`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Денис Довгополый

Предъявите ваших менторов!

02
голоса

Недавно в Берлине мы обсуждали нашу позицию по менторам. Решил ее изложить.

Disclaimer 1. Я родился в 1974 г. Понятие «ментор» я первый раз осознал году в 1988 и до 2008 г. (20 лет) я считал слово «ментор» полным аналогом слова «наставник». Это не учитель, не преподаватель, не консультант. Это человек с богатым жизненным опытом, который передает его воспитаннику, направляет его и удерживает от ошибок. В этом деле мое понимание совпадало с определением из «Википедии». В те времена я не мог себе представить, что подобная деятельность может быть оплачиваемая.

Disclaimer 2. Когда я попал в отрасль в 2005 г., акселераторы еще не были в тренде. У стартапов тогда не было менторов. Были советники, advisory. К ним предъявлялись достаточно жесткие требования. Чаще всего они были в возрасте старше 50. И это были люди, которые добились не просто чего-то, а общепризнанного успеха в определенной отрасли или области знаний. Возможно узкой.

С какого лешего появился институт менторства в акселераторах? Не знаю. В общем, возможно, я просто слишком консервативен.

До недавнего момента существовало две модели менторства.

Модель имени YC: несколько менторов, с большим опытом, обширными связями, на очень высокой зарплате. Полный рабочий день они занимаются с портфельными стартапами. Наружу не светятся.

Модель имени 500startups: несколько сот менторов, которые имеют слабые обязательства по отношению к стартапам.

Есть третья модель «имени лузеров»: акселераторы, которые своим именем не могут привлечь сколь-нибудь серьезных людей, привлекают тех, кто не имеет весомого опыта. Но успели поучаствовать в разных проектах (чаще всего без особых достижений). Возможно, прослушали пару учебных программ (или посетили несколько конференций, или прочитали несколько умных книжек). Чаще всего единственное достижение таких менторов – это очень хороший ПР себя любимого. Если спросить такого человека о его достижениях, то чаще всего получаешь совершенно невнятный ответ. Или узнаешь о его участии во второсортной истории, которая подается как большая.

Если мы вынесем за скобки третью модель, то увидим, что первые две показали свою неэффективность и сейчас мы движемся к другой модели акселераторов в отношении к менторам: небольшое количество хорошо мотивированных людей (они не менторы, а управляющие или просто сотрудники акселератора); с некоторым опытом инвестирования и помощи портфельным компаниям (ближе к менторам в модели YC); которые опираются на обширную сеть людей без обязательств, но при этом готовых откликнуться на просьбу представителей первой категории.

Уверен, что в ближайшее время самые успешные акселераторы придут к этой модели.

А что у нас? У нас очень часто требуют предъявить менторов, с которыми мы работаем. Из-за стереотипов нам трудно объяснять свою позицию.

У нас нет ментров. Мы их не ищем. Мы не можем рекомендовать стартапам отдавать доли в компаниях людям, опыт которых не отвечает требованию задач, связи которых сомнительны, которые с гневом отвергают опцион с вестингом (vesting) на сколь-нибудь приемлемое время. А главное, которые с легкостью ввязываются в новые проекты и работают сразу с кучей акселераторов.

Мы помогаем стартапам найти advisory или сформировать advisory board. И к таким людям мы предъявляем требования:

  • опыт и знания;
  • обширные знакомства;
  • фокусировка на одном или паре проектов;
  • глубокий commitment;
  • длинный commitment (от двух лет);
  • правильное структурирование отношений (через длинный опцион с вестингом).

Думаете легко найти таких людей? Знаете, что является главными сложностями в поиске таких людей? А вот что:

  • таких людей мало! очень мало;
  • они очень заняты;
  • и основное, они работают только с лучшими проектами.

Очень часто, если правильный предприниматель встречает правильного консультанта, то последний становится ангелом проекта. Причем очень крутым ангелом!

Итог моих разглагольствований может быть следующим:

  • «менторы» проекту не нужны, лучше работать без менторов, чем с бесполезными или приносящими негативное value проекту (да, есть и такие);
  • всегда задавайте вопрос, что вы получите, сотрудничая с таким человеком, чего бы вы добились без него;
  • ищите правильно advisory – сложно и долго, но стоит того;
  • бойтесь «профессиональных консультантов», свадебных генералов;
  • всегда смотрите на то, что у человека за спиной, а не то, какие погоны у них на плечах;
  • если вам человек не был полезен до структурирования отношений с ним, значит после того он тоже не принесет пользы.

P.S. Сергей Петренко хорошо дополнил.

Предъявите ваших менторов, (с) перефразируя одного российского журналиста

Стратегія охолодження ЦОД для епохи AI

02
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT