`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Что для вас является метрикой простоя серверной инфраструктуры?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Черников

Хроники Snapchat − 2011-16. Шесть лет в инкубаторе

+11
голос

Нью-Йоркской фондовой биржей (NYSE) на 2 марта назначены торги по первичному публичному размещению акций компании Snap Inc. Ее основатели шли к этому дню шесть лет, став за это время одними из самых молодых миллиардеров мира. Вот как это происходило.

Хроники Snapchat − 2011-16. Шесть лет в инкубаторе

С героями нашей истории читатели уже знакомы по первому материалу о Snapchat. Поэтому для краткости мы будем по возможности избегать повторов.

2008-10 − «Хочу сделать то, не знаю что»

Ивен Шпигель встретил Реджи Брауна на первом году своего обучения в Стэнфордском университете. Они вместе присоединились к студенческому научному сообществу Kappa Sigma. Там они встретили Бобби Мерфи.

Хроники Snapchat − 2011-16. Шесть лет в инкубаторе

Шпигель и Мерфи впервые серьезно опробовали свои предпринимательские навыки, пытаясь в 2010 г. запустить учебную справочную систему Future Freshman. Тогда у них ничего не вышло, система не пользовалась спросом. Все основные события, которые и привели к нынешнему IPO, развернулись весной следующего года.

2011 − Идея на миллион

Шпигель и Браун заканчивали свой первый год в Стэнфорде, а Мерфи уже получал степень бакалавра. И тут однажды у Реджи блеснула идея...

«Я хотел бы, чтобы мои фотографии, которые я посылаю этой девочке, скоро исчезали бы сами по себе» − как-то сказал он. Об идее услышал Шпигель, и, как говорят американцы в таких случаях, «станцевал джигу». Шпигель утверждал, что это − «идея на миллион долларов». На 25 миллиардов, амиго! Таким образом родилась идея Snapchat.

Хроники Snapchat − 2011-16. Шесть лет в инкубаторе

Тогда они называли это Pictaboo. И Мерфи, и Шпигель, и Браун − все они провели лето, работая над приложением. Официальная дата начала его разработки − июль. Но уже к началу учебного года у Pictaboo было 127 пользователей, − разумеется, из числа друзей и сокурсников.

Ивен Шпигель, как продукт-дизайнер, придумал логотип с привидением, − который все еще используется сегодня. Внутри этой, тогда еще игрушечной, компании Ивен получил пост «исполнительного директора» (CEO), Бобби стал «главным инженером» (CTO), а Реджи довольствовался должностью «руководителя маркетинговой службы» (CMO).

Начало длительной и вялотекущей драмы в этом зародыше компании относится к августу 2011 г., когда (теперь уже бывшие) друзья начали делить шкуру неубитого медведя. После лета совместной работы над приложением Браун и Шпигель разошлись во мнениях относительно имен на технологическом патенте и цифр в соглашении о распределении акций.

Браун хотел получить 30%. Шпигель и Мерфи не соглашались. В итоге они изолировали его от компании, перехватывали все его электронные письма и поменяли пароли для входа в систему. Затем они также поменяли имя приложения с Pictaboo на Snapchat и начали активно рекламировать его в таком виде друзьям.

Хроники Snapchat − 2011-16. Шесть лет в инкубаторе

Одна из ранних фотографий Ивена Шпигеля и Бобби Мерфи.

Очень скоро «идея на миллион» оправдала себя. Довольно бестолковые и склонные ко всяким проказам ученики средних школ как мухи на мед слетались в приложение. Кроме того, многие из них ранее уже имели горький опыт по поводу того, что попадающее в Интернет навсегда остается в Интернете, − и может порой принести неприятности.

2012 − Инвесторы, пресса и конкуренты

К апрелю в компании был зарегистрирован стотысячный пользователь. Появилась и первая настоящая бизнес-проблема − счета за аренду сервера становились слишком большими. Другими словами, у юной компании появилась необходимость в венчурном капитале.

Хроники Snapchat − 2011-16. Шесть лет в инкубаторе

Транш партнерам предоставил Джереми Ли Ю (Jeremy Liew) из фонда Lightspeed Ventures Partners, − наслушавшись о популярности приложения от дочери своего партнера, Джереми инвестировал в компанию $485 тыс., оценив ее в $4,25 млн.

После получения денег Ивен Шпигель, за несколько недель до официального получения высшего образования, перестал посещать занятия и вообще беспокоиться об учебе.

Как всегда, известность приносит не только славу, но и некоторые неприятности. Один из журналистов «Нью-Йорк Таймс» услышал о приложении и, по своей газетной желтоватой привычке, тут же окрестил его как «sexting tool». Ну конечно, такие «веселые картинки», исчезающие через сутки, могут иметь место. Но последующие годы показали, что тинейджеры, − основная масса пользователей Snapchat, − предпочитают скорее прикалываться, чем разглядывать порно.

К концу года Snapchat был запущен на платформе Android (после iOS) и был реализован захват видео. Facebook почувствовала неладное и за несколько дней до Рождества попыталась запустить собственный сервис Poke («Тык!»), который в прессе описали как «отчаянный клон Snapchat».

Но в течение ближайших недель Snapchat получил буквально взрывную известность, и Poke был благополучно забыт. Известно также, что в декабре с командой Snapchat впервые встречался и лично Марк Цукерберг.

2013 − Год финансирования и хакеров

К февралю 2013 г. через Snapchat пересылалось в день более 60 млн. снимков, − «снапов». Компания провела первый раунд финансирования Series A на сумму $13,5 млн. Теперь ее полная стоимость оценивалась в $60-70 млн.

Хроники Snapchat − 2011-16. Шесть лет в инкубаторе

Компания наняла пять новых сотрудников (всего теперь их стало десять) и переехала в свой первый собственный офис в Venice Beach, CA.

В феврале на сцене вновь появился Реджи Браун, подав официальный иск против компании по поводу нарушения правил работы совместного предприятия, и т.д. Несмотря на судебный процесс, команда продолжала упорно трудится над расширением своего бизнеса. К маю поток «снапов» достиг 150 млн. в день и появились первые большие бренды, интересующиеся платформой в рекламных целях.

Летом были обнародованы результаты второго раунда финансирования Series B. Стоимость компании выросла до $800 млн. Ивен и Бобби впервые взяли себе по $10 млн. Если бы не было этого противного судебного процесса, дела у Snapchat просто не могли бы идти лучше. Впрочем, однажды Ивен признал, что идею для исчезающих сообщений все-таки придумал Реджи.

В октябре была запущена функциональность «Snapchat Stories», т.е., стало возможным делать 24-часовые последовательности фотографий, которые рассказывали о дне, прожитом отправителем, или о каком-либо кратковременном событии в его жизни.

К ноябрю Цукерберг устал от борьбы с Snapchat. Генеральный директор Facebook напрямую предложил Шпигелю $3 млрд. за Snapchat. Тогда это был очень соблазнительный вариант, но Snapchat отклонила предложение.

Продолжая сбор средств, она провела раунд финансирования Series C с хедж-фондом Cotue Management. Компания получила еще $50 млн. при оценке ее стоимости уже более чем в $2 млрд.

К декабрю Snapchat чувствовала себя достаточно уверенно, чтобы показать, кто главный в сегменте, − и объявила войну Instagram, которая только что запустила свой Instagram Direct. Оружием Snapchat стали различные «фильтры», timestamps (отметки о том, когда именно произошло показанное событие) и возможность неоднократного просмотра снапов.

К этому же времени относится злонамеренное нападение на Snapchat, которое выставило напоказ имена пользователя и номера телефона более чем 4,6 млн. пользователей. Сначала компания вообще не видела потребности приносить извинения, − до тех пор, пока чуть не весь Интернет не восстал против нее. Дело пришлось улаживать мировым соглашением с FTC (Federal Trade Commission).

2014-15 − Годы активного развития

Судебное разбирательство с Реджи Брауном находилось в затишье, со слухами о том, что две стороны могут полюбовно уладить свою тяжбу. И действительно, осенью, после больше, чем года судебного разбирательства, Snapchat, наконец, договорилась с ним.

В техническом плане Snapchat добавила к своему аппу текстовые беседы и видео-чат. Она расширила возможности Story, добавив функциональность Our Story, которая позволила добавлять дополнительные снапы-комментарии к однократной Story (рассказе о произошедшем случае). Были также введены «geofilters», − надписи поверх изображения, которые указывали место, где был сделан снап.

Snapchat теперь оценивалась в $10 млрд., и ее отказ от предложенных Facebook $3 млрд. уже не казался таким глупым, как вначале. Пресса уподобила Шпигеля и Snapchat молодому Марку Цукербергу и Facebook.

Хроники Snapchat − 2011-16. Шесть лет в инкубаторе

Snapchat запустила Discover, постоянно включенный, ежедневно обновляемый канал, подающий исчезающее содержание рядом с фирменными рекламными объявлениями. Первыми медиапартнерами охотно стали такие крупные компании и сервисы, как National Geographic, Yahoo News, Daily Mail, Comedy Central, Cosmopolitan, CNN, Food Network, ESPN и др.

Продолжая развивать возможности своего аппа, компания заключила соглашение с трансферной службой Square Cash, что позволило пользователям при необходимости посылать и получать денежные переводы. В декабре Snapchat также потихоньку купила за $14 млн. стартап Scan.me, который работал с QR-кодами, и, производителя линз для видеокамер Vergence Labs. Скоро стало понятно, что затевает Snapchat.

В это же время Snapchat вводит новую функциональность Snaptags, которая генерирует уникальный QR код для каждого пользователя Snapchat. Технология, купленная вместе со Scan.me, теперь используется исключительно утилитарно − когда кто-то указывает своей Snapchat камерой на Snaptag, приложение автоматически добавляет соответствующего человека как друга.

Избегая новых скандалов, Snapchat стала партнером трех неприбыльных организаций, чтобы запустить «Центр Безопасности» (Safety Center) для своих пользователей. Это было следствием периодически возобновляющихся обвинений компании в «секстинге». Центр был предназначен прежде всего для родителей и учителей, которые «слышали звон, да не знают, где он». Они очень мало знали о сервисах Snapchat, и компания надеялась просвещением остудить их гневную риторику.

Snapchat получила еще $500 млн. в новом раунде инвестирования, который включал компанию Alibaba и персонального саудовского инвестора принца Алвалида Бин Талала (Alwaleed Bin Talal). К этому времени Snapchat получила уже $648 млн. от инвесторов.

Продолжала совершенствоваться и технологическая база. Snapchat заменила опцию «Best Friends» на «friend emojis», которые может видеть только владелец аккаунта, и добавила камеру недостаточной освещенности (low light camera) для снапинга в сумерках или в помещении. Компания также расшила свои «геофильтры» на фирмы-рекламодатели, что обеспечило ей отличный источник поступлений.

Хроники Snapchat − 2011-16. Шесть лет в инкубаторе

McDonald’s стала первой компанией, которая заплатила Snapchat за собственный геофильтр для рекламной кампании.

Насколько бурными в жизни Snapchat были предыдущие три года, настолько же спокойным оказалось второе полугодие 2015 г. Пользователей было множество, судебные страсти улеглись, технически апп был уже достаточно совершенен.

Шпигелю и Мерфи оставалось, как говорится, только стричь купоны. В это же время исподволь компания начала подготовку к грядущему IPO. Тем более, что в медиа появились рассуждения о том, что Snapchat напряженно пытается найти способы создания оригинального контента. Тем временем команда из 15 человек, которые управляли тем, что называли «Каналами Snapchat» (Snapchat Channel) была распущена.

Хроники Snapchat − 2011-16. Шесть лет в инкубаторе

В сентябре 2015 г. Snapchat приобрела приложение для распознавания лиц Looksery, чтобы сделать фильтр для селфи. В результате, как написал один из ресурсов, «все радостно блевали радугами в течение многих дней». Бессмысленно, но весело.

Затем практически в течение года о Snapchat не было ярких упоминаний в медиа. Возможно, это было время напряженной юридической и технической подготовки к IPO. Только во второй половине 2016 г., когда Snap Inc. вышла на финишную прямую, она показала целый фейерверк новинок.

2016 − Новейшая история Snapchat

В июне Snapchat без особой шумихи приобрела стартап Seene, работавший в области компьютерного видения, − для того, чтобы мобильные пользователи могли делать 3D селфи.

Хроники Snapchat − 2011-16. Шесть лет в инкубаторе

В июле в аппе появилась новая функциональность «Memories» − доступный для поиска и доступный другим пользователям архив снапов. Теперь можно было добавлять старое содержание к новой Snapchat Story.

В сентябре Snapchat провела ребрендинг, и теперь она называется Snap Inc. Очень удачная замена, поскольку на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) ей присвоен запоминающийся тикер SNAP.

Компания также показала свой гаджет − полностью готовые к массовому выпуску очки Spectacles, которые могут захватывать изображения и до 10 секунд видео. Объявлена и цена на них − $130.

Хроники Snapchat − 2011-16. Шесть лет в инкубаторе

Ивен Шпигель знает толк в дизайне продуктов и не стесняется приглашать для участия в рекламе известных моделей.

В декабре Snapchat ввела «Группы» (Groups), в которых может быть до 16 человек. Беседы в группах традиционно удаляются по умолчанию через 24 часа. Снапы, посланные в пределах группы, могут быть открыты или просмотрены только однажды каждым членом группы, − точно так же, как обычные снапы.

Все прежние функции сохранены, единственное отличие − чужие ничего не смогут увидеть. Пожалуй, эта функциональность стала даже более эффективной и ожидаемой, чем запуск Spectacles, − хотя, казалось бы, решение лежало на поверхности.

2017 − Ну, теперь начнется!

Последнее, что пока сделала Snapchat, − это решительный редизайн аппа, проведенный в январе. Snapchat долго критиковали за сложность навигации. Теперь строка поиска видна сразу. Облегчена работа в разделах «Friends», «Groups», «Discover» и «Stories».

Хроники Snapchat − 2011-16. Шесть лет в инкубаторе

Это все. Snap, компания-учредитель Snapchat, уже 2 марта ждет IPO, которое может оценить компанию в $25 млрд. и более.

PS. Правда, ядовитый ресурс Motley Fool написал, что еще небо не видело таких переоцененных компаний, как Tesla, горнорудная Northern Dynasty Minerals... и Snap. Но это − уже совсем другая история... которую мы расскажем после 2 марта.


Вы можете подписаться на наш Telegram-канал для получения наиболее интересной информации

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Сегодня у них капитализация уже 33 млрд.
Хе-хе...

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT