В рамках форума для партнеров ASBIS 2.0, который проходил в помещении терминала F аэропорта «Борисполь», эксперты и аналитики говорили о тенденциях развития ИТ-отрасли и вопросах государственного регулирования бизнеса, а производители представили свои последние разработки. Одной из обсуждаемых тенденций стал растущий спрос на электронику для геймеров.
Денис Абрамов: «Основная задача конференции – предоставить партнерам площадку для обсуждения актуальных тенденций ИТ-рынка и вопросов ведения бизнеса в нашей стране»
Приветствуя участников форума, Денис Абрамов, генеральный директор «ASBIS Украина», отметил, что его компания впервые за почти четверть вековую историю решила организовать столь масштабное мероприятие. Основная задача конференции – предоставить партнерам площадку для обсуждения актуальных тенденций ИТ-рынка и вопросов ведения бизнеса в нашей стране. Отметим, что помимо десятка презентаций вендоров, вниманию слушателей были предложены выступления представителей НБУ и Министерства экономического развития и торговли Украины, а также аналитических компаний.
Бизнес холдинга ASBIS динамично развивается. На сегодня компания занимается дистрибуцией ИТ-продуктов на рынках 24 стран и, согласно приведенным данным, с 2015 по 2017 гг. оборот вырос втрое. Что касается украинского подразделения, несомненно, среди важных событий последнего года – получение статуса мастер-дистрибьютора Logitech и расширение сотрудничества с Apple.
Так, в рамках форума Виталий Мельниченко, руководитель направления Apple компании «ASBIS Украина» сообщил о начале поставок в нашу страну полного ассортимента устройств купертиновцев и авторизации сервисного центра. Напомним, продажами iPhone на украинском рынке дистрибьютор занимается уже три года, а в 2016 г. к ним добавились смарт-часы и аксессуары. Теперь же, с 1 июля предложение дополнят планшеты и рабочие станции, включая такие новинки, как iPad Pro и iMac Pro, ноутбуки и другая электроника.
Владимир Линкевич: «Реализация глобальной стратегии Logitech привела к сокращению числа дистрибьюторов в три раза»
О партнерстве с именитым производителем компьютерной периферии и перспективах говорил Владимир Линкевич, менеджер по развитию бизнеса Logitech в регионе EMEA компании ASBIS. Сотрудничество началось в 2014 г. на рынках Чехии и Словакии. Через год к ним добавились еще семь европейских стран и 11 государств СНГ. Наконец, в IV квартале прошлого года ASBIS стал мастер-дистрибьютором продукции Logitech в СНГ, кроме России, и в числе прочего взял на себя функции представительства вендора в Украине.
Основанная в 1981 г. компания Logitech является одним из ведущих производителей компьютерных аксессуаров. Основу ее бизнеса, как и раньше, составляют клавиатуры и мыши. Однако, вендор постоянно осваивает смежные направления и сегодня предлагает также различную продукцию под брендами Jaybird, Logi, Saitek, Ultimate Ears. Речь идет о портативной акустике, устройствах для гейминга, «умного» дома и видеоконференций. К слову, в последней категории компания неплохо преуспела. Согласно приведенным данным, по состоянию на сентябрь 2016 г. Logitech сумел выйти в лидеры североамериканского рынка по количеству поставленных устройств для переговорных, обойдя таких грандов, как Cisco и Polycom. В обозримой перспективе планируется активизировать продвижение данной продукции и у нас в стране.
Антон Волченков: «Наша задача – предложить рынку качественные, доступные устройства с базовыми возможностями и обеспечить высокий уровень сервиса»
Еще одной весомой частью бизнеса ASBIS, как известно, является выпуск мобильных устройств под собственным брендом. О достижениях в этом направлении рассказывал Антон Волченков, коммерческий директор Prestigio, история которой насчитывает уже 15 лет. Продажами устройств в 30 странах региона занимается 20 офисов. Центр разработки расположен в Чехии, а производственные мощности в Китае. Эффективную логистику обеспечивает сеть складов в Европе, Арабских Эмиратах, Беларуси, Казахстане, России, Украине, а также ведущие курьерские компании. Новые модели создаются в тесном сотрудничестве с крупнейшими поставщиками компонентов, в том числе Google, Intel, Mediatek, Microsoft, Qualcomm и др. Продуктовая линейка Prestigio включает смартфоны и смартбуки, планшеты на разных платформах, видеорегистраторы и навигаторы, интерактивные панели.
Устройства марки Prestigio представлены в ряде национальных торговых сетей и крупных интернет-магазинах. По собственным оценкам компании, ее доля на украинском рынке смартфонов составляет в среднем около 4%, а телефонов – 6,7%. При этом в нижнем ценовом сегменте до 2600 грн. показатель в отдельные месяцы достигает 10%. В планшетах ситуация схожая – примерно 4% рынка и до 8% среди моделей стоимостью до 4000 грн. Маркетинговая поддержка бренда включает промо-кампании на ТВ и радио, наружных носителях и в Интернет, роад-шоу.
Детальный обзор рыночной ситуации в Украине представила Валентина Печончик, старший аналитик сектора ИТ и офисной техники компании GfK Ukraine. Как и в большинстве стран Европы, по итогам 2016 г. он продемонстрировал рост в национальной валюте (до 61,2 млрд. грн.). Причем динамика была наибольшей среди соседей – свыше 21%. И прогноз на текущий год также позитивный. Впрочем, в долларовом эквиваленте наша доля в общем объеме рынка Восточной Европы не превышает 6% и аналогична показателю Венгрии, где вчетверо меньше населения. Для сравнения польский рынок крупнее втрое при сопоставимом количестве жителей, а российский (146 млн. человек) – вшестеро.
Если рассмотреть украинский рынок техники и электроники в ретроспективе, то в натуральном выражении его объем в 2016 г. остался примерно на уровне 2015 г. – около 35 млн. штук – а вместе они не сильно превысили рекордный показатель 2013 г. с его 65,7 млн. Большинство товарных сегментов, включая ноутбуки и настольные ПК, уже оправились от провала 2015 г. и демонстрируют рост показателей второй год кряду. За исключением фототехники, чьи продажи по итогам I квартала 2017 г. сократились еще на треть в штучном выражении и на 5% в денежном, а также медиа-планшетов, миновавших пик популярности. Локомотивом рынка остаются смартфоны, на которые приходится уже около трети его объема. Значимыми критериями выбора тут является диагональ от 5 дюймов, сканер отпечатка пальца и аккумулятор от 3000 мАч. К слову, интересно отметить, что в текущем году свыше 80% проданных в Украине планшетов имели встроенный модуль связи 3G\4G.
С точки зрения динамики наиболее активно последние два года увеличивается сбыт носимых устройств, экшн-камер и твердотельных накопителей. В первую категорию входят фитнес-трекеры (76% продаж в I квартале 2017 г.), смарт-часы (17%), GPS-локаторы (7%), пульсомеры и т.п. По итогам 2016 г. в нашей стране было реализовано около 200 тыс. носимых гаджетов на 280 млн. грн. Что касается накопителей, то рост, по данным аналитиков, демонстрируют только SSD. Однако если 87% реализуемых внутренних винчестеров составляют модели до 1 ТБ, а 81% внешних имеют емкость 1-2 ТБ, то 62% SSD – до 128 ГБ.
Судя по европейским продажам, неплохие перспективы имеет бытовая техника с возможностью подключения к Сети и прочие компоненты «умного» дома. Кроме того, с октября прошлого года взлетели различные устройства виртуальной реальности. За один только четвертый квартал они принесли около 180 млн. евро.
В мире же несомненным трендом на данный момент является техника для геймеров, включая мониторы, клавиатуры и мышки, аудио-гарнитуры и другие аксессуары. Этой тенденции в последние годы уделяется немало внимания и в рамках форума ASBIS 2.0 она звучала неоднократно.
Так, Александр Зелинский, менеджер по работе с партнерами Acer, привел данные отчета компании Newzoo по глобальному рынку игрового ПО, согласно которому его объем в 2017 г. вырастет на 7,8% и достигнет 109 млрд. долл. Из них 42% придется на игры для мобильных устройств, 31% – для консолей и 27% – для настольных ПК. При этом последний сегмент постепенно сокращается. По прогнозу, к 2020 г. мировые продажи игрового ПО могут превысить 128 млрд. долл.
Драйвером игровой индустрии специалисты считают киберспорт. Доходы этой экосистемы в нынешнем году, как ожидается, увеличатся на 41% до 696 млн. долл. Из них 38% составит спонсорство, 22% – реклама, 14% – сборы издателей и т.п. Через четыре года этот сегмент может вырасти до 1,5 млрд. долл.
По оценкам исследовательской компании Super Data, глобальная аудитория прямых трансляций игрового видео в текущем году достигнет 655 млн. человек, а к 2021 г. она вырастет на 21%. Доход от игрового видеоконтента в 2017 г. превысит 4,6 млрд. долл. Что сравнимо с крупнейшими национальными футбольными лигами.
Александр Зелинский: «Acer наметил амбициозную цель вырваться в лидеры мирового рынка игровых ноутбуков»
Переходя к технологическим достижениям, спикер отметил новое поколение видеокарт компании NVIDIA под кодовым названием Pascal, обеспечившее прирост производительности свыше 1,5 раз относительно предшественников. Это дает возможность предложить потребителю более мощные и доступные игровые ПК и ноутбуки. Причем игровые продукты являются привлекательной категорией для производителей и розницы, поскольку имеют большую среднюю цену и соответственно маржу.
Продажи игровых компьютеров растут и в мире и в Украине. К примеру, сегмент специализированных ноутбуков на базе графики NVIDIA в нашей стране заметно прибавил за последний год. При этом, согласно приведенным данным, расстановка сил у нас несколько отличается от общемировой. По итогам 2016 г. на втором месте с долей 19% расположился Acer, на третьем Lenovo (14%), далее идут Dell (11%) и HP (8%). А вот MSI пасет задних со скромными 4%.
По оценкам аналитиков, в первом квартале 2017 г. компания Acer вышла на четвертое место мирового рынка ПК, немного опередив Apple и ASUS. В ноутбуках ей принадлежит шестая позиция. Причем на фоне стагнации рынка традиционных ПК, игровой сегмент для вендора является приоритетным в долгосрочной перспективе. Acer активно инвестирует в новые разработки и предлагает клиентам широкий спектр игровых решений, включая серию устройств Predator на базе передовых технологий. В частности, осенью в этом семействе был представлен первый мире игровой лэптоп с изогнутым экраном диагональю 21 дюйм.
Не обошла игромания стороной и HP, хотя основным ее фокусом всегда был корпоративный рынок. Бизнес компании сегодня растет в большинстве сегментов, сообщил Виктор Гунченко, категорийный менеджер персональных систем НР. По итогам второго финансового квартала доход вендора повысился на 10% в годовом сопоставлении, до 7,7 млрд. долл. В структуре продаж персональных систем 59% приходится на ноутбуки, 31% на настольные ПК и 6% на рабочие станции. Такое распределение в целом соответствует мировым тенденциям. Поскольку согласно прогнозам аналитиков, в ближайшие четыре года доля лэптопов в глобальном масштабе немного увеличится, десктопов сохранится, а трансформеры заметно потеснят планшеты.
На украинском рынке, по оценкам специалистов НР, сегмент персональных систем в ближайшие годы также будет повышаться преимущественно за счет ноутбуков, а самой быстрорастущей категорией станут гибридные устройства.
Еще одним технологическим трендом в мобильных ПК является увеличение проникновения дисплеев с высоким разрешением Quad HD и Ultra HD. Кроме того, для подключения периферии компания НР разработала беспроводную док-станцию с поддержкой WiGig.
Виктор Гунченко: «В сегменте мобильных компьютеров HP видит перспективу в первую очередь в трансформерах и ноутбуках премиум-класса»
По данным спикера, на рынке EMEA растет доля ноутбуков премиум-сегмента и НР лидирует в нем с долей около 8%. Специально для него создаются тонкие, легкие модели в металлическом корпусе, с хорошей автономностью и качественным звуком. Также в подобных устройствах находят воплощение новейшие технологии обеспечения безопасности, включая биометрические. Одной из последних разработок тут является HP Sure View – встроенный фильтр для защиты от любопытных глаз, который простым нажатием комбинации клавиш существенно ограничивает углы обзора на дисплее.
Что же касается игровых систем, то тут НР предлагает линейку устройств Omen, с характерным броским дизайном и высокой производительностью, которая включает как настольные ПК, так и ноутбуки. Кроме того, в нее входит оригинальный внешний модуль с мощной дискретной видеокартой, встроенным накопителем и т.п. Игровой тюнинг, так сказать, для обычных лэптопов. Ожидается, что в Украине этот акселератор станет доступен ближе к осени.
Тему игровых систем и киберспорта затронул в своем выступлении и Николай Антонюк, менеджер по работе с партнерами компании Lenovo, говоря о рыночных тенденциях и будущем технологий. Для этого сегмента производитель выпускает компьютерные системы под маркой Legion. Кроме того, как и многие другие гранды индустрии Lenovo ведет разработки в таких перспективных сегментах, как искусственный интеллект и виртуальная реальность. Еще одним трендом будущего является стремительный рост количества подключенных к Сети устройств и затрат на облачную инфраструктуру и тут компания предлагает широкий спектр решений от продуктов для конечных пользователей, до серверов и систем хранения данных.
Николай Антонюк: «Количество подключенных устройств стремительно растет и Lenovo со своей стороны предлагает широкий спектр решений для создания гибкой масштабируемой ИТ-инфраструктуры»
Директор Intel в Украине, Беларуси и Молдове, Дмитрий Калита, посвятил значительную часть выступления цифровой трансформации и соответствующими вызовам в области технологий, безопасности и людских ресурсов, а также ускорению темпа инноваций и новым бизнес-моделях. Все это несет современным компаниям, как серьезные риски, так и возможности. Сама корпорация Intel наряду с постоянным развитием традиционного направления процессоров неустанно экспериментирует с технологиями, форм-факторами и сегментами. В частности, докладчик рассказал о модульной платформе Compute Card и других актуальных разработках.
На рынке накопителей для клиентских устройств в обозримой перспективе продажи винчестеров продолжат сокращаться, а SSD увеличиваться. Такие оценки привела Ирина Темченко, региональный представитель Western Digital в Украине. При этом синхронно с рынком персональных вычислителей доля моделей для настольных ПК будет уменьшаться, а для ноутбуков, смартфонов и другой носимой электроники расти. И хотя в настоящее время наблюдается некоторый дефицит чипов памяти, сдерживающий снижение цен на SSD, с окончанием перехода на новые техпроцессы производства он должен исчезнуть. Ожидается, что к 2020 г. компьютеры на базе твердотельной памяти окончательно обойдут жесткие диски.
Тенденциям рынка жестких дисков и актуальным накопителям Seagate посвятила презентацию Анна Рыжкова, старший региональный представитель в странах СНГ и Балтии. В частности, по оценкам аналитиков в 2016 г. рынок оборудования для систем видеонаблюдения вырос на 12% и достиг 15,8 млрд. долл. По прогнозам к 2019 г. они будут ежедневно генерировать свыше 2,5 эксабайт данных и основным носителем тут остаются жесткие диски. Постоянному увеличению объемов способствует рост числа камер, разрешения видео, сроков хранения записей, а также потребности применения для аналитики и пр. При этом ключевыми потребителями систем видеонаблюдения являются финансовый сектор, муниципалитеты, правительственные учреждения и сфера образования.
Помимо информационно насыщенной конференции, вниманию участников форума была представлена выставочная зона с демо-стендами, где можно было ознакомиться с новинками электроники и пообщаться с представителями вендоров. Развлекательная часть мероприятия включала тест-драйв престижных автомобилей и концерт группы The Hardkiss.
Про DCIM у забезпеченні успішної роботи ІТ-директора