`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Sergey Petrenko

Портрет украинского пользователя глазами глобальной корпорации

+44
голоса

Мой блог читает достаточное количество людей, сочетающих в себе абсолютно разносторонние убеждения. Например, что политкорректность – это современная форма ханжества. И при этом свято уверенных, что критиковать конкурентов – нехорошо, невежливо и свидетельствует о слабости.

Поэтому первым моим побуждением при виде радостного отчета компании «Google Украина» о том, что им удалось составить портрет украинского пользователя интернета, было сослаться на все вышеперечисленные поводы и забить. Ну, мало ли чего сейчас в интернетах сообщают. Но потом мне вспомнилось, что я уже не совсем конкурент – по крайней мере, не являюсь публичным лицом конкурента, – вроде чего-то понимаю в интернете, примерно половину моего диплома составляют различные практические приложения математической статистики, а курс «Социология» мною сдан на «отлично» «автоматом» еще летом 1995 г., – короче, я не смог пройти мимо.

Первое и главное, что очевидно из отчета – что из него ничего не очевидно. Опрос проводился среди 1000 респондентов. То есть это выборка. Тут всё понятно, но вот вопрос – а какую генеральную совокупность эта выборка репрезентирует? Всё население Украины? Возможно, поскольку в тексте есть фраза про то, что 56% опрошенных является регулярными пользователями интернета. Что такое «регулярное пользование» – не раскрывается, правда. Опять же – если выборка репрезентирует всё население, тогда 56% – это проникновение интернета и это сильно не совпадает с данными, например, Gemius, который фиксирует 18 млн. пользователей, что при общем населении страны на 1 марта 2014 г. в 45,4 млн. человек даёт нам не более 40% проникновения. Извините, я Gemius верю больше – у них и панель побольше и история более консистентная. Тем более, что чует моё сердце, что 1000 человек выборки в исследовании Google явно скошены в сторону крупных городов. Тот факт, что про это нигде не сказано, – это еще один повод сомневаться в корректности всего исследования.

Второе, скорее психологическое – утверждается, что 71% пользователей смартфонов заходят в интернет каждый день, в то время как аналогично поступают только 69% пользователей десктопов. Я вообще не понимаю смысла этого утверждения. Прежде всего, эти множества, как показано буквально абзацем выше, пересекаются. То есть всего регулярно пользуются интернетом 56%, 52% с компьютера, 24% – через смартфон, 7% – через планшет, при этом следующая фраза фактически говорит про то, что эти 24%, умноженные на 71%, чаще ходят в интернет, чем 52%, умноженные на 69% – и при этом это одни и те же люди?! А давайте теперь уточним, что в опросниках значилось использованием интернета – поняли ли опрашиваемые, что использование навигатора с пробками, мессенджера (включая iMessage), массы других приложений – является использованием интернета? По моему опыту – сплошь и рядом опрашиваемые этого не понимают и считают, что интернет – это когда браузер и почта, а пробки в навигаторе и фоточки в мессенджере – это дух святой, в смартфон вселившийся. Я не шучу – называть человека, использующего навигатор, пользователем интернета не очень правильно, поскольку он сам так не считает.

Третье, поведенческое – результаты исследования сообщают, что 69% пользователей делают покупки через интернет, 68% смотрят видео онлайн, а 69% слушают онлайн музыку. Поздравляю украинские интернет-магазины, убедившие население страны в том, что, если вы увидели на сайте товар, нажали кнопку, а потом вам позвонили, сообщили, что товара нет, в телефонном режиме попросили выбрать другой товар, спросили, куда доставить товар, смской прислали номер карточки, куда перевести деньги, смской сообщили номер посылки в «Новой Почте», – и это называется «купить в интернете» – но увы, не надо относить это в заслугу e-commerce. А про музыку и видео запомните, дальше выясним кое-что интересное.

Четвертое, про частоту использования. Роскошная фраза «впервые исследование позволило выяснить, как часто украинцы используют сервисы Google» предваряет совершенно странную картинку – какие сервисы украинцы используют хотя бы раз в МЕСЯЦ. Господа авторы, у вас что-то с понятийным аппаратом. Раз в месяц – это не частота. Раз в месяц относительно к поиску – это случайное использование. Кстати, завышенное – тот же Gemius сообщает о 71% охвата. Но говорить о месячном использовании – это все равно, что заявлять «Раз в месяц 89% пользователей интернета запускают браузер». Простите, а что они делают в интернете в остальное время?

Пятое, портретное. Хотя на самом деле тут можно еще десяток пунктов написать, комментируя «портрет» пользователя. Требуется незаурядная смекалка, чтобы догадаться, что до этого нам рассказывали про пользователя интернета, а теперь речь о пользователе Google. Это всё про корректность исследования, раз уж авторы решили использовать столь громкое слово. Но и после этого возникают вопросы.

Прежде всего, что это за категория пользователей «от 16 до 34 лет»? Про человека, который смог такое написать, я могу сказать однозначно – его отчислили из института за проваленный экзамен по социологии. Можно группировать аудиторию с 16 до 24 лет, можно – с 24 до 34. Усреднять данные по группе, состоящей из учеников выпускного класса с одного края и родителей с десятилетним стажем с другого – ну, на что это похоже?

37% пользователей Google имеют высшее образование? Данных не хватает, но давайте сопоставим – по данным переписи населения 2001 г. высшее образование имелось у 13% населения Украины. Конечно, показатель рос последние 13 лет, но не втрое же. Это к вопросу о перекошенности выборки.

И наконец – шестое, локальное. Вас ничего не насторожило в графиках? Например, 88% пользователей ходят в соцсети, но только 36% ходят в Facebook. 68% смотрят видео онлайн, причем только 61% ходят на Youtube. 68% слушают музыку – а где они это делают? 92% используют поиск, но только 89% используют Google. Нет, я понимаю, что в мире дизайнеров исследования не мог присутствовать «Яндекс». Но почему в их Вселенной прямо сейчас отсутствует «ВКонтакте»?

В действительности, все эти вопросы отвечаются очень просто. Исследование Google глобальное, проводилось по единому шаблону во всем мире и, насколько я понимаю, не впервые. И надо понимать, что Google – это большая транснациональная корпорация. С соответствующей бюрократией и субординацией. Поэтому никакого отношения к дизайну исследования сотрудники «Google Украина» не имели. Никакой возможности сообщить американской штаб-квартире о существовании в одной из 40 стран второго эшелона присутствия компаний социальной сети с 60% охватом населения или поисковика с 43% (по данным Gemius) у местных сотрудников нет и не предвидится. Что уж говорить о местных исследованиях аудитории интернета – особенно учитывая то, что их несколько и они немного расходятся в абсолютных данных? И в результате получается картина Украины по Google, в которой отсутствует «Яндекс», отвечающий за треть поисков, «ВКонтакте», занимающий две трети социальной активности, Mail.ru, обрабатывающий почти половину почтового трафика, вообще все музыкальные сервисы, включая «ВКонтакте» и «Яндекс.Музыку», – короче, какой-то кривой глобус выходит, не находите?

Я нисколько бы не возражал и не критиковал подобный глобус. Многие глобальные исследования выдают спорные результаты на локальном уровне. Но вот попытка пиарить локальные результаты на локальном уровне довольно красноречиво говорит о непонимании, как говорили у нас в вузе, физического смысла результатов исследования. И это, как довольно понятно, проблема как раз локального Google.

Портрет украинского пользователя глазами глобальной корпорации

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+44
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Все перфекционисты не любят развязанные шнурки :-)

Ну, а если серьёзно, то стоит попросить полную версию отчёта. Я уверен, что там есть ответы на все вышеприведенные вопросы.

класс.

Вывод? Исследование "пользователей" интернета нужно начинать с портрета использования интернета этим пользователем.

А не с картины поведения владельцев устройств на уровне категории.

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT