В марте текущего года компания Citia Business and Technology Consulting (Citia BTC) объявила о введении в эксплуатацию первой очереди корпоративной информационно-аналитической системы на основе хранилища данных в «Дельта Банке». Поскольку проект характеризуется рядом весьма интересных особенностей, мы решили рассказать о нем.
|
Анна Каштанова: «Полученный BI-инструмент позволяет сотрудникам банка по-новому взглянуть на клиентов и их потребности и, соответственно, более эффективно работать с ними» |
Прежде чем мы приступим к рассмотрению деталей проекта, несколько слов об организации-заказчике. Итак, ООО «Коммерческий банк "Дельта"» – специализированное розничное финансовое учреждение, которое было зарегистрировано 9 февраля 2006 г. и получило лицензию Национального банка Украины 20 апреля того же года. Уставной фонд компании составляет 510 млн грн. НБУ в январе 2007 г. включил «Дельту» в категорию средних банков (по объему активов), а в 2009 г. – в группу крупных. По итогам прошлого года количество клиентов банка достигло 3 млн человек, портфель карточных кредитов на тот момент превысил 1 млрд грн. Сейчас в Украине функционирует более 80 отделений и свыше 500 точек продаж в сетях магазинов «Фокстрот», «Домотехника», «Викотек», Comfy и др.
Курс на BI
Как отметила в беседе с корреспондентом «Компьютерного Обозрения» Анна Каштанова, начальник отдела системного анализа и главный специалист по внедрению Business Intelligence «Дельта Банка», целью компании по состоянию на 2006–2007 гг. было максимальное наращивание кредитного портфеля и завоевание наибольшей доли рынка. Для этого организация фокусировалась на создании доступных и понятных клиентам продуктов, гибких и прозрачных условий договоров; максимальном упрощении процедуры оформления кредита, а также высококачественном сервисе. По словам г-жи Каштановой, поддержку в реализации указанного курса с первых дней существования банка обеспечивало постоянное развитие его информационной инфраструктуры.
В 2007 г. руководство компании ощутило потребность в инструментах анализа данных. «Эксплуатируемые решения для управления региональной сетью, ведения операционного дня банка, контроля карточных операций и пр., где хранилась информация о клиентах, нередко выполняли не совсем характерные им функции», – сообщает представитель «Дельта Банка». Так, службы маркетинга и управления рисками делали объемные выборки по клиентской базе, а центр обслуживания ежедневно формировал тысячи запросов к данным о потребителях. «Безусловно, следовало освободить оперативные системы компании от выполнения "чуждых" им задач», – говорит основной бизнес-консультант проекта от Citia BTC Наталья Абкина.
|
Пример индикативной панели (dashboard), показывающей коэффициент удержания клиентов по областям Украины (данные условны) |
С другой стороны, для работы аналитиков и менеджеров высшего звена указанные решения слабо подходили, так как принципиально не предоставляли необходимых им цельных сведений о состоянии дел банка. «Этим сотрудникам требовалась единая картина происходящего – некий вид сверху», – рассказывает г-жа Каштанова. – Чтобы получить его, ИТ-специалистам учреждения приходилось проводить выборку и интеграцию данных из разных систем». А такой подход не приветствуется в мировой практике, так как в этом случае ИТ-ресурсы используются не по назначению.
Решение о старте проекта созрело летом 2007 г. Тогда банк организовал тендер, который и определил подрядчика. Им стала компания Citia BTC, сумевшая предложить наиболее привлекательные условия для выполнения работ по созданию и внедрению решения «под ключ» на основе аналитического ПО Business Objects XI, СУБД Oracle Database и инструмента извлечения, преобразования и загрузки данных в хранилища Warehouse Builder. По мнению менеджера проекта от интегратора Татьяны Весны, не последнюю роль в получении контракта сыграло то, что команда Citia BTC, ряд специалистов которой занимается Business Intelligence больше десяти лет, уже реализовала несколько масштабных внедрений с применением хранилищ данных в телеком-секторе и имеет опыт работы с банками (например, в «ОТП Банке» велся проект по построению решения для автоматизации процессов управленческого учета и бюджетирования).
Засучив рукава...
В результате всеобъемлющего предпроектного обследования банка, которое проводилось экспертами Citia BTC в течение полугода, были формализованы требования к показателям, используемым для анализа, и их размерностям, создана логическая модель хранилища данных и продумана архитектура новой системы. Как утверждает Анна Каштанова, первым делом в организации радикально пересмотрели процедуры работы с информацией. «Для бизнес-пользователей была реализована возможность самостоятельного получения доступа к необходимым сводным данным и разработки отчетов без участия либо с минимальным вовлечением ИТ-департамента, – сказала она. – Теперь с помощью инструментов аналитики могут быстро и легко формировать запросы и практически на лету получать результаты». Компания пошла еще дальше и сформировала специальные dashboard-схемы, где в наглядном виде отображены показатели деятельности банка.
Между тем, по словам Татьяны Весны, была обеспечена достаточная безопасность информации. «С помощью специальных программных средств установлены права доступа пользователям и их группам», – говорит г-жа Весна. Кроме того, BI-инструмент был персонализирован для каждого сотрудника, например, руководитель отделения располагает только теми отчетами, которые ему требуются для принятия управленческих решений.
|
«Дельта» – едва ли не первый из украинских банков, начавших пользоваться средствами класса Business Intelligence на основе хранилища данных |
Как известно, в прошлом году экономические условия Украины изменились не в лучшую сторону – сказался мировой финансовый кризис. Так как бизнес потребительских кредитов весьма чувствителен к переменам экономической конъюнктуры, «Дельта Банк» начал уделять внимание и другим направлениям деятельности, например депозитным вкладам. «Соответственно, приходилось отражать изменения в информационных системах и концепции хранилища данных, – рассказывает Татьяна Весна. – Что, естественно, увеличило сроки внедрения». Возникали и такие задачи, которые оказывались ситуативными. Поэтому менеджер проекта советует к вопросу об их решении подходить осознанно, уделяя основное внимание действительно актуальным проблемам. «В этом деле важную роль играют лидерские качества менеджера проекта, который устанавливает мораторий на изменения и придерживается направления движения, не меняя его по прихоти», – добавляет Анна Каштанова.
Усложнил проект и, конечно, несколько удлинил сроки тот факт, что параллельно с внедрением информационно-аналитической системы в банке проводились работы по созданию и вводу в эксплуатацию собственного решения по управлению отношениями с клиентами. Как отмечает Наталья Абкина, организация базы данных этого CRM-подобного средства более чем с 200 клиентскими атрибутами – задача не из легких. Соответственно, много усилий направлялось на обеспечение совместимости проектов и тесного взаимодействия эксплуатируемых инструментов.
Компания столкнулась и со сложностью, сопровождающей едва ли не все проекты автоматизации, а именно – проблемой сопротивления людей всяческим новшествам. Она решалась следующим образом – изменения «проталкивались» сверху вниз – от руководства к пользователям. Другая сторона вопроса – недоверие бизнес-пользователей к полученным из новой системы данным. Для доказательства корректности информации причастным к проекту сотрудникам «Дельта Банка» приходилось несколько месяцев работать в режиме повышенной нагрузки, так как отчетность подготавливалась параллельно двумя способами: по-старому – силами ИТ-специалистов, и по-новому – самими аналитиками и менеджерами посредством BI-инструментов. «Толь-ко убедившись в тождественности результатов, пользователи начали "верить" новым данным», – подчеркивает г-жа Каштанова.
Участь решена
В проекте было задействовано 8 консультантов компании Citia BTC и 16 представителей «Дельта Банка» – преимущественно разработчиков. И по заявлению главного специалиста по внедрению Business Intelligence Анны Каштановой, такая структура оправдала себя. «Все задачи, которые ставились перед проектной командой, были успешно выполнены, – говорит она. – Вначале некоторые сотрудники сомневались в том, что от данной инвестиции будет сколько-нибудь ощутимый эффект, однако сейчас, когда ситуация на рынке радикальным образом изменилась и банку необходимо каждый день принимать важные решения, от которых зависит его стратегия, аналитические инструменты доказали свою полезность». Например, организация получила в распоряжение средства, предназначенные для четкой сегментации клиентов. По словам г-жи Каштановой, благодаря их применению снижаются риски и повышается коэффициент удержания потребителей.
В планах компании – расширение масштаба проекта. Так, сейчас ведутся работы по развертыванию средств оценки качества функционирования контакт-центра, управлению маркетинговыми кампаниями и коммуникациями.
Про DCIM у забезпеченні успішної роботи ІТ-директора
"отчетность подготавливалась параллельно двумя способами: по-старому – силами ИТ-специалистов, и по-новому – самими аналитиками и менеджерами посредством BI-инструментов"
- весёлый банк, если автор правильно всё пишет. Это сидят, значит, программисты (или пара админов в головном офисе) и выводят баланс каждый месяц/квартал ))).
И что ж это за пользователи, которым IT-отдел должен доказывать корректную работу отчётов? Хотя тут бывают нюансы. У нас пользователи максимум задают вопросы по поводу цифр. А искать ошибки любого плана - как раз задача пользователей.