`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Кто же ты, идеальный CIO?

В «новой норме» все больше внимания уделяется цифровой трансформации. Это вносит значительный сумбур в и так непростой вопрос ожиданий от роли CIO в различных отраслях.

Вокруг нас обилие будоражащих умы модных слов и технологий, таких как, Blockchain, Artificial intelligent, bigdata, small data, IoB и множество других, которые должны появиться в арсенале ИТ и перевернуть привычный ход вещей и бизнес в целом. Однако мир до сих пор не может найти ответ, какие компоненты создают идеальную химию CIO. Немалую толику сумятицы вносит тот факт, что многие из собственников украинского бизнеса, топ-менеджеров и директоров не сформировали для себя ключевые отличия между CIO и CDTO.
 
Как следствие, спектр ожиданий от CIO на рынке разнится от «администратора с менеджерскими навыками» до «человека, который придет и трансформирует бизнес в полностью новый – цифровой». Но самое главное, что образ «технаря в свитере с кабелем в руках» канул в лету и это не может не радовать :-)
 
С одной стороны, CIO сейчас воспринимается как бизнес-партнер и один из ключевых членов команды в реализации стратегии развития бизнеса и разработке новых продуктов. С другой стороны, фокус последних лет на автоматизации и роботизации, а особенно со взрывным ростом и изменением характера потребления цифровых продуктов в результате пандемии COVID-19, привели к завышенным ожиданиям от роли CIO. То есть ожидается, что человек на данной позиции самостоятельно трансформирует бизнес-процессы, переосмыслит концепцию продуктов, перестроит весь бизнес в соответствии с вызовами «новой нормы». Естественно, при этом он обеспечит одинаково высокий пользовательский опыт при потреблении сервисов из любого места. Однако это определение гораздо лучше описывает задачи CDTO – роль, полностью сфокусированную на трансформации ежедневной операционной деятельности компании, способах предоставления сервисов и, естественно, цифровых сервисов. И конечно же, за переосмысление концепции продуктов, пользовательского опыта и опыта предоставления сервисов сотрудниками.

Но давайте вернемся к сути вопроса, какие ключевые составляющие генома необходимы для создания идеального CIO?

Диджитал в крови

Конечно, CIO должен быть глубоко погружен в цели бизнеса и развитие новых продуктов. Он должен искать новые идеи, презентовать технологии, которые позволят вести бизнес в «новой норме». CIO должен стать евангелистом и привносить свое видение технологических решений, которые определят цифровую трансформацию.
 
Данные – фундамент принятия решений

Будущее всех бизнес решений будет основываться на нескольких ключевых принципах: как можно ближе к точке контакта с клиентом, использовать максимальный объем доступных данных, решения должны приниматься настолько быстро, насколько это вообще возможно. Следственно, ИТ должно обеспечить платформу для сбора необходимых данных и «цифровой пыли», позволяющую применять алгоритмы для всеобъемлющей аналитики по запросу и доступной из любого места.
 
Фокус на кибербезопасность

Поскольку компании все больше ускоряют свои цифровые стратегии для прорыва в цифровой трансформации и внедрение концепта сервисов в любом месте, они становятся более уязвимы и чувствительны к киберугрозам. Поэтому CIO должен подготовить симметричный ответ и обеспечить безопасность инфраструктуры в небезопасных средах или “zero trust environment”. Включая, как потребителей, которые хотят получать одинаковый сервис в любом месте с любого устройства, так и внутренних пользователей, которые должны качественно предоставлять сервис и удаленно, и в корпоративной среде. При этом необходимо обеспечить безопасность данных и алгоритмов их обработки.

Фокус на ППЛ

Нет, я не имею в виду PPL, хоть некоторые CIO этим и увлекаются :-) А вот формула процессы+продукты+люди даст ценность там, где ее не было ранее и станет ключом к успешному лидерству в ИТ в следующем десятилетии.  
 
Операционное совершенство

И в завершение, если все сказанное выше реализовано, CIO должен не забывать о непрерывности бизнеса и зрелых ИТ процессах. В цифровой модели бизнеса операционная детальность всецело зависит от доступности и качества ИТ сервисов. Поэтому руководитель ИТ должен быть уверен, что все бизнес-процессы устойчивы и контролировать качество на каждом шаге процесса.

Так же ныне стало популярно мнение, что CIO должен быть фанатичным последователем облачных сервисов. Но не все облака одинаково полезны :-) Решение использовать публичные облачные сервисы или приватные, SaaS или сервисы в собственной инфраструктуре должно быть хорошо взвешено и сильно зависит от специфики конкретного бизнеса и его зрелости. То же самое можно сказать и о подходе к ИТ-архитектуре, в зависимости от конкретных вызовов и целей которые стоят перед бизнесом необходимо смещать фокус к какому-то принципиальному подходу – единой платформы или лучшее из доступного (Best of Breed). И в соответствии с этими решениями строить операционные процессы и организационную структуру ИТ.

Выходит так, что сегодня CIO должен быть полностью погружен в бизнес и при этом оставаться сфокусированным и вовлеченным в принципиальные технические вопросы. А значит это действительно круто быть одним из нас :)

Приватность в digital-мире - миф или реальность?

В числе ключевых трендов грядущих лет – анонимность и приватность личности в цифровом мире. Например, Gartner прогнозируют, что к концу 2025 г. более 3 млрд. пользователей будет охвачено, по крайней мере, одной коммерческой или государственной, программой «Интернета поведения» (IoB). В то же время половина крупных организаций внедрят новые алгоритмы обеспечения приватности для обработки данных в незащищенных и совместных (shared) средах.

И пользователи, и компании будут монетизировать свою приватность, только по разные стороны баррикад. Бизнес начнет платить или предоставлять свои услуги в обмен на возможность собирать и монетизировать данные пользователей. Люди же будут использовать различные программные комплексы для отслеживания и контроля персональной информации, и продавать ее. Высока вероятность, что корпорации в борьбе за право анализировать данные пользователей будут готовы платить дополнительную премию за эксклюзивный доступ к ним.

С другой стороны, все актуальнее становится вопрос цифровой национальной безопасности, контроль действий и информации со стороны силовых ведомств. Недавно очередной виток получил скандал с двойным бэкдором от «Агентства национальной безопасности США» и «неизвестного государства» в ОС сетевого оборудования Juniper.

Кроме того, на днях совет министров ЕС принял постановление, обязывающее производителей «мессенджеров», например, WhatsApp, Signal и т.д., предоставить мастер-ключи для мониторинга сообщений с E2E-шифрованием.

Это далеко не первая активность в данном направлении. Франция в течение всего года продвигала инициированные Великобританией действия против безопасного шифрования на таких платформах, как WhatsApp, на уровне ЕС. Основа для этого была подготовлена еще в 2015 г., как и история с Juniper, в виде целой серии инициатив Европола и ФБР.

Только в начале октября министры внутренних дел Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии и Канады, а позже Японии и Индии, снова обратились к интернет-провайдерам с просьбой оборудовать свои сети инструментами для сотрудников правоохранительных органов.

Как вы считаете, где проходит разумная граница приватности и национальной безопасности?

Какие технологические тренды будут определяющими в 2021-м. Версия Gartner

Новогодние праздники все ближе, а вместе с ними - традиционный период подведения итогов уходящего года и, конечно, взоров в годы грядущие. Вот и Gartner уже подготовил очередной прогноз технологических трендов, определяющих 2021-й.

Итак, что же, по мнению аналитиков Gartner, будет задавать тренды и влиять на ближайшее будущее?

Тренд №1: Интернет поведения или Internet of Behaviors (IoB)

Подразумевает под собой аккумулирование «цифровой пыли» или любых частиц данных о поведении и привычках людей. Используя этот массив данных можно построить механизм, позволяющий изменять модель поведения людей или использовать привычки для продвижения своих продуктов. Например, собирая данные с телеметрии грузовиков, камер на дорогах и знаков, логистическая компания может анализировать привычки водителей резко тормозить, поворачивать. Потом основываясь на аналитике - повышать эффективность и скорость доставки, безопасность грузов.

Тренд №2: Совместный опыт или Total experience

Такой себе crowdfunding, только ресурс здесь опыт, а не деньги. Другими словами, собираем опыт из всевозможных источников и участников предоставления сервиса, например, клиентов, партнеров, сотрудников, технологий и анализируем со всех сторон. Как результат - получаем идеальный продукт, который круто как продавать, так и потреблять.

Тренд №3: Шпион, шпион, выйди вон! или Privacy-enhancing computation

Паранойя набирает обороты в отношении самого ценного, что сейчас есть у бизнеса - данных. А как же ее немного успокоить? Рецепт прост - убедитесь, что среда для обработки и анализа чувствительных данных безопасна. Но ведь верить нельзя никому, потому зашифруйте данные и алгоритмы перед использованием. Стало легче? Но где-то внутренний голос ещё бурчит? Тогда используйте для анализа данных распределенные среды и в случае компрометации одной части целостная картина останется в безопасности.

Тренд №4: Распределенное облако или Distributed cloud

Здесь все просто :-) Распределенные облака – будущее облачных вычислений! Если сомневаетесь, см. предыдущий тренд. Физически все больше и больше облачные сервисы будут распределяться географически, но при этом управление, эксплуатация и развитие останутся у 3-4 ключевых облачных провайдеров.

Тренд №5: Бизнес off-line теперь как on-line или Anywhere operations

Как ни крути, но пандемия COVID-19 стала ключевым триггером цифровой трансформации и дала резкий толчок реорганизации операционной модели бизнеса. Все больше организаций отказываются от своих офисов, так как не видят в них необходимости. И дальше этот тренд будет усиливаться – сервис должен предоставляться одинаково круто (если нет, то см.  п. 2), вне зависимости от того, где находится клиент, поставщик, партнер или сотрудник. Это новое конкурентное преимущество и must have в «новой норме»

Тренд №6: Амеба кибербезопасности или Cybersecurity mesh

Учитывая все предыдущие (да и последующие) тренды, сотрудники, данные, устройства в любой момент времени могут находиться в любой точке планеты и это никак не ограничить контролируемым периметром ИБ. В общем, страшный сон любого CISO стал реальным. Что же противопоставить? Концепцию организации распределённой, «ячеистой» ИБ. Когда каждый отдельный компонент, отделившись от своей «амебы», может в достаточной мере обеспечить уровень защиты.

Тренд №7: Бизнес как конструктор или Intelligent composable business

В «новой норме», где цифровая трансформация и цифровая стратегия бизнеса в самом низу пирамиды потребностей, бизнесу необходимо обеспечить гибкость и максимальную скорость принятия решений. Соответственно необходимо упрощать сотрудникам доступ к данным, обогащать последние всевозможными ракурсами и смещать принятие решений максимально близко к точке взаимодействия с клиентом.

Тренд №8: Корпоративная культура искусственного интеллекта или AI engineering

Потребность в эффективных алгоритмах аналитики и самообучающихся систем будет формировать рост важности ИИ в развитии бизнеса. Но не секрет, что любые инновации, в том числе и AI, не всегда легко приживаются в организации и часто встречают крепкое, дружное сопротивление :-) Для того, чтобы подобные трансформации были успешны, необходима организация сильной внутрикорпоративной структуры и корпоративной культуры, которые создадут основу для проектирования, масштабирования и внедрения новых ИИ-систем в бизнес-процессы.

Тренд №9: Пятилетка автоматизации или Hyperautomation

И последний тренд на сегодня, но не последний по значению - тотальная автоматизация всего и вся. Как раз на днях говорили об этом с "Террасофт" на Accelerate Global 2020. Замещение рутинных операций в компаниях автоматизированными или роботизированными инструментами и смещение фокуса персонала на более интеллектуальные задачи.

Резюмировать прогноз можно парой мыслей: если что-то может быть автоматизировано, то оно должно быть автоматизировано. Не стоит забывать о концепции Zero Trust Environment, безопасности этих решений и контроле данных. Вам так же стоит сдуть пыль с учебников по матстатистике и алгоритмизации. Ведь за анализом, корреляцией, всевозможным обогащением данных и разработкой более интеллектуальных алгоритмов будущее.

Три основных вопроса цифровой трансформации

Вы наверняка уже видели одни из недавних рекомендаций Gartner для разработки дорожной карты ИТ в процессе цифровой трансформации — The IT Roadmap for Digital Business Transformation. Если же нет, настоятельно рекомендую.

Итак, что же предлагает Gartner? Если коротко — прежде всего необходимо ответить на 3 основных вопроса для правильного формирования стратегии трансформации:

  • Ваша цель — трансформация или оптимизация?

  • Какие ключевые этапы?

  • Кто лидеры каждого направления и какие команды должны быть вовлечены?

Ну, а далее — необходимо приступать ко всем известному циклу бесконечного совершенствования:

  • Цели — определить стратегию и основные выгоды.

  • Архитектура.

  • Деливери — минимально возможный, читай жизнеспособный, MVP.

  • Масштабирование или Go Live.

  • Усовершенствование или круг замкнулся.

Если вы уже вовлечены в процесс трансформаций, возможно, у вас есть дополнительные рекомендации к тем, что предлагает Gartner — с учетом вашего опыта и локальных реалий?

 
 
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT