Просто обслуживая абонентов, оператор мобильной связи знает о каждом гораздо больше, чем исповедник – каким устройством и приложениями, когда и как человек пользуется, все о его местоположении и перемещениях, какие заведения предпочитает, как часто пересекает границу. Эти данные позволяют составить довольно точный портрет потребителя и попытаться улучшить его пользовательский опыт.
В то время как для проектов в области машинного обучения наличие достаточного объема качественных исторических данных является стартовым условием и нередко становится первым камнем преткновения, у сотового оператора, чья абонентская база превышает 26 млн. человек, проблема практически обратная – различной информации так много, что для плодотворной работы с ней нужны особые специалисты. И речь тут идет не о технических параметрах связи и повышении качества обслуживания – это практикуется уже, по меньшей мере, 15 лет, а о создании дополнительных сервисов. Поскольку аналитика больших данных – область сравнительно новая и профильное обучение предлагают лишь несколько вузов страны, такие специалисты сегодня на вес золота и операторы связи вынуждены брать инициативу в свои руки.
Андрей Железняк: «Рынка таких специалистов, как эксперт по аналитическим данным, в Украине по сути нет. Поэтому мы предпринимаем усилия по привлечению и профильной подготовке представителей смежных профессий»
«Киевстар», к примеру, совместно с партнерами уже четвертый год кряду проводит Big Data School – бесплатный десятидневный интенсив с акцентом на практических бизнес-задачах, призванный помочь студентам и представителям смежных специальностей под руководством опытных менторов приоткрыть окно в мир больших данных, а самой компании найти мотивированных новичков, готовых развиваться в перспективной области. Курс адресован в первую очередь математикам и аналитикам, имеющим навыки программирования на Python и R, энтузиастам машинного обучения и Big Data. Он включает в частности введение в Hadoop, основы работы с данными и такими инструментами, как Spark, Hive и Sqoop. Очередная программа стартует 15 октября.
Интересно, что, как сообщил Олег Волошко, начальник отдела развития аналитических продуктов «Киевстар» и куратор Big Data School, за три минувших года проект собрал 4600 заявок, тестовые задания выполнили 480 соискателей, было проведено 155 собеседований, по итогу которых 80 студентов прошли обучение. Дюжина выпускников в результате присоединились к команде оператора, которая на сегодня составляет около полусотни человек. Такая вот занимательная арифметика – один новый сотрудник на 383 заявки.
Над чем же работают аналитики данных «Киевстар»? К примеру, компания «Сильпо» получила исследование потенциальной клиентской базы в 134 городах, для планирования развития торговой сети, а для «Аптеки низких цен» организовали кампанию по привлечению новых клиентов, в рамках которой была проведена рассылка индивидуальных промокодов тем абонентам, которые вошли в целевую аудиторию и оказывались в заданных локациях.
В целом же, как отметил Андрей Железняк, директор по аналитическим продуктам и сервисам «Киевстар», подобными услугами оператора пользуются банки и кредитные организации, предприятия розничной торговли и электронной коммерции, страховые и фармакологические компании, агрохолдинги и строительный бизнес. Бизнесу доступны такие продукты, как скоринг (оценка заемщика), портрет клиента, тепловые карты (определение места концентрации целевой аудитории), фокусная коммуникация (включая look-alike и гео-таргетинг) и т.п.
Причем представители «Киевстар» акцентировали внимание, что оператор работает исключительно в правовом поле Украины и не передает персональные данные абонентов третьим лицам. Все аналитические модели строятся на базе обезличенных, зашифрованных данных, а соответствующие рекламные уведомления получают только подписчики услуги «Мои скидки» (около 10 млн. человек).
К примеру, открывая новое кафе по какому-либо адресу, предприниматель может заказать у оператора рассылку информационных сообщений определенному количеству абонентов по соседству, которые относятся к заданной возрастной категории, классифицированы как любители горького напитка и т.д. Но он сам не получит индивидуальных сведений об этих людях.
Организация подобной промо-кампании сегодня настолько автоматизирована, что подготовить ее посредством сервиса Business Data Solutions (инструмент поиска клиентов и анализа их потребностей на основе целевого таргентинга) может практически любой маркетолог. Представители оператора лишь осуществляют модерацию информационного сообщения на финальном этапе. По данным Андрея Железняка, стоимость одного такого SMS стартует с 30 копеек и растет в зависимости от параметров выборки, количество сообщений – от 1000, а ориентировочная конверсия составляет 1,5-3%.
В свою очередь крупному бизнесу оператор готов предложить комплексные интегрированные решения индивидуальных задач, как отметил Константин Вечер, и.о. директора по развитию бизнеса «Киевстар» на корпоративном рынке. Наряду с разнообразными телеком-сервисами и обсуждаемыми аналитическими решениями для развития бизнеса в портфель компании также входят решения для операционной эффективности (услуга электронной цифровой подписи Mobile ID и сервис электронного документооборота Star Docs), ИКТ решения (Microsoft Office 365, Azure Stack, M2M Jasper). Большие данные и облачные сервисы, интернет вещей и кибербезопасность – это те перспективные направления, на развитии которых компания фокусируется в рамках диверсификации бизнеса и расширении перечня дополнительных услуг.
Про DCIM у забезпеченні успішної роботи ІТ-директора