Хотя название статьи практически не содержит русских букв, понять его смысл несложно. 24-дюймовый монитор Acer GD245HQ является первым устройством на рынке Украины, совместимым с технологией стереоскопии NVIDIA 3D Vision с поддержкой разрешения 1920×1080, т.е. Full HD. Давайте взглянем, как покажет себя эта комбинация на деле.
Acer GD245HQ
ЖК-панель TN+film
Диагональ экрана 24"
Разрешение 1920×1080
Заявленная максимальная яркость 300 кд/м2
Измеренный диапазон яркости 45–240 кд/м2
Измеренная контрастность 760:1
Углы обзора (10:1) 170°/160°
Заявленное время реакции 2 мс GtG
Интерфейсы DVI-I, HDMI, VGA
Ориентировочная цена $499
Предоставлен представительством Acer в Украине, www.acer.ua
Большая диагональ, быстрая матрица, высокое разрешение
Узкий угол обзора по вертикали, излишнее усиление резкости по полю экрана
На сегодня это самый большой (и самый дорогой) 120-герцевый монитор с поддержкой NVIDIA 3D-Vision и разрешения Full HD.
Количество устройств, поддерживающих 3D Vision, стремительно растет – вслед за Голливудом, объявившим 3D следующей «большой вещью» в кинематографии, производители компьютерных комплектующих представляют собственные новинки с гордыми буквами «3D» на коробке, а иногда и в названии. Но так как численных мерил «3D-шности» выработать не удалось (то ли дело – динамическая контрастность!), специалисты по маркетингу, представляя детища вендоров, продолжают соревноваться в традиционных критериях – например, в размере диагонали и разрешении.
Между тем, прежде чем начать радоваться факту появления «3D Full HD монитора», не худо бы разобраться, что же представляет собой это самое «3D» и как на практике обычный пользователь может получить вожделенную глубину изображения в играх – наиболее типичной задаче для 3D-отображения.
Прикладная стереоскопия
На самом деле, конечно же, «3D-мониторы» не являются устройствами, способными полноценно отображать истинно трехмерный контент. Многие полагают, что более корректно было бы называть их стереодисплеями исходя из аналогии с моно- и стереофоническим воспроизведением звука. И действительно, аналогия эта вполне удачная. Ее можно было бы считать идеальной, если бы не одно существенное «но», рискующее поставить под удар всю маркетинговую красоту концепции «3D-мониторов».
Здесь просим обратить особое внимание. Дело в том, что все мониторы с приставкой «3D», продаваемые в нашей стране, для отображения стереокартинки требуют дополнения их специальным комплектом 3D Vision GeForce Kit производства NVIDIA. В него входят очки с ЖК-затворами и ИК-передатчик для управления ими. Только вот незадача – во-первых, этот набор не включен в комплекты поставок «3D-мониторов», и его требуется покупать отдель-но (притом что найти его в продаже – задача пока непростая). А во-вторых, стоимость такого набора зачастую сравнима с ценой самого дисплея и составляет, ни много ни мало, порядка $230 (после осознания данного факта становится несколько понятнее, как это NVIDIA вот уже который квартал умудряется оставаться с прибылью, хотя в области разработки GPU дела у нее по-прежнему далеки от «хорошо», и даже от «удовлетворительно»). Однако оба этих момента могут быть совершенно неочевидны для неискушенного покупателя, соблазнившегося обещанием «3D» на экране своего игрового ПК...
Третье измерение для «3D-монитора»
Вы все еще хотите 3D? Тогда разбираемся дальше. После того как вы поняли, что именно 3D Vision GeForce Kit и является наиболее важной составляющей комплекта для стереоотображения, впору задать совершенно уместный вопрос: а что, собственно, такого требуется от монитора, чтобы он смог нормально работать с этими очками, а на его коробке и в рекламных материалах появилось заветное слово «3D»?
Ответ прост: всего лишь поддерживать по входу кадровую частоту 100–120 Гц. Учитывая, что теоретически для нормального отображения 120 fps будет достаточно быстродействия даже 8-миллисекундной панели, с точки зрения ЖК-технологии проблем с этим не предвидится. Другое дело, что потребуется также более быстродействующая управляющая электроника дисплея, которая могла бы справиться с обработкой удвоенного видеопотока. По сути, именно этим производители пытаются оправдать высокую цену таких дисплеев, хотя стоимость их электронных компонентов по сравнению с ЖК-панелью обычно невелика.
|
|
|
|
Графики цветовой температуры по шкале серого, тональной кривой, гаммы и цветовых компонентов дисплея |
Самое смешное, что в роли «3D-дисплея» вполне можно с успехом использовать... старый ЭЛТ-дисплей, поддерживающий 100-герцевую развертку (и при этом качество 3D-эффекта может оказаться даже выше)! В отличие от цифровых ЖК-мониторов, для которых штатной кадровой частотой является 60 либо 75 Гц, аналоговые ЭЛТ-устройства поддерживают refresh rate до 120 Гц и более – в зависимости от разрешения. Если, конечно, они еще у кого-то остались...
В любом случае называть такие мониторы «3D-дисплеями» или «стереоскопическими» абсолютно неверно. Для большей корректности предлагаем ограничиться термином «120-герцевые» – хотя, без сомнения, здесь с нами крепко не согласятся специалисты маркетинговых отделов. Что ж, у каждого из нас свои задачи и пути их решения.
Full HD в 3D требует HDMI
Однако вернемся к герою нашего повествования. Acer GD245HQ отличается не только рекордной диагональю среди 120-герцевых ЖК-дисплеев, но и поддержкой разрешения Full HD, т. е. 1920×1080 пикселов. Казалось бы, сейчас это уже нельзя считать веским аргументом – впрочем, не будем забывать, что речь идет об удвоенной по сравнению с типичной кадровой частотой. А значит, количество передаваемой на дисплей информации также возрастает вдвое. Это приводит к тому, что пропускной способности интерфейса DVI (single link) становится недостаточно, и для подключения GD245HQ к видеокарте требуется использование разъема и кабеля DVI dual link.
Второй, более предпочтительный вариант подключения – HDMI. Этот интерфейс обладает достаточной пропускной способностью, чтобы справиться с потоком около 8 Мб/с (1920×1080××32×120). К его плюсам также относится поддержка дополнительных каналов передачи данных, таких как многоканальное аудио и функция talkback, а в последних ревизиях – еще и Ethernet! К тому же интерфейсные разъемы и кабели для HDMI выглядят не в пример компактнее и эстетичнее, чем громоздкие DVI.
Проверка «2D-совместимости»
Учитывая, что основное предназначение компьютерного дисплея – это все же отображение двумерной картинки, мы начали тест Acer GD245HQ со стандартной методики для ЖК-мониторов. Устройство базируется на быстродействующей панели типа TN+film, из недостатков которой сразу заметен узкий угол обзора по вертикали. Инструментальные измерения показывают завышенную гамму, что выражается в более темных полутонах, чем требуется, а также избыток зеленого цветового компонента. Все это не располагает к работе, и с натяжкой, но допустимо для развлекательных целей. Впрочем, график цветовой температуры по шкале серого довольно линеен.
У монитора нет проблем с тестом градиента либо с детализацией в светлых и темных областях. Однако вокруг мелких элементов шрифтов на сером фоне хорошо заметны белые «ореолы», появляющиеся от избыточного усиления краевой резкости при обработке видеосигнала. Обычно этот недостаток «лечится» с помощью регулировки Sharpness, но в данном случае таковая не предусмотрена, а жаль.
В динамике к монитору сложно предъявить какие-либо претензии, что, впрочем, совершенно логично – ведь если бы ЖК-панель не успевала «прорисовывать» кадр за отведенные 8 мс, в стереорежиме это приводило бы к размытию изображения (так называемый ghosting). А здесь с этим все в порядке.
И вот, наконец, 3D!
Точнее, стерео. Устанавливаем и настраиваем 3D Vision (мы уже описывали эту технологию, ko.com.ua/46112), запускаем новейшую игру Metro 2033 и... на несколько часов с головой погружаемся в игровую атмосферу. Что и говорить, впечатления – потрясающие. NVIDIA не преувеличивает, обещая новый уровень реализма и погружения в игру – нет сомнений, что любителям развлечений технологии стереоскопии очень понравятся.
|
Для получения стереоскопического эффекта на экране даже 120-герцевым дисплеям обязательно нужны специальные очки – например NVIDIA GeForce 3D Vision |
Однако по итогам эксптуатации стереокомплекта есть у нас и несколько замечаний. Во-первых, как уже было отмечено, стоимость очков с ЖК-затворами на сегодняшний день высока и может снизиться только после запуска AMD конкурирующей технологии Open 3D. Во-вторых, физиологические побочные эффекты от их применения еще предстоит изучить, однако уже сейчас понятно, что о комфорте для зрения (и мозга) в данном случае речь идти может с большой натяжкой. И наконец, в-третьих – для рендеринга изображения в разрешении 1920×1080 с удвоенной кадровой частотой потребуется довольно производительная игровая система, и особенно – графический акселератор, что также может сузить круг потенциальных пользователей.
В остальном же популяризацию (точнее очередную реинкарнацию) идей стереоскопического воспроизведения можно лишь приветствовать, так как она знаменует собой пусть и циклическое, но все же движение вперед. Лишь бы не закончилось это все столь же бесславно, как и в прошлый раз. Чтобы убедиться в бренности множества интересных и казавшихся перспективными технологий, достаточно перелистать подшивку «Компьютерного Обозрения» за прошлые годы. В частности, почти десять лет назад главный анонс на обложке нашего еженедельника (№ 35 (304) от 12–18 сентября 2001 г.) звучал так: «3D-мониторы: изображение становится объемным. От идеи до воплощения». Как видим, вполне актуально и для дня сегодняшнего.
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365
И на каких видеокартах, если не секрет, удалось подать по HDMI кабелю сигнал в 120Гц ?