`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Что для вас является метрикой простоя серверной инфраструктуры?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Лилия Каневская

Человек vs робот: основные преимущества роботизации процессов

+44
голоса

Современные технологии открывают всё новые возможности для оптимизации бизнес-процессов. Одним из таких мощных инструментов является их роботизация (Robotic Process Automation, RPA).

Перспективы её применения чрезвычайно широки ‒ в банковском секторе, финансах и аудите, страховании, сфере услуг, фармацевтике и др. Везде, где сотрудники вынуждены тратить значительную часть своего рабочего времени на осуществление кропотливых “механических” действий в то время, как могли его посвятить более творческой и интеллектуальной работе.

Роботизация станет просто находкой там, где существует много ручных, рутинных, прогнозируемых и повторяемых изо дня в день задач и процессов. И чем больше таких процессов в организации, чем обоснованнее решение их роботизации, тем больше у программных роботов шансов продемонстрировать свою эффективность, тем меньше будет рисков, связанных с возникновением ошибок, и тем скорейшей окупаемости (ROI) можно ожидать от RPA.

При качественном внедрении роботизации программные роботы органически интегрируются с уже существующими корпоративными системами, в том числе и с системами электронного документооборота. В предыдущем блоге именно эта темы и была затронута. Сегодня же детальнее рассмотрим основные особенности роботизации бизнес-процессов в их сопоставлении с процессами, которые человек совершает вручную. Попробуем сформулировать несколько основных характеристик, которые отличают технологию роботизации и дают ей значительные конкурентные преимущества.

Для более наглядного понимания небольшое видео, где на уровне интерфейса пользователя видны в сравнении действия человека и программного робота, которые осуществляют тот же процесс, часто встречающийся во многих организациях, которые имеют дело с обработкой счетов-фактур (загрузка данных, их считывание и внесение в корпоративные системы, формирование отчёта о выполненных операциях):

Скорость
Первая характеристика, которая сразу же бросается в глаза, ‒ неоспоримое преимущество программного робота в скорости осуществления процессов. Как видим, те же операции, которые человек осуществляет вручную за 12 мин. 5 сек., программный робот выполняет почти в 6 раз быстрее ‒ всего за 2 мин. 16 сек. И тут речь идёт только об одном небольшом процессе с ограниченным количеством входных данных, а таких процессов может быть в организации множество, и объём их будет значительно бóльшим. К тому же, программного робота можно запрограммировать на осуществление подобных операций на протяжении 24 часов в сутки и 7 дней в неделю. И тут мы переходим к следующему, не менее важному преимуществу программного робота ‒ его способности выполнять заданные операции непрерывно.

Непрерывность
Вне сомнений, человек ‒ не робот. Физиология диктует потребность сна, отдыха и банального обеденного перерыва. Сотруднику также социально гарантируются лимитированный рабочий день, отпуск, выходные и праздничные дни. Программный же робот может осуществлять свои функции непрерывно ‒ 24/7 в соответствии с теми операциями, на которые запрограммирован. И в этом его несомненное преимущество для обеспечения эффективности и непрерывности бизнес-процессов с целью более оперативной обработки запросов и улучшения обслуживания клиентов.

Минимизация ошибок
Согласитесь, человеку свойственно ошибаться. Человеческий фактор никто никогда не сбрасывал со счетов: усталость, психологическое состояние, состояние здоровья так или иначе влияли и будут влиять на качество человеческой работы. А если к этому добавить ещё и множественные отвлекающие производственные факторы, такие как работа в open space офисах, телефонные звонки, срочные совещания, проверка электронной почты и соцсети, то вопрос «откуда берутся ошибки?» будет не таким уже и риторическим.

Исследования психологов также дополнительно подтверждают тот печальный факт, что вероятность ошибки значительно возрастает, когда человек исполняет однообразную, механическую и неинтересную работу. И тут у программного робота, у которого полностью отсутствуют эти ситуативные характеристики, представляется случай ещё раз засвидетельствовать свой приоритет: он абсолютно равнодушен к перепадам настроения или погоды, времени суток или потребности отдыха после насыщенной трудовой недели. Он не будет отвлекаться на проверку многочисленных мессенджеров или телефонные звонки, а сосредоточенно будет исполнять свою работу, на которую, собственно говоря, и запрограммирован. Таким образом, ещё одним преимуществом программных роботов является отсутствие либо сведение к минимуму ошибок, которых невозможно избежать, когда в действие вступает человеческий фактор.

Человек vs робот: конкуренция или слаженное сотрудничество?
Если брать сугубо статистические сравнения, может сложиться впечатление, что человек неизбежно проигрывает роботам в оперативности и эффективности. Однако означает ли это, что роботы полностью заменят человека (в контексте рассматриваемой темы), вытеснят его с рабочего места или и вовсе лишат работы?

Отнюдь нет. На практике редко бывает, что все 100% рабочего времени сотрудника заняты с описанными выше процессами. Намного важнее то, что роботизация высвободит для человека время и усилия, необходимые для решения более сложных, нестандартных и креативных задач, связанных с анализом ситуации и принятием решений. А это в целом принесёт бóльшие выгоды для организации, поднимет удовлетворенность сотрудников и снизит текучесть кадров по причине перегруженности скучной и неинтересной механической работой.

Поэтому не стоит противопоставлять человека и программного робота по принципу «либо-либо»: каждый из них сможет лучше себя проявить в своем: рутинная однообразная работа для роботов, творчество ‒ для человека. Эффективность роботизации бизнес-процессов наилучшим образом покажет себя там, где будут обеспечены благоприятные условия для их слаженного и результативного сотрудничества.

+44
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Как с Вами можно связаться?

Виктор, добрый день!

Вы можете отправить сообщение на наш корпоративный email: [email protected] с темой для Лилии. И я вам смогу ответить со своего личного имейла.

Свой корпоративный email тут не предоставляю в целях безопасности.

Благодарю за понимание,

Лилия

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT