`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Napster — технология раздора

+22
голоса

Продолжая публикацию архивных материалов предлагаем вашему вниманию статью из № 22 (238) «Компьютерного Обозрения» от 30 мая 2000 г. В то время Napster — было очень звучное имя, дискуссии про эту компанию не умолкали. Но именно с этого стартапа Шона Феннинга началась революция в музыкальной индустрии. Да, и не только в ней...

Новые технологии появляются в Internet каждый день. Многие из них после частичной доработки становятся стандартами и успешно используются; некоторые, не получив должного распространения, так и уходят в небытие. Cегодня, наверное, сложно найти западное СМИ, на первых полосах которого не мелькало бы слово Napster. О разработке Шона Фэннинга (Shawn Fanning) сегодня пишет компьютерная, музыкальная, юридическая и общественная пресса, имя Napster на устах у миллионов пользователей, обозревателей, рок-звезд и их адвокатов.

ЧТО ТАКОЕ NAPSTER

Развитие цифровой музыки вывело глобальную Сеть на принципиально новую стадию развития. После долгих лет поисков разработчикам наконец удалось создать технологию, передающую звук CDкачества. Файлы MP3 сегодня можно записать самостоятельно в домашних условиях. Рост популярности этого формата привел к возникновению целой мини-индустрии, занимающейся поддержкой и распространением музыки в новом цифровом стандарте. Появились поисковые системы, в которых желающие могли найти интересующую их композицию.

Napster — технология раздора

Примерно год назад девятнадцатилетний студент Шон Фэннинг в чате IRC обсуждал со своими друзьями проблемы распространения музыки MP3 через Internet. Именно тогда ему пришла в голову идея создать программу, суть которой бы сводилась к дистрибутивному поиску файлов MP3 на компьютерах пользователей. В сентябре 1999 г. Фэннинг отправляет первую бета-версию разработки своим друзьям с просьбой использовать ее только для персональных нужд и не распространять. Большинство знакомых Фэннинга были настолько поражены идеей, положенной в основу Napster, что тут же пересылают ее своим знакомым, и в течение нескольких дней копии программы уже были установлены на 15 тыс. компьютеров по всему миру.

Суть работы Napster проста: при запуске пользователь создает себе имя, под которым он в дальнейшем и известен на сервере. Затем с помощью программы некоторые каталоги жесткого диска, содержащие музыку МР3, можно сделать «открытыми» для просмотра, т. е. попросту объявить их «shared resources», если использовать терминологию Windows. Теперь при поиске нужного МР3-файла Napster будет «рыскать» не по музыкальным серверам, а по компьютерам своих пользователей, проверяя содержимое жесткого диска на наличие искомого музыкального произведения. Программа совершает поиск не в собственной базе данных, а непосредственно в содержании папок пользователей, что исключает возможность появления предупреждения о недоступности ПК в данный момент. Кроме того, при поиске Napster укажет скорость соединения, что позволит сделать выбор между, скажем, компьютером, работающим на коммутируемой линии 28,8 Кbps, и модемом DSL. Набор утилит включает и функцию Ping для определения доступности удаленного ресурса и скорости соединения с ПК пользователя.

При дистрибутивном поиске, т.е. поиске, осуществляемом на нескольких ресурсах, подключенных к серверу Napster, исчезает зависимость от центральной базы данных: когда желаемый файл найден, то процесс передачи его с компьютера А на компьютер Б происходит без участия центрального сервера. Не страдает при «открытии» директорий и сетевая безопасность пользователя, так как все папки получают метку «read-only», что не дает прав записи в каталог.

NAPSTER И АВТОРСКОЕ ПРАВО

Музыкальная промышленность, еще до появления Napster не на шутку встревоженная появлением цифрового аудио, не могла не заметить выхода на массовый потребительский рынок программы подобного уровня. О проблемах распространения MP3 через Internet много говорилось и до этого: музыканты были обеспокоены растущим числом пользователей, обменивающихся такими файлами, музыкальные компании говорили о пиратстве, которое с помощью Сети возросло до невиданных масштабов, сторонники Internet-технологий обвиняли шоу-бизнес в непомерном меркантилизме и препятствовании перспективным направлениям. Интересно, что подобный инцидент уже был в истории противостояния «инженеров» и «торговцев» — выход стандарта VHS, который предусматривал возможность записи на видеокассеты, вызвал еще большую бурю эмоций. Киноконцерны пророчили опустошение кинотеатров, повальное пиратство и отсутствие каких бы то ни было финансовых стимулов для студий снимать новые фильмы. Прошло время, и сегодня мы наблюдаем, как киноиндустрия успешно стрижет купоны на прокате и продаже лицензионного домашнего видео. Подобные метаморфозы, как утверждают многие, произойдут и с шоу-бизнесом.

Между тем не все участники музыкального рынка приняли решение о пассивном наблюдении за происходящим. Обстановка была предельно накалена и до выхода Napster: сайт MP3.com на сегодняшний день продолжает судебное разбирательство с RIAA (Recording Industry Association of America), а музыкальные компании лоббируют правительство США с целью принятия законодательного акта, ограничивающего распространение MP3 и цифровой музыки в целом. Однако именно появление Napster вызвало новую волну протеста в среде шоу-бизнеса, объединив представителей различных музыкальных стилей и направлений под единым лозунгом противостояния Napster.

Мастодонты тяжелого рока — группа Metallica — второго мая этого года передали руководству Napster список из 300 тыс. фанов компании, которые загрузили на жесткий диск нелегальные копии музыкальных композиций группы. Согласно действующему американскому законодательству, техническая служба Napster была вынуждена запретить доступ к серверу фанам Metallica.

Однако именно факт отключения стал причиной нового скандала. Во-первых, пользователи Napster идентифицированы на сервере с помощью придуманного ими имени, что дало возможность большинству любителей MP3 повторно инсталлировать программу и успешно подключиться под новым именем, что вызвало дополнительные нарекания на Napster со стороны Metallica. Примерно в это же время на компанию в суд подал и Dr Dre, известный рэп-музыкант.

Во-вторых, некоторые пользователи Napster, сведущие в особенностях законодательства, сразу же обнаружили в претензиях Metallica удобную лазейку, которая позволяет обвиняемому или пострадавшему подать апелляцию о непричастности, поставив, таким образом, истца перед выбором: признать невиновность пострадавшего или же начать официальный судебный процесс при наличии явных доказательств вины. Естественно, что Metallica и Dr Dre никогда не признают пользователей невиновными, так как это свело бы на нет все усилия, приложенные ранее. Более разумным выглядит начало официального судебного процесса, однако в этом и состоит основная проблема: апелляцию о непричастности подало около 30 тыс. пользователей, что создало эффект своеобразной атаки «denial-ofservice» — у Metallica не хватит времени и денег на все судебные разбирательства. «Мы могли допустить 10–15 ошибок, но не столько же. У нас есть серьезные основания сомневаться в честности клиентов Napster», — утверждает Ховард Кинг (Howard King), адвокат известной группы, которому все же удалось заставить администраторов нескольких университетских сетей запретить использование Napster в кампусах, таким образом нейтрализовав одну из основных социальных групп, пользующихся цифровой музыкой, — студентов. В некоторых случаях запрет был введен задолго до судебного разбирательства Metallica — загрузка файлов МР3 большой группой пользователей приводила к резкому замедлению работы сервера

NAPSTER И ДИСТРИБУТИВНЫЙ ПОИСК

По мнению многих, у Napster на руках все же остается самый главный козырь, если речь зайдет о крупном судебном разбирательстве со стороны RIAA. В случае MP3.com адвокаты все же смогли усмотреть нарушение закона, которое было связано с размещением файлов на сервере компании, однако в случае проекта Фэннинга его программа является всего лишь посредником, а не инициатором загрузки файла на жесткий диск пользователя. На самом деле если клиент с именем User1 находит свое любимое музыкальное произведение на компьютере у пользователя User2, то нелегальное копирование происходит при участии именно этих двух пользователей, а Napster является программным пакетом, способствующим передаче данных через Internet, что само по себе ненаказуемо, так же как некарается законом и наличие в доме ножей, несмотря на то что большинство из них может служить орудием убийства.

Более того, технические «провидцы» утверждают, что Napster является лишь верхушкой айсберга, который недавно появился в глобальной Сети. Дистрибутивный поиск завоевывает популярность и среди пользователей, и среди разработчиков, так как предусматривает совмещение привычной поисковой системы и пользовательских компьютеров как компонентов базы данных для поиска. Программный пакет Gnutella выполняет практически те же функции, что и Napster, — он создает на компьютере пользователя «общую» директорию и затем производит поиск файлов по аналогичным папкам на удаленных машинах клиентов, которые находятся в момент поиска в режиме online. Отличие Gnutella от Napster состоит в возможности включать в круг поиска не только MP3, но и многие другие форматы файлов.

Еще более радикальным проектом выглядит программа Freenet ирландского программиста Яна Кларка (Ian Clarke). Эффект полной децентрализации поиска в Freenet достигается за счет динамического изменения содержания «открытых» директорий на жестком диске пользователя — алгоритм случайным образом переносит зашифрованную информацию с одного жесткого диска на другой, создавая таким образом аморфное информационное хранилище. В таких случаях пользователь даже не знает, что находится на его жестком диске в любой конкретный отрезок времени, — место, выделенное под работу Freenet, является своеобразной платой за возможность искать необходимую информацию на компьютерах других пользователей.

«Сегодня, если RIAA решит начать судебный процесс против Napster, то им придется судиться не с компанией, а с концепцией, идеей, которая, безусловно, более сильна, чем все претензии музыкальной индустрии», — утверждает Скотт Розенберг (Scott Rosenberg), аналитик online-издания Salon.com. Также уверен в позитивном для Napster исходе дела и Роб Глейзер (Rob Glaser), генеральный директор RealNetworks: «Музыкальная индустрия пока не разработала схемы получения прибыли из крупнейшего рынка, который они когда-либо получат в свои руки, — Internet. Когда будут применены цивилизованные схемы продаж, то пиратство прекратится и пользователи просто перейдут на приемлемый для них вариант оплаты музыки».

NAPSTER: ЗА И ПРОТИВ

Многие сторонники новой технологии также утверждают, что основным аргументом Napster является то, что теперь новое произведение можно предварительно прослушать перед покупкой. RIAA же активно использует следующий контраргумент: уровень продаж после распространения демо-версий альбомов остается довольно низким, а после того, как песня «American Pie» Мадонны появилась в сети Napster до своего официального выхода из-за некоего энтузиаста, обладавшего студийной копией диска и оцифровавшего его, возможность использования музыки MP3 для демонстрационных целей кажется несколько далекой от реальности.

Другим аргументом поборников новой технологии является тот факт, что студии долгое время продавали альбомы музыкантов по завышенным ценам, увеличивая свои прибыли и требуя от них контракта на конкретную сумму, а не процент от продаж. Многие пользователи Napster высказывают субъективное мнение, что чаще всего хитом на диске можно считать одну или две песни, и в таком случае неясно, на что ушли остальные деньги, уплаченные за альбом в целом.

Оставив в стороне риторические измышления о целесообразности капитализма, признаем, что в случае MP3 понравившуюся песню можно купить без «нагрузки».

Что произойдет дальше и какими путями будет развиваться музыкальная индустрия, остается только лишь догадываться. Как показывает опыт, разработка девятнадцатилетнего студента может в течение нескольких месяцев полностью изменить парадигму существующих отношений. Однако учитывая то, что речь идет об Internet-технологии, не вызывает сомнений лишь одно — перемен не избежать.


Вы можете подписаться на наш Telegram-канал для получения наиболее интересной информации

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Slack подает жалобу на Microsoft и требует антимонопольного расследования от ЕС

 
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT