`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Индустрия материнских плат: перемены большие и маленькие

0 
 

Продолжая публикацию архивных материалов, предлагаем вашему вниманию материал из № 33 (302) «Компьютерного Обозрения» от 5 сентября 2001 г. Каким был рынок материнских план 20 лет назад, когда доминировали десктопы.

Тему рынка материнских плат наш еженедельник затрагивал относительно недавно, но тогда речь в большей мере шла о различных количественных показателях. Однако в последнее время здесь наблюдаются довольно значительные качественные изменения. Плюс ко всему, свой отпечаток накладывают происходящие сейчас экономические процессы и довольно радикальный переход на новые технологические разработки. Сразу отметим, что в силу известных причин разговор вновь будет идти в основном о тайваньских компаниях.

 перемены большие и маленькие

Как отмечают эксперты, в прошлом значительная часть продукции, выпускавшейся тайваньскими производителями материнских плат, распространялась через дистрибьюторские каналы под их собственными марками. Предназначается такая продукция, очевидно, в первую очередь для рынка средней, мелкой и индивидуальной сборки. Согласно текущим оценкам, тайваньские фирмы контролируют свыше 95% этого рынка, объемы поставок на котором, по прогнозам Market Intelligence Center (MIC), в 2001 г. составят 58 млн. штук, что на 12% больше, чем в прошлом году.

Однако в последнее время структура поставок материнских плат тайваньскими производителями заметно изменилась. Произошло существенное увеличение доли OEM-заказов со стороны крупнейших мировых фирм, выпускающих компьютеры: по итогам прошлого года, она составила 36%. При этом доля Тайваня на рынке OEM-продукции на данный момент оценивается в 74% (еще в 1997 г. она была вдвое меньше).

В числе факторов, способствовавших продвижению тайваньских компаний в сегмент OEM-заказов, называются (естественно, помимо их собственных усилий) переориентирование поставщиков услуг по производству электронных устройств (EMS — Electronic Manufacturing Service), ранее изготовлявших значительную часть материнских плат для крупнейших мировых производителей ПК, на рынок телекоммуникационного оборудования, а также постепенное сокращение объемов их выпуска компанией Intel (в частности, указывается на недавнее закрытие ею завода в Пуэрто-Рико).

Одним из последних наиболее заметных событий в этом плане стало заключение OEM-соглашения между Dell Computer и ASUSTeK Computer, предполагающего поставку тайваньской фирмой крупнейшему на сегодняшний день производителю ПК в мире порядка 200 тыс. (а по некоторым данным -и до 500 тыс.) материнских плат для систем на базе Pentium 4 (Socket 478) в месяц. Заметим, что Dell разместила заказ на изготовление материнских плат на Тайване впервые.

 перемены большие и маленькие

Кроме того, наблюдатели указывают на тот факт, что тайваньские производители материнских плат «первого уровня» (к их числу, как известно, относятся ASUSTeK, Giga-Bvte Technology, Micro-Star International и Elitegroup Computer Systems) начали активное продвижение в сегмент OEM-заказов на серверные материнские штаты. Подобная возможность открылась благодаря стремлению ведущих поставщиков компьютерного оборудования, ранее использовавших исключительно собственные мощности, к снижению своих затрат.

В то же время высказывается мнение, что даже рынок плат, рассчитанных на индивидуальных сборщиков, представляет собой весомую нишу, и отдельные производители (прежде всего «второго уровня», имеющие относительно небольшие объемы выпуска) способны достичь здесь значительных успехов. В качестве примера называется Abit Computer, предлагающая платы с широкими возможностями настройки (подъема тактовой частоты и т. п.).

К слову, тут же можно упомянуть еще об одном интересном факте, отмечаемом специалистами: выпуск продуктов нижнего ценового диапазона под собственными марками недавно начали некоторые ведущие производители.

Следующая наблюдаемая тенденция -постепенное уменьшение доли Соединенных Штатов и Европы в общем объеме поставок материнских плат с Тайваня. Так, если по итогам 1997 г. она равнялась соответственно 32,4 и 35,4%, то по итогам 2000 г. — уже 28,2 и 29,5%. С другой стороны, увеличивается доля Азиатско-Тихоокеанского региона и Китая — в прошлом году она составила соответственно 10,2 и 13,9%.

 перемены большие и маленькие

Еще один момент, без которого не обходится ни один разговор об индустрии материнских плат, — «взаимоотношения» производителей первого и второго уровня. Как уже не раз отмечалось, названная выше «большая четверка» все больше и больше сосредоточивает выпуск материнских плат в своих руках. Так, если в 1999 г. их доля в общем объеме тайваньских поставок составляла около 34%, то в 2000 г. она достигла 40% (при этом суммарный объем производства материнских плат четырьмя ведущими фирмами вырос с 28,5 до 40,2 млн. штук), и в нынешнем году ожидается ее дальнейшее увеличение примерно до 46% (при росте объема поставок до 53 млн. штук), т. е. давление на производителей второго уровня становится все сильнее и сильнее, и они вынуждены искать новые схемы работы.

Очевидно, что основную часть ОЕМ-заказов «прибирают к рукам» крупные компании, поэтому многим «вторым» фирмам приходится главное внимание уделять выпуску плат под собственной маркой. И здесь отмечается довольно интересная тенденция: значительная часть этих фирм размещают заказы на изготовление своей продукции... в компаниях первого уровня. Более того, некоторые даже передают в сторонние руки частичное решение дистрибьюторских задач. Конечно, подобный подход позволяет снизить затраты, но, как указывают многие наблюдатели, он способен негативно отразиться на возможностях фирм второго эшелона в плане разработок и производства в будущем.

Теперь стоит немного остановиться на структуре рынка материнских плат с точки зрения различных платформ. К концу нынешнего года специалисты прогнозируют значительное увеличение спроса на продукты для систем на базе Pentium 4: предполагается, что они станут доминирующими на рынке. Подобные прогнозы обусловлены, с одной стороны, агрессивной политикой Intel по продвижению своего чипа (многие считают, что рост спроса на Pentium 4 вызван в основном его стоимостью в сравнении с другими процессорами, в первую очередь Pentium III, а отнюдь не вычислительными возможностями), а с другой — ожидаемым выходом чипсета 845, поддерживающего память SDRAM. К примеру, ASUSTeK планирует к концу текущего года довести выпуск плат под Pentium 4 до 30% от общего объема, a Giga-Byte — до 50%. При этом львиную долю составят продукты, использующие именно SDRAM (например, у той же Giga-Byte их будущая доля оценивается в 80%).

Многие тайваньские поставщики возлагают большие надежды на продукты для Pentium 4. Однако появились сведения о том, что Intel сама собирается начать массовое производство плат на 845-м чипсете, причем стоить они якобы будут ниже $90. Цель все та же -дальнейшее стимулирование массового перехода на Pentium 4. Для тайваньских же фирм подобные действия Intel, безусловно, означают снижение прибылей.

Что касается плат, использующих DDR SDRAM, то они пока не в полной мере оправдывают выдававшиеся им авансы. Но вскоре ситуация может измениться, поскольку производители, как отмечают эксперты, пересмотрели свою стратегию для DDR и переориентируются на сегмент начального уровня. Правда, речь здесь идет не о DDR-платах под Pentium 4. С их перспективами, как известно, сейчас, после появления чипсета VIA Apollo Р4Х266, ситуация очень неясная: с одной стороны, Intel обвиняет VIA Technologies в нарушении своих патентных прав, с другой — никаких судебных действий против нее не предпринимает. При этом в отдельных азиатских СМИ промелькнули сообщения о том, что некоторые крупнейшие поставщики ПК обратились к производителям материнских плат с просьбой ускорить разработку продуктов на основе Р4Х266.

Ну и в завершение — немного цифр. Согласно недавним оценкам, в июле у большинства тайваньских фирм, выпускающих материнские платы, наблюдалось заметное увеличение объема продаж в сравнении с предыдущим месяцем. Особенно хороших результатов в этом плане смогли добиться производители второго уровня, у многих из которых прирост составил 20-25%. В частности, у Abit он достиг 23%, у DFI — 20%, у Chaintech Computer — 25%. У ведущих же компаний данный показатель оказался ниже. Аналитики объясняют это тем, что значительная часть их поставок приходится на крупных производителей ПК, пока еще продолжающих испытывать проблему избыточных запасов. Кроме того, определенную роль сыграл осуществляемый в настоящее время переход на выпуск плат для Pentium 4.

Если же говорить обо всей первой половине года, то, как отмечают эксперты, средние показатели в сегменте материнских плат оказались заметно лучшими, чем в остальных сегментах тайваньской IT-индустрии. Согласно недавним сообщениям, компании первой четверки в течение полугодия выполнили около 40% годового плана (лидером здесь стала Elitegroup — более 45%), а у производителей второго уровня данный показатель в среднем составил 35%.

Про AI-рішення Microsoft та AWS мовою бізнесу від практиків Сrayon — 8 і 9 грудня

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT