В этом году исполняется 20 лет с того времени, когда символьные компьютеры начали оснащаться графическими оболочками и операционными системами со встроенными графическими интерфейсами. Давайте вместе с eWeek вспомним героев нашего поколения.
1. Microsoft DOS
Как известно, уже в 1991 г. персональные компьютеры в основном работали под управлением операционной системы Microsoft DOS, последним достижением которой стала версия 6.22. Правда, энтузиасты и впоследствии выдирали DOS 7.0 из инсталляций с графической оболочкой, но это быстро прошло. Сегодня наличие графического интерфейса пользователя (Graphical User Interface, GUI) считается само собой разумеющимся в ОС и приложениях. Тогда GUI и ОС были еще отдельными продуктами.
MS DOS работала в 16-битовом символьном режиме и не имела встроенных мультизадачных способностей. Она также использовала папочную 16-битовую файловую систему FAT, которая использовалась и на дискетах, и на жестких дисках, и имела 11 символов для имени и расширения файла в формате «8.3». Программеры того времени долго еще говорили «директория» и морщились при слове «папка».
Кроме Microsoft DOS, IBM также имела свою версию, PC-DOS, которая предназначалась для ее же персональных компьютеров PS/2. Digital Research, которая стартовала раньше всех с предшественницей DOS операционной системой CP/M, также выпустила собственную DR-DOS, которая затем перешла к Novell и позже к SCO.
Ничего не могу сказать сравнительного о DR-DOS, но вот с CP/M мне пришлось работать довольно долго на управляющих компьютерах и особенно хороши были ее специальные библиотеки для работы с внешними модулями сбора информации и формирования управляющих воздействий. Звезд с неба эта ОС не хватала, но была исключительно надежной и быстрой — по крайней мере для задач автоматики.
2. Quarterdeck DESQview
Разработанная Quarterdeck Office Systems, DESQView одно время была распространенной оболочкой для DOS, которая обеспечивала примитивный многозадачный режим для приложений (программеры цедили сквозь зубы: малтитаскинг»).
Это позволило популярным тогда приложениям, таким, как Lotus 1-2-3, WordPerfect и Harvard Graphics переключаться между собой. В сочетании с легендарным менеджером памяти QEMM на РС с процессорами Intel 286, 386 и 486 это позволяло использовать более стандартных для DOS 640K памяти и резидентно держать в ОЗУ сразу несколько работающих программ.
Однако DESQView, которая была выпущена в июле 1985 г. (всего за несколько месяцев до выпуска Windows 1.0) не являлась исторически первым переключателем задач для PC. Как часто бывает, пионер — IBM TopView — никогда особенно не пользовался популярностью.
Но и DESQViewв 1990 г. скоро уступила в соревновании Windows 3.0, которая имела встроенные средства истинной, хотя и не приоритетной многозадачности. К 1992 г. Quarterdeck тоже сделала полноценную версию GUI — DESQView/X, но к тому времени уже было слишком поздно — Microsoft захватила рынок и ОС, и GUI своими DOS, Windows 3.1 и Office.
3. Microsoft Windows 3.0
Microsoft вывела на рынок первую версию Windows в конце 1985 г., но дела компании шли не слишком успешно вплоть до 1990 г., когда была выпущена версия 3.0. Она имела много ключевых усовершенствований, и самое важное — использование виртуальных памяти и драйверов. В третьей версии появился защищенный режим приложений для 286 и 386 процессоров, которые теперь позволили Windows доступ к нескольким мегабайтам памяти, используя диспетчер памяти DOS EMM386.
Кстати, Windows 3.0 была далеко не так сложна, как ее тогдашний конкурент IBM OS/2. Она победила из-за превосходного маркетинга Microsoft и его способности заставить программистов писать тысячи приложений на любой вкус и собственного MicrosoftOffice. В итоге к концу 1990 г. компания продала уже более миллиона копий Windows 3.0.
4. IBM OS/2 2.0
К концу 1991 г. IBM посчитала необходимым провести генеральный пересмотр своей графической операционной системы OS/2. Версия 2.0 была существенным явлением, потому что, в отличие от DOS и Windows, представляла собой полноценную графическую ОС — мультизадачную, многопотоковую и приоритетную, предназначенную для 386 процессоров, где она работала в 32-битовом защищенном режиме — в отличие от 16-битовой модели совместно используемой памяти, реализованной в Windows. Благодаря этому «вторая полуось» была чрезвычайно устойчивой операционной системой по сравнению с Windows 3.0 и DOS, известным своими крэшами в течение первых лет развития PC GUI.
В отличие от Диспетчера Программ (Program Manager) Windows 3.x, PS/2 включала «родной» объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. WorkPlace Shell (WPS), который позволял программам, написанным специально под него, многократно использовать компоненты ПО.
В определенном смысле OS/2 и WPS, как считают и сегодня, более продвинуты в техническом плане, чем аналогичные средства, используемые в современных версиях Windows. По сути, только MacOS AppleX и KDE Linux 4 почти достигли полной объектной ориентированности. Но рынок есть рынок, и если основная масса покупателей предпочитает невысокую цену техническому совершенству и програмистским изюминкам, то они, согласно законам бизнеса, правы.
OS/2 также известена как первая ОС для персонального компьютера, имеющая встроенные средства виртуализации. Это позволило создавать виртуальные DOS-машины (Virtual DOS Machines, VDMs), у каждой из которых могла быть собственная конфигурация, так, как будто они работали на различно сконфигурированных персональных компьютерах. И как многозадачное DOS-окружение, OS/2 также была лучшей в своем классе.
Вторая версия OS/2 была способна работать с программами, написанными для Windows 3.0. Историки отрасли сходятся на том, что это стало и благословением, и проклятьем. OS/2 управляла приложениями Windows лучше, чем сама Windows, поскольку могла запускать программы в защищенных областях памяти, препятствуя им мешать друг другу. Но именно потому, что это было реализовано, у программистов было мало желания создавать «родные» приложения специально под OS/2.
Поэтому, хотя OS/2 2.0 технически превосходила DOS и Windows 3.0 буквально в каждом аспекте, она не смогла занять подобающего ей места — из-за слабого маркетинга, ограниченной поддержки драйверов устройств, и того, что ей требовалось большее количество весьма дорогой тогда памяти для работы, чем типичному PC Windows. Следовательно, ее позиционировали для продвинутых пользователей и специализированных приложений, что очень сократило целевой рынок. В конечном счете, к середине 1990-х подавляющая часть ниши, которую заняла OS/2, была захвачена Microsoft Windows NT.
5. NeXT
Вышедший в 1989 г., NeXT попал в нашу компанию потому, что это одна из немногих технологий и операционных систем (кроме Windows и Office), которая все еще жива и до сих пор существенно воздействует на отрасль IT. Правда, в 1991 г. было принято считать, что это шаманская, дорогая ОС с фактически никакой долей рынка.
Основанная на микроядре UNIX, с истинной 32-битовой многозадачностью и объектной ориентированностью, ОС NeXTStep считалась одной из самых продвинутых в свое время. Вплоть до середины 1990-х она была привязана исключительно к аппаратной части компьютеров NeXT, которые народ быстро окрестил «blackbox». Как известно, они были разработаны и выпускались компанией, которая была запущена Стивом Джобсом вскоре после его изгнания из совета директоров Apple в 1985 г. после выхода Макинтоша.
NeXT не сопутствовал коммерческий успех в самостоятельном плавании. Компания прекратила производить компьютеры в 1994 г. и должна была уволить большинство своего штата. Но у нее действительно был внушительный набор средств разработки и ОС (OpenStep и NeXTStep). Все это представляло существенную ценность для переживающей тяжелые времена Apple, которая купила компанию в декабре 1996 г., а Стив Джобс после некоторой борьбы за власть в 1999 г. возвратился на пост исполнительного директора и президента AppleComputer.
Технологии, которые Стив Джобс принес из NeXT, в конечном счете, развились в то, что мы теперь называем Objective-C, XCode и Interface Builder development environment, и, кроме этого, MacOS X и iOS, которые сегодня работают на современных Макинтошах, iPads, iPhones и iPods.
Для дополнительного чтения можно рекомендовать обширную и с любовью написанную очевидным яблоководом статью
Приложил к тематике перо и широко известный в определенных кругах Андрей Зубинский, написавший в 2000 г. довольно оптимистическую статью в «КО» — «Провал «Следующего».
По последним данным, он сейчас как раз ломает iPod :).
Продолжение следует
Очень хорошо, конечно, что программисты убили милионы человеко-часов на создание операционных систем и средств удобной работы с ними. Но все это делалось, в конечном счете, только для того, чтобы запускать прикладные программы — которые пользователи тоже хотели видеть с графическим интерфейсом. О них я расскажу в следующей части, которая выйдет буквально через пару дней.
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365
so exciting)))
http://www.youtube.com/watch?v=tGvHNNOLnCk
Привет, Володя.
Отлично! А я не подумал припрячь Тьюб. Там действительно много роликов по теме. Надо, надо знать своих героев :))
Что-то слишком много технических ошибок для такой маленькой статьи
Опять забыли.... DR-DOS...