`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

На пути к "шустрым" предприятиям

0 
 

Понадобилось более полувека для того, чтобы коммерческие организации признали потенциал, скрытый в информационных технологиях. Последовали огромные инвестиции в сектор IT, а затем компании вдруг обнаружили, что вернуть их не так-то просто. Многие из них стали заложниками своих компьютерных систем. Сегодня успешное использование ИС предполагает их "подчинение" бизнес-процессам, которые они помогают осуществлять.
Втечение всего 2002 г. события в деловом мире развивались по непредсказуемому сценарию. Все еще ожидаются улучшения, которые должны привести к окончанию спада. Много говорилось о необходимости быть гибким и готовым быстро среагировать на ситуацию во внешней экономической среде, а еще лучше -- научиться предугадывать будущие изменения, которые происходят быстрее, чем предприятия успевают к ним приспособиться. Для этого должны соответственно видоизмениться также структура и деятельность предприятий.

Однако не все так плохо. Известно, что в природе выживают лишь те виды, чья реакция молниеносна, или же те, кто в состоянии приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Если провести параллель с деловым миром, оказывается, что и во времена экономических кризисов, когда вокруг рушатся и исчезают ранее неколебимые компании-империи, некоторые предприятия чувствуют себя на удивление хорошо и уверенно.

Дело тут даже не в их неуемном стремлении к успеху (хотя и это нельзя сбрасывать со счетов) -- успешные организации быстрее других сумели принять новые правила игры. Формулируя более строго, можно сказать, что в изменяющихся экономических условиях преимущество получают предприятия, имеющие адаптивную инфраструктуру и бизнес-процессы.

Как и в 2001 г., расходы компаний на передовые технологии, в том числе информационные, продолжали снижаться. Основные ресурсы направлялись на увеличение внутреннего "коэффициента полезного действия" за счет повышения производительности труда, более четкого взаимодействия с партнерами и активной работы с клиентами.

Какие общие черты присущи компаниям, которые были более или менее успешными? Прежде всего они искали способы поддержания конкурентного преимущества и только затем обращались к IТ, связывая инвестиции в них со своей основной деятельностью.


Анализ

Аналитики Gartner Group осенью прошлого года по своему обыкновению вгляделись в магические шары и кристаллы и высмотрели предсказания, которые, как они предполагают, осуществятся в течение следующих восьми лет, т. е. до 2010 г.

Оставив на откуп инженерам-компьютерщикам техническую сторону вопроса (пропускную способность сетей и удаленные вычисления, реинкарнацию тонких клиентов и неувядаемый закон Мура и даже невероятные параметры будущих процессоров и дисков), попробуем разобраться в том, что же происходит в области информационных технологий, связанных с деловой активностью предприятий.

Большинство приложений корпоративных систем постепенно начинает распространяться на несколько предприятий, связанных общим бизнесом. Это явление уже получило труднопереводимое название "interenterprise applications" -- межкорпоративные приложения. Сами же программы, предназначенные для конечного пользователя, как и ПО промежуточного уровня (middleware), становятся все более адаптивными и в ближайшем будущем смогут реконфигурироваться "на лету".

Эта концепция -- следующий этап развития модели, которая в свое время породила ERP-системы, порталы, CRM- и SCM-приложения.

Видимо, для ее полноценной реализации понадобится несколько лет, поскольку еще не отлажены окончательно Web-сервисы, которые должны обеспечить своеобразный Plug-and-Play для различных приложений, да и XML еще не укоренился до такой степени, как другие сетевые стандарты.

Ожидается, что именно построение межкорпоративных приложений ускорит развитие макроэкономики и тем самым способствует окончанию затянувшегося спада. Логика подсказывает, что предприятия, работа которых согласована между собой, должны обеспечивать более высокую производительность и иметь меньшие операционные затраты.

Происходили в этом году и будут продолжаться слияния и поглощения разработчиков ПО. Ожидается, что во всех сегментах исчезнет, по крайней мере, по одному из доминирующих сегодня игроков. Некоторое время будет наблюдаться преобладание одной-двух компаний в каждой области, и только к 2007 г. начнется появление сильных новых конкурентов, вооруженных технологиями следующего поколения. Значительная роль отводится банкам, поскольку они будут не только осуществлять типичные для них операции, но и предоставлять различные сопутствующие услуги своим клиентам, связанные с идентификацией, безопасностью, секретностью и т. д.

Решения о применении тех или иных приложений в основном станут принимать не отделы IТ, а подразделения, непосредственно связанные с ведением бизнеса. Успешнее всего будут работать предприятия с децентрализованной структурой и делегированными полномочиями.

Аналитикам Gartner Group вторит Хью Бишоп (Hugh Bishop), вице-президент Aberdeen Group. "Экономический рост все более зависит от основных деловых принципов. Факторы, которые способствовали росту затрат на IТ в конце прошлого столетия, больше не действуют. Они были связаны, во-первых, с повсеместной заменой оборудования во избежание проблем 2000 года, а, во-вторых, с эйфорией по поводу Internet и электронной коммерции".

Отголоски дальней грозы

На корпоративном рынке Украины прошедший год можно охарактеризовать как "год начала разумных внедрений". Закончился и вряд ли повторится период покупок стоимостью в несколько миллионов долларов. Некоторые системы стали более популярными, другие утратили былые позиции. Осенние перегруппировки заставляют задуматься о том, сколько же игроков присутствует на нашем рынке корпоративного ПО и что они предлагают отечественному клиенту.

Экономические трудности последних лет в странах Запада инициировали выход на рынок как "облегченных продуктов", так и специально разработанных систем среднего класса. Эти системы пришлись как нельзя кстати отечественным компаниям, имеющим собственное представление о классификации по масштабу.

Вышла на рынок SME вездесущая Microsoft, в распоряжении которой после серии покупок оказалось несколько популярных приложений. Определились с политикой по отношению к этому рынку и компании, традиционно поставлявшие "большие" системы. Появились недорогие решения с дополнительной "вертикальной" функциональностью для работы с клиентами и партнерами.

Как складываются отношения между разработчиками? Чем они пытаются "приманить" украинского покупателя, и разгорелись ли уже маркетинговые войны, для победы в которых, как известно, все средства хороши?

Активных "боевых действий", собственно, пока нет, хотя тактические и стратегические в той или иной степени ведутся большинством компаний. Новые и относительно недорогие решения, снижение цен на традиционные корпоративные системы или их специальные конфигурации привели к существенному расширению потенциального рынка нашей страны.

"Большим" системам в Украине приходится все труднее. Можно также говорить о предчувствии скорого появления полнофункционального и вместе с тем недорогого отечественного продукта, который легко и быстро "приживается" в компаниях Украины. На второй волне популярности находятся системы для работы с клиентами -- на этот раз с осознанным интересом и пониманием выгод от правильного использования этой технологии.

Промышленные ERP-системы постепенно приближаются к режиму реального времени, а средства CAD/CAM получают возможность участвовать в работе корпоративных систем.

Достаточно совершенное ПО документооборота позволяет надеяться на его успешное внедрение в крупных организациях. Большой интерес проявляется к управлению проектами. С другой стороны, еще до конца не осознаны преимущества и применимость коллаборационных решений, объединяющих системы предприятий-партнеров.

В нескольких вузах ведутся занятия на кафедрах корпоративных информационных систем. Это, в частности, означает, что постепенно вырабатывается единый стандарт навыков работы с ними, как это было несколько лет назад, когда массово осваивались офисные приложения.

В целом же на рынке корпоративных решений чувствуется значительное оживление, особенно в секторе компаний среднего и мелкого масштаба, а следующий год обещает быть в этом отношении более богатым на события.


Идея

По прогнозу все той же Gartner Group, к 2007 г. одним из главных направлений информационных технологий станет мониторинг деловой деятельности (Business Activity Monitoring -- ВАМ), о котором говорят уже несколько лет. Его следует воспринимать по аналогии с датчиками в системах автоматизации, по показаниям которых судят о ходе какого-либо процесса в реальном времени. Существенно изменяется сам принцип принятия решения, которое теперь не готовится заранее в соответствии с возможным сценарием развития событий и не принимается постфактум, когда будут собраны необходимые данные, а максимально приближено к нужному моменту. Для этого понадобятся новые технологии сбора данных как внутри самого предприятия, так и у его партнеров.

Саму идею предприятия реального времени (Real-Time Enterprise -- RTE) нельзя назвать радикально инновационной или основополагающей. Фактически она состоит в том, что предприятие должно уподобиться человеку, который при травме чувствует боль практически мгновенно, и во многих случаях может принять меры, чтобы избежать более тяжких последствий.

Это также можно назвать "предсказанием настоящего". Например, руководитель компании, находясь в автомобиле, получает в реальном времени информацию о скорости движения и пройденном пути, однако, работая в своем офисе, он лишен подобной информации, касающейся его бизнеса.

Возможно, в советах директоров уже в ближайшем будущем появится еще одна должность: СМО -- Chief Monitoring Officer. В обязанности этого сотрудника будет входить поиск информации о том, что может причинить вред общей стратегии и текущим операциям компании. Видимо, такая работа должна проводиться не только в системах самой фирмы, но и у партнеров.


Концепция

Таким образом, реализация RTE -- это не столько технология, сколько идентификация наиболее важных деловых процессов, требующих постоянного отслеживания. Определенная технология понадобится только для того, чтобы извлечь нужную информацию и использовать ее.

Наиболее успешные компании уже пытаются построить свою работу в реальном времени в соответствии с концепцией, которая получила название "Performance-Driven Enterprise" -- предприятия, управляемые по критерию максимально достижимого в работе КПД, когда решения и оперативная деятельность связываются в реальном времени с корпоративными целями. В какие направления лучшие компании вкладывали капитал в истекшем году?

Обслуживание клиентов. Может быть, это выражение избито, но оно до сих пор верно. Это относится ко всем без исключения -- тем, кто занимается непосредственно продажами, дистрибьюцией, разработкой, производством и закупками. Чтобы совершенствовать этот процесс, необходимо управляемое заказами клиентов "дирижирование" многозвенными информационными цепочками. Цель такого управления, для которого иногда требуется отслеживание тысяч источников данных, -- избежать накопления невостребованной продукции и оплаты лишнего персонала.

Субподряд и организация закупок. Некоторые крупные компании сэкономили более 5% своих средств, отдавая часть работ сторонним организациям.

Управление жизненным циклом продукта (Product Lifecycle Management -- PLM), которое в основном сводилось к помощи клиентам в быстром освоении и дальнейшем эффективном использовании продукта вплоть до его полной амортизации.

Управление спросом и доходами (Demand and Revenue Management -- DRM). Это направление связано с увеличением объема непрямых продаж, генерацией спроса и оптимизацией цен. Ведущую роль здесь играли быстро эволюционирующие сайты компаний с подробной информацией о продуктах или услугах. Покупатели могли самостоятельно оформить заказ и согласовать график поставки, а при хорошей организации каналов доставки между заказом и получением клиентом продукции проходило всего несколько часов. Результат -- повышение удовлетворенности клиентов и конкурентоспособности предприятия.

Управление производительностью предприятия (Enterprise Performance Management -- EPM). Лучшие компании создали системы распределения полномочий в принятии решений, в результате чего необходимые действия стали осуществляться быстрее. К методам этого класса относятся, например, разработка и использование Balanced Scorecard.


Реализация

В результате принятия всех этих мер постепенно должен произойти переход предприятия к состоянию, в котором оно способно противостоять ветрам перемен. Гармоничное сочетание совместных, усиливающих друг друга действий людей, процессов и технологий повысит "упругость" компании и даст ей силы для выживания.

Образ такой, пока во многом гипотетической, компании определяется еще одним термином, ставшим очень популярным в этом году, -- "Agile Enterprise", где "agile" дословно означает "проворный, быстрый, живой, подвижный, расторопный, шустрый". При этом принципиальное значение получила идея "выравнивания" (alignment) предприятия, которое предусматривает быструю переориентацию деловых приоритетов, изменение бизнес-моделей и развитие более выгодных технологий в соответствии с ситуацией.

На пути к "проворности" любая неэффективность должна быть устранена, обеспечивая свободный доступ ко всем данным, необходимым для принятия решений.

В 2002 г. для этого предлагалось два основных подхода -- интеграция лучших в своем классе приложений (best-of-breed integration) и использование заранее интегрированных полных решений (pre-integrated total solutions).

В последние несколько лет разработчики интегрированных решений обеспечивали все более и более обширный набор функциональности продуктов. Например, SAP начинала с предложения систем управления финансами и планирования производства. В результате компании-клиенты использовали и продукты других разработчиков.

В конце 90-х годов SAP решила, что ей следует охватить одной системой все предприятие в целом. Этой стратегии последовали также PeopleSoft, J.D. Edwards, Oracle и другие крупные разработчики. Однако на какой-то стадии они столкнулись с тем, что заказчики по-прежнему предпочитают решения best-of-breed компаний, которые давно специализировались в той или иной области. Вследствие этого одни из них стали включать в свои системы средства интеграции, а другие -- нацелились на рынок средних и малых предприятий (Small-to-Middle Enterprises -- SME) с облегченными продуктами типа "all-in-one".

Выгоды от этих решений получили прежде всего компании именно этой категории. Они часто просто не располагали достаточными ресурсами для процесса интеграции отдельных приложений, но вместе с тем нуждались в обретении "проворства", поскольку также участвовали в общей гонке на выживание. Продукты поставщиков интегрированных систем для них обычно оказывались более удобными. В них, как правило, происходит меньше ошибок при преобразовании данных, дешевле обходятся лицензирование, внедрение и сопровождение.

С другой стороны, полное решение всегда подобно закрытой коробке конфет -- никогда неизвестно, что именно находится внутри. Во многих случаях оказывалось, что предусмотренные модули являются далеко не лучшим возможным вариантом для данной компании.

Разработчики же решений best-of-breed продолжали заниматься реализацией последних идей и обеспечивать "беспрецедентные" возможности своего ПО. Многим компаниям действительно требовались узкоспециализированные решения. Если была важна определенная функциональность, то даже сторонники интегрированных пакетов выбирали относительно более дорогие приложения best-of-breed.

Однако в конечном итоге, независимо от того, какая интеграционная стратегия принималась, выяснилось главное: она не должна в первую очередь касаться технических вопросов применения того или иного ПО, пока не решены вопросы объединения и согласования частей бизнеса компании.


Технологии

Попробуем подытожить сказанное. Все достаточно просто -- от применения IТ пока никто отказываться не собирается. Никто также не будет кардинально менять сложившуюся инфраструктуру и привычное конечным пользователям ПО.

Прошедший год принес изменение самого взгляда на роль IТ в извлечении прибыли. Стало очевидно, что требуется определенная реконфигурация программных средств, помогающих осуществлять те или иные бизнес-процессы. В первую очередь это коснулось крупных компаний, которые делали инвестиции в сектор IT на протяжении многих лет.

Их путь -- интеграция своих приложений и постепенная децентрализация организационной структуры с усилением информационного взаимодействия между подразделениями и организациями-партнерами; широкое использование аутсорсинга и Web-сервисов.

Более "подвижные" средние и малые предприятия были очень расчетливы при выборе корпоративных информационных технологий, но, кроме них, сегодня больше некому покупать интегрированные системы. Именно этим вызвано повышенное внимание к ним разработчиков самого разного класса, наперебой предлагающих свое ПО чуть ли не по бросовым ценам.

Практически все компании начали рассматривать возможность и необходимость приближения управления к режиму реального времени. Похоже, что этой же идеей вдохновлялись и создатели новомодных технологий последнего времени.

Balanced Scorecard, порталы предприятий, мобильная работа с корпоративными приложениями, коллаборативные системы и т. д. -- на самом деле это лишь видимая часть айсберга, скрытым основанием которого является идея Real-Time Enterprise. Все они, по сути, предназначены только для того, чтобы предоставить "нужную информацию нужным людям в нужное время", что, собственно, и делает предприятие более "расторопным".

Деловой мир сегодня характеризуется всевозможными альянсами, стратегическим партнерством, слияниями и приобретениями, сокращениями и аутсорсингом. В таком мире успех подобен хаотично движущейся мишени. Роль же информационных технологий сопоставима с ролью самонаводящегося оружия, призванного ее поразить. Оружие должно быть мощным, универсальным и простым в использовании.

Тем не менее приходится констатировать, что, несмотря на все усилия армии разработчиков, в прошедшем году были созданы только отдельные элементы этого оружия.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT