Наш собеседник – персона в сфере интернет-бизнеса заметная и известная. Алексей Мась, «человек в красной рубахе», не боится привлекать к себе внимание и охотно экспериментирует с новыми перспективными технологиями. Программист, творческая личность, предприниматель… создатель и совладелец «Украинской баннерной сети», он также стоял у истоков ряда популярных в уанете проектов, среди которых UAportal, Infostore.org, Mail.ua и iForum. Он искренне верит в прогресс и в настоящее время занимается разработками в области мобильных сервисов, вынашивая планы в отношении Apple Watch и прочих носимых устройств.
– Когда и как Вы занялись бизнесом? Почему выбрали Интернет?
На момент окончания учебы в Киевском национальном университете я уже работал программистом и участвовал в разработке системы автоматизации бухгалтерской деятельности под названием Tree. У нас была компания при одной из лабораторий в Государственном научно-исследовательском институте автоматизированных систем в строительстве, где подобрался хороший коллектив специалистов. Оттуда, например, вышли Юрий Мусатенко и Константин Мильштейн, впоследствии создавшие компанию Viewdle. Там же я познакомился и с Русланом Дмитраковичем, с которым мы в дальнейшем сделали «Украинскую баннерную сеть» (УБС).
Потом я попал в Национальный банк Украины, где занимался доработкой и сопровождением САБ UniCorn, на условиях аутстаффинга. Когда банк приобрел систему процессинга карточек Visa, которая работала на HP-Unix, им понадобился специалист по Unix. И они пригласили меня в качестве администратора этой машины, к слову, стоившей чуть ли не 1,5 млн. долл. Это был где-то 1997 год. На то время в Нацбанке уже имелся Интернет, какой-то dial-up, – там я с ним и познакомился впервые. У меня случались ночные смены и в такие дни фактически весь этот канал был в моем распоряжении.
В какой-то момент в качестве эксперта по HP-Unix пригласили специалиста из Москвы, которым оказался Максим Мошков, владелец одноименной онлайн библиотеки lib.ru, легендарная в общем личность. Мы с ним подружились и потом долгое время поддерживали отношения. Он помогал мне советами. К слову, переписывались мы по электронной почте, что на тот момент было в общем-то редкостью. Не то что сейчас.
Там же в Нацбанке работал и Александр Попов, который сделал сайт «Динамо Киев от Шурика». Помню мы с ним ходили вместе обедать и он переживал, что не сможет достичь результатов конкурирующего проекта, у которого тогда было в районе 60 заходов в день. Сейчас конечно, когда посещаемость у него исчисляется наверное десятками тысяч в сутки, это вспоминается как анекдот. В итоге получился топовый сайт, который сделал один человек, очень любящий футбол.
– И какой же проект стал Вашим первым опытом в интернет-бизнесе?
Примерно в это время Руслан Дмитракович попал на работу к интернет-провайдеру LuckyNet. А я тогда увлекался написанием фантастики и первым сайтом, который я сделал, был сайт киевской мастерской фантастики «Третья сила» (мастерской руководили Марина и Сергей Дяченко, а я там был старостой и веб-мастером). Сам сайт у нас получился достаточно прогрессивным для своего времени, с опросниками, рейтингами авторов и т.п. Авторы и любители фантастики его знали и у него была неплохая посещаемость.
И вот мы с Русланом начали придумывать как заработать в Интернете. Рабочих варианта было два – поисковик или баннерная сеть. В итоге остановились на втором, поскольку он был ближе к деньгам. Сайтов в уанете на тот момент насчитывалось наверное несколько сотен и были уже конкуренты – баннерные сети Russian Link Exchange, Ukr Link Exchange и у одесситов была сеть Ping.
В итоге код на Perl (использовали также MySQL и Unix) мы вдвоем с Дмитраковичем написали за три недели и запустили «Украинскую баннерную сеть». Смешно вспомнить, но план запуска был две недели. Хостился наш сервер у LuckyNet и его стоимость, что-то в районе $100, и составила все расходы на запуск проекта.
На момент нашего старта сеть конкурентов показывала где-то 1 тыс. баннеров в день. Но поскольку только мой сайт фантастики имел около 2 тыс. посещений в день, то примерно за неделю мы их обошли. Стали самой большой сетью в Киеве, а кажется через два месяца – крупнейшей в Украине.
– А как возникла идея конференции интернет-деятелей iForum? Почему изначально для него выбрана такая «шуточная» дата, 1 апреля?
Конференция появилась фактически благодаря УБС. Мы собирались отпраздновать десятилетие создания компании. А потом мы с Александром Ольшанским решили, что в кризис, а это было начало 2009 г., тратить деньги просто на шумный корпоратив не интересно и лучше собрать народ на тематическую конференцию.
Датой было выбрано 1 апреля, День смеха. Я люблю эту дату, потому что считаю, что без юмора и шуток никуда, особенно в наше время. В первый год площади в МВЦ на Броварском проспекте были свободны и мы арендовали их без проблем. Но сейчас с этим гораздо сложнее и приходится смещать дату на более позднее время. В этом году, например, будем проводить 16 апреля.
– Нынешний iForum станет уже седьмым по счету. На сегодня эта конференция для Вас бизнес или хобби? На чем зарабатывают организаторы?
Для нас, организаторов, это не бизнес-проект. У нас никогда не стояла задача заработать на iForum. Когда-то получается выйти немного в плюс, другой раз в минус… Зато такой подход позволяет нам приглашать спикеров, которые на наш взгляд могут быть интересны аудитории, а не тех, кто больше заплатит за возможность выступить.
Главная наша задача сделать конференцию качественной и массовой. В том смысле, чтобы приобщить к интернет-технологиям максимальное число желающих и познакомить их с современными тенденциям в этой области. Чтобы у посетителей родились какие-то мысли, появились плодотворные идеи.
И люди, похоже, эту идею оценили. Два года назад, когда у нас было около 7 тыс. посетителей, мы стали чуть ли не крупнейшей тематической конференцией Восточной Европы и вошли в книгу рекордов Украины. Даже в прошлом году, несмотря на события, у нас было около 5 тыс. участников. Хотя вход на iForum платный.
– Как же вы находите и чем привлекаете интересных спикеров? Какие особенности форума в этом году?
У нас есть ведущие потоков и они отбирают спикеров на свое усмотрение. При этом главная задача, как я уже говорил, – максимально качественно заполнить программу. Все это конечно обсуждается коллегиально. Перемещаем спикеров из потока в поток, если посчитаем, что какой-то доклад лучше ложится в другую тему. Или можем взять спикера в центральный поток, чтобы дать ему большую аудиторию.
Спикеров мы обычно сами находим. Потому что те, кто приходят со своими предложениями, чаще всего не подходят нам по качеству. Изначально мы искали спикеров по знакомым в сообществе. Плюс у нас была Ольга Величко, человек в Москве, которая привозила известных деятелей рунета. Сейчас они все боятся сюда ехать. В первую очередь потому, что для них это сопряжено с репутационными рисками в России. Разве что Антон Носик остался. У него ведь имидж оппозиционера.
Однако, в этом году у нас в программе планируются несколько новых интересных спикеров, пришедших по сути самотеком. Например, выступит Петр Чернышов из «Киевстара». Он в прошлом математик. Я пересекался с ним на других конференциях и мне он понравился как докладчик. Надеюсь, и посетителям iForum будет интересно. Также ожидаем посла Израиля. Последнее время эта страна на слуху у многих представителей технологической отрасли.
– Произошли ли какие-то изменения в тематических потоках?
В целом потоки остались как в прошлом году. Опыт показал, что пять залов – это максимум. Вот только половину потока E-commerce мы отдали волонтерам. Курирует тему Арсений Финберг из «Интересного Киева». В этой области есть немало интересных технологических проектов. Плюс они решают по сути те же задачи, что и многие стартапы (поиск аудитории, финансирования, логистика…).
– Как один из тех, кто принимал участие в становлении уанета, как Вы оцениваете текущее состояние и перспективы украинского рынка интернет-рекламы?
Главное, на мой взгляд, явление за последние годы – это то, что весь рынок интернет-рекламы попал в кабалу. В том смысле, что рекламные ресурсы сначала взялась скупать Tochka.net, место которой позже занял United Media Holding.
Фактически с УБС у нас было два варианта, либо они нас выкупают, либо платят нам за рекламу. Мы пошли по второму и ресурс не продали. Посчитали, что покупатель не сможет развивать сеть лучше нас. А в такой продаже бизнеса я не вижу смысла. Кроме того, мы тогда еще вели infostore.org и развивали mail.ua и УБС была нам полезна также и в качестве площадки общения с большим количеством веб-мастеров.
Время показало, что мы поступили правильно. Предложенную за УБС сумму мы в итоге заработали года за два. А весь UMH попал к Курченко, с известными последствиями.
В целом же за последний год украинский рынок интернет-рекламы просел раза в два или даже в три. Пока что лучшие для него времена были в период т.н. «весны Ющенко», когда в Украину стали активно инвестировать зарубежные компании. На вывод сюда новых продуктов выделялись значительные бюджеты и объем рынка тогда очень существенно вырос. Потом в 2009 г. он просел раза в два и сейчас еще раз вдвое. Крупные проекты вроде более-менее себя чувствуют, те же Rozetka.ua, Prom.ua. Но в целом покупательная способность населения сильно упала, импорт подорожал, налоговое давление усилилось, и весь рынок находится в состоянии стагнации.
– Какие технологии в рекламе сейчас на Ваш взгляд наиболее перспективны?
В первую очередь, конечно же, мобильность. Я сейчас, например, больше занимаюсь не столько интернет-рекламой, сколько мобильными разработками. И, в частности, мобильными платежами, коммуникациями, сервисами.
Мой любимый доклад, который я читал когда-то на iForum в потоке «Реклама», про вирусный маркетинг. Сейчас последний пошел дальше и теперь живет преимущественно в социальных сетях, в «Твиттере»… Опять же, он активно используется в информационных войнах. При этом не будем забывать, что тот же Facebook сейчас на первом месте в мире по посещаемости с мобильных устройств.
В рекламе, даже судя по волонтерским проектам, также лучше всего работают социальные сети, какие-то простые послания, сообщества по интересам. И в итоге получается некий социальный Интернет, когда люди сами создают какой-то контент, генерируют и продвигают идеи, ищут сторонников… Краудсорсинг как идея развития.
– К теме мобильности. Вопрос массового внедрения связи 3G в Украине наконец-то вроде сдвинулся с мертвой точки. Что на Ваш взгляд это может реально дать людям и экономике?
Я считаю, что отсутствие 3G сильно тормозит развитие современных технологий в Украине и его массовое распространение принесет пользу и людям и обществу в целом. Быстрый мобильный Интернет конечно не решает какие-то жизненно-важные проблемы человека. Но его отсутствие – это как палка в колеса, которая мешала двигаться всей телеге. Технологии должны развиваться параллельно. Отсутствие нормального мобильного Интернета сильно ограничивает возможности смартфонов и планшетов, сдерживает развитие сервисов, критичных к пропускной способности интернет-канала.
Для начала, с распространением мобильного Интернета уже существующие службы начнут работать быстрее и более стабильно, тот же интернет-банкинг, например. Голосовое управление, завязанное на серверы в Сети, улучшится и это потянет за собой развитие каких-то новых сервисов.
Кроме того, быстрый мобильный Интернет сократит потери времени. Сейчас не редки ситуации, когда из-за медленного Интернета ты не можешь, допустим, сразу ответить человеку, переслать ему какие-то файлы. И приходится откладывать задачу, искать зону покрытия нормального Wi-Fi, что-то еще придумывать.
Надеюсь, развитие 3G приведет также к появлению крепких мобильных проектов на локальном рынке. Сейчас у нас есть хорошие сильные команды, которые пишут на заказ за рубеж. А вот на внутренний рынок никто ничего хорошего не пишет. Это может быть что угодно, мобильные аукционы, торговые площадки, магазины, платежные системы, контроль городского транспорта – сейчас все это у нас в зачаточном состоянии.
Как в свое время с компьютерами было. Они появились и все спрашивали, а что это даст. А теперь прошло каких-то 20 лет и мы во многих сферах деятельности вообще не представляем, как без них обойтись.
Так же и с мобильными сервисами. Это может быть все что угодно… видеозвонки или даже какие-нибудь видео SMS, народная журналистика – когда свидетели событий снимают и сразу же выкладывают фото– и видео в Сеть… Сейчас даже сложно представить все возможные варианты. Уверен, как только многим станет доступен быстрый мобильный интернет, сразу появятся и люди, которые предложат что-то интересное на его основе.
– Но не секрет ведь, что сейчас смартфоны по большей части используются для развлечений. И что в этом свете 3G может дать обществу?
Ну не знаю, допустим, быстрее станут загружаться фотографии – проще будет информировать коммунальные службы о ямах на дорогах или еще каких-то недоработках. Люди будут меньше смотреть телевизор и, возможно, более ответственно вести себя на выборах.
Ведь качество контента напрямую завязано на величину аудитории. Будет больше аудитория – качество контента подтянется. Скажем, телевидение пойдет на спад, зато появятся независимые блогеры из народа, которые будут вести телетрансляцию событий, делать какие-то свои передачи и т.п.
– Сейчас на слуху электромобили, носимые устройства, роботы, 3D-принтеры… Какие технологии на Ваш взгляд окажут наиболее существенное влияние на жизнь человечества в ближайшие 10 лет?
К слову, у меня на iForum будет отдельный доклад про современные гаджеты и их влияние на бизнес. Приглашаю всех желающих прийти послушать. Я думаю будущее за встраиваемыми устройствами, которые будут интегрироваться с человеком. Когда, условно говоря, мобильный телефон будет вживляться в голову, а с ним система платежей и еще бог знает что. И до этого довольно скоро дойдет. Создатели устройств пытаются любой ценой завладеть нашим вниманием, ради чего они подбираются все ближе к мозгу. И «умные» очки уже предельно близко подошли к этому.
Я считаю, что с тем же Google Glass просто немного поторопились. Они обязательно продолжат развиваться. Возможно как устройство для более прикладных задач, а не как массовый гаджет.
Там есть еще одна интересная вещь. Распознавание образов, которым бывшая команда Viewdle сейчас занимается в Google. Для очков это очень важно. Потому что когда вы будете наводить очки на человека и сможете сразу видеть кто это такой и какую-то дополнительную информацию о нем, или что это за предмет лежит, где его купить и т.п. – тогда все совсем по-другому заиграет. Носимый распознаватель Google пока не смог сделать. Как только сможет – будет прорыв.
Те же «умные» часы – это еще один экран, который почти всегда на виду. Его легко увидеть, показать другому. В умных часах обычно востребованы достаточно простые вещи. Но это позволяет сэкономить какое-то время, какие-то лишние движения, это удобно.
У меня десятки идей приложений для часов и я все думаю, за что лучше взяться в первую очередь. Все что связано с нотификациями – список задач, напомнить о встрече, позвонить кому-то… Или, например, программа для изучения иностранных слов, которая будет с определенной периодичностью выводить на экран часов новые слова. Туристический путеводитель… Какие-то короткие голосовые сообщения, которые заменят текстовые SMS. По сути, сейчас в этой области идет поиск возможных ниш. И выход на этот рынок Apple говорит о том, что они сочли его достаточно емким для себя.
Сейчас все очень быстро развивается. Мой сын 11 лет уже просто не представляет, как мы совсем еще недавно жили без Интернета, смартфонов, планшетов. Так что, думаю, очень скоро все будут ходить в очках с какой-нибудь дополненной реальностью, с «умными» часами, и нам даже трудно будет вообразить, как мы раньше обходились без них.
Про DCIM у забезпеченні успішної роботи ІТ-директора