Убить в себе барыгу

29 август, 2018 - 11:55Андрій Тищенко

Вывеска на молочном киоске продуктового рынка: «У нас низкая накрутка». Понятно, что работают простые люди, на свою целевую аудиторию. Та в любом предпринимателе видит торгаша, продавец в покупателе — скрягу. Казалось бы, есть другие способы донести тот же посыл, развернуть минус (накрутка = нажива) на плюс. Например, так: «Всегда свежее — потому что по таким ценам не залеживается».

Вступая в экономические отношения, субъекты хозяйствования выстраивают цепочки поставок. Для одних поставщик — надежный партнер, предлагающий набор товаров и услуг на приемлемых договорных условиях. Другим отравляет жизнь сама мысль, что подрядчик на них зарабатывает. И если можно его «отжать», а то и вовсе без него обойтись, сделав самому его работу — так и следует поступать. Всегда. Им неведомо одно из базовых понятий экономики — «альтернативные издержки» (opportunity costs). При любом экономическом выборе надо взвешивать ценность альтернатив, от которых отказываешься. Если купить выгоднее, чем сделать — надо покупать, а не делать. Если можешь потратить время с большей пользой, трать его на то, что у тебя получается лучше всего. Убей в себе барыгу, который считает любые потраченные деньги убытком. Прибыль не складывается из одной только экономии на затратах.

Для того существует кооперация, чтобы искать баланс интересов, когда цепочка совместно создает общую ценность для покупателя. Как бы донести это до всех участников рынка, где все берутся за всё?