`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Игорь Шаститко

Счастливое легко”облачное” будущее…

+13
голоса

Рецепт счастья для программеров будущего очень прост – допустим, есть пару облаков, которые что-то делают “вообще”, что-то очень нужное, но само по себе – не очень вроде и востребованное. Но вот если чуть-чуть поднапрячься, и через API сервисов одного облака встроить в него функции другого облака – ого-го что может получиться.

Так, например, пусть у нас есть некоторое количество народа, общающееся между собой… Но ведь странно, народу иногда надо делиться файлами – это просто, разработчики быстро “сварганят” что-то типа “файлопомойки” и пользователи этого сервиса будут счастливы…

А если пользователям надо обмениваться более форматированной информацией, и при этом нe факт, что у каждого конечного пользователя есть на его “браузерном” месте просмотрщик/редактор такой информации – тогда разработчики такого сервиса не будет поспевать за потребностями пользователей в просмотре, а самое главное – в редактировании. Они, разработчики, просто “замучаются” выполнять шквал пожеланий пользователей типа “А у меня на одном компьютере стоит просмотрщик А, а на другом компьютере – редактор Б, и вы знаете? – когда я редактирую и просматриваю это все в редакторе Б – все ок, а вот просмотрщик А, нет, он не ваш, но тоже совместим с вашим форматом, – не может он нормально посмотреть таблички… рвет он их, как Тузик – грелку, на британский флаг…”.

И тут, о счастье разработчикам, рядышком, высоко в облачном небе парит такое себе облачко с надписью “Обработка форматированной информации, 3 штуки – тексты, таблицы, слайды – почти даром, с простым API”… И вот, 30 минут работы на заманивание облачка поближе к своему сервису – и опять счастливые пользователи работают с форматированной информацией и вопросов о тех самых просмотрщиках не задают – потому что все “вопросы” взяли на себя ребята “с того облака”…

Так вот, а теперь серьезно – небольшое, но очень креативное подразделение Microsoft с красивым названием FUSE Labs не просто “прикрутило” облако Microsoft Office WebApp к Facebook при помощи маленького приложения Docs… Нет, эта работа показала совсем другое – что пора архитекторам систем выходить за рамки понятия “мое приложение”. Вебсервисы были началом… Облачные приложения, которые как матрешки, вложены друг в друга, нанизывая, благодаря небольшим усилиям разработчиков, все более и более обширный функционал – вот что ждет нас в ближайшем, надеюсь, достаточно счастливом будущем. В самом деле – зачем писать или покупать компоненты, все эти контролы для редактирования текста, разметки и т.п., если в облаках парит в онлайне “целый” Microsoft Office? Не легче ли подключить его к своему порталу и, как говорит мой дед - “Хиба ж мы проты колгоспу? – Хай соби люды роблять!!!” – а вы уже сделаете нужную обвязку этой работе – может, это шаблоны, а может – маршруты, а может – это будет CMS – кто знает…

Но я могу сказать одно – никто не будет задумываться над тем, что, где и как “подточать и разогнать” – Microsoft объявляет о том, что все нововведения, улучшения, исправления в облаках Microsoft будут проходить автоматически, с регулярностью в 3 месяца – вот такая вот постоянно молодая, эволюционирующая система будет в распоряжении архитекторов – останется только прочитать роадмэп нужных функций – и полдня работы для кодеров ;)

Сейчас многие спросят - “Игорь, а тебе-то что? Ты же администратор до мозга костей!!! Какое тебе дело до девелоперов с их Ажурами и прочими ЕС2?”… Честно – устал, устал корячить безопасность систем, устал придумывать какие-то ухищрения, чтобы написаные “на коленках”, без оглядки на те или иные механизмы, “проекты” работали, устал слышать от таких же замученных админов фразы типа “а мы уже 3 года хотим, но не можем поменять инфраструктуру и платформу, нас тянет назад какой-то там ТИВЗ ТСЕБ, написанный кое как в каком-то там “далекомахровом” году на чем-то непонятном”…

А еще – это перспективы доверия пользователей к облакам – как только облачные сервисы типа SaaS и PaaS станут популярны и будут приниматься безогорочно ИТ-руководителями и ИТ-специалистами – следующий шаг просто впечатляет – ИТ тоже уйдет в облако (это то, которое IaaS), и в котором будут жить понятные любому админу сервисы типа каталога AD, обновлений клиентов WSUS, установки ПО и инвентаризации типа Configuration Manager (и которое сейчас, в бета версии, гордо называется Microsoft Intune, а пока его фрагмент доступен в виде AIS в Microsoft Desktop Optimization Pack) и т.п.

Действительно, проблема доверия к облакам – это первый и самый серьезный стопор в продвижении облачных технологий. На днях был на крупной конференции, где в ходе разговора собеседник поднял вопрос “А вот мне кажется, что мои админы читают мою почту прямо на Exchange… Что посоветует сам Microsoft в этом случае?” – ответ как-то напросился сам собой “А попробуйте перенести ваши почтовые ящики на Exchange Online”. И самое интересное, что после еще пары минут обсуждения функций того самого Exchange Online и процесса перехода – вопрос о доверии облакам вообще и к облаку SaaS Microsoft Exchange уже не стоял в принципе (действительно, доверие к мировому лидеру куда больше, чем к собственным админам). Будем надеяться, что процесс пойдет вместе с такими небольшими, в глобальном ИТ, приложениями, как Docs.

А надо ли они, все эти облачные ИТ-инфраструктуры? – опять же, спросят меня знакомые и коллеги. Как показывает опыт последних 5 лет работы в области построения ИТ-инфраструктур компаний – действительно нужны, поскольку у админов и их “архтекторов” часто просто не хватает опыта и знаний развернуть простую базовую инфраструктуру – они даже не представляют себе задачи системного администрирования в организации в 100, 200, 500 ПК, и вся работа админа сводится к “бесконечной беготне по коридорам” в попытках “заткнуть” очередную проблему на одном клиентском месте “вручную”. И эта беготня отбирает у админа драгоценное жизненное время на то, чтобы сесть и подумать, поучиться – “может, все что я делаю “руками” давно уже автоматизировали и можно сделать с куда более меньшими потерями, затратив время только на развертывание сервисов?”. Но такой паузы как раз и не хватает админам из-за рутины и текучки… Не верите? Загляните сюда, где идет обсуждение тем для будущих мероприяти TechDays в Украине – народ, в нашем просвещенном XXI веке, до сих пор просит рассказать о том, как развертывать ту же AD или WSUS, другие базовые сервисы.

Так чем тогда плохи аналогичные, уже работающие, ИТ сервисы в IaaS? Только каналы ведрами подноси… Или строй свои облака ;)

Компьютеров не будет, а с ними уйдет и подребность в админах? – еще один аргумент – Будут только тоненькие планшетики с браузером непонятной конфигурации… Вот тут вы уж точно ошибаетесь (на моей памяти персоналки хоронили уже 3 раза точно :) – терминалы, вебклиенты, снова терминалы). В любой облачной технологии есть узкие места – канал ввода-вывода и отрисовка на клиенте. С каналами все ясно – задержка в реакции интерфейса в 2 секунды – это годы потерянного времени продуктивной работы пользователя. В топку такие облачные технологии – жирный клиент, который только хранит или обсчитывает данные на немерянных вычислительных мощностях облака, а потом все это красиво отобразит клиенту – это все же будущее, каким бы утопически-безкомпьютерным его не рисовали нам фантасты. Даже коммуникаторы уже добрались к 1ГГц и 1ГБ – чем не компьютер. И ОС там нет? И дырок в ней? И ее не надо обслуживать? Щаз… Обслуживать придется таки все, что используется в бизнесе – IBM начинала именно с обслуживания арифмометров, кассовых аппаратов – даже механических. И неплохо начинала, раз до сих пор жива… А сколько надо вложиться в обслуживания современных арифмометров – а-ля коммуникаторов? Кто там развернул себе терминальные клиенты? Уже попались на дешевом железе и невозможности его проапгрейдить на новую прошивку бесплатно – за централизованные тулы управления берут даже больше, чем за такие же для компов? А эта фича – мы поддерживает потокол RDP 7.0 только в новых моделях, и надо либо жить с терминальными серверами 5летней давности, или покупать новые терминальные клиенты… Бывает… ;) А вот с универсальным компом такого бы не было. ;) Как там в песне - “Ой не надо ПК хоронить, а у них есть еще здесь дела” – благодаря универсальности концепции того самого ПК ;)

Так что ждем-с – сначала облаков для продуктивности конечных пользователей в группах, отделах, департаментах, предприятиях, работающих с документами. А уже потом – и к ИТ-подразделениям “облачка-то” подберуться, пока осталось время – смотрим в сторону Microsoft Intune :)

Да, так при чем здесь Docs? А он просто одна из многих отправных точек, точек бифуркации, после которых возврат к безоблачному ИТ уже будет невозможен. А вы представьте себя на месте пользователя, что вы потом скажите своему админу, если не сможете отредактировать свой рабочий документ онлайн откуда угодно, что вы при этом успешно делаете в Facebook? И не только редактируете, но и очень просто публикуете, оповещаете, предоставляете доступ друзьям и вместе обсуждаете… Правильно, админ узнает о себе много нового и задумается над тем, как бы взять то же облачко WebApp и притянуть к своему внутреннему порталу в документами… Или, может, поднять свое облако (то, которое приватное, потому как документы очень секретные), или, наоборот – не легче ли не морочить себе голову с созданием динамического датацентра – и все передать в большое облако, где есть и почта, и портал, и офисные приложения. Такое вот будущее, с массой вариантов выбора, уже не за горами, а Microsoft FUSE Labs Docs для Facebook – достаточно яркий представитель одного из лучших вариантов такого будущего.

И, напоследок, собственно, пару минут вебкаста о том, о чем я только что написал – Docs… Ээээ как меня зацепило-то… Нет, все же отличный это расклад получается в облаках.

Смотри, что такое публичные офисные приложения, построенные на платформе Microsoft Office WebApp. Как выглядит, как работает, что может бета Docs.

На прощание – встретимся в облаках – все там будем ;) А полную версию вебкаста смотрите на www.techdays.in.ua – продолжение следует очень скоро, не далее как 12 мая 2010г.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+13
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Игорь, в это можно было бы поверить, если бы жизненный опыт не показывал обратное. Пример: порядка 2/3 всех софтовых проблем в наших мобильных компьютерах связаны с глюками и архитектурными "особенностями" Windows Mobile. Конечного пользователя не устраивает ответ "Это не наша проблема - это проблема ОС", да и нас не очень, т.к. мы ему железку продали и мы несем ответственность.
Моя цель - не поругать WM, лично у меня с ней проблем немного. Мой тезис - нужно очень сильно доверять "ребятам с того облака", чтобы вот так аутсорсить функциональность своего приложения. И если в один прекрасный день эти "ребята" что-то налажают в ПО или инфраструктуре (сервис ляжет), или захотят [больше] денег за суппорт, или решат закрыться, или продадутся конкуренту, или перестанут поддерживать форматы, кроме своих собственных, или выкинут ещё какую глупость - что делать мне и моим пользователям? Поэтому лучший вариант - когда это твои собственные "ребята". И чем "собственнее" - тем лучше. Пример того, как разошлись дорожки CE и WM, показывает, что "соседям" даже в рамках одной компании договориться удается далеко не всегда.

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT