Давным-давно, когда видеоадаптеры только начинали обзаводиться функциями ускорения 3D, на рынке присутствовало множество производителей графических процессоров. Сегодня мало кто помнит даже их имена – глобализация сделала свое черное дело и сейчас рынок дискретных видеокарт практически на 100% занимают ATI и NVIDIA. Но одна из компаний той эры до сих пор сохранила некоторую активность, и мы, пользуясь случаем, познакомимся с ее серийным продуктом – Chrome S27.
|
S3 Chrome S27 – старшая модель в семействе S20 |
Компания S3 уже давно успела перейти под покровительство VIA, и наряду с XGI в роли «последнего самурая» продолжает героически бороться с вытеснением из сегмента компьютерной графики малых и средних фирм. На самом деле модели Chrome S25 и Chrome S27 были представлены еще в начале текущего года, но добралась до Украины только Chrome S27 и лишь теперь, да и то в единственном экземпляре (справедливости ради отметим: на мировом рынке эти платы также практически не встречаются). На момент выпуска Chrome S27 обладал весьма неплохими параметрами и позиционировался, как конкурент решениям среднего класса от ATI и NVIDIA. Судите сами: тактовая частота чипа 700 (!) MHz, поддержка графической памяти GDDR3, 8 пиксельных и 4 вершинных конвейера, расширенные возможности работы с контентом высокого разрешения (HD). В сочетании с весьма умеренной ценой эти характеристики должны были обеспечить продукту от S3, по меньшей мере, некоторую популярность. Но увы, не сложилось. Вероятно, причиной тому стали или проблемы у Fujitsu с освоением прогрессивного производственного процесса 0,09 мкм, или инерционность сознания покупателей, или ошибки и артефакты во многих играх. Но, как бы там ни было, факт остается фактом: призрачным надеждам на создание какой-либо альтернативы графическим монополистам пока что не суждено сбыться.
Тем не менее, чип Chrome S27 чрезвычайно интересен уже самим фактом своего появления на свет и более чем достоин пристального изучения.
Характеристики и способности
Одним из серьезнейших недостатков (на тот момент – преимущественно маркетинговым) данного продукта была поддержка лишь Shader Model 2.0+, который, впрочем, давал о себе знать лишь в самых продвинутых играх и тестах. Сейчас ситуация несколько изменилась, и совместимость с шейдерной моделью 3.0 (а скоро – и 4.0) становится все более необходимой. Еще не менее критичным недочетом является отсутствие поддержки мультисемплинга. Поэтому, если хочется задействовать антиалиасинг, приходится применять значительно более ресурсоемкий суперсэмплинг, что фактически приводит к бессмысленности использования полноэкранного сглаживания.
|
Структурная схема ядра Chrome S27 |
К несомненным достоинствам Chrome S27 можно отнести неплохую функциональность в области работы с видео. За это отвечает новая версия движка Chromotion 3.0 – это программируемый комплекс, который поддерживает, помимо прочего, разрешение HDTV 1080p и отвечает за аппаратное ускорение множества форматов, в том числе HD.
Более того, у S3 имеется своя технология мультирендеринга, аналогичная SLI и CrossFire. Она именуется MultiChrome и рассчитана преимущественно на использование в составе платформы VIA K8T900. Помимо этого, заявлена возможность работы связки из двух Chrome S27 и на других чипсетах. К сожалению, достать вторую плату было практически нереально, поэтому проверить MultiChrome в действии не удалось. И все же похвально стремление S3 следовать за современными тенденциями на рынке 3D-ускорителей. Известно лишь, что мультирендеринг по версии S3 работает по методу дифференциации кадра на выделенные зоны ответственности видеоадаптеров, либо каждый GPU рассчитывает отдельный кадр.
Результаты тестирования
В качестве конкурентов Chrome S27 мы подобрали видеокарты примерно равного класса и стоимости. Именно GeForce 6600/GT и Radeon X1300/Pro должен был потеснить видеоадаптер от S3. Результаты говорят сами за себя – действительно, Chrome S27 обходит соперников и иногда очень убедительно. Это касается даже DOOM 3, где решения NVIDIA традиционно не имеют себе равных. Вот только одно «но»: практически 50% из нашего стандартного набора сравнительных тестов отказались запускаться или корректно работать с нужными настройками. В итоге производительность действительно неплохая (была на момент анонса), но она достижима лишь при определенных условиях. И здесь все будет зависеть только от разработчика – отладка драйверов и их своевременное обновление могут дать очень много, равно как и сотрудничество с крупными студиями геймдизайна на этапе создания игры, что давно уже практикуют и ATI, и NVIDIA.
Пока же остается констатировать, что быстродействия вполне хватит для приложений текущего поколения при среднем уровне детализации сцены, и надеяться, что со временем проблемы с совместимостью будут исправлены.
Выводы
Разумеется, производитель осознает все недостатки своего продукта и ведет над ними работу, причем не только маркетинговую. Относительно регулярно появляются новые версии драйверов, но основной акцент все же делается на видеовозможности Chrome S27 в части поддержки High Definition, которые действительно неплохие. Исключительно низкое тепловыделение и энергопотребление, поддержка в будущем ОС Vista – это аргументы, приводимые в пользу низкопрофильного решения на базе Chrome S27 с объемом памяти GDDR2 256 MB, анонсированного буквально на днях.
И хотя проблемы с корректной работой в 3D-приложениях и практически нулевая доступность на рынке являются по сути непреодолимыми препятствиями, мы все же пожелаем S3 удачи в ее нелегкой борьбе за место под солнцем. Ведь конкуренция – это не только возможность выбора для покупателей, но и дополнительный, очень серьезный стимул для производителей. Глядя на стоимость некоторых видеокарт, приближающуюся к уровню $700, эти утверждения становятся особенно актуальными.
Обнадеживают слухи о том, что S3 решила просто «пропустить» поколение продуктов с поддержкой Shader Model 3.0, дабы максимально сконцентрироваться на разработке видеоядра, совместимого с DirectX 10. Будем надеяться, что у компании все получится.
Сравнительные характеристики видеоадаптеров
Видеокарта |
S3 Chrome S27 |
NVIDIA GeForce 6600 |
ATI Radeon X1300 Pro 256 MB |
Видеопроцессор |
Chrome S27 |
NVIDIA GeForce 6600 (NV43) |
Radeon X1300 Pro (RV515) |
Техпроцесс, мкм |
0,09 |
0,11 |
0,09 |
Число пиксельных/вершинных конвейеров |
8/4 |
8/3 |
4/2 |
Разрядность шины памяти, бит |
128 |
128 |
128 |
Поддержка шейдеров |
Shader Model 2.0+ |
Shader Model 3.0 |
Shader Model 3.0 |
Частоты ядра/памяти, MHz |
700/700 (1400) |
450/250 (500) |
600/400 (800) |
Видеопамять |
128 MB GDDR3, 1,4 нс |
128 MB DDR, 4,0 нс |
256 MB GDDR2, 2,5 нс |
Интерфейсы |
DVI, D-sub, S-Video |
DVI, D-sub, S-Video |
DVI, D-sub, S-Video |
Цена, $ |
80 |
70 |
75 |
Конфигурация тестового стенда
Процессор |
Intel Core 2 Extreme X6800 (2,93 GHz) |
Материнская плата |
Intel Desktop Board D975 XBX rev.304 |
Память |
Super Talent T1000UX2G5 (2x1GB) в режиме DDR2-800, тайминги 4-4-4-8 |
Жесткий диск |
Western Digital WD1600JB (160 GB, 7200 об/мин) |
Блок питания |
SeaSonic SS-600HT APFC F3 (600 Вт) |
ОС |
Windows XP Professional SP2, DirectX 9.0c |
Драйверы |
ForceWare 91.47 (NVIDIA); Catalyst 6.10 (ATI); v.6.14.10.2276 (S3) |
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365