Александр Грабовецкий

директор по маркетингу компании Diweave

В целом 2013 г. оказался достаточно успешным с нашей точки зрения, заметных провалов не было. Продолжало расти направление планшетных компьютеров. Даже нишевый бренд Point of View, дистрибьютором которого мы являемся, занял свое место в среднем ценовом сегменте. Хотя это не самое дешевое предложение на рынке.

Несмотря на обилие на рынке Украины игровых манипуляторов различных брендов, оказалось этому сегменту есть куда развиваться. Например, у нас продажи продукции торговой марки SpeedLink от немецкого производителя Jöllenbeck показали ощутимый рост. При том, что это также не самое доступное на рынке предложение.

В то же время, появилось понимание, что некоторые бренды уже заняли достаточно сильные позиции в своих нишах и пошатнуть их непросто. К примеру, экшн-видеокамеры iON, не смотря на высокие потребительские характеристики и широкий ассортимент дополнительных аксессуаров, не смогли стать заметным событием для рынка.

Полезно было узнать, что рынок ИБП не настолько насыщен, как это может показаться на первый взгляд. Введение нового для нас бренда PowerWalker дало заметный результат. Качественные, но более доступные по ценам устройства все так же востребованы.

Важной тенденцией я бы назвал желание многих производителей, несмотря на прошлый опыт, занять максимальную долю на рынке за счет наиболее доступных по цене продуктов. Так, в сегменте ноутбуков, по нашим наблюдениям, все скатывается в дешевый сегмент. При этом у покупателей, желающих приобрести более качественные и дорогие устройства, практически нет достойной альтернативы продукции Apple. Мы со своей стороны предложили рынку так называемые «геймерские» ноутбуки и, несмотря на высокую цену, они неплохо стали продаваться, а перед Новым годом даже образовался некоторый дефицит.

В целом по рынку продолжается тенденция «укрупнения», как среди дистрибьюторов, так и по розничным сетям. Мелкие компании и региональные субдистрибуторы постепенно уходят с рынка.

Общественно-политические события последних месяцев безусловно сказываются на бизнесе дистрибьюторов. Причем по всем направлениям – от завоза продукции, в связи с поголовной сменой руководства и непонимания рядовых сотрудников «обновленных» или, как заявляется прозрачных и законных путей импорта, до собственно реализации продукции – подавляющее большинство партнеров старается отойти от схемы закупки на склад к закупкам под конкретных клиентов.

Некоторые партнеры, их не много, продолжают закупать продукцию «под склад», но при этом желание получить максимально возможные отсрочки сводят к минимуму возможные заработки.

В свете последних событий достаточно сложно строить какие-то прогнозы, учитывая состояние бюджета и общую ситуацию в стране. Очень хочется верить, что удастся хотя бы повторить результаты 2013 г. Но объективных причин для этого очень мало. Покупательная способность населения снизилась, закупки продукции по различным тендерам скорее всего также будут сведены к минимуму. Возможно, несколько улучшит ситуацию изменение в законе о государственных закупках. Но без финансирования этих самых закупок их попросту не будет. В сухом остатке, оптимистичный, но маловероятный вариант – это повторение 2013 г., пессимистичный и, к сожалению, более реальный – падение на уровне 20%.