Рынок сотовых телефонов, в последние годы входивший в авангард индустрии высоких технологий, не избежал глобальных экономических потрясений. Впрочем, после трех кварталов спада в отрасли наметились первые признаки нормализации ситуации.
Среднего не дано?
На протяжении последних месяцев отрасль удерживалась от обвала силами двух направлений – смартфонов и бюджетных телефонов. В годовом сопоставлении продажи конвергентных продуктов возросли почти на 27%, причем результаты Nokia, Samsung, RIM и Apple превзошли самые смелые ожидания экспертов. Высокий спрос на данную номенклатуру стал причиной ценовых войн между мобильными операторами и вендорами. Первой не выдержала Apple, резко снизив цену на iPhone 3G. Вряд ли задержатся с подобными мерами и другие ведущие производители. С другой стороны, во многом благодаря потенциалу Индии и Китая сектор недорогих телефонов в течение ближайших пяти лет способен расти в среднем на 25% в год. Однако из-за низкой нормы прибыли в сегменте для извлечения выгоды необходимо оперировать большими объемами поставок и иметь устойчивые каналы сбыта. Кроме Nokia и Samsung, это не удается никому. В проигрыше оказались Sony Ericsson, Motorola и другие компании, сделавшие стратегическую ставку на средний ценовой сегмент. По оценкам экспертов Strategy Analytics, уже к 2014 г. почти 80% рынка новых терминалов будет состоять из конвергентных разработок и телефонов «low-cost».
Как результат, наблюдатели рынка зафиксировали третий квартал крутого пике. По данным IDC, в период с апреля по июнь в мире было реализовано 269,9 млн телефонов, что на 10,8% меньше, нежели за аналогичный квартал прошлого года. В то же время незначительный, в пределах 7%, рост продаж по сравнению с начальной четвертью года позволяет полагать, что рынок достиг своего дна и начинает медленное движение вверх.
Муки лидера
Рассматриваемый период выдался для Nokia тяжелым – выручка от производства сотовых телефонов сократилась на 28%, до 9,3 млрд долл. Реализовав 103,2 млн устройств, Nokia ухудшила на 15% прошлогодний результат, однако на 11% улучшила показатели начальной четверти года. В итоге доля компании на рынке мобильных телефонов сократилась с 40% во II квартале 2008 г. до 38% за отчетный период. Среди причин сложившейся ситуации следует выделить агрессивное наступление корейских конкурентов. К примеру, продукция Samsung активно увеличивает присутствие на традиционных для финнов рынках Европы и развивающихся экономик. В довершение все теснее становится в быстрорастущем сегменте смартфонов – потенциальные рынки компании сужаются под напором горячих новинок от Apple и RIM. Уже во втором полугодии начнется массовый выход на рынок Android-смартфонов, что поставит вендора в еще более жесткие рамки. Однако лидеру есть что противопоставить. Прежде всего – самый широкий перечень продуктов с поддержкой 3G. Высокая популярность сопутствует смартфонам серии 5800 – за квартал они разошлись тиражом порядка 3,7 млн устройств. Отличную динамику роста сохраняет бизнес-линейка Eseries, чьи продажи только ключевого продукта – qwerty-аппарата E71 – уже превысили 5 млн единиц. Вместе с тем сравнительно слабо стартовала флагманская модель N97. За этот период было отгружено лишь 500 тыс. устройств, тогда как обновленный iPhone 3G S только за первый уик-энд разошелся в количестве более 1 млн экземпляров. В CDMA-сегменте компания собирается в очередное наступление на рынки Северной Америки и Китая. Причем в качестве главного орудия будут выступать аппараты дорогого сегмента.
Корейская мощь
Реализовав 55,2 млн телефонов, Samsung уверенно приближается к поставленной цели по итогам года преодолеть рубеж в 200 млн отгруженных устройств. При существующей динамике роста вендор уже в III квартале способен впервые взять под контроль более 20% глобального рынка. Ставка делается на ультрадешевые телефоны для развивающихся рынков и дорогие смартфоны. Перевес в сторону последних заметен все отчетливее – из 150 моделей Samsung, анонсированных в текущем году, лишь 10% стоят менее $100. Однако фабрики в Бразилии, Китае и Индии, нацеленные на производство недорогих аппаратов, и разветвленные розничные сети дают отменный результат. По оценкам GfK Group, для Samsung китайский рынок за год увеличился с 17 до 22,4%. За аналогичный период присутствие в Африке возросло с 6 до 17%. А для дальнейшего покорения зрелых рынков уже готов смартфон Jet. Ответ корейцев на детище Apple не только «резвее» iPhone, но и на 20% дешевле.
Интересно, что телефонный бизнес LG развивался гораздо лучше, нежели в докризисный период. За счет освоения сегмента сенсорных телефонов компании удалось повысить объем квартальных продаж до 3,78 млрд долл., что на 30% выше результата в 2008 г. В годовом сравнении вендор увеличил поставки почти на 8%, отгрузив в каналы 29,8 млн устройств. Особая заслуга в этом лежит на имиджевых аппаратах. Флагман линейки Cookie уже разошелся тиражом более 5 млн экземпляров. Серьезную заявку на повторение былого успеха сделал обновленный Chocolate – продукт, не без помощи которого вендор оказался в когорте сильнейших. С 2006 г. Chocolate разошелся тиражом более 21 млн единиц, а уже в августе его новая версия появится на европейском рынке. В LG уверены, что в 2009 г. компании под силу выпустить не менее восьмидесяти новых моделей телефонов, причем по меньшей мере двенадцать из них будут относиться к категории high-end. Особая ставка делается на устройства под управлением ОС Android, первые из которых выйдут уже в сентябре. Компания наращивает присутствие в Африке и на Ближнем Востоке, но приоритетным остается рынок Северной Америки. С недорогими, поддерживающими 3G, аппаратами происходит успешное освоение Китая и других емких рынков, находящихся на этапе становления.
В борьбе за выживание
Продажи Motorola незначительно превзошли ожидания аналитиков – в канал поставлено 14,8 млн терминалов, что на 0,7% больше, нежели в начальной четверти года. И все же по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выручка сократилась на 45%, до 1,8 млрд долл. Смирившись с потерей рынка Западной Европы, компания сконцентрировалась на странах обеих Америк. Улучшение продаж она ожидает не ранее IV квартале, возлагая надежды на ОС Android. Нетрудно предположить, что промедление с запуском в серию смартфонов под ее управлением может окончательно поставить крест на телефонном бизнесе Motorola, ведь в этом вопросе потенциальные конкуренты на сегодняшний день более проворны. Фабрики HTC покидает уже вторая модель «гуглофона». Скорее всего значительно раньше появятся соответствующие разработки от Samsung и LG, позиции которых в Северной Америке сейчас особенно крепки. К тому же на приоритетном рынке США дополнительный прессинг исходит от iPhone 3GS и Palm Pre. Заполняя прорехи в портфолио, компания в авральном порядке запустила несколько довольно удачных qwerty-устройств – Clutch i465, Karma QA1 и Rival A455.
Для акционеров Sony Ericsson позади еще один полный разочарований квартал – объем продаж в годовом сравнении упал на 40%, до 2,38 млрд долл. Реализовав чуть более 13,8 млн аппаратов, SE на 43% ухудшила результат аналогичной четверти прошлого года. В условиях возросшей популярности смартфонов и недорогих классических терминалов линейки Walkman и Cybershot продолжили терять позиции. Устройствам, в большинстве своем относящимся к среднему ценовому диапазону, не помогла даже высокая лояльность к разрекламированным брендам. На динамике продаж отразилось и практически полное отсутствие qwerty-моделей и устройств, нацеленных на комфортный интернет-браузинг и поддержку спутниковой навигации. Частично исправить положение смогут модели Satio, Yari и Aino, однако их выход состоится лишь в конце года.
На пути к восстановлению
Вопреки первым признакам улучшения рынок все еще далек от полноценного выздоровления. При ожидаемом ежеквартальном росте продаж во втором полугодии не менее чем на 6% в целом за год будет зафиксировано падение рынка на 10–13% относительно 2008 г. При всем при том эксперты сходятся во мнении, что знаковый рубеж в 1 млрд отгруженных устройств все же будет взят.
Ведущие поставщики сотовых телефонов во II квартале 2009 г.
Позиция |
Вендор |
II квартал 2009 г. |
II квартал 2008 г. |
Изменение, % |
Поставки, млн шт. |
Рыночная доля, % |
Поставки, млн шт. |
Рыночная доля, % |
1 |
Nokia |
103,2 |
38,3 |
122,0 |
40,4 |
-15,4 |
2 |
Samsung |
52,3 |
19,4 |
45,8 |
15,2 |
14,2 |
3 |
LG |
29,8 |
11,1 |
28,1 |
9,3 |
6,0 |
4 |
Motorola |
14,8 |
5,5 |
27,9 |
9,2 |
-47,0 |
5 |
Sony Ericsson |
13,8 |
5,1 |
24,4 |
8,1 |
-43,4 |
Другие |
55,7 |
20,7 |
54,0 |
17,9 |
3,1 |
|
Всего |
269,6 |
100,0 |
302,2 |
100,0 |
-10,8 |
Ведущие поставщики смартфонов во II квартале 2009 г.
Позиция |
Вендор |
II квартал 2009 г. |
II квартал 2008 г. |
Поставки, млн шт. |
Рыночная доля, % |
Поставки, млн шт. |
Рыночная доля, % |
1 |
Nokia |
18,4 |
45,0 |
15,2 |
47,4 |
2 |
RIM |
7,6 |
18,7 |
5,5 |
17,3 |
3 |
Apple |
5,4 |
13,3 |
0,8 |
2,8 |
4 |
HTC |
2,4 |
6,0 |
1,3 |
4,1 |
5 |
Fujitsu |
1,2 |
3,0 |
1,0 |
3,3 |
Другие |
5,6 |
13,9 |
8,0 |
25,1 |
|
Всего |
40,9 |
100,0 |
32,2 |
100,0 |
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365