Рынок цифровых камер: удвоение каждый год

9 февраль, 2005 - 00:00Владимир Исаев
Сегмент цифровых камер сегодня продолжает оставаться самым быстрорастущим на украинском IT-рынке. Однако его специфика заключается не только в активном увеличении продаж. Дело в том, что этот сегмент оказывает влияние сразу на несколько смежных рынков, объемы которых напрямую связаны с популярностью цифровой фотографии.
По результатам исследований маркетологов InfoTrends, в 2004 г. объем мировых продаж цифровых камер превысил 53 млн устройств, или 24 млрд долл. В течение следующих четырех лет в натуральном выражении этот показатель будет увеличиваться на 15% ежегодно, а в 2009 г. оборот индустрии составит 31 млрд долл.

Рынок цифровых камер удвоение каждый год Основными потребителями цифровой фототехники, как и ранее, являются страны с развитой экономикой, прежде всего США, Япония и три европейских государства – Франция, Германия и Великобритания. На эти регионы приходится порядка 60% мирового объема продаж, а камерами владеет от 40 до 80% семей. В дальнейшем этот показатель если и будет увеличиваться, то не так активно, как в течение последних двух-трех лет. В значительной степени спрос на камеры здесь будет определяться не вступлением в "эру цифровой фотографии" новых пользователей, а сменой моделей. Обещанный же рост продаж цифровых аппаратов связывают с их популярностью в странах Азии (в первую очередь в Китае и Индии) и в Восточной Европе. Что касается последней, то темпы увеличения спроса во многом обеспечит потенциал российского рынка. Однако далеко не последнее место в маркетинговых планах производителей занимает и Украина.

Оценки объемов украинского рынка цифровых камер мы публиковали в начале года. Напомним, что в 2004 г., по мнению местных поставщиков, на территории нашей страны их было продано около 150 тыс. шт. – в два раза больше, чем годом ранее. В 2005 г. объем реализации достигнет 320 тыс. шт., а количество камер "на руках" у украинцев приблизится к 600 тыс. шт. Если учесть, что свыше 70% этих устройств приобретаются частными пользователями, то к концу нынешнего года ими будет владеть около 10% семей, проживающих на территории нашей страны.

Для Украины этот показатель относительно мал, а значит, тенденция к увеличению объема поставок (пусть и не в два раза ежегодно) будет сохраняться и в течение следующих лет. Продолжится и изменение структуры спроса, на которое будет влиять сразу несколько факторов, включая и общее удешевление, и популярность мобильных телефонов с функциями фотосъемки.

Наиболее ощутимый всплеск спроса происходит сейчас в сегменте потребительских камер с разрешением 3 млн пикселов. Здесь наблюдается наиболее жесткая конкуренция между производителями, которые в прошлом году успели несколько раз обновить линейки и выпустить недорогие устройства. К концу 2004 г. их стоимость снизилась до $150–200, а по результатам года в объемах продаж различных поставщиков их доля составила 50–80%. Таким образом, в настоящее время эти камеры являются mainstream-товаром, сместившим с лидирующих позиций 2 мегапиксельные устройства, наиболее популярные в 2003 г. Лидеры потребительского сегмента, Olympus и Canon, которым принадлежит в общей сложности 65–70% данного рынка, уже довольно давно отказались от продвижения таких моделей. Сейчас их поставляют немногие компании, включая Panasonic, Sony, а также IТ-вендоры – Samsung, BenQ, Mustek и другие. Их решения имеют четкое "прикладное" позиционирование: либо это тонкие и легкие имиджевые камеры, либо "цифровые игрушки", оформленные в соответствующем стиле (нередко они работают и как Web-камеры), либо инструменты для начинающих знакомство с цифровой фотографией. Стоимость 2 мегапиксельных моделей в настоящее время колеблется от $100 до $350.

Несмотря на то что 2 мегапиксельные камеры еще находят своих покупателей, в течение ближайшего года они, вероятно, повторят судьбу 1 мегапиксельных устройств. Последние фактически исчезли из продажи не столько благодаря падению цен на более мощные аппараты, сколько из-за появления камерафонов, поддерживающих это разрешение. Большинство мобильных телефонов с такими средствами захвата изображений пока еще весьма дороги, чтобы быть массовым товаром, но их удешевление не заставит себя долго ждать: ведущие производители уже объявили о выпуске 2 и даже 3 мегапиксельных камерафонов.

Наиболее интенсивно, на $170–230, подешевели в минувшем году 4 мегапиксельные устройства. Сегодня такой аппарат с автонастройками и минимальным зумом можно приобрести за $260–280. Конечно, это не предел мечтаний опытных пользователей, но для большинства потребителей вполне достаточно уровня качества, которое обеспечивают подобные модели. На долю устройств с разрешением 4 млн пикселов приходится около 15% продаж в Украине, а к концу 2005 г. поставщики обещают ее рост до 30–35%. Уже в 2006 г. такие камеры могут выйти на лидирующие позиции по продажам, заняв место 3 мегапиксельных аппаратов.

В свою очередь, камеры с разрешением 5 млн пикселов в 2004 г. составляют около 10% продаж, тогда как в 2003 г. эта цифра не превышала 5%. Во многом росту их популярности способствовало не только удешевление, но и выпуск простых в обращении моделей с зумом до 10х. Ожидается, что к концу 2005 г. присутствие таких устройств на рынке вырастет до 15–20%, а нижняя ценовая планка аппаратов снизится с $450 до $300.

Несмотря на то что 5 млн пикселов вполне достаточно даже многим "продвинутым" пользователям (в том числе и для последующей печати), популярность в сегменте "до $1000" обретают 6 и 7 мегапиксельные модели. Последние появились в конце прошлого года – эксперты связывают это с выпуском Sony нового светочувствительного 1/1,8 дюймового сенсора, который нашел применение не только в ее камерах, но и в изделиях других вендоров – Olympus, Canon, Casio, Pentax и Samsung. К тому же весьма вероятно, что такое разрешение – предел для чипов с этой диагональю, тем более что в середине 2004 г. ряд производителей выпустил 8 мегапиксельные устройства с сенсором 2/3". Их стоимость в настоящее время начинается с $900, а большая часть ассортимента таких камер попадает в ценовой диапазон $1000–1200. Спрос на них пока составляет единицы процентов, но то, что их популярность будет расти по мере удешевления (ожидается, что к концу 2005 г. цена упадет до $800), – сомнений не вызывает.

Рост продаж цифровых камер оказывает влияние на развитие еще нескольких сегментов. Прежде всего, популярность электронной фотографии благоприятно отражается на объемах реализации флэш-карт (причем с ростом разрешения камер увеличивается и спрос на более емкие накопители), кард-ридеров – как отдельных, так и в составе портативных ПК. Кроме того, благодаря цифровым камерам активно растут продажи фотопринтеров, а также услуг по цифровой фотопечати. Что касается последних, то, по словам представителей киевских фотоцентров, еще в начале прошлого года количество клиентов, приносящих кадры, запечатленные на пленке и на цифровых носителях (CD, USB-флэш или на карты памяти), сравнялось. Сейчас соотношение составляет 40:60, а к концу 2005 г. оно может измениться до 30:70.

В ближайшее время на рынке появится достаточно широкий ассортимент конвергентных устройств, в одном корпусе с камерой совмещающих MP3 плеер, диктофон, а также устройства приема/передачи данных по Wi-Fi и Bluetooth. Но пожалуй, одно из самых ожидаемых событий – грядущее исчезновение с прилавков украинских магазинов аналоговых аппаратов. По мнению ряда поставщиков, продажи потребительских пленочных камер прекратятся уже через два года (подчеркнем, что это не касается профессиональных моделей). С одной стороны, заявление довольно смелое, но с другой – разве не вызывали подобных сомнений прогнозы двух-трехлетней давности относительно популярности печати фотографий с цифровых носителей?