`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Авансы революции

Статья опубликована в №12 (580) от 27 марта

0 
 

Мешок прорвался. Технологии, созревавшие в засекреченных исследовательских подразделениях разработчиков средств бизнес-аналитики, разом выброшены на рынок, который и сам в последние три-четыре года созревал для принятия новых концепций построения корпоративных информационных систем. Больше – никаких надстроек! Бизнес-аналитика становится основой IT-инфраструктуры, образуя то, что сегодня получило название BI-платформы.

Термин «бизнес-аналитика», которым чаще всего переводится «Business Intelligence» (BI), довольно приблизительно отражает смысл англоязычного словосочетания. Если к «Business» особых претензий нет, то «Intelligence» требует более глубокого понимания его значения. Для него имеется целый ряд определений: интеллект, рассудок, ум, способность к пониманию; сообразительность, прозорливость; информация или сведения; разведка. До наших дней дошел афоризм, приписываемый Екатерине Второй: «Управлять – значит предвидеть». Наверное, помощь в реализации этого принципа и является основной задачей ПО данного класса. В теме номера мы предлагаем читателям обзор последних тенденций в области BI, мнения ведущих игроков украинского рынка и сводную таблицу их продуктов, подробности реализации штатной бизнес-аналитики в Microsoft SQL Server 2005, а также рассказ о любопытной альтернативе – «электронных таблицах масштаба предприятия», реализованных в Open Source продукте. Надеемся, что эта «информация к размышлению» будет полезной тем, кто думает о том, как опередить конкурентов и сделать свой бизнес максимально прибыльным.

2006:революция

Для BI 2006 г. был, по сути, годом разрушений и преобразований. Появление новых парадигм и приложений пришлось как раз на то время, когда «лучшие из породы» (best-of-breed) программные продукты для деловой аналитики получили серьезного конкурента в виде комплексных наборов инструментов (BI Suite) – пусть и не самых изысканных, но надежных, на все случаи жизни и гораздо менее дорогих. Второе событие, значение которого трудно переоценить – официальный выход на рынок бизнес-аналитики Microsoft, Oracle и SAP и фактически объявление ими войны его старожилам.

Одновременно достаточно быстро в BI развивается направление SaaS (Software-as-a-Service). Приложения, предоставляемые аналитику как сервис, становятся все востребованее, но уверенно дать прогноз, что в течение ближайших нескольких лет они будут доминировать на рынке, пока не берется никто. Это во многом объясняется тем, что ведущие его игроки, такие как Business Objects, Cognos, Hyperion и другие, начали спешно создавать аналитические платформы, пришедшие на смену BI Suites.

Изменения происходят и в области хранилищ данных (Data Warehouse, DW). Сегодня и IBM, и Microsoft, и Oracle предлагают для них инструментарий ETL (Extract-Transform-Load) и разрабатывают методы и средства интеграции корпоративных данных (Enterprise Information Integration, EII), что во многих случаях можно рассматривать как альтернативу классическим DW.

Иначе говоря, наблюдается переход от хранилищ данных к некоторой инфраструктуре хранения. Впрочем, ничего удивительного в этом нет – DW постоянно видоизменялись и преобразовывались с середины 90-х годов прошлого века, и нынешние изменения являются логическим продолжением и отнюдь не завершением этого процесса.

2007 и далее: эволюция

Прежде всего нужно отметить, что 2007 г. будет не менее интересным для BI, чем 2006 г.

Microsoft, SAP, Oracle (и довольно неожиданно – НР) постараются добиться очевидных успехов и если не опередить, то, по крайней мере, догнать нынешних лидеров. Они много инвестируют, благо финансовое положение им это позволяет, и будут отчаянно бороться за каждую десятую процента рыночного пирога. При этом происходит некое «сжатие»: SAP встраивает BI в свою платформу NetWeaver, снижая стоимость аналитических инструментов для крупных корпораций, а Microsoft, наоборот, поднимается снизу, оснащая аналогичными инструментами свой SQL Server и линейку продуктов Office. Oracle, добавившая превосходный пакет Siebel Analytics к и без того достаточно мощному арсеналу, выглядит грозным конкурентом им обеим, равно как и всем остальным компаниям, работающим в области построения аналитических корпоративных платформ. А НР тем временем под руководством прежнего топ-менеджера Teradata Марка Харда (Mark Hurd) продемонстрировала свои способности, реализовав платформу Neoview и приобретя компанию-консультанта в сфере бизнес-аналитики Knightsbridge.

Отвечая на вторжение основных игроков рынков ERP и корпоративных инфраструктур, «чистые» разработчики BI проявили немалое проворство и изобретательность в борьбе против новых противников. Hyperion (которую, как известно, недавно купила Oracle), Cognos и SAS, что называется, прибавили ходу и, обладая огромным опытом, особенно быстро развивают мощные и универсальные средства управления исполнительной деятельностью компании (Corporate Performance Management, CPM), а также финансовые приложения, работающие на их BI-платформах и в полной мере использующие аналитические возможности последних. Аналогичных продуктов такого уровня у всеядных новичков пока нет.

После успешного «переваривания» Crystal Solutions, Business Objects сейчас старается максимально захватить рынок малого и среднего бизнеса, в превую очередь, работающего в вертикальных индустриях. Тем временем MicroStrategy и Information Builders, которые придерживаются собственного взгляда на BI, продолжают создавать инструментарий самого высокого класса и расширять функциональность решений в основном внутри своей клиентской базы. Такой подход в какой-то степени означает, что две последние компании предпочитают не ввязываться в гонку, а где необходимо, вбрасывать инвестиции в совершенно новые продукты и маркетинговые кампании, направленные на выход на новые рынки. Что ж, как говорится, и такая точка зрения имеет право на существование. С большим количеством консервативных клиентов они, видимо, несколько изменят свой статус и перейдут скорее в ранг фирм, оказывающих услуги по консалтингу, поддержке, а, возможно, и аутсорсингу в области глубокой аналитики. Это достаточно здравый подход, и он способен обеспечить стабильность их работы на ближайшие несколько лет.

Другое дело, что это сразу сказалось на позициях MicroStrategy и Information Builders в «магическом квадранте» по BI-платформам, динамику изменений в котором за последние два года мы приводим в данной статье. Положение Information Builders за это время практически не изменилось и она находится примерно на пересечении осей, а MicroStrategy стала быстро терять очки и уходить из сектора «провидцев» в направлении того же центра. Но, пожалуй, на сегодня о них достаточно. На рисунке они не показаны, поскольку самое интересное происходит в секторе лидеров, на который мы и обратим основное внимание.

Кажется вероятным, что «чистые» игроки BI вынуждены будут слиться или их купят другие компании. Много говорили о том, что весьма естественно выглядело бы слияние Business Objects и Hyperion, однако последняя предпочла Oracle. Ходят слухи, что IBM также собирается приобрести BI-компанию и наиболее подходящим претендентом называют Cognos, поскольку она работает в стиле, близком к тому, которого придерживается IBM.

Нельзя не упомянуть очень подвижную и инновационную salesforce.com – она практически готова запустить приложения для предоставления аналитических инструментальных средств в режиме on-demand, по запросу. Это вынуждает разработчиков, для продуктов которых требуется локальная инсталляция, искать адекватный ответ. Например, Business Objects в качестве такового не так давно приобрела Nsite, как раз специализирующуюся на сервисах по требованию. В целом, как будут сосуществовать предлагаемые модели и в какую сторону склонится чаша весов, еще не ясно.

Помимо проблемы BI on-demand, в 2007–2008 гг. разгорится сражение за нижний сегмент рынка. На него будет выброшена масса «BI-подобного» софта с открытым исходным кодом, который может составить конкуренцию прежде всего продуктам Microsoft. Следует подчеркнуть «может» – поскольку функциональность, надежность, поддержка, документирование и т. д. самодельного ПО для бизнес-аналитики даже близко нельзя ставить рядом с продуктами, предлагаемыми лидерами, четверть века проработавшими в области BI. Однако аналитики все же советуют присмотреться к отдельным молодым Open Source компаниям – таким, как, например, Pentaho, JasperSoft или Eclipse BIRT. Вероятнее всего, что клиенты станут осторожно использовать ПО с открытым кодом в тех случаях, когда им нужно включать BI в новые или уже существующие приложения, и особенно – в порталы и другие Web-системы. Точно так же, как и в случае BI on-demand, предполагается, что ближайшие два-три года покажут перспективность или недостатки такого подхода. Некоторые эксперты полагают, что Open Source BI будет конкурентоспособным там, где пока вообще не применяется никаких средств бизнес-аналитики, в то время как на крупных предприятиях, где уже установлены системы высокого класса, вряд ли кто решится их заменить.

И последнее, на что стоит обратить внимание – это быстрое развитие поисковых средств, обладающих свойствами BI. Ожидается, что отклики на запросы в результате станут значительно оперативнее и релевантнее, сами запросы – более приближенными к естественному языку и их можно будет использовать не только для поиска исходной информации среди массивов данных самых разных типов, но и для их обработки «на лету» и предоставления уже готового аналитического отчета.

Немного о технике

Авансы революции

Создаваемые по заказам клиентов уникальные ССП (системы сбалансированных показателей, Balanced Scorecard) и «приборные панели» (Dashboard) становятся сегодня основными элементами корпоративного BI-окружения, отодвигая на задний план многие другие годами применявшиеся средства и технологии. Большинство разработчиков в 2007 г. продолжат активно продвигаться в данном направлении, особенно MicroStrategy и Business Objects. Клиенты вошли во вкус и теперь хотят уже использовать приборные панели не только для контроля оперативной деятельности компании, но и для непосредственного управления ею в режиме времени, по возможности максимально приближенному к реальному. Это значит, что потребуются дополнительные, гораздо более мощные функции планирования и BI, которые будут работать с различными хранилищами данных и тесно интегрироваться с Excel, средствами планирования продаж и CPM.

Самая загадочная сфера, так или иначе относящаяся к BI, сегодня – это, пожалуй, управление базовыми данными (Master Data Management, MDM) и его первая предметная область – интеграция данных о клиентах (Customer Data Integration, CDI). Недостатка в гуру и евангелистах, для которых все это элементарно, нет, но практики разводят руками, когда их просят пояснить, как это должно соотноситься с хранилищами данных и чем реально MDM может помочь бизнесу. Ожидается, что в 2007 г. беспорядка станет меньше, а терминология, методы и архитектура более или менее устоятся.

Ну и всегда будут инноваторы, которые сделают все, чтобы в очередной раз потрясти рынок – как среди разработчиков, так и среди клиентов. Для стоóящих идей всегда найдется венчурный капитал, и вполне можно предположить, что новые средства появятся именно в 2007 г., поскольку то и дело просачиваются слухи, что ряд стартапов собираются не только вести рекламную кампанию, но и вживую продемонстрировать недостижимые ранее функциональные возможности СУБД, ETL и BI.

Gartner Group

По оценке Gartner Group, рынок BI-платформ будет расти в следующие пять лет с ежегодными темпами до 2010 г. 9,5%.

Приобретения Oracle дали ей мощные приложения и широкую клиентскую базу. Однако она имеет определенные проблемы с интеграцией и будет решать их еще год-полтора. В ближайшие же несколько лет Oracle Business Intelligence Suite Enterprise Edition и Oracle Analytic Applications – различные, но взаимосвязанные продукты – будут достаточно хорошо адаптированы и включены в арсенал бизнес-приложений Oracle, а сама компания с высокой степенью вероятности к 2012 г. войдет в тройку разработчиков, имеющих самую большую долю рынка.

Как претендент с существенным присутствием на рынке и ресурсами, Microsoft придерживается в области BI-платформ и приложений принципа «догонять, а не лидировать». В целом, по мнению Gartner Group, корпорация продолжит инвестировать в BI, улучшая интеграцию и возможности Office и SQL Server, становясь все более сильным конкурентом и, в конечном счете, может к 2012 г. стать лидером данного рынка.

Имея почти 13 тыс. инсталляций, SAP была весьма успешной в продажах своим клиентам NetWeaver BI. Стабильность и последовательность компании вносят свой вклад в жизнеспособность ее BI-платформы. Она также находится в хорошей позиции, чтобы сделать BI встроенными аналитическими компонентами в пределах платформы бизнес-процессов NetWeaver. В результате у SAP на сегодня самый высокий показатель возможностей из всех конкурентов в данном сегменте.

Business Objects – абсолютный лидер рынка с доходом в 1 млрд долл., причем рывок, который она сделала за два последних года, связывают с приходом в 2005 г. из Symantec Джона Шварца (John Schwarz). Компания обратила внимание на средний бизнес, организовала бизнес SaaS и выпустила Business Objects XI Release.

Cognos к концу 2006 г. поддерживала 2,9 тыс. клиентов, установивших Cognos 8, и завершила 34 проекта стоимостью 1 млн долл. и более. Недавнее приобретение компании Celequest также открывает перед ней новые рыночные возможности. Однако ее будущее в основном связано с успешностью продвижения платформы восьмой версии.

SAS Institute предлагает наиболее совершенную BI-платформу в индустрии, и в данном секторе нет другого разработчика, который имел бы такой уровень аналитики. Ее Enterprise BI Server пользуется успехом среди 500 крупнейших компаний мира (входящих в список Global 500). Но чтобы оставаться среди лидеров, SAS должна заниматься не только своей излюбленной аналитикой, но и многими другими вещами.

Из новичков стоит обратить внимание на QlikTech, которая привлекательна для клиентов, желающих иметь простую в использовании и хорошо масштабируемую BI-платформу. QlikTech представлена в большинстве стран Европы, и вполне возможно, что в недалеком будущем мы увидим ее продукты и в Украине.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT