`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Рынок ПК: Европа намерена взять реванш?

0 
 

В рамках публикации архивных материалов предлагаем вашему вниманию статью из №12 (230) «Компьютерного Обозрения» от 13 апреля 2000 г. Что из себя представлял европейский рынок ПК двадцать лет назад и какие игроки доминировали на нем.

Компьютерная индустрия относится к числу тех немногих отраслей, где американская экспансия в Европе достигла поистине огромных размеров. Вот и по итогам ушедшего года первая пятерка ведущих поставщиков ПК на европейском рынке выглядит следующим образом: Compaq, Fujitsu-Siemens, Dell, IBM, Hewlett-Packard. Как видим, в ней присутствует всего одна европейская фирма — Siemens, да и то, по мнению наблюдателей, если бы не альянс с Fujitsu, ее результаты были бы гораздо скромнее.

 Европа намерена взять реванш?

Конечно, говорить о том, будто европейские производители «сдали» рынок своим заокеанским конкурентам, все-таки не совсем правильно. Правда, середина 90-х годов выдалась для них весьма тяжелой, и многие европейские фирмы, особенно работавшие по вертикальной схеме (т. е. те, что являлись одновременно и сборщиками, и продавцами), вынуждены были уйти с рынка. Сошли с дистанции и компании, предпринявшие попытки создать некий европейский брэнд, — кто сейчас вспоминает о популярных некогда марках Olivetti и Commodore или, скажем, о входивших несколько лет назад в десятку ведущих европейских производителей ПК Vobis и Escom?

Объясняется это, по мнению экспертов, существенным различием, если можно так выразиться, рыночных идеологий европейских компаний первой волны и их заокеанских конкурентов. В отличие от американских производителей, таких, как Dell или Compaq, европейцы не были изначально нацелены на миллионные объемы производства. В принципе, это не являлось такой уж большой проблемой до тех пор, пока персональные компьютеры ближе к середине 90-х годов не начали быстро дешеветь и переходить в разряд потребительских товаров. В результате прибыли стали стремительно падать, что и привело к банкротству целого ряда европейских сборщиков ПК.

Однако все это уже в прошлом. По словам многих наблюдателей, сегодня в Старом Свете происходит постепенное возрождение индустрии персональных компьютеров. Немало компаний, по крайней мере у себя на родине, уже способны конкурировать с ведущими мировыми (читай — американскими) производителями. К их числу можно отнести, например, немецкую Maxdata (к слову, в свое время она была подразделением упоминавшейся выше Vobis, занимавшимся поставками ПК для бизнеса), британские Viglen, Granville и Tiny, французские Cibox и Unika. При этом значительная часть европейских сборщиков (в том числе и вышеупомянутые фирмы) опирается на столь популярную в наши дни схему прямых продаж, делая немалую ставку на быстроту обслуживания клиентов. Конечно, выпускаемые ими несколько сотен тысяч машин в год по сравнению с миллионами ПК, продаваемых по всему миру американскими гигантами компьютерного бизнеса, это не столь уж и много, но, как отмечают наблюдатели, с первой половины 90-х европейские сборщики именно сейчас, возможно, имеют больше шансов отвоевать себе место под солнцем. Правда, многие из них главным образом ориентируются на местные рынки, но, вероятно, в этом и заключается одно из главных преимуществ. Действительно, их продукты практически ничем не отличаются от ПК ведущих брэндов, однако компании эти гораздо лучше ориентируются в местных рыночных условиях. Кроме того, в некоторых странах местные фирмы получают поддержку со стороны правительства (в виде крупных заказов).

 Европа намерена взять реванш?

В принципе, ничего необычного в этом нет. Интересно другое: отдельные европейские компании, а конкретно, упоминавшиеся выше Tiny и Maxdata, нацелились на американский рынок. Первая из них в прошедшем году продала дома, в Германии, 600 тыс. ПК (6% местного рынка) и еще 150 тыс. — в других европейских странах. Объемы поставок второй в 1999 г. составили 360 тыс., львиная доля которых — около 80% — была продана в Великобритании (Tiny тоже принадлежит 6% своего, британского рынка), а остальные — в Америке и ряде стран Юго-Восточной Азии, в частности в Китае, Японии и на Тайване.

Чем же вызвана подобная, на первый взгляд, дерзость, и почему именно США, а не европейские страны, до которых рукой подать?

Конечно, европейский рынок ПК представляет собой довольно лакомый кусочек. Темпы роста здесь в прошлом году в среднем составили около 20%, а в странах, являющихся лидерами по объемам продаж компьютерной техники, и того больше. Например, во Франции они достигли 26,7%, в Великобритании — 25,2, в Германии — 21,2. На ближайшее время аналитики дают столь же оптимистичные прогнозы, предсказывая дальнейший рост, главным образом за счет потребительского сектора. (Что касается рынка корпоративных ПК, то он, по мнению экспертов, во многих странах сегодня близок к насыщению.) При этом в отдельных государствах, скажем в Испании, Греции или Италии, бум на рынке домашних компьютеров, во многом стимулированный возрастанием интереса к Internet, только начинается. Правда, здесь нельзя не отметить, что в особо развитых странах, в частности в Швеции, в прошлом году на компьютерном рынке уже был зафиксирован спад (снижение объемов продаж более чем на 20%), но это пока не влияет на общую картину.

 Европа намерена взять реванш?

Все было бы неплохо, если бы не один очень серьезный нюанс. Дело в том, что завоевание позиций на рынках разных, пусть и близких, и даже объединенных в единый союз европейских государств, оказывается, представляет собой не такую уж простую задачу. Производители ПК по обе стороны Атлантики сходятся во мнении, что европейский рынок гораздо сложнее, чем американский, в том плане, что он значительно более неоднородный. Иными словами, те самые пресловутые местные условия даже в двух соседних европейских странах, как правило, очень сильно отличаются, и для них соответственно необходимо вырабатывать совершенно разные стратегии. В то же время стратегия производителя на рынке ПК в Соединенных Штатах по всей стране может быть приблизительно одинаковой, да и сам этот рынок гораздо обширнее.

Естественно, в Европе в условиях высокой неоднородности вынуждены работать и заокеанские производители. Подобрать ключ к рынку каждой страны им, понятно, не удается, поэтому и показатели их в различных странах заметно различаются. Вот несколько достаточно наглядных примеров. Так, Dell, контролировавшей по итогам первых трех кварталов 1999 г. в Великобритании и во Франции более 10% местного рынка, в Германии принадлежало всего 4, а в Италии она вообще отсутствовала в числе ведущих компаний. Другой пример — IBM, у которой в Италии и Франции дела идут гораздо лучше, чем в Германии и Великобритании. Наконец, Packard Bell—NEC, сумевшая стать одним из главных поставщиков ПК во Франции, а также в ряде стран, где компьютерный рынок традиционно несколько отстает в своем развитии. Некоторого рода исключением является, пожалуй, лишь Compaq — этот гигант во всех упомянутых странах занимает ведущие позиции.

 Европа намерена взять реванш?

Одним словом, компьютерный рынок США в какой-то степени является более простым для освоения, чем европейский, и если компания хочет наращивать производство, то, может быть, действительно разумнее сделать ставку именно на него. Этим, по всей видимости, во многом и обусловлено стремление отдельных фирм из Старого Света проникнуть туда: вероятно, им здесь будет легче, чем в Европе, найти какую-то дополнительную нишу, которую они смогли бы занять. К примеру, та же Tiny, по словам наблюдателей, ориентируется главным образом на покупателей, впервые приобретающих компьютер, и изначально продвигает свои ПК именно как потребительский товар (к слову, ее руководители заявили, что американский компьютерный рынок вообще очень похож на британский). В Америке компанией уже открыто 25 торговых точек, и к концу нынешнего года она планирует довести их число до 75. С другой стороны, за прошедший год ею было продано здесь всего около 30 тыс. компьютеров, что для американского рынка — капля в море.

Какой же из всего этого можно сделать вывод? Совсем не исключено, что кое-кто из европейских производителей действительно сумеет найти свое место на американском рынке. Но вот оказать на него какое-то влияние и хоть немного потеснить местные компании — это вряд ли. Попробуем привести несколько аргументов. Во-первых, вряд ли американцы, даже очень слабо разбирающиеся в компьютерах, бросятся покупать продукты из Европы, тем более, что у них имеется широкий выбор «родных» марок. Во-вторых, при нынешней конкуренции европейским фирмам очень сложно будет достичь необходимой «критической массы». А в-третьих, многие аналитики прогнозируют в скором времени существенное снижение темпов развития мирового рынка ПК, т. е. возможности для роста в будущем вообще могут заметно сузиться. Пожалуй, определенное беспокойство европейские производители способны доставить американским компаниям лишь на своих национальных рынках.

Однако несмотря на кажущуюся очевидность изложенных выше соображений, не будем торопиться с окончательными выводами: как подчеркивают немало экспертов, индустрия ПК — это та область, где завтра может произойти все, что угодно.


Вы можете подписаться на наш Telegram-канал для получения наиболее интересной информации

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT