`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

«Источники истины»

Статья опубликована в №23 (640) от 17 июня

+22
голоса

В Киевской торгово-промышленной палате в начале июня прошла III Международная конференция украинской компании Citia Business & Technology Consulting и ее партнера SAP Business Objects, посвященная вопросам построения, применения и развития корпоративных хранилищ данных (data warehouse).

«Источники истины»
По мнению Пола Уиндера, информационные технологии никогда не выступали сдерживающим фактором для развития бизнеса

Как известно, управление современным предприятием любого размера практически немыслимо без наличия объективных сведений о состоянии бизнеса и рыночной обстановке. Актуальная информация позволяет и оценить текущее положение вещей и найти действенные методы развития организации. В результате используя ее, сотрудники получают возможность принимать обоснованные решения. Важным инструментом управления компанией являются аналитические системы (business intelligence, BI) на основе хранилищ данных (ХД). Автор этой концепции – Билл Инмон (Bill Inmon) – дал ХД такое определение: предметно-ориентированные, интегрированные, неизменчивые, поддерживающие хронологию наборы сведений, организованные с целью поддержки управления. Они-то, по его мнению, и должны выступать в роли единого и единственного источника истины. Согласно IDC Research, в структуре средств бизнес-аналитики системе управления хранилищами данных (СУХД, data warehouse database management system) отводится основополагающая роль. Эти программные платформы (мы недавно обсуждали их рынок) предназначены для сбора и систематизации информации, сформированной в различных организационно и территориально рассредоточенных корпоративных приложениях (ERP, CRM и пр.), и обеспечения конечных пользователей непосредственным единообразным доступом к ним.

На том, как, внедряя современные СУХД, строить и развивать хранилища данных, не делая типичных для подобных проектов ошибок, и сконцентрировались основные докладчики: Пол Уиндер (Paul Winder), специалист и независимый консультант по BI в телекоммуникационной отрасли, и Дэвид Уокер (David M. Walker), глава и владелец фирмы Data Management & Warehousing. Как отметил г-н Уокер, многие организации на Западе задаются вопросом не о том, создавать или нет информационное хранилище, а о том, когда и как этим заниматься. С его мнением согласился Пол Уиндер, по словам которого компании, понимая значимость актуальной информации, в настоящее время осознанно подходят к построению ХД. Тем не менее это не исключает выполнения предприятиями ошибочных действий. Среди наиболее типичных – выделение недостаточного количества времени, необходимого для определения бизнес-требований. Для долгосрочных проектов одной из немалых проблем является смена непосредственно задействованных в нем людей. При развертывании систем управления хранилищами данных многие полагаются на силы собственных ИТ-департаментов, которые, зачастую не обладая нужным опытом, не могут справиться с объемом и сложностью работ. В дополнение к этому масла в огонь подливают и поставщики, в радужных красках описывающие функциональные стороны своих решений, убеждая в возможности их применять «сразу после распаковки» (out-of-the-box). По словам г-на Уиндера, такие предложения (от которых, согласитесь, трудно отказаться) при всей своей привлекательности как раз и представляют наибольшие риски для заказчиков – в результате того, что на подобные проекты выделяется меньше ресурсов, чем положено, они чаще других проваливаются. Разработчиков, которые применяют эти не совсем корректные методы, подчеркивает эксперт, следует сторониться, так как полностью отвечающих требованиям бизнеса систем попросту не бывает. Всегда что-то нужно приспосабливать, перестраивать и дорабатывать, вот почему совсем необязательно приобретать ПО у мировых лидеров рынка СУХД, можно обратиться и к менее известным поставщикам, в том числе локальным.

Что касается украинских реалий, то следует отметить, что у нас все еще происходит формирование рынка BI-средств и здесь пока отношение к ХД неоднозначное. Впрочем, и в этом можно увидеть некоторые положительные моменты. Так, например, украинским компаниям уже нет нужды в апробировании сырых решений. Во-первых, концепция хранилищ данных и реализующие ее технологии весьма зрелые. Во-вторых, процесс консолидации вывел с рынка BI слабых игроков, и теперь активно продвигаются только наиболее развитые инструменты. В-третьих, у системных интеграторов позади самый трудный этап – выполнение первых проектов внедрения данного ПО. Следовательно, сегодня риск провалить развертывание BI-инструментов как никогда низок и все зависит от самой компании.

По словам г-на Уокера, хранилище данных можно считать зеркалом организации, поскольку то, как оно построено и функционирует, обнаруживает слабые места предприятия. Например, недостатки в организации бизнес-процессов будут выражаться в дефиците необходимой предприятию информации. Низкое качество сведений в хранилище указывает на этот же параметр для его источников – бизнес-приложений. Неадекватные требования к новым ХД – свидетельство того, что в компании должным образом не определены приоритеты и направления ее развития. Наконец, плохо отлаженная процедура управления изменениями (change management) обязательно выльется в соответствующие проблемы с ХД.

«Источники истины»
Геннадий Армашула, директор по стратегическому развитию Citia BTC: «По данным исследователей, до половины решений, принимаемых менеджерами, неверны или недостаточно эффективны. Задайтесь вопросом, что делает ваша компания для улучшения ситуации?»

Докладчик более подробно рассмотрел последний вопрос. Он выделил семь групп изменений: связанные с требованиями пользователей, внешними и внутренними системами, управлением рисками, контролем за данными (data stewardship), высокоуровневым мониторингом сведений, а также исправлением ошибок. Первая категория имеет отношение к тому, что разработчики не успевают реализовывать возможности, отвечающие постоянно растущим пожеланиям заказчиков. Чтобы решить этого рода задачу, прежде всего нужно признать существование «разрыва», информировать о нем конечных пользователей и убедить их дожидаться релизов, которые следует выпускать с меньшим объемом новой функциональности, но чаще. Вторая группа изменений исходит от внешних (операционных) информационных систем, выступающих источниками данных. Избавиться от небольших перемен, да и вообще сократить их число, можно организовав четкое управление изменениями на их уровне. Третья – модификации внутри СУХД. В данном случае совет специалиста – заранее планировать и ответственно выполнять эти операции. Четвертая – изменения, вызванные задачами минимизации влияния разного рода рисков (переход с одной валюты на другую, слияния и поглощения и пр.). Требуется внимательно отслеживать и вести их учет во всех системах. Следующая группа касается инициатив, призванных повысить качество данных. Чтобы раз и навсегда решить эту проблему, необходимо внедрить механизмы контроля во все процессы работы с информацией, начиная от бизнес-приложений и заканчивая ETL-инструментами, осуществляющими обработку сведений до передачи их «витринам сведений» (data mart). Шестая категория – изменения, вызванные мониторингом данных. Они происходят по мере появления скачков на диаграммах и их последующем анализе. Перемены последней, седьмой, группы самые неприятные, так как ошибки в ПО и оборудовании нельзя спрогнозировать, к тому же они, как правило, затрагивают все эксплуатируемые системы. Стало быть, с ними нужно бороться, тщательно их отслеживая и вовремя принимая меры. По словам Дэвида Уокера, чтобы должным образом наладить управление указанными группами, необходимо обладать квалифицированной, перманентно обучаемой командой поддержки ХД, строго прописанными процессами управления изменениями и поддерживающими их средствами.

На мероприятии также выступили представители MapInfo (в прошлом году вошедшей в состав корпорации Pitney Bowes), которые рассказали о работе с геоинформационными источниками. По некоторым оценкам, приблизительно 80% всех данных, находящихся в распоряжении современных предприятий, имеют географическую привязку. Скажем, в большинстве БД есть поля, где указываются расположение (широта и долгота) товарных складов, адреса заказчиков, разного рода материальных активов и пр., легко переносимые на карту. Но даже если таковые отсутствуют, многие системы содержат записи с названиями стран или почтовыми индексами городов. Все это – явные географические признаки. Помимо них есть и менее очевидные, например коды телефонных номеров, как известно, обозначающие определенные пунк-ты. Ранее подобная информация обрабатывалась посредством таких специальных геоинформационных систем (geographic information system, GIS), как наблюдение за изменениями в экосистеме, прогноз прибыли для строящегося супермаркета и т. д. Со временем сфера применения подобных решений расширилась, они переросли в отдельный вид корпоративных средств географической аналитики (location intelligence), предоставляющих возможности для исследования, анализа и демонстрации данных о местоположении в бизнес-сведениях. Для достижения наибольшей эффективности эти инструменты должны быть тесно интегрированы с бизнес-процессами организации и применяться совместно с BI-решениями, которые обеспечивают доступ и управление информационными хранилищами, а также безопасность.

Такая функциональность реализована MapInfo в LIC-решениях (Location Intelligence Component), ориентированных на конкретные инструменты бизнес-анализа. Одно из них предназначено для интеграции технологий составления карт MapXtreme с ПО BusinessObjects InfoView. С ним участников мероприятия ознакомила менеджер по разработкам для бизнеса в СНГ и странах Восточной Европы Аннет Мориц (Annet Moritz). По ее словам, с помощью этого программного обеспечения пользователи могут просматривать пространственные структуры, выявлять некоторые тенденции (что очень трудно сделать посредством отчетов, таблиц и диаграмм), переходить от отчетов к картам и обратно, анализировать и модифицировать отчеты, применяя пространственную фильтрацию. Позволяя визуализировать геоинформацию из BI-инструментов, это ПО существенно расширяет возможности, способствующие принятию решений, а также увеличивает рентабельность инвестиций (return on investment) в средства бизнес-аналитики.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT