Девятый по счету форум интернет-деятелей Украины iForum поставил новый рекорд посещаемости и лишь немного недотянул до круглой цифры в 10 тыс. посетителей. Это немаловажно, учитывая, что организаторы позиционируют мероприятие как площадку для расширения деловых контактов и обмена идеями. Мы же традиционно упомянем некоторые актуальные тенденции, как обнадеживающие, так и тревожные.
Александр Ольшанский: «Интернет значительно уменьшил стоимость создания контента и скорость распространения информации, но при этом серьезно пострадало качество. К сожалению, сегодня недостоверные данные все больше влияют на массовое сознание и начинают управлять нашей жизнью. Поэтому человечеству крайне важно найти эффективный способ верификации представленных в Интернете знаний»
Открывая пресс-конференцию, Александр Ольшанский, глава холдинга Internet Invest и основатель iForum, высказал убеждение, что текущий год станет поворотным моментом и определит развитие страны на ближайшие 5-10 лет. По его словам, целый ряд индикаторов свидетельствует о начале восстановления экономики и потому сейчас лучшее время для создания бизнеса или открытия новых направлений деятельности. Однако в законодательной плоскости наблюдаются тревожные симптомы, которые в случае развития при попустительстве общества могут привести к значительному ограничению гражданских свобод.
Речь идет о законопроектах в области кибер-безопасности, интернет-телевидения и т.п., включающих в числе прочего норму о немедленной блокировке украинских интернет-ресурсов без четко обозначенных критериев и решения суда. По сути, под знаменем борьбы с внешним врагом предпринимаются попытки узаконить тоталитарные инструменты контроля и подавления инакомыслия. «По сравнению с этим скандально известные «диктаторские» законы 16 января времен Януковича и недавний указ 16 мая покажутся невинной шалостью», – считает Александр Ольшанский.
Недавние обыски силовиков в ряде интернет-компаний только подтвердили опасения экспертов, что некомпетентность составителей подобных указов, помноженная на немоперное рвение исполнителей создают очень опасные прецеденты. Попытки регулировать Интернет и ограничивать свободы граждан под благовидными предлогами периодически предпринимаются в разных странах. Но, к сожалению, не везде обществу удается эффективно противостоять этому.
По мнению Александра Ольшанского, говоря о предпосылках расширения санкций, проблему следует рассматривать комплексно. И если очевидная цель сократить украинскую аудиторию российских информационных ресурсов и социальных сетей вопросов не вызывает (хотя в современном мире заблокировать что-либо в Интернете полностью просто невозможно). То своевременность данного решения и практика реализации спровоцировали немало нареканий. «Нельзя улучшить позиции в информационной войне, уведя войска с поля боя», – резюмировал спикер.
Рассуждая о возможном влиянии санкций на украинский рынок интернет-рекламы, Евгений Шевченко, директор агентства UaMaster, высказал предположение, что ситуация стабилизируется и прояснится ближе к осени. Однако, по его мнению, большего всего это ударит по мелкому бизнесу. Поскольку для массы предпринимателей самая популярная в нашей стране до начала блокирования социальная сеть «Вконтакте» была если не единственным, то ключевым каналом коммуникаций с клиентом. Крупный и средний бизнес перенесет блокировку менее болезненно и быстро перестроится. Поэтому и объем рынка интернет-рекламы в 2017 г. едва ли сильно изменится. Ведь ключевые заказчики практикуют годовое бюджетирование.
Андрей Осадчий: «Тенденция роста популярности покупок онлайн в целом, а также в зарубежных интернет-магазинах и через соцсети, в частности, скорее всего, получит продолжение. Если только со стороны государства не будет принято каких-то еще существенных ограничений»
Тему влияния санкций на украинский рынок неизбежно затрагивали многие спикеры форума. Коснулся ее и Андрей Осадчий, заместитель начальника отдела Point of Sales Tracking компании GfK Ukraine, выступая с традиционным докладом об аудитории уанета. По оценкам аналитиков, количество интернет-пользователей в Украине (без учета Крыма и зоны «АТО») в 2016 г. достигло 61% или 19,5 млн. человек. Это максимальный показатель за всю историю наблюдений. Увеличилось за год и число тех, кто делает покупки в Сети – до 3,6 млн. человек. В последней группе закономерно преобладают работающие (76%) и молодежь в возрасте 25-36 лет. Из них доходы 59% дают возможность приобретать не только еду и одежду, но и другие товары. Причем, свыше половины (52%) интернет-покупателей проживают в населенных пунктах до 100 тыс. и менее трети (28%) в городах свыше 500 тыс. человек.
Наиболее популярными товарными категориями остаются бытовая техника и электроника, одежда и обувь, косметика и парфюмерия. Интересно, что бумажные книги и ранее стремительно росшие товары для детей несколько сдали позиции в рейтинге, а на последнем месте расположились автотовары. До 43% повысилось количество клиентов зарубежных онлайн-магазинов и, по мнению аналитиков, этот показатель продолжит расти, если государством не будет введено каких-то ограничений.
Как недавно произошло с социальными сетями. Около половины интернет-покупателей имеют опыт отоваривания через подобные сервисы и до последнего времени тут уверенно лидировали ресурсы с российскими корнями «Вконтакте» и «Одноклассники». Facebook и Instagram вместе взятые едва дотягивали до половины доли ВК. Этот канал сбыта предпочитают женщины – две трети представительниц прекрасного пола, приобретающих что-либо в Интернете, скупались в соцсетях. И в первую очередь это относится к молодежи от 16 до 35 лет. Соответственно среди товарных категорий наибольшей популярностью пользовались одежда и обувь, косметика. «Вконтакте» преобладал даже среди покупателей с ежемесячным доходом свыше 15 тыс. грн., относящих себя к руководящим работникам, где доля Facebook была максимальной. Только в столице и Западных областях количество покупающих на этих двух платформах примерно сопоставимо.
В целом украинский рынок техники и электроники уверенно растет. По итогам прошлого года его объем увеличился на четверть до 58,7 млрд. грн. и в первом квартале текущего динамика сохранилась. Лидерами роста остаются смартфоны. Онлайн-продажи постепенно растут по всей Европе и Украина с их долей в 26% рынка БТиЭ, по состоянию на конец I квартала, находится на среднем уровне между Португалией с 5% и Чехией с 42%. Интересно, что успешнее всего онлайн-розница конкурирует с «кирпичными» магазинами в сбыте ноутбуков (за ней 37% продаж), а вот смартфоны напротив преимущественно покупают в традиционных торговых точках (83%).
Представители компании Google, Андрей Радевич и Евгений Галкин, в своей презентации развили актуальную тему мобильности и выбора между адаптированным сайтом и приложением. Согласно приведенным данным, примерно каждый третий мобильный пользователь в Украине имеет смартфон. С «умных» телефонов на сегодня приходит 44% поисковых запросов Google в нашей стране. Есть вертикальные сегменты рынка, где доля мобильных поисковых запросов преобладает и достигает 70%. Современный пользователь разблокирует свой смартфон десятки раз в сутки. Пожалуй, ни одно другое средство коммуникаций не в состоянии обеспечить сравнимый уровень вовлеченности. Все это дает специалистам основание говорить об очередном этапе интернет-революции – переходе от онлайн-маркетинга к мобильному.
Если взять YouTube, то уже почти каждый четвертый (23%) просмотр делается с мобильного устройства. Во многих странах экран смартфона уже заменил ТВ и в Украине эта тенденция тоже обозначилась.
Используя смартфон, 87% времени мы тратим на мобильные приложения и 13% – на веб. Если сравнить Топ 1000 приложений и веб-ресурсов, то охват мобильного веба составляет 8,9 млн уникальных посетителей в месяц, а приложений – только 3,3 млн. Однако, по среднему времени и вовлеченности картина обратная – на сайтах пользователь проводит около 10,9 мин., а в приложениях – 201,8 мин.
Можно было бы допустить, что приложения победили и вскоре веб умрет. Однако, если взять первые, то 35% пользователей на счету соцсетей, еще 32% «съедают» развлечения и только 20% остальное. То есть к недостаткам приложений помимо сравнительно высокой стоимости создания и необходимости поддерживать разные платформы, следует отнести также жесткую конкуренцию с другими программами на смартфоне. К тому же, 66% покупок со смартфона делается на сайтах, а не в приложениях. Поэтому на сегодня наиболее рациональным представляется некий гибридный вариант, когда мобильная версия сайта, благодаря таким технологиям как HTML5 и пр. максимально приближается по возможностям к приложению, позволяя объединить сильные стороны обоих подходов.
Стоит отметить, что силами организаторов тематический охват iForum постоянно расширяется и в этом году к традиционной повестке добавились секции по системам управления взаимоотношениями с клиентами и лояльностью, а также индустрии онлайн-игр и развлечений. Отметим, что последней эксперты сулят радужные перспектвы. Не только с оглядкой на классическое выражение panem et circenses, но и с учетом грядущих трансформаций в обществе, связанных с развитием искусственного интеллекта и роботизацией многих отраслей. Футуристы все чаще рисуют будущее, в котором из-за тотальной автоматизации население будет меньше озабочено добыванием хлеба насущного, во всяком случае, в развитых странах, и потому столкнется с необходимостью утилизации большего количества свободного времени.
Те, кто по каким-то причинам пропустил в этом году форум интернет-деятелей Украины или отдельные доклады, смогут найти видеозаписи на канале в YouTube, а также презентации на сайте конференции.
Про DCIM у забезпеченні успішної роботи ІТ-директора
Форум был отличный! Спасибо организаторам и докладчикам.