История гласит, что впервые слово "spam" ("ветчина, фарш"), ныне обозначающее рекламную мишуру, ежедневно наполняющую наши электронные почтовые ящики, получило столь необычную трактовку благодаря комедийному телефильму, созданному труппой "Летающего цирка Монти Пайтона" более 20 лет назад. В нем был показан ресторан, где хор викингов столь вдохновенно и громогласно исполнял оду ветчине, состоящую из единственного слова "spam", что посетители вообще не слышали друг друга. Отсюда и пошло расхожее обозначение ненужной корреспонденции, в которой полезные письма просто теряются.
Отношение к спаму может быть весьма неоднозначным. Как говорится, если бы
это была наша главная беда... Те, кто не ведет активной публичной жизни в
Сети, практически не сталкиваются с подобной проблемой. Другие (особенно это
свойственно американцам) склонны драматизировать ситуацию, подсчитывая
гипотетические убытки и строя совершенно безрадостные прогнозы на будущее.
Тем не менее игнорировать это явление нельзя. Незатребованные
e-mail-сообщения, будь то рекламные и маркетинговые материалы, почтовые
"черви" или просто недобрые шутки, засоряют Internet-каналы, серверы и
почтовые ящики и в той или иной мере касаются практически каждого из нас.
Естественно, для провайдера услуг Internet, системного администратора и
конечного пользователя все выглядит совершенно по-разному, поэтому мы
постарались учесть и осветить все мнения и точки зрения.
Сегодня основные средства борьбы со спамом представлены фильтрующим
программным обеспечением (разных уровней и степеней сложности) и некоторыми онлайновыми
службами, так или иначе собирающими информацию о злоупотреблениях электронной
почтой. Законодательная же база (даже там, где она имеется) проработана очень
плохо. Практически все принудительные ограничения или механизмы регулирования
вступают в противоречие со свободой слова и личности. В Internet и так довольно
непросто добиться приватности, а если в эти процессы еще начнет вмешиваться государство...
В наших публикациях содержатся скорее мнения и самые общие рекомендации, чем конкретные
советы -- слишком много здесь неоднозначного, требующего адаптации к конкретным
условиям. Однако в данном случае фактически любые действия лучше откровенного
бездействия. Хочется надеяться, что именно активность Internet-сообщества послужит
гарантом того, что рано или поздно найденные решения окажутся не только эффективными,
но и максимально корректными. |
"Рыбка по имени СПАМ"
Мы знакомы с творчеством знаменитой группы комиков в основном по фильму
"Рыбка по имени Ванда", одному из немногих британских кинохитов во всемирном
прокате. Однако сегодня гораздо более популярным плодом их деятельности стало
нарицательное название рекламных проспектов, тоннами наслаивающихся в наших почтовых
ящиках, как обычных, так и электронных. Первоначально спам появился в группах
новостей Usenet, пользователи которых и дали явлению это название.
Постепенно группы новостей утратили свою актуальность (хотя они по-прежнему "под прицелом"), и современные спамеры переориентировались на e-mail. Если на мой рабочий адрес (бережно хранимый от постороннего взгляда) за неделю приходит около 2--3 предложений поучаствовать в семинарах по проблемам налогообложения, то широко используемый для регистрации Hotmail-аккаунт ежедневно страдает от более чем сотни подобных сообщений. Даже после включения наиболее строгого режима фильтрации (выше по рангу только "Exclusive" -- пропускает письма лишь избранных респондентов) каждый день в ящике остается до 95 бесполезных писем.
Почему спам столь раздражает пользователей? Причину неприязни раскрывают результаты
опроса, проведенного летом 1999 г. компанией Bright Light Technologies среди 13
тысяч человек, регулярно пользующихся электронной почтой. 90% из них получали
спам хотя бы раз в неделю, а 50% -- вынуждены иметь дело с более чем 6 коммерческими
письмами за тот же период. На первом месте среди поводов ненавидеть почтовую рекламу
оказалась трудоемкость процесса отделения зерен от плевел: 40% пользователей возмущены
бесполезной тратой времени и сил на ежедневное удаление спама, еще 30% полагают,
что почтовая реклама представляет реальную угрозу их личной безопасности, и только
15% посчитали оскорбительным содержание собственно рекламы.
Здесь необходимо привести данные исследования, касающегося тематики спама. В 1999 г. Spam Recycling Center опубликовал отчет, в котором специалисты компании ChooseYourMail.com утверждают -- 30% рекламы, распространяемой средствами e-mail, является порнографией. Это мгновенно стало предметом обсуждения в конгрессе США. Материалы, приходящие в незакодированном виде всем подряд, в том числе и детям, активно привлекаемым к использованию Internet, зачастую имеют рейтинг NC-17 (т. е. запрещается к просмотру детям до 17 лет) или еще более суровый. Моментально возникло четыре конкурирующих проекта законов, запрещающих или ограничивающих распространение спама. В частности, акт конгрессмена Гэри Миллера предоставляет провайдерам возможность требовать компенсации ущерба в размере $50 за каждое коммерческое письмо (Miller's Can Spam Act).
Здесь и далее мы будем часто обращаться именно к американским примерам, потому что США, являясь бесспорным лидером в области маркетинговых технологий и коммуникаций, уже довольно давно вынуждены заниматься вопросами спама. Европейское сообщество же лишь пару лет назад серьезно обеспокоилось складывающейся ситуацией и пока только нерешительно примеривается, с какой стороны к ней подойти.
Сопутствующий ущерб
Но прежде чем наносить ответный удар, в отличие от героев Джорджа Лукаса, нам следует разобраться, кто тут виноват: повстанцы или Империя? Если верить опросу Bright Light Technologies, 24% пользователей уверены в том, что провайдеры щедро делятся своими базами адресов с рекламодателями. 71% полагают, что вне зависимости от степени вины провайдеры обязаны регулировать поток спама, ограждая своих клиентов от назойливых писем. И только 15% чтящих либеральные ценности американцев отводят главную роль в эпопее борьбы с "электронным злом" федеральному правительству.
Вред, приносимый спамом частному лицу, мы более или менее осознали. Однако у почтовой рекламы есть и обратная сторона, еще более темная, чем лицевая -- неконтролируемая деятельность спамеров наносит финансовый ущерб корпорациям и провайдерам и вдобавок ко всему истощает информационные ресурсы Глобальной Сети. Некоторые исследователи попытались подсчитать прямые и косвенные убытки. Например, исходя из простой арифметики: служащий, получающий 10 писем в день (при условии, что он тратит на просмотр и удаление одного послания не более 5 секунд), потеряет 30 рабочих часов за год. Для небольшой фирмы цифры невелики, однако в масштабах корпорации прямые потери от снижения работоспособности будут составлять значительные суммы. А если рассматривать подобные явления на государственном уровне?
Подсчитать убытки вашей организации от спама можно в онлайновом калькуляторе по адресу www.cmsconnect.com/Marketing/spamcalc.htm. А специалисты объединенной Европы уже решили задачу глобально. По их данным, потери от спама в масштабах всего мира достигают 8 млрд. долл. в год.
Hero, he save us...
Будущее не сулит облегчения: по прогнозам аналитической корпорации Jupiter
Media Metrix, количество спама будет расти, и к 2006 г. объемы незатребованной
коммерческой корреспонденции на душу онлайнового населения вырастут более чем
в 2 раза (см. рисунок). Сейчас средний пользователь получает около 700 сообщений
в год (из общего числа 206 миллиардов штук!), через 4 года их количество будет
равняться 1400. До 50% писем, проходящих через сети некоторых провайдеров, являются
спамом. Даже почтовые серверы такого крупного сервиса, как AT&T WorldNet,
на 20% загружены обработкой принудительных рекламных рассылок.
Но откуда же у многочисленной, но чрезвычайно разрозненной армии спамеров такие ресурсы? Ответ кроется в беспечности и некомпетентности сисадминов некоторых весьма компьютеризированных развивающихся стран. Основная масса рассылок приходит в Европу и США из Азии, где находится множество почтовых серверов, позволяющих использовать их для отсылки писем в другие подсети. В западных странах сетевые службы опасаются компьютерной преступности, там такое невозможно. Поэтому, пытаясь противостоять волне спама, многие провайдеры и корпорации полностью блокируют почтовые адреса, принадлежащие азиатскому региону.
Бороться с этой леденящей душу тенденцией можно несколькими путями. Создано множество общественных объединений, претендующих на роль героя, способного распутать паутину технических, юридических и моральных проблем. Они исповедуют различные способы решения проблемы: от полного запрета на использование электронной почты для коммерческих рассылок до попыток засадить наиболее вредоносных спамеров за решетку.
Отдельные наиболее предприимчивые "спасители человечества" умудрились даже заработать реальные деньги на своих "несчастьях". Например, некоему Беннету Хазелтону (Bennett Haselton) удалось отсудить у своих мучителей 2 тыс. долл. Еще будучи подростком, Беннет уже чувствовал обиду за миллионы молчаливо терпящих притеснения со стороны государства и корпораций пользователей Internet. В 1996 г. он создал сайт Peacefire.org, развернув бурную деятельность на ниве защиты прав человека в Сети. В прошлом году Хазелтон столкнулся с тем, что его рассылки начали ошибочно блокировать провайдеры, принимая их за спам. Это подвигло молодого бунтаря на активные действия. Он подал 4 иска против авторов пяти коммерческих писем, которые отыскал в своем почтовом ящике.
Первым оказался парень из Индианы, строивший разновидность финансовой пирамиды: вариация на тему "напиши 5 писем, и будет тебе счастье", но только с небольшой дополнительной просьбой выслать 5 долларов. Тремя другими осужденными оказались фирмы, специализировавшиеся на рассылке коммерческой корреспонденции (одна из них, к примеру, предлагала быстро разбогатеть с помощью операций на фондовой бирже). Хазелтон воспользовался законом трехлетней давности, действующим в штате Вашингтон (Chapter 19.190 RCW: Commercial Electronic Mail).
В акте говорится, что жители штата не имеют права рассылать коммерческие электронные письма без запроса со стороны получателя. В таких сообщениях запрещается использовать поддельные домены, адреса и темы, вводящие в заблуждение относительно содержания. Ущерб, нанесенный составленными и отосланными без соблюдения вышеуказанных правил писем, выплачивается в размере не менее 500 долл. частным лицам и не менее 1 тыс. долл. онлайновым службам. Выиграть процесс было непросто, но реально. Теперь Хазелтон полон радужных надежд -- в его портфеле более 30 готовых исков, которые только ждут своей очереди.
Беннет не одинок в своих юридических упражнениях, многие жители США сумели воспользоваться законами против спама, постепенно появляющимися в отдельных штатах (19 уже имеют какую-либо разновидность такого закона). Мартин Палмер (Martin Palmer) на конец прошлого года получил около 18 тыс. долл. за счет внесудебного урегулирования претензий к спамерам. Брюс Миллер (Bruce Miller), свободный писатель из Сиэтла, стал первым человеком, сумевшим добиться денежной компенсации за рассылку коммерческих писем. В то время как молодой Хазелтон только собирался подавать в суд, Брюс аккумулировал уже 4 тыс. долл. по аналогичным искам.
Не все противники спама столь меркантильны. Существует немало общественных организаций,
пытающихся добиться запрета спама. Некоторые из них предлагают по-настоящему действенные
и полезные методы воздействия на спамеров. Например, по адресу
spamcop.net
вы найдете службу, позволяющую с комфортом пожаловаться вышестоящим инстанциям
на негодяев, засыпающих вас ненужной корреспонденцией. Заполнив форму на сайте
и получив идентификационный код, любой пользователь может сообщать службе о случаях
появления спама, и система автоматически будет уведомлять администратора того
домена или сети, где, судя по информации, извлеченной из заголовка письма, обосновался
спамер. Если же и этого мало -- приобретите за $20 утилиту
Spam
Deputy. Она интегрируется как в MS Outlook, так и в другие почтовые клиенты
(Eudora, Netscape Messenger и т. д.), и по нажатию одной кнопки формирует готовые
запросы для spamcop.net.
Казнить нельзя помиловать
Что касается попыток подвести законодательную базу под действия активистов
всего мира, то история эта отнюдь не нова. Во всяком случае для Соединенных Штатов.
Когда-то аналогичным образом рекламисты терроризировали владельцев факсов, и в
1991 г. был принят Telephone Consumer Protection Act, позволявший взыскать до
$1500 с компаний, чьи продукты или услуги продвигались подобным образом. Но выиграть
судебный процесс -- это не то же самое, что получить деньги в банкомате. Один
из рекордсменов по использованию закона, президент маленькой фирмы по производству
ПО, Роберт Брейвер (Robert Braver), заработавший более 100 тыс. долл. на подобных
исках, утверждает, что довести дело до конца сложно, а еще сложнее извлечь из
него прибыль. Большая часть вознаграждения уходит на судебные издержки.
Технические способы "искоренения" спама более похожи на призыв из грибоедовского
"Горе от ума": "Чтоб зло пресечь -- собрать все книги бы и сжечь!".
Вместе с мусором в корзину сыпятся полезные письма. Иногда в "черные списки",
публикуемые некоторыми организациями (например,
Mail
Abuse Prevention System;
Spamhause
Block List), попадают крупные телекоммуникационные компании вроде Sprint,
занимающиеся легальной деятельностью. Программы все еще не научились понимать
смысл текста, поэтому ситуация, когда важное послание будет стерто, -- лишь дело
времени. Как говорит Крис Льюис (Chrys Lewis), специалист, занимающийся блокированием
принудительных рассылок в одной из крупных американских корпораций: "Настройка
программных фильтров -- это чрезвычайно деликатная процедура, потому что моя ошибка
может нанести ущерб бизнесу". С другой стороны, если система дает вам возможность
просмотреть кандидатов на удаление, то эффективность ее применения снижается --
опять большая часть работы ложится на человека.
Законодательная метода также полна противоречий. Как считают некоторые ее сторонники, урегулировать проблему можно, только полностью запретив любые разновидности коммерческих рассылок. Профессор Дэвид Соркин (David E. Sorkin) из чикагской John Marshall Law School утверждает: "Вы или должны запретить принудительную e-mail-рекламу, или оставить все как есть. Компромиссный подход просто узаконит спам".
Увы, запретами нас, жителей постсоветского пространства, накормили досыта. Вероятно, американцам еще неведомы прелести жесткой информационной политики, но мы-то знаем, к чему все это ведет. Почему государственные органы должны решать за меня? Может, я мечтаю получать письма с предложениями фантастического путешествия на Карибы за две сотни долларов или рецепт "Как разбогатеть за три месяца, не выходя из своего дома"? Почему они лишают меня этого счастья? Многие спамеры обращают внимание на тот факт, что новый закон будет конфликтовать с правом на свободу слова и ограничит свободу выбора.
Горячая дискуссия развернулась также вокруг подхода к регулированию маркетинговой деятельности в Internet. Есть варианты, именуемые opt-out и opt-in: первый подразумевает сознательный отказ пользователя от рассылок, другой -- запрет на принудительные рассылки по умолчанию. В последнем случае пользователь, желающий получать рекламу, должен подписаться на нее или иным способом изъявить согласие с таким видом рассылки.
Исследователи из
Cato
Institute пришли к выводу, что: "регулирование спама законодательным
путем откроет путь для дальнейшего вмешательства государства в рекламный бизнес".
Более того, вряд ли парламент сможет остановить тех спамеров, которые и сегодня
нарушают законы, связанные с распространением порнографии и других нелегальных
услуг. Преступники будут продолжать свою подпольную деятельность, в то время как
"под огнем" окажутся легальные маркетинговые компании. Тем не менее
активисты европейского отделения организации CAUCE (
Coalition
Against Unsolicated Commercial E-Mail) добились от европейских министров по
телекоммуникациям обещания ввести запрет на принудительную рассылку коммерческих
электронных сообщений. Причем соответствующий закон за две недели до этого решения
так и не смог набрать необходимого количества голосов в Европарламенте. Единственное
достижение политиков к текущему моменту: требование помечать рекламные сообщения
ясным для потребителей способом.
Правда, представления о своих правах новоявленных конкистадоров, пытающихся завоевать виртуальное пространство, порой чересчур наивны. Например, большинство украинских компаний, рассылающих рекламу, апеллируют к статье 34 Конституции Украины:
"Ваш адрес взят из открытых источников Интернет. Рассылка произведена в соответствии
со Статьей 34 Конституции Украины --
www.rada.kiev.ua/konst/konst1.htm#r2.
Приносим извинения, если мы были некорректны, обратившись к Вам".
А вот, собственно, что гласит текст Основного Закона нашей страны:
"Стаття 34.
Кожному гарантуэться право на свободу думки i слова, на вiльне вираження своïх
поглядiв i переконань.
Кожен маэ право вiльно збирати, зберiгати, використовувати i поширювати iнформацiю усно, письмово або в iнший спосiб i на свiй вибiр.
Здiйснення цих прав може бути обмежене законом в iнтересах нацiональноï безпеки, територiальноï цiлiсностi або громадського порядку з метою запобiгання заворушенням чи злочинам, для охорони здоров'я населення, для захисту репутацiï або прав iнших людей, для запобiгання розголошенню iнформацiï, одержаноï конфiденцiйно, або для пiдтримання авторитету i неупередженостi правосуддя".
Как говорилось в известной комедийной миниатюре: "Где написано, что женатый?". Украинские спамеры полагают, что раз они взяли мой адрес из "публичных источников" (т. е. не осуществляли за мной незаконной слежки) и руководствуются правом человека на распространение информации, то все в порядке, и их деятельность полностью законна. Полагаю, это слишком самоуверенно.
Чувствуя приближение расплаты, крупные компании, исповедующие идеологию прямого
маркетинга, объединились и создали
Email
Preferences System. Зарегистрированные в системе пользователи навсегда исключаются
из маркетинговых баз данных и никогда не будут потревожены вошедшими в коалицию
спамерами. Фактически -- это реализация вышеупомянутой идеологии opt-out.
Спам должен умереть?
Что такое спам? Вы полагаете, что ответ лежит в вашем почтовом ящике. Реклама, рассылаемая принудительно и просматриваемая всеми, кто рискнет сунуть свой нос в недра железного бокса в поисках свежей газеты. Не все так однозначно. Под данное определение подпадает также реклама на телевидении: вы включаете "ящик", чтобы узнать последние новости, и вынуждены выслушать целый ушат информации о жевательной резинке и новых сортах пива. Новостные Web-сайты -- еще более близкая сердцу серфера аналогия. Чтобы добраться до статей, занимающих от силы 5--10 KB, пользователь сперва должен загрузить сотни килобайт баннеров, просмотреть массу анимационных роликов и даже иногда прослушать бодрые музыкальные мелодии. Отчего же все это безобразие не называют спамом и почему спам в "письменном виде" считается преступлением против человечества, а откровенное замусоривание Сети и ТВ -- "двигателем прогресса"?
Ответ на поставленные выше вопросы заключается в... деньгах. За рекламу средства массовой информации и, следовательно, коммуникационные компании тоже получают деньги, а вот провайдеры за рассылку электронных писем имеют или совсем ничего, или почти ничего. Благодаря модемной компрессии текст много времени при пересылке не занимает, да и услуги электронной почты нынче модно предоставлять по смешным расценкам, а иногда и вовсе бесплатно.
Исходя из вышенаписанного решение проблемы спама выглядит совсем простым. Следует взимать плату за рассылку по электронной почте коммерческой информации. Хочешь 1000 писем отправить -- плати по 10 центов за каждое, "клей" цифровые "марки" -- и нет проблем. А неплательщиков будут разыскивать: стоит привлечь к финансовой ответственности парочку дельцов -- и количество нелегальных почтовых "бутлегеров" уменьшится как минимум вдвое. Искоренить явление совсем не удастся, но обуздать нынешний разгул -- вполне реальная задача.
Про DCIM у забезпеченні успішної роботи ІТ-директора