`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

ITU: информатизация мирового сообщества по большей части обусловлена развитием мобильных технологий

+22
голоса

Четвертый год подряд международный телекоммуникационный союз (International Telecommunication Union, ITU) проводит анализ развития информационных и коммуникационных технологий (information and communication technologies, ICT) и рассчитывает ICT Development Index (IDI), индекс, который определяет развитие и уровень использования ИТ-инфраструктуры в странах мира. В 2012 г. активное распространение ICT происходит преимущественно за счет мобильных сетей — объем этого рынка за год вырос на 40%.

Информационные и коммуникационные технологии продолжают триумфальное шествие по планете, вовлекая в свою экосистему все большее число людей. Доступность смартфонов и планшетных ПК продуцирует спрос на широкополосный мобильный интернет. На смену обычным услугам связи (голос и SMS) приходят мобильные веб-сервисы, самые разнообразные по функциям и в разных ценовых категориях.

По данным ITU, проникновение мобильной связи в мире увеличилось на 11%, в развивающихся странах — на 13%, что несколько ниже показателей прошлого года. Только в Китае число подписчиков мобильной связи превысило 1 млрд. В развитых странах на 100 жителей приходится 122 подписки на мобильные сервисы, + 7% к прошлому году, наибольшее число новых подключений наблюдается в США и России.

Уверенный рост сегмента мобильной связи в развивающихся странах обусловлен, прежде всего, появлением доступных по цене устройств и повышением конкуренции в сегменте услуг, что способствует снижению цен (на 37% за последние четыре года). И если в развитых странах стоимость услуг мобильной связи достигла дна еще в 2010 г., то на развивающихся рынках падение продолжается. Кроме того, предоплаченные сервисы открыли доступ к мобильным коммуникациям для людей с самым низким уровнем дохода, сейчас по этой модели получают услуги около 70% абонентов в мире и 87% — в развивающихся странах. Предоплаченные сервисы мобильной связи и все чаще — мобильного доступа в интернет останутся основным двигателем развития рынка в ближайшие несколько лет.

Китай уже стал крупнейшим потребителем смартфонов, оставив позади США, и в ближайшее насыщение потребительского спроса на данный класс устройств будет расти преимущественно за счет нижнего ценового сегмента во всех развивающихся странах, в особенности БРИК. Распространенность этих устройств порождает естественный рост спроса на доставку мобильных видеоприложений и рост мобильного трафика данных, и, как следствие, на широкополосный мобильный доступ к интернету — за последние пять лет этот сегмент вырос на 41%. В течение этого года высокоскоростные коммерческие сервисы 3G и LTE были запущены на многих развивающихся рынках, сейчас они доступны в 160 странах и покрывают регионы, на которых проживает более 45% всего населения планеты.

ITU информатизация мирового сообщества по большей части обусловлена развитием мобильных технологий

Рис.1. Число пользователей стационарного и мобильного широкополосного доступа в Интернет по регионам

Пока мобильная широкополосная связь остается дороже стационарной, а пакеты с большим объемом трафика по-прежнему малодоступны. Впрочем, верхний ценовой сегмент охвачен уже практически во всем мире, поэтому операторам не остается иного выбора, как предлагать недорогие предоплаченные сервисы другим целевым аудиториям — это, кстати, тоже способствует развитию ICT в целом. За год число подписчиков мобильного широкополосного доступа в интернет увеличилось почти на 40%, а лидером по его проникновению остается Европа.

Спрос на услуги стационарной широкополосной связи также показывает, хоть меньшую, но положительную динамику, 8,5% в год, и сейчас ими пользуется около 600 млн чел. Нужно учесть, что развитие инфраструктуры стационарного широкополосного интернета требует больших инвестиций, прокладки оптоволоконных кабелей к каждому заказчику, но и предоставляет значительно большие скорости соединения. Именно поэтому не стоит рассматривать мобильный и стационарный широкополосный доступ как конкурирующие сервисы — для клиентов с высокими требованиями к скоростям они скорее дополняют друг друга.

В большинстве развитых стран стационарные сети развиваются за счет внедрения технологий нового поколения, в первую очередь это касается густонаселенных регионов. Повышение пропускной способности, необходимой для доставки медиаконтента, потокового видео, прочих приложений с массивным трафиком, способствует росту спроса на услуги стационарного широкополосного доступа. В развивающихся странах картина иная — здесь стационарные линии связи пока находятся на этапе проектирования либо построения, и охватывают преимущественно густонаселенные районы. На периферии доступ к инфраструктуре стационарного широкополосного интернета ограничен, что вынуждает развивать мобильный широкополосный интернет.

Одновременно с распространением средств коммуникаций растет и число пользователей интернета, сейчас доступ к всемирной паутине имеет около трети населения земли, 2,3 млрд. Доля развивающихся стран в структуре интернет-пользователей продолжает увеличиваться и составляет уже 62% (правда 23% приходится только на Китай), и это при том, что уровень его проникновения там составляет около 24%, а в развитых странах — более 70%.

ITU информатизация мирового сообщества по большей части обусловлена развитием мобильных технологий

Рис.2. Доля пользователей Интернета по возрастным категориям

Независимо от региона, всемирная сеть заметно популярнее у молодого поколения, люди младше 25 лет составляют почти половину (точнее 45%) всех ее пользователей. По большей части интернетом пользуются из дома, к сети подключено треть домовладений в мире, и более 70% — в развитых странах. Чаще всего это услуги доступа по фиксированным линиям связи, и в связи с вытеснением обычного телевидения цифровым (Internet video/IPTV) спрос на пропускную способность линий постоянно растет. В развивающихся странах ситуация иная: сегмент услуг домашнего интернета пока охватывает всего около 20% домовладений и растет на 23% в год, преимущественно за счет доступности мобильных сервисов.

Проникновение мобильной связи, разных сервисов широкополосного доступа, доля пользователей интернета в общем числе жителей страны, уровень грамотности взрослого населения учитываются ITU при расчете индекса IDI для 155 стран. В некоторых странах отдельные показатели вообще близки к нулю, например недоступна мобильная широкополосная связь, либо практически нет доступа в интернет. Разброс значений IDI по прежнему очень велик, от 0,88 до 8,56 но в среднем его значение за год немного увеличилось.

В лидерах по прежнему 20 европейских стран, США, Канада, ведущие экономики Азиатско-тихоокеанского региона Южная Корея, Сингапур, Новая зеландия, Австралия, и всего одно арабское государство — Катар. Уже второй год подряд лидерство по показателю IDI удерживает Южная Корея, 84% ее населения и 97% домовладений имеют доступ в интернет. Второе место занимает Швеция, в которой интернетом пользуются 92% жителей, а в стране уровень проникновения широкополосной мобильной связи наивысший в Европе — она обеспечивает доступ в интернет 17% домовладений. США занимает 15-е место в мире, доля подключенных к интернету домовладений здесь превосходит 76%, а уровень проникновения мобильной связи — 106%. Украина пока находится в середине рейтинга, на 67 месте, но при этом значительно уступает по IDI России, Казахстану, Беларуси и Молдове. Наиболее динамично развиваются инфраструктуры информации и коммуникаций в Азербайджане, Казахстане, Бразилии, Эстонии.

Впрочем, еще интереснее влияние ICT на ВВП страны — оно в значительной мере зависит от размера экономики и ее диверсификации. В таких странах как Япония, США, Великобритания ICT дает около 9% добавленной стоимости, производимой частным сектором экономики, и этот показатель может ыть значительно увеличен за счет развития телекоммуникационных сервисов. ICT приносит более 4% ВВП Китаю и Малайзии, которые производят большие объемы полупроводниковых компонентов, и при этом практически не влияют на создание добавленной стоимости в ориентированных на внутренний рынок экономиках Индии и Бразилии. Ну а тройка лидеров по вкладу информационных и коммуникационных технологий в ВВП страны следующая: Ирландия, Финляндия и Израиль.

ITU информатизация мирового сообщества по большей части обусловлена развитием мобильных технологий

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT