Продолжая публикацию архивных материалов, предлагаем вашему вниманию статью из №5 (323) «Компьютерного Обозрения» от 17 февраля 2002 г. Каким был рынок ноутбуков в Украине 20 лет назад?
По оценкам экспертов, в 2001 г. в Украине было реализовано порядка 10 тыс. портативных ПК на сумму 17 млн. долл. Если соотнести эти данные с цифрами двухгодичной давности (itc.ua/ 794), то местный рынок ноутбуков вырос за указанный период, по меньшей мере, вдвое. Скорее всего, его емкость в 2002 г. перевалит через отметку 15 тыс. устройств и 25 млн. долл.
Продавцы
Прошедший год для местных поставщиков портативных ПК оказался на редкость результативным. Проведенный нами опрос ведущих игроков показал, что рост их продаж составил от 20 до 30% и от 2002 г. они ожидают двукратного увеличения темпов. И это при том, что количество поставщиков также растет: сегодня компании, реализующих не менее 50 ноутбуков в месяц, уже явно более десяти.
Этот рынок привлекает не только брэндов - обращают на него внимание и локальные производители ПК. В прошлом году их ряды («Квазар-Микро») пополнила «Версия», в этом к выпуску ноутбуков фактически уже приступила «МКС» (см. раздел новостей), есть планы у K-Trade, рассматривает такую возможность «АМИ». Кстати, как объясняют в «МКС», предпосылками для начала изготовления портативных ПК стали растущий объем продаж данного вида техники и наличие хорошо организованного сборочного производства стационарных систем. За 2001 г. сбыт портативных компьютеров в розничной и дилерской сети «МКС», а также среди корпоративных клиентов увеличился на 30%.
Рост спроса на лэптопы в прошлом году в первую очередь связан со снижением цен на устройства - как за счет удешевления компонентов (например, ЖК-матриц, памяти), так и вследствие уменьшения маржи продавцами. По мнению Игоря Фурманюка, менеджера компании DataLux, уменьшение рентабельности вызвано главным образом переходом ноутбуков в разряд дистрибьюторских товаров. Крупные украинские дистрибьюторы стали больше внимания уделять данной группе продукции, в результате увеличилось количество предложений brandname-систем со склада в Киеве. Все это отразилось на росте конкуренции и, как следствие, - на рентабельности продавцов.
По оценкам компаний «ДКТ», «Юнитрейд» и «Компьютерные коммуникации», снижение рентабельности достигло к концу года 8-10%, по данным «Квазар-Микро» - 20%.
Тем не менее ноутбуки продолжают оставаться для продавцов одним из наиболее прибыльных товаров: маржа при их реализации, как правило, изменяется в пределах 25-
40% в зависимости от модели (на дорогих устройствах класса hi-end она выше). Правда, и затраты на поддержание склада, и сервисное обслуживание портативной техники несоизмеримы с расходами на организацию сбыта стационарных ПК.
Структура спроса
Классы систем
Больше всего в Украине продается ноутбуков, естественно, начального уровня. Обычно это системы стоимостью не выше $1500. Их доля в продажах компаний составляет от 30% («Банкомсвязь», «ДКТ») до 50% (DataLux) и 55% («Версия», «Юнитрейд»). К классу low-end многие продавцы часто относят устаревшие компьютеры, а также бывшие в употреблении. Вероятно, в 2002 г. с появлением на рынке новых ноутбуков стоимостью около $1000 доля бюджетных систем еще несколько возрастет.
Лэптопы высокого уровня (дороже $2000-2500) занимают сегодня по популярности второе место, причем спрос на них в 2001 г. существенно вырос. Так, в фирмах DataLux и «Компьютерные коммуникации» на них приходится 40% продаж.
Ноутбуки среднего класca (от $1500 до $2000-2500), по данным большинства продавцов, покупают реже всего (например, в DataLux им принадлежит всего 10% сбыта). Хотя бывают и исключения: половина портативных ПК, реализуемых АО «Банкомсвязь», относится к категории «средний уровень». Это объясняется тем, что почти 70% ноутбуков приобретаются корпоративными клиентами компании.
Здесь необходимо отметить, что в последнее время значительно увеличился спрос на портативные ПК, покупаемые для домашнего использования. В их качестве чаще всего выступают либо бюджетные модели, либо самые «навороченные».
Торговые марки
Как и один-два года назад, лидером по числу предложений (по данным «Hot Line») на рынке остается Toshiba. Тем не менее популярность этой марки среди реселлеров снизилась с 47-50 до 28-30%. В то же время существенно выросло количество предложений HP (с 2-3 до 15-17%) и Sony (с 3 до 15%), а популярность Compaq осталась на том же уровне (15-17%). Скорее всего, в настоящее время наиболее продаваемыми в Украине можно назвать ноутбуки именно этих четырех производителей.
Критерии выбора
По утверждению продавцов, до сих пор первый и главный вопрос большинства клиентов - это цена ноутбука. Затем обращается внимание на матрицу и процессор. Объем памяти и емкость винчестера имеют уже второстепенное значение, поскольку эти параметры в ноутбуках можно изменить, да и цены на данные комплектующие за последний год существенно снизились.
Особое внимание в 2001 г. клиенты стали уделять типу привода компакт-дисков (довольно часто отдают предпочтение DVD). Как отмечает директор по продажам фирмы «ДКТ» Геннадий Бух, многих покупателей интересует наличие привода CD-RW и высококлассной видеокарты (например, GeForce MX 2GO). Кроме того, стандартным требованием является встроенный факс-модем и в большинстве случаев - сетевая карта. Учитывая возрастающие требования к мобильности систем, в настоящее время наблюдается устойчивый спрос на модели массой до 2 кг.
Локальное производство
Во всем мире широко используется практика так называемых ОЕМ-соглашений (Original Equipment Manufacturer), когда один производитель выпускает под своей торговой маркой продукцию, состоящую из компонентов (блоков, модулей, деталей) одной или нескольких сторонних фирм. Так, все ведущие брэнды (Apple, Compaq, Dell, IBM, HP, Sony, Toshiba и др.) размещают заказы на свои ноутбуки на фабриках тайваньских производителей (Arima, Inventec, Quanta, Compal, Clevo, Mitac и др.). Причем доступ к barebone-системам для лэптопов сегодня может получить практически любой локальный сборщик и, если это входит в его планы и есть свободные средства, начать выпуск портативных ПК под собственной торговой маркой. Однако это вовсе не означает, что компания сможет: а) построить эффективную сеть сбыта и поддержки своей продукции; б) вести этот бизнес с рента-бельностью, обеспечивающей его дальнейшее существование и развитие.
Сама по себе процедура сборки (или производства, кому как нравится) ноутбуков принципиально ничем от сборки ПК не отличает-ся. Здесь существуют те же этапы: доставка компонентов к рабочему месту инженера, установка комплектующих в корпус компьютера, инсталляция и настройка ПО, тестирование, упаковка.
Отличия в другом. Во-первых, как отмечают в «Квазар-Микро» и НПФ «Версия», в процессе выбора поставщика базовых комплектов для сборки ноутбуков возникает на порядок больше проблем с совместимостью компонентов и программного обеспечения.
Во-вторых, формирование и поддержание склада barebone-систем и ноутбучных комплектующих (жестких дисков, модулей памяти, приводов и пр.) требует гораздо больших финансовых затрат.
В-третьих, сервисное обслуживание ноутбуков, а также в целом поддержка их пользователей намного сложнее и затратнее. Здесь, например, необходимо учитывать тот факт, что отправка бракованного изделия обратно производителю в наших условиях практически невозможна. Значит, проблемы с качеством комплектующих тут же
оборачиваются прямыми убытками сборщика.
Наконец, конкуренция со стороны А-брэндов на рынке ноутбуков гораздо более ощутима, чем на рынке ПК. Следовательно, это приходится компенсировать маркетинговыми мероприятиями.
В целом, от 30 до 50% стоимости ноутбука приходится не на hardware и ПО, а на то, что в бизнесе принято называть Value Added («добавленная стоимость»), которая и создается локальным сборщиком.
В «Квазар-Микро» сборка ноутбуков осуществляется силами тех же инженеров, которые заняты на производстве ПК и серверов. Заказ, поступивший по корпоративной системе компании из любого филиала, тут же отдается в работу свободному инженеру. Такой принцип (универсальность специалистов и рабочих мест), по словам заведующего производством Виталия Панченко, позволяет более эффективно использовать ресурсы, поскольку заказы на ноутбуки (и серверы) распределены по времени в есьма неравномерно, а производство «Квазар-Микро» ориентировано
на выпуск больших объемов однотипной серийной продукции (реальные данные о своих продажах компания не приводит).
Основные характеристики, учитываемые большинством покупателей при выборе ноутбука (в порядке важности)
1. Цена.
2. Тактовая частота процессора.
3. Размер матрицы.
4. Объем оперативной памяти.
5. Емкость жесткого диска.
6. Дизайн.
7. Масса.
8. Наличие и тип привода оптических дисков.
9. Время автономной работы.
Сервисным обслуживанием ноутбуков Senator занимается совершенно другое подразделение, причем организация сервиса, как подчеркивают представители компании, оказалась наиболее сложной составляющей производства портативной техники.
Подход «Версии» несколько иной. Здесь в сборке ноутбуков задействованы выделенные специалисты (пока трое), на которых также возложены функции сервис-инженеров. Кроме того, соответствующее помещение территориально отделено от общего производственного цеха.
Руководство «Версии» считает, что такая организация более оправдана, особенно на начальном этапе выпуска ноутбуков. А поскольку компания является относительно молодым игроком на местном рынке портативных ПК, то ее текущая стратегия полностью соответствует задаче закрепиться в этом-сегменте и завоевать репутацию надежного поставщика. Этим, в частности, объясняются и гибкая ценовая политика, и широкий модельный ряд (восемь моделей), и ставка на продвижение продукции через дилерскую сеть (60% систем распространяется через партнеров, 25% - прямые продажи постоянным клиентам, 15% - розница). Как уже сообщалось ранее (itc.ua/ 8766), за семь месяцев 2001 г. «Версия» реализовала 370 своих ноутбуков, а в 2002 г. планирует выпустить не менее 1200 шт.
Про DCIM у забезпеченні успішної роботи ІТ-директора