+33 голоса |
В прошедшую субботу многие отмечали со своим любимым человеком День св.Валентина. Соответственно предшествующая неделя прошла в заботах и тратах, посвященных подготовке к этому празднику любви. Однако мало кто при этом думал о том, что циники-предприниматели заранее изучили предпочтения покупателей и подсчитали деньги, которые заработают к 14 февраля, − с помощью современных методов BI.
Вводные замечания
Некоторые люди любят искать оправдания проявлениям присущей им романтики. Другие негодуют на коммерческий подтекст, который все чаще связан с этой романтикой. Но эта (очень распиаренная сегодня) традиция взаимных подарков ко Дню св.Валентина дает и возможность некоторого проникновения в суть человеческого поведения. Используя средства визуализации данных (Data Visualization), встраиваемые практически в каждое ПО класса Business Intelligence (BI), можно довольно точно определять поведение определенных групп людей (читай − потребителей) накануне празднования.
Блог «Data Visualization assesses the quirks of Valentine’s Day», написанный неделю назад к нынешнему празднику влюбленных Лахланом Джеймсом (Lachlan James), менеджером по коммуникациям компании Yellowfin, является обоснованием обратного, − кому и как следует немного потратиться. Чтобы, так сказать, не выделяться. Это типичный прием агрессивного управления взаимоотношениями с покупателями (Customer Relationship Management, CRM).
Вообще-то, нынешний поезд уже ушел, но зато теперь у влюбленных есть целый год, чтобы еще раз проверить свои чувства и учесть то, о чем написано ниже, на 14 февраля 2016 г. Очень рекомендуется также к прочтению большая и интересная статья с иллюстрациями о Дне св.Валентина из Википедии.
Статистика знает все
Ильф и Петров, «Двенадцать стульев»
К 14 февраля 2014 г. американцы потратили на романтику почти 17,3 млрд. долл., а средняя стоимость подарков на каждого участника этой акции составила $134. Согласно прогнозу Национальной федерации розничных торговцев США, в 2015 г. эта цифра составит на несколько процентов больше − $142.
При этом все происходит достаточно экономно − 73% мужчин купили только цветы, а 85% женщин ограничились открытками, откровенно намекая на финансовую ответственность мужчин при построении взаимоотношений с ними. Однако опросы в США говорят о том, что последствия того, как люди проводят свой Valentine’s Day (VD), могут быть и более серьезными.
Экстраполяция выборочной статистики на всю страну показывает, что в этот день было принято по меньшей мере 11 тыс. решений завести ребенка. Более половины (53%) женщин сказали, что, если бы они не получили свои валентинки, это могло бы стать поводом к разрыву отношений. Но это к слову. Более подробный и беспристрастный анализ баз данных, связанных с VD, дает следующие результаты.
1. Объемы продаж к Дню св.Валентина, 2010-14 гг.
Согласно данным по США (www.statisticbrain.com и www.ibisworld.com), траты, имеющие отношение к VD, в целом немного увеличиваются год от года.
Ярко выраженным лидером трат являются романтические обеды вне дома (Dining out). Остальное растет медленно, почти на уровне инфляции
2. В каком возрасте празднуют VD, или
«Любви все возрасты покорны», как заметил еще А.С.Пушкин.
Очень характерная и понятная диаграмма. Вся наша жизнь одной картинкой. Юношеская романтика – Работа – Успех – и далее различные неприятности второй половины жизни. Наверное, это одинаково во всех странах мира
3. Что подарят дедушка и внук
Диаграмма для внимательного изучения и сравнения.
По мере взросления − все меньше конфет, цветов, бижутерии… Все больше поздравительных открыток… Примерно на одном уровне остаются дающие независимость подарочные сертификаты и дорогие романтические ужины в ресторане. Одежду дарят, как правило, в веселой молодости. А вот «что-то особенного» предпочитают в основном старики
4. Сколько тратят дедушка и внук
Эту и предыдущую диаграммы нужно анализировать вместе. Здесь открываются самые интересные и неявные подробности наших предпочтений.
Результаты сравнительной аналитики в переводе на обычный язык выглядят (несколько утрированно) следующим образом...
18-24
Здесь ничего не понятно вообще. Собственной позиции пока нет. Прямое следование рекламе и подслушанным у старших вариантам. Дешевые сладости и открытки. Реже − одежда и подарочные сертификаты. Редко когда более 100 долл., в силу относительной бедности одновременно с высоким уровнем романтизма.
25-34
Дутая респектабельность. С одной стороны, много пыли в глаза и надувания щек − дорогие ювелирные изделия, С другой стороны, боязнь показаться смешным − подарочные сертификаты, «купи себе что хочешь, дорогая».
35-44
Воплощение доходности, перспективности и... немного романтики. Драгоценности, букеты, ужин в ресторане. Это − наиболее предпочтительный возраст для создания семьи, вот они и стараются.
45-54
Чаще романтический ужин, реже − одежда и сертификаты. Жизнь, по сути, уже определилась. Зрелость и уважение к партнеру.
55-64
Вторая молодость (и последняя надежда). Желание произвести максимальный эффект, не считаясь с затратами − «один раз живем». Отсюда основное отличие − дорогие ювелирные изделия.
65+
Умеренность или безразличие. Кто состоялся, тратит много. Неудачники − мало.
При желании можно найти еще некоторые интересные парные эффекты. Оставляем это для самостоятельного анализа читателям. Точно так же желающие могут найти еще несколько диаграмм в оригинальной статье Лахлана Джеймса:
- на кого люди тратят больше всего (партнеры, семья, друзья, домашние животные);
- популярность VD на протяжении 2010-14 гг.;
- стоимость подарка по категориям на протяжении 2010-14 гг.
Что дальше?
Если у вас есть собственные доступные данные, относящиеся к Дню св.Валентина, вы можете попробовать визуализировать их самостоятельно. Или, возможно, вы подумали об анализе и наглядном представлении собственного бизнеса? В любом случае не помешает получить свою копию демонстрационной версии Yellowfin, здесь.
Справедливости ради нужно сказать, что свет не сошелся клином на Yellowfin. Аналогичные возможности предлагают многие другие BI-компании, например, Qlik, у которой также есть бесплатные демо-версии.
Вообще, для тех, кто хочет провести более глубокое изучение современных BI-систем, специально предназначен Gartner BI MQ 2014. Соответствующий отчет бесплатно предлагает, например, один из лидеров в области бизнес-аналитики Tableau.
Мы же приведем из него только сам магический квадрант, в котором чуть не три десятка игроков рынка, − достаточно серьезных, чтобы быть отмеченными. Обратим также внимание, что Yellowfin занимает довольно скромное место в секторе нишевых игроков и далеко отстоит от лидеров рынка. Однако Yellowfin, в отличие от последних, не поленилась подготовить к нынешнему VD очень неплохой маркетинговый блог, который и лег в основу данного материала.
Пример действительно хорош − он нагляден и понятен практически любому (что и является основной задачей BI). А компании, отмеченные Gartner, по сути, составляют шорт-лист, который может быть использован для дальнейшего анализа рынка BI и поиска подходящего варианта.
Gartner BI MQ 2014. Все многопрофильные гиганты ИТ-индустрии присутствуют здесь в секторе лидеров − но все-таки не на первых ролях. «Чистые» BI-компании, как универсальные, так и нишевые, часто оказываются предпочтительнее для клиентов
Так что сегодня разговор о BI зашел по принципу «кстати к дате». Очень уж удобным примером аналитики и визуализации являются множественные данные трат, сопутствующих VD. На них как нельзя лучше демонстрируются возможности того или иного BI-продукта.
Вот, собственно, и все. Пользуйтесь BI − теперь уже облачным и подписным, в отличие от проприетарных систем прошлого десятилетия. И, вообще-то, никто не мешает сравнить собственное поведение со статистическим… и устроить (теперь уже вполне обосновано) праздник-бис уже на этой неделе.
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365
+33 голоса |