`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Что для вас является метрикой простоя серверной инфраструктуры?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Параллели и параграфы из жизни одной компании

+11
голос

В рамках публикации архивных материалов нашего издания предлагаем вашему вниманию статью из №43 (162) «Компьютерного Обозрения» от 12 ноября 1998 г. Рассказ про легендарную компанию «Параграф» и ее создателя Степана Пачикова, который также основал Evernote, но это уже отдельная и другая история.

Получив редакционное задание прояснить судьбу весьма известной российской компании ParaGraph, я натолкнулся на множество интересных фактов и событий.

Но, прежде чем перейти к сути, вкратце — в чем же проблема? Не так давно купленная Silicon Graphics, а затем объединенная с другим подразделением и преобразованная в Cosmo Software фирма ParaGraph, бывшая всегда на слуху, казалось, вдруг исчезла. Неопределенность положения самой Cosmo Software, покинувшей пару месяцев назад лоно SGI, внесла еще большую неразбериху в вопрос о том, что же сегодня творится в ParaGraph.

Однако — все по порядку. И начать, пожалуй, стоит именно с истории ParaGraph, с 1989 года, когда в Москве несколько сотрудников различных академических институтов на волне постперестроечного энтузиазма решили организовать свое дело. В результате образовалась фирма «МикроКонтур», которая прошла через определенные стадии развития, побывала в роли советско-американского предприятия и, наконец, пришла к форме АО «Параграф». Но это было потом, а в самом начале деятельности, получив внушительный (по тем временам) для столь молодой фирмы контракт на $40000, они не имели ни малейшего понятия, что же будут делать по завершении работ по нему.

Решение было найдено в результате «мозгового штурма»: все сотрудники новообразованного предприятия выписали задачи, которыми они занимались в научных организациях. Естественно, это были, в основном, темы, связанные с проблемами искусственного интеллекта и требующие для реализации нетривиальной научной подготовки: распознавание речи, предсказание землетрясений, ранняя диагностика рака легких, распознавание рукописного текста и т.п.

Оценив необходимое количество дополнительного оборудования для реализации тех или иных проектов, а также их коммерческую значимость, было решено остановиться на задаче ввода и распознавания рукописного текста. Продвигать эту технологию предполагалось как составляющую развивающей программы-игры для детей младшего возраста (!). Кстати, при непосредственном участии основателя «Параграфа» Степана Пачикова в Москве был организован Детский компьютерный клуб, идею создания которого поддержали довольно известные личности. Многие считают, что этот факт сыграл немаловажную роль в истории самой компании.

Но вернемся к проекту «Параграф». Разработав первые варианты технологии, сотрудники приступили к продвижению «распознавателя» на международных выставках. Начав с европейского СеВИ’а, где у наших героев не было даже своего стенда, к весне 1990 г. они «добрались» до американского Comdex’a. При этом сотрудники «Параграфа» не просто пассивно предлагали купить распознаватель или технологию, а проводили активный поиск заинтересованных. Делегация от «Параграфа» (в которую входили Степан Пачиков, Илья Лосев и другие члены команды) посещала офисы, организовывая встречи с ответственными лицами из многих известных компьютерных компаний, в том числе с Ларри Теслером и Стивом Каппсом из Apple, Бадом Трибблом — вице-президентом NeXT, Джерри Капланом и Робертом Карром из Go. Побывали они и в офисе Intel.

Несмотря на часто возникающее непонимание или даже отрицательную реакцию, поиски партнера продолжались с завидным упорством. И счастье улыбнулось, технологией распознавания рукописных текстов заинтересовалась сама Apple в связи с разрабатываемым в тот момент PDA Newton -первопроходцем среди массовых «карманных компьютеров». Одним из условий подписания контракта была регистрация «Параграфа» как американской компании, и это было незамедлительно сделано.

И вот часть сотрудников фирмы покинула обжитой офис в Москве и направилась в Силиконовую Долину. Новообразованная ParaGraph International разместилась в офисе, снятом в Саннивейле. Чрезвычайно напряженный график работ требовал максимально плотного контакта между группами разработчиков операционной системы и аппаратного обеспечения, которые располагались в офисе Apple в Купертино, и лабораторией Ильи Лосева, занимавшейся созданием рекогнайзера. Был арендован дом, и восемь специалистов лаборатории Лосева переселились в Купертино.

Главной проблемой было время — его катастрофически не хватало, и разработки велись воистину авральными методами. Дело в том, что руководством Apple были установлены определенные, но абсолютно нереальные сроки выпуска готового продукта, и никого не интересовало — успеет ли команда разработчиков «довести до ума» Newton к указанной дате. По словам Лосева, было вполне нормальным, если его сотрудники приезжали в офис Apple в 2 часа ночи, чтобы уточнить какие-либо детали или выяснить, почему что-либо не работает. И самое удивительное, что там в это время кипела бурная работа! Вот как описывает те времена непосредственный участник событий Александр Пашинцев, ведущий программист этого проекта: «Приехав в очередной раз среди ночи в Apple, можно было застать картину, когда люди спали в своих кубиках (небольших загородках в общем помещении) на полу под компьютером, который гнал какой-то тест. Пока компьютер делал свою работу, у них выдавалась пара часов свободного времени, чтобы немножечко отдохнуть и поспать».

Кроме того, по всей видимости, компания страдала от излишней секретности, и разработчики «Параграфа» не имели даже малейшего представления, как конкретно будет выглядеть конечный продукт. Никто не считал целесообразным выслушать предложения сотрудников «ПараГрафа» по улучшению и совершенствованию архитектуры. Как результат — несостыковка требований программы распознавания с реальными возможностями аппаратного обеспечения и потеря потенциально весьма интересных возможностей.

Все это, конечно, не способствовало коммерческому успеху продукта Newton. Множество недоделок и системных ограничений не позволили добиться этой платформе широкого признания и, несмотря на все усилия Apple исправить ситуацию, проект вскоре умер (в начале этого года Apple закрыла и само подразделение Newton). По мере остывания интереса к New-ton’y охладевали и отношения с «Параграфом», и постепенно фирма была вынуждена сместить акцент на разработку иных, более востребованных на рынке, но не менее высокотехнологичных в своей основе продуктов.

На этом этапе важную роль сыграл Георгий Пачиков — родной брат Степана. Он изначально не входил в группу разработки рекогнайзера и занимался компьютерной графикой во главе небольшой команды разработчиков. В тот момент, когда стало ясно, что интерес к использованию рукописного ввода на рынке угас, его разработки послужили тем «костылем», на который смогла опереться фирма. Степан Пачиков предложил разрабатывать системы виртуальной реальности, и «Параграф» опять, как он сам выразился, «попал в струю».

Огромный интерес к виртуальной реальности и Internet со стороны пользователей и индустрии позволил компании опять «найти себя» в мире современных компьютерных технологий. Пачиковым овладела идея создания «Виртуальной машины времени» — некой сетевой среды, где люди могли бы встречаться под личиной известных исторических личностей. Однако «Параграфу» явно не хватало ресурсов для того, чтобы реализовать его амбициозные планы. Кроме того, им приходилось соревноваться с такими гигантами, как Microsoft, которые тоже приступили к гонке виртуальных технологий.

Чтобы безнадежно не отстать, требовались серьезные инвестиции в разработку, маркетинг, промоушн. Найти их оказалось вовсе не простым делом. Проблема была не в деньгах, а в условиях, на которых они могли бы быть предоставлены. Венчурные компании не вполне удовлетворяли потребности «Параграфа», поскольку привыкли работать с молодыми фирмами, где за несколько миллионов долларов они получали чуть ли не контрольный пакет акций. «Параграф» не мог на такое согласиться, фирма уже имела 7-летнюю историю и вовсе не горела желанием попасть в кабальную зависимость от какой-нибудь корпорации с чисто финансовыми интересами. Кроме того, они оценивали свою реальную рыночную стоимость в сумму около 50 миллионов, что никак не согласовывалось с планами венчурных капиталистов.

Для обеспечения притока свежих сил Степан Пачиков нанял группу молодых американских менеджеров, среди них — два ключевых сотрудника из World (одной из ведущих фирм-разработчиков систем виртуальной реальности и, кстати, конкурента «Параграфа»): Митру и Грегори Слейтона. Первый — известный специалист, один из создателей стандарта Moving Worlds для VRML 2.0, в разработке которого принимали участие Sony и Silicon Graphics, — занял в «Параграфе» пост Chief Network Architect. Грегори Слейтон — старший вице-президент World — стал президентом ParaGraph International. Степан Пачиков занял пост исполнительного директора (CEO), и управление компанией, в целом, осталось за ним.

Поиск генерального инвестора продолжался. Тремя основными претендентами стали: Disney (непосредственно перед этим с Disney OnLine был заключен крупный контракт), Microsoft (этой компании они просто симпатизировали) и, наконец, Silicon Graphics. Как с Microsoft, так и с Disney возникли трудности чисто организационного характера, так как каждая из этих корпораций, обладая огромным количеством подразделений, считала своим долгом «усыновить» «Параграф».

Иначе получилось с Silicon Graphics. Эта компания оказалась гораздо более цельной и целеустремленной. Менеджеры SGI сразу, как говорится, «взяли быка за рога». Степану Пачикову (а переговоры вел именно он) предложили продать «Параграф» целиком, не размениваясь на «какие-то там инвестиции». Пачиков понимал, что вести дальше с Silicon Graphics переговоры об инвестициях, когда нам говорят: «Мы этого не очень хотим», — означает резко снижать цену, а искать новых инвесторов было уже непозволительной роскошью, так как время неумолимо двигалось вперед, и пути назад уже не было. Немного «поломавшись» для приличия, Степан дал согласие, и в мае 1997 г. процесс слияния, вернее покупки, был завершен. Акции ParaGraph International были обменены на соответствующее число акций SGI, и таким образом команда Степана Пачикова завершила период своего существования как независимая фирма.

Основная часть «Параграфа» влилась в Internet-подразделение Silicon Graphics — WEB_Division, потом переименованное в Cosmo Software. Сам Пачиков с небольшой группой сотрудников не попал в подразделение, мотивируя это тем, что у Cosmo уже был руководитель, которого никто не собирался менять, а он не имел ни малейшего желания «идти в подчинение» к кому-либо, предвидя возможные конфликты. Избавляться от Пачикова SGI тоже не было смысла, поэтому ему предоставили должность одного из вице-президентов. С ним был подписан контракт, одним из пунктов которого предусматривалось, что в случае, если Пачиков добровольно покинет компанию, он не будет заниматься проектами, напрямую конкурирующими с деятельностью Silicon Graphics.

Степан Пачиков считал это слияние своей большой удачей. На Западе такой путь развития молодой высокотехнологичной компании вполне закономерен, и многие его знакомые американцы и бизнес-партнеры прислали ему по электронной почте свои поздравления в связи с этим событием. Сам он был полон радужных надежд на то, что сможет «сделать проект «Виртуальная машина времени» главным в Silicon Graphics и «зажечь» всю фирму, увлечь ее этим проектом и как-то им руководить». Однако этим мечтам не было суждено сбыться: спустя год SGI объявила о новой стратегии, в связи с которой корпорация должна избавиться от всех побочных ветвей бизнеса (т. е не связанных с производством рабочих станций). И вскоре было принято решение расформировании и продаже подразделений Cosmo Software и MIPS.

СЕГОДНЯШНИЙ «ПАРАГРАФ»: ЧТО НОВОГО?

Что же произошло после выхода Cosmo Software из Silicon Graphics? Группа во главе со Степаном Паниковым вошла в состав компании Vadem. Последняя также заслуживает нескольких слов. Vadem основана в 1983 г. и занимается разработкой программного обеспечения для поддержки мобильных вычислений (хотя совсем недавно представила аппаратную платформу собственного дизайна, о Clio читайте ниже). Ее офис расположен в Сан-Хосе (штат Калифорния). В компании трудится ряд ведущих менеджеров из таких грандов индустрии, как Apple, Bay Networks, Intel, Philips и U.S. Robotics. О слиянии ParaGraph International c Vadem было официально объявлено 26 августа этого года, поэтому, пожалуй, еще рано говорить, насколько удачным будет данный союз.

ParaGraph стал самостоятельным подразделением корпорации, а Степан Пачиков занял должность старшего вице-президента и генерального менеджера образованного подразделения. Он также является членом совета директоров и непосредственно подотчетен только президенту группы Джону Зао (John Zhao).

Такая организационная схема имеет множество положительных аспектов для команды Пачикова, так как теперь они могут жить своей более обособленной жизнью, разрабатывать проекты в собственном стиле и темпе. Если при объединении с Silicon’ом «параграфовцы» не только попали в уже сложившийся коллектив Cosmo Software, но и были разделены на две группы, то здесь они обрели некоторую свободу и перспективы роста, недостижимые в столь большой (и поэтому достаточно консервативной) корпорации, какой является SGI. Теперь «Параграфу» отводится вполне самостоятельный участок деятельности группы, а именно — усовершенствование и продвижение уже наработанных ею решений в области перьевых устройств ввода информации как для мобильных (карманных) компьютеров, так и для десктоп-систем.

Но все же «Параграфу» не удалось и в этот раз избежать проблем (по меньшей мере организационных). По одним данным, московское подразделение компании все еще остается в собственности Silicon Graphics, по другим — это независимое предприятие ParaGraph AG. Можно долго гадать, что произошло на самом деле, но факт остается фактом: «Параграф», как бы «раздвоился», и теперь обе группы оказались по разные стороны «баррикад». Если ранее их разделяли лишь географические расстояния, то теперь возникли куда более суровые преграды юридического плана.

Обратимся теперь к продуктам компании(й) и проясним для себя, в чем же состоит привлекательность команды Пачикова и почему крупнейшие корпорации готовы выложить миллионы за эту, в общем-то, небольшую группу разработчиков. Кстати, мы совершенно упустили из виду еще одно направление бизнеса ParaGraph разработка шрифтов. Но это совершенно отдельная тема, тем более, что под нее создана компания РагаТуре (www.paratype.ru).

ИДЕИ, ПРОДУКТЫ, ТЕХНОЛОГИИ «ПАРАГРАФА» (PARAGRAPH PEN TECHNOLOGY, КАЛИФОРНИЯ)

В данный момент подразделение «Параграф» сконцентрировало усилия вокруг двух, наиболее активно продвигаемых продуктов: Calli-Grapher и Morphine. CalliGrapher -это не что иное, как «распознаватель», культивируемый Степаном Паниковым сотоварищи еще с 1988 г. В нынешней инкарнации «распознаватель» превратился в набор программ для обеспечения рукописного ввода в карманных компьютерах. Хотя CalliGrapher изначально ориентирован на Windows СЕ, тем не менее в конце сентября была анонсирована разработанная совместно с французской фирмой Atelier S.A. версия для Psion 5. В пресс-релизах, касающихся CalliGrapher, основной упор делается на способность данной программы распознавать «естественное написание», в отличие от множества уже существующих решений, для ввода рукописной информации с использованием специально разработанных алфавитов (как, например, сделано в PalmPilot). Утверждается, что не требуется никакого предварительного «обучения» CalliGrapher’a для того, чтобы начать им пользоваться (с демоверсией, работающей на Java, можно ознакомиться по адресу www.paragraph.ru).Такие замечательные свойства просто не могли остаться не замеченными компьютерной общественностью, и программа удостоилась ряда ценных призов, в частности Forbes’ Best of the Breed, PCWeek, Byte Best of Comdex’97, CEcity Choice Award.

Morphine — технология, позволяющая быстро создавать качественную анимацию для Web. Программа дает возможность частично автоматизировать и до предела упростить процесс создания анимационных последовательностей. Воспроизводятся ролики, созданные Morphine с помощью Active-X Control для Internet Explorer или специального plug-in для Netscape Navigator.

Вот, пожалуй, и все. Лишившиеся своего мощного центра R&D, каковым являлось московское подразделение «Параграфа», калифорнийцы утратили доступ к большинству графических и Internet-технологий, и теперь единственным, на мой взгляд, возможным выходом (можносказать, exit-strategy — стратегией развития) для них является форсирование усилий в направлении технологий рукописного ввода.

ИДЕИ, ПРОДУКТЫ, ТЕХНОЛОГИИ «ПАРАГРАФА» (PARALLEL GRAPHIC, МОСКВА)

Основное направление деятельности московского офиса — компьютерная графика, а именно: приложения для Internet, базирующиеся на VRML и D96; программные пакеты для конструирования миров виртуальной реальности; креативная графика. Кстати, одно из толкований ParaGraph — Parallel Graphic. Однако не забыты и другие, актуальные на сегодняшний день, технологии, как-то: технологии клиент-сервер, шрифтовая лаборатория.

Начну с графических приложений. Несомненное достижение «Параграфа» — его активное участие в создании языка VRML, который является стандартом ISO для представления интерактивной 3D-графики в Internet. Программисты компании еще до появления VRML (спецификации которого, кстати, нещадно ими критикуются) пришли к идее создания D96 — собственного языка 3D-моделирования. D96, хотя и имеет сходство с VRML (а последние версии в целях совместимости просто «поглотили», т.е. включили в себя, этот язык), но обладает более гибкими возможностями. Его спецификации позволяют значительно понизить требования к аппаратному обеспечению, необходимому для полноценной работы с интерактивными мирами, построенными на его основе. Правда, обратной стороной высокой скорости рендеринга является достаточно низкое качество получаемых изображений (отсутствуют многие общепринятые ЗО-функции: закраска Гуро, цветные и точечные источники освещения и др.). Тем не менее именно эти технологии были использованы и используются при выполнении контрактов с Mitsubishi (People’s World), Microsoft Network (Magic Resort) и Disney On-Line (для Disney, кроме технологии, была подготовлена и креативная графика — то, что называется content). При создании виртуальных миров активно использовались собственные клиент-серверные технологии «Параграфа».

В 1996 г. была выпущена первая версия lnternet3D SpaceBuilder -редактора трехмерных виртуальных миров, базирующегося на формате VRML. Создавая SpaceBuilder, разработчики основывались на уже получившем признание пакете Virtual Home Space Builder, который был одним из первых и лучших продуктов для моделирования виртуальной реальности на персональном компьютере, ориентированным на домашнее применение. Новый пакет расширил область применения данной технологии, выведя ее на просторы Internet. lnternet3D SpaceBuilder уже отмечен такими авторитетными наградами, как Net Best от журнала «ZD» Internet и «Лучшее инструментальное средство построения мультимедийных миров» на конкурсе «Multimedia Edutainment’97».

Арт-студия «Параграфа» активно сотрудничают с «Театром ДДТ», предоставляя графику и технологии. Например, при их непосредственном участии создан мультимедийный CD-ROM этой группы, по словам разработчиков, — «интерактивный компьютерный четырехмерный музыкальный мир».

Компания по-прежнему много внимания уделяет своей линии продуктов ParaWin, служащей благородным целям русификации различных операционных систем. Последняя версия этого пакета -ParaWin СЕ — позволяет осуществлять корректную поддержку русского языка в операционной системе Windows СЕ.

Из самых последних разработок «Параграфа» следует отметить клиентское программное обеспе-чение для «путешествия» по виртуальным мирам в Internet «Острова» (Islands) и plug-in для просмотра VRML и D96 миров в Internet — Babylon4.

«Острова» позволяют просматривать виртуальные миры и обеспечивают общение в них через «аватаров» — условных анимационных героев, которые представляют участников виртуального мира. Бета-версия клиента доступна для свободной загрузки на узле www.para-graph.ru. Попробовать же прелести виртуального общения можно по адресу islands.paragraph.ru.

Расширение Babylon4 является, по всей видимости, если не преемником, то некоторой заменой общеизвестного Cosmo Player’a.

Это, пожалуй, — все основные факты, которые удалось собрать и втиснуть в размеры одной статьи. Множество технологий и программных продуктов, не столь важных сейчас, но не менее интересных и перспективных, остались за рамками данной публикации.

Параллели и параграфы из жизни одной компании

Чудо, которое вы видите, называется Clio. Разработано оно компанией Vadem и уже поступило в продажу в США по цене $999, лицензировано компании Sharp и в скором времени выйдет на мировой рынок под торговой маркой MobilonHipad (как нам сообщили официальные представители Vadem). Итак. Clio -это устройство под Windows СЕ. оснащенное процессором NEC VR4 111 MIPS.

24 MB ROM и 16 MB RAM с возможностью апгрейда до 32 MB. Монитор c диагональю 9.4 дюйма 640×480 (256 цветов), DSTN-матрица с подсветкой, чувствительная к прикосновению.

Параллели и параграфы из жизни одной компании

Clio также имеет по одному разъему для Туре I PC Card и Туре II Compact Flash. В устройство встроены динамики и микрофон, а также lrDA-порт. Размеры 22×28,5 см при толщине около двух сантиметров, масса 1.45 кг. О самом конструктиве особо говорить, видимо, не стоит (его особенности прекрасно видны на фотографиях), в заключение отметим лишь, что установленные в нем ионолитиевые батареи позволяют, в среднем, работать 12 часов непрерывно.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT