Опубликованное на днях компанией Dataquest исследование рынка баз данных в заметной степени вызвало интерес потому, что сопровождалось полемикой: произошла ли на самом деле смена лидера, как сообщали маркетологи. Однако здесь есть и немало других моментов, заслуживающих внимания.
Итак, согласно оценкам Dataquest, в 2001 г. общий оборот на рынке баз данных (включая
СУБД всех типов) достиг 8,8 млрд. долл., увеличившись в сравнении с прошлым годом
всего на 1,4%.
При этом 80% рынка пришлось на реляционные базы данных. Здесь оборот по итогам 2001 г. составил 7,1 млрд. долл. -- на 1,6% больше, чем в 2000 г. Лидером этого сегмента стала Oracle, за ней -- IBM и далее со значительным отставанием -- Microsoft.
Если рассматривать рынок реляционных СУБД с точки зрения различных платформ, более динамично развивающимся оказался сегмент продуктов для Windows, оборот в котором по отношению к предыдущему году увеличился на 11% и составил 2,55 млрд. долл. В то же время в сегменте баз данных для Unix наблюдалось снижение объема продаж на 1,4% -- до 3 млрд. долл.
Крупнейшим поставщиком СУБД для Windows, как несложно догадаться, стала Microsoft,
а для Unix -- Oracle, причем с очень большим превосходством перед остальными компаниями.
В "общем зачете" на первое место, по данным Dataquest, вышла IBM, лишь немного опередив Oracle. По словам экспертов, в основном это произошло за счет приобретения Informix Software, что увеличило объем продаж СУБД IBM на 264 млн. долл. В противном случае лидером, пусть и с минимальным -- всего 0,3% -- преимуществом, осталась бы Oracle.
Конечно, IBM да и многие наблюдатели подчеркивают, что укрепление позиций компании произошло не только за счет покупки Informix; к примеру, обращается внимание на рост популярности продуктов семейства DB2 и неожиданно большое -- 5%-ное -- увеличение продаж базы данных IMS. И тем не менее... "IBM купила дополнительную долю на рынке", -- считает эксперт Dataquest Бетси Бартон (Betsy Burton). Кроме того, представители самого Голубого Гиганта признали: чтобы создать эквивалентный бизнес самостоятельно, компании потребовалось бы порядка пяти лет.
Что касается Oracle, то если бы не слияние IBM-Informix, компания, безусловно, сохранила бы наибольшую долю на рынке (разрыв минимальный), даже несмотря на то что в прошлом году в очень тяжелом положении оказались телекоммуникационные и Internet-компании, составлявшие значительную часть ее клиентов. Кроме того, многие нынешние пользователи СУБД Oracle отложили планы обновления своих систем. К примеру, по результатам исследования, обнародованным недавно инвестиционным банком Morgan Stanley, только 6% из них испытывают в настоящее время необходимость в переходе на новые версии баз данных Oracle. Другой момент: согласно опросу, проведенному тем же Morgan Stanley, приблизительно 75% фирм, использующих самые дешевые редакции СУБД Oracle, собираются перейти на более мощные продукты. Однако осуществить подобный переход в течение ближайшего года планируют меньше половины из них.
Но здесь, как несложно догадаться, речь идет в основном о небольших предприятиях. Что касается крупных корпораций, то тут Oracle продолжает безраздельно доминировать. В частности, согласно отчету другой аналитической фирмы -- FactPoint -- среди компаний списка Fortune 100 она является предпочтительным поставщиком баз данных для 51%. СУБД Oracle выбирается как платформа для запуска пакетов бизнес-приложений от SAP в 78% случаев, PeopleSoft -- в 72%, Siebel -- в 81%, i2 -- в 73%, и это при том, что в указанном сегменте Oracle напрямую конкурирует со всеми упомянутыми поставщиками (как известно, ПО для бизнеса в настоящее время также стало одним из основных ее приоритетов).
Наконец, в рамках еще одного опроса Morgan Stanley, проведенного среди 225 директоров по информатизации из различных фирм, порядка 50% участников назвали своим основным поставщиком СУБД Oracle, 34% -- IBM и 25% -- Microsoft. При этом 47% заявили, что планируют расширять сотрудничество с главным партнером и только 15% -- сокращать.
Может возникнуть вопрос: как же при таком подавляющем преимуществе Oracle упустила первое место на рынке? Он и возник -- у самой фирмы, которая первой его и озвучила.
"Oracle ставит под сомнение предположение, что часть ее рыночной доли отошла к конкурентам, поскольку результаты независимых исследований и данные по нашей инсталляционной базе не подтверждают подобных выводов", -- заявил главный финансовый директор компании Джефф Хенли (Jeff Henley). По мнению Oracle, информация, предоставленная другими компаниями, была не совсем корректной.
Тяжело судить, кто в данной ситуации более прав. В конце концов, любое исследование использует в какой-то степени субъективную методику, и для получения относительно ясной картины нужны дополнительные результаты, увы, пока недоступные.
Но давайте вновь обратимся к нашей основной теме, поскольку еще ничего не было сказано о замыкающей "большую тройку" Microsoft. Ее успех на фоне других поставщиков наблюдатели во многом связывают с удачной ценовой политикой, оказавшейся особенно эффективной в условиях экономического спада.
"Microsoft укрепляет свои позиции благодаря тому, что ее база данных SQL Server, равно как и ее операционная платформа Windows NT, имеют разумную стоимость, -- отметил эксперт Giga Information Group Лу Агоста (Lou Agosta). -- Продукты компании благодаря их удобству для пользователей приобрели большую популярность в сфере малого и среднего бизнеса".
Ну и если вернуться к общим тенденциям, то нужно упомянуть еще об одном наблюдении, сделанном специалистами Dataquest. Они указывают на постепенное вытеснение с рынка мелких разработчиков: среди них заметного увеличения продаж в 2001 г. смогли добиться только несколько фирм, предлагающих узкоспециализированные продукты, в то время как у большинства особого роста не произошло. В то же время первая тройка производителей СУБД сейчас контролирует уже свыше 80% мировых поставок.
Мировой рынок СУБД (на основании информации о продажах новых лицензий)
Компания
|
Объем
продаж, млн. долл. |
Рыночная
доля, % |
Прирост,
% |
2000
|
2001
|
2000
|
2001
|
IBM (всего) |
2938 |
3064 |
33,7 |
34,6 |
4,3 |
IBM |
2647 |
2799 |
30,3 |
31,7 |
5,7 |
Informix |
290 |
264 |
3,3 |
3 |
--9,4 |
Oracle |
2974 |
2829 |
34,1 |
32 |
--4,9 |
Microsoft |
1224 |
1443 |
14 |
16,3 |
17,8 |
Sybase |
279 |
234 |
3,2 |
2,6 |
--16,1 |
Остальные |
1309 |
1273 |
15 |
14,4 |
--2,8 |
Всего |
8725 |
8843 |
100 |
100 |
1,4 |
Источник: Dataquest
Як RPA-платформа допомогла SkyUр автоматизувати оплату рахунків