`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Что для вас является метрикой простоя серверной инфраструктуры?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Как сделать социальный проект?

Познакомился я с одним интересным человеком. Зовут его Виктор Сергиенко. По профессии он разработчик, и встретились мы впервые в мае этого года, когда готовились к выступлениям на IT Pecha Kucha Night Dnipropetrovsk.

Тогда у него, у меня, да и у всех прочих участников разговоры были в основном о предстоящем мероприятии. Репетиции были настолько насыщены, что для прочих тем времени просто недоставало. И первое упоминание Виктора об идее, над которой мы сейчас работаем, прошло почти незамеченным. Дело было к скорому лету. Время деловой активности устрашающе быстро таяло, а успеть нужно было много чего.

Потому вспомнился разговор лишь в июне – июле. Чтобы не томить далее подробностями обсуждений, расскажу о сути проекта. Речь идет о программном продукте, веб-ресурсе, функционирующем в вики-формате. Информация, которая в нем содержится – географического и исторического толка. По сути – анимированные карты местности, отражающие различные события во временном ракурсе. Только не статичное представление среза по одной дате, а именно анимация в диапазоне дат. Например, изменение государственных границ стран Европы в течение нескольких десятилетий. Или перемещение войск во время мировой войны.

Идею создания такого проекта Виктор вынашивал давно. Мне тема понравилась. Немного поразмыслив, пришли к тому, как ее реализовать с пользой для всех участников. Я говорю для всех, потому что в качестве координатора мы пригласили Светлану Иванову – председателя Общественной организации Аджутор, имеющую большой опыт работы с подобными начинаниями. И, конечно же, не забываем о команде.

Непосредственно написание кода решено возложить на группу программистов, которую нам еще предстоит воспитать. Для этого я выделил учебную аудиторию, компьютеры для двенадцати студентов и преподавателя и все прочее, необходимое для обучения. В течение года студенты, а мы решили пригласить школьников – старшеклассников, будут осваивать одну из технологий программирования. И мы рассчитываем, что к следующей осени сможем получить первые результаты обучения. Под руководством Виктора эта команда и реализует пилотную версию к концу 2014 г.

На этом прогнозы пока что ограничили и приступили к реализации. Я упомянул выше, что важным эффективным условием этого проекта вижу некий профит для каждого из участников. Без этого успеху не быть. Исходя из этого понимания и строится вся конструкция.

Вот о чем речь. Автор, Виктор Сергиенко, получает ресурсы для осуществления своей давней идеи: площадку для работы и хорошую технику. Отсутствие проблем с арендой, оплаченные счета за электричество, интернет и коммуналку.

Я, как руководитель учебного центра, имею возможность вырастить показательную группу успешных воспитанников. Весьма мотивированных, заметьте. Поскольку для них само обучение на протяжение года будет бесплатным – раз. Работать с ними будут настоящие практикующие разработчики – два. И нацелена эта программа не на сдачу экзамена, а на создание действующего софта – три. Не хочу забегать вперед, но, возможно, позднее, на этапе создания продукта, мне удастся привлечь небезразличные организации для дополнительного поощрения участников. Думаю, этого более чем достаточно, чтобы дюжина толковых ребят считала пребывание в проекте для себя полезным.

Общественная организация Аджутор, проводник идеи устойчивого развития, принимает участие в качестве координатора. Нам необходимо, как ни странно, широкое освещение нашего начинания хотя бы на этапе отбора участников. К большому сожалению, рассчитывать на инициативность чиновников даже в том, чтобы оповестить школьников о возможности бесплатного обучения, не приходится. Хотя те же школы получат в перспективе как минимум сильных участников олимпиад по программированию. Кроме того, для наполнения базы данных понадобится достоверный контент. Для первого этапа мы выбрали историю днепровских порогов на территории от островов нынешнего Днепропетровска до Хортицы. И здесь без связей с истфаком, работниками краеведческих музеев, прочими организациями не обойтись.

Планы начертаны, Мы приступили к реализации (http://levelup.dp.ua/?p=13065). Пресс-конференция, организованная Аджутором для местных СМИ, стала точкой официального старта. До конца сентября мы принимаем заявки от ребят, желающих стать участниками сначала учебной группы, а затем команды разработчиков. И я прошу уважаемых читателей КО поделиться своими соображениями насчет всей этой истории. Буду весьма признателен за любой совет и высказанную точку зрения.

P.S.: Не знаю, можно ли назвать этот проект социальным. Но, начиная работу, мы рассчитываем, что его реализация станет нашей частью вклада в создание полезного школьникам контента, о котором шла речь в комментариях к моему предыдущему посту.

Интерактивные доски в школах: воз впереди лошади?

Вчера мне попалась на глаза статья о том, что некоей столичной школе в честь начала учебного года были подарены планшеты. Для учеников. И даже в придачу интерактивная доска. Имея некоторый опыт использования этих гаджетов в учебном процессе, я, честно говоря, усомнился в целесообразности такого подарка. Не уверен, что они принесут пользу современной украинской школе. И причиной моему сомнению вовсе не моя консервативность, а реалистичный взгляд на вещи. И еще — вера в то, что детей-таки хотят выучить, а не занять чем угодно, лишь бы не мешали учителю.

Так вот. Поговорим об интерактивных досках. Вовсе не сомневаюсь в способностях нынешних юношей и девушек к быстрому освоению всевозможных устройств. Но, тем не менее, очень сомневаюсь в наличии желания и времени у наших уважаемых преподавателей. Времени, в первую очередь, на подготовку материалов.

Те из нас, кто хотя бы иногда использует приложения MS Office, знает, что изучить интерфейс PowerPoint 2010, например — плевое дело. И также прекрасно мы понимаем, что даже при регулярной работе используем возможности этого приложения в лучшем случае наполовину. Но те, кто отлично владеет искусством создания слайдов, знают, что главное в презентации — это даже не виртуозное владение интерфейсом приложения. Это, в первую очередь — контент. Тщательно отобранный, выверенный и убедительно представленный. Станет ли школьный учитель в его нынешнем положении тратить многие часы на такую подготовку?

В еще большей степени мое сомнение относится и к другим способам создания наглядных материалов. Например, к презентациям Диска Гугл. Конечно, отчасти решается проблема поголовного отсутствия лицензионного ПО, но лишь отчасти. Зато возникает другая, практически непреодолимая — отсутствие интернета. Если в селе нет оптики, то ее нет. И это — не решаемая проблема ни для школы, ни для кого другого во всей округе.

Но здесь еще следует отметить важную особенность. Для демонстрации таких слайдов интерактивная доска и не нужна вовсе. Достаточно телевизора или проектора. И чтобы писать на экране разного цвета буквы дорогое оборудование не обязательно покупать. . Интерактивную доску стоит применять в тех случаях, когда доклад сопровождается принудительным перемещением объектов по полю экрана рукой или стилусом. Например, чтобы показать, как из атомов собирается молекула. Для этого используются специальные программы, они немного отличаются от привычных программ создания слайдов своим функционалом. Можно еще поиграть с вебом. Найти сайт, где обучение чему-нибудь реализовано в формате квеста. Но это — для малышей. И, опять же, нужен интернет. Но, самое главное — нужен тематический сайт. Который, с точки зрения чиновников от образования, можно использовать. И в этом есть определенная доля справедливой целесообразности — работа чиновников как раз в том, чтобы обучающие материалы были проверенными и качественными.

Мне кажется, что к задаче осовременивания учебного процесса подошли, мягко говоря, не с той стороны. Следовало бы начать не с закупки оборудования, а с создания единой базы контента. Я прекрасно отдаю себе отчет, насколько это большой и кропотливый труд. Но, имея понимание, сколько часов в каждом учебном курсе будет вычитано не просто с использованием новой техники, а вычитано эффективнее, чем ранее, можно хотя бы оценить целесообразность капиталовложений. Как это понять без контента?

На сайте Министерства образования в разделе Программы и в разделе Методические рекомендации мне не удалось найти ссылок на подобные ресурсы. И в этом нарушении логики последовательности действий я вижу ошибку. Ошибку, которая заморозит в школах железа на очень приличную сумму. Если оно, конечно, будет закуплено.

А вот вопрос, по каким дисциплинам в первую очередь было бы разумно подготовить такие материалы, думаю, обсудить было бы интересно.

Соучастие в образовании

В каждой ИТ-компании есть технические специалисты, которые проводят собеседования кандидатов. Задайте им вопрос, требует ли изменений система образования? Я задавал. Ответ один: безусловно, требует.

Особо проблема недостаточной профподготовки актуальна для начинающих разработчиков – выпускников вузов, не имеющих опыта. Их набор знаний и навыков зачастую недостаточен, чтобы работодатель был готов за него платить.

Рекрутерам приходится очень непросто. Они вынуждены бороться за хоть сколько-нибудь приличного кандидата. Тем не менее на фоне высоких стартовых зарплат видим серьезный кадровый дефицит. Количество резюме вдвое, а то и втрое превышает количество вакансий, а спрос не удовлетворяется. Чего же стоят тогда дипломы, сертификаты, аттестаты и прочие атрибуты пройденного обучения?

Впрочем, вопрос риторический. Есть более насущные. Каким должен быть выпускник? Наверняка ответить могут только в компаниях: руководители, проектные менеджеры, ведущие разработчики. Как достичь этого? Мы обсуждаем и принципиально сходимся в одном – только совместной работой бизнеса и образования. Схем может быть несколько. Предлагаю обсудить одну, реализуемую в формате коммерческого учебного ИТ-центра.

Отправной точкой для работы является профиль требуемого специалиста. Его определяет работодатель. Под этот профиль формируется учебный план. И уже под план – развернутые программы по каждой изучаемой дисциплине.

Важно! Процесс обучения проходит совершенно открыто для работодателя. Более того – с самого начала в программы заложены мастер-классы, отдельные лекции, практические занятия группы, проводимые специалистами из компании. А также – контрольные срезы знаний студентов. Еще – встречи в офисе, знакомства с условиями работы и будущими коллегами.

Такая вот связка – парная работа регулярного преподавателя с куратором от заказчика – мне кажется наиболее эффективной.

Впрочем, здесь важны все составляющие. Важна материальная база, ориентированная именно на учебный процесс. Собственные курсы компаний – несколько иной формат. Я бы назвал это повышением квалификации в полевых условиях. Для полноценной подготовки от самых азов нужны учебные аудитории, лекционные залы, соответствующая техника – не только рабочие компьютеры, но и демонстрационное оборудование.

Важны мотивация слушателей и целеустремленность к результату. Бесплатное обучение зачастую воспринимается, как нечто необязательное. И потому его эффективность невелика. Осознанные же финансовые вложения дисциплинируют.

Важна мотивация преподавателей. Хорошие преподаватели – это специалисты, ищущие самореализации. Их потребность – делиться опытом и знаниями. Не воспитывать и принуждать к обучению, а делиться. Это – еще один аргумент в пользу мотивации слушателей.

Компании-партнеры участвуют в проекте разработкой учебных планов и делегированием кураторов. Взамен получают ощутимую экономию. От них не требуется прямых финансовых вложений как в случае содержания собственных курсов. Нет необходимости оплачивать аренду помещений под классы, зарплаты преподавателям, выделять технику и прочее. Зарплату преподавателю выплачивает учебный центр. Занятость кураторов компенсируется снижением нагрузки на рекрутеров и профессионалов, проводящих технические собеседования. Но главная экономия – в сокращении времени на адаптацию молодых специалистов. Весь этот процесс при правильном подходе перенесен на время обучения.

Выгоды выпускников. Куратор дает обратную связь о реальном уровне их подготовки еще во время обучения. Он не просто независимый наблюдатель, а заинтересованный критик. Никаких пустых гарантий стопроцентного трудоустройства. К выпуску студенты информированы о требованиях, условиях, уровне зарплат. Знакомы с сотрудниками. Никаких обманутых ожиданий. И при этом у них есть право выбора места трудоустройства, так как они самостоятельно оплачивают контракт на обучение.

Главный принцип такой схемы – это соучастие. Совместное участие учебного центра и работодателя в формировании специалиста. Подход, при котором каждый занимается своим делом, но к общему результату стороны идут вместе. Прообразом послужила напрасно забытая идея профессионально-технического образования. Схема адаптирована под локальный рынок, оперативно управляется и открыта для влияния со стороны тех, кто создает рабочие места. И, безусловно, для обсуждения.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT