`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Первая официальная публичная сборка Windows 11 + обещанные новшества

Итак, в рамках программы Windows 11 Insider Preview стала доступна _первая официальная_ публичная сборка Windows 11 за номером 22000.51 – и, конечно же, я тут же обновил две своих тестовые машинки на эту сборку. Причем провел сразу два теста.

Первая машина – это физический ноут с Windows 10 Insider Preview, которая фигурировала в моем предыдущем видео про конвертацию «обычного» BIOS загрузчика в UEFI Secure Boot – https://youtu.be/F-kmvcglLOI – и переход с Windows 10 на Windows 11 Insider Preview прошел без проблем, хотя эта тестовая машинка довольно таки «загажена» всякими экспериментами и много чего на нее навешано – типа виртуализации, бета WSL2g, «песочницы» (кто не видел такую фичу в Windows 10 – рекомендую посмотреть – https://youtu.be/0XNo35PGdNY) и разных сторонних приложений, тех же X-сов и прочего. И все после такого апгрейда – прекрасно работает, что лишний раз подтверждает слова о том, что 11ка – это всего лишь 10ка с перелицованным интерфейсом.

Вторая машина – это виртуалка с установленной в ней «левой сборкой» Windows 11 21996, которая гуляла по Сети еще до анонса и которую можно посмотреть на видео https://youtu.be/mbLfpI5S4TQ – в первом моем обзоре Windows 11. Идея в том, что я включил в ней тоже режим Insider Preview и она также вполне успешно проапгрейдилась на следующий билд 22000 – что очень даже хорошо, и все, кто установил сборку 21996 – смогут также включить себе режим Insider Preview и получить свежую Windows 11 уже сейчас.

Главный вопрос тут – а нужно ли?! Я про это уже писал и говорил – Windows 11 – это, фактически, Windows 10 c обновленным интерфейсом. Местами – красивым, местами – не очень, где-то – с удобными нововведениями, а где-то – с весьма сомнительными.

***

Windows 11 – вышел первый официальный билд Insider Preview 22000.51 – только изменения интерфейса

Новая сборка Windows 11 отличается от уже показанной ранее пиратской сборки – https://youtu.be/mbLfpI5S4TQ – только переделанными эксплорером (который проводник/ менеджер файлов) и менюшками Настроек (Settings). И если с настройками в принципе все нормально, сделали красивее, перенесли разделы, добавили некоторую функциональность типа истории заряда батареи (не может быть, после минимум 20 лет активного использования на ноутах!), убрали вообще раздел безопасности – наверное, будет свой Security Center – но в принципе, все изменения к лучшему, то вот с Проводником – просто ужас. Так надругаться над уже ставшей привычной утилитой – это еще надо было придумать. Реально – красивые иконки при ухудшенном интерфейсе. Дизайнеров, а их там наверняка целая толпа, я бы сразу уволил за такое. Что с Проводником не так – да все не так, если смотреть с точки зрения улучшения процессов пользователей – про мой личный пример я рассказываю в видео.

Кроме того, Microsoft опубликовал новые комбинации клавиш, в том числе и для управления размещением окон – теперь это Win+Z – но зачем мне эта всплывающая менюшка с выбором схем размещения там же в углу – что мне мешает доехать мышкой, если и так придется? Почему нельзя показать такое меню «на месте», сразу рядом с мышкой, чтобы мне потом не елозить ею в угол? Где логика? Да, и это тоже вопрос к «дизайнерам» нового продвинутого интерфейса.

Кстати, интерфейс еще и получил кучу ограничений того же taskbar’а – теперь он зафиксирован только внизу! и потерял массу полезных опций в контекстном меню – теперь оно доступно только по правому клику на иконку Пуск. В общем – сплошное разочарование интерфейсом.

Чего еще нет в Windows 11 из обещанного на презентации 24 июня – https://youtu.be/MG3zscrFvpE – это возможности запуска Android приложений и самого магазина для таких приложений от Amazon. Обещают доточить и добавить в следующих сборках. В любом случае, WSLg – запуск Linux приложений с графикой абсолютно нормально работает и сейчас в Win10 – https://youtu.be/7Yz3fPuQH6k – и уже проверил в Win11 – https://youtu.be/mbLfpI5S4TQ – потому не думаю, что будут какие-то накладки и с Android.

Ах да – еще заработала, после 22х лет обещаний (я про книгу «Бизнес со скоростью мысли», где Билли говорил о том, что в скором времени компьютеры получат речевой ввод) – наконец-то в Windows 11 можно надиктовывать текст по-русски и она довольно прилично его распознает. Правда, осталось разобраться с командными фразами – их списка так найти и не смог. Официальная документация отрицает возможность русскоязычного ввода.

В принципе – это и все из хорошего, что появилось в Windows 11 – и это печально… Конечно, буду дальше продолжать использовать Win11 – тем более что у меня ноут специально под Insider Preview выделен и от нее я никуда не денусь. Но, я думаю, каких-то специальных обзоров до появления модуля запуска Android про Win11 уже не будет…

***

Windows 11: официальная презентация – реальность vs ожидания – «новая» ОС не так уж и «напакована»?

24 июня Microsoft провел официальную презентацию «новых возможностей» новой ОС Windows 11, которая, как было сказано – «определит будущее операционных систем для ПК на следующее десятилетие»… И если смотреть на презентацию – то это будущее не совсем уж радостное и уж точно куда ниже планки ожиданий к современной настольной ОС.

Да-да, возможно вы увидите на других ресурсах хвалебные отзывы о новой Windows 11 в стиле – «вау, какие окошки, вау, какая бирюличка» – но в реальности, это всего лишь перелицовка экрана, а вот насколько новая ОС Windows 11 способна удовлетворить потребности современного пользователя – это, на мой взгляд, большой вопрос… Потому – давайте по порядку – чего же такого показал Microsoft в своей презентации, что действительно будет удовлетворять потребностям пользователей в течение следующей декады и, что само главное – что не показал Microsoft и куда было бы логично развивать решения для настольных ОС, учитывая развитие гаджетов и «облаков»:

Из показанного:

Перелицовка интерфейса – красиво и, как по мне – совершенно вторично в отношении того, чтобы говорить о том, что это «новая уникальная ОС будущего».

Из изменений в интерфейсе стоит отметить действительно удобные вещи типа управления расположением окон, новые настраиваемые независимо рабочие столы с запоминанием «своих» приложений, фишка «умного» разворота содержимого окон при повороте экрана планшета и наиболее интересная фича, которую можно было бы сделать уже давно и для этого не требовалось «создавать» «новую ОС» – это запоминание состояния окон на разных мониторах и при отключении/ подключении монитора – рабочий стол теперь не превращается в набор непонятно где находящихся окошек, а все «становится, как было». И ВСЕ! Это и все «улучшения» именно функциональности оконного интерфейса в Windows 11.

Другие функциональные изменения в Windows 11, показанные в презентации, тоже можно пересчитать на пальцах:

Виджеты – которые планируются, как интерфейсы для сторонних сетевых/ облачных сервисов и приложений/ сайтов. Microsoft считает, что это поможет многим локальным бизнесам, новостям, сообществам лучше взаимодействовать со своими пользователями. Распространяться будут через магазин, что говорит о будущей модерации контента – т.е. если вы создадите «антипрививочный» портал или портал против «псевдопандемии» и захотите таким образом распространять ленту новостей для своих подписчиков – вас просто удалят из магазина.

Auto HDR – очень классная штука, если говорить о том, что это аналог XBox Series X – действительно, игры выглядят куда лучше и применяется к любым играм, даже если игра изначально не разрабатывалась с HDR. Остается только вопрос насчет «железа» – какие требования будут к видеокарте и монитору и насколько это будет влиять на общий fps игр.

Приложения Android – это было, в принципе, ожидаемо после WSL2g – запуск графических приложений Linux под Windows 10, что не мешает запустить и ядро Android с соответствующими приложениями. Да и подобные работы Microsoft вела еще в ходе разработки Windows 10 Mobile.

А теперь поговорим о том, что ОБЯЗАНА уметь ОС нового поколения, чтобы соответствовать «требованиям новой декады»:

Запуск приложений на одном ПК с отображением окна на другом. Все компоненты для этого есть и в Windows 10 – фактически, так работает WSL2g – сценарий прост – у вас дома стоит мощный лэптоп, но вы не хотите «таскать» его из комнаты в комнату и хотите с большим комфортом поработать с теми же данными или приложениями с планшета, сидя на диване – вы видите доступные приложения «там» и запускаете то, которое вам нужно – или просто продолжаете работать с уже запущенным на ПК. Масса других приложений – типа того же Steam и любая Unix-система такое умеет уже 35 лет, а вот современный Windows не будет уметь и в 202х годах.

Миграция приложений – похожий с описанным выше сценарий – только уже запущенные приложения переносятся в текущем состоянии между работающими ПК, как это сделано для тех же виртуальных машин. Сценарий прост – вы работаете с приложение на своем ПК в офисе и уходя домой – «мигрируете» запущенные приложения «как есть» на лэптоп или планшет и продолжаете работать в дороге или мигрируете далее на домашний ПК.

Windows 11 on ARM для Raspberry Pi – вообще ничего не сказано насчет поддержки ARM платформ и энтузиастов на Raspberry Pi, хотя много бла-бла-бла про поддержку креативных людей и сообществ – но главные сообщества, которые делают платформу популярной на следующие 10 лет – молодых ИТ-энтузиастов – Microsoft старательно проигнорировала. А ведь им ничего не стоило создать официальную ARM сборку Windows 11 для Raspberry Pi 4 в формате поддержки, например, Insider Preview – кастомные сборки Windows 10 on ARM для Raspberry Pi ходят по интернету в больших количествах и вполне себе работают. Такая вот поддержка увлеченных людей – только на словах.

Первая официальная публичная сборка Windows 11 + обещанные новшества

Windows 11. Как установить в виртуальную машину

Кто еще не знает – за неделю до обещанного анонса в сеть утекла новая сборка Windows 11 build 21996, установив которую, вы можете полюбоваться теми изменениями в пользовательском интерфейсе, которые получит Windows 11 в отличие от Windows 10.

Как показало чтение форумов – вопрос именно в установке этой Windows 11 «на потестить» в виртуальные машины – многие пишут, что в VirtualBox и прочих Windows 11 не запускается – и это действительно правда.

Поскольку для старта Windows 11 требует наличия Secure Boot (UEFI BIOS) и модуля Trusted Platform Module (TPM) – данные опции должны поддерживаться для виртуальных машин самим гипервизором (Microsoft Hyper-V, встроенный в Windows 10 Pro и Windows Server, поддерживает Secure Boot и TPM для виртуалок) и включены для данной конкретной виртуальной машины – и тогда у вас все будет хорошо с Windows 11 в виртуальной машине – работает на ура и даже стоит сказать, что данная сборка Windows 11 не прожорливая в отношении к ресурсам. То, что вы видите на видео – работает на очень стареньком ноутбуке Lenovo w530 с ЦПУ Intel i7 3-го поколения в виртуалке с 8 ГБ ОЗУ и четырьмя виртуальными ядрами – и абсолютно успешно работает, даже WSL2g запускает без проблем.

Итак, с запуском Windows 11 разобрались – теперь перейдем к новинкам в самой ОС. Они есть – это новый дизайн оконного интерфейса и... все. На новый дизайн окошек в Windows 11 мне ни холодно, ни жарко, если это не меняет функциональность самой ОС и те возможности, которые я могу использовать для работы. А новый дизайн и его эффекты никаким образом не влияет на эффективность работы и те задачи, которые может выполнять новая ОС. Пока – кроме функции расположения окон при изменении размера – ничего, повышающего эффективность работы с новой ОС – в Windows 11 нет. Пока это обычная «десятка» с новой внешностью. Даже решение с центральным расположением кнопки Пуск – спорное – с одной стороны место более удобное, с другой же – кнопка постоянно «дрейфует» по экрану, в зависимости от кол-ва запущенных приложений – а у меня таскбар Windows 10 всегда заполен полностью даже в 4К – т.е. кнопка все равно будет слева :-)

Так что ждем анонсов Microsoft 24 июня – надеюсь, там покажут еще что-то стОящее в Windows 11, кроме новых визуальных эффектов поверх Windows 10. Под «стОящим» я понимаю вещи вроде запуска графических приложений того же Android, как это сейчас работает в WSL2g для Linux приложений – см. Windows 10 c ядром Linux (WSL2) «научилась» запускать графические GUI приложения Linux – демо WSLg – https://youtu.be/7Yz3fPuQH6k – или режимы прозрачного запуска приложений на соединенных ПК – приложения одного ПК появляются у меня в виде иконок на втором ПК и запускаются, как обычные окна (исполняясь при этом на первом ПК), а не в режиме удаленного рабочего стола. И, хотелось бы увидеть анонс «облачной Windows» с готовым HDMI-стиком для телевизоров, который запускает ваш экземпляр Windows в Azure и показывает только интерфейс на ТВ/мониторе, к которому подключен. Без всех этих заморочек с отдельным экземпляром ОС на самом стике и обслуживанием – просто включил стик и – получил «поток» рабочего стока из Azure – и не обязательно это должна быть одна облачная вируталка – это могут быть разные сервисы, которые «собираются вместе» в виде видимого пользователю рабочего стола.

В общем – Windows 11 build 21996 ничего не говорит о конкретных планах Microsoft относительно функциональности новой ОС – потому ждем-таки официальных анонсов 24 июня.

Как установить в виртуальную машину Windows 11 build 21996

Windows 10 c ядром Linux (WSL2) "научилась" запускать графические GUI приложения Linux–демо

Про сам Windows Subsystem for Linux 2 и его возможности по «родному» запуску приложений Linux прямо из Windows 10 я уже рассказывал здесь — https://youtu.be/cUM4UVum_Ck — и здесь — https://youtu.be/P88GPegg7×0 — но предыдущие сборки Windows Subsystem for Linux v2 работали по умолчанию только с консольными версиями Linux приложений и чтобы запустить графические GUI приложения от Linux — требовалось существенно пошаманить, иногда — без гарантии ожидаемого результата работы графики. Для шаманства, чтобы заставить работать WSL2 с графикой, использовались различные X-серверы для Windows типа Xming, но заработало оно кривовато.

И вот — в новой сборке Windows 10 Insider Preview 21364 появилась новая версия ядра WSL, которое теперь работает с графическими приложениями из коробки и не требует специальных плясок с бубнами — WSLg. Т.е. теперь практически любое GUI приложение Linux будет работать «в графике» в WSL2 сразу из коробки и рядом с «окошками Windows 10» c их традиционным оформлением вы будете видеть и окна в стиле X запущенных линуксовских приложение. Кстати, работает это все очень просто в ядре системы — специальный драйвер в WSLg выдает RDP Windows за X-сервер для запускаемых графических Linux приложений. Т.е. фактически — каждое окно Linux-приложения — это всего лишь сессия RDP к ядру самого хоста, в которую отправляет картинку WSLg. Решение простое и эффективное для базовых GUI приложений, Microsoft эффективно использует его уже много лет для публикации не всего рабочего стола, а отдельных приложений на RDS серверах и теперь еще и на Azure WVD, но есть одно НО... И это НО — производительность работы RDP сессии при активно меняющейся картинке, например, видео или игр. В принципе — оно терпимо, но особо видео не посмотришь и в игры с высокими FPS на таком Linux не поиграешь. Хотя Quake я таки запустил для демонстрации.

И о демонстрации в данном видео и «на попробовать самому» — как я уже говорил, особых действий после установки новой сборки Windows 10 Insider Preview 21364 (или новее) не требуется. Если WSL2 уже установлен — требуется обновить его ядро, если WSL2 еще не установлен — установить само ядро Linux WSL2 в Windows 10 и установить какую-то из сборок Linux с поддержкой WSL2. Как это делается — описано в документации — https://github.com/microsoft/wslg#welcome-to-wslg — буквально одна команда — или wsl —update , или wsl —install -d Ubintu (или другой дистрибутив из списка на выбор wls —list —online). Кстати, где-то в траблешутинге встречал упоминания о том, что пока нормально работают с графикой сборки только Ubuntu 18/20 (и просто Ubuntu — это ссылка на последнюю стабильную версию) — так что установить Ubuntu для теста WSLg рекомендуется. А дальше — следуем рекомендациям в той же доке https://github.com/microsoft/wslg#install-and-run-gui-apps — и устанавливаем различные тестовые GUI приложения Linux, типа gedit, chrome, edge и прочих. Кстати, я поступил по другому — я просто из примера сделал шеловский скриптик и запустил его. Кроме того, чтобы было более интересно — я также установил Quake (.pak файлы взял скопировал в WSL через nautilus из оригинального Quake, который есть у меня в Steam), различные офисные пакеты типа WPS и LibreOffice, Kodi для Linux и, конечно же, сам агент Steam.

Результаты тестов вы можете видеть в самом видео — все работает без каких-либо проблем, достаточно шустро, особенно, если учитывать, что для записи я подключался к ноуту, на котором у меня стоит Windows 10 Insider Preview, через RDP, а, как я уже говорил выше, WSLg само по себе тоже RDP сессия — так что о том, что бывает с графикой, когда запускаешь видео в RDP, которое уже в RDP — думаю, вы знаете не по наслышке. НО, не смотря на то, что в Steam у меня нет приложений для Linux — очень порадовал режим стриминга игр на Linux агента Steam в WSLg (причем, с того же компа, на котором я вел запись) — удивительно хорошо шла картинка и никаких неудобств в игре я не чувствовал. Конечно, практического применения такая работа Steam не имеет, но как демонстрация возможностей WSLg — очень даже.

Хочу также обратить внимание, что все запущенные Linux GUI-приложения отображаются не только как сессии RDP, но и появляются в виде значков в строке задач Windows 10:

Windows 10 c ядром Linux (WSL2)

Кроме того, все установленные в WPS сборки Linux приложения автоматически добавляются в виде иконок/ссылок в меню Старт Windows 10 — так что в реальности — не обязательно даже будет заглядывать в консоль WPS и запускать приложения оттуда — Windows 10 по клику на иконку сама запустит нужную сборку и сессию для приложения в ней. А в меню Старт установленные Linux-приложения выглядят примерно так:

Windows 10 c ядром Linux (WSL2)

Windows 10 c ядром Linux (WSL2)

и запросто находятся тем же поиском Windows 10 в панеле задач, чтобы меньше кликать и скролить:

Windows 10 c ядром Linux (WSL2)

А каковы перспективы практического применения WSLg — смотрите в видео, думаю, с таким подходом скоро и Android Apps «поедут» на Windows 10. Но, если серьезно, особых перспектив массового использования WSLg и графических приложений Linux в Windows 10 конечными пользователями не ожидается. Это, скорее, удобный инструмент для разработчиков и ИТ-специалистов, который теперь позволяет иметь на рабочем столе Windows 10 инструменты с любой платформы без всяких там виртуальных машин и делает Windows 10 вполне такой действительно универсальной платформой.

Предыдущие видео про Windows Subsystem for Linux:

  • «Microsoft выпустил Windows 10 с ядром Linux» или как работает WSL2 в новой Insider сборке — https://youtu.be/cUM4UVum_Ck

  • СофТы: тестирование производительности Linux в Windows Subsystem for Linux vs Hyper-V — https://youtu.be/P88GPegg7×0

  • Windows 10: установка и настройка хакерского Kali Linux в Windows 10, как приложения WSL — https://youtu.be/RKFSJRSnLBw

Windows 10 c ядром Linux (WSL2) "научилась" запускать графические GUI приложения Linux–демо, как WSLg запускает WSL Linux приложения типа Quake, Chrome, WPS, Steam, Kodi в Windows 10 без проблем

Закон Мерфи для кода

Техническая задача автоматического копирования BLOBов в Azure по мере поступления – которая изначально казалась довольно тривиальной и достаточно просто решалась в частном случае – при «продуктовом» исполнении только доказала Закон Мерфи о том, что «Все не так легко, как кажется» и «Всякая работа требует больше времени, чем вы думаете».

Хотя, казалось бы, чего может быть проще, чем использование Azure Logic App с тремя элементами:

  • коннектором к требуемому Azure Storage Account/ Container, который следит за появлением новых файлов в контейнере и инициирует работу требуемого процесса;
  • операции Azure Blob Storage Get Blob content, которая, получив информацию о вновь созданном файле – по его ID из предыдущей операции считывает содержимое файла;
  • операция Create Blob – которая, используя содержимое файла из результата предыдущей операции и имя/ путь файла из первой операции – создает новый файл в другом указанном Azure Storage Account.

Как говорится – «херяк, херяк – и в продакшен» – и оно вроде работает, пока не наступает день Х (или «Х… день») и в этот момент приходит прозрение.

Первая багафича такого решения всплывает практически сразу при тестировании – когда кто-то попробует записать файл не в корень контейнера, а предварительно создав там подкаталог и поместив файлы в него. В таком случае базовый коннектор Logic App для Azure Blob Storage не реагирует на новый файл/ файлы – он следит только за одним контейнером или каталогом в нем и только запись в корень данного контейнера/ каталога инициирует работу подобного Logic App. А файлы пишутся как раз сразу целыми каталогами.

НО, даже в ситуации с одним контейнеров возникает новая удивительная ситуация – одновременная загрузка десятков файлов на Azure Blob Storage (особенно из нескольких независимых источников) приводит к запуску сразу нескольких экземпляров нашей Azure Logic App, каждый из которых выполняет одновременно однотипные действия по чтению и записи файлов – и тут срабатывает еще одно ограничение – теперь уже Azure Storage Account. Включается режим Bandwidth throttling, что приводит к ошибкам чтения контента нового файла или его записи в другой Storage Account. Так всплывает вторая багофича, которая запросто «крешит» столь «быстро написанное» Logic App при активной работе.

В продолжение разговора о данной багофичи стоит сказать, что обработка ошибок исполнения и кодов возврата операция реализована в Azure Logic Apps весьма и весьма специфически – процесс контролируется двумя разными возможностями – одна из которых – это выбор исполнения следующей команды только при условии, если предыдущая была успешной/ неуспешной/ отвалилась по таймауту или была пропущена, а вторая – это команда result(), которая позволяет получить результаты выполнения группы операций, которые помещены в общую область (scope) – специально созданный в Azure Logic Apps элемент для подобной группировки операций Logic App.

И, наконец, на закуску, то, что может «выстрелить» совсем потом и очень «больно» – «обычное» приложение Azure Logic Apps оперирует с данными до 1ГБ – т.е. считать файл более 1ГБ данных из исходного файла такое приложение не в состоянии и отваливается по ошибке. Тут есть два пути – либо платить в разы больше за «изолированные» экземпляры Azure Logic Apps – в таком случае поддерживается обработка данных до 5ГБ, либо ограничивать административно размеры файлов до 1ГБ и, опять же, проверяя контент до копирования – прекращать работу с большими файлами и отправлять уведомление.

Итого, исходя из всех данных ограничений, получается, что простая задача из 3х блоков превращается в 10 раз больший код – закон Мерфи для кода будет звучать как «Любая задача требует в 10 раз больше кода, чем изначально планировалось».

Во-первых, для реакции на создание файла в любом каталоге хранилища придется создать триггер на основе Azure Event Grid и сконфигурировать сервис Event Grid и отправку в него событий из Azure Storage Account так, как описано здесь – https://docs.microsoft.com/en-us/azure/event-grid/blob-event-quickstart-portal.

В возвращаемых событием данных есть размер файла, что позволяет перехватывать файлы с размером более 1ГБ.

Реакция на Throttling реализуется в виде цикла Until с выполнением следующей операции по условию успешно/не успешно и обработкой кода ошибки, получаемой через result() – таким образом приложение в циклах будет пытаться считать/ записать файл и в случае throttling обрабатываем аварийное завершение блока чтения/ записи, после чего – через result() получаем дополнительную информацию об ошибке и в ней – время, на которое включен throttling – делаем паузу и ждем, когда Storage освободится от массового кол-ва запросов.

Закон Мерфи для кода

Raspberry Pi нервно курит в сторонке

Raspberry Pi нервно курит в сторонке

Процессорные технологии мельчают и холодеют, и теперь китайцы решили «переопределить понятие ПК», превратив «обычный настольный ПК» в совсем уже маленькую коробочку, которая способна почти на все (кроме, разве что, игр).

Ярким примером такого нового миниатюрного рабочего места стал мини ПК Chuwi LarkBox с процессором Intel Celeron J4115, 6 ГБ ОЗУ и 128 ГБ хранилища eMMC на борту, с полноразмерным HDMI портом, поддержкой разрешения 4К и возможностью установки дополнительного M.2 SSD (даже инструкция по разборке коробочки и установке SSD прилагается). И все это добро помещается в коробочке 60х60х40 мм (меньше стандартного кубика Рубика) и весом 127 г (без учета блока питания, который, в принципе – как обычная USB зарядка средних размеров).

Так что Chuwi – компания-производитель этого «чуда враждебной техники» – проделала большую работу и по «впихиванию» такого «железа» в такой корпус, и по созданию системы охлаждения, способной отвести достаточно тепла из такого малого внутреннего объема корпуса LarkBox. Кстати, я уже погонял пару тестов (видео про тестирование производительности будет обязательно, хотя особых цифр я бы не ждал, например, PCmark показал на LarkBox 1296 «попугаев») и можно сказать, что процессор LarkBox не нагревается выше 70-75 °С даже при полной нагрузке в тестах, что очень даже неплохо, а температура покоя составляет около 50 °С. Хотя, говорят, что при установке SSD (которые тоже очень даже горячие по нынешним временам) – LarkBox начинает греться куда сильнее и даже сваливается в постоянный троттлинг.

Но, вернемся к главному – месту таких мини ПК на рынке и почему Raspberry Pi нервно курит… Итак, мы имеем дело с двумя устройствами примерно равной производительности «железа» и достаточно либеральными ценами. Новая Raspberry Pi 8 ГБ, корпус с тихим кулером и к нему обвес типа подключения SSD «внутри корпуса» – обойдется вам примерно в $130, тогда как при пред-заказе на IndieGoGo данный кубик LarkBox от Chuwi шел по $149.

Если продолжить тему приобретения новой Raspberry Pi четвертого поколения с 8 ГБ на борту, то главным отсылом и была как раз идея иметь простую компактную рабочую станцию-терминал, способную выполнять основные задачи по работе с Azure – работа в VS Code, Azure PowerShell, Azure CLI, Azure Portal, Azure Storage Explorer, Azure Data Studio и прочие тулы по необходимости. Что показала работа с данными утилитами на Raspberry Pi 8 ГБ – да ничего, большая часть из них просто не работает с Raspberry, не зависимо от установленной ОС – просто никто не портировал сборки. Исключение составляет только PowerShell Core 7.x, который Microsoft сама портировала на Raspberry – все остальные утилиты или вообще отсутствуют/ не устанавливаются/ не запускаются, либо работают из рук вон плохо. Например, VS Code, портированная на Raspberry Pi энтузиастами как Code-OSS, которая глючит и в работе, и с расширениями, и производительность оставляет желать лучшего. И да, портал Azure на «местном» Chrome Raspberry Pi также работает очень-очень медленно, я бы даже сказал – мучительно медленно.

А вот то, как «бегает» и реагирует Chuwi LarkBox в интерфейсе, браузере, приложениях очень даже шустро. Я уже писал, что в PCmark 10 LarkBox показал результат 1296, что всего на 50% медленнее того же GPD Win 2 с его m3-7y30 процессором или в 2.5 раза медленнее модного игрового мини ноута GPD Win MAX. Так что в сочетании с 6 ГБ ОЗУ достаточно для выполнения LarkBox всех перечисленных выше рабочих задач. В принципе – по работе с порталом Azure вопросов вообще нет, я уже погонял и все открывается с привычно по другим ноутам – типа GPD P2 Max – скоростью. Так что, похоже, Raspberry Pi с появлением устройств типа Chuwi LarkBox потеряет массу своих поклонников-любителей дешевого «железа» для базовой работы, а вот для «китайцев» типа Chuwi наступят времена косить бабло путем замены на офисных столах «огромных NUC» на аккуратные миниатюрные коробочки – если, конечно, смогут доказать надежность и качество поддержки.

Raspberry Pi нервно курит в сторонке

Как правильно удалить папку Windows.old после обновления Windows 10

После выхода видео про принудительное обновление Windows 10 до новой версии 2004 – https://youtu.be/nt4nUapDOgU – народ начал спрашивать, а что такое папка Windows.old, почему она создается и как удалить.

Итак, папка Windows.old создается при каждом крупном (полугодичном) обновлении Windows (типа 1903, 1909, 2004), когда меняется само ядро Windows 10 и предназначена для того, чтобы в случае проблем с работоспособностью ПК или какого-то софта после обновления можно было бы «откатиться» на предыдущую версию. Как «откатиться» на предыдущую версию Windows 10 через Параметры – тоже есть в видео.

Так вот, папка в реальности занимает достаточно много места – от 20ГБ и дальше – в зависимости от «загаженности» вашей Windows – и управляется через Storage Sense. А это значит, что «ручками» удалять Windows.old не нужно, она удаляется либо через Параметры (Settings) Windows 10 – как это показано в видео – либо будет удалена автоматически через 30 дней (если включен все тот же Storage Sense и у него настройки по умолчанию).

И да, если вы после установки новой версии/сборки Windows 10 убедились в работоспособности всех нужных вам приложений и устройств и у вас проблема со свободным местом на диске С: – можете не ждать автоматического удаления папки Windows.old, а действовать по инструкции.

Кстати, кроме Storage Sense – с его возможностями по очистке всякого мусора с диска С: – есть еще всякого рода трюки, которые позволяют если и не удалить, то хотя бы перенести с диска С: на другой диск часть всякого разного мусора, который скапливается в системной папке Windows 10 в процессе работы и установки всякого разного. Про такие возможности я уже рассказывал в своем видео здесь – «Как правильно очистить место на системном диске Windows (C:) и ничего не сломать» – https://youtu.be/0c5Kkoqma9c – смотрите, надеюсь, поможет в борьбе за свободные гигабайты на С:.

Как правильно удалить папку Windows.old после обновления Windows 10

NAS своими руками

Заключительное видео про сборку, установку, настройку и тестирование сетевого хранилища (NAS) на базе комплекта из Raspberry Pi 4 и дополнительных плат – X835 board и платы управления питанием Raspberry Pi (+куллер) – X735 board.

Первую часть – собственно, сборка комплекта – смотрите здесь, а вторую часть, подробно про процесс установки на Raspberry Pi 4 надстройки Openmediavault (OMV), которая обеспечивает простоту настройки и конфигурирования сетевых служб и про дальнейшее управление системой смотрите здесь.

В третьем видео – в основном – различные тесты производительности… Честно говоря, идея подключения диска к Raspberry Pi 4 через USB интерфейс (пусть и USB 3) с использованием платы X835 меня не очень вдохновляла. Но, как показали и тесты, и эксплуатация вообще – все работает по верхней планке производительности самого диска и выдает ожидаемые 210-220 Мб/с в локальном соединении. Для сетевых подключений – наблюдается практически полная утилизация 1 Гбит/с сетевого подключения при работе с теми же iSCSI или SMB – скорость передачи в 117 МБ/с на чтение и, что самое интересно – 136 МБ/с для смешанного режима, – т.е. дуплексная передача очень даже неплохо поддерживается.

NAS своими руками 

Microsoft Surface Pro 7 в тестах на производительность

После тестирования нового Microsoft Surface Pro 7 на время автономной работы от аккумулятора в прошлом видео – пришло время протестировать общую прозводительность Surface Pro 7 в различных синтетических тестах и сравнить его производительность как с предыдущей серией Surface Pro 6, так и с другими устройствами, например, с миниультрабуком GPD P2 Max на Intel Core m3 8го поколения. Постарался не только протестировать Surface Pro 7 на уже традиционных тестах, но и добавить несколько новых тестов, позволяющих правильно оценить ту же производительность в играх. Один из таких «правильных» тестов для игр является официальный тест игры Final Fantasy XV Benchmark – так вот, не смотря на более продвинутый, чем у Surface Pro 6, процессор и графику в нем, Surface Pro 7 все равно «не догоняет» даже до минимальных требований производительности FF XV в минимальных настройках при 720p, так что играть в игры на этом планшете – ну только казуальные и старенькие, 10летней давности...

В любом случае – я Surface Pro 7 еще погоняю в разных играх, начиная, конечно же, с World of Tanks (одна из немногих игр, в которую я играю более-менее постоянно, правда – на Xbox One X) и еще чего у меня там есть в библиотеке Steam, но, судя по тому, что тот же CS уже давно никто не просит – там большого выбора игр для «явной демонстрации» у меня уже нет – у народа поменялись и раздробились интересы... Что же до общих результатов производительности, хочу сказать, что в целом – производительность Surface Pro 7 c новым 10м поколением Intel-овских процессоров вполне предсказуема и соответствует и просто сравнению производительности самих CPU – никаких существенных корреляций не замечено – процессор в среднем обгоняет на 20%-30%, графика Intel Iris Plus G4 обгоняет Intel HD Graphics 630 на 70%-100% – т.е. в 2 раза, что соответствует и двухкратному увеличению числа исполняющих модулей в самой графике – с 24 до 48.

Единственной неожиданностью стали результаты тестирования скорости работы хранилища Surface Pro 7, особенно, в сравнении с показателями Surface Pro X (который, кстати, я ругал за плохую производительность диска). Так вот, на «линейных тестах» с большим блоком данных в CrystalDiskMark 7 Surface Pro 7 уступает на 20-30% в скорости Surface Pro X, зато на тех тестах диска, которые действительно являются важными для скорости работы ОС – случайные операции с блоками 4К в очереди и поодиночке – на Surface Pro 7 выполняются в 2-3 раза быстрее, чем на Pro X. Как я уже говорил, достаточно низкая производительность диска на обоих Surface Pro 7/X связана с работой шифрования BitLocker, а, поскольку Windows 10 работает на Pro X на процессоре ARM в режиме эмуляции – то скорость выполнения большого количества мелких запросов к диску существенно страдает – не успевает работать BitLocker в режиме эмуляции. Поэтому, похоже, в Pro X «воткнули» накопитель побыстрее – чтобы хоть как-то компенсировать потери на эмуляции.

И да, конфигурация «железа» этой модели Surface Pro 7 следующая:

  • CPU: 1.1GHz Intel Core i5-1035G4 (quad-core, 6MB cache, up to 3.7GHz boost)
  • Graphics: Intel Iris Plus Graphics
  • RAM: 8GB DDR4x
  • Screen: 12.3-inch, 2,736 x 1,824 PixelSense display (Contrast ratio: 1,500:1, 100% sRGB color, 10-point multi-touch, 3:2 aspect ratio)
  • Storage: 128GB SSD.

Microsoft Surface Pro 7 в тестах на производительность

Субъективный первый взгляд на Surface Pro 7

Чтобы быть максимально субъективным в обзорах новых Microsoft Surface Pro – давайте после феерического провала (ну не везет Microsoft с процессорами ARM) Surface Pro X – поговорим о более «традиционном» варианте железа – следующем 2-in-1 планшете в знаменитой линейки Surface Pro на «нормальных» процессорах Intel – новом Surface Pro 7, который мне временно попался в руки на обзор и потестить.

Кстати, это модель Surface Pro 7 – та, которая стоит около 1000 евро уже с клавиатурой – на базе Intel Core i5-1035G4, c 8ГБ ОЗУ и 128ГБ хранилища. Так что вас, кроме данного видео, ожидают еще и тесты производительности – в синтетике и некоторых играх, времени автономной работы и общий обзор самого Surface Pro 7 после 2х недель использования. Хотя, если честно – Surface Pro 7 практически ничем (кроме порта USB Type-C) внешне не отличается от своего предшественника Surface Pro 6 – размеры и экран такие же (хотя я так и не понял, что помешало Microsoft установить в этот корпус экран от Surface Pro X – который побольше и по размеру, и по разрешению).

Традиционным основным и существенным отличием линейки Pro 7 от Pro 6 является изменение версии процессоров – Microsoft Surface Pro 7 получил 10 поколение чипов Intel с существенно обновленным модельным рядом – линейка получила модели с Intel Core i3, i5 и i7  (в отличие от Pro 6, который имел только i5/i7 в модельном ряду) и возвращенной опцией 4ГБ оперативной памяти, что позволило Microsoft удержать низкие цены на минимальную версию Surface Pro 7 i3/4GB/128GB. Хотя они условно низкие – мой куда более «прокачаный» GPD P2 Max – стоит дешевле, чем минимальный Surface Pro 7. Новая серия процессоров обещает более чем 20% прирост общей производительности при сравнении нового базового Pro 7 i5 (который у меня для тестов) с топовым Pro 6 i7 и почти 2х-кратное повышение производительности графики – поскольку интегрированная в Intel Core i5 – 1035G4  Intel Iris Plus G4 отличается от Intel HD Graphics 630 большим количеством исполняющих модулей – 48 против 24. Это дает существенное повышение – почти в два раза – производительности именно графики. При всем этом – Surface Pro 7 потерял достаточно существенно – на 25% – время заявленной автономной работы – 10 часов против 13 у Pro 6.

Так что «по ощущениям» в руках и «на глазок» – Pro 7 от Pro 6 ничем не отличаются, а вот «производительность на глазок» определить достаточно сложно, поэтому будут еще видео. Особенно интересна и скорость графики – в два раза – это очень хорошо, позволит даже некоторые «приличные» игрушки гонять на таком планшете. Плюс – все же хочется понять и реальную автономность – знаем мы эту «заявленное время работы» – тестируют обычно на полностью скрученной графике и минимальных частотах процессора, а в жизни оказывается, что она раза в два ниже. В общем, тесты, тесты и еще раз тесты. Не дадим Microsoft обмануть наши ожидания себя еще раз, как это было с Microsoft Surface Pro X.

Субъективный первый взгляд на Surface Pro 7

Microsoft Ignite 2020 Tour

Небольшой репортаж с глобального саммита Microsoft Ignite 2020 Tour в Дубаи. Кто не в курсе – это такая облегченная версия Microsoft Ignite, проходившего в США в ноябре 2019 г. в течение пяти дней, а в данном случае – его сократили до двух дней.

Собственно – это такая небольшая выставка «достижений и предпочтений» Microsoft и партнеров, а также – различные доклады. Темы настолько всевозможные, что для меня, честно говоря, не нашлось ни одного интересного доклада. Все больше доклады базового уровня – типа, «основы инфраструктуры в Azure», «основы безопасности в Azure» или совсем в другую степь – разработка и все больше – всякие там AI…

Вот реально, не встречал пока ни одного заказчика, который просил бы с AI помочь, все больше по IaaS задачи. Потому – сижу в офисе (Microsoft Ignite проходит через дорогу) и жду времени своего доклада – буду рассказывать про ту самую миграцию подписок в Azure – кто еще не читал – рекомендую заглянуть и почитать первую часть поста про миграцию подписок Pay-as-You-Go/EA в CSP – http://bit.ly/39qvo2U.

Сам стенд Microsoft как раз и демонстрирует современные маркетинговые усилия Microsoft – какие темы сейчас проталкиваются в массы, и, самое главное – по обилию людей возле того или иного стенда – можно оценить реальную заинтересованность народа в конкретных технологиях. И да – самый оживленный стенд Microsoft – это Microsoft 365 – куда еще податься простым админам, которых просто «выталкивают в облака», хотя им и с локальным управлением рабочими местами вполне хорошо жилось.

И, в отличие от прошлого раза, на этом Microsoft Ignite на стенде можно было увидеть новинки «железа» от Microsoft – всю (почти всю – без новинок типа Duo/Neo) серию устройств Surface. Был и новомодный разрекламированный Microsoft Surface Pro X – который на ARM процессоре и с «полноценной» Windows 10 x32. Пользуясь абсолютной беспечностью сотрудников на стенде и методами социальной инженерии – я получил его на часик в свое распоряжение (с админскими правами) и немного погонял в тестах…

Что вам таки сказать за Surface Pro X? – это отдельная тема для разговора – все не так хорошо, как было на презентации, начиная с того, что устройство в массовом производстве выглядит совсем не так, как в рендерах на видео, а с производительностью и совместимостью – вообще печалька – Microsoft, похоже, наступил еще раз на теже грабли, что и с первым Microsoft Surface на ARM почти 10 лет тому. Так что смотрите отдельное видео на днях с обзором Microsoft Surface Pro X у меня на канале.

Microsoft Ignite 2020 Tour

 
 

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT