Сегмент цифровых камер сегодня продолжает оставаться самым быстрорастущим на украинском IT-рынке. Однако его специфика заключается не только в активном увеличении продаж. Дело в том, что этот сегмент оказывает влияние сразу на несколько смежных рынков, объемы которых напрямую связаны с популярностью цифровой фотографии.
По результатам исследований маркетологов InfoTrends, в 2004 г. объем мировых продаж
цифровых камер превысил 53 млн устройств, или 24 млрд долл. В течение следующих
четырех лет в натуральном выражении этот показатель будет увеличиваться на 15%
ежегодно, а в 2009 г. оборот индустрии составит 31 млрд долл.
Основными потребителями цифровой фототехники, как и ранее, являются страны с развитой
экономикой, прежде всего США, Япония и три европейских государства Франция,
Германия и Великобритания. На эти регионы приходится порядка 60% мирового объема
продаж, а камерами владеет от 40 до 80% семей. В дальнейшем этот показатель если
и будет увеличиваться, то не так активно, как в течение последних двух-трех лет.
В значительной степени спрос на камеры здесь будет определяться не вступлением
в "эру цифровой фотографии" новых пользователей, а сменой моделей. Обещанный
же рост продаж цифровых аппаратов связывают с их популярностью в странах Азии
(в первую очередь в Китае и Индии) и в Восточной Европе. Что касается последней,
то темпы увеличения спроса во многом обеспечит потенциал российского рынка. Однако
далеко не последнее место в маркетинговых планах производителей занимает и Украина.
Оценки объемов украинского рынка цифровых камер мы публиковали в
начале
года. Напомним, что в 2004 г., по мнению местных поставщиков, на территории
нашей страны их было продано около 150 тыс. шт. в два раза больше, чем годом
ранее. В 2005 г. объем реализации достигнет 320 тыс. шт., а количество камер "на
руках" у украинцев приблизится к 600 тыс. шт. Если учесть, что свыше 70%
этих устройств приобретаются частными пользователями, то к концу нынешнего года
ими будет владеть около 10% семей, проживающих на территории нашей страны.
Для Украины этот показатель относительно мал, а значит, тенденция к увеличению объема поставок (пусть и не в два раза ежегодно) будет сохраняться и в течение следующих лет. Продолжится и изменение структуры спроса, на которое будет влиять сразу несколько факторов, включая и общее удешевление, и популярность мобильных телефонов с функциями фотосъемки.
Наиболее ощутимый всплеск спроса происходит сейчас в сегменте потребительских
камер с разрешением 3 млн пикселов. Здесь наблюдается наиболее жесткая конкуренция
между производителями, которые в прошлом году успели несколько раз обновить линейки
и выпустить недорогие устройства. К концу 2004 г. их стоимость снизилась до $150200,
а по результатам года в объемах продаж различных поставщиков их доля составила
5080%. Таким образом, в настоящее время эти камеры являются mainstream-товаром,
сместившим с лидирующих позиций 2 мегапиксельные устройства, наиболее популярные
в 2003 г. Лидеры потребительского сегмента, Olympus и Canon, которым принадлежит
в общей сложности 6570% данного рынка, уже довольно давно отказались от продвижения
таких моделей. Сейчас их поставляют немногие компании, включая Panasonic, Sony,
а также IТ-вендоры Samsung, BenQ, Mustek и другие. Их решения имеют четкое
"прикладное" позиционирование: либо это тонкие и легкие имиджевые камеры,
либо "цифровые игрушки", оформленные в соответствующем стиле (нередко
они работают и как Web-камеры), либо инструменты для начинающих знакомство с цифровой
фотографией. Стоимость 2 мегапиксельных моделей в настоящее время колеблется от
$100 до $350.
Несмотря на то что 2 мегапиксельные камеры еще находят своих покупателей, в течение
ближайшего года они, вероятно, повторят судьбу 1 мегапиксельных устройств. Последние
фактически исчезли из продажи не столько благодаря падению цен на более мощные
аппараты, сколько из-за появления камерафонов, поддерживающих это разрешение.
Большинство мобильных телефонов с такими средствами захвата изображений пока еще
весьма дороги, чтобы быть массовым товаром, но их удешевление не заставит себя
долго ждать: ведущие производители уже объявили о выпуске 2 и даже 3 мегапиксельных
камерафонов.
Наиболее интенсивно, на $170230, подешевели в минувшем году 4 мегапиксельные устройства. Сегодня такой аппарат с автонастройками и минимальным зумом можно приобрести за $260280. Конечно, это не предел мечтаний опытных пользователей, но для большинства потребителей вполне достаточно уровня качества, которое обеспечивают подобные модели. На долю устройств с разрешением 4 млн пикселов приходится около 15% продаж в Украине, а к концу 2005 г. поставщики обещают ее рост до 3035%. Уже в 2006 г. такие камеры могут выйти на лидирующие позиции по продажам, заняв место 3 мегапиксельных аппаратов.
В свою очередь, камеры с разрешением 5 млн пикселов в 2004 г. составляют около 10% продаж, тогда как в 2003 г. эта цифра не превышала 5%. Во многом росту их популярности способствовало не только удешевление, но и выпуск простых в обращении моделей с зумом до 10х. Ожидается, что к концу 2005 г. присутствие таких устройств на рынке вырастет до 1520%, а нижняя ценовая планка аппаратов снизится с $450 до $300.
Несмотря на то что 5 млн пикселов вполне достаточно даже многим "продвинутым"
пользователям (в том числе и для последующей печати), популярность в сегменте
"до $1000" обретают 6 и 7 мегапиксельные модели. Последние появились
в конце прошлого года эксперты связывают это с выпуском Sony нового светочувствительного
1/1,8 дюймового сенсора, который нашел применение не только в ее камерах, но и
в изделиях других вендоров Olympus, Canon, Casio, Pentax и Samsung. К тому
же весьма вероятно, что такое разрешение предел для чипов с этой диагональю,
тем более что в середине 2004 г. ряд производителей выпустил 8 мегапиксельные
устройства с сенсором 2/3". Их стоимость в настоящее время начинается с $900,
а большая часть ассортимента таких камер попадает в ценовой диапазон $10001200.
Спрос на них пока составляет единицы процентов, но то, что их популярность будет
расти по мере удешевления (ожидается, что к концу 2005 г. цена упадет до $800),
сомнений не вызывает.
Рост продаж цифровых камер оказывает влияние на развитие еще нескольких сегментов. Прежде всего, популярность электронной фотографии благоприятно отражается на объемах реализации флэш-карт (причем с ростом разрешения камер увеличивается и спрос на более емкие накопители), кард-ридеров как отдельных, так и в составе портативных ПК. Кроме того, благодаря цифровым камерам активно растут продажи фотопринтеров, а также услуг по цифровой фотопечати. Что касается последних, то, по словам представителей киевских фотоцентров, еще в начале прошлого года количество клиентов, приносящих кадры, запечатленные на пленке и на цифровых носителях (CD, USB-флэш или на карты памяти), сравнялось. Сейчас соотношение составляет 40:60, а к концу 2005 г. оно может измениться до 30:70.
В ближайшее время на рынке появится достаточно широкий ассортимент конвергентных
устройств, в одном корпусе с камерой совмещающих MP3 плеер, диктофон, а также
устройства приема/передачи данных по Wi-Fi и Bluetooth. Но пожалуй, одно из самых
ожидаемых событий грядущее исчезновение с прилавков украинских магазинов аналоговых
аппаратов. По мнению ряда поставщиков, продажи потребительских пленочных камер
прекратятся уже через два года (подчеркнем, что это не касается профессиональных
моделей). С одной стороны, заявление довольно смелое, но с другой разве не
вызывали подобных сомнений прогнозы двух-трехлетней давности относительно популярности
печати фотографий с цифровых носителей?
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365