Попробуйте ответить на вопрос – «что такое IT-сервис»? И назвать несколько из них. Практика показывает, что, хотя сам термин давно на слуху, его содержание затрудняется трактовать даже большинство IT-специалистов. Некоторую ясность вносит приведенная ниже классификация и сегментация сервисов, предоставляемых в области информационных технологий.
Этот материал написан в дополнение к блогу «HPE + CSC = новая сила на рынке IT-сервисов». В последнем речь идет об объединении 4-миллиардного подразделения Enterprise Services Hewlett Packard Enterprise и 12-миллиардной компании Computer Sciences Corporation (CSC).
Cлияние предполагает, что новая компания займется исключительно IT-сервисами. Но вот вопрос – что это означает и насколько велик сам мировой рынок IT-сервисов, если на него выходит такая крупная структура. Второй вопрос – что именно собирается делать эта структура. Попробуем ответить.
Мировой рынок IT-сервисов
Динамика и прогноз глобальных расходов на IT-сервисы с 2008 до 2020 гг., млрд. долл. В 2015 г. они составили около $910 млрд. во всем мире. В общем, есть, за что бороться
Если говорить совсем просто, рынок IT-сервисов охватывает объем услуг, которые позволяют предприятиям получить большой ассортимент IT-процессов, систем, ПО, оборудования и периферии по минимальной цене.
Полный мировой рынок информационных технологий, как ожидается, достигнет $3,5 трлн. в 2016 г. IT-сервисы составят более четверти полного рынка, а если телекоммуникационные услуги вынести в отдельную категорию, то – около половины оставшегося рынка IT.
С точки зрения роста рынка IT-сервисы развиваются довольно устойчиво, уступая только росту расходов на корпоративное ПО. Из года в год расходы на IT-сервисы и далее, согласно прогнозам, будут увеличиваться приблизительно на 4%, – и это продлится по крайней мере до 2020 г.
В целом рынок IT-сервисов подразделяют на сегменты сервисов для бизнес-процессов, сервисов приложений и инфраструктурных сервисов. Некоторые из них предоставляет предприятию собственная IT-служба. Однако все большую долю постепенно занимают сервисы, которые обеспечиваются и поддерживаются сторонними компаниями.
Наибольшие изменения в IT-сервисах в последние годы были связаны с ростом облачных вычислений. Собственно, Cloud Computing и определяется как использование сетей удаленных серверов, связанных по каналам интернет, для хранения, управления и обработки данных.
Для клиентов облако предоставляет доступ к многочисленным технологиям, – которые, как правило, категоризируются на облачном сервисном рынке на три основных сервисных модели, охватывая инфраструктуру, платформы и ПО.
Использование IT-сервисов снижает или вообще устраняет для предприятий типичные барьеры, – такие как недостаточная собственная техническая экспертиза или высокие затраты на построение собственной IT-инфраструктуры.
В зависимости от потребностей бизнеса и необходимого уровня безопасности, у клиентов всегда есть выбор между частным, публичным и гибридным вариантами развертывания своих систем, которые используют IT-сервисы.
Managed Servises
Managed Services (MS) – квалифицированные функции аутсорсинга, которые передают необходимую предприятию функциональность в управление сервис-провайдеру, (Managed Services Provider, MSP).
Услуги, доступные на рынке MS, могут включать аутсорсинг поддержки производства (Production Support), функций HR, управления жизненным циклом (lifecycle management), IT-ресурсами, а также содержание, техническое обслуживание и помощь (maintenance and support) и многие другие действия.
Такие аутсорсинговые сервисы позволяют организациям получить знания, в которых они испытывают недостаток или заменить собственные наиболее затратные функции и процессы. MS, как правило, обходятся на 30-40% дешевле, и на 50-60% увеличивают эффективность работы предприятия по сравнению с локальными системами.
Gartner Magic Quadrant for Cloud Infrastructure as a Service (CIaaS), Worldwide
Один из многочисленных квадрантов, которые Gartner ежегодно строит для различных сегментов IT-сервисов. Теперь сюда войдет HPE+CSC, которая займет, как ожидается, одну из лидирующих позиций
Область рынка MS широко классифицируется на Application Service Providers (ASP) и Managed Service Providers (MSP).
ASP – поставщики, предоставляющие высококачественное оборудование и «управляемые сервисы, добавляющие ценность» (value added managed services).
MSP – партнеры ASP. Они обычно подразделяются на независимых поставщиков ПО (Independent Software Vendors, ISV), телекоммуникационные компании (Telcos), реселлеров, добавляющих специализированные функции (Value-Added Reseller, VAR) и системных интеграторов.
MSP берут на себя главную ответственность за обеспечения таких функциональностей, как поддержка, биллинг и другие бизнес-процессы клиентов. Большинство MSP предлагают продавцу определенные услуги, в зависимости от отрасли, в которой они специализируются. Но есть и достаточно много универсальных MSP.
Исследовательская, аналитическая и консалтинговая компания Markets and Markets сегментировала глобальный рынок MS. На ее сайте содержится много информации, которая может быть полезна маркетинговым и IT-службам предприятий.
Сегментация полного рынка Managed Services*
* «Управляемый» (Managed) в данном случае означает не «допускающий управление» (например, «управляемый по радио»), а «отданный во внешнее управление сторонней организации». Приведены только наиболее значимые на 2015 г. сегменты. В каждой категории менее распространенные и значимые сервисы сведены в сегмент «прочие» (не показан). Сегментация дается в оригинальном виде. Расшифровки аббревиатур не приведены.
По типу управляемого центра данных (managed data center):
- Managed hosting
- Managed colocation
- Managed storage
По типу управляемой сети:
- Managed network monitoring and maintenance (Remote Monitoring)
- Managed MPLS VPN
- Managed ethernet access (over LAN, WAN, MAN, VLAN, Gateways)
- Managed WLAN/WWAN
- Managed router and switch
По типу управляемых мобильных технологий:
- Managed mobile VAS
- Managed mobile security
- Managed tablets, smartphones and mobiles
По типу управляемой инфраструктуры:
- Managed print services
- Managed desktop
- Managed backup and recovery
- Managed servers
- Managed inventory
По типу управляемых коммуникаций:
- Managed unified communications
- Managed email communications
- Managed VOIP communications
По типу управляемой информации:
- Managed business process
- Managed OSS/BSS
- Managed database
По типу управляемой безопасности:
- Managed infrastructure content security (Antivirus, software patches, and others)
- Managed Internet Security
- Managed Video surveillance/managed Wi-Fi security
- Managed firewall and managed VPN security
- Managed IDS/IPS.
Таким образом, данная классификация включает около трех десятков основных IT-сервисов, не считая менее распространенных. Очевидно, что со временем этот ассортимент будет расширяться, – до тех пор, пока на большинстве предприятий не останутся только конечные терминалы пользователей.
Так что, возвращаясь к первопричине, – слиянию HPE и CSC, – можно только повторить, что на рынке IT-сервисов есть, за что бороться, и эта борьба в ближайшие годы будет обостряться. Сложно сказать, будет ли объединенная компания предоставлять весь перечисленный спектр IT-сервисов или все же ограничится какой-то его частью. Посмотрим.
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365