`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Моментальные платежи на пороге больших перемен

Статья опубликована в №5 (716) от 16 февраля

+33
голоса

Внезапный отказ сети терминалов I-Box, самой крупной в Украине системы моментальных платежей, и ее последующее двухнедельное восстановление вызвали бурную реакцию и в деловой среде, и в обществе. Косвенно это говорит о том, что данный канал играет все более важную роль в расчетах конечных потребителей с поставщиками современных сервисов.

Платежные терминалы, иногда называемые кэшматами, пришли в Украину в качестве альтернативного средства пополнения абонентского счета у операторов мобильной связи. Однако сфера их применения быстро расширилась. Оказалось, что в стране, где частные лица привыкли рассчитываться только наличными, такие автоматы представляют собой оптимальное средство оплаты разного рода услуг и «ввода» денег в системы безналичных расчетов. Поэтому список операций, которые можно выполнять с помощью кэшматов, стал быстро удлиняться, и сейчас в их число входят оплата интернет-доступа, товаров, пересылаемых по почте, коммунальные платежи и государственные сборы и даже погашение банковского кредита.

Несмотря на такую значимость, данная сфера пока остается весьма либеральной. Из 65–70 тыс. кэшматов, функционирующих в Украине, до 40 тыс. принадлежат банкам, еще ориентировочно 15 тыс. – крупным сетям моментальных платежей, а остальные – небольшим фирмам и частным предпринимателям. Работа этого канала расчетов законодательно не регламентируется, хотя создание регуляторных актов для этого сегмента в Украине уже ведется, а в России с 1 января 2010 г. вступил в действие специальный закон.

Соответственно, возникает вопрос о соблюдении требований к безопасности и скорости транзакций. Надо признать, что ведущие операторы моментальных платежей блюдут свою репутацию и большие проблемы с денежными переводами у них являются редкостью. Впрочем, время от времени вскрываются серьезные просчеты в разработке и сопровождении таких систем. Примером может служить недавняя история с внезапным прекращением функционирования крупнейшей сети кэшматов – I-Box, восстановление работоспособности которой в итоге заняло почти две недели и завершилось переходом на процессинговое обслуживание у прямого конкурента, фирмы «ОСМП», с негласно обсуждаемой перспективой слияния компаний и перевода терминалов I-Box под принадлежащий «ОСМП» бренд QIWI. Потери I-Box можно примерно представить себе исходя из оборота на рынке моментальных платежей, составляющего на сегодня около 1 млрд долл. в год (3 млн в сутки). С учетом доли I-Box в общей численности терминалов (в этой сети работает чуть больше 5 тыс. автоматов) компания могла недосчитаться 200 тыс. долл. оборота за каждые сутки простоя. Но хуже то, что из-за масштаба сети и узнаваемого бренда (в народе «айбокс» успел стать чем-то вроде имени нарицательного, обозначающего кэшмат вообще) эти неполадки нанесли сильный удар по репутации сетей моментальных платежей. Призывы крупных получателей переводов («Астелит», «Воля» и некоторых других) временно отказаться от расчетов через проблемную сеть были отнесены и на счет исправно работавших систем. В результате игрокам сегмента придется еще какой-то период компенсировать спад оборота.

Рост объемов средств, проходящих через кэшматы, несет в себе и другие осложнения для бизнеса. Так, резко поднялась арендная плата за установку терминала, а увеличение их количества тем самым ведет к уменьшению потока наличности, приходящегося на одно устройство. В результате срок окупаемости автомата, который пару лет назад составлял 2–3 месяца, вырос в 2–3 раза, а многие из них вообще работают в убыток. Далее, операторы мобильной связи, на долю которых, по разным данным, приходится 60–80% оборота всех систем моментальных платежей, развернули бурную деятельность по уменьшению комиссионных расходов в этом канале. Если ранее типовые условия для владельца терминала включали 4% комиссии, то сейчас большинство операторов снижают ее до 3–3,5%, а минимальную сумму транзакции, с которой она выплачивает-ся, поднимают с 20 до 25–30 грн. При пополнении на меньшие суммы с абонента удерживалась 1 грн, в недалеком будущем, вероятно, эта цифра также будет увеличена, а сеть I-Box, принимавшая пополнение на малые суммы бесплатно для абонента, вероятно, откажется от такой практики.

Подобное развитие событий говорит о том, что сегмент моментальных платежей готовится вступить в «эпоху перемен», соответствующую росту его масштабов, признаками которой, по всей видимости, будут консолидация операторов и переход к конкуренции издержками.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

В результате срок окупаемости автомата, который пару лет назад составлял 2–3 месяца, вырос в 2–3 раза, а многие из них вообще работают в убыток.

Интересно... все что больше 9 месяцев по окупаемости - убыток??
А как на меня это обыкновенное жлобство.
Вспоминается переход на 1грн за транзакцию, вернее как это из России пришло. Тогда окупаемость была свыше 6 месяцев.

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT