В текущей ситуации строить прогнозы о перспективах ИТ-рынка – дело неблагодарное, поскольку пока совершенно не ясно, как будет развиваться ситуация в стране. Можно только предположить, что основные продуктовые тенденции сохранятся, а интерес потребителей к бюджетным решениям усилится. Однако, это никак не мешает подвести итоги прошлого года, и, как минимум, выделить ключевые тренды. Ведь стремительный успех планшетов пока скорее имеет отношение к потребительскому рынку, чем к корпоративному. Во всяком случае, в 2013 г. они не удержали украинский ИТ-рынок от падения. Впрочем, обо всем по порядку.
Аппаратное обеспечение
Настольные и мобильные ПК
В 2013 г. украинский рынок персональных компьютеров продолжил падение, в результате чего его объем снизился до уровня 2008 г., по данным компании IDC. В минувшем году суммарные поставки ПК сократились на 9% и составили 2,38 млн. единиц. Причем, в отличие от 2012 г., в этот раз наибольшую негативную динамику показали мобильные системы – их поставки упали более чем на 11%, до 1,58 млн. единиц. Емкость этого сегмента в деньгах сжалась и вовсе на четверть, до 978 млн. долл. В то время как настольные ПК в натуральном выражении уменьшились только на 4%, до 796,6 тыс. шт. (389 млн. долл.). Еще немного прибавили моноблоки, чья рыночная доля теперь составляет 3,8%. А вот ультрапортативные ноутбуки выросли почти вдвое, до 77 тыс. единиц.
По оценкам компании GfK Ukraine, розничные продажи настольных ПК в 2013 г. снизились на 11%, до 417 тыс. шт. Между тем, за счет роста средней цены на 3% (до 558 долл.), объем рынка в денежном выражении сокращался менее стремительно и составил 225,8 млн. долл. Почти на 5% увеличилась доля систем дороже 1 тыс. долл. – им принадлежит уже 19,6% в продажах десктопов. Очевидно, речь идет о производительных конфигурациях, используемых для современных игр, обработки видео и графики. Вместе с настольными ПК стоимостью от 400 до 600 долл. они дают более половины дохода. Доля систем all-in-one увеличилась почти вдвое – до 8,5%. Ввиду менее удачного III квартала, продажи десктопов во втором полугодии несколько уменьшились и составили примерно 56%. А вот последняя четверть 2013 г., как это ни странно, оказалась более успешной, чем в 2012 г., – почти треть годового объема.
Сбыт мобильных ПК, по данным GfK Ukraine, в прошлом году сократился на 4% и составил 1,59 млн. шт. Причем, из-за продолжающегося снижения средней цены (до 524 долл.) падение сегмента в денежном выражении достигло 9%, а его объем – 815 млн. долл. Однако, как и прежде, ноутбуки остаются крупнейшей товарной группой рынка персональных вычислителей с долей 48%.
С точки зрения ценовых категорий рост показали только дешевые лэптопы стоимостью до 500 долл. Более 70% общего объема заняли системы в ценовом коридоре 300-700 долл.
Если же рассматривать структуру продаж по диагоналям, то наибольший прирост показали устройства с экраном 17 дюймов и выше – на них теперь приходится 12%. Немного нарастили долю компактные модели 11 и 13-14 дюймов. Тем не менее, три четверти сбыта по-прежнему за 15-дюймовыми ноутбуками.
Ожидаемо продолжили падение нетбуки – их продажи в 2013 г. сократились в два раза и сейчас они занимают чуть больше 3% рынка в денежном выражении. Зато сбыт ультрапортативных ноутбуков увеличился более чем вдвое – им теперь принадлежит без малого 9%. А лидерами по темпам роста стали гибридные устройства, чьи продажи повысились почти втрое. Хотя рыночная доля этой молодой товарной категории на конец прошлого года едва превысила 1%, некоторые эксперты сулят им неплохие перспективы.
Согласно подсчетам аналитиков IDC, поставки планшетных компьютеров в Украину по итогам 2013 г. выросли на 206,4% и составили 1,145 млн. шт. Объем этого сегмента в денежном выражении превысил 328 млн. долл. – всего на 16% меньше рынка настольных ПК. Безусловными лидерами в поставках стали семидюймовые устройства, чья доля выросла с 34 до 51%. Модели с диагональю экрана 9,7 дюймов и более, напротив, сдали позиции, потеряв те же 17%. Им теперь принадлежит 32% рынка.
Специалисты GfK Ukraine также констатируют стремительный рост медиа-планшетов. Напомним, по методике компании к данной категории относятся устройства с экраном более 5,5 дюймов, оснащенные ARM или другим специализированным процессором и работающие на основе одной из мобильных ОС. Их сбыт, по оценкам аналитиков, в прошлом году повысился вчетверо и составил впечатляющие 1,428 млн. шт. Интересно, что почти 70% продаж планшетов пришлось на второе полугодие, а в IV квартале было реализовано свыше 41% годового объема – больше, чем за первые шесть месяцев.
Ввиду стремительного падения средней цены, которая за год снизилась на 34% и составила 247 долл., объем рынка медиа-планшетов в денежном выражении вырос скромнее – на 160% и немного не дотянул до 345 млн. долл.
Как видим, если по количеству реализуемых устройств планшеты уже почти сравнялись с ноутбуками, то в деньгах они пока еще уступают более чем вдвое. Впрочем, если существующие тенденции для обеих товарных категорий сохранятся, возможно, где-то осенью объемы этих сегментов в деньгах и сравняются. Хотя представить себе, что поставщикам удастся за год сбыть свыше 5 млн. планшетов, сложно.
Основные продажи с точки зрения диагоналей, по данным GfK Ukraine, приходятся на семидюймовые устройства – они заметно прибавили, и сейчас за ними 57% рынка в количественном выражении. Но в денежном они приносят только 36% дохода. В то время как потерявшие за год 20% десятидюймовые модели все еще составляют почти половину емкости рынка в деньгах.
С точки зрения ценовых категорий рост показали только устройства стоимостью до 400 долл. – на эту группу пришлось больше 61% продаж в денежном выражении. Лидерами по темпам роста стали модели от 100 до 300 долл.
На фоне растущей популярности планшетов закономерно снижаются продажи читалок. И если в количественном выражении объем этого сегмента уменьшился всего на 2%, до 264 тыс. единиц, то в денежном, из-за снижения цен, – на ощутимых 15%, до примерно 30 млн. долл. Можно констатировать, что на сегодня типичная электронная книга – это устройство с шестидюймовым экраном (72% рынка в денежном и 64% в натуральном выражении), изготовленном по технологии электронных чернил (84% продаж в деньгах).
Оценки специалистов IDC еще более пессимистичные – сокращение поставок читалок на 18% – до 151 тыс. шт., из которых 88% пришлось на шестидюймовые модели. При этом более половины (52%) составили устройства дешевле 100 долл.
Валерий Базыленко
директор по продажам компании ASUS в Украине
По нашим оценкам, в 2013 г. продажи планшетных устройств в штучном выражении были сравнимы с ноутбуками, а в 2014 г. превысят их. Украинский рынок планшетов будет приближаться к насыщению, которое, скорее всего, произойдет в 2015 г. Больше >>
Александр Костюк
директор департамента компьютерных систем компании «Навигатор»
Рынок ПК сократился где-то на 10%, наши продажи чуть меньше. Прежде всего, причиной стало падение спроса в рознице. Однако, сокращение наблюдается также и в корпоративном секторе. Обусловлено это, в первую очередь, экономической ситуацией в стране Больше >>
Мнение эксперта
Владимир Поздняков
региональный менеджер IDC в Украине, Беларуси, Молдове и странах Закавказья
Ровно год назад я имел неосторожность предположить, что тяжелобольная украинская экономика вместе с ИТ-рынком рано или поздно окажется в отделении реанимации. К сожалению, это произошло намного быстрее и трагичнее. Сегодня в реанимации находится вся страна и в такое время говорить о бизнесе (и вообще о работе) невыносимо трудно.
Однако, если все же оглянуться назад и попытаться оценить Украину «образца» 2013 г., то к концу года мы имели следующее состояние ИТ-рынка (данные предварительные): емкость 2,83 млрд. долл. (падение более 10% относительно 2012 г.). Если учитывать продажи смартфонов\ телефонов – следует добавить еще 1,22 млрд. долл. и тогда можно говорить о совокупном росте примерно в 2%, до 4,05 млрд. долл. Более всего в прошлом году сократился рынок оборудования – на 11,4% (здесь и далее – в денежном выражении). Лидером по темпам падения ожидаемо стал сегмент ПК (минус 23%), а рост продемонстрировали только дисковые СХД (6,6%), планшеты (92%), ну, и конечно, смартфоны (126%).
Из наиболее значимых фактов, которые свидетельствуют о серьезных переменах в структуре рынка, я бы выделил три.
Во-первых, передел рынка персональных устройств (настольные и мобильные ПК, планшеты, смартфоны) в пользу носимых, в первую очередь, благодаря массовому переходу пользователей телефонов на смартфоны.
Во-вторых, облачные услуги – это уже не маркетинговые уловки, а полноценный рынок, пусть пока и не большой (4-5 млн. долл.), но вполне способный в ближайшие годы подпортить бизнес многим неповоротливым интеграторам и реселлерам. Здесь же стоит отметить, что для проектного бизнеса 2013 г. стал годом виртуализованных ЦОДов с пре-интегрированной инфраструктурой (Vblock, FlexPod).
В-третьих, с дистанции в забеге за долю рынка сходят даже самые рьяные «спортсмены». Другими словами, вендоры прекращают погоню за market share, переключаясь на более адекватные для измерения успешности бизнеса KPI. И это не может не радовать.
В нынешнем году, конечно, не стоит ожидать роста рынка ИТ. По крайней мере, первая его половина пройдет под тяжелым грузом экономических проблем. Тем не менее, за последний год в Украине сформировался значительный отложенный спрос на большие национальные проекты, сопоставимый с 2008-2009 гг. Почти наверняка в 2014 г. ситуация усугубится, а значит, через некоторое время после стабилизации следует ожидать всплеска закупок со стороны государства и крупного бизнеса. Он может превысить 2011 г., причем, без всяких Евро-2012.
Мониторы
Рынок мониторов в прошлом году не принес каких-то особых сюрпризов и преимущественно находился под воздействием тех же тенденций, что и в 2012 г. В первую очередь, речь идет о влиянии продолжающего свое падение рынка настольных ПК. Все больше производителей пытаются компенсировать этот фактор выпуском моделей с расширенными мультимедийными возможностями, приспособленных для использования в связке с мобильными устройствами, а также пробуют силы в набирающем популярность сегменте моноблоков. Однако заметных в масштабах рынка результатов это пока не принесло.
Так, согласно подсчетам GfK Ukraine, в 2013 г. продажи мониторов в Украине сократились на 16% и составили 680 тыс. единиц. Отметим, что по методике компании в это количество не входят модели со встроенным ТВ-тюнером. Средняя цена реализуемого устройства немного подросла и достигла 166 долл. Благодаря этому падение рынка в денежном выражении оказалось меньшим – на 13%, до 110 млн. долл.
Положительная динамика наблюдалась только в сегменте мониторов с диагональю от 23 дюймов. На 6,5% увеличилась доля моделей 23-24 дюйма. По итогам 2013 г. им принадлежало около 38% рынка в деньгах и 30% в штуках. Почти вдвое, до 8%, выросли устройства с экраном 25 дюймов и выше. Больше всех потеряли мониторы 18-19 дюймов – сейчас за ними 17,4% в деньгах, хотя все еще около четверти продаж в количественном выражении. Основу же составляют модели 20-24 дюйма – 74% рынка.
Существенно прибавили мониторы с LED-подсветкой – они выросли на 19% и теперь на них, по данным GfK Ukraine, приходится более 92% сбыта в денежном выражении. Еще немного подросла доля широкоформатных устройств с соотношением сторон 16:9 – им принадлежит почти 91% рынка. Модели с разрешением экрана Full HD прибавили 6,7%, в результате на них пришлось 70,4% продаж в деньгах. А вот 3D-мониторы так и не смогли заинтересовать потребителя. И без того ничтожный интерес к ним снизился, в результате чего их сбыт составил всего около 1%.
По оценкам специалистов IDC, поставки мониторов в Украину в 2013 г. уменьшились на 6%, до 782 тыс. штук. И, по всей видимости, в текущем году падение будет еще большим. С точки зрения структуры продаж по диагоналям лидерами остаются модели 21 дюйм (почти 36% поставок). За ними следуют 18 дюймов – 26,4% и 23 дюйма – 15,2%. Доля LED-мониторов выросла с 46 до 54% рынка, по сравнению с 2012 г. Что же касается соотношения сторон, то здесь львиная часть за 16:9 – 93% поставок.
Игорь Хамаза
менеджер по развитию бизнеса ПО и периферии компании Dell в Украине, СНГ и Балтике
Безусловно, спрос на мониторы постепенно снижается по сравнению со временами господствования настольных ПК. Однако, в этом сегменте еще есть за что побороться, а спрос постепенно смещается в сегмент диагоналей 24" и более Больше >>
Дмитрий Немиров
менеджер по развитию бизнеса компании ViewSonic в Украине
Цены продолжали снижаться, постепенно увеличивалась средняя диагональ. Некоторые малопопулярные сегменты полностью исчезли, вместо них производители начали экспериментировать с новыми. Цены на матрицы IPS вплотную приблизились к TN, из-за чего доля первых резко выросла Больше >>
Печатная периферия
Продолжает свое пике и отечественный рынок печатающей периферии. Так, по оценкам аналитиков GfK Ukraine, его объем в денежном выражении за прошлый год снизился еще на 11%, до 36,8 млн. долл., а в количественном – на 17%, до 255 тыс. штук.
В разрезе технологий печати рост показали струйные принтеры, чья доля в продажах увеличилась до 29% в деньгах, и светодиодные устройства – до 2,8%. Впрочем, лазерные аппараты хоть и сдали немного, все равно дают свыше 65% продаж.
С точки зрения ценовых сегментов упрочили позиции категории 100-150, 200-250 и свыше 300 долл. Больше других просели самые недорогие принтеры стоимостью 50-100 долл. – их рыночная доля в деньгах сократилась на 9%, а в штуках – на 5%. Однако, в количественном выражении основные продажи приходятся на устройства в диапазоне 50-150 долл. – 62,9% сбыта.
Более впечатляющие показатели демонстрирует сегмент многофункциональных устройств. Их доля в общем объеме рынка печатающей периферии выросла до 67%. Впрочем, это и не удивительно, учитывая, что их возможности шире, а средняя цена ниже, чем у принтеров.
Продажи МФУ, по сведениям GfK Ukraine, в денежном выражении выросли на 3% и достигли 76,6 млн. долл. И это при сокращении сбыта в штуках на 7%, до 547 тыс. шт.
Упрочили свои позиции МФУ на основе лазерной технологии печати – по итогам 2013 г. они оставили за собой почти 59% в деньгах. При этом в натуральном выражении им принадлежит всего 36%. В то время как со струйными МФУ ситуация практически обратная – больше 63% в штуках, но только 40% – в денежном выражении.
Динамичнее всего росла ценовая категория 150-200 долл., вторая по темпам за ней – 200-250 долл. В целом на эти две категории приходится без малого 45% продаж в деньгах. В штучном выражении лидируют модели стоимостью 50-70 долл. – им принадлежит 30% рынка.
По данным компании IDC, поставки печатающих устройств в Украину в 2013 г. сократились примерно на 7% и немного не дотянули до 515 тыс. единиц. Объем рынка в деньгах составил 91,5 млн. долл. При этом три четверти поставок пришлось на МФУ.
Столь существенная разница в оценках двух аналитических компаний, по всей видимости, свидетельствует о том, что значительная часть печатающих устройств реализуется не через розничные сети, а посредством дилеров и интеграторов.
Екатерина Крючкова
менеджер по маркетингу представительства OKI Europe в Украине
Несмотря на то, что 20% всех поставок оборудования приходилось на расширение парка устройств, все-таки основной объем поставок был заменой имеющейся техники. При этом в целом прослеживается тенденция уменьшения парка оборудования за счет перехода от персональных устройств к моделям для группового пользования Больше >>
Андрей Лейко
специалист по продукт-маркетингу компании «Кенон Украина»
На фоне общего снижения рынка печати в 2013 г. различные продуктовые группы вели себя противоречиво. Так, рынок струйных МФУ продолжил падение, которое составило почти 11% по сравнению с 2012 г. Рынок лазерных МФУ показал уверенный рост – около 15%. Продажи струйных принтеров снизились на 13%, а лазерных – на 17% Больше >>
Расходные материалы
Неизменным спутником и дополнительным индикатором состояния рынка печатающей периферии является сегмент расходных материалов. Учитывая падение первого, продажи во втором закономерно снижаются. Так, по оценкам аналитиков компании IDC, в первом полугодии 2013 г. было продано около 2 млн. условных картриджей для устройств, использующих электрографическую печать, и примерно 8,5 млн. – для струйных. Данных за второе полугодие пока нет. Однако, с января по июнь снижение к 2012 г. составило 20% у лазерных «расходников» и 35% в случае чернильных. Отметим, что под условным подразумевается новый, либо перезаправленный картридж.
Игроки рынка оценивают его ориентировочный объем в деньгах в диапазоне 100-140 млн. долл. Причем, если в количественном выражении в продажах с большим отрывом лидируют струйные «расходники», то в денежном – лазерные. По всей видимости, связано это с разницей в цене и ресурсе этих видов картриджей.
Учитывая разрыв в стоимости оригинальных и так называемых «совместимых» расходных материалов, последних на украинском рынке традиционно реализуется значительно больше. Соотношение продаж этих двух категорий из года в год мало меняется и, по данным IDC, в первом полугодии 2013 г. составило 4 к 96 для чернильных картриджей и 11 к 89 у тонерных. Несмотря на вполне однозначные перспективы лишиться фирменной гарантии на устройство и маркетинговые усилия отдельных поставщиков печатной техники, большинство пользователей предпочитают не оригинал.
В силу тех же соображений снижения затрат на печать «расходники» сторонних производителей востребованы и в бизнес среде. Правда, тут предпочтение традиционно отдается электрографическим устройствам и материалам для них. Кроме того, как свидетельствуют игроки рынка, корпоративные заказчики проявляют все больший интерес к комплексным решениям по оптимизации парка печатающей техники и затрат на ее обслуживание. Набирает популярность аутсорсинг печати, при котором сервисная компания может брать на себя заботы по поставке, обслуживанию и ремонту техники, а клиент платит только за фактически отпечатанные страницы.
Александра Добродеева
начальник отдела управления продажами группы компаний «В.М.»
Несмотря на снижение продаж устройств печати, как в лазерном, так и в струйном сегментах, спрос на расходные материалы в 2013 г. существенно не изменился. По нашим оценкам, общий объем украинского рынка оригинальных и совместимых расходных материалов в прошлом году составил около 140 млн. долл. Больше >>
Юрий Козубенко
руководитель отдела позиционирования компании WWM
В 2013 г., как и предшествующем, прослеживалась тенденция уменьшения потребности в печати у пользователей. Это объясняется увеличением количества планшетов, смартфонов, ноутбуков и других цифровых устройств, в которых можно хранить и распространять документы, фотографии, прочую информацию в электронном виде Больше >>
Олег Кристюк
директор по маркетингу и развитию бизнеса компании ColorWay
В корпоративном сегменте совместимые расходные материалы также пользуются большой популярностью. Сегодня – это уже норма. В тендерах закладывается ее приобретение, т.к. экономически это более выгодно. Что касается распределения между лазерными и струйными расходными материалами, то тут по-прежнему лидируют лазерные Больше >>
Серверы и системы хранения данных
После нескольких лет нестабильного роста, в прошлом году украинский рынок серверов сжался на 16%, по данным компании IDC. В результате его объем опустился ниже уровня 2010 г. – до 68,7 млн. долл. И это несмотря на то, что в IV квартале поставки немного подросли в годовом сравнении и достигли 26,1 млн. долл. Меньше было только в 2009 г., когда емкость рынка составила около 50 млн. долл. Впрочем, специалисты ожидают, что в текущем году снижение показателей продолжится и, возможно, даже ускорится.
Традиционно основная часть отгрузок приходится на системы архитектуры х86. Несмотря на то, что в 2013 г. их поставки в натуральном выражении уменьшились почти на 17% (до уровня 12 тыс. единиц), а в деньгах на 9%, они заняли больше 80% серверного рынка в денежном выражении.
Лидером сегмента остается компания HP с долей более 41% и значительным отрывом от конкурентов. За ней следует Dell (15,4%) и укрепившийся на третьем месте «Навигатор» (10,7%). Совокупная доля местных производителей составила 28,8%.
Рынок высокопроизводительных серверов RISC/EPIC в Украине по итогам 2013 г. рухнул на 37%, его объем оценивается в 13 млн. долл. Столь существенное падение вызвано резким сокращением спроса на модели High-End, продажи которых принесли всего 2,2 млн. долл. (менее пятой части результатов 2012 г.). На этом фоне поставки недорогих одно- и двухсокетных RISC-систем увеличились в три с лишним раза и достигли 3,3 млн. долл.
Тройка ключевых игроков в сегменте non-x86 серверов не претерпела изменений – IBM, HP и Oracle. Причем тут с большим отрывом лидирует IBM, которой принадлежит почти 67% рынка.
Поставки внешних систем хранения (СХД) в прошлом году увеличились на 6,6% и составили около 36,8 млн. долл. И это при том, что по результатам первого полугодия было зафиксировано снижение на 3,3% относительно аналогичного периода 2012 г. Можно сказать без преувеличения, что итоговый рост стал возможен благодаря сверхуспешному IV кварталу, продажи которого повысились на 49% в годовом сопоставлении и достигли 14,85 млн. долл. – больше, чем за все первое полугодие.
Среди производителей лидирует компания НР с долей 28,7%. Вторую и третью ступеньки пьедестала занимают HDS (21,4%) и IBM (16,9%).
Благодаря ряду успешных внедрений в банковском секторе, телекоме и ритейле, поставки систем High-End выросли более чем на 70% и достигли 12 млн. долл. Повысились также продажи решений начального уровня – на 35%, до 9,3 млн. долл. А вот сбыт систем среднего уровня уменьшился на 22,4%, составив 15,6 млн. долл. Аналитики полагают, что в этом году возможно замедление роста объема поставок СХД. Это приведет к накоплению отложенного спроса, который реализуется после стабилизации обстановки.
Александр Костюк
директор департамента компьютерных систем компании «Навигатор»
Рынок серверов упал на 15% к прошлому году и его объем составил около 12,5 тыс. штук. Наши продажи напротив выросли на 30% и мы заняли третье место на рынке, обогнав IBM. Падение в основном коснулось А-брендов и в первую очередь НР Больше >>
Сергей Синиченко
руководитель подразделения серверов, СХД и сетевого оборудования представительства компании Hewlett-Packard в Украине
Заказчики все чаще строят свою стратегию развития исходя из 3-5 летнего горизонта планирования. Именно в таком режиме эффективность ИТ-затрат возможно сделать максимально высокой по всем параметрам и во всех измерениях: плотность, производительность, энергоэффективность, поддержка, обслуживание, масштабирование и т.д. Больше >>
Андрей Сивенюк
маркетинг менеджер Dell в Украине и СНГ
В условиях виртуализации и построения «облачных» структур приобретают популярность блейд-решения, более компактные и более экономные системы. К тому же, усиливается значение отказоустойчивости: заказчики, понимая это, создают резервные площадки Больше >>
Юрий Жуковский
аналитик компании Entry
«Эмиграция» ИТ-инфраструктуры предприятий за пределы Украины порадовала европейских и американских операторов облачных сервисов, а у нас привела к снижению спроса, как на недорогие решения для хостинга, так и на высокопроизводительные системы Больше >>
Каналы сбыта
Прошлый год запомнился несколькими громкими слияниями. Экономическая нестабильность последних лет заметно усложнила жизнь всем игрокам. В условиях стагнации или падения рынка усиливается конкуренция, ужесточается борьба за клиента. Одни справляются с ситуацией лучше, другие хуже. Крупные игроки, как правило, имеют больший запас прочности. А наиболее удачливые и решительные стремятся воспользоваться ситуацией для расширения бизнеса. О поглощении «Технополисом» сети магазинов электроники и бытовой техники «Эльдорадо» мы писали в прошлогоднем материале.
Событием же осени, безусловно, стало объявление о слиянии компаний MTI и MDM. Обе входят в десятку крупнейших ИТ-дистрибьюторов. И объединение двух заметных игроков – событие конечно же нерядовое. По словам Сергея Яковлева, коммерческого директора дивизиона ИТ-дистрибуции MTI, основной целью данного шага было усиление позиций компании на рынке за счет повышения эффективности внутренних бизнес-процессов и увеличения объемов продаж. Благодаря этому поглощению дистрибьютору удалось привлечь новых клиентов, поскольку большая часть партнеров MDM стала сотрудничать с MTI. Кроме того, в компанию перешел практически весь торговый персонал MDM. За счет этого удалось повысить не только объемы продаж на одного сотрудника, но и прибыльность. Насколько продолжительным окажется этот эффект, покажет будущее. Между тем, господин Яковлев отметил, что результаты IV квартала полностью оправдали ожидания.
Важной тенденцией года стало также увеличение продаж посредством интернет-канала. Аналитики GfK Ukraine отмечают, например, что в 2013 г. каждый пятый продукт в категории крупной бытовой техники продавался через Сеть. А это, к слову, не самая популярная товарная группа в интернет-магазинах. Большинство потребителей предпочитают таким образом приобретать смартфоны и ноутбуки, аксессуары, одежду, косметику и парфюмерию.
Если же рассматривать структуру продаж основных категорий ИТ-продукции по каналам сбыта, то универсальные магазины электроники в прошлом году нарастили долю в сбыте стационарных, мобильных и планшетных компьютеров, мониторов и печатающей периферии. Салоны мобильный связи прибавили в планшетах, электронных книгах и периферии. Корпоративный канал усилил позиции в настольных ПК, мониторах и планшетах. А вот ИТ-розница сдала по всем «фронтам». В прочем, не смотря на это, она по-прежнему сильна в принтерах (42,4% продаж в деньгах), МФУ (40%) и мониторах (38,4%). Гипермаркеты электроники с большим отрывом лидируют в ноутбуках (58% в денежном выражении), планшетах (51%) и электронных книгах (56%). В свою очередь, B2B-канал является основным для стационарных ПК (48%).
Александр Грабовецкий
директор по маркетингу компании Diweave
Общественно-политические события последних месяцев безусловно сказываются на бизнесе дистрибьюторов. Причем по всем направлениям – от завоза продукции… до собственно реализации продукции – подавляющее большинство партнеров старается отойти от схемы закупки на склад к закупкам под конкретных клиентов Больше >>
Сергей Яковлев
коммерческий директор дивизиона ИТ-дистрибуции компании MTI
Ключевой тенденцией рынка в 2013 г. стала ориентация покупателей на небольшие мобильные устройства. Если говорить о корпоративном рынке, то наблюдалось некоторое затишье, проектов было немного. Для меня наиболее запомнившимся событием года, безусловно, стало объединение MTI и MDM Больше >>
Максим Гаджиев-Кравцов
ведущий аналитик компании COMFY
Полагаю в 2014 г. продолжит рост интернет-канал, за счет активного развития мультиканальных продаж не только крупными, но и мелким игроками. Продолжится рост планшетов, ожидается показатель около 100-150% (2013 г. – 300%). Смартфоны вытеснят мобильные телефоны с рынка, ожидаемое соотношение продаж в деньгах 9 к 1. Продолжится рост смартфонов с большими диагоналями Больше >>
Мнение эксперта
Валентина Печончик
ведущий эксперт направления ИТ и офисной техники компании GfK Ukraine
В прошлом году продажи ноутбуков впервые показали отрицательную динамику роста. С января по июнь рынок еще показывал небольшой рост (+3%), но второе полугодие было заметно хуже, особенно IV квартал (продажи ноутбуков снизились на 14% относительно аналогичного периода 2012 г.). Такое падение продаж частично можно объяснить бурным ростом продаж медиа планшетов.
По итогам 2013 г. в целом рынок ноутбуков упал на 4% в натуральном выражении и на 9% в денежном. Средняя цена снизилась на 5% и составила $525. Уменьшение средней цены произошло во всех сегментах ноутбуков.
Продажи нетбуков продолжают снижаться, что вполне очевидно. Их доля в 2013 г. составила 6% в штучном и 3% в денежном выражении.
В то же время растет спрос на тонкие ноутбуки (их доля увеличилась с 2 до 6% в штуках и с 4 до 9% в деньгах). В прошлом году увеличилось количество игроков, почти все вендоры представили свои новинки в данном сегменте. Спрос во многом был подогрет появлением бюджетных тонких ноутбуков (до $800). Гибридным ноутбукам (трасформерам) в 2013 г. не удалось добиться значимых результатов в продажах (меньше 1%). Вопрос высокой цены остается основной причиной. По итогам года средняя цена таких устройств была около $700 (для сравнения, это цена 17-дюймового ноутбука).
Продажи стационарных компьютеров, так же как и мониторов продолжают падать. В десктопах растет сегмент моноблоков – по ним наблюдался двукратный рост продаж (до 5% в натуральном и 9% в денежном выражении). В мониторах же спрос смещается в сторону дисплеев с диагональю от 23 дюймов, доля которых увеличилась за год с 24 до 34% в штуках и с 36 до 46% в деньгах. Пользователи заменяют мониторы с меньшей диагональю.
Наиболее обсуждаемым в 2013 г. можно назвать рынок медиа планшетов. Их продажи превысили даже самые смелые ожидания годичной давности – 1,4 млн. штук с оборотом 345 млн. долл. В натуральном выражении рынок вплотную подошел к объему рынка ноутбуков (1,59 млн шт), но в денежном основной оборот компьютерного рынка пока генерируют все же ноутбуки.
Спрос на планшеты существует во всех ценовых категориях, но наибольший рост продаж наблюдается в бюджетном сегменте. Половина всех устройств были проданы по цене до $200, это объясняется широким предложением от В- и С-брендов. Сильное удешевление планшета также объясняется ростом доли 7-дюймовых устройств, в 2013 г. она составила 57% (против 43% в 2012 г.). Но, не смотря на это, почти 50% всех продаж в натуральном и 75% в денежном выражении генерируется крупными всемирно известными компаниями (А-брендами).
Бурный рост планшетов коснулся также рынка электронных книг. Сильный рост продаж 2012 г. сменился стагнацией рынка в 2013 г. На 20% упал спрос на книжки с LCD-экраном и сместился в сторону устройств с экраном на технологии e-ink.
Еще одной быстрорастущей категорией были и остаются смартфоны. Этот сегмент в прошлом году вырос на 65% в натуральном и 57% в денежном выражении и составил 3,64 млн устройств с оборотом 879 млн долл. Наиболее значимым трендом тут можно с уверенностью назвать бум продаж смартфонов с диагональю 4-5 дюймов. Если в 2012 г. на этот сегмент приходилось всего 15% продаж, то в 2013 г. уже 53% (в натуральном выражении). Также с 0,6 до 7% выросла доля так называемых фаблетов. Это говорит о том, что потребитель предъявляет все больше требований к своему смартфону, желая получить максимально многофункциональное устройство.
Системная интеграция
Консенсуса в оценках объема украинского рынка системной интеграции его непосредственными участниками традиционно нет. Связано это с отсутствием единой общепризнанной методики. Ввиду чего каждая компания по-своему учитывает составляющие проектов: поставку аппаратного и программного обеспечения, консалтинг, различные виды ИТ-услуг. В результате относительно 2013 г. имеем разброс оценок от 550 до 900 млн. долл. Поэтому в данном случае общая цифра ценности не представляет и может послужить разве что для каких-то очень приблизительных сопоставлений.
Учитывая сказанное, гораздо интереснее динамика, и тут, к сожалению, даже оптимистично настроенные игроки рынка вынуждены констатировать сокращение минимум на 5%. В минувшем году резко уменьшилось количество проектов в государственном секторе – часть из них была «заморожена», стали расти неплатежи по существующим контрактам. Наблюдалось также снижение активности корпоративных заказчиков.
Характерными чертами украинского рынка остаются значительный перекос в сторону оборудования и зависимость от крупного бизнеса. Впрочем, доля ИТ-услуг в общем объеме продолжает расти и, по наблюдениям экспертов, в прошлом году это направление осталось примерно на уровне 2012 г. – его, как и год назад, оценивают ориентировочно в 280 млн. долл.
Все эти факторы стимулируют интеграторов активнее работать с SMB-клиентами, осваивать перспективные направления, развивать соответствующие компетенции и углублять специализацию. Кроме того, на рынке появляется все больше новых «нишевых» игроков. Как правило, это сравнительно небольшие коллективы, объединяющие выходцев из крупных компаний. Они имеют узкую специализацию и за счет этого конкурируют с грандами.
К наиболее востребованным среди заказчиков направлениям можно отнести оптимизацию и консолидацию ИТ, виртуализацию, решения в области информационной безопасности, системы хранения и управления массивами данных, бизнес-аналитику, мобильные технологии. Растет спрос на услуги ИТ-аутсорсинга. В прошлом году были реализованы довольно масштабные и интересные проекты в области внедрения CRM- и ERP-систем, построения контакт-центров, систем видеоконференцсвязи и IP-телефонии. Постепенно переходит в практическую плоскость интерес заказчиков к облачным вычислениям.
Что же касается перспектив на текущий год, в силу известных событий они пока выглядят неопределенными. По всей видимости, в сложившейся политической и экономической ситуации большинство заказчиков займет выжидательную позицию. Кроме того, ввиду колебаний курса гривны вся импортная составляющая ИТ-рынка попадает в зону риска. Поэтому, наиболее вероятный вариант развития событий – дальнейшее сокращение сегмента системной интеграции. Оптимисты не исключают частичного его восстановления. Однако на достижение показателей 2013 г. не рассчитывают даже они.
Максим Агеев
генеральный директор компании De Novo
Спрос на облачные решения со стороны средних и крупных предприятий растет постоянно. При этом прослеживается четкая тенденция – во внешнее облако редко выносится вся инфраструктура, преобладает совместное использование собственной инфраструктуры и облачных ресурсов Больше >>
Николай Довженко
вице-президент компании «Инком»
На украинском рынке системной интеграции усиливается отраслевая специализация: компании станут наращивать свою компетенцию в двух сферах – отраслевой и технологической. К драйверам развития ИТ-рынка можно отнести продолжение модернизации крупных предприятий, а также оптимизацию ИТ, переход в «облака» Больше >>
Алексей Игнатенко
директор по развитию бизнеса компании Integrity Systems
Среди основных трендов отечественного рынка системной интеграции в прошлом году я бы отметил усиление тенденции на его дробление. Имеется ввиду появление достаточно большого количества новых игроков, параллельно с уменьшением доли рынка существующих лидеров Больше >>
Тарас Козак
и.о. генерального директора «Энвижн-Украина»
Многие тенденции прошлого года – спрос на облачные сервисы, мобильные технологии, информационную безопасность, BI и т.д. – наверняка сохранят актуальность и в этом году. Также будут востребованы решения, связанные с запуском емких с точки зрения ИТ клиентских сервисов Больше >>
Владимир Люлька
генеральный директор компании Supportio
Пока что перевес на стороне частных автоматизированных облаков, но интерес к публичным сервисам, таким как Office 365 и Google Apps тоже растет. Наблюдается отдельный спрос на решения в области Big Data и BI со стороны корпоративного заказчика Больше >>
Комп’ютерний розум: генеративний штучний інтелект у рішеннях AWS
Интересно как повлияют на рынок события в Крыму? Комментарии в статье готовились до них
Если Крымом и ограничится - то практически никак.
Во-первых, на автономию приходилось порядка 1-2% в дилерских продажах и чуть больше в прямых, если считать централизованные закупки (через Киев). В целом, по нашим оценкам, вряд ли более 3% от объемов ИТ-рынка.
Во-вторых, большая часть поставок все равно будет идти через Украину, а не через Россию.