Пожалуй, не было за последний год сегмента, столь часто упоминаемого и с таким количеством анонсов новых продуктов, как цифровое фото. И вместе с тем численные оценки состояния и развития этого рынка различными экспертами разнятся очень существенно. Но об этом чуть позже.
О положении дел на рынке цифровой фотографии очень красноречиво говорят недавние
события вокруг Eastman Kodak. В сентябре прошлого года акции компании упали более
чем на треть после того, как выяснилось, что продажи стандартных пленочных фотоаппаратов,
продолжают уменьшаться, а Kodak, несмотря на присутствие целой линейки цифровых
продуктов, по-прежнему опирается на "мыльницы" и аксессуары к ним для
пополнения бюджета. Но в начале этого года компания фактически отказалась от традиционных
аппаратов в пользу цифровых, и фондовые котировки начали поправляться. Между тем
Kodak в целом сохраняет вполне неплохие темпы роста на глобальном и американском
рынках.
Сегмент цифровых камер взрослеет, что не мешает ему оставаться весьма быстрорастущим.
По данным IDC, цифровой камерой на конец 2003 г. владел 31% американцев, к концу
текущего года этот показатель должен превысить 42%.
Компания UBS прогнозирует, что к 2005 г. на некоторых развитых рынках (в основном речь идет об Японии, Западной Европе и США) количество владельцев ЦФК достигнет 70%. Интересное наблюдение от той же аналитической конторы -- в среднем покупатели предпочитают менять свою цифровую камеру на что-то новое каждые четыре года. В этом году объем глобального рынка исчисляется 10 млрд. долл. Оптимистичные прогнозы некоторых фирм позволяют говорить о его увеличении вдвое к 2008 г.
Наиболее радужное будущее рисует компания Canon, подразделение цифровых камер
которой сегодня занимает первое место на глобальном рынке. По мнению лидера подразделения,
Такаши Ошиямы (Takashi Oshiyama), объемы мировых продаж к 2008 г. могут достигнуть
100 млн. экземпляров. Компания рассчитывает как на покупателей с развитых рынков,
решивших обзавестись новой моделью, так и на тех, кто приобретает цифровую камеру
впервые -- наибольшие надежды Canon возлагает на Китай с его более чем миллиардным
населением. Не случайно многие аналитические фирмы акцентируют свое внимание на
2008 г. -- именно тогда в Пекине откроются летние Олимпийские игры. О зависимости
между продажами цифровых камер и масштабными спортивными событиями мы получим
возможность поразмышлять этим летом на примере летней Олимпиады в Афинах.
Хитом сезона в прошедшем году стали цифровые зеркальные камеры, в чем немалая заслуга Canon. Представленная компанией доступная модель EOS300D Digital Rebel (www.itc.ua/15914) дала возможность ряду энтузиастов приобщиться к числу пользователей цифровых зеркальных камер со сменной оптикой. А в 2004 г., как утверждает Canon, готовится выход новой модели популярной "зеркалки". В целом "зеркальный" сегмент (Digital Single Lens Reflex -- DSLR) за прошедший год увеличился на 172%, а по всему миру было продано 765 тыс. таких камер.
Впрочем, если производители цифровых камер сегодня вынуждены довольствоваться относительно средним ростом объема сбыта своей продукции, производители компонентов для фотокамер отсчитывают дни с момента наступления "золотого века". Виной тому стала повсеместная популярность категории продуктов, постепенно отбирающих покупателей у рынка цифровых камер. Речь идет о мобильных телефонах со встроенными цифровыми камерами, или камерофонах. Отчеты аналитиков свидетельствуют, что наиболее бурный рост продаж данных устройств нас ждет в ближайшие несколько лет.
Компания Big Research в январе провела опрос покупателей касательно электронных продуктов, которые они планировали купить и обладание которыми существенно повышало бы имидж владельца. На первом месте (с фактором признания в 84%) оказались плазменные панели, на втором -- камерофоны (80%).
Весьма неплохой урожай с растущего интереса к цифровой фотографии собрали и производители флэш-памяти. Если снова обратиться к фондовым котировкам как показателям финансового здоровья компании, то акции одного из лидеров рынка, SanDisk, в феврале 2003 года можно было купить по $15. Уже к ноябрю прошлого года курс акций превысил $80, и сегодня котировки варьируются на уровне $50--55. 60% всех продаваемых флэш-карт используется в цифровых камерах.
Предвидя рост спроса на вместительные продукты ввиду наращивания "гонки мегапикселов", компания Lexar ко Дню Святого Валентина в этом году представила карту CompactFlash объемом в 8 GB. SanDisk пока на вершине своей линейки держит карту в 4 GB, однако не скрывает того факта, что выпуск более емких карт не за горами.
Владельцы цифровых камер, согласно исследованиям, зачастую покупают несколько флэш-карт. Первую карту они получают в комплекте с новой камерой, и обычно она оказывается практически непригодной для активной фотографии, "радуя" пользователя объемами всего в 16 и 32 MB. Сразу же возникает необходимость в более вместительном носителе, а перед отпуском или в случае увлечения фотографией приходит черед следующих карт, которые покупаются про запас, так как не всегда под рукой есть компьютер, на который можно "перегнать" содержимое карты.
Если снова вернуться к теме пленочных фотоаппаратов, то единственный нецифровой
сектор, в котором за прошедший год наблюдался рост, -- это одноразовые фотоаппараты,
продаваемые в гастрономах и туристических точках. Их сбыт вырос на 5% и составил
222 млн. штук, однако говорить о высокой марже в этом секторе не приходится. В
сентябре прошлого года мы
уже рассказывали о попытке выхода на рынок первой одноразовой
цифровой камеры. Тогда же мы отметили, что ценник в $11, а
также и наличие двухмегапиксельного сенсора и 12 MB флэш-памяти делают продукт
Pure Digital чрезвычайно привлекательным для энтузиастов-электронщиков. Так и
случилось -- интерфейс камеры был взломан через несколько недель после ее выхода
в продажу, в результате чего компания прекратила выпуск продукта.
Исторические и прогнозируемые объемы продаж
цифровых камер
Год
|
Количество,
млн. шт. |
Источник
|
1999
|
5,5
|
PMA Data
Watch |
2000
|
11
|
PMA Data
Watch |
2001
|
18,5
|
PMA Data
Watch |
2002
|
30,5
|
PMA Data
Watch |
2005
|
73
|
UBS
|
2007
|
81
|
IDC
|
2008
|
82
|
InfoTrends
|
2008
|
100
|
Canon
Digital Imaging |
Отчеты и прогнозы продаж
Аналитическая компания |
Отчет за 2003 г., млн. шт. |
Прогноз на 2004 г., млн. шт. |
Глобальные продажи цифровых
камер |
PMA Data Watch |
50 |
Н/д |
InfoTrends |
41 |
53 |
IDC |
45,6 |
59,3 |
UBS |
50 |
65 |
Глобальные продажи пленочных
камер |
InfoTrends |
48 |
36 |
Первая пятерка крупнейших вендоров ЦФК
Рынок |
Глобальный |
США |
Япония |
1 |
Canon |
Sony |
Sony |
2 |
Sony |
Kodak |
Canon |
3 |
Olympus |
Canon |
Olympus |
4 |
Fuji |
Olympus |
Fuji |
5 |
Kodak |
Fuji |
- |
Источники: InfoTrends, IDC, UBS
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365