент не сдается, его покупают

0 
 

Пожалуй, за всю свою многолетнюю историю компания Apple не привлекала к себе столько внимания компьютерной и деловой прессы, как в течение последних нескольких месяцев. Чехарда в руководстве, постоянно изменяющаяся стратегическая линия на фоне непрерывного снижения объемов продаж и доли рынка, все возрастающее влияние клонмейкеров сделали свое - то и дело поговаривали о предстоящей покупке Apple кем-то из более богатых компаний. Однако события развернулись по-другому. 2 сентября Apple объявила о своем намерении приобрести за 100 млн.долл, в своих акциях внутренние активы Power Computing, самого крупного клон- мейкера Мас’ов. Это второе солидное приобретение, сделанное Apple менее чем за год. В декабре прошлого года она потратила 400 млн. долл, на покупку Next Software - компании, которую так же, как и Apple, основал Стивен Джобс (Steven Jobs).

Power Computing с оборотом в 400 млн. долл, «поднялась» исключительно на продажах клонов Macintosh. Не прилагая особых усилий на завоевание корпоративного рынка, компания первой из производителей Mac-техники сделала ставку на прямой маркетинг и продажи и достигла в этой области значительных успехов. В пределах США каждый мог заказать по почте либо на WWW- сервере компьютер определенной конфигурации, который доставлялся покупателю в течение 48 часов. Аналогично действуют на рынке PC компании Dell, Gateway 2000. Micron. Не удивительно, что костяк команды Power Computing состоял из бывших сотрудников Dell, «съевших собаку» на прямых продажах. Подобная политика, позволяющая сэкономить до 3% стоимости по сравнению с традиционной продажей техники через реселлерские структуры, вкупе с мощными технологическими наработками в области архитектуры клонов, дала возможность Power Computing иметь в ассортименте модели, более мощные и дешевые по сравнению с аналогичными у Apple. И компания стала сначала медленно, а затем все настойчивее теснить Apple с «рыбных мест».

Очевидно, что такой ход событий не устраивал Apple. После того, как она договорилась о перемирии с Microsoft за кругленькую сумму в 150 млн. долл., Стивен Джобс, являющийся в настоящее время неофициальным идеологом и лидером компании, объявил, что Microsoft становится «другом навек». Необходимо было найти нового «врага номер один», виновного в продолжающихся неуспехах. И таким «врагом» были объявлены клонмейкеры. Джобс решил восстановить «status quo», вернув в лоно Apple право монопольной разработки и аппаратного, и программного обеспечения. По мнению руководства компании, существующая политика лицензирования платформы не столь выгодна для Apple, как могла бы быть. Фактически происходило тривиальное субсидирование клонмейкеров, поскольку затраты Apple по разработке и маркетингу платформы значительно превышали средства, получаемые от лицензирования. За каждый проданный клон Macintosh Apple «платила» из своего кармана несколько сотен долларов. Кроме того, политика лицензирования не повысила популярности платформы, отобрав долю рынка не у Wintel, как ожидалось при планировании программы, а у «родителя». По мнению Apple, из всех продаж, сделанных клонмейкерами (читай - Power Computing), 99% шли бывшим клиентам Apple и лишь 1% или даже меньше - новым, принявшим решение о приобретении платформы Macintosh. Смешно, но альтернативные исследования показывают, что из потерянных Apple клиентов лишь около половины приобрели технику у клонмейкеров, остальные же перешли на Wintel. А потери весьма значительные - в 1995 г. Apple продала 4,5 млн устройств, а в нынешнем ожидается только 3,5 млн.

Что последовало затем, подробно описано в предыдущем номере «Компьютерного Обозрения». Вкратце: Apple, сохраняя свои обязательства по старым лицензиям, объявила, что не станет выдавать новых ни на предустановку на клоны новой версии Mac OS, ни на предоставление технической информации, касающейся последних разработок компании, ни на сертификацию платформы CHRP (Common Hardware Reference Platform), с которой связывались большие надежды как производителей, так и пользователей Macintosh, ни на производство клонов Power- Book - ноутбуков от Apple.

Очевидно, что Power Computing была наиболее «шумной» в противостоянии новой политике Apple. И стала местом расправы с первой «жертвой» - две недели назад Джоэл Коучер (Joel Kocher), президент и COO (Chief Operating Officer) Power Computing, бывший CEO Dell Computer, объявил о своем уходе с этой должности, объяснив это решение тем, что он не согласен с политикой компании во всем, что касается лицензирования Mac OS. Коучер был сторонником жесткой линии, в то время как остальные члены правления все более и более склонялись пойти на попятную в отношении Apple. Уход Коучера и открыл дорогу состоявшейся сделке.

Apple получила в результате 25 из 400 сотрудников Power Computing, которые занимались прямым маркетингом и дистрибьюцией продукции, некоторые технологические разработки, право эксклюзивного пользования в течение пяти лет базой данных о 200 тысячах клиентов компании и, что самое главное, вернула себе лицензию на распространение Mac OS. Power Computing сохраняет свое название и будет продавать Мас-совместимые компьютеры до конца этого года, а также обеспечивать поддержку уже приобретенной техники.

Что касается Mac OS 8, то ее поддержкой для клиентов Power Computing будет заниматься Apple. В планы Power Computing не входит выпуск компьютеров для Apple, поскольку последняя не приобрела ее производственных мощностей.

Apple также определила, что все новые заявки о лицензировании будут рассматриваться только в разрезе расширения существующего рынка Мае OS-систем. Однако компания не отказывается совсем от своей программы лицензирования, и будут приниматься любые предложения, выгодные для Apple и платформы Macintosh в целом. Так, к примеру, один из текущих лицензиатов - тайваньская компания Umax - может расширить влияние Apple географически, поскольку ее позиции особенно сильны в Центральной и Юго- Восточной Азии, где Apple представлена слабо.

Несмотря на то, что фактически компания куплена, Power Computing настойчиво продвигает планы по производству и маркетингу портативных и десктоп-компьютеров на платформе PC. Первые модели ноутбуков на базе новых процессоров Intel Tillamook под маркой PowerTrip появятся в ближайшее время. Устройства позиционируются для пользователей, интенсивно работающих с графическими приложениями и уделяющих больше внимания решаемым задачам, а не платформе, на которой они работают. В следующем году ожидается появление десктоп-систем.

Итак, все стало на свои места. Apple, похоже, переняла принцип работы своего новоявленного «друга» Microsoft, продемонстрировав еще раз наивернейший способ убрать конкурента - просто его купить. Apple таким образом решила проблему своего крупнейшего конкурента, не желая терпеть на рынке своей продукции кого-то более успешного, чем она сама. Конкурента, который мастерски использовал все слабые стороны Apple, постоянно заставляя ее сбрасывать цены и находиться в тонусе. Стив Джобс настроен весьма любезно: «Мы постараемся извлечь урок из опыта Power Computing, которая успешно создала 400-миллионный рынок прямых продаж, и очень рады, что клиенты этой фирмы снова вернутся в семью Apple». Ему вторит Стивен Канг (Stephen Kahng), основатель и CEO Power Computing: «Мы верим, что дух Power поможет сделать Macintosh сильнее».

А что же достается клиентам? Оптимисты рассчитывают, что объединение масштабов и мощи Apple и инноваций и навыков прямого маркетинга Power Computing смогут вывести Apple и в целом платформу Macintosh (что теперь фактически одно и то же) на новые рубежи. Пессимисты полагают, что в результате сделки убивается конкуренция и у клиентов отнимается право выбора поставщика, что возвратит рынок Macintosh в «первобытное» состояние, когда монополист Apple могла назначать просто запредельные цены на свою продукцию. Многие опасаются, что в силу ослабления конкуренции Apple сможет сэкономить на разработках. Таких пессимистов, похоже, подавляющее большинство. Реакция пользователей в Internet была резко отрицательной - большинство, чувствуя себя обманутыми Apple, склонялось к отказу от платформы Macintosh в пользу Wintel. «Эта сделка одна из грандиознейших ошибок в истории американского бизнеса. Не давая мне права выбора, Apple вынуждает перейти на другую платформу», - написал в открытом письме компании Apple один из читателей телеконференции, посвященной компьютерам Macintosh. «Сегодня компьютерная индустрия - это открытые стандарты и конкуренция», - вторит ему другой. Большинство пользователей не верит в то, что Apple способна выпускать столь производительные и недорогие системы, как это удавалось Power. Ну а по мнению еще одного читателя, самым главным врагом Apple является сам Джобс.

Чего же все-таки стоит, без сомнения, решительный шаг Apple? Ответ дадут объемы продаж Macintosh в течение ближайших нескольких кварталов. Если они снизятся, для Apple и платформы в целом это может закончиться очень плачевно - компания, так и не успев реализовать свою новую стратегию, получит сокрушительный удар, от которого оправиться будет очень сложно, практически невозможно. Однако хочется верить, что опытный бизнесмен Джобс не собирается действовать по принципу Тараса Бульбы: «Я тебя породил, я тебя и убью». Хотя, я думаю, клубок проблем, которые опутывают Apple, в результате сделки станет еще больше.


Вы можете подписаться на наш Telegram-канал для получения наиболее интересной информации

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT