О том, что Sony намерена прекратить продажи проекционных HTPS LCD "на сторону"
с 2004 финансового года, на самом деле стало известно еще в конце сентября прошлого
года. Однако тогда и сама компания, и ее клиенты воздерживались от официальных
комментариев. Действия Sony, на долю которой приходилось, по разным оценкам, от
33 до 40% поставок данных изделий для проекторов, порождают огромное количество
вопросов. Начиная с того, являются ли эти события предвестниками кончины HTPS
LCD как продукта, и заканчивая глобальной миграцией производителей проекторов
с LCD-матриц на DMD-чипы. Однако самый первый и, пожалуй, главный вопрос, возникающий
у всех, кто следит за событиями на рынке, касается причин подобного решения.
Одну из них в свое время изложил маркетинг-менеджер Sony Эйджи Ватанабе (Eiji Watanabe). По его словам, доходность данного направления, которое было открыто в 1998 г., так и не вышла на заданный уровень. Контрмеры, предпринимаемые компанией, не смогли принести должный эффект и увеличить объемы сбыта. На фоне постоянного удешевления компонентов достичь приемлемых показателей прибыли так и не удавалось.
|
Эти прогнозы были сделаны
еще до того как Sony объявила о своем решении. Весьма вероятно, что на фоне
последних событий доля DLP станет расти значительно быстрее
|
Однако слова Эйджи Ватанабе вызывают новую цепочку вопросов. Прежде всего это
касается доходности индустрии HTPS LCD в целом: если Sony не смогла добиться положительных
финансовых результатов, то как их добивается (и добивается ли) второй производитель?
Речь идет о лидере в данном сегменте, компании Epson, на чью долю приходится от
50 до 57% поставок ЖК-матриц для проекторов.
О второй причине такого поведения Sony пока не говорится напрямую, тем не менее, она вполне реальна.
Как известно, Sony в настоящее время усиленно работает над своими новыми ЖК-матрицами, получившими название SXRD (Silicon X-tal Reflective Display). Первые проекторы серии Qualia, созданные на базе этой технологии, уже увидели свет в прошлом году. Весьма вероятно, что, сокращая производство и поставляя HTPS LCD исключительно для внутренних нужд, компания таким образом пытается расчистить дорогу на рынок своему новому детищу.
Как бы там ни было, а последствия от решения Sony уже начинают проявляться. Ее бывшие клиенты, среди которых, по некоторым данным, фигурируют NEC, Sanyo, Sharp, BenQ, InFocus, Hitachi и некоторые другие изготовители проекционного оборудования, пытаются решить проблему поставщика HTPS LCD с помощью Epson. Ранее в линейках этих компаний были как проекторы с матрицами последней, так и аппараты с ЖК-дисплеями Sony. Таким образом, распределялись риски, связанные с возможной задержкой поставок от того или другого производителя. Теперь "класть яйца" приходится в одну ЖК-корзину, и многих такая ситуация, естественно, не устраивает.
Тем временем Epson еще в августе 2003 г. продолжила строительство своего нового завода на о-ве Хоккайдо (Япония), начатое еще в августе 2001 г. и приостановленное из-за недостатка инвестиций. Объемы выпуска на предприятии должны составить около 13 тыс. 0,5--1,4-дюймовых матриц в месяц. По заверениям представителя Epson Сатофуми Коике (Satofumi Koike), его компания не собирается сворачивать этот бизнес. Для Epson он остается прибыльным даже несмотря на то, что цены на ЖК-матрицы продолжают снижаться и что ее фабрики расположены в Японии -- стране с не самыми дешевыми инфраструктурой и рабочей силой.
Epson начала получать запросы от клиентов Sony еще в октябре 2003 г., однако имеющиеся у первой мощности не смогут удовлетворить столь резко возросший спрос. Подавляющую часть заявок, по словам Коике, компания рассмотрит лишь осенью--зимой 2004 г., когда ее новый завод начнет функционировать.
При столь явной угрозе дефицита ЖК-матриц на протяжении как минимум полугода остается предположить, что доля DLP-проекторов при очередных обновлениях линеек будет стремительно увеличиваться практически у всех их поставщиков. Такая же участь постигнет, скорее всего, и проекционные ЖК-телевизоры, правда, здесь нехватка матриц не окажется столь ощутимой: сейчас основная часть этих устройств собирается на базе ЭЛТ.
Поскольку ожидать расширения выпуска ЖК-матриц от мелких поставщиков, таких, как Aurora и CRL, пока не приходится, не исключено, что в скором времени место Sony займут новые компании. Среди наиболее вероятных кандидатов называют Sharp и Sanyo, которые ранее уже пытались организовать производство и выйти на массовый рынок с этими компонентами, однако не очень удачно. В любом случае предстоящий год для проекционного рынка будет очень трудным с точки зрения конкуренции и поэтому весьма богатым на события.
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365