IT-сервисы – о чем идет речь?

27 май, 2016 - 11:21Александр Черников

Попробуйте ответить на вопрос – «что такое IT-сервис»? И назвать несколько из них. Практика показывает, что, хотя сам термин давно на слуху, его содержание затрудняется трактовать даже большинство IT-специалистов. Некоторую ясность вносит приведенная ниже классификация и сегментация сервисов, предоставляемых в области информационных технологий.

Этот материал написан в дополнение к блогу «HPE + CSC = новая сила на рынке IT-сервисов». В последнем речь идет об объединении 4-миллиардного подразделения Enterprise Services Hewlett Packard Enterprise и 12-миллиардной компании Computer Sciences Corporation (CSC).

Cлияние предполагает, что новая компания займется исключительно IT-сервисами. Но вот вопрос – что это означает и насколько велик сам мировой рынок IT-сервисов, если на него выходит такая крупная структура. Второй вопрос – что именно собирается делать эта структура. Попробуем ответить.

Мировой рынок IT-сервисов

IT-сервисы – о чем идет речь?

Динамика и прогноз глобальных расходов на IT-сервисы с 2008 до 2020 гг., млрд. долл. В 2015 г. они составили около $910 млрд. во всем мире. В общем, есть, за что бороться

Если говорить совсем просто, рынок IT-сервисов охватывает объем услуг, которые позволяют предприятиям получить большой ассортимент IT-процессов, систем, ПО, оборудования и периферии по минимальной цене.

Полный мировой рынок информационных технологий, как ожидается, достигнет $3,5 трлн. в 2016 г. IT-сервисы составят более четверти полного рынка, а если телекоммуникационные услуги вынести в отдельную категорию, то – около половины оставшегося рынка IT.

С точки зрения роста рынка IT-сервисы развиваются довольно устойчиво, уступая только росту расходов на корпоративное ПО. Из года в год расходы на IT-сервисы и далее, согласно прогнозам, будут увеличиваться приблизительно на 4%, – и это продлится по крайней мере до 2020 г.

В целом рынок IT-сервисов подразделяют на сегменты сервисов для бизнес-процессов, сервисов приложений и инфраструктурных сервисов. Некоторые из них предоставляет предприятию собственная IT-служба. Однако все большую долю постепенно занимают сервисы, которые обеспечиваются и поддерживаются сторонними компаниями.

Наибольшие изменения в IT-сервисах в последние годы были связаны с ростом облачных вычислений. Собственно, Cloud Computing и определяется как использование сетей удаленных серверов, связанных по каналам интернет, для хранения, управления и обработки данных.

Для клиентов облако предоставляет доступ к многочисленным технологиям, – которые, как правило, категоризируются на облачном сервисном рынке на три основных сервисных модели, охватывая инфраструктуру, платформы и ПО.

Использование IT-сервисов снижает или вообще устраняет для предприятий типичные барьеры, – такие как недостаточная собственная техническая экспертиза или высокие затраты на построение собственной IT-инфраструктуры.

В зависимости от потребностей бизнеса и необходимого уровня безопасности, у клиентов всегда есть выбор между частным, публичным и гибридным вариантами развертывания своих систем, которые используют IT-сервисы.

Managed Servises

Managed Services (MS) – квалифицированные функции аутсорсинга, которые передают необходимую предприятию функциональность в управление сервис-провайдеру, (Managed Services Provider, MSP).

Услуги, доступные на рынке MS, могут включать аутсорсинг поддержки производства (Production Support), функций HR, управления жизненным циклом (lifecycle management), IT-ресурсами, а также содержание, техническое обслуживание и помощь (maintenance and support) и многие другие действия.

Такие аутсорсинговые сервисы позволяют организациям получить знания, в которых они испытывают недостаток или заменить собственные наиболее затратные функции и процессы. MS, как правило, обходятся на 30-40% дешевле, и на 50-60% увеличивают эффективность работы предприятия по сравнению с локальными системами.

IT-сервисы – о чем идет речь?

Gartner Magic Quadrant for Cloud Infrastructure as a Service (CIaaS), Worldwide
Один из многочисленных квадрантов, которые Gartner ежегодно строит для различных сегментов IT-сервисов. Теперь сюда войдет HPE+CSC, которая займет, как ожидается, одну из лидирующих позиций

Область рынка MS широко классифицируется на Application Service Providers (ASP) и Managed Service Providers (MSP).

ASP – поставщики, предоставляющие высококачественное оборудование и «управляемые сервисы, добавляющие ценность» (value added managed services).

MSP – партнеры ASP. Они обычно подразделяются на независимых поставщиков ПО (Independent Software Vendors, ISV), телекоммуникационные компании (Telcos), реселлеров, добавляющих специализированные функции (Value-Added Reseller, VAR) и системных интеграторов.

MSP берут на себя главную ответственность за обеспечения таких функциональностей, как поддержка, биллинг и другие бизнес-процессы клиентов. Большинство MSP предлагают продавцу определенные услуги, в зависимости от отрасли, в которой они специализируются. Но есть и достаточно много универсальных MSP.

IT-сервисы – о чем идет речь?

Исследовательская, аналитическая и консалтинговая компания Markets and Markets сегментировала глобальный рынок MS. На ее сайте содержится много информации, которая может быть полезна маркетинговым и IT-службам предприятий.

Сегментация полного рынка Managed Services*

* «Управляемый» (Managed) в данном случае означает не «допускающий управление» (например, «управляемый по радио»), а «отданный во внешнее управление сторонней организации». Приведены только наиболее значимые на 2015 г. сегменты. В каждой категории менее распространенные и значимые сервисы сведены в сегмент «прочие» (не показан). Сегментация дается в оригинальном виде. Расшифровки аббревиатур не приведены.

По типу управляемого центра данных (managed data center):

  • Managed hosting
  • Managed colocation
  • Managed storage

По типу управляемой сети:

  • Managed network monitoring and maintenance (Remote Monitoring)
  • Managed MPLS VPN
  • Managed ethernet access (over LAN, WAN, MAN, VLAN, Gateways)
  • Managed WLAN/WWAN
  • Managed router and switch

По типу управляемых мобильных технологий:

  • Managed mobile VAS
  • Managed mobile security
  • Managed tablets, smartphones and mobiles

По типу управляемой инфраструктуры:

  • Managed print services
  • Managed desktop
  • Managed backup and recovery
  • Managed servers
  • Managed inventory

По типу управляемых коммуникаций:

  • Managed unified communications
  • Managed email communications
  • Managed VOIP communications

По типу управляемой информации:

  • Managed business process
  • Managed OSS/BSS
  • Managed database

По типу управляемой безопасности:

  • Managed infrastructure content security (Antivirus, software patches, and others)
  • Managed Internet Security
  • Managed Video surveillance/managed Wi-Fi security
  • Managed firewall and managed VPN security
  • Managed IDS/IPS.

Таким образом, данная классификация включает около трех десятков основных IT-сервисов, не считая менее распространенных. Очевидно, что со временем этот ассортимент будет расширяться, – до тех пор, пока на большинстве предприятий не останутся только конечные терминалы пользователей.

Так что, возвращаясь к первопричине, – слиянию HPE и CSC, – можно только повторить, что на рынке IT-сервисов есть, за что бороться, и эта борьба в ближайшие годы будет обостряться. Сложно сказать, будет ли объединенная компания предоставлять весь перечисленный спектр IT-сервисов или все же ограничится какой-то его частью. Посмотрим.