`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Зубинский

Тихая-тихая революция MOST, а также громкое от Samsung

+1010
голосов

Насколько я знаю (даже проверял), большинство профессионалов в IT вообще не слышали аббревиатуру MOST. Никакого шума о ней в русскоязычном (и вообще кириллическом) сегменте интернета нет (как и перевода единственной статьи википедии). Можно было бы это так и оставить, но одна небольшая (и очень внутриотраслевая) новость буквально вынудила пробел заполнить.

MOST – медиа-ориентированный системный транспорт (Media Oriented System Transport). Де-факто стандарт в автомобильной промышленности (что уже объясняет его «неизвестность», если учесть уровень развития этой промышленности).

Размытый термин «де-факто стандарт» переводится лаконичным языком цифр – с 2001 года производители выпустили более 170 миллионов серийных автомобилей 184х моделей, мультимедийные/инфотаймент системы которых основаны на шине и устройствах MOST.

А внутриотраслевая маленькая новость – только один производитель компонентного уровня, Microchip, объявил о выпуске и продаже 25-миллионной микросхемы, позволяющей создавать MOST-устройства.

Первое и самое интересное в MOST – даже не достигнутый уровень одобрения промышленностью, а его сочетание, сопоставленное с наличием конкурирующего и действительно хорошо отработанного стандарта IEEE 1355, очень похожего на MOST и аналогичного назначения. Еще интереснее факт, что найти какое-то детальное объяснение такому феномену (промышленность всегда и очень уважает стандарты) от специалистов из автопрома если не очень трудно, то, по крайней мере, мне не удалось. В общем, по каким-то очень очевидным (но совершенно неважным широкой публике) причинам MOST завоевал умы автоконструкторов, и этого достаточно, а в этом убеждает список партнёров «кооперации MOST» (всё «неправильно» в MOST, даже это – не традиционная ассоциация, а кооперация).

Второе даже не столько интересное, сколько неочевидно забавное, кроется в истории появления MOST, в компании, стоящей за этой историей. Когда-то SMSC (приобретённая Microchip) входила в крохотный (буквально из нескольких названий) список производителей котроллеров сети ARCNet. Больше того, производство этих контроллеров не прекращено по сей день, и они есть в спектре продукции Microchip (на цены их лучше даже не смотреть, они какие-то заоблачные).

Об ARCNet уже вообще не знают IT-шники новых поколений, и никогда в глаза живьём эту сеть не видели. А сеть была (и есть) хорошая и даже уникальная – кольцевой топологии, с маркером («бегающим» от устройства к устройству пакетом, дающим право на доступ к сети).

По сей день такие сети используются в распределённых системах управления реального времени, потому что пока только механизм «token passing» (тот самый сленговый «маркер») в сетях обеспечивает сочетание полной утилизации полосы пропускания при высоких нагрузках с гарантированным временем доступа к физическому каналу передачи всех соединённых сетью устройств.

Большего от ARCNet и не требуется, потому что, как это ни странно, MOST в чём-то похожа на ARCNet – это тоже кольцевой топологии сеть, синхронно-асинхронная, сохраняющая в асинхронной части черты ARCNet (асинхронные каналы предназначены для передачи командной информации), а в синхронной (основанной на TDM-доступе к сети) обеспечивающая транспортировку медиапотоков с минимальной чувствительностью к джиттерам и прочему, что портит медиаканалы.

Физическим уровнем сети обычно является дешёвое пластиковое оптоволокно, максимальное количество устройств в одном MOST-кольце – 64, для повышения надёжности (резервирования) предусмотрена возможность построения двухкольцевых сетей, сеть допускает «горячее» подключение-отключение устройств.

Высокоскоростные версии MOST позволяют инкапсулировать и транслировать пакеты TCP/IP, что делает MOST уже не только медиаориентированной, а единой системной шиной автомобиля.

Так как глубже погружаться смысла нет, ограничусь только завершающим очевидным – MOST очень красивая и распространённая сеть, о которой почти никто ничего не знает, к тому же ещё и явный исключительно удачный результат эволюции классических идей.

Сеть очень интересна не только для автомобилей, но и, например, для дронов и роботов, в них ведь мало что надо «гонять» критическую для современных систем управления видеоинформацию от одной или нескольких камер, но и делать это с учётом требований задач реального времени, потому что визуальный контур управления в роботах является частью общей системы управления.

Но есть одно огромное не совсем очевидное «но» – MOST, действительно очень хорошая разработка, подходящая для массы «неавтомобильных» задач, не может выйти из-за очерченных реальностью производственных возможностей границ. «Прожорливость» и эталонная работа логистики всех цепочек производителей, сходящихся в одной точке, где собирается готовый автомобиль, приводят к тому, что за переделы этой производственной системы MOST практически не попадает.

Компонентная база MOST является практически «недоставабельной». Это ещё один неявный эффект реальности, о котором никто никогда в потребительском секторе не говорит.

Ну и, конечно, очевидное – большинство владельцев автомобилей класса «выше среднего» даже не подозревают, что каждый каждый день «катаются на» такой интересной оптической сети (одна из неожиданностей непотребительских технологий).

Теперь о Samsung. Когда производитель такого масштаба начинает какую-то игру – это не игрушки. И вот Samsung пришёл в IoT, с платформой ARTIK, представленной тремя устройствами узлового уровня.

ARTIK 1 – крохотный (12x12 мм) встраиваемый компьютер, содержащий в себе маленькую такую бомбу, очень неожиданную. ARTIK 1 – «рабочая лошадка» IoT, тот самый узел, который располагается в тех самых Things, и, потому, по логике IoT, должен тиражироваться в неисчислимых количествах. И вот тут-то Samsung заготовила очень большую неожиданность для очень многих. Потому что самый массовый элемент IoT в видении конструкторов Samsung основан вовсе не на ARM-архитектуре. А на MIPS 32. В ARTIK 1 два MIPS 32 процессорных ядра (архитектура microAptive) с разными максимальными тактовыми частотами (250 MHz и 80 MHz), типовая тактовая частота для менее скоростного (и, естественно, энергоёмкого) – 12 MHz, аппаратные криптоускорители, 9-осевая подсистема датчиков (гироскоп, акселерометр, магнетометр), 1 MB статической оперативной памяти, 4 MB флэш-памяти, встроенный Bluetooth LE радиоканал и удивительно развитая, очевидно избыточная для такой крохотной машинки (как самостоятельного изделия), система питания – 25 (!) стабилизаторов разных напряжений. Последнее очень хорошо характеризует конструкторов Samsung и взгляды специалистов компании на IoT, это, пожалуй, самый реалистичный встраиваемый IoT-компьютер, только за счёт подсистемы питания освобождающий разработчиков завершённых устройств от кучи головной боли (ведь такая машинка предназначена для подключения к ней самых разных датчиков, подсистемы питания которых могут быть не унифицированы). Учитывая крайне агрессивную ценовую политику MIPS и очевидное желание вернуть этой замечательной архитектуре былую и незаслуженно забытую славу, ARTIK 1 должна быть ещё и соответствующей масштабам её потенциального применения, цены. Позволю себе нарушение принципа нейтральности – эта машинка мне действительно очень нравится.

Два старших ARTIC – полноценные ARM-машины, незначительно отличающиеся габаритами печатных плат (самая большая – чуть меньше 30x40 мм), числом ядер процессоров (2 или 4), объёмами памяти (512MB/4GB и 1GB/16GB соответственно).

Системное ПО ARTIK 1 – ОС реального времени Nucleus OS (похоже, что речь идёт о Nucleus RTOS, очень распространённой и популярной системе), ARM-машины работают под управлением Yocto Linux.

Похоже, Samsung не собирается останавливаться только на встраиваемых вычислителях, потому что в набор разработчика входят не только они, но и явно производимые компанией модули беспроводных каналов связи (LoRa/Z Wave/ZigBee/WiFi/Bluetooth LE/NFC).

То есть, Samsung открытым текстом объявляет о запуске собственной полноценной платформы для IoT. И раз в анкетах есть вопрос об интересе к Cloud connectivity, следует ожидать и увеличения интереса к облачной платформе SmartThing (одноимённую компанию Samsung тихо приобрела примерно полтора года назад).

В общем, с приходом Samsung, неожиданно хорошо подготовленной и предлагающей весьма привлекательное, в секторе IoT становится интереснее. Особенно в том его сегменте, который до сих пор называется «smart home», ведь у Samsung и сейчас в руках работающая немаленькая сеть SmartThings с более чем 19 тысячами уже подключенных этих самых «умных устройств».

На этом пока всё.

Откланиваюсь.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+1010
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Замечательный такой де-факто стандарт...
https://www.youtube.com/watch?v=srjXCS259l4

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT