`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Правильные вопросы

+35
голосов

Усилиями организаторов и сообщества форум интернет-деятелей Украины динамично развивается и за десять лет он вырос из сравнительно небольшого собрания энтузиастов (первый iForum посетило чуть больше 1 тыс. человек) в масштабное мероприятие. Юбилейную конференцию посетило свыше 12 тыс. человек, вниманию которых были представлены выступления более 150 спикеров в девяти тематических потоках и около 100 компаний в экспозиции.

Правильные вопросы

Александр Ольшанский: «Мы то, во что верим, верим в то, что видим, а видим то, что нам показывают социальные сети»

В первую очередь, именно в силу масштаба мероприятия, отправляясь на iForum, следует четко осознавать с какой целью вы туда идете. Потому что потеряться в этом круговороте людей, идей и образов очень легко. Но пользы от этого будет мало. Как говориться, правильно поставленный вопрос – половина ответа.

Можно сказать именно правильным вопросам посвятил свою традиционную вступительную речь Александр Ольшанский, глава холдинга Internet Invest и основатель iForum. Он говорил о роли средств массовой информации, в том числе социальных сетей, в искривлении реальности, на примере резонансной истории с Cambridge Analytica. Напомним, в рамках расследования вероятного внешнего влияния на выборы президента США разгорелся скандал, связанный со сбором этой частной британской компанией открытых данных в том числе из Facebook для формирования профилей пользователей и разработки персонифицированной коммуникации с целью склонить предпочтения сомневающихся в пользу заданного кандидата.

Апогеем стали многочасовые слушания в Сенате США, которые походили на допрос с пристрастием Марка Цукерберга, основателя Facebook. Однако, по мнению Александра Ольшанского, внимание аудитории было сфокусировано на второстепенном. Большинство вопросов, так или иначе, касалось конфиденциальности пользователей крупнейшей на данный момент социальной сети. Хотя Cambridge Analytica оперировала открытыми данными. Сосредоточиться же следовало на обсуждении адекватного законодательного регулирования этой сферы, с учетом текущих реалий.

Манипуляция общественным мнением всегда была колоссальным властным ресурсом. С развитием же технических средств масштабы и возможности только возрастают – газеты, радио, ТВ, теперь Интернет. «Мы то, во что верим, верим в то, что видим, а видим то, что нам показывают социальные сети» – считает Ольшанский. Не зря в тяготеющих к тоталитаризму государствах альтернативные информационные каналы всегда пытались регулировать или запрещать. В обозримой перспективе тенденция использования социальных медиа будет только нарастать и все чаще судьба выборов в различных странах станет в значительной мере зависеть от крупнейших интернет-ресурсов. Это дает, по сути, неограниченную власть частным структурам и не выборным персонам. Избежать этого невозможно. Поэтому необходимо как можно скорее проработать механизмы регулирования.

Не обошли вниманием организаторы iForum и актуальный технологический тренд последних лет – блокчейн и рынок криптовалют. Ему впервые был посвящен целый тематический поток. Причем в силу сравнительной новизны все, что с этим связано, вызывает немало дискуссий, как в части законодательного регулирования, так и в плане рационального использования. К примеру, в рамках пресс-конференции Александр Ольшанский обратил внимание на возрастающую популярность блокчейна в среде псевдо реформаторов, которые муссируют идею повсеместного внедрения распределенных баз данных в государственное управление, чуть ли не как панацею от всех проблем. По мнению Ольшанского, ключевой тезис о нефальсифицируемости блокчейна – миф. Сама по себе эта перспективная технология едва ли решит какие-то из заявленных задач, а нынешний хайп только отвлекает внимание от действительно важных вопросов ее практического применения.

Отчасти этот тезис поддержал Дмитрий Дубилет, один из основателей Fintech Band, проект-менеджер сервиса iGov и бывший ИТ-директор «ПриватБанка», который отметил, что сейчас чиновники зачастую предлагают с помощью модных технологий вроде блокчейн решать какие-то надуманные проблемы. В то же время наши соотечественники в XXI веке продолжают часами простаивать в очередях за какими-то справками и прочими бумажками. Хотя перевести подавляющее большинство государственных услуг в электронный вид и начать предоставлять гражданам современный сервис через Интернет можно буквально за считанные дни. Благо отработанные годами решения есть, в том числе и украинские.

Аудитории украинского Интернета и поведению покупателей онлайн и оффлайн посвятил свою презентацию Андрей Осадчий, заместитель начальника отдела Point of Sales Tracking компании GfK Ukraine.

Правильные вопросы

Андрей Осадчий: «Популярность покупок в Интернете среди украинцев растет. Но говорить о закате традиционной розницы явно преждевременно. Уместнее вести речь о синергии различных форматов»

Количество интернет-пользователей в Украине стабилизировалось на уровне около 60% населения страны, в 2017 г. этот показатель составил 19,2 млн. человек. В тоже время, число покупателей растет, преимущественно за счет старшего поколения. Треть всей аудитории приобретает что-либо онлайн хотя бы раз в год, а почти 5 млн. украинцев делают это регулярно. По статистике 76% интернет-покупателей работают, 63% оценивают свой достаток выше среднего, 70% имеют высшее образование и у 43% есть дети младше 14 лет. Впрочем, увеличение этой категории происходит эволюционно, по мере накопления соответствующего опыта.

В разрезе товарных категорий в покупках как внутри страны, так и за рубежом, пока продолжают лидировать традиционные категории – электроника и бытовая техника, одежда и обувь, парфюмерия. За пределами ведущей десятки находятся продукты питания. По мнению спикера, в текущей картине присутствует некий диссонанс. Так, например, бытовая химия пока не слишком популярна в онлайне, хотя по многим признакам она как будто создана для продажи через Интернет. Очевидный потенциал для роста также имеет категория «Еда». Хотя бы потому, что по данным Госкомстата, украинские семьи расходуют на нее более половины своего бюджета.

С каждым годом растет доля смартфонов как средства поиска информации о товаре (уже 43%) и совершения покупки (36%). Параллельно стремительно растет популярность соответствующих мобильных приложений.

Несмотря на бытующее мнение, по оценкам аналитиков, на долю оплаты товара по факту получения сегодня приходится только 44% транзакций. Из них 24% – наличные курьеру, 15% – наложенный платеж. Растущая аудитория украинцев, готовых платить вперед, в 32% случаев предпочитает расчет картой на сайте магазина, 16% используют перевод на карту продавца (как это ни парадоксально). Популярность различных видов электронных денег снижается – 3%. На банковские кредиты приходится около 1%.

Что касается доставки, более половины (54%) производится в отделение оператора (33% – курьерские службы, 21% – «Укрпочта»). Самовывоз со склада или из магазина предпочитают 12% украинцев. В четверти случаев товар доставляется курьером. Наименее востребованный пока способ – почтоматы (3%). Хотя очевидно тут кроется немалый потенциал.

Правильные вопросы

Несмотря на растущую популярность электронной коммерции «кирпичной» рознице пока явно не угрожает вымирание. Так, по некоторым оценкам, из 50 наиболее динамично растущих ритейлеров в мире лишь 8% вообще не имеют физических магазинов. Скорее уместно говорить о взаимном проникновении разных форматов и примером тому может быть недавнее открытие в Киеве супермаркета крупнейшей в Украине онлайн-площадки «Розетка». Показательно, что в 2017 г. общая доля интернет-продаж на рынке электроники и бытовой техники снизилась с 25 до 23%. Против этого тренда пошли лишь ноутбуки, где доля онлайна увеличилась до 36%.

Почему так происходит? Интернет потерял былое ценовое преимущество перед оффлайн розницей. Вторая причина – структура покупателей. Большинство украинцев все еще предпочитают приобретать необходимое в традиционных магазинах. И третья причина – возможность купить в кредит. Этот способ очень популярен в жизни и мало распространен в онлайне. Очевидно, тут также кроется потенциал для развития.

Напомним, что видеозаписи большинства выступлений на iForum желающие могут найти на канале YouTube, а также на сайте форума интернет-деятелей Украины. Это просто бесценный источник информации для интересующихся состоянием дел и актуальными тенденциями в данной сфере. Особенно учитывая количество желающих воочию лицезреть гуру индустрии непосредственно на iForum и связанные с этим объективные сложности.

Правильные вопросы

Про DCIM у забезпеченні успішної роботи ІТ-директора

+35
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Насчет достатка интернет аудитории цифры вообще нерелевантные.

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT