`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Смартфон: игрушка или деловой помощник?

Статья опубликована в №35 (554) от 19 сентября

0 
 

Современные смартфоны и коммуникаторы (далее просто смартфоны), несмотря на свой незначительный возраст (хотя для IТ-индустрии и пять лет – весьма немало), стали неотъемлемым атрибутом делового человека. Они дороже «классических» мобильных телефонов и КПК, благодаря чему подчеркивают статус владельца, и оснащены целым арсеналом различных функций, которые обеспечивают широкие возможности для решения типичных бизнес-задач, но нередко остаются невостребованными.

Как показывает опыт общения с нашими соотечественниками – владельцами смартфонов, нередко такие устройства остаются дорогими игрушками, приобретение которых – лишь дань моде и окружению. Что же мешает им полноценно исполнять роль, определенную разработчиками, – электронного секретаря и помощника делового человека?

Во-первых, это нежелание пользователя работать в мобильном режиме. В таком случае смартфон рассматривается просто как дорогой аксессуар. Тут можно только развести руками, ведь 80% стоимости пропали зря, разумнее было бы купить действительно имиджевые модели, например от Vertu или хотя бы Nokia 8800.

Во-вторых, неумение или кажущаяся сложность эксплуатации «умных» функций смартфона. Здесь на первый план выходят такие составляющие, как интерфейс, предоставляемый программной платформой, наличие в комплекте знакомых пользователю приложений, простота взаимодействия с внешними устройствами (чаще всего с ПК) и поддержка необходимых форматов данных.

Смартфон игрушка или деловой помощник?
Именно взаимодействие с корпоративными системами позволяет полноценно раскрыть весь потенциал «умных» устройств

В настоящий момент наиболее распространенными платформами являются Windows Mobile (Qtek и многие другие), Symbian Series 60, 80, 90 (Nokia, Sony Ericsson), Palm OS (Palm). Каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны, но с точки зрения именно привычности и беспроблемной интеграции с ПК решение от Microsoft (особенно с выходом 5-й версии мобильной ОС) выглядит предпочтительнее. Действительно, владелец смартфона попадает в знакомую среду Windows, получает стандартный набор прикладных программ (среди которых Microsoft Word, Excel, PowerPoint, Outlook) и вполне может применять свои «настольные» навыки.

При этом настройка коммуникаций между смартфоном и ПК также не вызовет затруднений – достаточно установить Microsoft ActiveSync (желательно последней версии, которую можно найти по адресу и один раз настроить необходимые опции: синхронизацию почты, календарей, файлов и пр. В дальнейшем все операции должны выполняться автоматически при подключении к компьютеру – документы Word, измененные на смартфоне или коммуникаторе, перенесутся в соответствующие папки на ПК, а назначенные встречи и прочие пометки в календаре будут загружены в календарь смартфона. Ситуация еще больше упростится с выходом Windows Vista со встроенным компонентом Mobile Device Center, способным выполнять примерно те же функции, что и ActiveSync.

Однако приходится признать, что какой бы простой ни была синхронизация, она в определенном смысле привязывает владельца мобильного устройства к ПК. И это является еще одним серьезным препятствием для полноценного использования «умных» устройств.

Смартфон игрушка или деловой помощник?
Exchange Server 2003 SP2 позволяет дистанционно управлять безопасностью мобильных клиентов на базе Windows Mobile 2005

Поэтому следует отметить целый комплекс проблем, связанных с IТ-инфраструктурой и культурой работы с данными в организации. Ни для кого не секрет, что подавляющая часть отечественных компаний, широко использующих в своей деятельности IT, не имеют «стандартной» информационной инфраструктуры. Здесь термин «стандартная» закавычен неслучайно, поскольку он отображает так называемый уровень зрелости IТ-инфраструктуры по общепринятым мировым стандартам и методикам (для примера можно познакомиться с моделью Microsoft Infrastructure Optimization. Каждый из уровней характеризуется наличием тех или иных служб, реализующих сервисы и процедуры, требуемые для работы с информацией, – среди них имеются и те, что обеспечивают взаимодействие мобильных устройств, в том числе смартфонов, с корпоративными системами.

Нетрудно догадаться, что последние напрочь отсутствуют в украинских организациях. Это тем более странно, поскольку практически все ключевые серверные приложения Microsoft способны напрямую обмениваться данными со смартфонами и коммуникаторами. Так, сервисы электронной почты, календарей, общих документов и пр., входящие в состав Exchange Server 2003 SP2, обеспечивают непосредственную синхронизацию с устройствами на платформе Microsoft Windows Mobile, без посредника в виде ПК. Необходимый механизм интегрирован в Exchange Server и называется Exchange ActiveSync, а для его активации администратору достаточно поставить соответствующий флажок в настройках сервера.

Внедрение подобной службы в организации позволит сотрудникам, снабженным лишь смартфонами и коммуникатороми на платформе Windows, даже находясь вне офиса, полноценно участвовать в рабочих процессах – использовать электронную почту, общие календари и списки контактов, совместно редактировать документы. Для этого нужен лишь доступ к GPRS-сервису от мобильного оператора или подключение к публичной точке доступа Wi-Fi с выходом в Интернет (которые постепенно появляются и в Украине).

Впрочем, не останутся за бортом пользователи смартфонов на других программных платформах (не поддерживающих Microsoft ActiveSync) и даже «классических» мобильных телефонов – для них тот же Microsoft Exchange предоставляет доступ к почтовому ящику, календарю и контактам посредством специального Web-портала Exchange Outlook Mobile Access. Особенность данной технологии состоит в том, что получив запрос от какого-либо устройства, сервер распознает его тип и формирует ответ в зависимости от возможностей его браузера – это может быть WAP-представление, cHTML, xHTML и прочие «мобильные» версии HTML.

Однако при активном использовании на мобильных устройствах корпоративных данных, несомненно, повышается вероятность их перехвата или потери (вместе с самим устройством). И если первая проблема решается довольно просто – посредством шифрования на базе SSL, то вторая обычно требует целого ряда дополнительных мер. Впрочем, некий их вариант уже реализован в связке Microsoft Windows Mobile 5.0 и Exchange Server 2003 SP2. Администратор сервера может централизованно назначить для всех подключаемых смартфонов обязательную парольную защиту хранящейся информации, а также удаленно отдать команду на очистку хранилищ и настроек смартфона или коммуникатора в случае его утери и угрозы взлома пароля.

Конечно, на Exchange Server свет клином не сошелся, клиентское ПО для Microsoft Windows Mobile 5.0 позволяет работать с различными системами, в том числе корпоративными (при наличии соответствующей инфраструктуры), такими как Microsoft Live Communications Server 2005. Существенно расширят арсенал мобильных пользователей и завоевывающие все большую популярность современные Web-службы (особенно построенные на принципах Ajax), которые дают возможность использовать электронную почту, обмениваться мгновенными сообщениями, а иногда и совместно работать с документами. Они, кстати, определенным образом компенсируют и отсутствие той самой IТ-инфраструктуры.

Если же сотруднику недостаточно стандартных коммуникационных возможностей, а нужны специальные средства для сбора и анализа корпоративной информации, подготовки отчетов и т. д., то на этот случай именно платформа Microsoft предлагает наиболее широкий спектр технологий и инструментов – от .NET Compact Framework и Visual Studio 2005 до Microsoft SQL Server 2005 Mobile Edition, клиентская часть которого способна функционировать на Windows-смартфоне.

Совершенствование технического оснащения мобильных устройств – использование мощных процессоров и больших объемов оперативной и флэш-памяти, увеличение размеров и разрешения экранов, постепенное возрастание времени автономной работы, появление вспомогательных аппаратных решений (вроде специальных клавиатур) вместе с развитием программных платформ позволяют надеяться, что уже в ближайшие годы бизнес-коммуникаторы (возможно, не в таком виде, какими они нам видятся сегодня) предстанут неким разумным и заманчивым компромиссом между ноутбуком и мобильным телефоном и закрепятся в арсенале делового человека, руководителя среднего звена или находящегося вне офиса сотрудника, постоянно вовлеченного в бизнес-процессы своей организации.

Однако сочетание развитых возможностей и навыков пользователей должно обязательно подкрепляться соответствующими сервисами IТ-инфраструктуры, поскольку только в этом случае смартфоны и коммуникаторы из дорогих игрушек или, в лучшем случае, записных книжек превратятся в средство повышения производительности труда информационных сотрудников – за счет увеличения скорости принятия решений и т. д.

e-mail автора: [email protected]

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT